Программа развития творческих способностей.
Программа развития творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
Выявление и развитие творческих способностей обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности
Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизникачество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высокихрезультатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный обучающийся - это обучающийся, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Работа с одаренными детьми строится сучетом общих принципов обучения одаренных:
– Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Использование данного принципа означает, что цели, содержание и методыобучения должны способствовать не только усвоению знаний иумений, но и познавательному развитию и воспитанию личностныхкачеств школьника.
– Принцип индивидуализации и дифференциация обучения, который предполагает более полный учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся в определении цели, содержанияи организации процесса обучения.
– Принцип учета возрастных особенностей предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных детей на разных возрастных этапах сцелью адекватного определения уровня необходимой и достаточнойстепени сложности обучения.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, которая помогает открыть новые возможности для создания интереса подростка к индивидуальному и коллективному творчеству. В результате работы над проектом обучающиеся: − активно и самостоятельно приобретают новые знания из разных источников; − учатся пользоваться полученными знаниями для решения познавательных и практических задач; − формируют интерес к изучению предмета химии и биологии; − приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; − развивают у себя исследовательские умения (сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, синтез, обобщение).
Цель:Развитие творческих способностей обучающихся через осуществление проектно-исследовательской деятельности с целью их самореализации в соответствии со способностями .
Задачи:
- определить уровень творческих способностей обучающихся до начала реализации проекта;
- определить формы и методы работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения биологии;
- определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития творческой активности обучающихся.
- создать условия для развития креативности.
- формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание.
- содействовать профессиональному самоопределению обучающихся.
Основные направления в развитии творческих способностей обучающихся.
1. Выявление способностей обучающихся.
Задачи:
- определить уровень творческих способностей обучающихся;
- определить формы и методы работы, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения биологии и химии;
- подобрать педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития творческой активности обучающихся.
Выявление одаренных обучающихся возможно по следующим признакам:
- более высокие по сравнению с большинством обучающихся интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, научной деятельности, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают положительные эмоции от процесса познания, интеллектуальной,
творческой деятельности.
Педагогические методики: метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская.
Диагностические методики:
- Тест АМС;
- В.А. Крутецкий, выявление типа одаренности обучающегося.
2. Развитие творческих способностей обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- создать условия для осуществления проектно-исследовательской деятельности учащихся;
- осуществлять проекты, имеющие практическую значимость для их участников.
- формировать навыки и умения в работе с учебной и дополнительной литературой, развивать навыки анализа и отбора информации;
- развивать умение выявлять проблемы, находить пути их решения, обосновывать свои выводы;
- в ходе реализации проекта интегрировать знания учащихся из различных областей науки;
- обеспечить механизм развития критического мышления;
- создать условия для развития креативности;
- формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание;
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.
Формы организации: урочные и внеурочные.
Модели взаимодействия ученика и педагога при организации проектно-исследовательской деятельности.
Модель 1. Педагог знает путь поиска и предлагает пройти этот путь ученику, зная конечный результат. Модель используется на уроке через технологии развивающего обучения.
Модель 2. Педагог знает путь поиска и исследования, прогнозирует конечный результат, предлагая ученику решить проблему или комплекс проблем. Модель реализуется через исследовательские лабораторно-практические занятия.
Модель 3. Педагог владеет методикой научного исследования, он может обучить этой методике ученика, они совместно находят путь поиска, но не знают конечного результата этого пути. Модель реализуется в рамках деятельности Научного Общества Школьников отделения «Человек и биосфера».
Педагогические методики: метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская.
3. Рефлексия.
Заключительный этап включает в себя рефлексию объективного осознанного выбора школьниками творческой деятельности.
В процессе рефлексии необходимо:
- Обеспечение благоприятной атмосферы;
- Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;
- Поощрение высказывания оригинальных идей;
- Обеспечение возможности для практики;
- Использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
- Предоставление учащимся возможности активно задавать вопросы.
Применение в моей педагогической практике активных методов обучения позволило:
- повысить интерес со стороны обучающихся кфизике и математике;
- усилить творческий подход к изучению естественных наук;
- увеличить активность работы как на уроках, так и во внеурочное время среди обучающихся разных возрастов;
- продолжить развитие самостоятельного приобретения новых знаний обучающимися;
- внести положительный элемент соревновательности между обучающимися;
- при систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения.
Показатели, по которым отлеживалась эффективность деятельности учителя:
- количество и качество творческих и учебно-исследовательских работ учащихся;
- успешное участие школьников в различных конкурсах;
- повышение мотивации к изучению предмета.