Работа учителя-логопеда в дистанционном режиме.

Харичкова Елена Константиновна

Особенности логопедической работы в дистанционном режиме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности логопедической работы в дистанционном режиме.

Условия пандемии (COVID-19) поставили  перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны и появилась необходимость использовать возможности дистанционного обучения.

Специалисты дефектологического профиля, остро понимают, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных – детей с речевыми нарушениями  сведет наши усилия на нет. В данной ситуации выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение не стоит. Мы обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагает нам условие карантина.

Дистанционная работа возможна в различных формах:

 1. Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно).

2. Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.)

3. Онлайн консультирование родителей и педагогов.

4. Онлайн вебинары и мастер-классы.

5. Общение и обмен информацией через различные мессенджеры.

Постановка звуков в логопедии имеет несколько видов «опор»: визуальную (показ артикуляции логопедом на себе, показ руками, показ муляжей и артикуляционных профилей), слуховую (акустических образ звука), кинестетическую (формирование кинестетических опор), осязательную (температурные и вибро-тактильные ощущения). И если с визуальной и акустической опорами в дистанционном формате работа не представляет особых трудностей, то кинестетические и осязательные опоры возможно сформировать только при активной помощи родителей, которым логопед должен все подробно объяснить.

Особенности дистанционной работы над произношением можно представить в следующей таблице, которую разработала известный логопед О.С. Жукова

Виды исправлений звукопроизношения

(В.А. Ковшиков)

Возможность дистанционного применения

(+ возможно, +/- с ограничениями, - невозможно)

Метод чистой имитации

Учитель дает образец подражания, ученик подражает

+

Метод показа правильных артикуляций и воспроизведение их по подражанию

Показ артикуляций на себе

+

Показ муляжей

+

Показ артикуляционных профилей

+

Слуховой образ (демонстрация правильного звучания)

+

Температурный (по описанию: холодный воздух-теплый)

+/-

Вибро-тактильный

-

 (только при помощи родителя)

Метод опоры на сохранные звуки

Например, Ш от Т

-

Метод артикуляторных упражнений

Формирование движений, необходимых для произнесения отдельных звуков

+

Противопоставление кинестетических особенностей смешиваемых звуков (например, Т и С)

+/-

Метод мнестического воздействия

Использование зондов и зондозаменителей

-

Использование подручных зондозаменителей (ватных палочек, спичек и т.п.)

+/-

при помощи родителя

Метод фонематического анализа (синтеза, предъявлений)

Например, с использованием специально разработанных приложений, презентаций

+

Метод связи звука и буквы

На этапе подготовки ребенка к школе, в структуре занятий по обучению грамоте

+/ -

При подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:

  1. Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка)
  2. Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия
  3. Подбор и подготовка игр и заданий
  4. Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий
  5. Обговаривание с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.)
  6. Проведение занятия
  7. Домашнее задание
  8. Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)

Проведение дистанционных занятий - творческий процесс, и каждый учитель-логопед создает свою собственную методическую, дидактическую и информационную базу на основе ИКТ. Практика дистанционной работы доказывает, что при правильной организации системы занятий, адаптации существующих программ к данному формату проведения занятий, учета индивидуальных запросов и пожеланий ученика, достигаются положительные результаты по коррекции речевых нарушений.