Программы
Программы педагога-организатора Михаила Григорьевича Шинко, используемые при работе с медиацентром "Апрель+" в Апрелевской школе №3 с углубленным изучением отдельных предметов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа Медиакласс | 33.33 КБ |
Программа Медиапроект ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА | 151 КБ |
Программа Медиатон - видеопроизводство | 31.55 КБ |
Программа Мульткласс | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Апрелевская средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением отдельных предметов
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
методического (педагогического) совета Директор
от «___» _____________ 20___г. МАОУ Апрелевской СОШ №3
Протокол № __________________ с углубленным изучением
отдельных предметов
______ В.В.Сбусин
«______»__________20__ г.
«Медиакласс»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 12 – 15 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Шинко Михаил Григорьевич,
педагог дополнительного образования
на основе программы Ольги Пародиной
г. Апрелевка, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Содержание изучаемого курса
4. Методическое обеспечение программы
5. Список используемой литературы
6.Календарный учебный график
7.Приложение
Пояснительная записка.
Рабочая программа дополнительного образования «Медиакласс» составлена на основе программы Ольги Пародиной и практико-ориентированных соревнований школьников России и Всероссийского конкурса «Марафон школьных СМИ» на Портале «Школьная пресса» - Lgo.ru
Программа рассчитана на 72 часов по 2 часа в неделю в классах с 6-го по 9-й. Срок реализации – 1год.
Цель программы «Медиакласс» состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, проявляющим повышенный интерес и склонности к изучению медиатворчества и журналистики получить разносторонние теоретические и прикладные знания, умения и практические навыки, развить личность, её познавательные и созидательные способности. Создание условий для реализации нового ФГОС.
- Общая характеристика курса.
В рамках программы «Медиакласс» обеспечивается сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента, имеющим активную жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
В ходе реализации программы используются следующие формы организации занятий:
- игра;
- проблемная ситуация;
- групповая и парная работа;
- практическая деятельность;
- тренировочные упражнения;
- ситуативные тренинги;
- чтение и обсуждение статей из газет;
- просмотр видеосюжетов и программ;
- обсуждение материалов, написание отзывов и статей;
- подготовка статей для публикации в печатном издании.
- создание социальных и творческих роликов
- публикация видео продукта в сети и на ТВ
Формы и методы работы выбраны с учётом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности, закладываются основы знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.
Во внеурочной деятельности используются следующие технологии: совместной деятельности; здоровьесберегающие; дифференцированные (разноуровневые); игровые; обучение в сотрудничестве; информационные; проблемного обучения, системно-деятельностного подхода.
Реализуется безоценочная форма организации обучения.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий; познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, которые обеспечивают положительные результаты. Например, можно использовать качественные итоговые оценки успешности учеников. “Проявил творческую самостоятельность на занятиях курса”, “Успешно освоил курс”, “Прослушал курс”, “Посещал занятия курса”.
Домашние задания выполняются по желанию обучающихся.
- Описание места учебного курса в учебном плане.
Занятия курса «Медиакласс» классе проводятся в часы свободные от уроков в школе. На занятия отводится 2 часа в неделю, 72 часа в год.
- Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты
- Воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе о нравственных нормах.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, учений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия.
- Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные универсальные учебные действия.
- Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Извлечение информации из различных источников, умение работать с текстом.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
- Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи.
- Овладение базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты.
В результате изучения курса «Медиа-класс» обучающиеся получат следующие знания и умения.
Ученик познакомится и получит представление:
- об особенностях профессии журналиста, тележурналиста, печатных и сетевых СМИ ,об этике поведения, о правах и обязанностях;
- об основных жанрах журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж, виде и телерепортаж.
- о принципах оформления газеты, журнала, создание видеоролика и телесюжета
- о методах сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
- о структуре текста (заголовок, смысловые части).
- О программах по монтажу видео.
- О работе в соцсетях
- Работе с интернетресурсами
Ученик научится:
- Набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию;
- Составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;
- Снимать и монтировать видеорепортажи.
Ученик сможет научиться:
- Находить источники интересной информации путем наблюдения, работы с документами.
- Анализировать источники информации.
- Писать газетную заметку.
- Составлять фоторепортаж.
- Снимать рекламные ролики и социальные видеоролики
- Содержание курса.
- Теория. Профессия – журналист. Этика поведения журналиста. Понятие информации. Виды средств массовой информации (СМИ). Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации.
- Практика. Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации. Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: Мовави, Адоб, набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата)
- Теория. Школьная пресса: достоинства и недостатки. Обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. Источники информации.
Практика. Сбор возможной информации для своего печатного издания.
- Теория. Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление печатной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков.
Практика. Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. Оформление заголовка статьи. Размещение материала в печатном издании. Набор текста разным шрифтом (с выделением основной мысли). Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов.
- Практика. Самостоятельное оформление своей статьи для печатного издания.
- Теория. Как расположить к себе людей. Методы сбора информации: наблюдение, работа с документами, беседа, опрос, анкетирование. Структура текста: заголовок, смысловые части, иллюстрации.
Практика. Подготовка материала для печатного издания на основе наблюдения, работы с документацией. Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. Обработка результатов. Оформление полученных результатов для печатного издания.
- Практика. Самостоятельный сбор информации на заданную тему (по выбору учащегося). Обработка информации, оформление статьи.
- Теория. Основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж. Верстка печатного издания. Оформление текстов для печатного издания.
Практика. Анализ заметок, репортажей, периодической печати. Фоторепортаж, его особенности. Составление своей заметки, репортажа. Фоторепортаж на заданную тему. Оформление полученных результатов для печатного издания.
- Практика. Создание материала определенного жанра (по выбору учащегося). Оформление полученных результатов для печатного издания.
- Практика. Самостоятельный выпуск видеорепортажа на тему школьной жизни.
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п.п. | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Сроки Учебная неделя |
1 | Журналистика как вид деятельности и профессия | 2 | Т | Личностные - развивать речевую деятельность и речемыслительные способности. Познавательные: интеллектуальные – сравнивать и сопоставлять тексты, осуществлять синтез и обобщение информации, оценивать и классифицировать информацию; информационные - осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников; коммуникационные - работать с текстовым редактором: создавать, редактировать тексты. Коммуникативные - овладевать основами культуры устной и письменной речи, навыками использования языка в жизненно важных для учащегося сферах и ситуациях общения. Регулятивные - формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку. | 1 неделя |
2 | Профессия – журналист. Этика поведения журналиста | 2 | Т | 2 неделя | |
3 | Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации | 2 | П | 3 неделя | |
4 | Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером | 2 | П | 4 неделя | |
5 | Школьная пресса: достоинства и недостатки. Обзор школьной печати | 2 | Т | 5 неделя | |
6 | Сбор возможной информации для своего печатного издания. | 2 | П | Личностные - развивать речевую деятельность и речемыслительные способности. Познавательные: интеллектуальные – сравнивать и сопоставлять тексты, осуществлять синтез и обобщение информации, оценивать и классифицировать информацию; информационные - осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников коммуникационные - работать с текстовым редактором: создавать, редактировать тексты; Коммуникативные - овладевать основами культуры устной и письменной речи, навыками использования языка в жизненно важных для учащегося сферах и ситуациях общения. Регулятивные - формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку. | 6 неделя |
7 | Сбор возможной информации для своего печатного издания. | 2 | П | 7 неделя | |
8 | Формат и объем издания. Название и его оформление. | 2 | Т | 8 неделя | |
9 | Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. | 2 | П | 9 неделя | |
10 | Размещение материала в печатном издании. Набор текста разным шрифтом (с выделением основной мысли) | 2 | П | 10 неделя | |
11 | Оформление заголовка статьи. Подбор иллюстраций к статье. | 2 | П | 11 неделя | |
12 | Размещение материала в печатном издании. Оформление полученных результатов. | 2 | П | Личностные - развивать речевую деятельность и речемыслительные способности. Познавательные: интеллектуальные – сравнивать и сопоставлять тексты, осуществлять синтез и обобщение информации, оценивать и классифицировать информацию; информационные - осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников; коммуникационные - работать с текстовым редактором: создавать, редактировать тексты; работать с графическим редактором; создавать цифровые фотографии. Коммуникативные - овладевать основами культуры устной и письменной речи, навыками использования языка в жизненно важных для учащегося сферах и ситуациях общения. Регулятивные - формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку. | 12 неделя |
13 | Самостоятельное оформление своей статьи. | 4 | П | 13 неделя 14 неделя | |
14 | Методы сбора информации: наблюдение, работа с документами, беседа, опрос, анкетирование. | 2 | Т | 15 неделя | |
15 | Подготовка материала для газеты на основе наблюдения, работы с документацией. | 4 | П | 16 неделя | |
16 | Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. | 2 | П | 17 неделя | |
17 | Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. | 2 | П | 18 неделя | |
18 | Обработка результатов. Оформление полученных результатов для печатного издания. | 2 | П | Личностные - развивать речевую деятельность и речемыслительные способности. Познавательные: интеллектуальные – сравнивать и сопоставлять тексты, осуществлять синтез и обобщение информации, оценивать и классифицировать информацию; информационные - осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источниковкоммуникационные - работать с текстовым редактором: создавать, редактировать тексты; работать с графическим редактором; создавать цифровые фотографии. Коммуникативные - овладевать основами культуры устной и письменной речи, навыками использования языка в жизненно важных для учащегося сферах и ситуациях общения. Регулятивные - формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку. | 19 неделя |
19 | Самостоятельный сбор и обработка информации на выбранную тему (по выбору учащегося) | 12 | П | 20 - 24 неделя | |
20 | Основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж. | 2 | Т | 25 неделя | |
21 | Анализ заметок, репортажей, периодической печати. Составление своей заметки, репортажа. | 2 | Т, П | 26 неделя | |
Всего: | 72 |
Описание материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса
№ | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5 | |
Авторская программа детского объединения "Юный журналист", автор: Иванова В. В.: Фестиваль «Открытый урок» 2007 / 2008 года. ИД «Первое сентября». | |
Цифровые образовательные ресурсы | |
http://stengazzetta.ru/ | |
Технические средства обучения (средства ИКТ) | |
Компьютер с колонками для учителя | |
Мультимедийный проектор, настенный экран | |
Сканер, принтер | |
Компьютерное рабочее место для учащегося | |
Лицензированное программное обеспечение. | |
Фотоаппарат | |
Видеокамера | |
Штативы | |
Микрофоны | |
Рекордер |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Апрелевская средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением отдельных предметов
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
методического (педагогического) совета Директор
от «___» _____________ 20___г. МАОУ Апрелевской СОШ №3
Протокол № __________________ с углубленным изучением
отдельных предметов
______ В.В.Сбусин
«______»__________20__ г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Медиапроект - школьная газета»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 7 – 17 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Шинко Михаил Григорьевич,
педагог дополнительного образования
на основе программы Смирновой Ю.В.
г. Апрелевка, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Содержание изучаемого курса
4. Методическое обеспечение программы
5. Список используемой литературы
6.Календарный учебный график
7.Приложение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на 1 год обучения и ориентирована на учащихся 1-11 классов, имеющих начальный опыт работы на компьютере, коммуникабельных, хорошо владеющих устной и письменной речью.
Объём программы- 72 часов (2 часа в неделю).
Цель программы: Раскрытие творческого потенциала детей через обучение основам журналистики, фотографии, издательского(печатного и сетевого) творчества, издание печатной школьной газеты, печатного альманаха и виртуальных страниц издания в сети Интернет
Задачи:
Обучающие
Развить познавательный интерес к работе журналиста
Приобрести знания, умения и навыки работы с компьютером в программе Paint, PhotoShop,CorelDraw,PageMaker. Scribus1.4.5, Adobe
Расширить возможности в применении программ MicrosoftWord, Microsoft Excel и Publisher.
Расширить кругозор учащихся, через знакомство с разными видами печатных изданий.
Воспитательные
Формировать у учащихся социальную активность, гражданскую позицию, культуру общения и поведение в обществе.
Развивающие
Развить творческие способности личности обучающегося
Способствовать развитию деловых качеств личности: самостоятельности, ответственности, активности
Формировать потребность в самопознании, саморазвитии
Педагогические принципы, методы и формы обучения:
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
-личностно-ориентированного подхода;
-культуросообразности;
-свободы выбора решений и самостоятельности их реализации;
-сотрудничества и ответственности
-систематичности и последовательности.
В процессе обучения используются следующие методы:
-объяснительно-иллюстрированный;
-репродуктивный
-деятельный
-эвристический
-исследовательский.
Программа предусматривает следующие формы обучения:
-фронтальная;
-индивидуальная;
-групповая.
В процессе реализации программы основными видами деятельности учащихся являются: творческая, моделирующая, и проектирующая деятельность.
Практическим результатом деятельности являются создание виртуальной страницы «Апрель +» на Всероссийском портале «Нашпресс»
Требования к уровню подготовки
В результате занятий в студии «Медиапроект – школьная газета» ученик должен:
знать/понимать
Назначение и использование основных жанров журналистики
уметь
Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером), следовать технике безопасности, гигиены.
Грамотно производить отбор текстов различных СМИ, искать нужную информацию.
Самостоятельно создавать тексты разных жанров, используя всё разнообразие средств языковой выразительности, отвечающих современным нормам русского языка.
Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Создания буклетов, реклам, газет разной тематики.
Создание различных информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной деятельности.
Учебно-тематический план (72 часов в год)
Из расчёта 2 часов в неделю
1 полугодие (36 часов)
|
|
|
| ||
|
| всего | |||
|
|
0,5 | 1 | ||
|
|
| 1 | ||
|
|
|
| 1 | |
|
|
|
| 2 | |
|
| 5 | 5 | ||
|
|
| 1 | ||
|
|
| 0,5 | ||
|
|
| 1 | ||
|
|
| 2 | ||
|
|
| 2 | ||
|
|
| 2 | ||
|
|
| 0,5 | ||
|
|
| 1,5 | ||
|
|
| 2 | ||
|
|
| 1 | ||
|
|
| 1 | ||
|
|
|
| 2 | |
|
|
| 4 | ||
|
|
| 4 | ||
|
|
|
| 5 | |
|
|
| 1 | ||
|
|
| 1 | ||
|
|
| 1 | ||
|
|
| 1 |
2 полугодие (36 часов)
|
|
| Всего часов | ||
|
| ||||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| |
|
|
|
| ||
| Освещение событий, мероприятий. Съемка фото и видеосюжетов. Описание события |
|
| ||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
| |||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
| ||
|
|
| |||
|
|
|
|
| |
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
| 2 | ||
|
|
|
| ||
|
|
Содержание программы
Тема 1
Введение. Инструктаж по охране труда и по пожарной безопасности.
Инструктаж по пожарной безопасности и по охране труда. Посещение портала Интернета http:portal.Igo.ry/ «Школьная пресса России»
Тема 2
Основы журналистики.
Знакомство с различными журналистскими жанрами: информационными (заметка, отчёт, репортаж, интервью, анкета, опрос), аналитическими (корреспонденция, статья), литературно- художественными (зарисовка, очерк).
Тема 3
Использование издательской системы Scribus1.4.5 для создания школьной газеты.
Работа с текстами. Работа с графическими объе6ктами. Режимы ввода текста. Создание текстовых блоков. Использование управляющей палитры. Приёмы работы с объектами. Экспорт и импорт объектов.
Тема 4
Основные принципы обработки графической информации и фотоматериалов в программе Фоторедактор
Векторная графика. Инструментарий программы. Понятие слоя, истории, фильтра. Кадрирование. Параметры изображения. Установка автоуровней. Творческая работа «Создание коллажа из предложенный фотографий».
Тема 5
Создание графических объектов в программах Paint и Scribus1.4.5
Меню и иструментарий программы. Простейшие геометрические фигуры: овал, прямоугольник, линия, многоугольник. Создание комбинированных изображений. Настройка цветовых режимов. Рамки. Использование библиотеки рисунков. Размещение графических объектов и публикации.
Тема 6
Использование офисных программ Microsoft Excel и Microsoft Word в процессе создания газеты.
Построение диаграмм различного типа. Создание кроссвордов. Мастер создания календарей.
Тема 7
Особенности и основные принципы создания буклетов и рекламных листовок в программе Publisher.
Публикация для печати. Наборы макетов. Параметры публикации. Шрифтовые и цветовые схемы. Автоматическое добавление данных. Индивидуальная творческая работа.
Тема 8
Создание номеров школьных газет.
Создание макета газеты. Распределение обязанностей. Сбор и обработка материалов к номеру. Набор текстовых блоков. Создание и обработка графических объектов. Вёрстка номера. Сигнальный номер. Работа с корректором. Печать тиража.
^ Методическое обеспечение и техническое оснащение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для успешного решения поставленных задач применяются такие формы изложения учебного материала, как рассказ и беседа. Теоретический курс подкрепляется практическими заданиями и творческой практикой. На занятиях активно используется такой метод обучения, как упражнение. Задачей упражнения является трансформация теоретических знаний, полученных старшеклассниками, в профессиональные умения и навыки. На занятиях по журналистике используются как воспроизводящие, так и творческие упражнения. Цель воспроизводящих упражнений – способствовать закреплению приобретённых знаний, навыков, и умений; творческих – совершенствовать способности будущих журналистов. Эффективность упражнений заключается в развитии культуры речи, логического мышления, памяти и внимания.
Важными составляющими являются занятия мнемотехникой, кинесикой, физиогномикой, а также изучение приёмов развития внимания и наблюдательности – профессиональных качеств журналиста.
Одной из форм стимулирования интереса к учению является игра- тренинг. Обучающее значение игр-тренингов состоит в том, чтобы сделать усвоение необходимых профессиональных навыков ярким, эмоционально насыщенным и увлекательным. Игровая ситуация вызывает у старшеклассников разнообразные эмоционально-психические переживания, углубляющие познания; активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности. В воспитательном отношении игра, моделируя различные жизненные ситуации, помогает подросткам избавится от неуверенности в себе, разобраться в своём эмоциональном состоянии, снять комплексы, найти взаимопонимание со взрослыми и со своими ровесниками. Будущие журналисты учатся достигать поставленные цели; следовательно, формируется личность старшеклассника, его индивидуально-психологические качества, необходимые не только в журналистской профессии, но и в жизни.
^ Список литературы.
1.Е.Т. Вовк Издательская система Page Maker., М.: Диалог МИФИ,
2004 г.
2. Основы журналистики. Методические материалы очно - заочной школы журналистики Областного центра развития творчества детей и молодёжи.
3. Н. Угринович, Л. Босова, Н. Михайлова Информатика. Практикум по информатике и информационным технологиям, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2004.
4. Самоделкина Н.Н. Методические материалы
5. Мультимедийный практический курс Page Maker.
6. Аврамов Д. С. Профессиональная этика журналиста.- М., 1999.
7. Андреев О. А., Хромов Л.Н.Т ехника тренировки памяти.- Екатеринбург, 1992.
8. Ахмадулин Е, В, Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М,: ИКЦ « МарТ»; Ростов «МарТ», 2006.
9. Ахмадулин Е. В. Журналистика как целостная социальная система// Филолог. Вестник РГУ. 2004
10. Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. М., 1978.
11. Бобрик Н. Д. Патриотизм : знак вопроса . Журнал «Школьная библиотека.»,№2, 2000 .- С. 40.
12. Бунин И. А. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1.-М.,1988.
13. Васильева А.Н. Основы культуры речи. -М., 1990.
14. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль.-М.,1982.
15. Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики.- М., 1981.
16. История русской журналистики: Хрестоматия.- М., 1991.
17. Карнеги Д. Как вырабатывать в себе уверенность и влиять на людей , выступая публично: Пер. с англ.- Мн.: Современный литератор,2002.- 816 с.
Конституция Р Ф.- М., 1997.
18. Лихачев Д. С. Земля родная : Кн. Для учащихся. –М. : Просвещение, 1983.- 256 с.
19. Маршак С. Я. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4. Воспитание словом / Отв. ред. С. В. Михалков.-М.,1990.-576 с.
20. Мазнева О. А. Практикум по стилистике русского языка: тексты и задания. 10-11кл.: уч. пособие-М, :Дрофа,2006.
21. Методика развития речи на уроках русского языка : Кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос и др., Под ред. Т. А. Ладыженской. – 2-е изд.-М.,1991.
22. Мучник Б. С. Человек и текст.- М.,1985.
23. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество.- М.,2003.
24. Орфографический словарь русского языка. /Под ред. С. И. Ожегова.- М. , 2004.
25. Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. Пособие для учителя. –М.,1975.
26. Пленкин Н.А, Уроки развития речи : 5-9 кл.: Кн. для учителя.- М., 1995.
27. Право и этика в работе журналиста.- Екатеринбург,1996.
28. Правовая защита прессы и книгоиздания.- М., 2000.
29. Программы элективных курсов для средней общеобразовательной школы/ сост. А.А. Журин.-М.: Дрофа, 2007 .
30. Психологические тесты.- М., 1996.
31. Розенталь Д. Э., Словарь трудностей русского языка.- 5-е изд.-М., 2005
32. Свитич Л. Г. Профессия: журналист. М., 2003.
33. Свитич Л. Г. Феномен журнализма.- М.: Факультет журналистики МГУ, 2000.
34. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка:-М.,1996.
35. Твен М. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 7. Рассказы. Пер с нагл. / Сост. В. Кодолова.-М.,1995.
36. Тертычный А. А. Жанры периодической печати.- М., 2000.
37. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика.- М., 1998.
38. Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001.
39. Устав Союза журналистов Российской Федерации.
40. Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002.
41. Щуркова Н, Е. Классное руководство: игровые методики.-М.,2001.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Апрелевская средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением отдельных предметов
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
методического (педагогического) совета Директор
от «___» _____________ 20___г. МАОУ Апрелевской СОШ №3
Протокол № __________________ с углубленным изучением
отдельных предметов
______ В.В.Сбусин
«______»__________20__ г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Медиатон – видеопроизводство»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 7 – 17 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Шинко Михаил Григорьевич,
педагог дополнительного образования
на основе программы Маркеловой А.В.
г. Апрелевка, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Содержание изучаемого курса
4. Методическое обеспечение программы
5. Список используемой литературы
6.Календарный учебный график
7.Приложение
Пояснительная записка
Разработка программы обусловлена потребностью создать условия для самовыражения учащихся, их желанием заявить о своей жизненной позиции. Программа представляет собой реализацию идеи создания студии детского телевидения и программы «Трели в Апреле». Она предусматривает участие учащихся 4-9 классов в разработке авторских сюжетов, телепередач и тематических видеороликов, работа над которыми включает в себя технические процессы работы на телевидении. Таким образом, учащиеся в школе осваивают на практике особенности телевизионных профессий. Основным практическим реализатором обучения являются практико-ориентированные соревнования школьников «Медиатон», проводимые в рамках Марафона школьных СМИ России и Порталом школьных СМИ.
Во все времена средства массовой информации оказывали влияние на формирование мышления подростка, его жизненных приоритетов, системы взглядов. Информация, получаемая при помощи СМИ, стала уже привычной, наравне информации из книг, учебников, от учителей, родителей. Самым популярным видом СМИ является телевидение, которое по своему эмоциональному и психологическому воздействию на человека преобладает над другими формами отражения реальной жизни. Такой способ познания действительности становится для подростков интереснее, доступнее, что отчасти связано и с развитием новых технологий, которые молодое поколение осваивает довольно оперативно. Владение новыми информационными технологиями - одно из условий
конкурентоспособности человека в современном мире. Следовательно, уже сегодня можно начинать обучать детей основам телевидения - это предоставит им значительные конкурентные преимущества в их будущей сфере деятельности.
Пройдя курс обучения, учащиеся приобретут начальные навыки профессии тележурналиста, оператора, режиссера, узнают историю, виды и формы СМИ, виды жанров телевизионной журналистики, научатся собирать и обрабатывать информацию, сформируют свою жизненную позицию.
Общая характеристика объединения
Актуальность
Создание студии детского телевидения внутри школы является актуальным и способствует правильному восприятию и интерпретированию подростками фактов современной действительности. Участвуя в создании информации с помощью новых технологий, учащиеся становятся участниками творческого процесса, итогом которого являются реализованные проекты - новостной блок, телепередача, видеофильм. В результате работы над проектами создается эффект эстетического переживания, эмоционального комфорта, чувства удовлетворения, что весьма близко к задачам, решаемым в процессе воспитания.
Программа объединения «Медиатон - видеопроизводство» направлена на содействие участия самих ребят в разработке авторских сюжетов, которые включают в себя написание сценария, видеосъемку, монтаж и озвучивание материала. Таким образом, они осваивают на практике особенности телевизионных технологий и профессий журналиста, оператора, режиссера.
Важная особенность телевизионной работы состоит в том, что она является коллективной социально-значимой деятельностью. Телевизионная передача, новостной блок, тематические видеоролики могут быть подготовлены только общими усилиями творческого коллектива. От этого зависит и успех, и зрительское внимание. Но с другой стороны, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, участвующего в работе студии детского телевидения:
- жизненный опыт, необходимый для успешного усвоения предлагаемых знаний: занятия в кружках и секциях, взаимоотношения в семье, уровень воспитанности.
- психологические особенности конкретного ребенка: умение общаться со сверстниками, стремление к самостоятельности, «взрослой» жизни, самоутверждению, повышенная эмоциональность, застенчивость, чувствительность к оценке своих действий. Учитываются умственное развитие ребенка, его поведение.
- потенциальную потребность в творческом самовыражении: стремление заслужить уважение сверстников, учителей, родителей, самопознание, любознательность, проявление интереса к новым видам деятельности.
Программа школьной телестудии представляет систему занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста, которые интересуются искусством тележурналистики и хотят научиться создавать видеосюжеты, собственные телепередачи, овладеть современными компьютерными технологиями. Она составлена в соответствии с законом «Об образовании», федеральными и региональными правовыми документами, отражающими проблемы и задачи формирования личности школьника в современной образовательной среде, обеспеченной компьютерными технологиями и направлена на развитие креативности мышления, творческого потенциала в деятельности подростков.
Одна из особенностей программы - её практико-ориентированный характер. Учащиеся проходят обучение в процессе работы над реальным телевизионным продуктом - регулярным выпуском новостей и специальных передач для школьного телеканала.
Цель программы:
- Содействие в приобретении учащимися начальных навыков профессии тележурналиста, оператора, режиссера, монтажера, в развитии творческих способностей учащихся.
Задачи:
- Обучение учащихся теории и методике журналистского творчества, быстро реагировать на события, происходящие вокруг них.
- Обучение учащихся теории и методики операторского искусства и видеомонтажа.
- Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, литературных и творческих способностей.
- Развитие интеллектуальных, коммуникативных способностей личности.
- Развитие способности самостоятельно определять свои взгляды, позиции, способности принимать решения и нести за них ответственность.
- Развитие аналитического мышления, способности к обобщению полученных знаний, развитие коммуникативных качеств.
- Создание образовательной среды, направленной на становление личности ребенка как гражданина общества.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Тележурналистика.
Тема 1. Введение в тележурналистику.
Телевидение как средство коммуникации. Социальные функции телевидения. Телевизионные специальности. Этапы создания телепередач. Телевизионные жанры. Особенности детской тележурналистики.
Тема 2. Телевизионный сюжет.
Телевизионный язык: умение рассказывать «картинками».
Композиция телевизионного сюжета. Типы и элементы телевизионных сюжетов. Взаимодействие журналиста и оператора при работе над сюжетом.
Понятия «закадровый текст», «синхрон», «лайф», «экшн», «стенд-ап».
Тема 3. Новости.
Критерии отбора новостей. Вёрстка новостного выпуска.
«Классический», «домашний», «публицистический» стиль новостей.
Сбор информации. Источники информации. Достоверность информации. Информационный повод.
Особенности работы над информационным сюжетом. «Подводка» к информационному сюжету.
Тема 4. Интервью.
Цели и особенности интервью.
Активное слушание. Коммуникативные техники.
Подготовка вопросов для интервью. Требования к вопросу.
Взаимодействие журналиста и оператора при съёмке интервью.
Тема 5. Документальный видеофильм.
Художественная документалистика.
Этапы работы над сценарием документального фильма.
Съёмки документального фильма: особенности работы с героями и натурой.
Использование архивных материалов.
Тема 6. Ток-шоу.
Современные форматы ток-шоу.
Драматургия ток-шоу. Герои ток-шоу.
Работа с аудиторией ток-шоу.
Ведущий ток-шоу: требования и особенности работы.
Тема 7. Ведущий телепрограммы.
Ведение эфира. Имидж ведущего.
Речь на телевидении. Интонация, логические паузы, акценты в речи.
Принципы работы ведущего с оператором в студии.
Раздел 2. Операторское мастерство.
Тема 8. Видеокамера.
Устройство цифровой видеокамеры. Обращение с видеокамерой. Функциональное назначение элементов управления видеокамерой и их грамотное применение. Техника безопасности при работе с видеокамерой.
Тема 9. Видеоряд.
Требования к видеоряду.
Основные правила видеосъёмки. Баланс белого, освещенность кадра, выравнивание кадра по вертикали. Устойчивость камеры при съёмках без штатива.
Тема 10. Композиция кадра.
План: крупный, средний, общий. Ракурс. Перспектива.
Глубина кадра.
Свет и цвет.
Тема 11. Человек в кадре.
Выбор плана при съёмке человека. Монтаж по крупности. Обрезка, «воздух».
Съёмка взаимодействующих объектов. Съёмки диалога. «Правило восьмёрки».
Съёмка интервью. «Говорящий фон».
Съёмка «стенд-апа».
Тема 12. Внутрикадровый монтаж.
Панорама. Переход фокуса. Движение камеры.
Монтажная фраза.
Тема 13. Съёмка телесюжета.
Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи.
«Картинка» - основа телесюжета.
Алгоритм работы оператора при съёмке телесюжета.
Съёмки в особых условиях освещенности.
Раздел 3. Видеомонтаж.
Тема 14. Основы нелинейного видеомонтажа.
Оборудование для нелинейного видеомонтажа. Основные правила и меры безопасности при обращении с компьютером.
Работа с видеофайлами на компьютере. Программы для обработки и просмотра видеофайлов. Требования к компьютеру для видеомонтажа.
Технология нелинейного видеомонтажа.
Тема 15. Монтажный план сюжета.
Обработка исходного материала. Создание монтажного листа, монтажного плана сюжета. Принципы монтажа видеоряда. Монтаж по крупности, монтаж по ориентации в пространстве, монтаж по фазе движения и пр.
Использование «перебивок», деталей.
Тема 16. Импортирование видеофайлов на компьютер.
Работа с программой видеомонтажа.
Создание видеофайлов для монтажа видеосюжета.
Запись закадрового текста.
Тема 17. Программа видеомонтажа.
Основные инструменты программы видеомонтажа. Интерфейс программы. Форматы видеофайлов.
Настройки программы для начала работы.
Тема 18. Звуковой ряд телесюжета.
Размещение на дорожке видеоредактора закадрового теста и синхронов. Создание файла проекта.
Работа с программой видеомонтажа.
Использование аудиофильтров.
Тема 19. Построение видеоряда.
Размещение видео на дорожке видеоредактора.
Сочетание звукового ряда с видеорядом сюжета.
Тема 20. Создание видеофайла телесюжета.
Создание видеофайла телесюжета. Экспортирование файла на видеокамеру и другие носители.
Тема 21. Специальные инструменты видеомонтажа.
Создание титров и заставок.
Эффекты перехода, использование функций.
Видеофильтры.
Использование изображений и аудиофайлов при создании видеофайла.
Раздел 4. Основы теле- и кинорежиссуры.
Тема 22. Искусство кино и его виды.
Язык кино, способы передачи информации, искусство крупных планов Льва Кулешова. Художественное кино. Документальное кино. Научно-популярное кино. Мультипликационное кино.
Тема 23. История кино.
Рождение кино. 2 пути развития: братьев Люмьер и Жоржа Мельеса.
Немое кино. Комедийное кино. Кино Уолтера Диснея.
Специфика кинофильмов первой половины 20 века.
Тема 24. Короткометражные фильмы.
Постановка темы и идеи ролика.
Основы композиционного построения. Структура. Инверсия.
Тема 25. Создание роликов и клипов.
Написание сценария (экрюме).
Эскизное исполнение.
Съемка и монтаж ролика, видеоклипа, фильма: дубли, значение крупных планов.
Тема 28. Видеосъемка готового материала.
Тема 29. Монтаж.
- Описание места кружка в плане внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 1 год обучения 76 учебных часа. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу. Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возрастов. Также предусмотрена организация практической работы по подгруппам, исходя из возможностей технического обеспечения (количество видеотехники и компьютеров). Такая форма обучения имеет ряд преимуществ: каждый ученик затрачивает на освоение учебного материала столько времени, сколько лично ему для этого требуется. Это достигается за счет индивидуальных форм обучения, большого объема практической работы, возможностью учиться не только у педагогов, но и у наиболее подготовленных сверстников.
Личностные и метапредметные результаты кружка
Программа развития личностных УУД
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «природа», «семья», «мир», «милосердие», «достоинство»;
- уважение к своему народу,
- знание государственной символики (герб, флаг, гимн),
- знание государственных праздников; освоение личностного смысла учения;
- оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм;
- выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика,
- знание прав учащихся и умение ими пользоваться;
- принятие основ здорового образа жизни и правил личной гигиены;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства: гордость за следование моральным нормам, стыд - за нарушение этих норм.
Программа развития регулятивных УУД
- постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий;
- умение распределять время и силы для выполнения всех учебных заданий;
- проявление волевых качеств в управлении собой, проявлять аккуратность и инициативу;
- умение использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;
- проявление волевых качеств в управлении собой, проявление аккуратности и инициативы;
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; Умение составлять план и последовательность действий;
Программа развития познавательных УУД
- самостоятельно выделять и формулировать цель;
- владеть чтением как средством осуществления своих дальнейших планов,
- владеть приёмами совершенствования техники чтения;
- реагировать на новые учебные задачи,
- выделять промежуточные цели для достижения результата;
- обнаруживать и исправлять свои ошибки по просьбе учителя и самостоятельно;
- испытывать потребность в оценке своих действий, воспринимать аргументированную оценку своих действий;
- выполнять учебные операции в их внутренней связи друг с другом,
- копировать внешнюю форму действия; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- понимать логику построения проектных и исследовательских работ, самостоятельно выполнять работы реферативного характера;
- анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;
- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
Программа развития коммуникативных УУД
- разъяснять и аргументировать высказывания;
- участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки;
- распределять работу при совместной деятельности;
- участвовать в учебном диалоге;
- предвидеть последствия коллективных решений;
Приоритетные направления в сфере развития УУД Вид УУД Основные приоритеты личностные основы гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации.
Тематическое планирование
Тематическое планирование программы структурировано по разделам:
- тележурналистика
- операторское мастерство
- видеомонтаж основы теле- и кинорежиссуры
№
п/пНаименование темыКоличество часовОсновные виды деятельности учащихся
Модифицированнаяпрограмма
2 часа в неделю
- Введение. Журналистика как2
Проект, работа ввиде деятельностигруппах и парах.
- Телевизионный сюжет.4
- Новости.4
Интервью.4
Документальный видеофильм.4
Ток-шоу.2
Диалоги, дебаты, деловая игра, проекты.
Ведущий телепрограммы.2
Видеокамера.2
Видеоряд. Композиция кадра.4
Человек в кадре.2
Проекты, экскурсии, работа в группах.
Внутрикадровый монтаж.2
Искусство кино и его виды.2
Историякино. Короткометражные фильмы.2
Создание роликов и клипов.4
Создание проектов
Видеосъемка готового материала18
МонтажОсновы нелинейного видеомонтажа. Монтажный план сюжета. Импортирование видеофайлов на компьютер. Программа видеомонтажа. Звуковой ряд телесюжета. Построение видеоряда. . Создание видеофайла
телесюжета. Специальные инструменты видеомонтажа.18
Итого:
72 ч.
Планируемые результаты кружка
Кружок "Медиатон» даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни. Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания.
Учащиеся научатся:
- определить тему или идею текста;
- составлять простой и подробный план текста;
- создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);
- оценивать чужую и свою речь;
- спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;
- сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;
- рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;
- брать интервью у знакомых и незнакомых людей;
- вести репортаж с места событий;
- составлять различные типы текстов газетной информации;
- научатся работать с программами по монтажу видео; вести видео и фотосъемку.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;
уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста.
Уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;
уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки; попробуют себя в роли актеров, редакторов, операторов, гримеров и т.д.
Материально-методическое обеспечение
Техническое оснащение:
- 15 персональных компьютеров;
- 1 сканер;
- 1 лазерный принтер;
- 1 струйный (цветная печать) принтер;
- Web-камеры, цифровые фотоаппараты;
- мультимедийный проектор.
Литература для учащихся
- Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - О.И. Лепилкина и др. - М.: Вентана-Граф, 2005.
- Васильева Л.А.Делаем новости. - М., 2003.
- Власть: зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2-х т. - М., 1998.
- Гуревич С.М. Номер газеты. - М., 2006.
- Колганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997.
- Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 1995.
- Крундышев А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. - М.: Просвещение, 1987.
- Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Ученова В.В. Беседы о журналистике. - М., 1985.
- Шинкаренко В. Как писать в газету. - М., 2000.
Литература для учителя
- Аргановский В.А. Вторая древнейшая: беседы о журналистике. - М., 1999.
- Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М., 1989.
- Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха? - М., 1998.
- Лимонад Т.В. С сочинением на "ты": Пособие для старших школьников и абитуриентов. - М.: Школьная Пресса, 2001.
- Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под ред. Я.Н Засурского. - М., 2001.
- Сметанина С.И. Литературное редактирование: Для журналистов и специалистов по связям с общественностью. - СПб, 2003.
- Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. - М., 2001
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Апрелевская средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением отдельных предметов
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
методического (педагогического) совета Директор
от «___» _____________ 20___г. МАОУ Апрелевской СОШ №3
Протокол № __________________ с углубленным изучением
отдельных предметов
______ В.В.Сбусин
«______»__________20__ г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Мульткласс»
Базовый уровень
Возраст обучающихся: 7 – 17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Шинко Михаил Григорьевич,
педагог дополнительного образования
г. Апрелевка, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Содержание изучаемого курса
4. Методическое обеспечение программы
5. Список используемой литературы
6.Календарный учебный график
7.Приложение
Пояснительная записка
Программа «Мульткласс» Шинко Михаила Григорьевича для детей 1-11 класс разработана на основе образовательной программы внеурочной деятельности «Пластилиновый мультфильм» Шафоростовой Елены Николаевны и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа реализует художественно - эстетическое направление в дополнительном образовании. Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями обучающихся 1-11-х классов.
Направленность программы: художественно-эстетическая
Актуальность программы
Важной особенностью программы является еѐ мотивационная направленность на любимый всеми детьми жанр киноискусства - мультфильмы: дети ещѐ не умеют говорить, читать, но уже с удовольствием их смотрят. И гораздо интересней становится желание детей самим создать мультфильм, узнать о том, как создаются любимые мультфильмы, познакомься с именами известных мультипликаторов, научиться самим делать анимацию.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети пробуют разные функции: режиссѐра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора и т.д. В ходе работы происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.
Выполняя практические задания, обучающиеся развиваются, создают сами творческие проекты. В процессе создания творческих работ обучающиеся осваивают работу не только в предложенных программах и приложениях, но и с периферийными устройствами: сканером, микрофоном, с цифровыми фото и видеокамерами.
Новизна программы:
Основная деятельность обучающихся: создание мультфильмов путѐм пластилинографии, перекладной рисованной анимации, кукольной анимации, формирования последовательностей отдельных кадров – снимков физической реальности, а также, путѐм непосредственного пространственно-временного редактирования; создание видеосочинения с аудио сопровождением и текстовым сопровождением в соответствии с поставленной учебной задачей.
Цель программы: развитие художественного творчества детей средствами создания короткометражных мультфильмов в онлайн-сервисах, в программах-конструкторах мультфильмов, с помощью видеоредактора Movavi.
Задачи программы:
- овладение умением работать с различными видами информации, в том числе графической, текстовой, звуковой, приобщение к проектно-творческой деятельности.
- освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
- создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред (создание мини-мультфильма, видеоклипа и т.п.);
- создание условий для самостоятельной творческой деятельности;
- формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
- воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников, уважительного отношения к авторским правам;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
- воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учѐбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.
Ценностные ориентиры:
Содержание курса направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих умения и навыки создания мультфильмов в повседневной жизни.
Описание места курса в учебном плане
Учебный курс «Пластилиновый мультфильм» в 3-6 классе реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность.
Форма реализации курса – дополнительное образование.
Программа рассчитана на 72 часа в год, 2 часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные:
У обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в создании мультфильма; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Метапредметные:
Регулятивные: обучающийся научится планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации в сотрудничестве с учителем; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок; получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Коммуникативные: обучающийся получит возможность научиться учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
Познавательные: обучающийся получит возможность научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
Предметные:
Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умение соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного курса
Тема 1. Вводное занятие (1 ч.).
Знакомство с понятием «мультипликация». Как создать свой мультфильм.
Практическая работа: Просмотр и обсуждение мультфильмов сделанных ребятами в студии «Мультикласс».
Тема 2. Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности (1 ч.)
Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами для лепки и компьютерной техникой. Правила обращения с клавиатурой, мышкой и монитором.
Практическая работа: Игра викторина.
Тема 3. Материал — пластилин, рисунок, кукла (1 ч.)
Откуда и как появился пластилин, видео сюжет о истории пластилина.
Волшебные свойства пластилина. Рисованные куклы, создание движущихся частей рисованных изображений. Куклы.
Практическая работа: Пластилин своими руками, опыты над пластилином. Рисунки сценарных объектов.
Тема 4. Основы мультипликации (1ч.).
История мультипликации, видеосюжет с телепередачи «Галилео».
Виды мультфильмов.
Отличие пластилиновых от других мультфильмов.
Практическая работа: Просмотр мультфильма и сравнение, определение отличительных особенностей художественных и мультипликационных фильмов.
Тема 5. Жанр. Сюжет. Сценарий (3 ч.)
Знакомство с понятиями жанр, сюжет, сценарий.
Определения понятий: жанр, сюжет, сценарий. Ознакомление с алгоритмом построения сюжета и написанием сценария.
Просмотр профессиональных работ и анализ их содержания.
Освоение знаний конструктивной критики.
Приобретение теоретических и практических навыков, в разработке и записи сюжетной линии, и описании сцен.
Практическая работа: Выбор жанра, построение короткого сюжета, написание сценария. Самокритика, поиск ошибок и возможных недоработок. Написание пробного сюжета и сценария по выбранному жанру.
Тема 6. Анимация (3 ч.).
История анимации.
Анимационные картинки.
Планирование анимационного сюжета, комиксы.
Кинеограф
Анимация на принципе «инерции зрения»
История устройства изоотроп, фенатископ
Компьютерная анимация.
Видеоанимация.
Практическая работа: Изображение движения «Аэроплан». Создание малых рисованных комиксов. Анимация с коробком «Веселый болтун». Поделки своими руками «Проделки рыбы», «Птичье гнездо». Практическая работа с изотропом и фенатископом их сравнение. Компьютерная анимация и видеоанимация.
Тема 7. Создание мультипликационных персонажей: приемы и техника лепки.(4 ч.).
Устное описание героев мультфильма и фона.
Практическая работа: Создание героя мультфильма на бумаге (эскиза героев). Изготовление объемных пластилиновых персонажей и декораций по разработанным ранее эскизам.
Коллективная работа по созданию фона мультфильма. Преподаватель разбивает детей на группы и дает задание для выполнения коллективной работы. Внутри каждой группы дети сами выбирают «ведущего».
Тема 8. Звуки и музыка в фильме: речь героев.(3 ч.).
Практическая работа: Подборка музыки для мультфильма. Репетиция озвучивания текста мультфильма по ролям (с использованием кукольных героев, бумажных героев).
Тема 9. Съемка и монтаж мультфильма (16ч.)
Обучение работать в компьютерных программах: Pinnacle Studio,
Adobe Audition. Понятие монтаж.
Практическая работа: Съемка мультфильма. Обучение работать в компьютерных программах: Movavi. Монтаж мультфильма из отдельных кадров. Наложение звуковых эффектов, музыки и голоса. Оживление, тайминг (timing- расчет времени, синхронизация). Наложение звука. Работа в программе.
Тема 10. Подведение итогов (1 ч.).
Подведение итогов, систематизация и обобщение результатов деятельности.
Практическая работа: тест, круглый стол «Просмотр и обсуждение полученного мультфильма».
Календарно-тематическое планирование (144 часа)
№ | Тема | Виды деятельности | Часов | |
теория | Практ. | |||
Тема1: Вводное занятие | ||||
1 | Вводное занятие | Просмотр и обсуждение мультфильмов. | 0,5 | |
Тема 2: Инструменты и материалы. | ||||
2 | Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности | Инструктаж по технике безопасности. | 0,5 | |
Тема 3: Материал — пластилин | ||||
3 | Откуда и как появился пластилин. | Усвоение нового материала. | 0,5 | |
Тема4: Основы мультипликации | ||||
4 | Основы мультипликации | Показ разных видов мультиков, обсуждение разных техник анимации. Показ работ. | 2 | |
Тема 5: Жанр. Сюжет.Сценарий. | ||||
5 | Знакомство с понятиями: Жанр. Сюжет. Сценарий. | Выбор жанра и построение сюжета. | 2 | |
6 | Просмотр профессиональных работ и анализ их содержания. | Обсуждение. | 2 | |
7 | Написание собственного сюжета и сценария. | Разработка сценария мультфильма. | 2 | 3 |
Тема 6: Анимация | ||||
8 | История анимации. Кинеограф. Комиксы. | Рассказ об истории анимации и мультипликации. Просмотр фильма о истории «Союзмультфильма» . | 3 | |
9 | История устройств изотроп, фенатископ. | Изучение устройств, принципы действия приборов. | 2 | |
10 | Видеоанимация, компьютерная анимация. | Усвоение нового материала. | 2 | |
Тема 7: Создание мультипликационных персонажей: приемы и техника лепки. | ||||
11 | Устное описание героев мультфильма. Создание героев на бумаге. | Выбор фона. Работа с предметами. Расадровка. | 3 | 2 |
12 | Изготовление объемных пластилиновых персонажей декораций по разработанным ранее эскизам. | Самостоятельная работа. | 2 | |
13 | Изготовление объемных пластилиновых персонажей декораций по разработанным ранее эскизам. | Самостоятельная работа. | 2 | |
14 | Изготовление объемных пластилиновых персонажей декораций по разработанным ранее эскизам. | Самостоятельная работа. | 2 | |
Тема 8: Звуки и музыка в фильме: речь героев. | ||||
15 | Подборка музыки для мультфильма. | Подборка музыки для мультфильма. | 2 | |
16 | Репетиция озвучивания текстов мультфильма по ролям. | Репетиция. | 2 | 1 |
17 | Озвучивание текстов. | Озвучивание, запись звука. | 1,5 | 3 |
Тема 9: Съемка и монтаж мультфильма | ||||
18 | Съемка мультфильма | Самостоятельная работа в группах. | ||
19 | Съемка мультфильма | Самостоятельная работа в группах. | 2 | |
20 | Съемка мультфильма | Самостоятельная работа в группах. | 1 | |
21 | Съемка мультфильма | Самостоятельная работа в группах. | 2 | |
22 | Съемка мультфильма | Самостоятельная работа в группах. | 1 | |
23 | Съемка мультфильма | Самостоятельная работа в группах. | 1 | |
24 | Знакомство с работой в программе Movavi | Усвоение нового материала | 2 | |
25 | Знакомство с работой в программе Movavi | Усвоение нового материала | 1 | |
26 | Знакомство с работой в программе Movavi | Тренировка усвоения нового материала | 1 | |
27 | Монтаж мультфильма из отдельных кадров. | Самостоятельная работа в группах. | 1 | |
28 | Монтаж мультфильма из отдельных кадров. | Самостоятельная работа в группах. | ||
29 | Монтаж мультфильма из отдельных кадров. | Самостоятельная работа в группах. | 1 | 2 |
30 | Монтаж мультфильма из отдельных кадров. | Самостоятельная работа в группах. | 1 | 2 |
31 | Монтаж мультфильма из отдельных кадров. | Самостоятельная работа в группах. | 1 | 2 |
32 | Наложение звуковых эффектов. | Самостоятельная работа в группах. | 1 | 2 |
33 | Наложение звуковых эффектов. | Самостоятельная работа в группах. | 1 | 2 |
34 | Подведение итогов | Тест. Презентация мультфильмов. Обсуждение и анализ увиденного. | 1 | 1 |
35 | Подведение итогов | Тест. Презентация мультфильмов. Обсуждение и анализ увиденного. | 1 | 1 |
36 | Подведение итогов | Тест. Презентация мультфильмов. Обсуждение и анализ увиденного. | 1 | |
72 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Больгерт Н., Больгерт С. Издательство «Робинс», 2012,Мультстудия «Пластилин» Лепим из пластилина и снимаем мультфильмы своими руками.
- Кратко о процессе создания рисованного мультфильма. http://www.diary.ru
- Клуб сценаристов http://forum.screenwriter.ru
- Правила работы с фотоаппаратом и штативом.http://www.profotovideo.ru, http://ru.wikipedia.org
- Что такое сценарий? http://www.kinotime.ru/
- Раскадровка. http://www.kinocafe.ru/
- Мультипликационный Альбом. http://myltyashki.com/multiphoto.html
- Микрофон
- Сканер
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети
- Компьютеры, проектор.