Собирательный образ лиц с ОВЗ

Назаренко Ирина Викторовна

Ребенок с ОВЗ - это лицо с ограниченными возможностями здоровья, может иметь недостатки физического или психологического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Собирательный образ лиц с ОВЗ39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нозология

Память

Внимание

Мышление

Восприятие

Речь

Эмоционально-волевая сфера

Двигательная сфера

1.

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).

в памяти глухих детей образы предметов в меньшей степени организованны, чем у слышащих.

Продуктивность внимания снижена.

до усвоения словесной речи и даже в процессе овладения ею, длительное время продолжают оставаться на стадии наглядно-образного мышления.

активность, историчность, т.е. обусловленность прошлым опытом, предметность, которая реализуется через целостность, константность и осмысленность.

не имеют возможности воспринимать на слух интонацию и образцы речи, подражание которым, контролируемое слухом, определяет речевое развитие слышащего ребенка.

тревожность, замкнутость.

Нарушение координации, скованность в движениях.

Нозология

Память

Внимание

Мышление

Восприятие

Речь

Эмоционально-волевая сфера

Двигательная сфера

2.

Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).

характерно недостаточное осмысление запоминаемого наглядного материала.

Кратковременный и долговременный объем осязательной памяти у слепых и частично видящих школьников, так же как и слуховой памяти, оказывается высоким

Внимание снижено ввиду выпадения одного из основных анализаторов.

Важное место в развитии наглядно-образного мышления занимает техника оперирования образами, сущность которой в мыслительном перемещении предметов и их частей в пространстве

зрительное восприятие совершенствуется с помощью дополнительных незрительных стимулов: тактильные стимулы при использовании зрения в процессе обучения помогают в создании полноценного образа

с позиций раскрытия темы — отражение лишь части предъявляемого материала;

с позиции содержательной — фрагментарность, отражение в основном предметного содержания, отсутствие отражения динамики.

эмоциональность и тревожность. в развитии эмоций и чувств у детей с нарушением зрения большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: слепой ребенок более зависим от общества и организации коррекционно-кдагогических условий его жизни.

Нарушение координации, скованность в движениях.

Нозология

Память

Внимание

Мышление

Восприятие

Речь

Эмоционально-волевая сфера

Двигательная сфера

3.

Дети с нарушением речи.

снижена слуховая память и продуктивность запоминания. Остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.

неустойчивость, более низкий уровень показателей произвольного внимания, трудности в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.

характерным является нарушение зрительного восприятия и зрительных предметных образов и в меньшей степени зрительной оперативной памяти

Зависит от тяжести нарушения. Снижение потребности в общении.

раздражительность, эмоциональность лабильность и часто острая эмоциональная реакция на ситуацию непонимания окружающими речи ребенка. Снижена самооценка.

В пределах нормы

Нозология

Память

Внимание

Мышление

Восприятие

Речь

Эмоционально-волевая сфера

Двигательная сфера

4.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Словесно-логическая память отстает в развитии. Механическая память по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее. Двигательная память, развивается у детей с ДЦП с опозданием и весьма своеобразно.

Нарушения внимания могут быть связаны не только с цереброастеническими явлениями, но и с отклонениями в функционировании зрительного анализатора: с невозможностью фиксации взора, с недостаточным уровнем развития прослеживающей функции глаз, с ограничением поля зрения и др

Компонент значительно нарушен в своем развитии

количественное отставание от возрастных нормативов, и  качественное своеобразие в формировании данной психической функции. Все недостатки восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти.

Отставание в развитии речи, нарушение звукопроизношения.

характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы.

Нарушение мышечного тонуса, ограничение или невозможность произвольных движений.

Нозология

Память

Внимание

Мышление

Восприятие

Речь

Эмоционально-волевая сфера

Двигательная сфера

5.

Дети с умственной отсталостью.

Точность и прочность запоминания учащимися и словесного и наглядного материала низкая. Ряды картинок детям запомнить труднее, чем ряды, объединяющие реальные предметы.

Отмечается выраженная недостаточность внимания, особенно произвольного.

воспринимают материал упрощенно, опускают многие значимые его части, изменяют последовательность смысловых звеньев текста, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними.

свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает их возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением.

Становление речи осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Часто наблюдаются дефекты строения органов речи, в значительной мере препятствующие овладению произношением.

Развитие эмоций в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого родителями и педагогом.

В пределах нормы

Нозология

Память

Внимание

Мышление

Восприятие

Речь

Эмоционально-волевая сфера

Двигательная сфера

6.

Дети с задержкой психического развития.

недостатки в развитии непроизвольной памяти. Сниженная помехоустойчивость (оценивается по продуктивности воспроизведения).

неустойчивость (колебания) внимания, сниженная концентрация, снижение объема внимания, сниженная избирательность внимания, сниженное распределение внимания.

наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления.

отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они ни использовали

недостаточное понимание инструкций, учебных заданий;

- трудности овладения учебными понятиями - терминами;

- трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

- недостаточное развитие связной речи.

несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет прежде всего сказываться на уровне социально-психологической адаптации ребенка, оптимальной форме его функционирования.

В пределах нормы

Нозология

Память

Внимание

Мышление

Восприятие

Речь

Эмоционально-волевая сфера

Двигательная сфера

7.

Дети с расстройствами аутистического спектра.

хорошая механическая память. Информация входит в сознание детей целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята.

крайне низкий уровень активного внимания. Сильнейшая психическая пресыщаемость.

Думают медленно, вербальный процесс мышления для них чужд. Аутисты думают  картинками и образами, а  не словами и суждениями.

также нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины реального предметного мира.

При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. Отсутствует обращенная речь.

Нарушен самоконтроль, легко возбудимы. Склонны к агрессивному поведению.

Малоактивны (или гиперактивны).