Эрудит

Юлия Крамаренко

Организовать работу по самообразованию

                                                проверить знания

             отточить умения и навыки

                                                             узнать больше

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы для проверки и самопроверки знаний  по теме:

«Литература первой половины 20 века»

                        

Как просто сейчас   определить автора произведения – интернет в помощь…

         Когда-то студенты-филологи с упоением отгадывали авторство  поэтических строк –  по стилю, образам, мироощущению, ритму, строфике… (И сейчас так?)

Попробуйте определить авторство стихотворений, опираясь лишь на литературную эрудицию или   языковое чутье.

1.        Слишком сладко земное питье.

        Слишком плотны любовные сети.

        Пусть когда-нибудь имя мое

        Прочитают в учебнике дети,

        

И, печальную повесть узнав,

        Пусть они улыбнутся лукаво…

        Мне любви и покоя не дав,

        Подари меня горькою славой.

2.        Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

        И руки особенно тонки, колени обняв.

        Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

        Изысканный бродит жираф.

3.         Твой взгляд – да будет тверд и ясен.

        Сотри случайные черты –

        И ты увидишь: мир прекрасен.

        Познай, где свет, – поймешь, где тьма.

        Пускай же все пройдет неспешно,

        Что в мире свято, что в нем грешно,

        Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

4.        Молчат гробницы, мумии и кости, –

                Лишь слову жизнь дана:

        Из древней тьмы, на мировом погосте,

                Звучат лишь Письмена.

        И нет у нас иного достоянья!

                Умейте же беречь

        Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

                Наш дар бессмертный – речь.

5.        Гул затих. Я вышел на подмостки.

        Прислоняясь к дверному косяку,

        Я ловлю в далеком отголоске,

        Что случится на моем веку…

                

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

        Я один, все тонет в фарисействе.

        Жизнь прожить – не поле перейти.

6.        Ты жива еще, моя старушка?

        Жив и я. Привет тебе, привет!

        Пусть струится над твоей избушкой

        Тот вечерний несказанный свет.

7.        Еще не умер ты, еще ты не один,

        Покуда с нищенкой-подругой

        Ты наслаждаешься величием равнин

        И мглой, и холодом, и вьюгой.

                

В роскошной бедности, в могучей нищете

Живи спокоен и утешен.

Благословенны дни и ночи те,

И сладкогласный труд безгрешен.

 8.         Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

        Удивительно вкусно, искристо и остро!

        Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

        Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

9.        Послушайте!

        Ведь, если звезды

        Зажигают –

        Значит – это кому-нибудь нужно?

        Значит – это необходимо,

        чтобы каждый вечер

        над крышами

        загоралась хоть одна звезда

10.дыр бул щыл

        убещур

        скум

        вы со бу

        р л эз

11. Когда умирают кони – дышат

        Когда умирают солнца – они гаснут,

        Когда умирают травы – сохнут,

        Когда умирают люди – поют песни.

                

  1. Если душа родилась крылатой –

    Что ей хоромы и что ей хаты!

          Что Чингисхан ей и что – Орда!

          Два на миру у меня врага.

          Два близнеца – неразрывно - слитых:

          Голод голодных – и сытость сытых!

        

13. Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

  1. На полярных морях и на южных,

        По изгибах зеленых зыбей,

        Меж базальтовых скал и жемчужных

        Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны –

        Открыватели новых земель,

        Для кого не страшны ураганы,

        Кто изведал мальстремы и мель.

        



Предварительный просмотр:

                       Внимательный ли ты читатель?                          

     В мире вещей

     (Художественная деталь    как средство характеристики

        персонажей поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

                              Осторожно: НЕ ЦИТАТЫ!

  1. Чернильница с какой-то заплесневевшею жидкостью и множеством мух  на дне.

  1. Книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года.

  1. Пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да нитяных моточков, да распоротого салопа.

  1. Прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею.

  1. Небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы. В самой середине мыльница, потом квадратные закоулки для песочницы и чернильницы, потом  всякие перегородки с крышечками и без крышечек, наполненные билетами визитными, похоронными, театральными и другими… потом следовал маленький потаенный ящик для денег, выдвигавшийся незаметно сбоку шкатулки.

  1. Стол, кресла, стулья, пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь,  – все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома.

  1. В кабинете не было заметно того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги. Висели только две сабли и два ружья – одно в триста, другое в восемьсот рублей; турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «Мастер Савелий Сибиряков».

  1. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах; пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога.
  2. Перина, взбитая до потолка, так что, когда ты взобрался на постель, она опускалась почти до самого пола, и перья, вытесненные из ее пределов, разлетелись по всем углам комнаты.

  1. Снегирь, слепленный из воска, выкрашенный, и проданный очень выгодно.

  1. Странный экипаж, дверцы которого, носившие следы желтой краски, затворялись очень плохо по причине плохого состояния ручек и замков, кое-как связанных веревками. Экипаж был наполнен ситцевыми подушками в виде кисетов, валиков; напичкан мешками с хлебами, калачами, кокурками, скородумками и кренделями из заварного теста. Пирог-курник и пирог-рассольник выглядывали даже наверх.

  1. Колода карт, самый крап на которых выглядел очень подозрительно.

  1. Табак в разных видах: в картузах и в табачнице, насыпанный просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами.

  1. Картины с птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате.

  1. Шарманка, игравшая не без приятности, но в средине ее, кажется, что-то случилось, ибо мазурка оканчивалась песнею: «Мальбруг в поход поехал», а потом завершался каким-то давно знакомым вальсом. Когда шарманку перестали вертеть, одна бойкая дудка никак не хотела угомониться и еще долго свистела одна.

  1. Халат: никакими средствами и стараньями нельзя было догадаться, из чего он был состряпан: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы.

  1. Картины, на которых были  молодцы, все греческие полководцы, гравированные во весь рост; толстые, с неслыханными усами;  а также героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего  туловища  тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные.

  1. Клетка с дроздом, темного цвета с белыми крапинками, очень похожим  на хозяина.

               Ответы:

  1. Плюшкин

                                2. Манилов

3. Коробочка

                        4. Манилов

                        5. Чичиков

                        6. Собакевич

                        7. Ноздрев

                        8. Плюшкин

                        9. Коробочка

                        10. Чичиков

                        11. Коробочка

                        12. Ноздрев

                        13. Манилов

                        14. Коробочка

                        15. Ноздрев

                        16. Плюшкин

                        17. Собакевич

                        18. Собакевич



Предварительный просмотр:

Литературный диктант

Повторение теории литературы в 11 классе                        

  1. Краткое, сжатое изречение, имеющее обобщающий смысл (афоризм)

  1. Сюжетное лиро-эпическое произведение с напряженным сюжетом, неожиданной развязкой (баллада)

  1. Цепь из 15 сонетов, 14 из них образуют кольцо, 15-й состоит из первых строк четырнадцати сонетов (венок сонетов)

  1. Торжественная песнь (государственного, военного, религиозного значения) (гимн)

  1. Трехсложный размер стиха (дактиль)

  1. Раздел Библии, повествующий о жизни Иисуса Христа (Евангелие)

  1. Разновидность литературного произведения (жанр)

  1. Совокупность приемов для усиления выразительности  художественной речи  (аллитерации, диссонансы, консонансы) (звукопись)

  1. Обратный порядок слов (инверсия)

  1. Душевная разрядка, очищение, испытываемое зрителем, читателем в процессе сопереживания (катарсис)

  1.  Фольклорный эпический жанр, основанный на сочетании реального и фантастического (легенда)

  1. Литературные воспоминания (мемуары)

  1.  Философия отрицания, характерная для мироощущения второй половины 19 века (нигилизм)

  1. Жанр публицистической литературы, основанный на описании, анализе фактов общественной жизни (очерк)

  1.  Литературный жанр, подражательное высмеивание образца (пародия)

  1.  Повторяющаяся строфа литературного произведения (рефрен)

  1.  Литературная форма из 14 строк с определенной системой рифмовкой (сонет)

  1.  Жанр японской поэзии, нерифмованное стихотворение из 31 слога (танка)

  1.  Произведение, изображающее идеальное несуществующее общество (утопия)

  1.  Модернистское направление в искусстве начала 20 века, для которого характерны отрицание традиционной культуры, эпатаж, новые формы (футуризм)

  1.  Традиционный трехстрочный  жанр японской поэзии (хокку)

  1.  Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации (цензура)

  1.  Малый жанр фольклора, быстрая веселая песенка (частушка)

  1.  Юмористическое изображение, в котором карикатурно изменены и подчеркнуты характерные черты человека (шарж)



Предварительный просмотр:

Литература второй половины 20 века.

Определите автора и название произведение по предложенной аннотации

  1. Документально-точная  повесть о прорыве   в 1941 году батальона, оказавшегося в окружении близ Волоколамска,  к основным силам   дивизии генерала Панфилова.

  1. Роман, в котором переплетаются судьбы воевавших под Сталинградом, эвакуированных, узников концлагеря и жертв еврейского гетто.

  1.  История, рассказанная военным инженером, сапером Керженцевым, об отступлении советских войск, о защите Сталинграда.  Честное изображение военных будней, отсутствие пафоса, автобиографизм.

  1. «Весь этот мир — это анекдот, который Господь Бог рассказал самому себе».

Сочетание мистических, ассоциативных  и реальных пластов создают мир, где пересекаются призрак графа Алексея Толстого, Анка-пулеметчица, Котовский, Шварцнеггер…

  1. Пытаясь сохранить жилплощадь смертельно больной матери, герой теряет нравственный облик, духовно мельчает, забывая о близких людях.

  1.  Мечты щеголеватых,   подтянутых кремлевских  курсантов  о героических военных подвигах в реальности оборачиваются осыпающимися траншеями, кровью и смертью. Командир роты Рюмин предпочитает смерть плену.

  1. Жительница сибирской деревни Настена  вынуждена прятать мужа-дезертира.  Трагичен  финал повести:  Настена пытается искупить вину близкого человека.

  1. Последние дни жителей сибирской деревни, которая должна уйти под воду в результате строительства гидроэлектростанции. Старухи- праведницы –  последние хранительницы нравственных начал  народной жизни.

  1. Автор,  выходец из алтайской деревни, видный режиссер, актер  и писатель, изображает в своих рассказах мир чудаковатых  сельских талантов. Непонятные городским жителям, герои воплощают узнаваемые  народные типажи.

  1. Зенитному батальону приказано задержать  немецких десантников, пробравшихся в тыл. Старшина Васков, возглавляющий отряд, предотвращают диверсию на Северо-Западном направлении ценою жизни пяти девушек.

 Повесть неоднократно экранизирована, поставлена в театре на Таганке.

  1. События повести подаются сквозь  призму  видения рядовых и командиров двух батальонов, участвующих в  форсировании Днепра.  Хотя героям поручен отвлекающий маневр – главные бои ведутся в другом месте, борьба ведется до последнего. Батальонам так и не послали подкрепления – этого не было в планах командования.

  1. Крестьянин Кузькин дерзко решил выйти из колхоза,  руководствуясь в своем решении содержанием Конституции. Многочисленные беды не могут сломить сильного, трудолюбивого, остроумного человека – не случайно его прозвище становится названием повести.

  1. «Нет, надо просто жить, раз родился, и нечего спрашивать, зачем родился, жить, жить, жить...». Драматическая история обыденной жизни  многодетной семьи крестьянина  Ивана Африкановича и  его жены доярки Катерины.

  1. События Великой Отечественной подаются  через восприятие  фронтового корреспондента Синцова. Жизнь фронта и тыла, героическая деятельность командарма Серпилина, судьбы родных и близких журналиста   отражены в романе автора стихотворения «Жди меня, и я вернусь…»

  1. Сборник  документально-художественных очерков о повседневной жизни небольшого городка Троицка стал символом  начала периода оттепели, «десталинизации».  Правдиво показано положение колхозного крестьянина (неоплачиваемый труд, отсутствие паспортов, а в силу этого фактически крепостная зависимость от местных властей), бюрократическое засилье.

  1. Влияние прозы  Шолохова ощутимо в  эпическом  цикле-тетралогии  о  братьях и сестрах крестьянского рода. Автор – фронтовик, преподаватель ЛГУ, писатель – «деревенщик» неоднократно подвергался критике, его произведения запрещались к печати.

  1. Сюжет пьесы основан на шутке молодых людей, которым негде переночевать. Один из них объявляет себя внебрачным сыном хозяина квартиры. Эксцентрическая выходка ребят находит неожиданное продолжение.

  1. Белорусская писательница, лауреат Нобелевской премии показывает страшную судьбу женщин на фронте  и в эвакуации в период Великой Отечественной войны.

  1. «Наше завтра светлее, чем наше вчера и наше сегодня. Но кто поручится, что наше послезавтра не будет хуже нашего позавчера?»  Герой  известного постмодернистского произведения, философствующий пьяница,  рассказывает о жизни 60-70  годов на маршруте подмосковной электрички.

  1. Странные вещи  происходят  в «Зоне Посещения» пришельцев. Зона исполняет любые желания, но попасть туда можно лишь с помощью проводника. Неологизм, использованный  авторами – братьями-фантастами для обозначения проводника,  широко известен благодаря компьютерным играм и  блестящей экранизации

  1. Книга  о судьбе ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском и антигуманистическом — и о людях, которые взяли на себя миссию верности этим идеалам и ценностям, «ненужным вещам» для сталинского строя. Главные антигерои в романе — работники «органов», чекисты — нержавеющие шестерёнки бесчеловечного режима.

Автор романа был четырежды арестован, подвергался преследованиям, погиб вследствие расправы.