Главные вкладки
Самообразование
.......
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan449.docx | 27.04 КБ |
igry_s_massazhnym_sharikom.docx | 657.46 КБ |
igry_s_su-dzhok.docx | 17.25 КБ |
skazki_su_-_dzhok.docx | 610.32 КБ |
slovesnye_igry.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольные группы муниципального
Бюджетного общеобразовательного учреждения
Средняя школа №13
п. Новый Тахтамукайского района
република Адыгея.
План по самообразованию
«Организация игр с мячом как эффективный способ речевого развития»
Выполнила: Кулешова В.А. воспитатель
2024-2025
Пояснительная записка
Актуальность
Вопрос речевого развития детей стоит сегодня довольно остро. Причиной тому является множество фактор: и неблагоприятная экологическая обстановка, и широкое развитие цифровой сферы, что снижает общее моторное развитие, и пороки внутриутробного развития. Педагоги дошкольного образования нацелены на поиск наиболее эффективных форм работы с детьми для активизации их речевых функций. Как показывает опыт коллег, простые, на первый взгляд, игры с мячом оказываются гораздо более действеннее современных дорогостоящий пособий. Причина таится в одновременном стимулировании моторных центров, которые, как известно, находятся в близи речевых в головном мозге человека. Таким образом, стимуляция одного влечет за собой и развитие другого. Углубленное изучение проблемы речевого развития детей при помощи организации игр с мячом стало темой самообразования на текущий период.
Цель и задачи
Цель: повышение уровня теоретических знаний и практических навыков профессиональной деятельности посредством организации игр с мячом.
Задачи:
- проанализировать информационные источники, включая методическую литературу и Интернет - ресурсы;
- продумать систему работы по использованию игр с мячом для активизации речи детей;
- выявить влияние систематических игр с мячом на развитие речи дошкольников.
Этапы углубленной работы
I Организационный:
1. Анализ литературы, ознакомление с передовым опытом.
2. Диагностическое обследование детей (в области речевого развития).
3. Участие в вебинаре по теме:
- «Дидактическая игра как эффективное средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».
4. Планирование деятельности.
II Основной этап:
- Выполнение намеченного плана при эффективном взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями | Мероприятия с педагогами | Месяц |
Массаж пальцев массажером су-джок. Игры с колючим мячиком в стихотворном сопровождении. | Заполнение анкет «Речь моего ребенка» | Опрос «Способы речевого развития детей». | сентябрь |
Упражнения с массажером Су – Джок в форме сказок: «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Колобок» и др. | Индивидуальные беседы и рекомендации. | Упражнения с массажером су-джок на педчасах. | октябрь |
Упражнения с массажером Су – Джок: «Моя семья», «Доброта», «Совушка», «Ёжик». | Консультационный материал «Мяч и речь» | Рекомендации «Игры с мячом при коррекционной работе с детьми в ДГ». | ноябрь |
Словесные игры с мячом: «Мячик маленький поймай, да словечком приласкай», «Кто чем занимается?», «Лови да бросай — цвета называй», «Что бывает круглым?». | Приглашение родителей к совместной игре с мячом на прогулке | Словесные игры с мячом на педчасах. | декабрь |
Словесные игры с мячом: «Один и много», «Где мяч?», «Я спрошу, а ты ответишь». | Консультационный материал «Влияние развития мелкой моторики на речь детей» | Показ образовательной деятельности с детьми. | январь |
Словесные игры с мячом: «Назови одним словом», «Животные и их детеныши», «Что происходит в природе?». | Конкурс «Играем в мяч: свежие идеи». | Словесные игры с мячом на педчасах. | февраль |
Словесные игры с мячом: «Назови ласково», «Великан», «Наоборотка». | Консультационный материал «Су – джок терапия». | Словесные игры с мячом на педчасах. | март |
Словесные игры с мячом: «Попугай», «Шпион», «Цепочка». | Мастер – класс «Использование СУ- Джок массажер для развития речи детей дошкольного возраста». | Словесные игры с мячом на педчасах. | апрель |
Игры с резиновым массажным мячиком: «Игра с ежиком», «Испечем каравай», «Орех». | Ознакомление родителей с достижениями детей на итоговом собрании. | Фоторепортаж из опыта работы. | май |
III Заключительный этап.
1. Итоговое диагностическое обследование речевого развития детей.
2. Подведение итогов.
3. Подготовка отчета.
Ожидаемый результат:
- У детей наблюдаются стойкие улучшения в развитии речи;
- Дети активнее используют речевые конструкции в общении со сверстниками, игровой деятельности.
- Вырастут показатели пальцевой моторики.
.
Список источников
- Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. – М.: ТЦ СФЕРА, 2014.
- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. - СПб: 2014.
- Куликовская Т.А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Картотека игр с массажным шариком су - джок
«Дождик»
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
(стучим медленно шариком об ладонь)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
(стучим шариком об ладонь, ускоряя темп)
Мы зонты свои раскрыли,
(шарик находится под ладонью)
От дождя себя укрыли.
(сжимаем шарик в ладони) .
«Урожай»
В огород пойдём,
Урожай соберём.
(катаем шарик на ладони вперёд-назад)
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвём немножко
(на каждую строчку прокатываем шарик по пальцу)
И вернёмся по дорожке.
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке)
«Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я.
(поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец)
Вот и вся семья!
(кольцо в центре ладони, сжатие в кулаке и разжатие всех пальцев одновременно)
«Доброта»
Если пальчики грустят –
(сжимаем и разжимаем шарик в руке)
Доброты они хотят.
(гладим шариком ладонь)
Если пальчики заплачут –
(стучим шариком по ладони)
Их обидел кто-то значит.
Наши пальцы пожалеем –
(гладим шариком ладонь)
Добротой своей согреем.
(дышим на руки)
«Совушка».
У глазастой совушки
Хищная головушка,
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке)
Пёрышки пушистые,
(катаем медленно шарик вперёд-назад)
Ноженьки когтистые.
(шариком проводим по ладошке)
Ловит мышек и зайчат
На охоте по ночам.
(сжимаем шарик в ладошке) .
«Ёжик»
Наш волшебный мудрый ёжик
(прокатываем по левой руке)
Не нашёл в лесу дорожек.
Ёжик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
(катаем между ладоней вертикально)
Если будем с ним играть
Ручки будем развивать.
(катаем между ладоней горизонтально)
Ловкими станут пальчики,
Умными – девочки, мальчики.
(катаем между ладоней по кругу, правая рука вверху) .
«Приветствие»
(поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю –
(сжимаем и разжимаем кольцо в руке)
Всех я вас приветствую!
(разводим руки в стороны)
«Транспорт»
Будем пальчиками играть –
(катаем шарик между ладонями вперёд-назад)
Будем транспорт называть:
(сжимаем и разжимаем шарик в руке)
Автомобиль, вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
(на каждое слово прокатываем кольцо по пальцу)
Все пальцы мы в кулак зажали,
(сжимаем шарик в ладошке)
Все виды транспорта называли.
(пальцы разжимаем и шарик остаётся на ладони)
«Профессии»
Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных.
(катаем шарик между ладонями по кругу в одну сторону, а потом в другую)
Повар, врач, учитель,
Продавец, строитель…
(нажимаем шариком на каждый палец)
Сразу всех не называю,
Вам продолжить предлагаю.
(катаем шарик между ладонями по кругу в одну сторону, а потом в другую)
«Вот сидит собака… »
Вот сидит собака в будке,
(сжимаем шарик в ладошке)
А потом бежит туда-сюда,
(шарик катаем вперёд-назад на ладони)
Охраняет она дом,
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке правой руки)
Чтоб спокойно жили в нем!
«Колючий ёжик»
Колючий ёжик.
Гладь мои ладошки, ёж!
(катаем шарик между ладошками)
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить!
(гладим шариком ладонь)
Я хочу с тобой поладить!
(дотрагиваемся каждым пальчиком до шпиков)
«Снежок»
Раз, два, три, четыре,
(сжимаем и разжимаем шарик в ладошке)
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
(катаем шарик между ладонями по кругу в одну сторону, а потом в другую)
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – подбросим,
И опять поймаем.
(действия соответствуют тексту)
«Были бы у ёлочки ножки… »
Были бы у ёлочки ножки,
(на каждое слово сжимаем шарик в правой руке)
Побежали бы они по дорожке.
(катаем шарик между ладонями вперёд-назад)
Заплясала бы она вместе с нами,
(катаем шарик между ладонями по кругу)
Застучала бы она каблучками.
(нажимаем шпиками на каждый пальчик)
«Белка»
Сидит белка на тележке.
(кольцо в руке, сжимаем и разжимаем ладонь)
Раздаёт она орешки.
Лисичке-сестричке,
(на каждое животное надеваем массажное кольцо Су-Джок)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,Заиньке усатому.
«Гномики-прачки»
Жили-были в домике
(сжимаем шарик в ладошке) .
Маленькие гномики:
(разжимаем шарик в ладошке)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(нажимаем шариком на каждый палец)
Раз, два, три, четыре, пять,
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке в правую сторону)
Стали гномики стирать:
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке в другую сторону)
Токи – рубашки,
Пики – платочки,
Лики- штанишки,
Чики – носочки.
Мики умница был, всем водичку носил.
(надеваем пружинку на каждый палец)
«Бегемот»
Едет тихо на машине бегемот,
(медленно катаем шарик между ладонями вперёд-назад)
Потому что очень сильный гололёд!
(сжимаем и разжимаем шарик в ладошке)
Вдруг из-за угла появился еж.
(быстро прячем шарик в ладони, а потом ставим его на ладонь)
Испугался бегемот и на тормоз быстро жмёт.
(шарик на ладони, а при слове «тормоз» быстро сжимаем шарик рукой)
«На параде»
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд зарядом.
(катаем шарик между ладонями вперёд-назад)
Бодрым шагом мы идём.
(стучим шариком по ладони)
В нашу армию, ребята,
(сжимаем и разжимаем шарик в ладошке)
Просто так не попадём!
(показываем указательным пальцем в правую и левую сторону)
«Помощники»
Раз, два, три, четыре,
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке в правую сторону)
Мы посуду перемыли:
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке в другую сторону)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(надеваем пружинку на каждый палец)
Так мы маме помогали,
Что мы очень все устали.
(встряхиваем руки)
«Космос»
Раз, два, три, четыре, пять –
(нажимаем шариком на каждый палец)
В космос полетел отряд.
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке)
Командир глядит в бинокль,
Что он видит впереди?
(упражнение «бинокль»)
Солнце, планеты, спутники, кометы
(нажимаем шариком на каждый палец)
И большую жёлтую луну.
(катаем шарик круговыми движениями на ладошке)
«Солнышко»
Нарисую солнышко на своей ладошке,
(катаем шарик между ладонями по кругу)
Пусть оно сияет хоть и понемножку.
(нажимаем шпиками на каждый пальчик) .
Предварительный просмотр:
СКАЗКИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШАРИКА
«СУ – ДЖОК»
СКАЗКА «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
Жила-была маленькая девочка. Мама очень ее любила, а бабушка ещё больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила. Соседи так её и прозвали: Красная Шапочка. Ребята давайте поможем маме Красной Шапочки приготовить пирожки.
Массаж мячиком
«Су – Джок
Муку в тесто замесили, а из теста мы слепили:
(сжимаем и разжимаем шарик в ладошках)
Пряники, оладушки, блинчики, витушки,
Пышные пампушки, пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки, булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи.
(поочередно надавливаем мячиком на каждый палец).
Мама говорит: Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, и отнеси ей пирожки и горшочек масла да узнай, здорова ли она. Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке, и мы вместе с ней.
Солнечным погожим днём, мы с тобою в лес идём,
Мы с собой несём корзинку, вот хорошая тропинка,
Мы по ней сейчас пройдём,
(ходьба на месте)
Тут цветок и там цветок.
(движениями показываем, как рвём цветок)
Мы сорвали на венок.
Дыхательные
упражнения (короткий вдох, на длинном протяжном выдохе говорим: «Ах, как пахнет!»)
Мы идём с тобой по лесу, а вокруг так интересно!
Отдохнуть пора дружок, мы присядем на пенёк.
Присела Красная шапочка на пенёк, над ней летают бабочки.
Гимнастика
для глаз Бабочка проснулась, солнцу улыбнулась,
Села на цветок, выпить сладкий сок.
(проследить глазами за движением бабочки)
И легко порхая, над травой кружит.
(круговые движениями глазами)
Так звезда ночная, на волне дрожит.
(жмуримся и открываем глаза)
Отдохнула девочка и пошла дальше. Идёт она лесом, а навстречу ей - серый Волк. Нас ребята много, давайте напугаем его, и он убежит. Дети хором говорят: «У-У-У». Волк испугался и убежал.
Ну, вот мы и пришли к бабушкиному домику. Красная Шапочка вошла и увидела бабушку, которая ей была очень рада. Здравствуй, внученька моя! Долго я тебя ждала. Наконец-то ты пришла. Я пришла не одна, я гостей привела. Бабушка поставила на стол варенье, пирожки и оладушки, налила чай и пригласила всех ребят обедать.
Массаж кольцом
Су – Джок» Машу, Таню и Сережу, Киру, Ваню и Антошу.
Сашу, Колю и Ирину, и, конечно же, Марину.
(поочередно надеваем колечко на каждый палец)
Все за стол садятся дружно, ведь давно обедать нужно!
Оладушки вареньем смажем – бабушке спасибо скажем!
(шариком гладим по ладони)
Наша сказка закончилась хорошо и все в ней остались довольны!
СКАЗКА «МАША И МЕДВЕДЬ»
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес – по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. Пришли в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она их звать. Давайте поможем Машеньке.
Дыхательные
упражнения
(короткий вдох носом, на длинном протяжном выдохе говорим: «Ау!» 3 раза меняем силу голоса от тихого к громкому).
Ходила, ходила Машенька по лесу – совсем заблудилась. Увидела огонек и на него и пришла. Вошла в избушку, села у окна на лавочку. Вечером пришел медведь, увидел Машеньку, обрадовался. Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя. Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Думал, думала и придумала. Решила она испечь пироги. Но чтобы пирожки приготовить нам нужна начинка. Давайте поможем Машеньке собрать ягоды.
Гимнастика
для глаз Мы отправились гулять, грибы - ягоды искать.
(шагают на месте)
Светит солнце в вышине,
(смотрят вверх)
Вот грибок растет на пне,
(смотрят вниз)
Дрозд на дереве сидит,
(смотрят вверх)
Ежик под кустом шуршит.
(смотрят вниз)
Слева ель растёт - старушка,
(смотрят влево)
Справа сосенки - подружки.
(смотрят вправо)
Где вы, ягоды, ау! все равно я вас найду:
Массаж кольцом
«Су – Джок» Клюкву и морошку, и чернику, и бруснику,
Землянику, ежевику, костянику, голубику, и малину, и клубнику.
(на каждое название ягоды надеваем кольцо)
Быстро ягодки берем, и в корзиночку их кладем.
(сжимаем и разжимаем ладони)
Ребята поможем Машеньке слепить пирожки.
Массаж мячиком
«Су – Джок» Мы лепили пирожки,
(сжимаем и разжимаем шарик в правой ладони)
Тесто мяли мы слегка,
(сжимаем и разжимаем шарик в левой ладони)
А потом его катали,
(круговыми движениями катаем шарик в ладонях)
Ягоду в начинку клали, в печку жаркую сажали,
(положить мячик на ладонь и прикрыть другой ладонью)
Зарумянился бочок, мы достали пирожок.
(раскрывают ладони, показывают мячик)
Напекла Машенька пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю: - Вот смотри: я в короб положу пирожки, а ты отнеси дедушке и бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду! Машенька залезла в короб. Медведь видит короб стоит, взвалил его на спину и пошёл в деревню. Пришёл в деревню, а там собаки. Короб оставил, а сам убежал. Наша сказка закончилась хорошо и все в ней остались довольны.
СКАЗКА «КОЛОБОК»
Хотите попасть в сказку? Тогда слушайте загадку.
Он от дедушки ушёл
И от бабушки ушёл.
В лес попал, гулял,
Хвастался и пропал.
(колобок)
Жили-были дед да баба. Захотелось деду колобка. Давайте поможем бабушке слепить колобок.
Массаж мячиком
«Су – Джок» Мы лепили колобка,
(сжимаем и разжимаем шарик в правой ладони)
Тесто мяли мы слегка,
(сжимаем и разжимаем шарик в левой ладони)
А потом его катали,
(круговыми движениями катаем шарик в ладонях)
На окошечко сажали.
(раскрывают ладони, показывают колобок)
Он с окошка прыг, да прыг,
Укатился озорник.
(стучат шариком по ладони)
Ну, а где же он? Давайте его, поищем (ходьба на месте).
Массаж кольцом
«Су – Джок» Вот он наш колобок!
Замечательный какой.
Круглый, красивый,
Весёлый, озорной,
Вкусный, румяный,
Сдобный, любопытный,
Смелый, любознательный
(поочередно надеваем колечко на каждый палец,
дети по желанию сами могут охарактеризовать колобка)
Непростой наш колобок он от зайчика ушёл, и от волка серого ушёл, и от медведя ушёл, и лису обманул. К деду с бабой он вернулся, и быть послушным обещал. Наша сказка закончилась хорошо и все в ней остались довольны.
Предварительный просмотр:
Словесные игры с мячом
в работе по развитию речи детей 4 – 5 лет
«Мячик маленький поймай, да словечком приласкай»
Цель: закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов; развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово, например, шар, а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово - шарик.
Слова можно сгруппировать по сходству окончаний:
Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики.
«Кто чем занимается?»
Цель: закреплять знания детей о профессии; обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
Ход игры
Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, воспитатель называет профессию, а ребенок, возвращая мяч , должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Воспитатель: строитель - Дети: строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает) художник (рисует) и т.д.
Вариант 2. Воспитатель называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).
«Лови да бросай — цвета называй»
Цель: учить подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет; закреплять названий основных цветов; развитие воображения у детей.
Ход игры
Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Воспитатель: красный - Дети: мак, огонь, флаг (оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила; фиолетовый - слива, сирень, сумерки.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных; развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры
Перебрасывая мяч детям различными способами, воспитатель задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч воспитателю. Воспитатель, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
- Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...).
- Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...).
- Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...).
- Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...).
- Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...).
- Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...).
- Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...).
- Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...).
- Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...).
- Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...).
- Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
- Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...).
«Один — много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Ход игры
Воспитатель бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.
Примеры: Стол - столы двор — дворы, нос — носы гора — горы, нора — норы, мост —мосты ,дом — дома, глаз — глаза луг — луга ,город — города, провод — провода ,холод — холода ,день — дни, пень — пни, сон — сны, лоб — лбы ,ухо — уши ,стул — стулья, кол — колья, лист — листья, перо — перья, крыло — крылья, дерево — деревья, носок — носки, чулок — чулки ,кусок — куски ,кружок — кружки, дружок — дружки ,прыжок — прыжки, утенок — утята ,гусенок — гусята, цыпленок — цыплята, тигренок — тигрята, слоненок — слонята.
«Где мяч?»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве; закрепление в речи детей правильного употребления предлогов.
Ход игры
Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом...).
«Утро, день, вечер, ночь»
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.
Ход игры
Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети отвечают на вопросы ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью. «Что ты делал утром? «, «Что ты делал вечером?», «Назови «соседей» утра», «Сначала вечер, а потом?..», «Назови пропущенное слово (Мы завтракаем утром, а обедаем...)».
«Я спрошу, а ты ответишь»
Цель: закрепление пройденного материала
Ход игры
Воспитатель бросает мяч ребенку задает вопрос, ребенок отвечает, бросает мяч обратно воспитателю.
Вариант 1. Взрослый называет природное явление, а ребенок - время года. Например:
-Снег идет… (зимой);
-Радуга на небе… (летом);
-Желтые и красные листья на деревьях… (осенью);
-Скворец несет веточки в скворечник… (весной); и т.д.
Вариант 2. Воспитатель называет обобщающее слово, а дети — слова, относящиеся к данному значению.
-Воспитатель: Насекомые — это ...
-Дети:... муха, комар, ...
-Воспитатель: Рыбы — это ...
-Дети:.. карась, щука,...
Вариант 2. Воспитатель называет видовое понятие, а дети обобщающее слово.
-Воспитатель: Муха, комар — это ...
-Дети:... насекомые.
-Воспитатель: Золотая рыбка, карась — это ...
-Дети:... рыбы.
«Назови одним словом»
Цель: закреплять обобщающие понятия;
Ход игры
Воспитатель называет несколько предметов, предлагает назвать их одним словом и бросает ребенку мяч. Например: "Сорока, ворона, синица, воробей, грач. Кто это?" Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч взрослому.
«Животные и их детеныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры
Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Детенышей: у медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок.
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры
Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Воспитатель: Дети Солнце — что делает? Светит, греет. Ручьи — что делают? Бегут, журчат. Снег — что делает? Темнеет, тает. Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда поют песни. Капель— что делает? Звенит. Медведь — что делает? Просыпается, выходит из берлоги.
Игра «Кто кем был?»
Цель: развитие мышления; расширение словаря; закрепление падежных окончаний.
Ход игры
Воспитатель, бросая мяч кому-либо из детей, называет животное, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, отвечает на вопрос, кем был раньше названный объект: цыпленок — яйцом ,лошадь — жеребенком, корова — теленком, дуб — желудем ,рыба — икринкой, яблоня — семечком, лягушка — головастиком, бабочка — гусеницей.
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход игры
Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч воспитателю, отвечает: «Кожаные». Воспитатель: Рукавички из меха... Дети: Меховые ; Тазик из меди... Медный; Медвежонок из плюша... Плюшевый; Рукавички из шерсти... Шерстяные; Стакан из стекла... Стеклянный; Ваза из хрусталя... Хрустальная. Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.
«Месяцы и их последовательность»
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Ход игры
Дети и воспитатель встают в круг, воспитатель с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март...». Вместо следующего месяца, воспитатель называет имя ребенка: «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.
«Величина»
Цель: Уточнить представление детей о величине предметов, учит находить сходство предметов по признаку величины.
Ход игры
Воспитатель говорит: « Предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у взрослого мяч. Он бросает его ребёнку и говорит слово.
Например: Взрослый: Длинный - Ребёнок: Дорога, лента, верёвка и т.д.
«Доскажи словечко»
Цель: развивать слуховое внимание, правильно подбирать животных, птиц, и т. д, подходящих по описанию.
Ход игры
Воспитатель читает стих не договаривая последнее слово, бросает мяч ребёнку, тот ловит мяч и заканчивает стих.
Могут в речке
Плавать сутки
Непоседливые ….(утки)
«Му и му»
Одно лишь слово
Говорит всегда …..(корова)
Отгадай-ка, кто проворно
Ищет крошки, ищет зерна?
Говори же не робей-
Это храбрый….. (воробей)
Для желторотых крошек
Весь день носил он мошек,
Заботливый отец!
Зовут его….. (скворец )
Он не любит свет дневной.
Проживает по землёй
Землю роет, роет-роет.
Каждый день метро он строит ….(крот)
В луже место занимает
И ложится на бочок.
Пуговку напоминает
Розоватый пятачок ….(свинья)
В дом родной они спешат,
Озабоченно жужжат.
Из садов, с полей приносят
Сладость, воск и аромат….. (пчелы)