Работа учителя-логопеда в дистанционном режиме.
Особенности логопедической работы в дистанционном режиме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дистанционная работа учителя-логопеда | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности логопедической работы в дистанционном режиме.
Условия пандемии (COVID-19) поставили перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны и появилась необходимость использовать возможности дистанционного обучения.
Специалисты дефектологического профиля, остро понимают, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных – детей с речевыми нарушениями сведет наши усилия на нет. В данной ситуации выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение не стоит. Мы обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагает нам условие карантина.
Дистанционная работа возможна в различных формах:
1. Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно).
2. Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.)
3. Онлайн консультирование родителей и педагогов.
4. Онлайн вебинары и мастер-классы.
5. Общение и обмен информацией через различные мессенджеры.
Постановка звуков в логопедии имеет несколько видов «опор»: визуальную (показ артикуляции логопедом на себе, показ руками, показ муляжей и артикуляционных профилей), слуховую (акустических образ звука), кинестетическую (формирование кинестетических опор), осязательную (температурные и вибро-тактильные ощущения). И если с визуальной и акустической опорами в дистанционном формате работа не представляет особых трудностей, то кинестетические и осязательные опоры возможно сформировать только при активной помощи родителей, которым логопед должен все подробно объяснить.
Особенности дистанционной работы над произношением можно представить в следующей таблице, которую разработала известный логопед О.С. Жукова
Виды исправлений звукопроизношения (В.А. Ковшиков) | Возможность дистанционного применения (+ возможно, +/- с ограничениями, - невозможно) | |
Метод чистой имитации | Учитель дает образец подражания, ученик подражает | + |
Метод показа правильных артикуляций и воспроизведение их по подражанию | Показ артикуляций на себе | + |
Показ муляжей | + | |
Показ артикуляционных профилей | + | |
Слуховой образ (демонстрация правильного звучания) | + | |
Температурный (по описанию: холодный воздух-теплый) | +/- | |
Вибро-тактильный | - (только при помощи родителя) | |
Метод опоры на сохранные звуки | Например, Ш от Т | - |
Метод артикуляторных упражнений | Формирование движений, необходимых для произнесения отдельных звуков | + |
Противопоставление кинестетических особенностей смешиваемых звуков (например, Т и С) | +/- | |
Метод мнестического воздействия | Использование зондов и зондозаменителей | - |
Использование подручных зондозаменителей (ватных палочек, спичек и т.п.) | +/- при помощи родителя | |
Метод фонематического анализа (синтеза, предъявлений) | Например, с использованием специально разработанных приложений, презентаций | + |
Метод связи звука и буквы | На этапе подготовки ребенка к школе, в структуре занятий по обучению грамоте | +/ - |
При подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:
- Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка)
- Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия
- Подбор и подготовка игр и заданий
- Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий
- Обговаривание с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.)
- Проведение занятия
- Домашнее задание
- Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)
Проведение дистанционных занятий - творческий процесс, и каждый учитель-логопед создает свою собственную методическую, дидактическую и информационную базу на основе ИКТ. Практика дистанционной работы доказывает, что при правильной организации системы занятий, адаптации существующих программ к данному формату проведения занятий, учета индивидуальных запросов и пожеланий ученика, достигаются положительные результаты по коррекции речевых нарушений.