Из опыта работы
Предварительный просмотр:
Представление опыта работы
Я, Исаева Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, 1954 года рождения, окончила в 1975 году Кокчетавский педагогический институт им. Ч.Валиханова. Мой педагогический стаж составляет 37 лет. В Глубоковской школе стаж работы 33 года.
В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности.
Учитель получает в руки сильнейший инструмент воздействия на ум, душу, чувства ученика. В руках мастера инструмент может творить чудеса. Стать Мастером — это, наверное, желанная цель каждого учителя, профессионала.
Мое педагогическое кредо очень точно выражено словами А.Дистервега: «Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». Поэтому моя профессиональная деятельность напрямую согласуется с целями деятельности моей школы.
В центре образовательного процесса стоит ученик. Но в современных условиях учитель перестает быть просто источником знаний для него, это скорее проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает личность самого учителя, так как он способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.
Основная цель моей педагогической деятельности — воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни; сформировать у ученика умение и желание совершенствования и самообразования, готовность к диалогу совместной деятельности с другими людьми, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.
В своей деятельности я ставлю такие задачи:
- развивать и укреплять интерес к предмету;
- использовать новые педагогические технологии;
- дать учащимся качественное образование;
- раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;
- подготовить учащихся к осознанному выбору профессии, привить навыки самостоятельной работы;
- совершенствовать формы организации учебной деятельности.
Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. Покидая школу, выпускники должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Каждый учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, с учетом особенностей конкретного коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он отбирает то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения.
Применяю современные педагогические технологии:
- Личностно-ориентированное развивающее обучение.
- Проблемное обучение.
- Лекционно-семинарская система обучения.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Технология игровых методов.
- Технология ролевых и деловых игр.
- Интегрированные уроки обучения.
- Проектная технология.
- Здоровьесберегающие технологии.
В соответствии с данными технологиями реализую активные методы обучения. Использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную.
Владею мониторингом качества образования как по русскому языку, так и по литературе. Применяю на уроках разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: срез знаний, тестирование, самостоятельные и контрольные работы.
Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я использую уроки-лекции, семинары, путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. На таких уроках создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовать свои интеллектуальные возможности. Дети с удовольствием работают на таких уроках. Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся. В каждом классе с учащимися усиленно работаю над разнообразными видами разборов (фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический), так как глубоко убеждена в том, что ученик, умеющий делать разбор, знает русский язык.
При подготовке и проведении уроков по литературе перед собой ставлю следующие задачи:
- дать сведения по теории и истории литературы;
- перенести учащихся в волнующий мир глубоких и смелых мыслей, благородных и сильных чувств, ярких красок и образов, рожденных поэтическим видением жизни художников слова;
- воспитать гуманное отношение к людям, уважение к национальным особенностям, чувство единства человечества;
- показать, что роднит современную литературу с прогрессивным наследием прошлого, что является развитием и продолжением лучших традиций, раскрыть многообразие, эстетическое богатство литературы нашего времени.
При изучении художественных произведений обязательным требованием является наличие текста. Чтобы заинтересовать учащихся на уроках литературы рассказываю им о сложных и интересных писательских судьбах, нелегком труде. На уроках литературы делаем подробный анализ изучаемых произведений.
В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Стараюсь в своей работе слабых учащихся подтянуть до уровня средних, а средних — до уровня хорошистов. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся. Сильные учащиеся активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь.
Развиваю в детях коммуникабельность, использую работу в группах, в парах, индивидуальную работу. Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и устремленности. На моих уроках всегда присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Каждый урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь ребят.
Большое внимание уделяю здоровьсберегающим технологиям. Здоровьесберегающие технологии — это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Считаю, что здоровье подрастающего поколения — это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.
Основной формой организации учебной работы был и остается урок, на котором должно использоваться все умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы. Каждый урок — это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.
Структурными элементами своих уроков ставлю следующие:
- приветствие;
- опрос самочувствия;
- оздоровительные упражнения;
- физминутки;
- рефлексия;
- прощание.
Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.
На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.
При изучении имен числительных и наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением. Изучение числительных дает еще возможность использовать тексты, рассказывающие учащимся об истории Олимпийских игр, завоеванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.
Такая работа ведет к снижению заболеваемости школьников, улучшению психологического климата в коллективе. С применением этой технологии интереснее работать. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья детей.
Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества.
На своих уроках стараюсь добиваться высокого уровня познавательной деятельности. Мои ребята принимают активное участие в олимпиадах, различных конкурсах, пишут стихи, повышают свой кругозор, пишут доклады, сообщения, сочинения на конкурсы. Таким детям на уроках даю задания повышенной трудности.
В последнее время возрастает роль уроков информационно-коммуникативных технологий. Широко использую возможности компьютера в учебном процессе: провожу уроки с использованием компьютера и уроки компьютерной поддержки (электронные тренажеры, Интернет и др.), в конце изучаемых разделов провожу тестовую проверку знаний учащихся. Все это позволяет не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого ученика, добиваться более высокого уровня знаний, умений и навыков учащихся по предмету, прививать любовь и интерес к родному языку и литературе. Стараюсь развивать самостоятельность суждений школьников. Поэтому стремлюсь не сообщать знания в готовом виде, а построить урок так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии, на основе проведения наблюдений. Выношу на обсуждение проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения.
Ежегодно показываю стабильные высокие результаты качества обученности детей. В период с 2007 по 2012 год качественный показатель составляет по русскому языку 62- 63%, по литературе — 67-87%. Учащиеся показывают высокий уровень знаний на итоговой аттестации за курс основной школы в новой форме и за курс средней (полной) школы в форме ЕГЭ. За последние пять лет получили : золотую медаль — 1 выпускник, серебряную медаль — 2 выпускника; получили аттестаты особого образца — 5 выпускников. Мои ученики систематически принимают участие в школьных, районных олимпиадах и занимают призовые места. Все выпускники (100%) поступают в ВУЗы и успешно там обучаются, получают дипломы с отличием, работают педагогами в родной школе и школах области.
Личные достижения:
26.02.1977 — медаль «В память 850-летия Москвы»;
28.02.2001 — нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской
Федерации»;
23.09.2004 — почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»;
2004 — медаль Московской областной думы.
2010-2011 — почетные грамоты РУО, Администрации Серебряно-Прудского
муниципального района, Министерства МО.
Всегда открыта для общения с коллегами. Со всеми сложились доверительные и уважительные взаимоотношения. Постоянно учусь у опытных учителей, посещаю их открытые уроки с целью получения новых знаний, а также приглашаю на свои, повышаю свое педагогическое мастерство и через курсы повышения квалификации.
Проблемы, которые я вижу в своей работе:
- Работа над дальнейшим повышением качества знаний обучающихся.
- Поддержание познавательного интереса к предметам русского языка и литературы (взрослея, дети теряют интерес к таким предметам, как русский язык и литература; книгу им все чаще заменяет компьютер).
- Совершенствование системы индивидуальной работы со слабыми и способными учащимися.
- Совершенствование навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самодисциплины.
Для себя я ставлю следующие цели дальнейшего профессионального развития:
- совершенствовать свое педагогическое мастерство через изучение опыта
других учителей;
- приобретать новые знания через курсы повышения квалификации, взятые на
изучение новые темы самообразования;
- повышать качество знаний учащихся через их мотивацию учебной деятельности.