Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время

Лариса Филаретовна Ильина

"С Крещением Господним!" Презентация к внеклассному мероприятию

"Крещение Иисуса Христа" Сценарий к внеклассному мероприятию

Формирование экологической культуры обучающихся через проектную деятельность. Проект  инновационного педагогического опыта

 "Рождество Пресвятой Богородицы". Презентация

"Рождество Пресвятой Богородицы". Сценарий

С Рождеством Христовым!". Презентация

С Рождеством Христовым!". Сценарий

Праздник Светлой Пасхи. Приказ  о проведении праздничного концерта

Праздник Николая Чудотворца. Приказ  о проведении праздничного концерта

"Крылья Ангела". Всероссийская акция

Встречи со священнослужителями православной церкви

"Рождество Пресвятой Богородицы". Праздник

"Рождество Хрестово". Праздник

Приказ об участии в научно-практической конференции

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №42»

«Крещение Иисуса Христа»

(Внеклассное мероприятие для обучающихся начальной школы и среднего звена)

Составитель: Ильина Лариса Филаретовна,

 учитель начальных классов

МБОУ «СШ №42» г. Нижневартовска

Описание: сценарий внеклассного мероприятия для обучающихся начальной школы и среднего, посвященный христианскому празднику Крещения Иисуса Христа

Цель мероприятия: знакомство с духовно- нравственными традициями и ценностями православного народа  

Задачи: познакомить с историей православного праздника «Крещения Господня»;

               приобщить обучающихся к традициям русского народа;

               воспитывать любовь к культуре православных  и его традициям .

 

Ход мероприятия

1 обучающийся:

Сегодня празднуем Крещенье,

Сегодня день, когда грехи

Уходят вместе с омовеньем,

Сердца становятся легки!

Учитель:

Совсем недавно, 7 января православные отмечали Рождество Христово. Мы с вами, выступая на сцене нашей школы, рассказали зрителям об этом празднике. С этого дня начинаются святки – народные гуляния.

2 обучающийся:

Двенадцать дней спустя Рожденье,
Святые будут вечера,
Когда светличные сиденья,
Откроют сердцу чудеса.

Гадания, песни и приметы,
Большая пища для девиц.
И все душевные секреты,
Открыты станут для сестриц.

Учитель:        

         Святки заканчиваются празднованием Крещения Господне. Этот христианский праздник по - другому называется Богоявлением. Его празднуют в честь Крещения Иисуса Христа в реке Иордан в Палестине. Как рассказывается библейских преданиях на реку Иордан 19 января ( по старому стилю 6 января) пришёл Иисус Христос. Ему было тогда 30 лет. Там же находился пророк  Иоанн Предтеча, которого послал сам Господь бог, чтобы крестить сына Божьего. Но он долго не мог приступить к  крещению. Считал себя недостойным для  совершения этого  таинства. Но Иисус настоял и зашёл в воды реки Иордан. Как только Иоанн начал крестить Иисуса, над землей прозвучал громкий голос Бога Отца, а на Иисуса спустился Божий Дух в виде голубя. Это Бог отец явился людям и дал понять, что Иисус его Сын, который станет Спасителем. И после Крещения Иисус Христос начал исполнять Божью волю и нести в мир уже новый свет.

 Послушайте, пожалуйста,  эту историю в стихотворении «Крещение Иисуса Христа» в исполнении наших ребят.

3 обучающийся:

Господь пришел смиренно
Людские смыть грехи.
С главою преклоненной
Стоит Он у реки.
 

4 обучающийся:

И просит кротко Чистый
Крестить Его, как всех,
Хоть Он и чище чистых,
Хоть Он святее всех!
 

5 обучающийся:

Спросил Его Креститель:
«Могу ль Тебя крестить?»
В ответ сказал Спаситель:
«Оставь, так должно быть!»
 

6 обучающийся:

Господь главой склонился
Под руку Иоанна —
Сын Божий окрестился
В водах Иордана.

7 обучающийся:

И на главу смиренную
Дух голубем слетел,
И, огласив вселенную,
Глас Божий прогремел.
 

8 обучающийся:

Творец всему народу
В Нем Сына возвестил,
Всему людскому роду
Служить благословил!

2 ведущий:

С этого момента началось преклонение одному Богу, а Крещение символизирует появление христианской религии.

1 ведущий:

В старые времена Крещение называли Святые Светы. Это означало, что Господь спустился на землю  и открылся какой-то новый, раннее Неприступный свет.

2 ведущий:

Слово «Крещение» означает «погружение в воду». В этот праздник  люди окунаются в открытых водоемах, считается, что они избавляются  от грехов и болезней на весь год.  

9 обучающийся:

Для народа на Крещенье
Наступает обновленье.
Прыгнул в прорубь с головой –
Жизнь становится иной.
А потом шагнешь на лед,
Повернешься на восход.
Руки вверх поднимешь смело,
Чтоб душа твоя запела.

1 ведущий:

В водоемах устраивают купели, вырубая проруби в виде крестов. Такие купальни называют «иордань». Верующие, крестясь, три раза головой погружаются в воду , что символизирует смерть Христа и приобщение к его воскрешению.

2 ведущий:

Купель устраивают, как и в каждом городе,  и в нашем городе. Желающих окунаться на Крещение с каждым годом становится всё  больше и больше, их не пугают даже самые сильные морозы.

10 обучающийся:

И весело и сладко
Водою окатиться,
Какая тут загадка!..
Пришла пора креститься,
Пришла пора поверить,
Поверить в чудеса,
И на себе проверить,
Что с нами небеса.
Никто не захворает,
Хотя мороз и жжет –
Крещенье наступает,
Крещение идет! (В. Солодовник)

1 Ведущий

В праздник Крещения Господня  вода из любого источника считается целебной. Она обладает чудными свойствами и способностями исцелять болезни,  придает бодрость. Поэтому все православные христиане 19 января набирают её и бережно хранят. Пьют эту воду,  добавляя небольшие порции в стакан с водой.

Учитель:

Крещенской водой люди освящают домашние вещи, кропят ею все углы. Этот обряд считается помогает сохранить мир и лад. В таком доме, считается, спокойно и хорошо живется, а его жителей беды обходят стороной. Пусть и в наших семьях будет мир и лад! Пусть все будут здоровыми и совершают только добрые дела!

2 ведущий

С Крещеньем! Светлого начала,
Здоровья, счастья, теплоты!
Душе – покоя и причала,
Стремлений чистых и мечты.

1 ведущий


Пусть Ангел веры и надежды
Хранит от горестей и бед,
От слов глупца и от невежды.
Пусть будет мир в добро одет.

2 ведущий


Любви на сердце – полной мерой!
Пусть жизнь приносит радость вам.
И пусть Господь рукою щедрой
Воздаст по праведным делам!

( Т.Лаврова)




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42»

   

 

Проект  

 инновационного педагогического опыта

Формирование экологической культуры обучающихся через проектную деятельность

учителя начальных классов

Ильиной Ларисы Филаретовны

               shkola.gif

Нижневартовск

2015

Содержание

1. Аннотация проекта…………………………………………………….…3

1.1 Обоснование проекта…………………………………………………...4

2. Основное содержание проекта…………………………………………..8

  1.  Понятийно-терминологический аппарат инновационного педагогического опыта……………………………………………………………………..10

3. Технология опыта………………………………………………………..11

4. Механизм реализации проекта…………………………………………17

5. Характеристика условий реализации проекта (ресурсы)…………….18

6. Практический результат изменений…………………………………....23

6.1 Распространение опыта………………………………………………...25

7. Список используемой литературы …………………………………….26

  1. Аннотация проекта

Данный проект ориентирован  на формирование экологической культуры обучающихся через использование проектной деятельности, благодаря  которой  они получают четкое представление о цикле познания, основных методах проектирования, получают возможность находить пути и способы  решения (поставленных задач),  возникающих  проблем,  овладевая приемами самостоятельной работы.  Следует отметить, что на современном этапе развития школьного образования проектный метод обучения рассматривается не только  как средство развития учебно-познавательных компетенций школьника, но и как средство воспитания, открывающего возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируя потребность в самореализации и самовыражении. 

 Проект чётко структурирован, в нем прослеживается сценарий всей деятельности педагога в урочной и внеурочной деятельности. Он  имеет определенную систему содержания, форм, методов,  приемов педагогических воздействий;  имеются  выводы и умозаключения резюмирующего характера; содержательно и емко раскрыты методологические и концептуальные основы проекта; детально представлен механизм и план его реализации, дан полный всесторонний анализ ресурсного обеспечения, доказательно аргументирована педагогическая и психологическая целесообразность инновационного опыта работы.

Проект ориентирован на всех участников образовательного процесса:  педагогов, родителей, обучающихся и направлен на повышение качества образования, развитие творческого потенциала обучающихся, создание условий для успешной социализации личности, творческого роста и формирование экологической культуры.

Надежным гарантом устойчивого развития общества является высокий уровень развития экологической культуры людей, населяющих его, что признано одним из приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере, важнейшим фактором обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития.

        1.1 Обоснование проекта

            Н.Н. Моисеев: «Экологический кризис надвигается стремительно, и в середине следующего века при сохранении нынешних канонов нравственности положение человечества может оказаться катастрофическим».

 Сохранение природной среды и разумная охрана природы - одна из острейших проблем, стоящих перед человечеством, особенно в настоящее время. Опасность происходящих в природе изменений заставила всех задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Именно поэтому 10 августа 2012 года президент России Владимир Владимирович Путин объявил наступивший 2013 год Годом охраны окружающей среды, «в целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду».

 Изменения, происходящие  в нашем обществе, отразились на социальном заказе к образовательным учреждениям. Превращаясь  в действенный фактор развития общества, образование ставит и решает задачи развития личности, в том числе и задачи формирования экологически грамотной личности в процессе взаимодействия с окружающей природой и социальной средой.  

Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее. Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

     Проект требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности обучающихся с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно – воспитательной деятельности школы. Кроме того, проект повторяем, он может быть реализован в любом образовательном учреждении.

Таким образом, актуальность проблемы экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

  • необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
  • необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
  • решением задач модернизации содержания общего  среднего образования, которые направлены на  повышение уровня  экологической культуры обучающихся, развитие умений проектной  деятельности младших школьников;
  • решением задачи школы,  способствующим включению каждого обучающегося    в процессе формирования их мировоззрения, в решение экологических проблем;
  • недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.
  • низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых.

Актуальность проекта состоит и в том, что его реализация позволяет решать назревшие экологические проблемы устранять следующие противоречия:

  • между желанием жить в экологически чистом мире и экологической безграмотностью населения;
  • между созданием комфортных условий для жителей и уничтожением среды обитания;
  • между желанием использовать как можно больше природных ресурсов и неумением сохранить их для будущих поколений;
  • между желанием взрослых привить ребенку любовь к природе и отрицательным примером отношения этих же взрослых к окружающей среде;
  • между желанием реализовывать воспитание экологической культуры не через эпизодические  мероприятия, а через систему урочных и внеклассных мероприятий, коллективно-творческих дел и индивидуальной работы.

 Проанализировав все выше обозначенные противоречия, я пришла к выводу, что важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна работа, по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста.

    Цель проекта: создание системы нетрадиционных подходов в экологическом образовании обучающихся, направленной на становление у детей познавательного, эмоционально-нравственного, отношения к окружающей среде,

на формирование основ экологической культуры через использование проектной деятельности, которая является адекватной формой и способом для достижения новых образовательных результатов: учебной и социальной самостоятельности, компетентности в решении проблем, ответственности и инициативности.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  • Определение современного состояния проблемы формирования экологического образования в  психолого-педагогической и методической литературе.
  • Выявление возможностей учебных предметов начальной школы для развития экологического образования, через  проектную деятельность обучающихся.  
  • Определение методических основ эффективности проектной технологии для формирования экологической культуры.
  • Разработка  механизмов диагностики для определения уровня сформированности экологической культуры обучающихся.
  • Проведение  мониторинговых исследований уровня сформированности экологической культуры у младших школьников.
  • Обеспечение непрерывного экологического образования в системе: школа– семья.
  • Развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
  • Привлечение обучающихся к самостоятельному получению и углублению экологических знаний на основе самообразования (исследовательские работы, работа над проектами, участие в конференциях, издание газет и т. д.);
  • разработка эффективных формы экологического воспитания в урочной и внеурочной работе на основе новых информационных технологий;
  • привлечение обучающихся к  участию в городских мероприятиях, акциях экологической направленности

Объектом исследования является  процесс формирования экологической культуры через проектную деятельность младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности.

Предмет исследования: содержание образовательного процесса и его влияние на формирование экологической грамотности  и экологической  культуры младших школьников.

 Гипотеза исследования: процесс формирования экологической культуры у обучающихся через проектную деятельность будет более эффективным, если:  

  • будет определено учебное содержание предметов, изучение которых позволяет организовать проектную деятельность школьников;
  • на уровень специальной задачи урока будет выделено развитие проектных умений школьников;
  • разработаны соответствующие психологическим особенностям младших школьников типы и виды проектных заданий экологического содержания;
  • будут созданы ситуации успеха для формирования адекватной самооценки, для развития навыков общения через проектную технологию обучения.
  • обеспечивается усвоение детьми основ экологических знаний;

Новизна опыта заключается в изменении подходов к содержанию, формам, планированию обучения через урочную и внеурочную деятельность, способствующие формированию экологической культуры, формировании учебно-познавательной компетентности через проектную деятельность.

Практическая значимость: проект формирования экологического сознания младших школьников через проектную деятельность может быть использован в практической деятельности учителей начальных классов.

  1. Основное содержание проекта

        Множество идей и подходов существует к изучению экологического материала в системе природоведческих знаний младшими школьниками, но перед педагогами стоит одна цель – природа должна стать для ребёнка второй родиной. У  истоков этого подхода стояли немецкий натуралист и поэт   И.В. Гёте с его благоговейным отношением к природе и естествоиспытатель, географ, путешественник А. Гумбольдт, который считал, что богатство естествознания заключается не в обилии фактов, а в их взаимной обусловленности. Ещё В.А. Сухомлинский, размышляя о том, с чего необходимо начинать знакомство учащихся с окружающим миром, пришёл к выводу, что начинать нужно с воспитания гуманности – чувства тревоги за не накормленного щенка, не политое дерево. В.А. Сухомлинский писал: «Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу радость взаимопонимания».

      Особое значение имеет концепция воспитания экологической культуры школьников, разработанная Лихачевым Б.Т., Дежниковой Н.С.

      В исследованиях последних лет, посвященных младшему школьному возрасту, рассматривались отдельные аспекты проблемы экологического воспитания детей: формирование бережного отношения к природе (Салеева Л.П., Соколова Н.Д.), нравственно-экологическое воспитание (Карпеев С.А., Южакова Т.П.), развитие экологической культуры личности младших школьников (Яковлева Е.В).

Для психолого-педагогической науки рассматриваемая проблема не является новой. Фундаментальные аспекты проблемы воспитания личности содержатся в психологических трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, А.Н. Леонтьева. Исследованию проблем экологического воспитания посвящены работы С.Н. Глазачева, С.Д. Дерябо, А.В. Запорожца, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, Л.П. Печко, Н.Н. Поддьякова, И.В. Цветковой, В.А. Левина, которые сходятся во мнении о необходимости воспитания экологической культуры с раннего детства. При этом связывают решение данной проблемы с воспитанием потребности у младших школьников в участии в реальной экологической деятельности.

Проект  основан  на  применении следующих принципов:

  1. Принцип гуманизации воспитания. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности.
  2. Принцип толерантности. Ответ или выполненная работа обучающихся никогда не должны подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал творить.
  3. Принцип осознанности. Ребенок, работая с различными материалами, способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к органическому миру. В технических средствах ученик находит удовольствие, обогащая свои познания о мире.
  4. Принцип самостоятельности. Использование элементов творческой деятельности  на уроках развивает ценные для людей качества: активность, самостоятельность воображение, а также снимается напряжение и неуверенность.
  5. Принцип доступности базируется на организации познавательной деятельности, своеобразной зоне ближайшего развития.
  6. Принцип прочности знаний дополняется гибкостью и практической применимостью.
  7. Принцип сознательности, активности. Только через активную деятельность личности формируются ключевые компетентности экологического образования.

Практика показала, что все эти принципы развивают интерес к активному познанию, исследованию,  проектированию, творчеству.

Методологической основой опыта являются: 

  • концептуальные положения по проблемам взаимоотношения человека и окружающей среды (В.И. Вернадский, В.А. Лось, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и др);
  • фундаментальные положения философии и методологии образования (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Дж. Дьюи, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, В.Н. Мясищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский);
  • концептуальные идеи и теоретические разработки в области экологической педагогики и психологии (С.Д. Дерябо, В.А. Левин), социальной экологии (А.В. Лосев, Г.Г. Провадкин), методологии и методики экологического образования (Д.А. Данилов, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.Д. Макаров, И.Т. Суравегина, СВ. Алексеев, И.В. Цветкова).
  • концепция воспитания экологической культуры школьников, разработанная Лихачевым Б.Т., Дежниковой Н.С.

        В исследованиях последних лет, посвященных младшему школьному возрасту, рассматривались отдельные аспекты проблемы экологического воспитания детей: формирование бережного отношения к природе (Салеева Л.П., Соколова Н.Д.), нравственно-экологическое воспитание (Карпеев С.А., Южакова Т.П.), развитие экологической культуры личности младших школьников (Яковлева Е.В).

2.1 Понятийно – терминологический аппарат инновационного педагогического опыта

          В «Законе автономного округа "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре" даны такие  понятия и определения:

Экологическое образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

Экологическая культура - совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентаций и экологических норм взаимодействия с окружающей средой.  

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Экологический проект – это средство педагогического воздействия, основанное на приобретении учащимися знаний и умений в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, направленных на формирование их экологического сознания.

 

  1. Технология опыта работы.

    В своей работе  подготовку детей к проектной деятельности начинаю с 1 класса. Уроки и занятия во внеурочное время  позволяют ставить перед детьми серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, превращая их в наблюдателей, метеорологов, исследователей, экологов. Каждый день ребята делятся своими наблюдениями,  какие изменения произошли с объектом природы, выбранным им для наблюдений, пробуют объяснить причины этих изменений, строя связи живой природы с неживой и трудом человека, который, к сожаленью, не всегда совершает обдуманные поступки по отношению к природе: ставит машины на недавно зеленеющий газон, тракторист,  убирая во дворе снег, снежную кучу навалил так, что ствол  дерева высотой  самого наблюдателя остался под снегом и т.д.  Здесь важно выслушать каждого ученика. Я ищу и нахожу самых внимательных наблюдателей, а дети получают опыт первого публичного выступления.

       Постепенно начинаю задавать небольшие задания, требующие проведения микроисследований: «Где можем наблюдать высокие сугробы снега?»,  «Почему снег бывает липким и не липким?», Когда кошка спит под батареей, а когда на диване?».  Чуть позже провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание  приготовить  «Отчет «разведчика» о весенних приметах», «Какая помощь нужна земле после таяния снега?». Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. у многих детей  в 1 классе нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, что необходимо создать схему-рисунок.

          Теперь важно к данной работе привлечь родителей: провожу родительское собрание на тему «Как найти ответ на многочисленное «Почему?»,  знакомлю родителей с разными темами проектных работ. В конце учебного года мы подводим итоги,  проводя  «Круглый стол» с приглашением родителей,   используя иллюстрации, презентации, модели, но без чтения заранее написанного текста.

Начиная со второго класса, работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.

Предлагаю задания и упражнения экологического содержания для развития умения видеть проблемы:

  • составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы  дерево, растущее в вашем  дворе; ежик, живущий  в «Живом уголке»);
  • продолжи неоконченный рассказ;
  • опиши один день  жизни, если  бы ты был голубем, живущим в городе;
  • определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, небольшой доски, скрепки для бумаги);
  • назови, как можно больше признаков предмета (например, неба, дождя,  лужи на дороге и т. д.).

         Успех выполнения таких задач развивает учебно-познавательные компетенции, формирует интеллектуальную радость, положительные эмоции, ожидание «творческого счастья». В процессе активной деятельности ребёнок реализует свои потребности пытливого исследователя, осваивает методы и приёмы изучения окружающей  действительности, выполняя те или иные проекты.

          Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, поэтому далее учимся выдвигать гипотезы, которые рождаются, как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления.   В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение: давайте вместе подумаем, почему снег в лесу, на дачах    тает медленней, чем в городе; почему  некоторые дети любят ухаживать за комнатными растениями, а некоторые – нет, существует ли прямая связь между  ветром   и погодой и т.д. Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.

 Важным умением для исследования является умение задавать вопросы, давать определения понятиям, поэтому я учу  использовать  относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками, различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение. Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания проекта в третьем и четвертом  классах.

 Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации.   В начале работы над проектом знакомлю с ним родителей и выдаю обучающимся  памятки. (Приложение 1 и 2)

Затем мы с ними составляем план-график выполнения учебного проекта: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного проекта заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм, поэтому  мое  руководство учебными проектами осуществляется на всех этапах выполнения работы, но особая  помощь  детям  необходима на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта. (Приложения 3,4)

Формы проектной деятельности: учебный эксперимент (лабораторные работы - субъективно новые знания «Откуда в белом снеге столько грязи?»); нетрадиционные уроки (к примеру: уроки - презентации «Птичьи разговоры», «Осенние картины природы», турнир «Продолжи народную примету» урок-защита идей «Береги свою планету», «Разноцветная вода», урок - ролевая игра,  и т. д;  опыты с растениями (развитие растения из семени на примере фасоли и гороха); творческие задания–стихи, сочинения «Разговор снежинок», «О чем бы рассказала тропинка лесная», «Путешествие в Красную книгу», кроссворды, викторины; образовательные экспедиции (экскурсии по микрорайону, походы по родному городу, в «Живой уголок»); создание буклетов; создание моделей (растения, побега); оформление альбомов: («Как дорог край мне мой любимый»- 4 класс; «Добрые дела – друзья природы» - 3 класс); создание мини-проектов («Как украшают мой город цветы?», «Вести из летней лесной почты»

создание групповых проектов («В гостях у пернатых», «Птичьи столовые» и индивидуальных «Нижневартовск вчера, сегодня, завтра», «Пищевая сода на службе человека», «Визитная карточка Нижневартовска».

     В своей практике я эффективно реализую такие  типы проектов, как творческие проекты, ролевые, игровые проекты, ознакомительно-ориентировочные (информационные) и  практико-ориентированные (прикладные), исследовательские проекты. С  содержанием деятельности и показателями  формирования экологической культуры обучающихся и их достижениями  я предлагаю ознакомиться с помощью таблицы. (Приложение 5)

     Опыт работы показывает, что в ходе работы над проектами, обучающиеся учатся планировать и оценивать результаты  своей деятельности, разрабатывая  алгоритм их  достижений; выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществляя информационный поиск, делать аргументированные выводы; соотносить свои действия с интересами других людей, продуктивно взаимодействуя с окружающими людьми и получая в диалоге необходимую информацию; представлять свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении. Всё это направлено на формирование учебно-познавательной компетентности учащихся и экологической культуры, прививая потребности и  привычки экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни,  что позволит каждому из них успешно реализовать себя в школьной жизни и жизни в обществе.

В ходе реализации данного проекта разработана модель младшего школьника, обладающего экологической культурой, включающая следующие компоненты:

когнитивный, процессуальный, мотивационный, личностный, деятельностный, саморазвитие.  (Приложение 6) 

   Реализация проекта включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач и достижение целей проекта. Работа над проектом охватывает период с 2008 года по настоящее время и состоит из трех этапов. Срок реализации проекта – 5 лет.

Сроки реализации проекта:

  1. Этап: Подготовительный (2012 - 2013 учебный год)
  2. Этап: Основной – реализация проекта (2013 – 2014; 2014– 2015 учебный  год)
  3. Этап: Заключительный. Подведение итогов реализации проекта. Обобщение и распространение опыта работы (2014-2015г.)

Первый этап – подготовительный (2012 - 2013 годы).  Было изучено состояние проблемы развития исследовательских умений в педагогической, психологической, методической литературе; проведён сравнительно-сопоставительный анализ учебно-программной документации по биологии; сформулированы теоретические позиции и разработана методика исследования. Разработка концепции, позволяющей  придать правильное направление проекту и заложить базу для реализации всех этапов;  анализ ресурсов, определение критериев оценки  и способов мониторинга проекта.

Второй этап - практический (2013-2015 годы). На втором этапе исследования проводился констатирующий эксперимент с целью выявления первоначального состояния проектных умений обучающихся класса. На основе результатов, полученных в процессе проведения данного эксперимента, и теоретического анализа литературы был составлен проект.   В этот же период проведен формирующий эксперимент, в ходе которого научно обосновывались и апробировались модель и педагогические условия эффективности применения технологий. Проводилась апробация и проверка эффективности разработанной методики формирования экологической культуры через проектную деятельность на уроках и во внеклассной работе.

Третий этап - подведение итогов. На третьем этапе осуществлялся анализ и систематизация полученных результатов исследования, формулировались основные выводы и рекомендации,  оформлялись результаты исследования,  определялись перспективы и пути дальнейшего развития использования  проектных  технологий с целью повышения экологической культуры и социальной активности  школьников.

4. Механизм реализации проекта

Для решения поставленных задач используются сложившееся социально-педагогическое пространство школы, сотрудничество со  школами и библиотеками, центром детского творчества, музеем русского быта и городским краеведческим музеем имени Шуваева.

    В ходе реализации проекта результаты деятельности представляются не только   на школьном уровне, но и на традиционных муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях, таких как конференции, творческие конкурсы   и эрудит - конкурсы и т.д.

Механизм мониторинга результативности проекта:

  1. Аналитическая система мониторинга – его направления:
  • Диагностика качества ЗУН
  • Сформированность исследовательских навыков.
  • Психодиагностика обучающихся.
  • Анализ творческой активности обучающихся.
  • Умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • Умение принимать и защищать свои решения;
  • Готовность к самообразованию;  
  1. Показатели  сформированности экологической культуры обучающихся

соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;    

  • выражена потребность в заботе о тех или иных представителях  животного и растительного мира;
  • ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
  • доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
  1. Количественные параметры:
  • Включенность каждого школьника в проектную деятельность.
  • Участие школьников в творческих конкурсах, научно – практических конференциях, конкурсах научно – исследовательских работ.

5. Характеристика условий реализации проекта (ресурсы)

Программное обеспечение для нововведения:

используемая рабочая программа   разработана  мною на  основе  Федерального  компонента  Государственного  стандарта  общего  образования,   примерных  программ для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений;

Программа ориентирована на комплексное решение задач  обучения и воспитания школьников. В образовательной деятельности используется УМК, рекомендованные Министерством образования РФ, а также соответствующие требованиям СанПиН цифровые образовательные ресурсы.  

Нормативно - правовые ресурсы: 

пакет документов регламентирующего характера.

Материально - технические ресурсы:

Ресурсное обеспечение проекта в полной мере отвечает основным требованиям, предъявляемым школам Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа». «Новая школа – это современная инфраструктура, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой, столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством».

        Школа располагает следующей материально-технической, научно – методической базой и кадровым обеспечением:

-кабинет, соответствующий  современным санитарно-гигиеническим   и методическим  требованиям: персональный компьютер, мульмедиапроектор, лазерный принтер, магнито - маркерная доска с интерактивным устройством и д.р.

Кадровое обеспечение: уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта считаю достаточным: образование средне - специальное: 1982 г, Салаватское педагогическое училище, учитель начальных классов. Высшее: 1988г. Башкирский государственный педагогический институт, учитель  русского языка и литературы; Стаж педагогической работы (по специальности) –28 лет,в данной должности –  25лет, стаж работы в данном учреждении – 12 лет; повышение квалификации: курсы «Требования государственного образовательного стандарта второго поколения и их реализация в современных УМК» БУ ДПО Ханты-Мансийского округа – Югры «Институт развития образования», справка №7937, 2009 год; «Духовные основы русской культуры» г. Ханты-Мансийск, 2011год, удостоверение№84; , «Формирование УУД в начальной школе», сертификат участника вебинара, г. Москва,  2012год; Электронный гражданин»,  г. Нижневартовск, 2012г.  сертификат №40420;

 «Реализация ФГОС НОО в системах учебников «Перспектива» и «Школа России» издательства «Просвещение», сертификат участника семинара», г. Ханты-Мансийск,2013год.

     Инновационный опыт успешно внедряется учителями не только в школе, но и на уровне города, так как для    учителей и учеников,  родителей  и  администрации  проектная  деятельность - это школа сотрудничества и взаимодействия, школа, которая помогает продвигаться к общей цели, увлекает педагогов новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов. Применение проектных технологий способствует повышению качества знаний и уровня сформированности  экологической культуры, развитию научного мышления обучающихся, их творческой и познавательной активности. Количественные показатели участия педагогов начальной школы, использующих в своей работе элементы проектно - исследовательской деятельности

Учебный год

Количество учителей

% от общего количества учителей начальной школы

2012-2013

5

16%

2013-2014

7

29%

2014-2015

9

37%

План реализации проекта:

  1. этап – подготовительный (2008-2009 учебный год)

Мероприятия

Ответственные

Изучение философской, психологической, педагогической литературы по  данной проблеме, анализ опыта своей работы.

Ильина Л.Ф.

Анализ условий реализации проекта.

Ильина Л.Ф.

Обсуждение проблемы на методическом объединении учителей начальных классов

Ильина Л.Ф., учителя начальных классов

Определение критериев оценки и способов мониторинга.

Ильина Л.Ф.

Разработка ЦОРов по предметам

Ильина Л.Ф.

  Психологические исследования обучающихся на степень выраженности мотивации к обучению и причин, которые влияют на ее снижение

Ильина Л.Ф., психолог – педагог школы Терекова О.Ю.

Апробация применения проектных технологий в урочной и внеурочной деятельности учителей

Ильина Л.Ф., родители

Родительское собрание на тему: «Как найти ответ на многочисленное «Почему?» 

Ильина Л.Ф., родительский комитет класса

       2 этап:  Основной – реализация проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Выявление первоначального состояния экологической культуры обучающихся моего класса.

2012г.

Ильина Л.Ф., психолог школы Геллерт В.В.

2.

Реализация применения проектных технологий в учебном процессе.

С 2012 по 2013 уч.г.

Ильина Л.Ф.

3.

Применение современных образовательных технологий в процессе обучения школьников

с 2012 по 2015 уч. г.

Ильина Л.Ф.

4.

Применение информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения.

с 2012 по 2015 уч. г.

Ильина Л.Ф.

5.

Проведение внеклассных мероприятий.

по плану школы

Ильина Л.Ф., педагог-организатор, родители

6.

Организация экскурсий по городу, городские музеи, в природу.

2012-2015 уч.г.

Ильина Л.Ф., родители

7.

Организация научно – исследовательской работы обучающихся.

с 2013 по 2015 уч. г.

Ильина Л.Ф.

8.

Участие школьников в творческих конкурсах, научно – практических конференциях, конкурсах проектов, научно – исследовательских работ.

с 2012 по 2015 уч. г.

Ильина Л.Ф., родители

9.

Привлечение школьников к самостоятельному поиску информации для рефератов, докладов, презентаций по различным направлениям для  использования на уроках и внешкольных  мероприятиях.

с 2012 по 2015 уч. г.

Ильина Л.Ф.

      3 этап: Заключительный. Подведение итогов реализации проекта. Обобщение и распространение опыта работы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Выступление на МО учителей начальных классов с вопросом об использовании проектной деятельности для формирования экологической культуры обучающихся.

2015 г., март

Ильина Л.Ф.

2.

Обмен опытом  по применению проектной деятельности на уроках с  учителями.

2015 г., декабрь

Ильина Л.Ф.

3.

Проведение открытого урока литературы в целях обмена опытом по теме «Формирование экологической культуры через проектную деятельность»

2015 г., ноябрь

Ильина Л.Ф.

4.

Выступление на педсовете по итогам реализации проекта

2015г., май

Ильина Л.Ф.

7.

Выступление на родительском собрании: «Человек, понимающий природу, становится благороднее и чище»

2015г., март

Ильина Л.Ф.

9.

Мониторинг  результатов реализации хода проекта.

2015г., май

Ильина Л.Ф.

Ожидаемые результаты:

  1. Освоение государственных образовательных программ начального образования и достижения качественных образовательных результатов.
  2. Повышение показателя «реального» качества обученности.
  3. Рост качества результативности участия в олимпиадном движении, интеллектуальных и творческих конкурсах.
  4. Повышение уровня проектно – исследовательских умений и навыков.
  5. Формирование банка интеллектуальной продукции.
  6. Насыщение предметной среды.
  7. Развитие личностных качеств обучающихся
  8. Развитие социальной активности ребенка, способность к рефлексии.
  9. Уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике.
  10. Критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи.
  11. Грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для проекта факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения.
  12. Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
  13. Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

Социально значимые результаты:

    Опыт работы позволяет воспитывать у школьников познавательный интерес; сохранять и укреплять здоровье младших школьников; создавать положительную мотивацию учения и образования; формировать глубокие, прочные и действенные знания; развивать  интеллектуальную сферу личности; формировать умения и навыки самообразования, то есть формировать способы активной познавательной деятельности; развивать  познавательную активность и самостоятельность, выполнять социальный заказ школы, родителей.

      Развитие учебно-познавательных компетенций и формирование экологической культуры через проектную деятельность происходит у детей при использовании как классно-урочной системы, так и во внеклассной работе и во внеурочной деятельности.

6. Практический результат изменений

 Полученные результаты мониторинга показали высокое качество знаний обучающихся с устойчивой положительной динамикой:

Учебный год

Успеваемость

Качество

2012 -2013

100%

Без отметок

2013-2014

100%

68%,

2014-2015

100%

73%.

    Ежегодно увеличивается и количество обучающихся, охваченных проектной деятельностью:

Учебный год

Количество обучающихся

% от числа обучающихся в классе

2012 -2013

4

14%

2013-2014

9

33%

2014-2015

16

59%

Обучающиеся класса принимают активное участие в разных конкурсах, где становятся призерами и победителями. В 2012 году моя ученица стала призером Всероссийского «Молодежного филологического чемпионата», в 2012 и 2013 годах  ученики стали призерами  в творческих конкурсах благочиния «Рождество Христово» и «Пасха Красная», в 2014 и 2013 годах – победителем и призером в межрегиональном фестивале исследовательских работ «Открытие мира», в 2014 году призером в Международной экологической акции  «Марш парков» и в городском творческом  конкурсе «с любовью к России» в номинации, «на моем рисунке Родина моя», победителями окружного творческого конкурса  «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес» в номинации  «Изобразительное искусство» и призером в   номинации «Декоративно-прикладное искусство», в 2014 году  победителем конкурса чтецов «Зимние кружева», команда класса заняла 1 место в городской  экологической игре «Береги свою планету, ведь другой на свете нету», трое обучающихся стали авторами творческих  работ в сборнике « …И чувства добрые я лирой пробуждал…», изданном НОУ ДПО «Экспертно-методический центр» (г.Чебоксары).  Это стало возможным  благодаря использованию в преподавании современных технологий развития способностей школьников, форм и методов работы, способствующих повышению учебно-познавательной мотивации,  активности, самостоятельности обучающихся, позволяющих успешно формировать у обучаемых коммуникативность, общеучебные умения и навыки, экологическую культуру.

Мною была использована Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП», которая направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы. Можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая» установка); как объект изучения, получения знаний («когнитивная»); как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматическая»). «ЭЗОП» — это «эмоций», «знания», «охрана», «польза» — такие рабочие названия типов установок использовались во время создания методики.

Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций, среди которых  4 слова соответствуют четырем типам установки, а  5 слово — для отвлечения внимания).

Данная методика в 1 классе с испытуемыми проводилась  индивидуальном варианте, т. к. это было связано с возрастом детей (6-7 лет) и  способностью понять инструкцию, а в 4 классе - в письменном варианте. (Приложение № 7)

Я провела диагностику доминирующей установки в отношении природы по методике «ЭЗОП».  В результате психологической диагностики мы выяснили, что в 1 классе  большинство младших школьников  воспринимают природу как объект пользы, не рассматривая ее как объект охраны. А к концу 4 класса характеристики доминирующей установки в отношении природы координально изменились: преобладающей установкой в отношении природы является стали  восприниматься как объект охраны. Следующие по популярности установки в отношении природы, когда она воспринимается как объект красоты и объект изучения. Ни один обучающийся не имеют прагматическую установку, то есть не относятся к природе, как к объекту пользы. (Приложения 8 и 9)

Таким образом, изучив полученные в ходе психологического эксперимента данные, мы пришли к выводу, что у младших школьников существуют возможности формирования ответственного отношения к природе, о чем свидетельствуют и результаты анкетирования: работа достигает цели при правильной ее реализации – изменение отношения школьников к природе выразилось в повышении интереса к проблемам ее охраны. (Приложения 5,10)
6.1 Распространение опыта

      Повышаю свой профессиональный уровень и развиваю творческие способности. На протяжении 2012-2015 годов  была организатором творческих конкурсов, олимпиад в МБОУ «СОШ №42» на параллели 1-4 классов. В 2014 году принимала участие в городском конкурсе педагогов в номинации «Подготовка урока с использованием цифровых образовательных ресурсов». В 2014 и 2015 годах   принимала участие    с обучающимися в проектах на фестивалях проектно-исследовательских работ «Открытие мира», вместе с обучающимися отмечена свидетельствами  конкурсов. Разработала тематику занятий по воспитанию экологической культуры для обучающихся начальной школы  и тематику родительских собраний по данной теме. (Приложение 11) Участвовала во Всероссийском дистанционном конкурсе по технологии «Поделка 2014»,  стала победителем во Всероссийских дистанционных конкурсах «Мое призвание» и «Внеурочная деятельность в образовательном процессе».  С 2015 года являюсь руководителем творческой группы учителей по преподаванию в школе «Основ мировых религиозных культур и светской этики».

                7.Список используемой литературы

  1. Воронцова А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. - М. «Просвещение»,  - 2011.
  2. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников//школьные технологии. - М. «Просвещение». - 2011.
  3. Интернет ресурсы: http://www.schooloftomorrow.ru, www.festival.1september.ru  , www.referats.net , www.referats.com , www. Nachalka. Com, www.uchportal.ru                                                                              


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №42»

Православный праздник Рождества Христова

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Ильина Лариса Филаретовна

Нижневартовск, 2019

Цель: приобщение обучающихся к русским православным традициям.

Задачи:

1.знакомство с историей возникновения праздника Рождества Христова;

2.воспитание уважительного отношения к культурным ценностям русского народа;

3.организация культурного досуга школьников.

Оборудование:

 компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «История рождения Иисуса Христа», костюмы участников

Возраст: 8 -10 лет.

Продолжительность: 1 час.

Учитель: Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы вместе отпраздновать приближающийся праздник Рождества Христова!

Ученик

 Красны девицы

Да добры молодцы!

Всех зовем на Рождество!

На забавы, шутки,

Песни, прибаутки,

Игры да колядки,

Хитрые загадки!

Будем рады видеть вас

Всех на празднике у нас!

 Звучит песня о зиме.

Ученица

Как у наших у ворот

Собирается народ,

Чтобы петь да плясать,

Рождество встречать.

Ждет вас радость, красота.

А вот — «царские врата»!

Кто сквозь них пройдет –

Волшебной силы наберет.

Ученик

 Глазки закрывайте,

Через порог ступайте.

Через порог как ступится

Все тотчас и сбудется:

Красны девицы еще краше станут,

Добры молодцы удаль нам покажут.

 Дети проходят в зал или помещение, где проводится праздник.

Ученица

 Люди! Велено до вас

Довести в сейчас указ,

Заготовленный самой

Нашей матушкой-Зимой.

Каждый год сего числа,

Как гласит указник,

Людям города, села

Выходить на праздник!

Ученик

 Непременно все должны

Рождество отметить мы.

Есть еше приписка,

В ней особый вам почет:

Мать-Зима с поклоном низким

Вам на праздник игры шлет.

 Ведущая 1 

Красны девицы, еще краше стали.

А  добрых молодцев приглашаем принять участие в зимней забаве.

Ученица

Ждет забава, не дождется храбрецов.

Вызываю добровольцев-удальцов!

Возьмите в руки «снежок» и постарайтесь попасть им в эту чашу.

Пусть праздник наш начнется снегопадом.

Ну, а мы за вами зорко последим,

Место первое достойным отдадим,

Звучит песня о зиме.

Идет соревнование.

Ученик

Хорошо мы поиграли

И, конечно, не устали.

Но теперь мы посидим

И немножко помолчим.

Свечи зажигаются.

Рождественская сказка начинается.

 Ведущая 2 (обходит читательские столики и зажигает свечи.)

Не высоко и не низко,

Может, рядом, у дверей,

Сказка ходит где-то близко,

Сказка ходит где-то близко,

Не спугнуть ее сумей. Тсс!

 Сказка начинается!

Ученик

А начинается сказка далеко-далеко,

 отсюда не видно, в древней стране Иудее.

 И так давно это было, что уже мало кто  помнит.

Вот только из святой книги, что Библией называется, узнать можно.

 А рассказано там вот что…

Ученица

В городе Назарете жила девушка по имени Мария. В этом же городе жил благочестивый муж по имени Иосиф. Они были обручены друг с другом. Однажды, когда Мария была одна дома, перед ней предстал ангел Гавриил. Мария испугалась, увидев ангела, но тот сказал: «Не бойся, Мария, Господь выбрал тебя из других женщин. Ты родишь ребенка, он будет сыном Господа, а имя ему — Иисус Христос».

Ученик

Иисус должен был родиться в городе Вифлееме, как предсказал один из пророков. Но Иосиф и Мария жили в Назарете, который был очень далеко от Вифлеема. И вот однажды в Назарет пришел римский воин и сообщил жителям города указ римского императора.  Цвига 

«Каждый из вас должен вернуться в тот город, где он раньше жил со своими родителями. Римские воины пересчитают всех и запишут, сколько людей живет в каждом городе. Таков указ римского императора Августа».

Ученик

Иосиф услышал слова римлянина и, вернувшись домой, стал собираться вместе с Марией в путь в далекий город Вифлеем, где они когда-то жили. Путь в Вифлеем был труден и долог.

Ученик

 Но таков был указ императора Августа и так хотел Бог — Иисус должен был родиться в Вифлееме. В Вифлееме было очень многолюдно: со всех концов страны люди приехали в город на перепись. Все они направлялись к постоялому двору, чтобы найти там место для ночлега. Поэтому когда Мария и Иосиф приехали в Вифлеем, свободных мест на постоялом дворе уже не было. Чтобы не ночевать под открытым небом, им пришлось пойти в пещеру, где был устроен хлев для скота.Вся пещера была устлана соломой, а посередине стояли ясли, из которых ели животные. Наступила ночь, все жители в Вифлееме заснули.

Ученик

 Канун великий Рождества…

Темнеют краски небосвода…

Все тихо… Близость торжества

Невольно чувствует природа.

В эту ночь родился у Девы Марии

 сын Иисус, что значит «спаситель мира».

 Великое чудо в ту ночь совершилось

 Спасителя Бог нам послал!

 В забытой пещере, в заброшенных яслях

Младенец, Сын Божий, лежал.

Ученица

 Мария завернула сына в одеяло и положила его в кормушку для скота. Теперь это была его колыбелька.

Как было холодно в ту ночь,

Когда родился Он.

Был в мрак и стужу целый мир,

Как в воду, погружен.

Пускай всю ночь кружит метель

И засыпает падь.

Но в ясли, словно в колыбель,

Кладет Младенца Мать.

Ученица

Впервые воздух на земле

Всей грудью Он вздохнул,

Впервые уголек в золе

В глазах Его блеснул.

И все затихло, чтобы Он —

Владыка горних сил —

Здесь на земле свой первый сон

Младенчески вкусил. 

Ученик

Когда родился маленький Иисус в Вифлееме, на небе взошла особенно красивая, большая и светлая звезда.

То было в давние года:

Над спящим миром ночь царила,

И светлозарная звезда

 Над Вифлеемом восходила.

Ученик

Она так сильно и ярко светила на Землю, что все люди невольно обращали на нее внимание. За этой особенной звездой шли с Востока мудрецы, или, как их тогда называли, волхвы. (ИЗОБРАЗИТЬ???) По звездам волхвы угадывали жизнь людей, их будущее. Когда увидели они новую звезду, догадались, что родился сын Бога на земле, которого люди давно ждут и которого величают Спасителем. Волхвы захотели поклониться ему. Собрались они большим караваном и отправились в путь.

Ученик

Дорогой они все время следили за чудесной звездой, которая указывала им путь. Когда звезда остановилась, волхвы увидели Марию, а на руках у нее был младенец Иисус. Поклонились волхвы родившемуся Господу до земли, преподнесли ему богатые дары: золото, ладан и ароматную смирну, пахучую смолу растений. Волхвы поднесли ему эти подарки в знак того, что Он — Царь земли и неба, и нарекли младенца Христос, что значит «Царь».

Ученик

Иисус Христос был царем необыкновенным. У него не было ни короны, ни дворцов, ни трона, ни войска. А было у него лишь Слово. Но слово это — Божье, Слово это — заветное. И учит оно всех людей на земле жить с любовью, не враждовать, иметь чистые сердца и добрые помыслы

. (Музыка.)

 Ученик

Любовь сохранять, как святыню,

Нам заповедал Христос,

С нею, как воду живую в пустыне,

Людям он правду принес.

И мы должны благодарить Бога за рождение Иисуса.

Ученик

Сказок много есть на свете,

Перечесть все не берусь,

Но у нашей этой сказки

Обрывается здесь путь…

Ученик

А обрывается он потому, что мы рассказали вам лишь маленькую частичку из святой книги Библии о рождении Иисуса Христа. (Свечи гаснут, зажигается свет.) Рождение Иисуса Христа так важно, что многие народы на земле ведут счет годам именно с этого момента. Сейчас 2018 год. Значит, сколько лет прошло с того момента, как родился Иисус Христос? День рождения Иисуса Христа, Спасителя человечества, считается величайшим праздником на земле. В России его отмечают 7 января.

Учитель: 

Скажите, ребята, а какое праздник принято встречать с елкой? (Слушает ответы.) А знаете ли вы, что с елкой встречают не только Новый год, но и Рождество? Вот послушайте, почему именно елку выбрали главным украшением этого праздника. Как вы помните, Иисус Христос родился не во дворце, не в доме. А где? (В пещере.)

Ученики 2 кл.

1.Три дерева — пальма, маслина и елка

У входа в пещеру росли;

И в первые дни в горделивом восторге

Младенцу поклон принесли.

2.Прекрасная пальма его осенила

Зеленой короной своей,

А с нежных ветвей серебристой маслины

 Закапал душистый елей.

3.Лишь скромная елка печально стояла:

 Она не имела даров,

И взоры людей не пленял красотою

 Ее неизменный покров.

4.Увидел то ангел Господень

И елке с любовью сказал:

«Скромна ты, в печали не ропщешь,

За это от Бога награда тебе суждена».

5.Сказал он — и звездочки с неба

 Скатились на елку одна за другой,

И вся засияла, и пальму с маслиной

Затмила своей красотой.

6.Младенец от яркого звездного света

 Проснулся, на елку взглянул,

 И личико вдруг озарилось улыбкой,

 И ручки Он к ней протянул.

7.А мы с той поры каждый год вспоминаем

 И набожно чтим Рождество:

 Ребенок ли, взрослый — все празднику рады,

 И в каждой семье торжество.

8.Где дети — там елка, богаче, беднее,

Но вся в золотых огоньках.

И сколько веселья, и сколько восторга

В незлобивых детских сердцах.

Ученик

В России первые елки зажглись в честь светлого праздника Рождества. День перед Рождеством называют сочельником. Православные люди в этот день ничего не едят до самого вечера: ждут, когда на небе первая звездочка загорится, та самая, которая волхвов к младенцу Иисусу привела, а уж потом начинается пир на весь православный мир. И продолжается он 12 Священных дней, с 7 января до 19-го, до Крещения Христова.

Называют эти дни Святками…

 Ученик

Наступили Святок радостные дни,

 И зажглись на елках яркие огни

 В нашем зале тоже елка зажжена,

 Нас своим нарядом радует она.

 Мы рады рождественской встрече с елочкой. Сейчас давайте все вместе споем для нее песенку «Маленькой елочке холодно зимой». Но споем не так, как вы пели на Новый год, а так, как издавна пели ее на Руси на Рождество. Дети (поют в хороводе).

Маленькой елочке холодно зимой.

Из лесу елочку взяли мы домой. (2 р.)

 Сколько на елочке шариков цветных,

Розовых пряников, шишек золотых. (2 р.)

Бусы повесили, яркие шары,

 Сласти, подарочки — все для детворы. (2 р.)

Нравится елочке наше торжество.

Весело, весело нам на Рождество. (2 р.)

Учитель:

 Есть еще игра для вас:

Мы прочтем стихи сейчас,

Мы начнем, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте.

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет… (от елки).

И качаются игрушки —

Флаги, звездочки… (хлопушки).

Ну и елка, просто диво!

Как нарядна, как… (красива)!

Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие… (блестят).

Нити пестрой мишуры,

Колокольчики… (шары),

Белоус и краснонос

Под ветвями… (Дед Мороз).

Свечи вот зажглись на ней,

Сотни крошечных… (огней).

Двери настежь, точно в сказке,

Все встречают с торжеством

Светлый праздник, чудный праздник,

Поздравляем… (с Рождеством)!

Учитель:

 Молодцы! Мы и не думали, что вы так хорошо умеете сочинять стихи.

А на вопросы вы отвечать умеете?

Тогда давайте сыграем в игру «Чего на елке не бывает?»

Отвечайте «да» или «нет». Звонкая хлопушка? (Да.)

Красивая игрушка? (Да.) Мягкая подушка? (Нет.)

Веселый Петрушка? (Нет.) Горячая ватрушка? (Нет.)

Белые снежинки? (Да.) Яркие картинки? (Да.)

Рваные ботинки? (Нет.) Рыбки золотые? (Да.)

Шарики точеные? (Да.) Яблоки моченые? (Нет.)

Молодцы, ребята!

Учитель:

 На Руси издавна существовал такой обычай: дети ходили по домам с песнями и всех поздравляли — и знакомых и незнакомых. А хозяева в ответ на добрые пожелания одаривали ребят гостинцами. Назывался такой обычай колядованием. Колядовавшие наряжались в самые разнообразные костюмы: старика, старухи, цыганки, бабы-яги, козы, коня, медведя и др. Сегодня к нам на праздник тоже хотели прийти колядовщики.

 Некоторые из них уже в пути, а те, кто не сможет прийти, прислали телеграммы. (Читает): — Хоть и нелегка работа,

Выручайте из болота.

 Я тяжелый и огромный…

 Высылайте кран подъемный

. Вместе встретим Новый год,

 С Рождеством вас! (Бегемот).

— У меня в желудке пусто,

Вся поедена капуста.

Шлите с елки кочерыжку.

Друг ваш, серенький (зайчишка).

 — Я бы с елочной верхушки

Снял бы хоботом игрушки.

Я обижен, удивлен:

Не позвали в гости. (Слон).

 — Я лежу в своей постели.

 Холод, стужа на дворе,

 Отморозила я лапу.

 Мне пришлите шубу, шляпу.

 Адрес: хвойные леса.

 Чернобурая… (лиса).

 — Я не знаю елки толком,

Это дерево для волка?

Что за дерево, скажите?

 Все подробно опишите.

Адресуйте просто: Нил.

 С Рождеством вас! (Крокодил).

     Молодцы, ребята!

Рождество — красивый, светлый праздник. А какой же праздник без подарков?

Слово предоставляется  отцу Алексию.


Предварительный просмотр: