Материалы для занятий

Проекты, познавательная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА Р.П. СВЕРДЛОВСКИЙ

Г.О. ЛОСИНО - ПЕТРОВСКИЙ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Тел: 8 (496) 563 – 08 – 77                                                                             E-mail: mdou42solnychko@mail.ru.

Тел.:8 (496)250 -10 -29

141140, МОСКОВСКАЯ ОБЛ., ЩЁЛКОВСКИЙ РАЙОН, ПОС. СВЕРДЛОВСКИЙ, УЛ. ЗАВОДСКАЯ,  ВЛАДЕНИЕ 2     

                           

«Опытная и экспериментальная деятельность во 2 младшей группе»

        Воспитатель: Ловягина А.В.

2021 г.

Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия.

Развитие познавательной деятельности детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, усвоение знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться через формирование опытно-экспериментальных навыков        

Для организации экспериментирования педагог учитывает возрастные особенности воспитанников второй младшей группы (3–4 года):

•Любознательность. Дети активно изучают новые предметы и с интересом расширяют представления о знакомых явлениях и объектах.

•Проявление самостоятельности. Педагог должен поощрять стремление детей к приобретению новых знаний.

•Образность и непроизвольность памяти. Дети лучше всего запоминают то, что вызвало наибольший интерес и положительные эмоции. Однако долго удерживать внимание пока сложно, поэтому педагог учитывает потребность дошкольников в частой смене исследуемых предметов или видов изучения.

•Формирование образного мышления. Способность воспроизведения образов вне прямого контакта с объектами исследования даёт возможность привлекать новые для детей виды обучения во время занятия: прослушивание тематических стихотворений и сказок, отгадывание загадок, проведение бесед.

•Высокая эмоциональность. Ребёнку важно получать одобрение и похвалу. Педагог прогнозирует ситуацию успеха при подготовке будущего занятия.

•Активное развитие речевой деятельности. Во время исследования предметов и наблюдений проводится работа по развитию речи и пополнению словарного запаса

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе направлена на решение ряда задач:

Образовательные: ◦расширение представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;

◦формирование способности самостоятельного исследования предметов;

◦обучение умению использовать приборы в исследованиях (весы, магниты).

Развивающие: ◦совершенствование мелкой моторики и координации движений;

◦развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;

◦развитие внимания и памяти;

◦развитие речевых способностей.

Воспитательные: создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;

◦создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание взаимопомощи внутри коллектива;

◦развитие самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;

◦развитие умения следовать поручениям взрослого.

Виды детского экспериментирования во второй младшей группе можно выделить по характеру познавательной деятельности воспитанников

Мотивирующее начало занятия должно не только содержать развлекательный элемент, но и побуждать к решению какой-либо проблемной ситуации, вызывать желание выяснить значение проведённого исследования. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедий, демонстрация слайдов, видеороликов), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематическая гимнастика или зарядка, проводятся познавательные беседы, в которых воспитанникам предоставляется возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи, герои кукольного театра.

Временной план занятия

Занятие по экспериментированию имеет примерный план:

•организационный момент — 1 минута;

•мотивирующее начало занятия — 3–4 минуты;

•игровая или двигательная активность — 4–5 минут;

•практическая деятельность — 4–6 минут;

•подведение итогов, рефлексия — 1 минута.

  • Например, дети знают, что снег тает на улице весной, когда воздух начинает прогреваться. Опыт «Что такое снег?» иллюстрирует переход воды из твёрдого состояния в жидкое при плюсовой температуре.
  • Поисковое экспериментирование: результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети могут не знать, из каких материалов предметы точно утонут, а какие останутся на поверхности воды. Опыт «Поплывёт или утонет» покажет, что металлические и каменные изделия пойдут ко дну, а деревянные и пластиковые способны плавать.

        «Имеет ли форму вода?»

Во второй младшей группе занятие в рамках опытно-экспериментальной деятельности строится с учётом возрастных особенностей детей 3–4 лет и по нормам САНПиН длится не более 15 минут..

Временной план занятия

Занятие по экспериментированию имеет примерный план:

  • организационный момент — 1 минута;
  • мотивирующее начало занятия — 3–4 минуты;
  • игровая или двигательная активность — 4–5 минут;
  • практическая деятельность — 4–6 минут;
  • подведение итогов, рефлексия — 1 минута.

Таблица: картотека опытов и экспериментов

Тематика

Содержание опытов и экспериментов

«Жидкая форма воды»

  • Опыты с изучением основных свойств воды: способности нагреваться, растворять вещества (соль, сахар, краски), принимать форму различных ёмкостей, выталкивать деревянные, резиновые, пластмассовые предметы.
  • Игры-эксперименты: вылавливание игрушек из воды сачками, переливание воды на скорость из одного сосуда в другой при помощи черпаков, игры с водяной мельницей, брызгающими игрушками.

«Твёрдая форма воды: лёд и снег»

  • Экспериментирование со снегом: наблюдение за процессом таяния снега, изучение свойств мокрого снега.
  • Экспериментирование со льдом: наблюдение за таянием сосулек, изучение процесса замерзания воды.
  • Игры-эксперименты: лепка снеговиков, рисование на снегу, создание ёлочных украшений или бус из льдинок, заливание горки для кукол.

«Песок»

  • Экспериментирование с сухим песком: просеивание, рисование песчаной струйкой, игра с песочной мельницей, создание цветного песка (раскрашивание).
  • Игры-эксперименты с влажным песком: лепка руками песочных пирожков, изготовление куличей при помощи формочек и ведёрок, выкапывание пещер и тоннелей.
  • Действия с кинетическим песком: скатывание, лепка, разминание, выдавливание узоров.

«Воздух»

  • Моделирование явлений: создание вихря при помощи кусочков бумаги и воздушной струи, бурунов в стакане с водой.
  • Опыты по определению силы и направления ветра: наблюдения на улице с вертушками, султанчиками, флюгером, воздушным змеем, флажками, ветряной мельничкой.
  • Экспериментирование по созданию мыльной пены, мыльных пузырей.

«Объекты растительного мира»

  • Эксперименты с посадкой луковицы.
  • Наблюдения за распусканием почек или бутонов на ветке дерева, окрашиванием белых цветов при погружении в цветную воду.

«Ткани»

Экспериментирование с различными видами тканей для выявления их свойств: способность впитывать воду, мнётся или нет, прочная или рвётся.

«Свет и тень»

  • Игры-эксперименты с солнечными зайчиками, разноцветными линзами, элементами театра теней.
  • Экспериментирование с солнечным светом: изучение способности солнечных лучей нагревать поверхность предметов, способствовать активному росту растений.

«Магнит»

Экспериментирование с магнитами и металлическими предметами (для этих опытов обязательно знакомство с техникой безопасности).

Материальная база опытно-экспериментального центра:

  • природные материалы: песок, камни, образцы древесины, листья, зёрна, ракушки;
  • другие материалы: образцы тканей, бумаги;
  • игрушки для исследований: шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
  • приборы: магниты, линзы цветные и увеличительные, зеркало, линейки, весы;
  • сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы;
  • медицинские материалы: ватные диски и палочки, марля;
  • вещества: соль, сахар, пищевые красители, мука, мыльные пузыри;
  • фартуки, косынки, нарукавники.

Все материалы и приборы в исследовательском центре доступны воспитанникам под контролем педагога

Ящики с материалами для проведения опытов младшими дошкольниками обозначаются при помощи картинок-символов

C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_3696.pngC:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_3702.jpgC:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_3639.jpgC:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_3678.pngC:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_3641.jpgC:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_3514.png

Литература:

  1. Гринберг Д. «Первая книга опытов и экспериментов для детей».
  2. Ермолаев С. Д. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах».
  3. Лазарев В. С. «Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Практическое пособие для руководителей».
  4. Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование».
  5. Москаленко В. В. «Опытно-экспериментальная деятельность. Программа развития, проектная технология (из опыта работы)».
  6. Наварро П., Химинес А. «Тайны звука», «Тайны света», «Тайны электричества и магнетизма», «Тайны жидкости».
  7. Рыжова Л. В. «Методика детского экспериментирования».
  8. Выпуски учебно-методического пособия «Экспериментирование и творчество» под ред. И. А. Лыковой.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 «Солнышко» общеразвивающего вида

р.п. Свердловский, г.о. Лосино-Петровский Московской области

Конспект

 интегрированного занятия в средней группе

« Ранняя весна»

(образовательные области: социально-коммуникативная, познание, чтение художественной литературы, изобразительная , физическая культура)

               

                                                                     Воспитатель - Ловягина А.В.                                                        

                                                                                                   

2022 гг.

Программное содержание: приобщать детей к поэзии, закреплять и обобщать   знания о весне, жизни животных в лесу, создавать художественное изображение, согласно замыслу; пополнять словарный запас («проталины, «первоцветы»);познакомить с растениями, занесенными в  Красную книгу.

Задачи

  1. Обогащать словарный запас по теме «Приметы ранней весны». Активизировать речь детей по теме.
  2. Продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности, путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия..
  3. Учить подбирать слова-определения к существительному
  4. Учить отвечать полными предложениями; составлять предложения о весне с опорой на сюжетные картинки, и распространять составленные предложения (учить составлять распространенные предложения)
  5. Продолжать учить детей составлять рассказ по опорным картинкам

Задачи в интеграции:

Познавательное развитие:

1. Закрепить и систематизировать знания детей о времени года весна и её приметах.

2. Развивать познавательную активность и интерес к окружающему миру природы.

3. Уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных, растениях весной.

4. Упражнять в умении выявлять простейшие причинно следственные связи, развивать слуховое внимание, мелкую моторику

5. развитие познавательных интересов детей; любознательности и творческого воображения;

Социально-коммуникативное развитие.

1. Воспитывать бережное отношение к природе

2. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.

3.Учить выполнять совместные задания, упражнения с другими детьми;

4. Воспитывать умение работать сообща.

Художественно-эстетическое развитие.

1.Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, ритма, творчество.

2.Развивать мелкую моторику, подготовить ручку ребенка к письму; развивать координацию движений, внимание;

3.Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик.

Физическое развитие.

1. Упражнять в умении соотносить речь с движениями

2. Развивать мелкую моторику

3. Дать возможность детям испытать разнообразные мышечные нагрузки

Предпосылки учебной деятельности:

- формировать умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

- формировать умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

- развивать умение фантазировать и воображать,

,-развивать умение ребенка общаться со взрослым и сверстниками, работать сообща и в парах

Оборудование для педагога: телевизор, презентация «Весна» «лесная газета»(изображение следов животных ),картины художников , изображение подснежников, пролесок:  

Оборудование для детей: презентация «Весна», проталины,  картины о весне и ее приметах, фонограммы; классическая музыка, тонированная бумага, гуашь, кисти, клей, соль, образец предстоящей работы.

                Ход занятия.

 1.Оргмомент.

    Воспитатель

   -Становись скорее в круг!

    Я- твой друг и ты-мой друг.

    Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

 П. Основная часть

  - Дети, с каким настроением вы пришли в детский сад?

  - Как вы думаете, погода может влиять на это?

    Давайте подойдем к окошку и понаблюдаем …

    (Какое небо? Что стало со снегом? Во что одеты люди?)

   - После какого времени года наступает весна?

     Весной тает снег, бегут ручьи, солнце   светит ярче, появляются первые цветы,

     тают    сосульки (капель), растаял снег ,день стал длиннее, ночь короче,

     возвращаются домой перелетные птицы , люди меняют одежду на более легкую.

      А вам интересно, что происходит в лесу? Каких зверей и птиц мы там встретим? 

- Раз-два –мы в лесу. (Следы животных)

-Каких зверей мы там можем встретить?

-Весной у диких животных появляются детеныши(у медведя-..,у белки-…у зайчихи-…,у лисы-…

    (Лесная газета, теневой театр)

     Выход  гостя (месяц Март)

Гость представляется и говорит, что он с подарками (в корзиночке показывает поочередно)

Воспитатель

- Март-капельник, протальник,

  Апрель-водолей, березень,

  Май-цветень, травень

Гость достает подснежник. Рассказ воспитателя о первоцветах.

А вам интересно посмотреть на цветущие подснежники?

Отправимся  на автобусе. Кто будет управлять?

Просмотр видеоматериала.

Физкультминутка.

Улыбаются все люди.

Весна, весна, весна!

(дети говорят улыбаясь).

Она везде, она повсюду!

(Красна, красна, красна - повороты).

По лугу, лесу и поляне.

Идет, идет, идет – (шагают на месте).

На солнышке скорей погреться.

Зовет, зовет,   зовет – (руки «трубочкой»).

И в ручейке лесном задорном,

Звенит, звенит, звенит- (хлопки).

И все живое сразу слышит

Весенний звон, весенний звон, звонки).

А вам интересно посмотреть на цветущие подснежники?

Отправимся  на автобусе. Кто будет управлять?

3.Творческая мастерская.

   Дети рисуют подснежники и проталинки(снег(клей и соль)-завершение композиции)

  Игра «Один - много» (с мячом).

Ручей – ручьи

Дождь – дожди

Подснежник – подснежники

Скворец – скворцы

Капля - капли

Сосулька – сосульки

Лужа – лужи

Лист – листья

Дерево – деревья.

4.Итог.Рефлексия.

            Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

  Приметы весны повторяем:

 - Весной солнце светит ярче.

 - Весной появляются проталинки.

 - Весной вырастают подснежники.

 - Весной бегут ручейки.

 - Весной возвращаются перелетные  птицы.

5.Сюрпризный момент.