Кружок "Творческая мастерская"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская» для детей 5 - 6 лет разработана мной в 2021 году.Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям старшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Программа «Творческая мастерская» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
(от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г № 1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tvorcheskaya_masterskaya.doc | 279 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №18»
(МБДОУ «Д/с №18»)
Принята на заседании педагогического совета МБДОУ «Д/с №18» Протокол № __ от «___» сентября 2021г. | Утверждаю заведующий МБДОУ «Д/с №18» _____________ Борисова Л.Н. «___» ________2021г. приказ № ____ от «___» сентября 2021г.
| ||||
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной
направленности
«Творческая мастерская»
для детей 5 - 6 лет
Уровень освоения: базовый
Срок реализации программы: 1 год
Год разработки программы: 2021 г.
Автор – составитель
Соболева Вера Олеговна
воспитатель
г. Бугуруслан, 2021г.
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская» для детей 5 - 6 лет (далее Программа) строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям старшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Программа «Творческая мастерская» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
(от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г № 1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Уставом МБДОУ «Д/с №18» от 18.09.2020г ;
- Положением «Об оказании платных образовательных услугах» от 25.03.2021г №100.
Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – базовый. Он предполагает изучение содержания программы в рамках содержательно-тематического направления программы.
Направленность
Дополнительная общеобразовательная программа «Творческая мастерская» имеет художественную направленность.
Актуальность программы
Актуальность определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у дошкольников наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.
Отличительные особенности программы
Отличительным признаком программы является нетрадиционность форм проведения занятий с использованием нетрадиционной техники аппликации и лепки: мозаичная аппликация, мастер-класс, занятие-погружение, творческие выставки. Программа реализуется в течение 1 года.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 5-6 лет. Обучающиеся данной возрастной группы осознают себя в мире, их мышление становится более широким и гибким. Они умеют соотносить свои взгляды с взглядами сверстников и других людей, пытаются разобраться в собственных чувствах. По утверждению академика РАО Б.М. Неменского, на этом этапе обучения знания и умения обучающихся являются не только целью обучения, но становится средством постижения духовной стороны искусства, через которое происходит обогащение внутреннего мира ребёнка его самореализации и развития в целом. Это программа станет для обучающихся ступенью гармонизации восприятия окружающего мира.
Для успешного усвоения программы количество обучающихся одного года обучения до 15 человек.
Формы обучения и виды занятий по программе
Программа предполагает разнообразие форм и подходов к организации занятий. Форма обучения - очная, заочная, смешанное обучение. При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Отдается предпочтение нетрадиционным формам. Эффективными и педагогически целесообразными при реализации данной программы являются:
Формы занятий:
- групповая;
- индивидуальная;
- работа в микрогруппах;
- индивидуальные или групповые online – занятия.
- образовательные online – платформы, цифровые образовательные ресурсы, видеоконференции (Zoom); социальные сети; мессенджеры; электронная почта;
- комбинированное использование online и offline режимов.
Виды занятий:
- видеолекция;
- online-консультация;
Каждый раздел программы заканчивается обобщающим занятием, которое проводится как:
- конкурсно - игровая и познавательная программа;
- викторина;
- творческий конкурс, отчет, фотоотчет;
- выставка рисунков, плакатов, поделок декоративно-прикладного творчества.
Старшая группа
Совместная со взрослым деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьёй | |
Образовательная деятельность | Режимные моменты | ||
Формы организации детей | |||
Индивидуальные, подгрупповые, групповые | Индивидуальные, подгрупповые | ||
Беседа Рассказ Объяснение Игровые и творческие задания Мультимедийные материалы | Проблемные ситуации Развивающие игры Объяснение | Игры дидактические Интегрированная детская деятельность Продуктивная деятельность Рассматривание иллюстраций Игры с правилами Выставки творческих работ | Беседа Консультации Выставки Экскурсии Детскородительские проекты Совместное художественное творчество |
План работы построен на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания материала.
При работе с детьми применяются следующие методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Используются различные формы работы:
- беседы;
- наблюдения;
- рассматривание.
Структура занятия:
Первая часть занятия – упражнения на развитие координации пальцев рук – пальчиковые игры и упражнения.
Вторая часть занятия – продуктивная деятельность.
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
Начало занятия – как мотив путешествия. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.
Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ. Объяснение
приемов создания. Важно побудить детей предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом. Пальчиковая гимнастика, разминка рук. Самостоятельное изготовление поделки. Анализ готовых поделок. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Объем программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется в объёме 33 занятия по 25 минут – 15ч., 1 раз в неделю.
Режим занятия
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут (очное обучение).
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год. Она составлена так, чтобы знакомство с каждым разделом шло постепенно, от простого к сложному.
1.2. Содержание программы
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам продуктивной деятельности художественно-эстетической направленности.
Задачи программы:
- формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
- закрепить умение пользоваться основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
- обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
- развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
- развитие речевых навыков;
- развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
- воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Программа основывается на следующих принципах:
- принцип наглядности – широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью;
- принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей;
- принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности;
- принцип систематичности – обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей;
- принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха;
- погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения;
- деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
В программе учитываются следующие подходы:
1.Личностно-ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных особенностей.
2.Деятельностный подход - предполагает, что в основе развития лежит активное непрерывное взаимодействие с окружающей действительностью.
3. Индивидуальный подход выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знаний его психологических, возрастных особенностей.
1.3.Учебный план
№ п\п | Наименование тем, разделов | Количество часов | Форма проведения итогов | ||
Общее | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Беседа: «Как появились ножницы». | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Игра « Узнай и назови бумагу» |
2. | «Фрукты» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
3. | «Мисс – Осень» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
4. | «Желтые листья летят» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
5. | «Петушок с семьей» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
6. | «Жираф» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
7. | «Лебеди» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
8 | «Котик» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
9 | «Клоун» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
10 | «Снегирь на ветке» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
11 | «Осенняя берёза» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
12 | «Елочка» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
13 | «Совушка, сова - большая голова» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
14 | «Белый медведь» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
15 | «Мишка косолапый» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
16 | «Кошечка» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
17 | «Пушистое животное» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
18 | «Снегири» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
19 | «Танк» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
20 | «Зимние деревья» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
21 | «Мухомор» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
22 | «Букет для мамы». | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
23 | «Домашние животные кролики» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
24 | «Ваза с цветами» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
25 | «Подарок для Хрюши» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
26 | «Космос» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
27 | «Аквариум» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
28 | «Одуванчики» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
29 | «Праздничный салют» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
30 | «Матрёшка» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
31 | «Радуга» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
32 | «Разные коты» | 25 мин | 10 мин | 15 мин | Выставка поделок |
Итого: | 15 ч. | 6ч. 35 мин | 8 ч. 25 мин. |
1.4.Содержание учебного плана
1 тема «Введение» - 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут. Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Заинтересовать детей работой с бумагой. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность. Развивать внимание, память, мышление.
Практическая часть- 15 минут.
Подв. игра «Найди бумажный предмет»
Дид.игра «Узнай и назови бумагу».
Форма подведения итогов.
Просмотр Видов бумаги для аппликации. Наглядный материал.
2 тема «Фрукты» - 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.. Формировать умение детей из кусочков бумаги создавать определенную композицию, закреплять умение работы с клеем, воспитывать аккуратность, развивать мелкую моторику рук.
Практическая часть- 15 минут.
Мозаичная аппликация
Форма подведения итогов. Выставка поделок
3 тема «Мисс – Осень»- 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
Формировать умение детей выполнять аппликацию, используя листья деревьев.
Практическая часть- 15 минут.
Аппликация из листьев.
Форма подведения итогов. Выставка поделок
4 тема «Желтые листья летят»- 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
С помощью цвета в пластилиновой живописи передать свое настроение к предметам природы, использовать в работе 2 цвета. Развивать мелкую моторику рук.
Практическая часть- 15 минут.
Пластилинография
Форма подведения итогов. Выставка поделок
5 тема «Петушок с семьей» - 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
1. Закрепить знания о домашних птицах, их внешнем облике, повадках.
2. Учить лепить объект из отдельных деталей.
3. Развивать координацию рук, мелкую моторику. 4. Развивать восприятие.
Практическая часть- 15 минут.
Пластилинография
Форма подведения итогов. Выставка поделок.
6 тема «Жираф» - 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
Закреплять умение детей выполнять работу с использованием крупы, дополнять сюжет с помощью цветной бумаги.
Практическая часть. Аппликация из крупы.
Форма подведения итогов. Выставка поделок.
7 тема «Лебеди»- 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
1. Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней.
2. Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах.
3. Развивать мелкую моторику.
Практическая часть- 15 минут.
Пластилинография
Форма подведения итогов. Выставка поделок
8 тема «Котик» 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
Познакомить детей с аппликацией из семян клена или ясеня.
Практическая часть- 15 минут.
Аппликация из семян клена и ясеня
Форма подведения итогов. Выставка поделок
9 тема «Клоун»- 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
1. Учить лепить плоскостные изображения клоуна из отдельных частей и словесной инструкции воспитателя. Закреплять умение в скатывании между ладоней шарика и его сплющивания.
2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, цветовосприятие, глазомер.
Практическая часть- 15 минут.
Пластилинография
Форма подведения итогов. Выставка поделок
10 тема «Снегирь на ветке» - 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
Познакомить детей с аппликацией из пластилина. Научить приемам скатывания, расплющивания, промазывания, деления на части с помощью стеки. Развивать мелкую моторику рук
Практическая часть- 15 минут.
Аппликация из пластилина
Форма подведения итогов. Выставка поделок
11 тема «Осенняя берёза»- 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
1. Расширить знания детей о деревьях (строение, величина, вид).
2. Учить лепить плоскостные изображения берёзы, равномерно располагая осенние листья по веткам берёзы. Закреплять умение скатывать очень тонкие «колбаски» для нанесения характерности строения ствола.
3. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, цветовосприятие, глазомер.
Практическая часть- 15 минут.
Пластилинография
Форма подведения итогов. Выставка поделок
12 тема «Елочка» - 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
Развивать мелкую моторику рук, развивать воображение у детей, воспитывать аккуратность при выполнении работы, терпение и усидчивость.
Практическая часть- 15 минут.
Аппликация из бумаги.
Форма подведения итогов. Выставка поделок.
13 тема «Совушка, сова - большая голова» - 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
1. Расширить представления детей о лесной птице – сове.
2. Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание.
3. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина
Практическая часть- 15 минут.
Пластилинография
Форма подведения итогов. Выставка поделок
14 тема «Белый медведь» - 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
Продолжать знакомство со свойствами мягкой бумаги. Развивать мышление, воображение. Учить создавать живописную композицию, используя изобразительные средства выразительности. Развивать мелкую моторику рук.
Практическая часть- 15 минут.
Аппликация из салфеток
Форма подведения итогов. Выставка поделок
15 тема «Мишка косолапый» - 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
1. Дать детям представление об образе жизни бурых медведей.
2. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость).
3. Развивать цветовосприятие.
Практическая часть- 15 минут.
Пластилинография
Форма подведения итогов. Выставка поделок
16 тема «Кошечка»- 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
Развивать мелкую моторику рук, развивать воображение у детей, воспитывать аккуратность при выполнении работы, терпение и усидчивость
Практическая часть- 15 минут.
Аппликация из ватных дисков
Форма подведения итогов. Выставка поделок
17 тема «Пушистое животное» -25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
Продолжать знакомство с аппликациями из ниток. Развивать мышление, воображение. Учить создавать живописную композицию, используя изобразительные средства выразительности.
Практическая часть- 15 минут.
Работа с различными видами ниток в технике аппликации
Форма подведения итогов. Выставка поделок
18 тема «Снегири» - 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
Познакомить детей с новым способом аппликации. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем.
Практическая часть- 15 минут.
Применение макарон в технике аппликации
Форма подведения итогов. Выставка поделок.
19 тема «Танк» - 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
Закреплять навыки работы с обрывной аппликацией.
Практическая часть- 15 минут.
Обрывная аппликация
Форма подведения итогов. Выставка поделок
20 тема «Зимние деревья» - 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
Познакомить с аппликацией из соли.
Практическая часть- 15 минут.
Аппликация из соли.
Форма подведения итогов. Выставка поделок
21 тема «Мухомор» - 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
1. Расширить представление детей о грибах (форма, цвет, величина, съедобные - несъедобные).
2. Учить лепить плоскостное изображение мухомора, выделяя его отличительные признаки.
Практическая часть- 15 минут.
Пластилинография
Форма подведения итогов. Выставка поделок
22 тема «Букет для мамы». - 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
Развивать пространственное мышление, композиционные умения – создавать из цветов букет на картонной основе. Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.
Практическая часть- 15 минут.
Объёмная аппликация
Форма подведения итогов. Выставка поделок.
23 тема «Домашние животные кролики» - 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
1. Познакомить детей с кроликами.
2. Закрепить умение создавать лепную картину с выпуклым изображением.
3. Развивать у детей живой интерес к природе.
Практическая часть- 15 минут.
Пластилинография
Форма подведения итогов. Выставка поделок
24 тема «Ваза с цветами» - 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
Познакомить детей с новым способом аппликации. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем.
Познакомить детей с новым способом аппликации. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Практическая часть- 15 минут. Выставка поделок. |
25 тема «Подарок для Хрюши» - 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
1. Закрепить представления детей о домашних животных, особенностях их внешнего облика. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина (мягкий, податливый, способен принимать любую форму). Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта.
2. Развивать мелкую моторику.
Практическая часть- 15 минут.
Пластилинография
Форма подведения итогов. Выставка поделок
26 тема «Космос» - 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
Продолжать знакомить детей со способом обрывной аппликации. Формировать знания о космосе. Развивать чувство цвета, воображения у детей.
Практическая часть- 15 минут.
Обрывная аппликация
Форма подведения итогов. Выставка поделок.
27 тема «Аквариум»- 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
1.Учить использовать различные методы работы с пластилином для создания объёмного изображения предметов.
2.Передавать в рисунке характерные черты аквариумных рыбок и аквариумных растений.
Практическая часть- 15 минут.
Пластилинография
Форма подведения итогов. Выставка поделок.
28 тема «Одуванчики» - 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.
Практическая часть- 15 минут.
Аппликация из ниток
Форма подведения итогов. Выставка поделок
29 тема «Праздничный салют» - 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
Формировать умение отражать в аппликации яркие события по памяти и по восприятию. Развивать чувство цвета и чувство ритма.
Практическая часть- 15 минут.
Аппликация из салфеток
Форма подведения итогов. Выставка поделок
30 тема «Матрёшка»- 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
1.Отрабатывать умение заполнять пространство рисунка, растягивая пластилин, заполняя контуры изображения, сглаживая места соединения цветов.
2.Учить сочетать различные цвета.
Практическая часть- 15 минут.
Пластилинография.
Форма подведения итогов. Выставка поделок
31 тема «Радуга»- 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
Познакомить детей с новой техникой. Развивать внимание, аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца.
Практическая часть- 15 минут.
Аппликация из полосок цветной бумаги
Форма подведения итогов. Выставка поделок.
32 тема «Разные коты»- 25 минут.
Теоретическая часть - 10 минут.
1. Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим».
2. Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Практическая часть- 15 минут.
Пластилинография.
Форма подведения итогов. Выставка поделок.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Обучающиеся должны знать:
- знать названия и назначения инструментов и приспособлений (стека, доска для лепки, ножницы и т.д.);
- знать материалы и технические приемы оформления (клей ПВА, бумага, природные материалы);
- знать технические приемы работы с бумагой, картоном, цветными материалами, пластилином;
- знать значения терминов: декорирование, пластилинография, аппликация и т.д.;
- знать значения слов: орнамент, симметрия, асимметрия, композиция;
- знать правила техники безопасности труда и личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
- изготовлять из бумаги, картона аппликации по схеме, с образца, по памяти, по воображению и представлению;
- пользоваться клеем, ножницами, самостоятельно вырезать мелкие изображения;
- применять разные способы декорирования: из подручных материалов;
- владеть приемами аппликации: вырезать, клеить бумагу.
Личностные результаты предусматривают:
- развитие любознательности и формирование интереса к изодеятельности;
- умение работать как самостоятельно так и взаимодействовать в группе, выражать свои мысли и вести анализ своей работы.
Формы подведения итогов
Педагог наблюдает за процессом действиями детей в различных видах техниках аппликации, заполнение Карты наблюдения. Организация выставок детских творческих продуктов. Художественные конкурсы (внутри дошкольного учреждения, городского, муниципального масштаба), дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам). Составление альбома лучших работ.
1.6.Календарный учебный график
Содержание | Группа | |
Возрастная группа | старшая группа | |
Режим работы ДОУ | старшая группа –8.00 – 18.30 | |
Продолжительность учебного года | с 01.10.2020г. по 31.05.2021г. | |
Продолжительность учебной недели | 5 дней (понедельник – пятница) | |
Продолжительность учебного процесса | 33 недели | |
Выходные дни | Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством РФ | |
Праздничные дни | 4 ноября – День народного единства; 01 - 07 января - новогодние каникулы 23 февраля – День защитника Отечества 8 марта - Международный женский день 1 – 3 мая Праздник весны и труда 9 - 11 мая - День Победы; 12 июня - День России | |
График каникул | Осенние: 4.11.2020г. Зимние: 01.01.2021-10.01.2021г. Весенние: 06.03.2021-08.03.2021г. | |
Летний оздоровительный период | с 01.06.2021г. по 31.08.2021г. | |
Вариативность образования | Программа дополнительного образования «Творческая мастерская» | |
Старшая группа– 1 раз в неделю | ||
Мониторинг качества освоения программного материала | 01.10.2020г. - 11.10.2020г. 14.04.2021г. - 30.04.2021г. | |
Объем годовой образовательной нагрузки (количество/ минут) кружка | 33 / Общая нагрузка по программе: - с детьми 5-6 лет – 15ч. | |
Мероприятия, организуемые совместно с родителями | Сентябрь | Знакомство родителей с Программой студии |
Октябрь | Выставка работ «Дары осени» | |
Ноябрь | Консультация «Что такое аппликация?» | |
Декабрь | Выставка работ «Золотая осень» | |
Январь | Подготовка буклетов «Аппликация в нетрадиционной технике» | |
Февраль | Выставка работ «Веселые Снеговики» | |
Март | Консультация «Аппликация – это интересно!» | |
Апрель | Выставка работ «Волшебный мир аппликации» | |
Май | Оформление выставки «Вот какие наши папы!» |
1.7.Условия реализации программы
Условия реализации программы
- Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно – гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым.
- Просторный светлый кабинет с достаточной площадью для занятий.
- Для занятий пластилинографии, аппликации, прикладным творчеством требуются столы, стулья.
- Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение
а) наглядные пособия, образцы работ;
б) слайды, видео – аудио пособия;
в) иллюстрации образцов аппликации и пластилинографии;
г) заготовки природного материала;
5. Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо наличие компьютера с выходом в Интернет, соответствующего программного обеспечения.
В группе детского сада создан центр изобразительной деятельности. Основная цель создания данного центра заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный центр объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой). Материалы центра, связанные с развитием изобразительной деятельности, располагаются рядом с игрушками, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в аппликации. Созданная композиция или работа часто обыгрываются детьми. В центре достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Для хранения материалов есть шкаф для расположения и систематизации материалов и инструментов, магнитная доска для крепления иллюстраций, детских книг и других материалов. Для демонстрации детских работ имеется «Стена творчества». Она расположена непосредственно в раздевальной комнате. Данная стена оформляется работами детей. Важным для детей младшего дошкольного возраста является фонд различных материалов: картон, цветная бумага, наборы для аппликации, фигурки животных для тактильного обследования и игры «Чудесный мешочек».
Группа оформляется материалами, отражающими осваиваемое содержание какой-либо темы.
Используемые материалы: картон белый, картон цветной, бумага цветная, гуашь цветная 6 цв., краски акварельные 12 цв., восковые мелки, пластилин, клей ПВА,
сухие листья, семена растений, всевозможная крупа, цветная бумага, газетная бумага, салфетки, вата, ватные диски, ватные палочки, шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания, кусочки ткани, фетр, кожаные кусочки, пуговицы, проволока, бусинки, бисер. паетки, тесьма, лента.
Инструменты и приспособления:
- Инструкционные карты и схемы изготовления поделок.
- Инструкционные карты сборки изделий.
- Образцы изделий.
- Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
- Карандаш
-Ножницы простые
-Стеки для пластилина
-Дыроколы фигурные
-Стаканы для воды
-Кисти для клея
- Линейка
- Клеёнка для аппликации.
Основные методы работы.
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме.
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Работа по образцу. Составление плана работы по изготовлению изделия.
Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей. Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т.д.), разным видам искусства (художественная иллюстрация, открытки, изделия народных промыслов). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребенка на выполнение задания, в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Типы занятий:
- комбинированный;
- первичного ознакомления с материалом;
- усвоение новых знаний;
- закрепление, повторение.
Формы организации занятия:
- выставки детских работ в детском саду;
- участие в городских, конкурсах;
- презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
№ п/п | Дата | Время | Форма занятий | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 09.10.2020 | 15.35-15.50 | теоретическое занятие | 25 минут | Вводное занятие. Беседа: «Как появились ножницы». | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
2 | 16.10.2020 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Фрукты». Мозаичная аппликация. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
3 | 23.10.2020 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Мисс – Осень». Аппликация из листьев. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
4 | 30.10.2020 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Желтые листья летят». Пластилинография. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
5 | 06.11.2020 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Петушок с семьей» Пластилинография. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
6 | 13.11.2020 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Жираф». Аппликация из крупы | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
7 | 20.11.2020 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Лебеди». Пластилинография. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
8 | 27.11.2020 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Котик». Аппликация из семян клена и ясеня. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
9 | 04.12.2020 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Клоун». Пластилинография. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
10 | 11.12.2020 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Снегирь на ветке». Аппликация из пластилина. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
11 | 18.12.2020 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Осенняя берёза». Пластилинография. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
12 | 25.12.2020 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Елочка». Аппликация из бумаги. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
13 | 15.01.2021 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Совушка, сова - большая голова» Пластилинография. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
14 | 22.01.2021 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Белый медведь» Аппликация из салфеток. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
15 | 29.01.2021 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Мишка косолапый». Пластилинография. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
16 | 05.02.2021 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Кошечка». Аппликация из ватных дисков. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
17 | 12.02.2021 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Пушистое животное». Работа с различными видами ниток в технике аппликации. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
18 | 19.02.2021 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Снегири». Применение макарон в технике аппликации. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
19 | 26.02.2021 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Танк». Обрывная аппликация. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
20 | 05.03.2021 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Зимние деревья». Аппликация из соли. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
21 | 12.03.2021 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Мухомор». Пластилинография. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
22 | 19.03.2021 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Букет для мамы». Объёмная аппликация. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
23 | 26.03.2021 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Домашние животные кролики». Пластилинография. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
24 | 02.04.2021 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Ваза с цветами». Аппликация из макарон. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
25 | 09.04.2021 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Подарок для Хрюши». Пластилинография. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
26 | 16.04.2021 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Космос». Обрывная аппликация. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
27 | 23.04.2021 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Аквариум». Пластилинография. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
28 | 30.04.2021 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Одуванчики». Аппликация из ниток. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
29 | 07.05.2021 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Праздничный салют». Аппликация из салфеток. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
30 | 14.05.2021 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Матрёшка». Пластилинография. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
31 | 21.05.2021 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Радуга». Аппликация из полосок цветной бумаги. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
32 | 28.05.2021 | 15.35-15.50 | практическое занятие | 25 минут | «Разные коты». Пластилинография. | Групповое помещение | просмотр детских поделок |
15 часов |
1.8.Формы аттестации/контроля
Для отслеживания уровня освоения содержания программы используются входная и итоговая диагностика. Уровень развития детей анализируется по итогам педагогической диагностики «СОНАТО-ДО».
Формы проведения диагностики:
− диагностические занятия (по каждому разделу программы);
− наблюдения, итоговые занятия.
Основной формой подведения итогов реализации данной программы являются ежегодные областные, международные и всероссийские конкурсы.
Методы педагогического мониторинга: наблюдение, опрос; степень развития личностных качеств.
Формы педагогического мониторинга: занятие контроля знаний, собеседование. Основной формой подведения итогов обучения по каждому разделу программы является итоговое занятие, которое проводится в форме викторины, игровой программы, участие в конкурсах различного уровня.
Основной формой подведения итогов реализации данной программы являются выставки работ по аппликации и пластилинографии.
Методы педагогического мониторинга: наблюдение, степень развития личностных качеств; качество сформированности прикладных умений и навыков. Результаты фиксируются в индивидуальной карте развития воспитанника.
Формы педагогического мониторинга: занятие контроля знаний, собеседование, выставки. Основной формой подведения итогов обучения по каждому разделу программы является итоговое занятие, которое проводится в форме выставки работ по разделу и итогам года.
1.9.Оценочные материалы
Для отслеживания результатов образовательной деятельности используются следующие виды контроля:
∙ начальный контроль (сентябрь),
∙ итоговый контроль (май)
Сводная таблица составляется в электронном виде. Данные отражают динамику роста овладения детьми навыками ручного труда.
Во время свободных игр, в режимные моменты или на занятиях происходит наблюдение за поведением детей. Результаты наблюдений фиксируются.
Критерии оценки детских способностей по аппликации.
1 Способность самостоятельно выполнить работу после показа.
2 Полное выполнение задания.
3 Умение структурно распределять ход работы.
4 Способность образно представить будущий результат.
5 Степень проявления творчества.
6 К концу учебного года большинство детей умеют правильно пользоваться материалами и инструментами, содержать
их в определённом порядке, после работы убирать своё рабочее место.
7 Ребёнок овладевает умением не только в точной последовательности выполнять задания педагога, но и творить сам.
Высокий уровень:
1) ребенок выполняет работу после показа воспитателя;
2) все действия с материалом правильные, целенаправленные, с положительным результатом;
3) последовательно распределяет действия;
4) способен прогнозировать будущую работу;
5) способен внести в работу личную задумку;
Средний уровень:
1) ребенок выполняет действия при некотором участии педагога;
2) допускает ошибки при работе, не уверен в результате;
3) распределяет действия при помощи воспитателя;
4) частично уверен в выполнении задания;
5) способен внести в работу личную задумку только при помощи воспитателя;
Низкий уровень:
1) ребенок не способен самостоятельно выполнить работу;
2) при работе с материалом действия неправильные;
3) не может последовательно выполнять действия;
4) действия сопровождаются участием педагога;
5) нет творческого подхода при выполнении работы.
1.10.Методические материалы
Программа «Творческая мастерская» учитывает возрастные особенности обучающихся, основывается на занимательности материала и предусматривает использование разных методов и приемов в комплексе.
Один год обучения построен в форме разной тематики являются разделами программы. Они получили свое название в зависимости от нахождения природного материала, с которым идет работа в разделе. Первый месяц полностью посвящен заготовке материала. Проводятся экскурсии в различные природные уголки по разделам для сбора материала. Важная роль должна отводиться настрою обучающихся при сборе природного материала. Необходимо, чтобы обучающиеся не потребительски относились к природе, знали правила сбора природного материала. В душе ребенка должно остаться ощущение, что он не навредил природе, смог дать ей вторую жизнь в своих поделках.
Каждый последующий раздел программы начинается с ознакомления с возможностями природного материала и заканчивается обобщающим занятием, которое проходит в форме организации выставок по теме, поделок.
Ведущими формами занятий с обучающимися текущего года обучения являются активные игровые формы:
- занятие-путешествие;
- эстафета творческих заданий;
- занятие-сказка;
- коллективные формы работы.
Для преодоления трудностей организации коллективной работы с обучающимися, для успешного овладения знаниями и формирования у них компетенции сотрудничества на занятиях используются такие организационные формы, как работа в парах или творческих группах, где каждый может обучать другого и контролировать независимо от уровня общей подготовки.
Знакомство с наглядным материалом - неотъемлемая часть занятий в «Творческой мастерской », так же как организация выставок поделок.
Для развития навыков творческой познавательной деятельности на занятиях «Творческой мастерской» целесообразно применять проблемно-поисковые методы. При этом используются следующие приемы: создается проблемная ситуация, организуется коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, педагог подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучающиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемы. Этот метод способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.
Наряду с проблемно-поисковыми методами применяются такие методы, как словесные (рассказ, эвристическая беседа, диалог), наглядные (необходим богатый, яркий иллюстративный материал, плакаты, репродукции картин, предметный материал), практические (упражнения, заданий по тематике занятий).
1.11. Список литературы
1.БелошистаяА.В., Жукова О.Г. «Бумажные фантазии. Лес».
2. Богатеева З.А. «Занятия аппликацией в детском саду» М.Просвещение 1988г.
3. Васина Н.С. Волшебный картон /Надежда Васина. М. : Айрис – пресс, 2013.
3.Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М. «Просвещение», 1992.
4.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: М. «Просвещение», 1991.
5.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст: учебно-методическое пособие М.: ИД « Цветной мир», 2012.
6. Лыкова И.А. «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г.
7.Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолова, З. М. Поварченкова; художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с.: ил. – (В помощь педагогам ДОУ).
8. Давыдова Г. Н. Пластилинография - 2. Издательство Детский дизайн, 2008.
9.Давыдова Т. Весёлые уроки. Лепим из пластилина и солёного теста. – М.: СТРЕКОЗА-ПРЕСС, 2004.
10.Данкевич Е., Жакова О. Лепим из пластилина.
11.Деревянко Т. Забавные зверушки. Лепим из пластилина. АСТ-ПРЕСС, 2011.
12.Колдина Д.Н. Детское творчество. Лепка с детьми 5-6 лет-М.: Мозаика-Синтез, 2016.
Интернет – ресурсы для педагога
- https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/379724-plastilinografija-muhomory
- https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-evgenevna-belenko/aplikaci-iz-makaron.html
- https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/151725-applikacija-sharikami-iz-salfetok-belyj-medve
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2018/10/10/applikatsiya-frukty
- https://infourok.ru/applikaciya-v-starshey-gruppe-elochka-3498308.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/aplikacija-iz-osenih-listev-devushka-osen.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-koshechka-iz-vatnyh-diskov-dlja-detei-starshe-podgotovitelnoi-grupy.html
- https://ped-kopilka.ru/blogs/blog75467/razrabotka-zanjatija-na-temu-ob-mnaja-aplikacija-iz-cvetnoi-bumagi-buket-dlja-mamy.html
Список литературы для детей
1.Дмитриева В.Г. Аппликации «Домашние любимцы» Издательство: АСТ, 2020г.
2.Никитина Е.: Художники: Соловьева Евгения, Шведова М., Литошенко И.
Школа маленьких совят. Пластилиновые картинки. Стрекоза, 2020г.
3.Художник: Гончарова Дарья. Редактор: Винклер Юлия «Рисуем пластилином» Хатбер, 2018г.