Коррекционная педагогика


Предварительный просмотр:

                                                                                     

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

                     «Игровые технологии в практике педагога»

            Во что играют дети? Если внимательно присмотреться к играм дошкольников, становится ясно, что они играют в «настоящую жизнь», конечно, жизненный опыт, возможность понять, оценить многие явления у разных детей по возрасту разные.

           Целью общения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя.

          Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

 1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

          Одна из основных функций игры – ее разнообразная полезность.

          Социокультурное назначение игры – сильнейшее средство социализации ребенка, целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

          Функция межнациональной коммуникации- игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности.

          Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка под общим названием « Говорите по–русски правильно». В каких формах можно предположить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, как разнообразить задания:

 «Составь текст и озвучь его»

         Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)

«В эфире - новости»

        Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, городе). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.

          Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм:  «Справочное бюро»; «Словарный диктант»; «Лингвистический футбол»; «Найди пару»; «Умный редактор»; «Какой глагол задуман?»; «Глаголы-парадоксы»; «Подбери синонимы»;  «Лови ошибку»- повторение вида и т.д.

«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания»,- утверждал Ф.И.Буслаев.

           Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.          

             Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой

        При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете.

        Игровая форма обучения для подростков «Разбираем Интернет» представлены на сайте (www.razbiraeminternet.ru).      

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацелен на изучение уровня цифровых знаний населения и компетенций пользования интернетом и цифровыми услугами. «Проект позволит обеспечить обновление содержания образования, дав возможность учащимся свободно и в то же время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. Благодаря проекту у родителей появится больше возможностей изучать интересы и способности своего ребенка.

            При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка, дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

            Внедрение цифровых технологий позволяет нам перейти от обучения в учебной аудитории к обучению в любом месте и в любое время; проектировать индивидуальный образовательный маршрут, тем самым удовлетворять образовательные потребности личности обучающегося; превратить обучающихся не только в активных потребителей электронных ресурсов, но и создателей новых ресурсов.

           

           

           



Предварительный просмотр:

Выполнила:

                                                                                          Братчикова Светлана Ростиславовна

                                                                                    Учитель русского и литературы ГБОУ школа №370

Московского района, Санкт-Петербурга

«Методическая разработка урока для детей с ОВЗ»

            При написании статьи возник обоснованный вопрос: каковы возможности игровой деятельности в коррекционной работе с детьми с ОВЗ? Для этого сначала мы проанализировали понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья». Обозначим, что дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

           В ФГОС НОО ОВЗ сказано, что предметом регулирования данного стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ОВЗ. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.

Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями опорно –двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.

          Одной из главных потребностей детей с ОВЗ является использование специальных методов, приемов и средств обучения. Возможности игровой деятельности в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велики. Технологии предоставления образования обучающимся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС могут включать следующие наиболее эффективные технологии:

― обучение в сотрудничестве

― технология развития критического мышления через чтение и письмо

― уровневая дифференциация

― информационные и коммуникационные

― музейная педагогика

― игровая технология обучения

― ручной труд

― компьютерные игры

          Во время практики дети с проявлениями ЗПР показали слабую память, испытывали проблемы с развитием речи, их лексикон был скуден и беден. Они плохо решали задачи,

связанные с анализом, сравнением и обобщением, отличались отсутствием образного мышления или затруднениями в областях, связанных с применением абстрактной памяти.
         С целью анализа эффективности проведённых коррекционных игр в обучении школьников с ОВЗ, мною, использовались, методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование, интервью, обобщение.  После проведения на уроках коррекционных игр и упражнений по обучению детей с задержкой психического развития и устранению дефицита внимания у гиперактивных детей педагогами, диагностированы следующие результаты.

В ходе опытно-практической работы нами был сделан вывод о том, что игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры.

Коррекционная игра – это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра – незаменимый в этом помощник. Потому что всех учителей интересуют вопросы: как сделать обучение наиболее эффективным, и какими методами поддерживать интерес к учению. Итак, мы определили пути повышения эффективности использования игровых технологий в обучении младших школьников с отклонениями.

Во –первых, обучающая игра должна быть проведена классным руководителем или учителем начальных классов так, чтобы она принесла обучающемуся с отклонением радость и пользу, содействовала его успешному развитию.

Классный руководитель должен оценивать коррекционную игру по двойному критерию: по ближайшему результату и с дальней целью. Только тогда можно будет использовать игровую деятельность как средство организации учебного процесса.

Резюмируя выше сказанное, отметим, что игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает не только усвоение ребенком с отклонениями конкретных учебных умений, но и воспитание у младшего школьника с отклонением желания учиться.

            С миром компьютеров связаны интересы многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации педагогической работы в школе. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность обучающихся в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для молодого поколения технологии, можно обеспечивать эту включенность.



Предварительный просмотр:

                                                                                    Учитель ГБОУ школа №370

Московского района, Санкт-Петербурга

                                                                                         

                                                                                        Братчикова Светлана Ростиславовна

«Плюсы и минусы дистанционного обучения»

                Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования: образование для всех образование через всю жизнь

Дистанционное обучение понимают как совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала,  основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующийся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

Достоинства:

  1. гибкость — обучающиеся в основном не посещают регулярных занятий в виде уроков, лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины.
  2. модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области.
  3. дальнодействие — расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса;
  4.  асинхронность —по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе;
  5. охват —обучающихся не является критичным параметром.
  6. доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств информационных технологий;
  7. новая роль преподавателя (в системе дистанционного обучения — тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование.
  8. обучающийся, должен обладать исключительной самоорганизацией, трудолюбием и определенным стартовым уровнем образования.
  9. Используются новые информационные технологии: компьютеры аудио-видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.
  10.  интерактивное взаимодействие, — обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений.

      Я отметила для себя многие положительные стороны. Обучение в данном режиме проходило в тесном сотрудничестве с родителями, которые, помогая своим детям, вынуждены были вникать в тему урока, контролировать выполнение и качество работы ученика. Наконец-то я почувствовала настоящий интерес некоторых родителей к процессу обучения и ощутила поддержку. Новый формат обучения показал, как относятся все участники образовательного процесса к своим обязанностям. Хочется отметить повышение ответственности учащихся, проявление интереса к новой форме работы. И наконец, у ребят появилась необходимость в получении новых знаний и умений в обращении с гаджетами и возможность эти умения ежедневно применять.

Трудности, такие как:

1) недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения; многие преподаватели и обучающиеся еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию;

2) недостаточная развитость информационно-коммуникационных инфраструктур в России;

3) квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много;

4) слабое использование стандартов в дистанционном обучении;

5) сложности мотивации слушателей и т.д.

           Также к недостаткам дистанционного обучения можно отнести и отсутствие воспитательных моментов во время урока, утрату теплоты живого общения, когда не только слово, но и ободряющий взгляд учителя способен вселить уверенность в успехе и повысить интерес к предмету. Следует отметить потерю учениками «чувства локтя», то есть поддержки коллектива, одобрения или безразличия одноклассников по отношению к деятельности ученика во время урока.

    Вывод:

             На данном этапе развития дистанционных технологий наша задача состоит в том, чтобы организовать учебный процесс так, чтобы новые формы обучения давали по степени качества результат как минимум такой же, как и традиционные. К тому же существует множество вопросов, связанных с методиками измерения эффективности дистанционного обучения. Но, как бы то ни было, огромный «плюс» дистанционных технологий в том, что они позволяют любому человеку учиться непрерывно – всю жизнь.

         

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование игровых технологий при обучении детей с ОВЗ Братчикова Светлана Ростиславовна Учитель ГБОУ школа №370 Московского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Технология — от греческих слов technл ( искусство , ремесло , наука ) и logos ( понятие , учение ). В словаре иностранных слов : « технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов ( металлов , химических …)». При работе с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья ( далее ОВЗ), применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии , позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании .

Слайд 3

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании . Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВ З - Коррекционно развивающие технологии - Информационнокоммуникативные технологии -Технология проблемного обучения -Проектная деятельность -Здоровьесберегающие технологии - Технология разноурочного обучения -Игровые техногологии

Слайд 4

Методы и формы работы с детьми с ОВЗ Урок Внеурочная работа Воспитательная работа в школе групповые формы работы индивидуальные дистанционные уроки творческие задания

Слайд 5

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи учебная деятельность подчиняется правилам игры учебный материал используется в качестве средства в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом

Слайд 6

Воздействие игровых форм обучения на развитие детей невозможно переоценить В игре активно обогащается и развивается словарь школьника с ОВЗ Игра формирует правильное отношение к явлениям общественно й жизни, природе, предметах, окружающего мира Систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности Игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействов Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями

Слайд 7

Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях закрепление знаний, формирование умений и навыков, в том числе общеучебных , развитие памяти, внимания, мышления создание благоприятной атмосферы на занятии, развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес объединение коллектива учащихся, установление эмоциональных контактов; свободное сотрудничество школьников с учителем снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей

Слайд 8

Требования при подборе игр для детей с ОВЗ Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития Учет структуры дефекта Подбор игрового материала с постепенным усложнением Связь содержания игры с системой знаний ребенка Соответствие коррекционной цели занятия Учет принципа смены видов деятельности Использование ярких, озвученных материалов и пособий Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность