Доклады, сообщения
В разделе представлен материал выступления на ШМО, Педагогических советах и т.д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОРОБЧЕЕВСКАЯ ШКОЛА –ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Доклад на тему: |
«Формирование основ здорового образа жизни обучающихся с ограниченными возможностями развития». |
(выступление на педсовете) Воспитатель: Кукарина Ирина Александровна 2019/2020 учебный год |
Принимая во внимание, что состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития и учитывая, что задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из самых актуальных, я выбрала тему «Формирование основ здорового образа жизни обучающихся с ограниченными возможностями развития».
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой, прогулки.
• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.
• Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.
• Бережное отношение к окружающей среде, к природе.
•Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций.
• Формирование понятия "Не вреди себе сам"
Над темой я работаю 1 год, возраст детей: 7-9 лет.
Цель моей работы:
-сформировать у обучающихся основы здорового образа жизни,
- добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения ;
- ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих;
Задачи:
- формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
- привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
- формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности;
В целях формирования основ здорового образа жизни у школьников и повышения результативности работы над темой мною используются такие здоровьесберегающие технологии:
- пальчиковая гимнастика,
- гимнастика для глаз,
- дыхательная гимнастика,
- утренняя зарядка,
- подвижные игры.
Работа над темой осуществлялась мною по следующим направлениям:
1. Работа с детьми,
2. Взаимодействие со специалистами,
3. Работа с родителями,
4. Обмен опытом с воспитателями через проведение занятия в 1 группе.
Тема: с Формирование представлений в здоровом образе жизни »
Для реализации поставленных задач были реализованы следующие условия:
-музыкальный, физкультурный залы
- уголок здоровья в группе
- медицинский кабинет
- спортивная площадка
- наличие игрового материала для освоения темы
Для организации ознакомления детей с основами здорового образа жизни в группе имеется « Уголок здоровья». В нашей группе есть оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей.
Мною были использованы методические приемы:
• рассказы и беседы на темы «Личная гигиена», «Полезная и вредная пища», «Витамины и здоровый организм», «Чистим зубы», «Солнце, воздух и вода»;
• заучивание стихотворений о здоровом образе жизни «Мы – здоровы», «Закалка», «Мойдодыр». Чтение сказок и рассказов о вредных и полезных привычках «Ай-да кашка!», «Зайка - сладкоежка», «Как белка всех зверей приучила к зарядке»;
• рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок;
• сюжетно-ролевые игры «Чудесный мешочек», «Правила гигиены», «Для чего нужна ложка», «Мой день», «Опасно не опасно»;
• дидактические игры такие как «Здоровый малыш», «Лабиринт здоровья», «Вредно - полезно»;
• подвижные игры – «А ну-ка догони», «Пожарные», «Я умею», «У медведя во бору», «Совушка», « Светофор», « День - ночь», «Охотники и утки»;
• пальчиковая и дыхательная гимнастика;
• физкультминутки.
Формы работы:
• утренняя гимнастика (ежедневно);
• физкультурные занятия;
• прогулки с включением подвижных игр;
• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
• зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях
• физкультминутки;
Проводилась индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков.
- В целом, по моим наблюдениям, дети за данный период стали бережнее относиться к своему здоровью, лучше следить за культурно-гигиеническими навыками, стали делать друг другу замечания в неправильном поведении или отношении к чему-либо.
- Более тщательно стали соблюдать режим дня, некоторые стали дома делать утреннюю гимнастику.
- Также ребята улучшили показатели на физкультурных занятиях.
Прогулки стали более интересными: ребята стали задавать много вопросов о том, как устроены деревья, цветы, чем питаются насекомые, о погоде.
Вывод:
По окончанию учебного 2019-2020 года, изучив теоретически и применяя на практике здоровьесберегающие технологии, мы с учащимися подошли к тому, что необходимо в будущем развивать свои знания и навыки здорового образа жизни у детей с ОВЗ целенаправленно, мотивируя тем самым развитие полноценной личности нашего общества в условиях 21 века.
Список литературы по данному направлению:
1. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 2002. – 335с.
2. Давиденко Д. Н. Основы здорового образа жизни. Вестник Балтийской Академии, 2006. Выпуск 8.- с. 16-24
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Коробчеевская школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Коломенского городского округа Московской области »
140490, Московская обл., Коломенский р-он, факс, тел.: 8 (496) – 61 7 – 63 – 03
село Коробчеево, улица Школьная, 1 «б»
Методическое объединение воспитателей
«Правовое воспитание школьников с ОВЗ»
Воспитатель:
Кукарина Ирина Александровна
2019 – 2020 учебный год
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся – это система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.
Дети с ограниченными возможностями здоровья позднее начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо в младшем школьном возрасте носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей и воспитателей, от родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами. Бывают случаи, что обучающиеся с ОВЗ по незнанию либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости, поддаются отрицательному влиянию и могут совершать неправильные действия. Поэтому с раннего детства необходимо формировать и воспитывать у детей правовые нормы.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требований. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важнейшей задачей, стоящей сегодня перед нами является развитие правовой культуры и защиты прав несовершеннолетних. Особое место в этом процессе занимает целенаправленная деятельность по повышению правовой культуры детей, знакомство их с основными правами детей. \Важно, чтобы не только взрослые знали о правах детей, но и главное, чтобы сами дети знали свои права.
Цель деятельности воспитателей - это повышение правовой грамотности несовершеннолетних.
Через систему мероприятий педагоги школы формируют навыки самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности, перед обществом и государством. Также способствуют развитию интереса обучающихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности, помогают школьникам составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества.
Принципы деятельности:
*Безусловное уважение личности ребенка.
*Защита прав и законных интересов обучающихся.
*Защита несовершеннолетних от любого вида дискриминации.
*Взаимодействие различных заинтересованных служб.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделять внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники осваивают специальные умения и навыки, учиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
Разделы правового воспитания: «Правила общения», «Правила поведения», «Я – гражданин», «Права ребенка», «Административная и уголовная ответственность», «Асоциальное поведение».
Правовое воспитание во внеурочной деятельности это:
- Профилактическая работа;
- Организация досуговой деятельности;
- Работа с родителями;
И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в современном обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми.
Дети - будущее нашего государства. Детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется характер, укрепляются чувства собственного достоинства и уверенности, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости его взрослых родителей, педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью работы по защите их прав.
Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать.
Именно в младшем школьном возрасте нужно сформировать у ребенка представление о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочные отношения к социальным явлениям, фактам событиям, научить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности младшего школьника.
В течении учебного года в нашей группе проводились с детьми различные беседы, викторины, внеклассные занятия на темы: « Я и мои права», «Знакомство с правами и обязанностями учащихся», «Правила поведения в школе», «Я – гражданин», «Правила личной безопасности», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей», « Кто поможет защитить твои права»
В связи с правовыми датами: «Всемирным днем ребенка» (20 ноября, «Днем прав человека»(10 декабря) и «Днем Конституции» (12 декабря, в нашей группе была проведена «Декада правовых знаний».
План декады включал различные мероприятия для детей и их родителей. Дети с интересом участвовали в непосредственной образовательной деятельности, беседах, в художественном творчестве, ролевых играх, в ходе которых они знакомились с основными правами и обязанностями – правом на жизнь и имя, образование и отдых, медицинскую помощь и правильное питание, на любовь и заботу со стороны взрослых.
Итоговым мероприятием в группе стало внеклассное мероприятие «Твои и мои права» под руководством воспитателей Кукариной И.А. и Баклыгиной И.А. Вначале мероприятия дети закрепили знания о праве на жизнь, на примере сказки Пушкина А. С. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». А так же дети перечислили правила поведения безопасные для жизни: дорожного движения, пожарной безопасности и другие.
Правила запомнили,
И будем соблюдать,
Чтоб живым остаться
И чтоб не пострадать.
Далее был представлен кукольный театр по сказке «Заюшкина избушка». На примере этой сказки дети закрепили права на жилье и неприкосновенность жилья. Интересна детям была игра «Мой адрес». Ребята открывали замок на воротах с помощью ключа (знание своего домашнего адреса). Затем прозвучала тема: «Мой дом Россия». Дети показали свои знания о гербе, флаге, столице России.
Потом был показан кукольный театр «Теремок на новый лад», где разные звери теремка живут в мире и согласии, тем самым показывая, что Россия многонациональный дом.
Заключительной частью развлечения стал хоровод детей.
Чтоб сказать нам слово дружба,
Знать язык порой не нужно.
Крепко за руки пожмем
Вся земля – наш отчий дом.
Таким образом, в процессе формирования основ правовой культуры используются различные средства методы и приемы работы с детьми, что обеспечивает постепенный рост уровня их правовой культуры.