Внеурочная деятельность
Рабочая программа по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_zanimatelnaya_grammatika_2_klass.docx | 34.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 г. № 373 (с изменениями и дополнениями);
- Основной образовательной программой НОО МБОУ Прудковской СШ (Рабочая программа начального общего образования по внеурочной деятельности является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Прудковской СШ)
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
- способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- способствовать развитию смекалки и сообразительности;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Планируемые результаты внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Личностные результаты
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний
других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания:
точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Обучающиеся получат возможность :
- учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
- учиться выражать свои мысли, аргументировать;
- овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
∙ определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
∙ учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
∙ учиться работать по предложенному учителем плану
Обучающиеся получат возможность:
- учиться отличать факты от домыслов;
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Обучающиеся получат возможность:
- овладевать художественными средствами языка;
- перерабатывать полученную информацию: группировать слова, предложения;
- находить в тексте фразеологизмы, омонимы, омографы
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Обучающиеся получат возможность:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- развивать доброжелательность и отзывчивость;
- развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметные результаты:
знать правила правописания слов с изученными орфограммами, называть
признаки согласных и гласных звуков, знать состав слова, называть
признаки родственных слов;
уметь различать приставки и предлоги, работать со словарем;
группировать и подбирать слова на определенные правила.
Обучающиеся получат возможность:
- применять правила сравнения;
- задавать вопросы;
- находить родственные слова;
- строить причинно-следственные цепочки;
- упорядочивать понятия по многозначности слова;
- находить ошибки в построении предложений;
- делать умозаключения.
Формы проведения занятий
∙ практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических
и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок,
ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
∙ анализ и просмотр текстов;
∙ самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение);
- практический (выполнение работ).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- эвристический – проблема формируется детьми, ими же предлагаются способы её решения;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Технологии:
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Содержание внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле
«медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее.
Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было
написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки».
Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или
глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4 -6. Экскурсия в музей(3ч)
Древние письмена.
Тема 7 - 8. Меня зовут Фонема.(2 ч.)
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера
«Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание
стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра
«Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия».
Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква.
Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема 9 . Для всех ли фонем есть буквы?( (1ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра
«Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия».
Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква.
Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема10- 11. Тайны фонемы.(2 ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки -
«запоминалки».
Тема 12. Опасные согласные.( 1 ч.)
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной
позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные
упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода
законов».
Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без
хлопот!
Тема14- 15. «Фонемы повелевают буквами».(2 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда!
Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ.
Тренировочные упражнения.
Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило.
Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления
самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по
самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди
подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 21. Строительная работа морфем.(1ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра
«Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 22-23. Где же хранятся слова?(1ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со
словарями.
Тема 24 – 25. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С.
Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма.
Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители»
правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка –
«напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
Тема26- 27. Слова – «родственники».(2ч.)
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий
лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(2ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра
«Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с
девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует
ударение. Командует смысл.
Тема 31 – 33. Экскурсия в типографию.
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Как обходились без письма? | 1 |
2 | Древние письмена. | 1 |
3 | Как возникла наша письменность? | 1 |
4 - 6 | Экскурсия в музей | 3 |
7-8 | Меня зовут Фонема. | 2 |
9 | Для всех ли фонем есть буквы? | 1 |
10 - 11 | Тайны фонемы | 2 |
12 | Опасные согласные | 1 |
13 | На сцене гласные | 1 |
14 - 15 | «Фонемы повелевают буквами» | 2 |
16 | Ваши старые знакомые фонемы | 1 |
17 - 18 | Правила о непроизносимых согласных | 2 |
19-20 | Волшебное средство – «самоинструкция» | 2 |
21 | Строительная работа морфем | 1 |
22 - 23 | Где же хранятся слова? | 2 |
24 - 25 | Поговорим о всех приставках сразу | 1 |
26 - 27 | Слова – «родственники» | 2 |
28-30 | Кто командует корнями? | 3 |
31-33 | Экскурсия в типографию | 3 |
34 | Итоговое занятие | 1 |
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам кружка «Занимательная грамматика» во втором классе
В результате изучения данного курса, во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
- учиться выражать свои мысли, аргументировать;
- овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
- учиться отличать факты от домыслов;
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- овладевать художественными средствами языка;
- перерабатывать полученную информацию: группировать слова, предложения;
- находить в тексте фразеологизмы, омонимы, омографы
Коммуникативные УУД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- развивать доброжелательность и отзывчивость;
- развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- применять правила сравнения;
- задавать вопросы;
- находить родственные слова;
- строить причинно-следственные цепочки;
- упорядочивать понятия по многозначности слова;
- находить ошибки в построении предложений;
- делать умозаключения.
Тематическое планирование внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
2 класс
№ Тема занятия Количество часов Дата Фак. дата
1 Как обходились без письма? 1 03.09
2 Древние письмена. 1 10
3 Как возникла наша письменность? 1 17
4-6 Экскурсия в музей. 3 24,01,08
7-8 Меня зовут Фонема. 2 15,22
9 Для всех ли фонем есть буквы? 1 29
10-11 Тайны фонемы 2 12,19
12 Опасные согласные 1 26
13 На сцене гласные 1 03
14-15 «Фонемы повелевают буквами» 2 10,17
16 Ваши старые знакомые фонемы 1 24
17-18 Правила о непроизносимых согласных 2 14,21
19-20 Волшебное средство – «самоинструкция» 2 28, 04
21 Строительная работа морфем 1 11
22-23 Где же хранятся слова? 2 18,25
24-25 Поговорим о всех приставках сразу 2 04,11
26-27 Слова – «родственники» 2 18,08
28 – 30. Кто командует корнями? 2 15,22
31-33 Экскурсия в типографию. 4 29,06,13,20
34 Итоговое занятие 1 27
Итого 34 часа