Конкурс "Педагогический дебют-2022"
Материалы конкурса "Педагогический дебют -2022" Номинация " Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЗАЯВКА УЧАСТНИКА
Номинация «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»
Девиз, под которым участник выступает в конкурсе:
«Двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом»
1.Общие сведения | |
Субъект Российской Федерации | Оренбургская область |
Населенный пункт | г.Соль-Илецк |
Фамилия | Сукина |
Имя | Евгения |
Отчество | Олеговна |
Дата рождения (день, месяц, год) | 22.09.1987г |
Место рождения | с.Буранное |
2. Работа и учеба | |
Должность (по штатному расписанию с указанием преподаваемого предмета) | Воспитатель |
Место работы или учебы (название учебного заведения по уставу)* | Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Огонёк» г.Соль-Илецка Оренбургской области |
Ф.И.О. директора образовательного учреждения (не заполняется в номинациях «Молодые управленцы» в группе руководитель образовательного учреждения и «Молодые руководители дошкольных образовательных организаций» в группе заведующие) | Четвергова Лариса Викторовна |
Год приема на работу / поступления | 2018г. |
Педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) | 3 года |
Управленческий стаж (заполняется в номинациях «Молодые управленцы», «Молодые руководители дошкольных образовательных организаций») | - |
Участник регионального этапа конкурса (год), результат участия | - |
3. Образование | |
Образование (укажите название и год окончания учебного заведения, факультет) | Оренбургский государственный педагогический университет, 2016 год факультет: естественно-географический |
4. Общественная деятельность | |
Правительственные, отраслевые, общественные и международные награды (укажите название и в скобках год получения награды) | нет |
Членство в общественных организациях (укажите название и год вступления) | нет |
6. Увлечения | |
Хобби | Рукоделие, садоводство |
Чем Вы можете «блеснуть» на сцене? | Актерскими способностями |
7. Контакты | |
Рабочий адрес (с указанием индекса) | 461500 Оренбургская область г.Соль-Илецк ул.Володарского 109 «А» |
Рабочий телефон (с указанием междугороднего кода) | 8(35336)2-34-63 |
Мобильный телефон | 89878462044 |
Рабочая электронная почта | |
Личная электронная почта | |
Адрес личного сайта, странички в Интернете | |
Адрес школьного сайта в Интернете | http://sadikogonek.do.am/?C6kRN5O |
8. Заявка на учебное занятие на очном туре конкурса (для учителей и педагогов дополнительного образования) | |
Название предмета (для учителей) // программы (для ПДО) | |
Класс (для учителей, классных руководителей) // возрастная группа или класс (для ПДО, психологов) |
*Информация должна соответствовать названию организации по Уставу
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Межмуниципальный этап Всероссийского конкурса
«Педагогический дебют - 2022»
Номинация: «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»
ЭССЕ
«Особенности воспитания и развития детей раннего
возраста в образовательной среде ДОО»
Судьба привела меня в детский сад, и теперь это мой дом, в котором меня ждут, любят маленькие детки, к которым я спешу каждый день. Воспитатель для меня - это самая добрая, ответственная, очень интересная профессия.
Свою педагогическую деятельность я начала в группе детей раннего возраста. В нашем детском саду эту группу посещают дети от 2 до 3-х лет. В развитие детей раннего возраста, в детском саду, ведущая роль принадлежит воспитателю. По словам Л.С. Выготского «…процессы воспитания и обучения не сами посебе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы иобладают соответствующим содержанием», я считаю, что именно воспитатель наполняет процесс воспитания и развития детей содержанием, обеспечивает ребенку все условия, необходимые для развития малыша в дошкольном учреждении. При общении с ребенком раннего возраста воспитатель должен нести ласку, тепло и ту информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. С первых дней работы я поняла, что дети этого возраста деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие.
Самое первое, с чем я столкнулась в работе с детьми раннего возраста – это период адаптации к условиям детского сада и, наверное, эта часть самая сложная и ответственная. Когда воспитатель принимает ребенка впервые в детский сад, он должен знать как можно больше информации о нем. Для меня важна работа с родителями, чтобы иметь общее представление о ребенке, тем самым появляется возможность более корректно организовать взаимодействие с каждым из воспитанников, что положительно влияет на развитие каждого из них. Все должно проходить гармонично, постепенно, воспитатель должен проявлять максимум терпения по отношению к каждому своему воспитаннику.
К каждому ребенку я стараюсь найти индивидуальный подход, в этом возрасте это очень важный момент, дать оценку психологической готовности ребенка посещать дошкольное учреждение. Для этого педагогу надо быть не только профессионалом в своем деле, но и включить человеческие чувства и эмоции. Маленькие дети очень чувствуют настроение и отношение взрослого, и каждого надо полюбить как родного. Очень важно тактильно влиять на настроение ребенка, в случае если он плачет и не отвлекается на предложенные игрушки, взять его на руки, приобнять либо погладить.Для налаживания эмоционального контакта я использую индивидуальные игры, игры с игрушками забавами, обыгрывание малых фольклорных форм (песенки, потешки, стихи), игры-занятия, совместные игры.Только собственной увлеченностью какой-либо деятельностью можно передать интерес к ней ребенку. Здесь я использую выразительные движения, мимику, артистизм.
У детей с раннего возраста необходимо формировать самостоятельность, культурно-гигиенические навыки. Когда ребенок выполняет сам и у него это получается без помощи взрослого, это доставляет ему удовольствие, очень часто он обращается ко мне со словами: «Я сам». Эту потребность малыша в проявлении активности, самоутверждении, я стараюсь всячески поддерживать, создавая игровые ситуации.
Другой чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи. Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении с взрослым. Поэтому первая задача воспитания - это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого я не только постоянно разговариваю с ребёнком, но и включаю его в диалог, создаю потребность в собственных высказываниях. Для решения этой задачи я использую словесные методы и приемы: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок, беседы, рассматривание иллюстраций.
Хочу отметить, что фундаментом в обучении детей раннего возраста является развитие ряда способностей: подражание, воспроизведение, навыки наблюдения и умения слушать, сравнивать, анализировать, различать, сопоставлять, синтезировать жизненный опыт.
Игра – является универсальным методом воспитания маленьких детей. Мне нравится наблюдать за детьми, когда они играют, принимать участие вместе с ними, разрабатывать игры. Обучение детей раннего возраста я провожу в игровой форме, с ярким эмоциональным сопровождением.
Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания я включаю именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. Я стараюсь увлечь детей, заинтересовать, отвлечь интересными сюрпризными моментами.
Ребенок этого возраста только-только начинает познавать этот мир самостоятельно. Я хочу отметить что в этом возрасте ему не сидится на месте, и он каждый день готов тратить столько энергии на свою активность, что иногда я думаю: "Откуда у них столько энергии?". В раннем возрасте двигательная активность выходит на первый план и является одним из способов познания мира, всестороннего развития. И действительно, несмотря на то, что дети бывают разные – кто-то более активен, кто-то в меньшей степени проявляет свою активность – они все заинтересованы в своем развитии, хотя пока и не отдают себе в этом отчета. Они занимаются тем, чего им хочется, что их привлекает. А задача воспитателя расставить правильные акценты и оказать помощь.
Обычно у меня не возникает трудностей в привлечении детей к каким-нибудь занятиям, потому что они сами являются инициатором различных игр. Более того, они часто вовлекают меня в свою игру. При этом игры и предпочтения детей меняются с большой скоростью: сначала им хочется поиграть с кубиками, потом обустроить кукол в домике, полепить из пластилина. И ни одна игра может и не повториться за весь день вовсе.
Хочется отметить, что работа с детьми этого возраста очень интересна, но вместе с тем очень трудна. На воспитателей ложится огромная ответственность за детей, особенно за таких малышей, которые только-только познают окружающий мир во всех своих проявлениях, за их безопасность пребывания в дошкольном учреждении, ведь именно в этом возрасте закладываются все азы для полноценного и всестороннего развития детей в дальнейшем.Мне очень приятно осознавать, что ребенок растет и меняется на твоих глазах в очень короткие сроки. И для каждого малыша ты становишься второй мамой, и это не может не радовать меня как человека, безумно любящего детей.
Предварительный просмотр:
Проект «Народное искусство и культурное наследие.
Дымковская игрушка»
Пояснительная записка
Тип проекта: творческий, познавательный
Продолжительность: краткосрочный
Сроки реализации проекта: 15.11-26.11 (2 недели)
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители
Продукт проекта: выставка творческих работ детей, создание альбома «Дымковская игрушка»
Проблема:
В данное время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, так как прилавки детских магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а народные игрушки чаще всего встречаются на прилавках сувенирных магазинов. Родители редко покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию формирует интерес к народному творчеству, воспитывает уважение и любовь к своей Родине. Поэтому в наше время детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Я считаю, если в дошкольном возрасте не знакомить детей с народно-прикладным искусством, то в дальнейшем это приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения и воспитания дошкольников практически во всех видах детской деятельности.
Актуальность проекта:
Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре на сегодняшний день является актуальной темой. Современным детям нужно знать историю своего народа, традиции, культуру, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Нужно сохранять и передавать следующим поколениям нравственные и культурные ценности русского народа, возвращать в жизнь наших детей игрушки, сделанные своими руками и приобщать детей к созданию народных игрушек. Ведь как правило основной атрибут игровой деятельности детей – это игрушка. Народные игрушки создавались веками, народом для своих детей, они помогали ребенку входить в мир человеческой культуры, понимать взаимоотношение людей и природы.
Проанализировав уровень воспитанности детей в детском саду, я пришла к выводу, что у детей недостаточно формируются нравственно-патриотические чувства. Данные результаты помогли разработать педагогический проект, основанный на приобщении дошкольников к истокам национальной культуры посредством знакомства детей с русскими народными игрушками.
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с дымковской игрушкой.
Задачи:
-Формировать знания детей о дымковской игрушке;
-Учить выделять характерные особенности дымковских игрушек;
-Развивать познавательный интерес, художественно-эстетический вкус, внимание, воображение;
- Воспитывать интерес к народному творчеству, патриотические чувства.
Предполагаемый результат:
-Сформированы знания о дымковской игрушке;
-Умеют выделять характерные особенности дымковских игрушек;
-Проявляют познавательный интерес, художественно-эстетический вкус, внимание, воображение;
-Проявляют интерес к народному творчеству, патриотические чувства.
Предварительный просмотр:
Проект «Народное искусство и культурное наследие. Дымковская игрушка»
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный
Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
Изучение методической литературы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта. (подбор художественной литературы, дидактического материала, создание компьютерных презентаций)
Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры.
2 этап – основной
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс приемов и методов для формирования знаний детей о дымковской игрушке.
Продуктивная деятельность
3 этап – заключительный
Выставка творческих работ детей «Дымковская игрушка»
Презентация проекта «Дымковская игрушка»
Оформление альбома «Дымковская игрушки»
Реализация проекта:
В соответствии с поставленными задачами содержание проекта включает несколько направлений деятельности:
- Работа с детьми в процессе организации различных видов деятельности, как в организованной образовательной, так и в совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности.
Формы работы с детьми:
1. Рассматривание иллюстраций, книг
2. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства
3. Расписывание детьми предметов элементами росписи.
4. Непосредственная образовательная деятельность
Социально-коммуникативное развитие
Утренний круг: «Народное творчество. Дымковская игрушка»
«Истоки дымковской игрушки»
«А для чего нужны дымковские игрушки?»
«Технология изготовления дымковской игрушки»
«Игрушки не простые, глиняные расписные»
Загадывание загадок, чтение потешек, считалок, скороговорок по теме
Сюжетно- ролевые игры: «Ярмарка игрушек», «Магазин сувениров»
Дидактические игры: «Народные промыслы», «Узнай игрушку по описанию», «Составь узор».
Познавательное развитие:
ОД «Дымковская игрушка»
Просмотр фильма «Музей дымковской игрушки»
Просмотр презентаций: «Путешествие в страну глиняных игрушек»
Рассматривание предметных и сюжетных картинок, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки».
Познавательно – исследовательская деятельность, ручной труд:
«Материал для создания дымковской игрушки»
«Создание дымковской игрушки»
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование «Дымковские игрушки» (барыня, лошадка, козлик).
Коллективная работа в технике обрывной аппликации «Дымковский петушок»
Лепка дымковской игрушки - «Олешек».
Плоскостная лепка из пластилина по мотивам дымковской игрушки
«Дымковская уточка»
Развитие речи и чтение художественной литературы:
Составление сказок с использованием дымковских игрушек
Словесные игры: «Определи место игрушки», «Сравни игрушки»
Чтение: А. Дьякова «Весёлая дымка», «Сивка-бурка»
Чтение и заучивание загадок, потешек, прибауток и стихов по теме
Физическое развитие:
Русская народная игра: «Жмурка с колокольчиком», «Горелки»
Подвижная игра: «Лошадки», «Ручеек», «Золотые ворота»
Пальчиковые игры: «Мастера»
Физкультминутки
Работа с родителями:
Информация в родительский уголок:
«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Папка – передвижка «Знакомим дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»
Выставка творческих работ
Домашние чтения сказок и заучивание наизусть стихов, потешек
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пояснительная записка Тип проекта: творческий, познавательный Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители Проблема: В данное время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, так как прилавки детских магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а народные игрушки чаще всего встречаются на прилавках сувенирных магазинов. Родители редко покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию формирует интерес к народному творчеству, воспитывает уважение и любовь к своей Родине. Поэтому в наше время детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Я считаю, если в дошкольном возрасте не знакомить детей с народно-прикладным искусством, то в дальнейшем это приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения и воспитания дошкольников практически во всех видах детской деятельности.
Актуальность проекта Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре на сегодняшний день является актуальной темой. Современным детям нужно знать историю своего народа, традиции, культуру, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Нужно сохранять и передавать следующим поколениям нравственные и культурные ценности русского народа, возвращать в жизнь наших детей игрушки сделанные своими руками и приобщать детей к созданию народных игрушек . Ведь как правило основной атрибут игровой деятельности детей – это игрушка. Народные игрушки создавались веками, народом для своих детей, они помогали ребенку входить в мир человеческой культуры, понимать взаимоотношение людей и природы. Проанализировав уровень воспитанности детей в детском саду, я пришла к выводу, что у детей недостаточно формируются нравственно-патриотические чувства. Данные результаты помогли разработать педагогический проект, основанный на приобщении дошкольников к истокам национальной культуры посредством знакомства детей с русскими народными игрушками.
Цель проекта Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с дымковской игрушкой.
Задачи: Формировать знания детей о дымковской игрушке; Учить выделять характерные особенности дымковских игрушек; Развивать познавательный интерес, художественно-эстетический вкус, внимание, воображение; Воспитывать интерес к народному творчеству, патриотические чувства.
Предполагаемый результат Сформированы знания о дымковской игрушке; Умеют выделять характерные особенности дымковских игрушек; Проявляют познавательный интерес, художественно-эстетический вкус, внимание, воображение; Проявляют интерес к народному творчеству, патриотические чувства.
Этапы работы над проектом: 1 этап – подготовительный Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата . Изучение методической литературы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Организация предметно – развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта. Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры. 2 этап – основной Внедрение в воспитательно – образовательный процесс приемов и методов на расширение знаний детей о дымковской игрушке Продуктивная деятельность 3 этап – заключительный Выставка творческих работ детей Презентация проекта «Дымковская игрушка » Оформление альбома «Дымковская игрушки»
Реализация проекта Формы работы с детьми: 1. Рассматривание иллюстраций, книг. 2. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства. 3. Расписывание детьми предметов элементами росписи. 4. Непосредственная образовательная деятельность.
Социально-коммуникативное развитие Утренний круг: «Народное творчество. Дымковская игрушка» «Истоки дымковской игрушки» «А для чего нужны дымковские игрушки?» « Технология изготовления дымковской игрушки » «Игрушки не простые, глиняные расписные» Загадывание загадок, чтение потешек , считалок, скороговорок Сюжетно- ролевые игры: «Ярмарка игрушек», «Магазин сувениров» Дидактические игры: «Народные промыслы», «Узнай игрушку по описанию», «Составь узор »
Познавательное развитие ОД «Дымковская игрушка» Просмотр фильма «Музей дымковской игрушки» Просмотр презентаций: «Путешествие в страну глиняных игрушек», Рассматривание предметных и сюжетных картинок, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки». Познавательно – исследовательская деятельность, ручной труд: « Материал для создания дымковской игрушки» « Создание дымковской игрушки»
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Дымковские игрушки» (барыня, лошадка, козлик ) Коллективная работа в технике обрывной аппликации «Дымковский петушок» Лепка дымковской игрушки - «Олешек » Плоскостная лепка из пластилина «Дымковская уточка»
Развитие речи , чтение художественной литературы Составление сказок с использованием дымковских игрушек Словесные игры: «Определи место игрушки», «Сравни игрушки » Чтение: А. Дьякова «Весёлая дымка», «Сивка-бурка » Чтение и заучивание загадок, потешек , прибауток и стихов по теме
Физическое развитие Русская народная игра: « Жмурка с колокольчиком», «Горелки » Подвижная игра: «Лошадки», «Ручеек», «Золотые ворота » Пальчиковые игры: «Мастера » Физкультминутки
Работа с родителями Информация в родительский уголок: « Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста » Папка – передвижка «Знакомим дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством » Выставка творческих работ Домашние чтения сказок и заучивание наизусть стихов, потешек
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Дымковская игрушка», для детей старшей группы, с использованием цифровых технологий.
Цель: Познакомить детей с историей создания и видами дымковской игрушки.
Задачи:
-Сформировать знания о характерных особенностях дымковской игрушки, умение выделять элементы геометрического узора дымковской росписи;
- Познакомить с процессом изготовления дымковской игрушки;
- Развивать эстетическое восприятие, творческие способности, эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к изделиям народных промыслов.
Оборудование: ИКТ – использование компьютера для демонстрации слайдов, фильма «Дымковская игрушка», дымковские игрушки для демонстрации, образцы узоров дымковской росписи,
Организационный момент:
Собрались все дети в круг
Я -твой друг и ты -мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, мы живем в России, это наша Родина. Она очень большая. В ней есть много городов и сёл, где живут и работают замечательные люди.
В одном из сёл нашей России работают мастера, которые превращают простые некрашеные глиняные игрушки в чудо-красоту.
А вот какие это мастера, вы сами догадаетесь, послушав стихотворение:
Все игрушки - непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор.
А отвести не в силах взор.
И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право!
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Мы ведем сейчас рассказ.
Про какие игрушки мы будем говорить? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это дымковская игрушка. (беседа сопровождается показом презентации «Дымковская игрушка»
А где делают дымковские игрушки? (ответы детей)
Воспитатель: Да ребята, это село Дымково, оно находится на берегу реки Вятка. А хотите узнать, почему село так красиво назвали - Дымково, и откуда появились дымковские игрушки? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе всё лето и осень с утра до вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных. Дети играли на лугу, пели песни.
Воспитатель: Ребята, раньше у детей не было ни книг, ни телевизоров, ни компьютеров, ни игрушек. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины. Вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появилась дымковская игрушка: бараны, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные полюбили их дети и стали с радостью играть.. Давайте получше присмотримся к игрушкам. Полюбуемся на них.
Гимнастика для глаз:
Лучик, лучик озорной (моргают глазами)
Поиграй-ка ты со мной.
Ну-ка лучик, повернись, (делают круговые движения глазами)
На глаза нам покажись
Взгляд я влево отведу, (отводят взгляд влево)
Лучик солнца я найду.
Теперь вправо посмотрю, (отводят взгляд влево)
Снова лучик я найду.
Воспитатель: Я приглашаю вас в музей дымковской народной игрушки. (просмотр фильма «Музей дымковской игрушки).
Воспитатель: Понравились вам игрушки? Из какого материала они сделаны? А вы знаете, как в старину дымковские умельцы мастерили игрушки? (ответы детей).
Воспитатель: Сначала красную мягкую глину смешивали с мелким чистым речным песком, чтобы нетрескалась при обжиге. Мастерица быстро мяла приготовленную глину и лепила из неефигурку козлика, петуха или другую игрушку. Чтобы поверхность игрушки была гладкой, ее заглаживали мокрой тряпочкой, и получалась вылепленная игрушка ровная, гладкая. После лепки игрушку 2-3 дня сушили.Затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.После обжига игрушки делались прочными и легкими. Как только игрушки остывали, мастерицы погружали игрушки в раствор мелко молотого мела,разведенного на молоке. После такой процедуры красная глиняная игрушка превращаласьв ослепительно белую и была готова для росписи. В старину, когда не было кисточек, мастерицы раскрашивали палочкамиобмотанными льняным лоскутком, а точки, пятна, например, румянец на щеках кукол,наносились торцом ровно срезанного прута или тонкой веточкой. На игрушках рисовали узоры: клетки, полоски, овалы, точки. Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг символ солнца, каравай символ хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия – дорога. Чтобы укрепить красочный слой и сделать его немарким, игрушки послеросписи покрывали тонким слоем яичного желтка.
Воспитатель: Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках? (Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи)
Посмотрите на экран. На экране расположены схемы с элементами Дымковской росписи.
- Дымковскую игрушку расписывают (элементы): кружками, кольцами, полосками, змейками.
– Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.
в ряд;
в шахматном порядке;
в клетке между линиями.
– Обратите внимание на точки:
между кольцами;
на кольцах;
по краю колец.
-На цветовое сочетание элементов в узорах. Цвета - используемые в Дымковской игрушке это (стандартно) красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный.
У дымковской игрушки есть свои цвета, есть свой орнамент, своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.
Воспитатель: Дымковские игрушки такие красочные и яркие, смотришь на них, и хочется стихи сочинять.
Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать стихотворные строчки:
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный … (олень)
Будет весело реветь в цирке глиняный ... (медведь).
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост, У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее … (гребешок)
На коне сидит Емеля, едет он на ... (карусели),
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный … (наряд)
Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек? (ответы детей)
Игра «Викторина».
Воспитатель: Один, два, три - кружок собери. Дети строятся в круг.
Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч - отвечай.
1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)
2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)
3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)
4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)
5. Как называется праздник, который проводят в Дымково? (Свистунья)
6. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый).
7. Где изготавливают глиняные игрушки? (в печи).
8. Что такое свистулька? (это такие дымковские игрушки).
9. В чем особенность дымковской игрушки? (она белоснежная).
10. Из каких элементов состоит дымковская роспись? (кружочки, линии, точки, кольца, полоски).
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с историей дымковской игрушки, Я вижу, что занятие вас увлекло.
-Что вы еще узнали нового?
-Скажите, пожалуйста, почему вятскую игрушку называют дымковской?
-Какие элементы узора характерны для дымковских игрушек?
-Из чего изготовлены дымковские игрушки?