Взаимодействие с родителями
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsialnogo_partnerstva.doc | 98 КБ |
otchet_den_materi.docx | 1.59 МБ |
otchet_vystavka_podelok_novogodniy_serpantin.docx | 1.34 МБ |
dokument_microsoft_word.docx | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 32»
Программа социального партнёрства с семьёй во второй младшей группе «Красная Шапочка»
Выполнили:
Воспитатели: Абросичкина Н. А.
Щербакова Т.В.
2020 г.
Содержание
1.Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
2. Актуальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
3.Цель программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
4.Задачи программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
5.Реализация программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
6.Ожидаемые результаты программы . . . . . . . . . . . . . . . . 8
7.План работы с родителями в младшей группе 2020 – 2021 г.. . . . . . . 9
8. Результативность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
9.Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Пояснительная записка
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Актуальность.
«Семья для ребенка – это источник
общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И
если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать
эту проблему «всем миром»: детский
сад, семья, общественность».
(В. А. Сухомлинский)
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, была разработана программа социального партнёрства по работе с родителями.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
- установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
- приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
- обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
- привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
- добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
- постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Сроки реализации программы - 1 год.
Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:
- Информационно - аналитические:
- Анкетирование
- Тестирование
- Вопросы – ответы
- Познавательные:
- Родительские собрания
- Круглые столы
- Консультации
- Беседы, дискуссии
- Совместное создание предметно-развивающей среды
- Наглядно - информационные:
- Папки-передвижки
- Родительский уголок
- Фотовыставки
- Библиотека-передвижка
- День открытых дверей
- Досуговые:
- Праздники и развлечения
- Дни здоровья
- Экскурсии
- Выставки, творческие конкурсы
- Выставка семейных коллекций
Основные педагогические принципы.
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
1. Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Ожидаемые результаты программы.
- Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
- У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
- Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
- Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Планирование работы с родителями воспитанников
2020 - 2021 уч. год
№ | Формы работы | Тема |
Цель |
Сроки |
1 | Анкетирование | «Основы здоровье сбережения ребенка» | Оптимизировать учебно – воспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению детей, учитывая индивидуальные особенности | Сентябрь |
2
| Консультация | «Воспитываем здорового ребенка» | Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни | Сентябрь |
3 |
Схема | «Порядок одевания на прогулку» | Познакомить с порядком одевания на прогулку | Сентябрь |
4 | Участие родителей в осенней ярмарке | «Осенняя ярмарка» | Раскрыть возможности родителей | Сентябрь |
5 | Участие родителей в фотоконкурсе | « В огороде и в саду я помощником расту» | Создать радостное настроение от совместного творчества с детьми | Октябрь |
6 | Обновить родительский уголок статьей | «Профилактика простудных заболеваний» | Познакомить родителей с мерами по профилактике гриппа | Октябрь |
7 | Оформление стенгазеты ко дню Матери | « Мамочка милая моя» | Создание для детей радостного настроения | Ноябрь |
8 | Привлечение родителей к совместному труду | «Расчистка снега на участке» | Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада | Декабрь |
9 | Папка-передвижка | «Учим стихотворения к Новому году» | Вовлекать родителей в образовательный процесс и получать радость от совместной деятельности | Декабрь |
10 | Праздник | «Как Дед Мороз подарки искал» | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | Декабрь |
11 | Консультация | «Поиграем с детьми дома» | Повысить компетентность родителей в общения с детьми, вести беседу, задавать вопросы | Январь |
12 | Памятка в родительском уголке | «Отвечаем почемучкам» | Январь | |
13 | Зимнее оформление участка | «Зимние забавы» | Заинтересовать родителей и дать понять значимость подготовки участка для зимних прогулок в физическом развитии ребенка | Январь |
14 | Оформление альбома | «Физкультура и спорт в моей семье» | Привлечь родителей к созданию альбома | Февраль |
15 | Создание портфолио детей | Портфолио Мой ребенок» | Привлечь родителей к созданию портфолио детей | Февраль |
16 | Праздник | «Милая моя мамочка» | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | Март |
17 | Конкурс поделок | «Подарок любимой мамочке» | Создавать доверительную атмосферу от совместной деятельности ребенка и матери | Ноябрь, март |
18 | Папка - передвижка (фото репортаж с праздника) | «Интересные моменты» | Создать радостное настроение и эмоциональный отклик от праздника | Март |
19 | Консультирование | «Какие растения лечат?» | Проинформировать родителей в народной медицине | Апрель |
20 | Индивидуальное консультирование | «Учебные навыки» | Повысить уровень осведомленности родителей в области учебных навыков на конец года | Апрель |
21 | Субботник | «Цвети наш сад» | Вызвать эмоциональный отклик у родителей на предложение воспитателя, создать комфортные условия на групповом участке | Апрель |
22 | Оформление стенда на летний период | «Здравствуй, лето!» | Проинформировать родителей в основных вопросах на летний период времени | Май |
|
Результативность.
- Увеличился рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
- У родителей проявился осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
- Сформировались теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
- Повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовывать совместную деятельность детского сада и семьи.
Литература.
Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М. , 1994, -235 с.
- Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, - 240 с.
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.