Восприятие музыки через приобщение к музыкальному наследию своей Родины как главный фактор духовно-нравственного воспитания ребенка

«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи» - говорил Аристотель

В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в ФГОС, где среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных и отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям

Главной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие приобретению им нравственного духовного опыта, основанного на народных традициях, традициях православной культуры.

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства..

Задачи: средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка. Необходимо научить его ориентироваться в мире музыки, привить вкус. Приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире.

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие

Большие потенциальные возможности духовно- нравственного воздействия заключаются в народной музыке. Через народные песни и танцы в детях воспитывается чувство патриотизма национальной гордости. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают.

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека:

  • Музыкальные образы пробуждают чувства ребенка;
  • Правильный подбор музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма , расширяет их кругозор.

Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях

Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без него.

Слайд 9

Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, но и приносит радость , как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Танец через его ритмичные движения позволяет передавать то или иное чувство переживания

Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведенческие реакции ребенка

Календарные народные праздники- уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов , игр. Праздники позволяют в увлекательном , захватывающем действии овладеть большим репертуаром народных песен

В ДОУ проводятся традиционные фольклорные  развлечения: « Кузьминки», «Капусник», «Масленица», «Колядки» , различные виды посиделок ,где дети водят хороводы,  играют в народные игры и забавы.

Основной и самый любимый вид деятельности дошкольников – это игра.

Именно она приносит малышам огромную радость. Музыкальные игры, являясь одним из видов музыкальной деятельности, так же, формируют и развивают духовные качества ребенка.

Народная игра в работе с детьми позволяет донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, ее традициям. В играх отражается повседневная жизнь народа: как жили, как воспитывались, чем занимались наши предки

Духовно-нравственное воспитание ребёнка дошкольника -это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. 

Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему

«Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери»  Ю.Я.Яковлев

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме раскрывается величие подвига советского солдата, происходит знакомство детей с песнями тех времён. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов.

Эти мероприятия надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.

Тематические праздники (осенние, зимние, весенние) направляют внимание детей на те  или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота

Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека

Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты учит их творчески преобразовывать окружающий мир.  

Создание условий в ДОУ  для духовно-нравственного и эстетического развития позволяет увидеть нам выпускника детского сада самостоятельным, активным, проявляющим инициативу в музыкальной деятельности, имеющего яркую индивидуальность; эмоционально отзывчивым на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведения искусства, имеющим практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.

Приобщаясь к музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты и морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений. Музыкальное искусство — это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка.

«Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его». (Р. Роллана)

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного». (Платон.)