Программа кружка
Данная программа относится к художественной направленности. Уровень освоения – базовый. Программа служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению и применению знаний по технологии в повседневной жизни. Формирует интерес к различным профессиям, к истории народного творчества, уважению к труду людей. Художественное творчество — одна из сторон деятельности человека. Умения и знания, получаемые в кружке «Умелые ручки», возможно применять в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 39.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Байтеряковская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» На заседании ШМО Классных руководителей ___________ Гаврилова С.М. Протокол № ___ от «____»____________2020 г. | «Принято» На заседании педагогического совета школы Протокол № ____ от «____» ______________ 2020 г. | «Утверждено» Директор Байтеряковской СОШ _____________С.А.Шушпанов. Приказ № ___ от «___»______________2020 г. |
Программа
по внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
Срок реализации – 1 год
Возраст учащихся: 7-8 лет
Составитель:
Дорофеева Ольга Григорьевна
учитель начальных классов
Байтеряково
2020г
.
Пояснительная записка
Данная программа относится к художественной направленности. Уровень освоения – базовый. Программа служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению и применению знаний по технологии в повседневной жизни. Формирует интерес к различным профессиям, к истории народного творчества, уважению к труду людей. Художественное творчество — одна из сторон деятельности человека. Умения и знания, получаемые в кружке «Умелые ручки», возможно применять в повседневной жизни.
Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов
Цель: создание условий для выявления и развития творческих способностей детей, пробуждать инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Задачи:
1. Расширение знаний о различных видах материалов и способах работы с ними.
2. Развитие образного мышления, внимания, моторных навыков, фантазии.
3. Формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении практических работ.
4. Формирование творческой, разносторонней развитой личности.
Срок реализации программы - 1 год
Возраст обучающихся –8-9 лет
Режим занятий – 1,5часа в день, с13.00 по 14.30
Методы контроля - тестирование, индивидуальный и фронтальный опросы, защита проектов, участие в конкурсах, мини-выставка, итоговое занятие.
Ожидаемый результат – при освоении данной программы ученик должен повысить свои творческие способности; создавать и представлять доклады в форме проектов; пользоваться инструментами.
Учебный план
№ п/п | Тема | Число часов | Формы контроля | ||
всего | на теорию | на практику | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | |
2. | Работа с природным материалом. | 3 | - | 3 | |
3. | Работа с бумагой и картоном | 10 | 1 | 9 | |
4. | Работа с пластилином | 4 | 1 | 3 | |
5. | Работа тканью | 5 | 1 | 4 | |
6. | Работа с бросовым материалом | 8 | 1 | 7 | |
12. | Проекты. | 2 | - | 2 | защита |
13. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | выставка |
Всего | 34 | 5 | 29 |
Содержание учебного плана
- Вводное занятие (1 ч.)
Теория: первичный инструктаж на рабочем месте. Санитарно-гигиенические требования. Знакомство с кружком..
2. Работа с природным материалом (3ч)
Практика: экскурсия, сбор природного материала, составление аппликаций и поделок из осенних листьев.
3.Работа с бумагой и картоном (10ч)
Теория: правила Т/Б при работе бумагой, картоном, ножницами, клеем, инструментами и приспособлениями для аппликаций и поделок из бумаги и картона.
Практика: заготовка, раскрой лекал из картона, наклеивание фоновую картонную поверхность, склеивание, раскраска готового изделия, работа по шаблонам, заготовка скрученной бумаги, склеивание бумаги.
4.Работа с пластилином(4ч)
Теория: правила Т/Б при работе с пластилином. Знакомство с видами пластилинов и инструментами при работе .
Практика: лепка сказочных персонажей, по замыслу детей.
5. Работа тканью (5ч)
Теория: правила Т/Б при работе с тканью. Знакомство с видами тканей и инструментами при работе с тканью.
Практика: заготовка, выполнение выкроек, раскрой лекал из ткани, наклеивание ткани на картон, сшивание деталей.
6. Работа с бросовым материалом (8ч)
Теория: правила Т/Б при работе с разными материалами: ватные шарики, крупы, карандашные стружки.
Практика: выполнение поделок из различных материалов.
7.Проекты.
Практика: Работа над проектами. Защита проектов.
8.Итоговое занятие
Практика: Выставка поделок.
.Ожидаемые результаты
Предметные
концу года обучения обучающиеся должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу года обучения обучающиеся должны уметь:
-правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
-познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
-адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Условия реализации программы:
Занятия проходят в кабинете начальной школы, 2 класс. Кабинет оборудован мебелью, имеются шкафы для хранения материала и оборудования. Кабинет оснащен компьютером, проектором и интерактивной доской. Имеются необходимые материалы для изготовления поделок.
Предполагается использование ресурсов сети Интернет.
Календарный учебный график
Полугодие | Месяц | Недели обучения | Год обучения |
1 год обучения | |||
Первое полугодие | Сентябрь | 1 | У |
2 | У | ||
3 | У | ||
4 | У | ||
Октябрь | 5 | У | |
6 | У | ||
7 | У | ||
8 | У | ||
Ноябрь | |||
9 | У | ||
10 | У | ||
11 | У | ||
Декабрь | 12 | У | |
13 | У | ||
14 | У | ||
15 | У | ||
Второе полугодие | Январь | ||
16 | У | ||
17 | У | ||
18 | У | ||
Февраль | 19 | У | |
20 | У | ||
21 | У | ||
22 | У | ||
Март | 23 | У | |
24 | У | ||
25 | У | ||
26 | У | ||
Апрель | 27 | У | |
28 | У | ||
29 | У | ||
30 | У | ||
Май | 31 | У | |
32 | У | ||
33 | У | ||
34 | У, ПА | ||
Всего учебных недель | 34 | ||
Всего часов по программе | 34 |
Условные обозначения: К - комплектование, У – учебная неделя, П– праздничная неделя, ПА – промежуточная аттестация, ИА – итоговая аттестация.
Методическое обеспечение программы
- Разработки конспектов учебных занятий.
- Разработки лекционного материала;
- Электронные презентации;
- Коллекции бумаг, картонов, тканей, плакаты.
Контрольно-измерительный материал
Итоговое тестирование по программе «Умелые ручки»
Верный вариант обведи кружком или запиши ответ.
1. Выбери инструменты при работе с бумагой:
- ножницы;
- игла;
- линейка;
- карандаш.
2. Для чего нужен шаблон?
- Чтобы получить много одинаковых деталей;
- чтобы получить одну деталь.
3. На какую сторону бумаги наносят клей?
- Лицевую;
- изнаночную.
4. Какие виды разметки ты знаешь?
- По шаблону;
- сгибанием;
- сжиманием.
5.Каков порядок выполнения аппликации из листьев?
Приклей;
нарисуй эскиз;
составь композицию;
подбери материалы;
закрой листом бумаги и положи сверху груз.
Обозначь цифрой этапы работы. Запиши порядковый номер.
6. Какие свойства бумаги ты знаешь?
- Хорошо рвется;
- легко гладится;
- легко мнётся;
- режется;
- хорошо впитывает воду;
- влажная бумага становится прочной.
7. Что нельзя делать при работе с ножницами?
- Держать ножницы острыми концами вниз;
- оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями;
- передавать их закрытыми кольцами вперед;
- пальцы левой руки держать близко к лезвию;
- хранить ножницы после работы в футляре.
8. Технология – это:
- знания о технике;
- способы и приемы выполнения работы.
9. Орига́ми (с японского - «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага, но развивалось в Японии. Оригами стало значительной частью японских церемоний. Самураи обменивались подарками - символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования свадеб. В наши дни на занятиях в российских и зарубежных школах оригами применяют для развития детской моторики. В настоящий момент оригами превратилось по-настоящему в международное искусство.
Где впервые появилось искусство оригами?
- В Китае;
- в Японии;
- в России.
10. Вставь пропущенное слово.
Гончар – это мастер, делающий посуду из _____________________
11. Выбери и допиши правильный вариант. Бумага – это _______________.
- материал;
- инструмент;
- приспособление.
12. Бумагу делают из _______________________________________.
13.Напиши, что относится к природным материалам:
1.______________, 2.______________, 3.______________, 4.________________.
14. Способ создания изображений, когда на бумагу, ткань или другую основу накладывают и приклеивают разноцветные части композиции из ткани, бумаги, цветов, листьев, семян и других материалов – это ________________________.
15. Выбери инструменты для работы с пластилином:
- посуда с водой;
- стеки;
- подкладная доска;
- катушечные нитки.
Список литературы
А.Тойбнер «Лучшие поделки» 2007г
Н.А. Цирулик «Умные руки» 2007г.
Е. Твердохлеб «Мягкая игрушка своими руками»2005
Т. Геронимус «Я всё умею делать» 2000г
Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
Колесник С.В. “Азбука мастерства. 1-4 классы” – Саратов: Лицей, 2005г.
Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом "Первое сентября", 2004