Методическая копилка
Здесь Вы можете взять для себя что-то нужное и полезное для Вашей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_uud_obuchayushchihsya_sredstvami_igry_v_shahmaty.doc | 50 КБ |
chleny_predlozheniya.docx | 14.97 КБ |
pamyatki_chasti_rechi.docx | 60.19 КБ |
konspekt_uroka_v_1_klasse_peshka.doc | 2.38 МБ |
konspekt_uroka_v_1_klasse_ferz.doc | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование УУД обучающихся средствами игры в шахматы
Болонкина Е.Н.,
учитель начальных классов
МБОУ г. Кургана "Прогимназия №63"
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения. Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт должен не только научить читать, писать, считать, но и формировать универсальные учебные действия.
Под универсальными учебными действиями понимается: умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны, и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Структура универсальных учебных действий включает в себя:
Личностные УУД (Самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция). Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
На мой взгляд, обучение игре в шахматы как нельзя лучше позволяет сформировать у младших школьников универсальные учебные действия. В нашем учреждении в учебный план в часть, формируемую участниками образовательного процесса, введен курс "Решение шахматных задач". Для выполнения задач данного курса в нашем ОУ разработана программа на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы школе». В рамках данного курса уже начиная с 1 класса ребята учатся рассуждать, принимать решения, мыслить с помощью шахматных фигур.
Также на базе прогимназии функционирует "Клуб любителей шахмат", который посещают не только обучающиеся прогимназии, но и их родители.
Исследования в начальной школе показали, что дети, которые занимаются шахматами, лучше считают, у них лучше развиты навыки понимания и восприятия, более высокий уровень мотивации к учебе, безусловно, играя в шахматы, дети учатся ориентироваться на плоскости, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и самостоятельно принимать решения, командуя шахматным войском.
Не случайно, предмет "Решение шахматных задач" становится необходимым во многих школах.
С чем же это связано?
Шахматы, с первых же дней знакомства с ними, учат детей логически мыслить и рассуждать. Во время урока дети узнают правила игры в шахматы, усваивают их. А во время практической игры каждому из них приходится принимать свое собственное решение, руководствуясь правилами игры, а именно: какой ход нужно сделать в создавшейся позиции? Во время поиска необходимого хода, руководствуясь правилами игры, ребенок находит два и даже три возможных хода. Затем он начинает логически рассуждать и сопоставлять: какой из этих ходов является лучшим?
Таким образом, ребенок самостоятельно анализирует, думает, рассуждает и старается выбрать лучший ход. Определив, какой же ход, по его мнению, является лучшим, ребенок принимает решение и делает его. А это ни что иное, как регулятивные УУД.
К формированию данных УУД относится также и то, что шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности.
Познавательные УУД формируются, т.к. шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно. Кроме того, шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.
Личностные УУД также формируются благодаря игре в шахматы. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам. А это и есть регулятивные УУД.
Таким образом, игра в шахматы дает ребенку очень много. В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.
Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.
Школьный курс "Решение шахматных задач" позволяет охватить наибольшее количество обучающихся, развивая детей с помощью интересной игры в шахматы.
Предварительный просмотр:
- Соедини название второстепенного члена с вопросом, на который она отвечает и подчеркиванием.
Определение | Где? Откуда? Когда? Как? | . |
Дополнение | Кого? Чего? Кем? Чем? О ком? О чём? Чему? | |
Обстоятельство | Какой? Чей? | _ . _ . _ . _ . _ . |
- Подчеркни в каждом предложении второстепенный член.
Взошло яркое солнце. Зайчик питается травой. С деревьев падают листья.
- Соедини название второстепенного члена с вопросом, на который она отвечает и подчеркиванием.
Определение | Где? Откуда? Когда? Как? | . |
Дополнение | Кого? Чего? Кем? Чем? О ком? О чём? Чему? |
|
Обстоятельство | Какой? Чей? | _ . _ . _ . _ . _ . |
- Подчеркни в каждом предложении второстепенный член.
Взошло яркое солнце. Зайчик питается травой. С деревьев падают листья.
- Соедини название второстепенного члена с вопросом, на который она отвечает и подчеркиванием.
Определение | Где? Откуда? Когда? Как? | . |
Дополнение | Кого? Чего? Кем? Чем? О ком? О чём? Чему? |
|
Обстоятельство | Какой? Чей? | _ . _ . _ . _ . _ . |
- Подчеркни в каждом предложении второстепенный член.
Взошло яркое солнце. Зайчик питается травой. С деревьев падают листья.
Предварительный просмотр:
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? (или ЧЕЙ?) Начальная форма имени прилагательного: Им. падеж, ед. число, муж.род | |||||||||||||||||||
Признаки предмета, которые обозначают прилагательные
| |||||||||||||||||||
Имя прилагательное всегда связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже что и существительное, то есть согласуется с ним. Вопрос всегда ставиться от существительного к прилагательному - Тополь ( какой?) старый. | |||||||||||||||||||
Запомни: имена существительные изменяются по числам и падежам имена прилагательные изменяются по числам, падежам и родам | |||||||||||||||||||
Чтобы определить род, число, падеж имени прилагательного сделай так: 1. Найди имя существительное, к которому относится имя прилагательное. 2. Определи число, род , падеж имени существительного. 3. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже Сильный ветер качал верхушки деревьев. сильный ветер: ветер – ед.ч., м.р., И.п. сильный - ед.ч., м.р., И. п. | |||||||||||||||||||
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? (или ЧЕЙ?) Начальная форма имени прилагательного: Им. падеж, ед. число, муж.род | |||||||||||||||||||
Признаки предмета, которые обозначают прилагательные
| |||||||||||||||||||
Имя прилагательное всегда связано с именем существительным и стоит в том же роде , числе и падеже что и существительное, то есть согласуется с ним. Вопрос всегда ставиться от существительного к прилагательному- Тополь ( какой?) старый. | |||||||||||||||||||
Запомни: имена существительные изменяются по числам и падежам имена прилагательные изменяются по числам, падежам и родам | |||||||||||||||||||
Чтобы определить род, число, падеж имени прилагательного сделай так: 1. Найди имя существительное , к которому относится имя прилагательное. 2. Определи число, род, падеж имени существительного. 3. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже Сильный ветер качал верхушки деревьев. сильный ветер: ветер – ед.ч., м.р., И.п. сильный - ед.ч., м.р., И. п. | |||||||||||||||||||
Морфологический разбор имени существительного
Зимний лес спит, заколдованный стужей и снегам. Лес – сущ., (что? лес), ед.ч., м.р., 2 скл., И.п., подлежащее. Стужей – сущ., (что? стужа), ед.ч., ж.р., 1 скл., Тв. п., дополнение. Снегами – сущ., (что? снег), мн.ч., м.р., 2 скл., Т.п., дополнение | Морфологический разбор имени прилагательного
В пасмурную погоду белоснежные лилии прячутся в воду. В пасмурную (погоду) – прил., ( какая? пасмурная), ед.ч., ж.р., В.п., определение. Белоснежные лилии – прил., (какая? белоснежная), мн. ч., И.п., определение |
Глагол – значимая часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать?, что сделать?, что делал?, что сделал?, что делает?, что будет делать?, что сделает? | |||||||||
Неопределенная форма глагола ( начальная форма глагола, инфинитив) | Что делать Строить, читать, отвечать, учить, заниматься, улыбаться | Что сделать? Решить, испечь, ответить, забыть, поймать, положиться, спрятаться | |||||||
Вид глагола (глаголы бывают совершенного и несовершенного вида) | Глаголы несовершенного вида – действие ещё не закончено Что делает? – пишет, учит | Глаголы совершенного вида – действие уже сделано, закончено, те есть завершено. Что сделал? – написал, выучил | |||||||
Времена глагола ( глаголы изменяются по временам) | Настоящее | Прошедшее | Будущее | ||||||
Что делает | Что делал? Что сделал? | Что буду делать? Что сделаю? | |||||||
Действие происходит в момент речи | Действие происходило до момента речи | Действие произойдёт после момента речи | |||||||
Пишет, поёт, учит | Писал, написал, пела, учил, выучил | Напишет, споёт, выучит | |||||||
Род глагола ( род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым оно связано по смыслу) | Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам | ||||||||
Единственное число | Множественное число | ||||||||
Мужской род Что делал? Что сделал? -- цвёл | Женский род Что делала? Что делала? -а цвела | Средний род Что делало? Что сделало? -о цвело | Что делали? -и цвели | ||||||
Число глагола, лицо глагола (глаголы изменяются по числам и лицам) | Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам то есть спрягаются | ||||||||
Число | Лицо | 1 спряжение | 2 спряжение | ||||||
Единст число | 1-е Я | иду, думаю | сижу, спорю | ||||||
2-е ТЫ | идёшь, думаешь | сидишь, споришь | |||||||
3-е ОН, ОНА, ОНО | идёт, думает | сидит, спорит | |||||||
Множ. число | 1-е МЫ | идём, думаем | сидим, спорим | ||||||
2-е ВЫ | идёте, думаете | сидите, спорите | |||||||
3-е ОНИ | идут, думают | сидят, спорят |
Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет и в предложении может быть подлежащим, дополнением, определением. | ||||||||||||
Личное местоимение - отвечает на те-же вопросы, на которые отвечают имена существительные: Кто? Она ( девочка) поливает цветы Что? Они ( цветы) завяли | ||||||||||||
Личные местоимения изменяются: по числам - я - мы, ты - вы, он, она, оно – они; по падежам - я, меня, мне, мной, обо мне; в 3-ем лице ед. ч. по родам - он ( м.р.), она ( ж.р.), оно ( ср.р.) | ||||||||||||
Личные местоимения бывают 1-го, 2-го, 3-го лица
|