О пользе пальчиковой гимнастики для воспитателей и родителей
Значение пальчиковой гимнастики для развития речи у детей, примерный комплекс упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Примерный комплекс пальчиковых упражнений | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки способствуют развитию речи.
И. П. Павлов
ПОГОВОРИМ О ПОЛЬЗЕ ПАЛЬЧИКОЙ ГИМНАСТИКИ
- Занятия пальчиковой гимнастикой способствуют возбуждению речевых центров головного мозга, усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками детям интересны, подражая взрослым, они вслушиваются и начинают понимать смысл речи, повышается их речевая активность.
- Дети учатся концентрировать внимание и правильно его распределять.
- Повторяя за взрослыми короткие четверостишья, речь ребёнка становится более четкой, ритмичной, усиливается контроль за движениями пальцев.
- Развивается память детей, так как они учатся запоминать не только стихи, но и определенные положения рук, и последовательность движений.
- В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость, в дальнейшем это облегчит овладение навыком письма.
- Чем лучше развиты кисти у ребенка и активней работают пальчики, тем быстрее он начинает произносить звуки и говорить слова.
- Пальчиковые игры выполняют обучающую нагрузку, так как направлены на изучение счета, знакомят с названиями пальчиков, частей тела, ориентировкой в пространстве, освоением понятий: высоко - низко, широко - узко, право - лево.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
Вот фонарики горят, всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)
Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак)
Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину).
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе – кулачок!
Этот пальчик – бабушка (выставить большой палец)
Этот пальчик – дедушка (указательный)
Этот пальчик – папочка (средний)
Этот пальчик – мамочка (безымянный)
Этот пальчик – это я (мизинец)
Вот и вся моя семья! (показать ладошку)
Поиграли – отдохните,
Ваши пальчики встряхните, (1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их)
Сгибайте ваши пальчики,
Совсем как ушки зайчики (3–4 строчки –пальцы прижаты друг к другу, обе ладони
приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз)
Раскатились по дорожке
Разноцветные горошки. (1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки)
Птички весело клюют,
Нам горошки не дают, (3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки)
Дайте мне горошинку! (5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку)
Я такой хорошенький! (6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове)
Есть у киски глазки, (показывают пальчиками колечки- глазки)
Есть у киски ушки, (показывают ушки и шевелят ими)
Есть у киски лапки, (показать ладошки)
Мягкие подушки (сжимают и разжимают кулачки)
Киска, киска, не сердись (грозят пальчиком)
Не царапай деток, (грозят пальчиком)
Брысь! (хлопок в ладоши)
Мы капустку рубим-рубим, (постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)
Мы капустку солим-солим, (поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)
Мы капустку трём-трём, (потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку жмём-жмём (сжимать и разжимать кулачки)
На поляне дом стоит, («дом» — изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом)
Ну а к дому путь закрыт. (правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх)
Мы ворота открываем, («ворота» — ладони разворачиваются параллельно друг другу)
В этот домик приглашаем (движение кистями рук к себе).
Жили — были в домике Маленькие гномики: (дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять (разгибают пальчики)
Стали гномики стирать. (тереть кулачками друг о друга).
Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)
Гномы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)
Красят стены, крышу, пол, (руками «красим» сбоку, вверху, внизу)
Прибирают всё кругом. («метём» метлой)
Мы к ним в гости придём (шаги на месте)
И подарки принесём. (руки вперёд, ладонями вверх)
На пол- мягкую дорожку, (наклон вперёд, руками «стелем» дорожку)
Расстелив её к порожку. (попятиться назад)
Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, затем под другую)
Мёду липового жбан. (руки округлить и вытянуть перед собой)
Вышли мыши как-то раз (шагаем на месте)
Поглядеть, который час (приставить руку «козырьком»)
Раз-два-три-четыре (хлопки руками)
Мыши дернули за гири (приседают)
Вдруг раздался страшный звон — (хлопок!)
Убежали мышки вон (спрятать руки за спину или бег врассыпную)
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей – все без бровей (закрываем брови руками)
Вот с такими глазами, (показываем большие глаза)
Вот с такими ушами (большие уши)
Вот с такими носами (большие носы)
Вот с такими усами (большие носы)
Вот с такой головой (круг над головой)
Вот с такой бородой (показ бороды до пола)
Они жили – не тужили,
Ничего не говорили (указательный палец к губам)
Только делали вот так:
(хлопок, подскок, топанье, полочка, руки к плечам, в стороны, опустить руки вниз)
Посмотрите, из муки
Испекли мы пирожки.
(изобразить лепку пирожков)
Валюшке - две сушки,
(показ пальчиками колечек - "сушки")
Анке - три баранки,
(показываем двумя руками колечко-"баранка")
Ну а мамочке любимой
Вот такой пирог с малиной!
(руки в стороны)
Хомка, хомка, хомячок (показ растопыренными пальцами раздутых щёк)
Полосатенький бочок. (поглаживают себя пальчиками по бокам)
Хомка раненько встает, (поднятие рук вверх)
Щеки моет, шею трет, (потирание лица и шеи)
Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание ладонью по поверхности стола)
И выходит на зарядку (имитация ходьбы указательными и средними пальчиками)
Раз, два, три, четыре, пять (показ пальчиков по одному)
Хомка хочет сильным стать. (напряжение мышц, сжимая пальцы в кулак)
Мы проверили осанку.
И свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках (ходьба кончиками прямых прижатых пальцев, ходьба основанием ладони по столу)
Пойдём мягко, как лисята, и как мишка косолапый (подушечками пальцев, ходьба с нажимом указательного и среднего пальцев)
И как заинька-трусишка, и как волк-волчишка (короткие и длинные прыжки пальцами)
Вот свернулся ёж в клубок (кулачок)
Потому, что он продрог (потряхивание кистями рук)
Лучик ёжика коснулся (поглаживание рукой кулачка)
Ёжик сладко потянулся (вытянуть пальцы рук вперёд)
Выставил иголочки (поднять ладони с растопыренными пальцами)
Убежал под ёлочку (имитация бега пальчиками по столу)
На двери висит замок
Кто его открыть бы мог? (пожали плечами)
Потянули, покрутили
Постучали и открыли.
Утром желтые цветки (пальцы изображают бутон)
Раскрывают лепестки (раскрываем пальцы ладоней)
Ветерок чуть дышит (подуть на цветок)
Лепестки колышет (подвигать лепестками)
Ну а вечером цветки
Закрывает лепестки (соединяем пальцы друг с другом, делаем бутон)
Головки опускают (нагнуть бутон)
Тихо засыпают (ладони под щеку)
Утром солнышко встает выше, выше, выше (руки высоко вверх)
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже, ниже (руки вниз)
Хорошо – хорошо солнышку живется (делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело поётся (хлопаем в ладоши)
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять, (ходьба указательными и средними пальцами)
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков)
Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку).