Коррекционная педагогика
Работа с детьми ОВЗ, методы, дистанционное обучение, игровые технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые задания по русскому языку | 31.68 КБ |
Методическая рекомендация урока | 185.62 КБ |
Гибкость и отсутствие воспитательных моментов во время урока дистанционного обучения | 30.95 КБ |
презентация использования игровых технологий | 474.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
«Игровые технологии в практике педагога»
Во что играют дети? Если внимательно присмотреться к играм дошкольников, становится ясно, что они играют в «настоящую жизнь», конечно, жизненный опыт, возможность понять, оценить многие явления у разных детей по возрасту разные.
Целью общения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Одна из основных функций игры – ее разнообразная полезность.
Социокультурное назначение игры – сильнейшее средство социализации ребенка, целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
Функция межнациональной коммуникации- игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности.
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка под общим названием « Говорите по–русски правильно». В каких формах можно предположить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, как разнообразить задания:
«Составь текст и озвучь его»
Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)
«В эфире - новости»
Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, городе). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм: «Справочное бюро»; «Словарный диктант»; «Лингвистический футбол»; «Найди пару»; «Умный редактор»; «Какой глагол задуман?»; «Глаголы-парадоксы»; «Подбери синонимы»; «Лови ошибку»- повторение вида и т.д.
«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания»,- утверждал Ф.И.Буслаев.
Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой
При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете.
Игровая форма обучения для подростков «Разбираем Интернет» представлены на сайте (www.razbiraeminternet.ru).
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацелен на изучение уровня цифровых знаний населения и компетенций пользования интернетом и цифровыми услугами. «Проект позволит обеспечить обновление содержания образования, дав возможность учащимся свободно и в то же время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. Благодаря проекту у родителей появится больше возможностей изучать интересы и способности своего ребенка.
При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка, дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Внедрение цифровых технологий позволяет нам перейти от обучения в учебной аудитории к обучению в любом месте и в любое время; проектировать индивидуальный образовательный маршрут, тем самым удовлетворять образовательные потребности личности обучающегося; превратить обучающихся не только в активных потребителей электронных ресурсов, но и создателей новых ресурсов.
Предварительный просмотр:
Выполнила:
Братчикова Светлана Ростиславовна
Учитель русского и литературы ГБОУ школа №370
Московского района, Санкт-Петербурга
«Методическая разработка урока для детей с ОВЗ»
При написании статьи возник обоснованный вопрос: каковы возможности игровой деятельности в коррекционной работе с детьми с ОВЗ? Для этого сначала мы проанализировали понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья». Обозначим, что дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
В ФГОС НОО ОВЗ сказано, что предметом регулирования данного стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ОВЗ. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.
Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями опорно –двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.
Одной из главных потребностей детей с ОВЗ является использование специальных методов, приемов и средств обучения. Возможности игровой деятельности в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велики. Технологии предоставления образования обучающимся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС могут включать следующие наиболее эффективные технологии:
― обучение в сотрудничестве
― технология развития критического мышления через чтение и письмо
― уровневая дифференциация
― информационные и коммуникационные
― музейная педагогика
― игровая технология обучения
― ручной труд
― компьютерные игры
Во время практики дети с проявлениями ЗПР показали слабую память, испытывали проблемы с развитием речи, их лексикон был скуден и беден. Они плохо решали задачи,
связанные с анализом, сравнением и обобщением, отличались отсутствием образного мышления или затруднениями в областях, связанных с применением абстрактной памяти.
С целью анализа эффективности проведённых коррекционных игр в обучении школьников с ОВЗ, мною, использовались, методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование, интервью, обобщение. После проведения на уроках коррекционных игр и упражнений по обучению детей с задержкой психического развития и устранению дефицита внимания у гиперактивных детей педагогами, диагностированы следующие результаты.
В ходе опытно-практической работы нами был сделан вывод о том, что игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры.
Коррекционная игра – это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра – незаменимый в этом помощник. Потому что всех учителей интересуют вопросы: как сделать обучение наиболее эффективным, и какими методами поддерживать интерес к учению. Итак, мы определили пути повышения эффективности использования игровых технологий в обучении младших школьников с отклонениями.
Во –первых, обучающая игра должна быть проведена классным руководителем или учителем начальных классов так, чтобы она принесла обучающемуся с отклонением радость и пользу, содействовала его успешному развитию.
Классный руководитель должен оценивать коррекционную игру по двойному критерию: по ближайшему результату и с дальней целью. Только тогда можно будет использовать игровую деятельность как средство организации учебного процесса.
Резюмируя выше сказанное, отметим, что игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает не только усвоение ребенком с отклонениями конкретных учебных умений, но и воспитание у младшего школьника с отклонением желания учиться.
С миром компьютеров связаны интересы многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации педагогической работы в школе. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность обучающихся в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для молодого поколения технологии, можно обеспечивать эту включенность.
Предварительный просмотр:
Учитель ГБОУ школа №370
Московского района, Санкт-Петербурга
Братчикова Светлана Ростиславовна
«Плюсы и минусы дистанционного обучения»
Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования: образование для всех образование через всю жизнь
Дистанционное обучение понимают как совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующийся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.
Достоинства:
- гибкость — обучающиеся в основном не посещают регулярных занятий в виде уроков, лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины.
- модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области.
- дальнодействие — расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса;
- асинхронность —по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе;
- охват —обучающихся не является критичным параметром.
- доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств информационных технологий;
- новая роль преподавателя (в системе дистанционного обучения — тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование.
- обучающийся, должен обладать исключительной самоорганизацией, трудолюбием и определенным стартовым уровнем образования.
- Используются новые информационные технологии: компьютеры аудио-видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.
- интерактивное взаимодействие, — обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений.
Я отметила для себя многие положительные стороны. Обучение в данном режиме проходило в тесном сотрудничестве с родителями, которые, помогая своим детям, вынуждены были вникать в тему урока, контролировать выполнение и качество работы ученика. Наконец-то я почувствовала настоящий интерес некоторых родителей к процессу обучения и ощутила поддержку. Новый формат обучения показал, как относятся все участники образовательного процесса к своим обязанностям. Хочется отметить повышение ответственности учащихся, проявление интереса к новой форме работы. И наконец, у ребят появилась необходимость в получении новых знаний и умений в обращении с гаджетами и возможность эти умения ежедневно применять.
Трудности, такие как:
1) недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения; многие преподаватели и обучающиеся еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию;
2) недостаточная развитость информационно-коммуникационных инфраструктур в России;
3) квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много;
4) слабое использование стандартов в дистанционном обучении;
5) сложности мотивации слушателей и т.д.
Также к недостаткам дистанционного обучения можно отнести и отсутствие воспитательных моментов во время урока, утрату теплоты живого общения, когда не только слово, но и ободряющий взгляд учителя способен вселить уверенность в успехе и повысить интерес к предмету. Следует отметить потерю учениками «чувства локтя», то есть поддержки коллектива, одобрения или безразличия одноклассников по отношению к деятельности ученика во время урока.
Вывод:
На данном этапе развития дистанционных технологий наша задача состоит в том, чтобы организовать учебный процесс так, чтобы новые формы обучения давали по степени качества результат как минимум такой же, как и традиционные. К тому же существует множество вопросов, связанных с методиками измерения эффективности дистанционного обучения. Но, как бы то ни было, огромный «плюс» дистанционных технологий в том, что они позволяют любому человеку учиться непрерывно – всю жизнь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология — от греческих слов technл ( искусство , ремесло , наука ) и logos ( понятие , учение ). В словаре иностранных слов : « технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов ( металлов , химических …)». При работе с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья ( далее ОВЗ), применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии , позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании .
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании . Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВ З - Коррекционно развивающие технологии - Информационнокоммуникативные технологии -Технология проблемного обучения -Проектная деятельность -Здоровьесберегающие технологии - Технология разноурочного обучения -Игровые техногологии
Методы и формы работы с детьми с ОВЗ Урок Внеурочная работа Воспитательная работа в школе групповые формы работы индивидуальные дистанционные уроки творческие задания
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи учебная деятельность подчиняется правилам игры учебный материал используется в качестве средства в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
Воздействие игровых форм обучения на развитие детей невозможно переоценить В игре активно обогащается и развивается словарь школьника с ОВЗ Игра формирует правильное отношение к явлениям общественно й жизни, природе, предметах, окружающего мира Систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности Игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействов Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями
Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях закрепление знаний, формирование умений и навыков, в том числе общеучебных , развитие памяти, внимания, мышления создание благоприятной атмосферы на занятии, развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес объединение коллектива учащихся, установление эмоциональных контактов; свободное сотрудничество школьников с учителем снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей
Требования при подборе игр для детей с ОВЗ Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития Учет структуры дефекта Подбор игрового материала с постепенным усложнением Связь содержания игры с системой знаний ребенка Соответствие коррекционной цели занятия Учет принципа смены видов деятельности Использование ярких, озвученных материалов и пособий Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность