О пользе пальчиковой гимнастики для воспитателей и родителей

Бабич Татьяна Петровна

Значение пальчиковой гимнастики для развития речи у детей, примерный комплекс упражнений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки способствуют развитию речи.

И. П. Павлов

ПОГОВОРИМ О ПОЛЬЗЕ ПАЛЬЧИКОЙ ГИМНАСТИКИ

  1. Занятия пальчиковой гимнастикой способствуют возбуждению речевых центров головного мозга, усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками детям интересны, подражая взрослым, они вслушиваются и начинают понимать смысл речи, повышается их речевая активность.
  3. Дети учатся концентрировать внимание и правильно его распределять.
  4. Повторяя за взрослыми короткие четверостишья, речь ребёнка становится более четкой, ритмичной, усиливается контроль за движениями пальцев.
  5. Развивается память детей, так как они учатся запоминать не только стихи, но и определенные положения рук, и последовательность движений.
  6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость, в дальнейшем это облегчит овладение навыком письма.
  7. Чем лучше развиты кисти у ребенка и активней работают пальчики, тем быстрее он начинает произносить звуки и говорить слова.
  8. Пальчиковые игры выполняют обучающую нагрузку, так как направлены на изучение счета, знакомят с названиями пальчиков, частей тела, ориентировкой в пространстве, освоением понятий: высоко - низко, широко - узко, право - лево.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

Вот фонарики горят, всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)

Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак)

Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину).

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)

Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)

Ну а вместе – кулачок!

Этот пальчик – бабушка (выставить большой палец)

Этот пальчик – дедушка (указательный)

Этот пальчик – папочка (средний)

Этот пальчик – мамочка (безымянный)

Этот пальчик – это я (мизинец)

Вот и вся моя семья! (показать ладошку)


Поиграли – отдохните,

Ваши пальчики встряхните, (1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их)

Сгибайте ваши пальчики,  

Совсем как ушки зайчики (3–4 строчки –пальцы прижаты друг к другу, обе ладони

                                         приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз)


Раскатились по дорожке

Разноцветные горошки. (1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки)

 Птички весело клюют,

Нам горошки не дают, (3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки)

Дайте мне горошинку! (5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку)

 Я такой хорошенький! (6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове)


Есть у киски глазки, (показывают пальчиками колечки- глазки)

Есть у киски ушки, (показывают ушки и шевелят ими)

Есть у киски лапки, (показать ладошки)

Мягкие подушки (сжимают и разжимают кулачки)

Киска, киска, не сердись (грозят пальчиком)

Не царапай деток, (грозят пальчиком)

Брысь! (хлопок в ладоши)


Мы капустку рубим-рубим, (постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)

Мы капустку солим-солим, (поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)

Мы капустку трём-трём, (потирать кулачок о кулачок)

Мы капустку жмём-жмём (сжимать и разжимать кулачки)

 

На поляне дом стоит, («дом» — изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом)

Ну а к дому путь закрыт. (правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх)

Мы ворота открываем, («ворота» — ладони разворачиваются параллельно друг другу)

В этот домик приглашаем (движение кистями рук к себе).



Жили — были в домике Маленькие гномики: (дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять (разгибают пальчики)

Стали гномики стирать. (тереть кулачками друг о друга).

Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)
Гномы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)
Красят стены, крышу, пол, (руками «красим» сбоку, вверху, внизу)
Прибирают всё кругом. («метём» метлой)
Мы к ним в гости придём (шаги на месте)
И подарки принесём. (руки вперёд, ладонями вверх)
На пол- мягкую дорожку, (наклон вперёд, руками «стелем» дорожку)
Расстелив её к порожку. (попятиться назад)
Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, затем под другую)
Мёду липового жбан. (руки округлить и вытянуть перед собой)

Вышли мыши как-то раз (шагаем на месте)

Поглядеть, который час (приставить руку «козырьком»)

Раз-два-три-четыре (хлопки руками)
Мыши дернули за гири (приседают)
Вдруг раздался страшный звон — (хлопок!)
Убежали мышки вон (спрятать руки за спину или бег врассыпную)

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей – все без бровей (закрываем брови руками)

Вот с такими глазами, (показываем большие глаза)

Вот с такими ушами (большие уши)

Вот с такими носами (большие носы)

Вот с такими усами (большие носы)

Вот с такой головой (круг над головой)

Вот с такой бородой (показ бороды до пола)

Они жили – не тужили,

Ничего не говорили (указательный палец к губам)

Только делали вот так:

(хлопок, подскок, топанье, полочка, руки к плечам, в стороны, опустить руки вниз)

Посмотрите, из муки

Испекли мы пирожки.

(изобразить лепку пирожков)

Валюшке - две сушки,

(показ пальчиками колечек - "сушки")

Анке - три баранки,

(показываем двумя руками колечко-"баранка")

Ну а мамочке любимой

Вот такой пирог с малиной!

(руки в стороны)

Хомка, хомка, хомячок (показ растопыренными пальцами раздутых щёк)
Полосатенький бочок. (поглаживают себя пальчиками по бокам)
Хомка раненько встает, (поднятие рук вверх)
Щеки моет, шею трет, (потирание лица и шеи)
Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание ладонью по поверхности стола)
И выходит на зарядку (имитация ходьбы указательными и средними пальчиками)
Раз, два, три, четыре, пять (показ пальчиков по одному)
Хомка хочет сильным стать. (напряжение мышц, сжимая пальцы в кулак)

Мы проверили осанку.

И свели лопатки.

Мы походим на носках, а потом на пятках (ходьба кончиками прямых прижатых пальцев, ходьба основанием ладони по столу)

Пойдём мягко, как лисята, и как мишка косолапый (подушечками пальцев, ходьба с нажимом указательного и среднего пальцев)

И как заинька-трусишка, и как волк-волчишка (короткие и длинные прыжки пальцами)

Вот свернулся ёж в клубок (кулачок)

Потому, что он продрог (потряхивание кистями рук)

Лучик ёжика коснулся (поглаживание рукой кулачка)

Ёжик сладко потянулся (вытянуть пальцы рук вперёд)

Выставил иголочки (поднять ладони с растопыренными пальцами)

Убежал под ёлочку (имитация бега пальчиками по столу)

На двери висит замок

Кто его открыть бы мог? (пожали плечами)

Потянули, покрутили

Постучали и открыли.

Утром желтые цветки (пальцы изображают бутон)

Раскрывают лепестки (раскрываем пальцы ладоней)

Ветерок чуть дышит (подуть на цветок)

Лепестки колышет (подвигать лепестками)

Ну а вечером цветки

Закрывает лепестки (соединяем пальцы друг с другом, делаем бутон)

Головки опускают (нагнуть бутон)

Тихо засыпают (ладони под щеку)

Утром солнышко встает выше, выше, выше (руки высоко вверх)

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже, ниже (руки вниз)

Хорошо – хорошо солнышку живется (делаем ручками фонарики)

И нам вместе с солнышком весело поётся (хлопаем в ладоши)

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять, (ходьба указательными и средними пальцами)
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков)
Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
 
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
 
Съели суп и спать легли (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку).