Собирательный образ лиц с ОВЗ
Ребенок с ОВЗ - это лицо с ограниченными возможностями здоровья, может иметь недостатки физического или психологического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Собирательный образ лиц с ОВЗ | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Нозология | Память | Внимание | Мышление | Восприятие | Речь | Эмоционально-волевая сфера | Двигательная сфера |
1. | Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие). | в памяти глухих детей образы предметов в меньшей степени организованны, чем у слышащих. | Продуктивность внимания снижена. | до усвоения словесной речи и даже в процессе овладения ею, длительное время продолжают оставаться на стадии наглядно-образного мышления. | активность, историчность, т.е. обусловленность прошлым опытом, предметность, которая реализуется через целостность, константность и осмысленность. | не имеют возможности воспринимать на слух интонацию и образцы речи, подражание которым, контролируемое слухом, определяет речевое развитие слышащего ребенка. | тревожность, замкнутость. | Нарушение координации, скованность в движениях. |
№ | Нозология | Память | Внимание | Мышление | Восприятие | Речь | Эмоционально-волевая сфера | Двигательная сфера |
2. | Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие). | характерно недостаточное осмысление запоминаемого наглядного материала. Кратковременный и долговременный объем осязательной памяти у слепых и частично видящих школьников, так же как и слуховой памяти, оказывается высоким | Внимание снижено ввиду выпадения одного из основных анализаторов. | Важное место в развитии наглядно-образного мышления занимает техника оперирования образами, сущность которой в мыслительном перемещении предметов и их частей в пространстве | зрительное восприятие совершенствуется с помощью дополнительных незрительных стимулов: тактильные стимулы при использовании зрения в процессе обучения помогают в создании полноценного образа | с позиций раскрытия темы — отражение лишь части предъявляемого материала; с позиции содержательной — фрагментарность, отражение в основном предметного содержания, отсутствие отражения динамики. | эмоциональность и тревожность. в развитии эмоций и чувств у детей с нарушением зрения большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: слепой ребенок более зависим от общества и организации коррекционно-кдагогических условий его жизни. | Нарушение координации, скованность в движениях. |
№ | Нозология | Память | Внимание | Мышление | Восприятие | Речь | Эмоционально-волевая сфера | Двигательная сфера |
3. | Дети с нарушением речи. | снижена слуховая память и продуктивность запоминания. Остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания. | неустойчивость, более низкий уровень показателей произвольного внимания, трудности в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. | отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии. | характерным является нарушение зрительного восприятия и зрительных предметных образов и в меньшей степени зрительной оперативной памяти | Зависит от тяжести нарушения. Снижение потребности в общении. | раздражительность, эмоциональность лабильность и часто острая эмоциональная реакция на ситуацию непонимания окружающими речи ребенка. Снижена самооценка. | В пределах нормы |
№ | Нозология | Память | Внимание | Мышление | Восприятие | Речь | Эмоционально-волевая сфера | Двигательная сфера |
4. | Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. | Словесно-логическая память отстает в развитии. Механическая память по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее. Двигательная память, развивается у детей с ДЦП с опозданием и весьма своеобразно. | Нарушения внимания могут быть связаны не только с цереброастеническими явлениями, но и с отклонениями в функционировании зрительного анализатора: с невозможностью фиксации взора, с недостаточным уровнем развития прослеживающей функции глаз, с ограничением поля зрения и др | Компонент значительно нарушен в своем развитии | количественное отставание от возрастных нормативов, и качественное своеобразие в формировании данной психической функции. Все недостатки восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти. | Отставание в развитии речи, нарушение звукопроизношения. | характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы. | Нарушение мышечного тонуса, ограничение или невозможность произвольных движений. |
№ | Нозология | Память | Внимание | Мышление | Восприятие | Речь | Эмоционально-волевая сфера | Двигательная сфера |
5. | Дети с умственной отсталостью. | Точность и прочность запоминания учащимися и словесного и наглядного материала низкая. Ряды картинок детям запомнить труднее, чем ряды, объединяющие реальные предметы. | Отмечается выраженная недостаточность внимания, особенно произвольного. | воспринимают материал упрощенно, опускают многие значимые его части, изменяют последовательность смысловых звеньев текста, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними. | свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает их возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением. | Становление речи осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Часто наблюдаются дефекты строения органов речи, в значительной мере препятствующие овладению произношением. | Развитие эмоций в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого родителями и педагогом. | В пределах нормы |
№ | Нозология | Память | Внимание | Мышление | Восприятие | Речь | Эмоционально-волевая сфера | Двигательная сфера |
6. | Дети с задержкой психического развития. | недостатки в развитии непроизвольной памяти. Сниженная помехоустойчивость (оценивается по продуктивности воспроизведения). | неустойчивость (колебания) внимания, сниженная концентрация, снижение объема внимания, сниженная избирательность внимания, сниженное распределение внимания. | наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления. | отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они ни использовали | недостаточное понимание инструкций, учебных заданий; - трудности овладения учебными понятиями - терминами; - трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; - недостаточное развитие связной речи. | несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет прежде всего сказываться на уровне социально-психологической адаптации ребенка, оптимальной форме его функционирования. | В пределах нормы |
№ | Нозология | Память | Внимание | Мышление | Восприятие | Речь | Эмоционально-волевая сфера | Двигательная сфера |
7. | Дети с расстройствами аутистического спектра. | хорошая механическая память. Информация входит в сознание детей целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. | крайне низкий уровень активного внимания. Сильнейшая психическая пресыщаемость. | Думают медленно, вербальный процесс мышления для них чужд. Аутисты думают картинками и образами, а не словами и суждениями. | также нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины реального предметного мира. | При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. Отсутствует обращенная речь. | Нарушен самоконтроль, легко возбудимы. Склонны к агрессивному поведению. | Малоактивны (или гиперактивны). |