Анализ о проделанной работе на тему: «Создание условий для здоровьесберегающей образовательной среды в первой группе раннего возраста».
Текст доклада для августовской конференции 2018 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_avg_konferentsiyu.docx | 101.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«детский сад «Островок» п.г.т. Смирных
Анализ о проделанной работе
на тему:
«Создание условий для здоровьесберегающей образовательной среды в первой группе раннего возраста».
Воспитатель Рыбакова Н.И.
п.г.т Смирных
2018 год
Содержание
1.Федеральный государственный образовательный стандарт о требованиях по здоровьесберегающим технологиям.
2. Предметно – пространственная образовательная среда. Преимущества и недостатки.
3. Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственно -образовательной деятельности.
4. Взаимодействие ДОУ с законными представителями воспитанников.
5. Фотографии 1-й группы раннего возраста «Ягодка».
1
1.Ранний возраст - это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности.
В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка» говориться, что государство обязано осуществлять всемерную поддержку семье в целях «обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовка к полноценной жизни в обществе».
В 2017 учебном году в нашем образовательном учреждении детский сад «Островок» впервые открылась 1 – я группа раннего возраста (1,6 - 2 года). На основании ФЗ «Об образовании» впервые дошкольное учреждение признано самостоятельным уровнем общего образования, что означает необходимость работать в соответствии со стандартом. ФГОС ДО предъявляет требования к результатам освоения основной программы и одно из требований стандарта - уход от академической системы. Ребёнок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки – поликультурность, уважение к другим людям, приверженность к нравственным ценностям, здоровому образу жизни. Важная задача ДО: положить начало формированию самоидентификации ребёнка в окружающем мире, с семьёй, регионом, страной. Важно понять, что в достижении результата помогают здоровьесберегающие технологии.
Вооружившись этими знаниями мы начали работать над созданием педагогических условий здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей. Например, организация разных видов деятельности детей в игровой форме, предоставление игрушек, оборудования, упражнений, пособий, звучание музыки.
В начале года в группу «Ягодка» поступило 7 детей: 6 девочек 1 мальчик. В течение года группа сформировалась в количестве 17 детей. В настоящий момент у нас 12 девочек и 5 мальчиков. В начале сентября родители приходили вместе с детьми знакомились с группой и воспитателями. Мы раздали анкеты, из индивидуальных бесед с родителями выяснили методы воспитания, состояние здоровья, особенности нервной системы, привычки детей.
2
Мамы оставались с малышами на несколько часов, потом постепенно «исчезали». У детей был стресс. Мы старались предупредить проявления тяжёлой адаптации. Подготовили большие игрушки, каталки, качалки, мячи, разноцветные шарики «сухого бассейна». Очень помог нам мягкий модуль «горка», на которой малыши с удовольствием катались, лазали. Считаю самым основным в период адаптации - это формирование у детей КГН, которые совпадают с основной линией психического развития в раннем возрасте. С нами совместно работала педагог – психолог, который давала нам рекомендации, подготовила памятки, папки - передвижки родителям по вопросам адаптации, оказывала помощь в снятии стрессовых реакций у детей. Мы проделали огромную работу, чтобы дети привыкли к режиму дня, к элементарным правилам этикета, поведения в детском саду: (это самостоятельная и совместная с взрослым игровая деятельность, сон, прогулки), во взаимоотношениях со сверстниками.
2. В нашей группе была создана предметно – пространственная образовательная среда: мебель расставлена по уголкам активности и в цветовой гамме согласно СанПин, в центре группы был поставлен мягкий модуль «горка», строительный материал (кубики, конструктор), машины, куклы, настольно - печатные игры, спортивный инвентарь: мячи, кольца, обручи, кегли, демонстрационный материал (в методическом кабинете), личный материал: аппликации, наборы из бросового материала (крышки разного цвета, контейнеры киндер сюрпризов, баночки, коробки, ленты, косынки и многое другое). Течение года нам были предоставлены новые игрушки: неваляшки, большая пирамида). В нашем распоряжении был полный канцелярский набор для творчества. Постепенно мы сформировали достаточную предметно – пространственную образовательную среду для наших воспитанников. Нужно отметить, что небольшим минусом во время адаптационного периода было малое количество детских книг, книжек - малышек, сказок. Как известно, их должно быть по количеству воспитанников. Сейчас проблема частично решена.
3. Благополучно преодолев адаптационный период, мы приступили к непосредственно образовательной деятельности (НОД). В обстановке доброты и психологического комфорта, согласно Рабочей программе мы приступили к играм - занятиям со строительным материалом, дидактическим материалом, ознакомлением ориентировки с окружающим и
3
развитием речи, на которых мы использовали технологии сохранения и стимулирования здоровья воспитанников: пальчиковые гимнастики, физминутки, подвижные и спортивные игры, дыхательные и бодрящие гимнастики. Например: ежедневное мытьё рук с мылом перед едой (одно мыло чтобы, мылить руки и передавать его сверстнику, где я преследовала цели: развитие мелкой моторики пальцев рук и обращение внимания на сверстника, общение ним. Всё это сопровождалось с проговариванием потешек «Водичка, водичка…», «Кран откройся, нос умойся…» и т.д.
После сна дети ходят по массажным коврикам, морским камушкам, мокрому полотенцу, умывание прохладной водой лица и рук до локтя, обтирание полотенцем. Всё это способствует мягкому переходу ото сна к бодрствованию через движение. Дети быстро просыпаются, повышается мышечный тонус, поднимается настроение.
В режимных моментах в зависимости от состояния детей проводим самомассаж лица: «Лепим, лепим ушки…», релаксацию, которая направлена на формирование эмоциональной стабильности и благополучия детей. Когда малыши устают создаём игровую ситуацию,например «Я на солнышке лежу…». Дети берут свою любимую игрушку ложатся на ковер и несколько минут отдыхают, это делается, например, перед обедом.
В организации игр – занятий встал вопрос: как организовать детей, собрать всех вместе сразу. Для этого я использовала колокольчик, сюрпризные моменты, но не всегда это срабатывало, и тогда я применила верёвочку с «билетиками». Мы «садились» в «поезд» и «ехали»: делать утреннюю гимнастику, умываться, в гости в старшую группу, в музыкальный или спортивный зал, на прогулку. Это помогло нам экономить время, воспитывать слаженные действия, собираться стайкой, ходить друг за другом, спускаться и подниматься дружно по лестнице. Таким образом, мы достигали безопасности и у детей не было страха перед неизвестностью.
На занятиях - играх я использовала следующие элементы здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика, которая имеет большое значение для развития ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепления защитных сил его организма. Ребёнок учиться управлять своим
4
дыханием, улучшается работа головного мозга, сердца, нервной системы, дыхательной и пищеварительных систем, укрепляется общее состояние здоровья.
Например, в зависимости от времени года даётся задание подуть на бабочку на верёвочке, на листик на ладошке, снежинку, одуванчик, пёрышко. Также простое надувание щёк и выпуск пальчиками воздуха тоже очень нравилось детям. Всё это сначала изображает педагог, а потом повторяют дети.
Пальчиковая гимнастика. Ежедневно с группой и в индивидуальной работе тренировали, сгибание и разгибание пальчиков, сопровождая словами потешек «Этот пальчик дедушка….», «1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять…», «Улитка, улитка покажи свои рога…», «Села кошка на ладошку…» и др. От интенсивного развития мелкой моторики пальцев рук зависит умственное и речевое развитие. «Наш мозг находиться на кончиках пальцев рук».
В конце мая мною было проведено открытое занятие - игра по речевому развитию на тему: «Улитка, улитка покажи свои рога…», в основу была положена одноимённая потешка. На этом занятии я показала, как можно соединить несколько элементов здоровьесберегающих технологий: пальчиковую игру с бумажной игрушкой улиткой, физминутку с использованием тоннеля и звучанием весёлой детской песенки, тестопл с применением солёного теста и обычных макарон для украшения лепёшки.
Подвижные и спортивные игры: «Догони меня», «Самолёты», «Пузырь», «Цыплята», «Солнышко и дождик», «Мой весёлый звонкий мяч», «Каравай» проводились в группе и на прогулке. С помощью этих игр мы формировали не только игровые навыки, но и укрепляли здоровье малышей, добрые взаимоотношения между девочками и мальчиками, способствовали благоприятному фону в группе.
4. Вся наша педагогическая деятельность не могла быть эффективной без тесного взаимодействия с родителями. Оно началось с самого первого дня, они интересовались всем, волновались, но доверились нам, потому что ко всем детям мы проявили много внимания и заботы. А следовательно, родители отвечали нам тем же. Участвовали в мероприятиях детского сада «Дары осени», в украшении группы к Новому году, Новогоднем
5
утреннике, 23 февраля (предоставили фотографии для стенгазеты, в украшении беседки, в субботнике по уборке участка группы, в сборе бросового материала, предоставили выносные игрушки для песочницы на летний оздоровительный период.
Всегда откликались на просьбы воспитателей. Посетили все родительские собрания. Наши родители имеют высшее и средне специальное образование, они понимающие, активные и неравнодушные. Работа с родителями требует знаний психологии человека и опыта общения с людьми. Требовалось время, чтобы найти подход к каждому родителю, обязательно знать их имена и отчества. Из анкет мы узнали: какие вопросы по воспитанию детей их интересуют, какую посильную помощь могут нам оказать. В новом учебном году планируем продолжить взаимодействие с родителями в воспитании и развитии наших детей. Важно добавить, чтобы завоевать доверие родителей нужно со всей ответственностью относиться к их просьбам, проблемам, быть всегда к ним внимательными, отвечать на все вопросы, отвечать на звонки.
5. Представляю вашему вниманию подборку фотографий первой группы раннего возраста «Ягодка» за весь учебный год.
6