Главные вкладки
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно образовательном процессе
Здоровьесберегающие технологии в воспитательно образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2_zozh.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Воспитатель Якушева Е.В.
ГБДОУ «Детский сад №44»
Важным периодом в процессе формирования личности человека является дошкольный возраст. В этом возрасте очень сильно развиваются различные способности ребёнка, формируются нравственные качества личности, вырабатываются черты характера, а также закладываются и укрепляются основы здоровья и развития физических качеств. Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки [1, с.34]. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий. Актуальность вопросов использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает год от года. Поэтому сейчас большое внимание уделяется, этим вопросам, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Известно, что Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье «как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов»[2, с.42]. Некоторые исследователи видят в здоровье реализацию специфических способностей человека к проявлению резервов организма, к устойчивости, к сопротивлению, самосохранению и саморазвитию. Очевидно, что формирование таких способностей у подрастающего поколения становится на сегодняшний день одной из самых приоритетных задач в практической деятельности российских педагогов.
Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие «технология». По определению Ковалько В.И. технология в любой сфере – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результатов деятельности предварительно поставленным целям [3, с.37].
Под здоровьесберегающей технологией в дошкольном образовании понимается технология, направленная на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.[7, с.21]
Здоровьесберегающая образовательная технология, по мнению
Сивцова А.М. – система, которая создаёт максимально возможные условия для укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования[4, с.213].
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
- условия обучения ребёнка в образовательном учреждении (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим [6, с.31].
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи [5, с.48].
Существует довольно много видов здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, такие как: медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду [7, с.82]. Все виды технологий по-своему хороши. Они направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей.
При формирования здоровья следует включать в режим ребёнка двигательную активность, к которой относятся: физминутки, подвижные игры малой и средней интенсивности, пальчиковые игры, активное слушание музыки; и оздоровительные компоненты. К ним относятся: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика, самомассаж. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Список использованных источников
1. Анохина, И. А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ / И.А. Анохина // Методические рекомендации . - 2008г. – С. 34.
2. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Ахутина, Т.В. // Школа здоровья. – 2000г. – С.42.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии / Ковалько В.И. // М.: ВАКО, 2007г. – С.37.
4. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / Сивцова А.М. //Методист. – 2007г. – С.213.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога/ Смирнов Н.К. // Методические рекомендации.-2016г. – С.48
6. Сонькина В.Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Сонькина В.Д. , М.М. Безруких,. // Гуманитарные науки и образование. – 2002г. – С.52