Воспитатель года 2015
портфолио воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 191.25 КБ |
![]() | 203.88 КБ |
![]() | 345.14 КБ |
![]() | 179.38 КБ |
![]() | 173.54 КБ |
![]() | 448.63 КБ |
![]() | 311.68 КБ |
![]() | 645.01 КБ |
![]() | 199.18 КБ |
![]() | 1.4 МБ |
![]() | 990.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Учить складывать «базовую форму» оригами - двойной треугольник; составлять дерево из трех квадратов разного размера, располагая их в порядке убывания. Учить работать по словесной инструкции и показу. Упражнять детей в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии сгибов. Развивать навыки коллективной работы в соответствии с общим замыслом. Воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно. Развивать мелкую моторику, согласованность обеих рук, конструктивное мышление. Оборудование и материалы: Заготовки трех квадратов разных оттенков зеленого цвета и размера (5x5 см, 7x7 см, 9x9 см) на каждого ребенка. Образец последовательного складывания «базовой формы», подставка под работы. Игрушка снеговика, ёлка, сложенная способом оригами, искусственная елка. Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за деревьями, сравнение строения сосны и ели; рассматривание иллюстраций о новогоднем празднике, обследование игрушечной елки; чтение стихотворений, загадывание загадок, дидактическая игра «Сложи елку». Словарь: ёлка, ёлочка, хвоя, зелёная, пушистая, колючая, складывать, сгибаю, ярус, заготовка. Ход игровой деятельности. Ребята , посмотрите, кто в гости к нам пришел! Да это же снеговик Егорка спешит к зверятам с ёлкой! Посмотрите, какая у него ёлочка? (Ответы детей: зелёная, колючая, ветвистая, хвоя пушистая...) . Сколько ярусов у елки? Нижний ярус самый широкий, а кверху ёлка сужается. Чем больше ярусов у ёлки, тем она выше. Ёлка-то красавица, да вот у Егорки беда, ёлка у него одна! Вот снеговичок и боится, что каждый лесной малыш захочет нарядить елку в своем доме. Как же мы можем ему помочь? (Сделать зверятам ёлки ) . Показ и объяснение. Тогда не будем терять время и приступим к работе. Внимательно смотрите и запоминайте, как мы будем делать ёлку. - Берем самый большой квадрат - это будет нижний ярус ёлки. Кладем квадрат на столе углом к себе (сопровождаю показом на образце) .
- Перегибаем его от себя ровно пополам по диагонали так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных частей квадрата. - Проглаживаем сгиб от середины к краям с одной и с другой стороны, придерживая заготовку рукой. - Разворачиваем квадрат и поворачиваем его другим углом и повторяем тоже самое еще раз. - Разворачиваем лист и кладем его стороной к себе, складываем его пополам, совмещая два угла и стороны. - Переворачиваем заготовку сгибом вверх и по линиям сгиба заправляем угол вовнутрь. Тоже проделываем и с другим углом. - Немного расправляем полученный треугольник и ставил его на стол. У нас получился нижний ярус нашей елки. - Тоже самое мы проделываем со средним и самым маленьким квадратом. От того, сколько ярусов будет у елки зависит ее высота. - Вы внимательно все прослушали, а теперь выйдем на ковер, встанем вокруг елочки и немного поиграем. Физминутка «Ёлочка» (пальчиковая гимнастика) Перед нами ёлочка: (пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «елочки») Шишечки, иголочки. (Кулачки; указательные пальцы выставлены) . Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз) . Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты) Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе или смотрят вниз) . - Скоро мы будем наряжать ее к празднику. А теперь вернемся за столы и еще раз вспомним, как мы будем работать. (Дети no-очереди называют этапы работы, опираясь на образцы и приступают к работе) . В ходе игровой деятельности оказываю помощь затрудняющимся детям, делаю напоминания. А теперь посмотрите, какие разные зеленые красавицы у нас получились и теперь их хватит всем лесным жителям, чтобы встретить Новый год!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Закрепить знания о транспорте, о признаках зимы и зимних забавах, о диких и домашних птицах. Учить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Упражнять в подборе однокоренных слов, в делении слов на слоги, в образовании уменьшительно ласкательных форм. Учить отвечать на вопросы полным распространенным предложением. Развивать у детей внимание, слуховое восприятие. Воспитывать интерес к играм, умение играть вместе, подчиняясь правилам игры. Оборудование: подушки, для сидения на полу, на каждого ребёнка; клубок, пригласительные билеты, неотточенные карандаши по два на каждого ребёнка, тарелочки по две штуки, стаканчики, крышки по две штуки, счетные палочки, шары прыгуны по два штуки, мячи - ёжики, сухой бассейн, колпаки для детей, дудочки, демонстрационный материал и раздаточный лист с изображением снеговика. Ход - Ребята, давайте мы друг другу улыбнёмся и настроимся на путешествие. В этом нам поможет волшебный клубок. Воспитатель передаёт клубок от одного ребёнка к другому таким образом, чтобы получилась паутина. - Посмотрите, какая красивая паутина у нас получилась. Она похожа на солнышко. Она наполнена нашими улыбками и хорошим настроением. Я предлагаю с таким хорошим настроением отправиться в путь. - Дети, вы любите играть? Я для вас приготовила сюрприз. Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну Игромакс . Там нас ждут интересные игры. - Как вы думаете, на чём можно отправиться в путь? (на поезде, самолёте, автобусе, машине…) - Какие бывают виды транспорта по способу передвижения? (воздушный, водный, наземный…) - А нас уже ждет волшебный автобус. Я предлагаю вам взять билеты и занять посадочные места. Чтобы нам не было скучно в дороге, мы поиграем. Смотрите на меня и выполняйте движения вместе со мной.
Музыкальная игра на развитие общей моторики «Автобус». - Вот мы и приехали в эту удивительную страну Игромакс . Выйдем из автобуса и встанем вкруг. Эта страна игр. Здесь с любым предметом можно играть. В этой стране такое же время года, как и у нас. - А у нас какое время года? (зима) - Назовите признаки зимы. (стало холодно, выпал снег, дни стали короче…) - У нас люди тепло одеваются зимой, а в Игромаксе , чтобы не замерзнуть, нужно надеть волшебный колпачок (воспитатель одевает детям на голову волшебные колпачки). Вот мы превратились в настоящих жителей страны Игромакс . А теперь пройдём за столы. В стране Игромакс , как и у нас, есть зимние забавы. - На чём можно кататься зимой? (на санях, лыжах, коньках...) - Что нужно взять человеку в руки, чтобы можно было кататься на лыжах? (лыжные палки) - Найдите у себя на столе предмет, который похож на лыжные палки. (карандаши) Давайте мы с ними поиграем. Возьмите в каждую руку по карандашу. Зажмите их тремя пальцами (показ воспитателя), так как это делаю я. И покрутите их. А теперь зажмите два карандаша между ладонями и потрите их. (Дети перекатывают карандаши между двумя ладонями). Послушайте как они «шумят». Разожмём ладошки «пошумим у правого уха, у левого». А теперь я послушаю как они «шумят» у вас (наклоняюсь то к одному, то к другому ребёнку). Молодцы! Положите карандаши в стаканчики. Воспитатель показывает детям крышки. - А вот какие лыжи есть в Игромаксе . Давайте мы их наденем на указательный и средний пальцы. И «идём» пальцами, как ножками, не отрывая «лыжи» от поверхности стола, «шаркая».
Лыжи пальчики обули Смело в них вперёд шагнули Каждый пальчик – будто ножка, Только шаркает немножко. Давайте мы с вами будем отшагивать слова. Я отшагаю слово сне-го-пад . (Слова для детей: Сне-го-вик , ме-тель , мо-роз , лыж-ник , ле-дян-ка , сне-жок ). Молодцы! Положите крышки в тарелочку правой рукой. - Ребята, а вы знаете во что можно играть со снегом? (в снежки, стоить крепость, горки, лепить снеговика…) Давайте мы с вами поиграем в снежки. Я предлагаю вам встать в круг. Сначала мы их вылепим. Изображаем руками сначала маленькие, а потом большие снежки. При изображении маленьких снежков пальцы расслаблены, а больших снежков напряжены. А теперь возьмём готовые снежки (мячи - ёжики). Я покажу вам как можно с ними поиграть. Выполняем вместе со мной. Я снежком круги катаю (между ладоней) Взад-вперёд его гоняю (смена рук) Им поглажу я ладошку (соответственно) Будто я сметаю крошку, (смена руку) И сожму его немножко, (соответственно ) Как сжимает лапу кошка (смена рук)
Каждым пальцем шар прижму (соответственно) И другой рукой начну (смена рук) А теперь последний трюк: Снежок летает между рук. ( переброс мяча из руки в руку) - Ребята, вот этот шар из снега. Он какой? (Снежный) - Ком из снега как называется? (Снежок) - Зимой с неба подают красивые, пушистые…(Снежинки) - Фигура из снега как называется? (Снеговик) - Из деталей какой формы мы строим снеговика? (Круглой формы) - Что ещё бывает круглым? (мяч, шар, солнышко...) Давайте мы вместе с вами сделаем Снеговика . В стране Игромакс есть шары прыгуны. Давайте сядем за столы, и я покажу вам как можно с ними поиграть. Берём два шара в правую руку и стараемся перекатить их. Выполняем вместе со мной (Упражнение «Китайские шары»). Чтоб сделать нам Снеговика, Шаров мы налепили. Шары – туда, Шары – сюда Мы дружно все крутили. Посмотрите, какой Снеговик у нас получился.
Выставляется демонстрационный лист с изображением Снеговика. - Но прежде чем мы перейдём к следующему заданию я предлагаю вам отдохнуть и сделать разминку. Физминутка : «Разминка». Ребята, все внимательно смотрят на меня и повторяют движения вместе со мной. - Ребята, когда зимой снег начинает таять, как называется такая погода? (Оттепель) В стране Игромакс , если что-то огородить забором, то внутри него снег не тает. Давайте, чтобы наш Снеговик не растаял, мы построим вокруг него забор. Сядем за столы и займёмся работой. - Из чего можно построить забор? - Из дерева. Какой будет забор? (Деревянный). - Из бетона. Какой будет забор? (Бетонный). - Из железа. Какой будет забор? (Железный). А мы будем строить забор из пластмассовых палочек. Какой будет наш забор? (Пластмассовый). Работа с раздаточными листами. - Вот у нас отделено место для забора. Между этими линиями нам нужно выложить забор. Выкладывать палочки будем по одной с лева на право. (Работа сопровождается показом воспитателя). Посмотрите на нашего Снеговика. Как можно украсить его с помощью палочек? Можно сделать ему волосы, нос, руки. Наш Снеговик стал очень красивым. На него прилетели полюбоваться птицы. - Каких зимующих птиц вы знаете? (Снегирь, ворона, галка, воробей) - Это какие птицы, дикие или домашние? (Дикие) - Назовите мне домашних птиц. (Гусь, утка, курица, цыплёнок…) Посмотрите на предметы, которые лежат на столе.
- Какой из них похож на птичий клюв? (Прищепка) А сейчас я научу вас играть с прищепками, как играют в стране Игромакс . Повторяем упражнение вместе со мной. (Прищемляем поочередно подушечки пальцев.) Вот проснулся, встал утёнок Щиплет пальцы он спросонок Дай хозяйка корма мне Раньше, чем моей родне. Ребята, когда мы с вами называли приметы зимы, мы вспомнили о снеге. А чем покрыты зимой реки? (Льдом) А в стране Игромакс льдинки похожи на горошинки. Посмотрите. Давайте мы поиграем с льдинками-горошинками. («Сухой бассейн»). В ведро насыпали горох И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили. На дне подарки для детей, Вы их найдете без затей. Какие замечательные дудочки нам подарили жители страны Игромакс . Наше приключение заканчивается. Что вам больше всего понравилось в этой стране? В какие игры вы будете продолжать играть у себя в группе? Давайте встанем в круг и поблагодарим их за подарки. Все вместе дунем в наши дудочки. Нам пора возвращаться назад. Возьмитесь за руки, закройте глаза. Раз, два, вот и кончилась игра.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задания по плоскостному конструированию «Знакомство с основными геометрическими фигурами». После беседы по картинкам попросите ребёнка показать квадрат, треугольник, круг, затем обвести карандашом фигуры, изображённые пунктиром, после чего раскрасить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: «Шарик круглый, окно квадратное…» «Найди и назови». Предложите ребёнку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив её из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает. И цвет, который он выбрал для раскрашивания. «Флажки и гирлянды». Предложите детям каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуру, изображённые пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил. «Паруса» . Предложите детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросите, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие ещё им фигуры известны. После этого дети отыскивают мелкие треугольники, затем большие. Помогите им, если они затрудняются, раскрасить, вырезать и наклеить фигуры на изображение. « Выкладывание фигур». Детям предлагают схемы (уменьшенного размера) и геометрические фигуры для выкладывания изображения. После выполнения задания спрашивают: «Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего тебе понадобилось фигур для этой ракеты? Сколько здесь одинаковых фигур?»
«Найди лишнее». На карте изображены ряды геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее, затем обосновать, почему. «На что похоже?» Воспитатель поочерёдно показывает вырезанные геометрические фигуры, называет их и просит сказать, на что они похожи. Например: шар, колобок, солнышко, лицо, воздушный шар, берет и т. «Конструируем из палочек» Детям раздают палочки разной длинны, предлагают разложить их по размеру на три части. Затем дают картинки (реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, тачка, цветок, ваза и др.) и просят выложить изображение этих предметов палочками. «Конструирование по схеме» Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данное изображение из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится. «Обустрой комнату» Воспитатель предлагает детям лист бумаги(35*45 см) и говорит, что это пол кукольной комнаты, просит обустроить его кирпичиками(стены комнаты), оставив промежутки для окна и двери. После того как дети сделают это, вынимает лист и кладёт его рядом. Затем достаёт геометрические фигуры и предлагает подобрать по форме на предметы мебели (квадрат – табуретка, прямоугольник –кровать и т.д.)
Картотека дидактических игр Игра «Лесенка для белочки» Дидактическая задача . Учить строить по образцу, использовать игрушки для дополнения, обыгрывать постройки. Игровая задача . Построить лесенку для белочки. Ход игры : Воспитатель приносит в группу белочку и показывает детям, как высоко она прыгает. Спрашивает у белочки, где ей ещё хочется поскакать. Белочка говорит о своём желании на ухо воспитателю. Воспитатель строит лесенку, а дети отгадывают, что это такое. Воспитатель сообщает, что белочка просила построить лесенку: ей хочется по ней поскакать, ведь в лесу лесенок нет. Показывает, как белочка скачет по ступенькам. Затем просит детей построить ещё одну лесенку для белочки (по образцу, с помощью воспитателя) Игра «Построим дом для мишки и зайчика» Дидактическая задача . Учить создавать постройки из различных строительных материалов; добавлять к постройке соразмерные игрушки. Ход игры : Воспитатель приносит в группу большого мишку и маленького зайчика и предлагает построить для них домики. Дети вместе с воспитателем рассматривают и анализируют строительный материал: кирпичики, призмы. Затем воспитатель строит домик, объясняя способ конструирования. Показывает детям, что домик мишки такой же большой, как и сам мишка. Домик зайчика должен быть таким же маленьким, как он сам. Игра «Построим сарай для цыплят» Дидактическая задача. Учить возводить постройку по образцу, используя дополнительные материалы по своему замыслу. Игровая задача . Построить сарай для цыплят и вольер для курочки.
Ход игры : Воспитатель приносит в группу желтеньких цыплят (настольные игрушки). Воспитатель. Комочки желтые не спят, Комочки желтые пищат. Они родились лишь вчера, А нынче бегают с утра. Цыплятам холодно, надо бы их пустить в сарай, но сарая нет. Воспитатель побуждает детей построить цыплятам сарай, но сначала дети рассматривают постройку – образец (сарай), которую сделал воспитатель. Потом они выбирают материал (из кубиков, пластилин, цилиндров), называют его и объясняют, для чего он нужен (на стены, на крышу). Затем возводят постройку. Сарай построен. Цыплята довольны и просят поиграть: взлетают на крышу, прячутся за сарай. Дети ищут цыплят и называют, где они сидят. Игра «И будет горка во дворе» Дидактическая задача . Учить детей самостоятельно подбирать и вырезать детали нужного размера; закреплять умение оценивать качества работы. Игровая задача . Обустроить зимнюю площадку для зверей. Игровые правила . Возвести постройки для зверей, подходящие по цвету к их шубам, Удобные для игры. Игра «Приглашение» Дидактическая задача . Упражнять детей в работе с бумагой; закреплять представления о геометрических фигурах. Игровая задача . Изготовить пригласительные билеты на ёлку. Игровые правила . Для каждого героя подобрать и украсить приглашение в соответствии с формой окошечка. Игра «Построим башенку для принцессы» Воспитатель приносит в группу куклу-принцессу, сажает её на стульчик и говорит ей: «Принцесса скоро будет построен ваш дом. Надо выбрать хорошее место. Позову- ка я строителей. Кто будет строить дом для принцессы? Лена и Лиза вы знаете, где будет стройка? Тогда найдите нам подходящее место, где будет дом для принцессы. (Девочки находят место для дома). Теперь нам нужны строительные материалы. Гена и Саша, помогите нам, выберите, пожалуйста, всё, что нужно для стройки. А что нам нужно? (дети называют материалы: кирпичи, доски, камни, песок.) Дети, вы будете строителями. Постройте хороший дом, похожий на башню». Дети вместе с воспитателем строят башенку, используя строительный набор и подручный материал. В конце игры воспитатель показывает новый дом принцессе и говорит: «Это ваш новый дом – башня. Вы довольны ,принцесса? Хорошо постарались наши строители! Они могут строить и другие красивые дома».
Игра «Строим забор» Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: « Это у вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? Домик. А у тебя, Гена? Тоже домик? Я вижу. На стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить хороший забор. Начинаем новую стройку. Посмотрим, какие будут заборчики. Мы решили строить дом Для своих зверушек. Дом построен ,и теперь Нам заборчик нужен. Доски обтесали, Крепко прибивали. Тук – тук , перестук, Доски обтесали, Тук – тук , перестук Крепко прибивали.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и стимулирует логическое мышление. Материал для конструирования в детском саду. Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов). Конструирование из бумаги – более сложный вид конструирования, требующий умения пользоваться ножницами и клеем. Этот вид конструирования появляется только в средней группе. Конструирование из природных материалов – это создание композиций из желудей, шишек, бересты. Природные материалы также вводятся только в средней группе, потому что у детей младшего возраста нет необходимых навыков работы с этими материалами. Занятия по конструированию в детском саду. Конструирование для самых маленьких начинается с освоения элементарных навыков: выложить из пластин дорожку, построить башню из нескольких кубиков. Затем детей обучают комбинировать детали конструктора (соорудить стульчик, диван, используя кубики и пластины) и показывают различные способы использования уже знакомых деталей (из пластин можно не только выложить дорожку, но и построить забор, установив их вертикально). Следующий этап обучения конструированию в детском саду – строительство перекрытий, начиная от простенькой скамеечки или кровати и заканчивая строительством моста. В младшей группе, используя полученные навыки, дети конструируют разнообразные домики. Причем задача постоянно усложняется за счет добавления деталей (окон, дверей, дымохода), которое достигается при помощи подстановки элементов конструктора (например, подставляем к стенке домика пластину, и получается дверь).
Начиная со средней группы, могут использоваться более сложные виды конструкторов, позволяющие конструировать подвижные объекты, к примеру, подъемный кран или экскаватор. Также применяются конструкторы с более сложным типом крепления деталей – креплениям на винтах, возможно использование и магнитных конструкторов. Конкретный набор материалов для занятий по конструированию зависит от возможностей детского сада. Занятия по конструированию, как и большинство занятий в детском саду, проводятся в игровой форме, то есть дети выполняют то или иное задание не потому, что это интересно само по себе, а для реализации какого-то игрового момента. То есть малыши конструируют кроватку, чтобы потом положить на нее куклу, строят мост через речку, чтобы потом под мостом проплыл кораблик и т.д. Другой важной составляющей занятий по конструированию является обучение ребенка мыслить самостоятельно и находить пути решения поставленных задач. После того как дети освоят тот или иной прием конструирования, им обязательно будет предложено выполнить самостоятельное задание. К примеру, если дети научились строить из кубиков башню, то на заключительном занятии по этой теме воспитатель сам построит такую башню и предложит детям соорудить башню повыше, чем та, что получилась у него. Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а, с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию. Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению, а в связи с этим и по архитектурному оформлению. Таким образом, наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т. е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями. В основе системы знаний и конструктивно – технических умений лежит зависимость создаваемых построек от их практического назначения, способствует объединению различных форм конструирования: по образцу, по условиям, по теме, по замыслу. В процессе конструирования по образцу у детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов. В процессе конструирования по условиям , формируются обобщённые способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащает представления детей об этих объектах: раскрываются не только их структурные (как это было раньше), но и функциональные свойства. В результате обучения конструированию по нескольким (4-5) условиям старшие дошкольники овладевают умением строить собственную деятельность достаточно сложной структуры. Всё это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу - они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находить способы её создания. Разработан новый тип задач – преобразование образца в соответствии с заданными условиями – является важным связующим звеном между конструированием по образцу и конструированием по условиям. Одновременно эти задачи являются эффективным средством активизации поисковой деятельности ребёнка и развития образного мышления.
Виды конструирования в детском саду В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают: конструирование из строительных материалов; конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; конструирование из природного материала. Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В более старшем возрасте, дети замораживают покрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей. Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Существует разная техника работы с бумагой: сминание , разрывание, разрезание, сгибание. Такую технику конструирования как сминание и разрывание бумаги, можно давать в три – четыре года. Задачи в обучении и руководстве конструктивной деятельностью детей: 1. Воспитать у детей необходимые умения и навыки конструирования. 2. Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которыми они работают. Дети должны уметь группировать предметы по их общим признакам, понимать зависимость между особенностями их формы и теми функциями, которые они выполняют. Усвоить правильные названия материалов в их геометрических или технических определениях: в игровых строительных наборах - кубики, пластины (квадратные, прямоугольные, узкие, широкие и т. д.), арки, бруски, цилиндры и т. д. Различать их по величине и по устойчивости. Усвоить правильные названия инструментов:
молоток или киянка (деревянный молоток), гаечный ключ, отвертка, гвозди, винты, правильно пользоваться ими и знать их назначение. Дети должны хорошо знать природные материалы (кору сосны, шишки ели и сосны, семена клена и т. д.). Определять фактуру бумаги (ватман, глянцевая цветная, писчая), знать тонкий картон, проволоку в изоляционной обмотке и т. д. Знать их свойства и возможности использования. Дети должны уметь пользоваться клейстером, канцелярским и столярным клеем при склеивании различных материалов. 3. Научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач. 4. Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу. 5. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем. Не прибегать к механическому подражанию приемам работы товарищей или ранее усвоенному способу, который в данном случае не может быть применен. Научить понимать, что целью занятий конструированием является не столько практический результат, сколько усвоение новых знаний и навыков, т. е. формировать у детей умение учиться, готовность к обучению в школе. 6. Необходимо также использовать богатые возможности конструктивной деятельности для воспитания у детей чувства коллективизма в работе. Основные приемы обучения конструированию 1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы. Прежде чем приступить к практическому выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить
основную и дополнительные части, затем продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, подготовить его (например, сделать выкройку из бумаги, подобрать и наклеить отдельные элементы оформления и т. д.) и только затем сложить и склеить игрушку. При этом определяют, из какого материала нужно выполнить конструкцию, в какой последовательности. 2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы. 3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке - как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании - как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором - как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом - из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д. 4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть. При оценке коллективной работы отдельных групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой продукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя проявление уважения к работе товарищей,- инициативу в придумывании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто что будет делать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: расширение представлений родителей воспитанников о творческой деятельности. Задачи: познакомить родителей с понятием «художественное конструирование»; стимулировать родителей к совместной деятельности с детьми Сегодня мы открываем творческую мастерскую. Тема нашей сегодняшней встречи – «Художественное конструирование». Все вы хотите, чтобы ваши дети были любознательными, творческими,.. Одно из средств формирования этих качеств – Художественное конструирование. Для начала, хотелось бы определиться с термином. Как вы считаете, что такое художественное конструирование? (Предположения родителей.) Да, действительно. Выделяют два вида конструирования: техническое и художественное. В техническом конструировании – отражают структуру объектов, а в художественном – не только и не столько отражают структуру объектов, сколько выражают своё отношение к ним. К художественному конструированию относится конструирование из бумаги, ткани и природного материала. Следовательно, художественный конструктор очень легко сделать самим, например, вырезать из хлопчатобумажной ткани детали разных цветов. Главное условие – универсальность элементов и лёгкий способ крепления деталей. Детали должны позволять детям строить предметные, сюжетные, декоративные или пейзажные композиции любого содержания. Для каждого возраста подбирается определённый комплект рабочих полей и деталей, которые отличаются составом, количеством и цветом элементов. Чем старше ребёнок, тем больше по составу, разнообразнее по величине и цвету геометрические фигуры входят в комплект конструктора. А сейчас, я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: Что даёт художественное конструирование нашим детям?
Конструируя, ребёнок учится не только различать внешние качества предмета (форму, величину, строение и пр.), у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребёнок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель. (Очень полезно найти аналогии между частями тела животного и самыми распространёнными геометрическими фигурами. Возьмём слона. Его туловище – овал, ноги – прямоугольники, голова и уши – треугольники. Остаётся додумать детали – хвост и хобот. Нужно соблюдать пропорциональные отношения. В противном случае, из слона может получиться мышь. Пользуясь только треугольниками, можно изобразить лису, крокодила. Из прямоугольников может получиться славный пёс, а из овалов – верблюд.) Формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном материале (размещение мелких деталей на плоскости) У детей формируются обобщённые представления. Множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединённых одним понятием: здания, мосты, транспорт. Общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей: в зданиях – фундамент, стены, окна, двери, крыша. Части различаются по форме, величине и отделке. Зависят эти отличия от назначения. В жилом доме – окна узкие, в школе – широкие, витрины – широкие. Усваивая всё это, у детей развивается мышление. Создаются условия для развития творческих умений. Дети учатся планировать работу, представляя её в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Всё это делает процесс конструирования организованным, продуманным. И, кстати, ребёнок не боится сделать ошибку, потому что в художественном конструировании её очень легко исправить (переставить деталь на другое место и ошибка исправлено). Художественное конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся правильно обозначать в слове названия направлений (вверх, вниз, далеко, сзади и т.д.), овладевают такими понятиями как «высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий».
Развитие мелкой моторики рук. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Укоренилось мнение, что художественное конструирование для самых маленьких. Но это, безусловно, не так. Ведь развивает оно не только пальцы рук, но и душу, память, мышление, воображение и творческую волю человека, а это понятия всевозрастные . Художественное конструирование по воображению кажется делом лёгким. Казалось бы, что тут сложного: придумывай, изображай, что придумается. Однако, это не так. Художественное конструирование по воображению тесно связано с конструированием с натуры, что очень сложно, так опирается на знания, полученные во время наблюдения – ведь беспочвенного фантазирования не бывает. Любая фантазия имеет под собой реальную основу, и чем больше знания и опыт, приобретённые во время наблюдения, тем проще фантазировать, воображать. Человеческая фантазия может многое. Что, как не фантазия народа поставила четвероногих братьев наших меньших – героев многочисленных сказок – на две ноги, наделила их возможностью говорить, приписала им человеческие черты характера. На крыльях фантазии можно унестись в далёкие прекрасные страны, в добрые сказки. И я предлагаю вам сейчас немного пофантазировать и создать свою необыкновенную страну или сюжет какой-то сказки при помощи вот этих простых лоскутков и фланелеграфа , которые превратятся в ваших руках в волшебные… Родители под музыку придумывают и раскладывают сказку на фланелеграфе из цветных лоскутков. Обсуждение выполненных работ. Наша встреча подошла к концу. И завершить её хотелось бы небольшим пожеланием. Попробуйте пофантазировать вместе со своими детьми. Выберите сказку, где действуют несколько животных, обсудите их характер, одежду и изобразите несколько сцен из этой сказки. И на следующей нашей встрече в творческой мастерской вы поделитесь своим впечатлениями. А следующая встреча в нашей творческой мастерской будет посвящена искусству оригами.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Значение конструирования в полноценном развитии ребёнка» 1.З накомы ли Вы с требованиями программы детского сада по конструированию? _____________________________________________________________________________________________________________ 2. Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков детей в детском саду: а) научить детей играть с разнообразными конструкторами; б) развивать у детей навыки ориентирования в пространстве; в) развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям; г) развивать универсальные психические функции мышления, памяти, внимания, воображения? 3. Насколько важны, по-Вашему , занятия конструированием в дошкольном возрасте? В чём заключается их важность? _____________________________________________________________________________________________________________ 4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития конструктивных навыков детей?_____________________________________________________________________________________________ 5. Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к конструированию? Что вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес? ______________________________________________________________________________________ 6. Какие конструкторы у Вас дома? ______________________________________________________________________________ 7. В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребёнок? _______________________________________________________ _____________________________________________________ 8. Как часто Вы уделяете внимание и время совместному конструированию вместе с ребёнком? _____________________________________________________________________________________________________________ 9. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей конструктивных навыков? Насколько она полезна для Вас?
а) информация отсутствует; б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на неё наше внимание; в) информация есть, но крайне скудна; г) я не обращаю внимание; д ) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня; е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное; ж) наглядная информация интересна и полезна для меня. 10. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме развития конструктивных навыков Вашего ребёнка? __________________________________________________________________________________________ Большое спасибо Вам за участие !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методика "Раздели на группы" Этот вариант методики, предназначенный для диагностики качества мышления. Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, изображенную ниже, и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 мин. Стимульный материал к методике «Раздели на группы».
10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рисунке они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры. , Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп. 8-9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин. 6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин. 4-5 баллов — за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур. 2-3 балла — за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур. 0-1 балл — за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур. Выводы об уровне развития 1 0 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий. Оценка результатов
Методика "Что здесь лишнее?" Эта методика предназначена для исследования процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты. Оценка результатов 10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин. 6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин
Картинки к методике «Что здесь лишнее?» 4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин. 2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин. 0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием. Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0 – 1 балл - очень низкий.
С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности конструирования и отношения к конструктивной деятельности выбрали методику Г. А. Урунтаевой Комплекс диагностических методик состоит из шести заданий, которые оцениваются в баллах. Сумма балов по всем заданиям определяет уровень развития конструктивной деятельности. Представим особенности методики в виде таблицы. Показатели уровня овладения детьми конструктивной деятельностью Уровень Критерий Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Изучение пространственных ориентировок Минимальное кол-во ошибок, хорошая ориентированность. Ошибки в ориентированности по сторонам, при положении «вверх ногами» Не диффиринцируют стороны. Изучение умения представлять пространственные положения объектов при конструировании Правильное расположение частей относительно друг друга, представление последовательности выполнения объекта Недостаточно четкие представления о последовательности. Затруднения в выполнении задания. Изучение эффективности конструирования Осуществляет деятельность, планирует, оценивает действие. Мало комментирует свои постройки, не обращается за советом, не констатирует результат. Речевая активность снижена, деятельность не планирует.
Изучение конструирования по замыслу Отмечается: планирование, устойчивость замысла, сложность конструкции, самостоятельность, оригинальность Планирование недостаточное, замысел не устойчив, элементы сложной конструкции, самостоятельность, не отличается особой оригинальностью. Отсутствие планирования, определенного замысла, простота конструкции, требуется постоянный контроль и помощь. Изучение влияния образца Постройка идентична образцу или незначительно отличается от нее. Использование деталей другой формы и образца, изменение величины. Постройка полностью отличается от образца. Изучение мотивов конструирования Преобладает мотив конструирования мотив конструирования иногда заменяется игрой Преобладает игровой мотив.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: закреплять конструктивные способности детей Задачи: 1.Коммуникативно — личностное развитие: Воспитывать любознательность и самостоятельность детей. Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответ товарищей. Вырабатывать навыки полного ответа на вопрос воспитателя. Воспитывать у детей стремление узнавать новое. 2.Познавательно — речевое развитие: Закреплять знания детей о многообразии животного мира. Обогащать речь новыми понятиями Учить анализировать образец и модель. 3. Физическое развитие: Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук . Ход образовательной деятельности - Я сегодня решила пригласить Вас в очень любимое, весёлое и интересное место. А, куда, вы узнаете, разгадав мою загадку: Все глядят на середину В середине – волшебство: Там чудак зайчишку вынул Из кармана своего. Там под купол танцовщица
Улетала, как синица. Там собачки танцевали Вы, конечно, там бывали? (Цирк.) - Молодцы! Какие словосочетания помогли вам разгадать загадку? ( чудак зайчишку вынул из кармана своего; там под купол танцовщица улетала , как синица; там собачки танцевали.) - Правильно! Мы отправляемся в цирк! НО! Не в простой, а ЛЕГО – цирк. Самым главным местом в цирке считается – арена. Может вы подскажите, что это за место? ( арена – место, где выступают артисты цирка.) - Артистов, каких цирковых профессий знаете Вы ? ( клоуны, дрессировщики, воздушные гимнасты, жонглёры и т.д.) - Молодцы! А еще в цирке есть зрительный зал, который располагается вокруг арены и делится на 4 разноцветных сектора. Напомните, какими они бывают цветом? ( Красным, синим, зелёным, жёлтым.) - Чтоб узнать на каком секторе сидите Вы, нужно приобрести лего билет. Билетами будут детали лего разных цветов. Сейчас я каждому на ухо скажу цвет сектора на котором он будет сидеть, после команды «Взяли» вы одновременно поднимаете вверх свой билет. Д/И «Возьми нужную деталь» - Теперь вы можете занять место по цвету лего детали в зрительном зале. (стулья обозначены разноцветными секторами и каждый ребёнок соотносит цвет детали с цветом стула) Внимание! Внимание! Представление начинается! На экране сюжет циркового представления.
Появляется клоун. Клоун: Ой, беда, беда! Дорогие зрители в нашем цирке случилась несчастье. Пропали все дрессированные животные. А ведь они самые главные артисты нашего цирка. Что делать? Представление сорвано! Может, Вы поможете? Клоун: Какая радость! Я даже повеселел и готов для разминки показать Вам пару фокусов. Хотите? Клоун: Раз мы в лего-цирке , то и фокусы будут лего . Первый фокус на самого внимательного зрителя. Д/И «Угадай, какая деталь пропала?» На столе лежат лего детали разной формы и цвета. Ведущий даёт инструкцию внимательно посмотреть на детали. Затем накрывает тканью детали и произносит заклинания. Снимая ткань, убирает одну из деталей и спрашивает, какая деталь исчезла? Д/И «Нащупай, какая деталь в мешке?» На ощупь, определить какая деталь в мешке и назвать её. Клоун: Разминка прошла успешно и я уверен, что Вы поможете нашему цирку обрести новых дрессированных лего животных. Для этого Вам нужно пройти в мастерскую и занять стол соответствующего цвета, что и сектор на котором вы сидели. Каждая пара будет конструировать своего животного, с помощью: образца, модели и условию. Можете приступать к работе. У кого возникнут затруднения, поднимите руку. Самостоятельная конструктивная деятельность детей. Клоун: Ой, спасибо Вам мои дорогие! Теперь наш цирк готов показать Вам самый зрелищный номер нашей цирковой программы. Давайте скорее займём места в зрительном зале. На экране цирковой номер. В это время воспитатель заходит за ширму и переодевается.
- Ребята, Вам понравился наш поход в цирк? ( Да!) -Как назвать, одним словом, животных, которых мы конструировали? ( Дикие.) - Где ещё мы можем встретить животных, которые живут в разных странах? ( В зоопарке.) - Какие новые слова вы сегодня узнали? ( Арена, сектор .) - А в благодарность за вашу помощь клоун мне передал волшебный мешочек.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительная работа: Конструирование жилых, общественных зданий; Беседы о родном городе; Экскурсии по городу. Образовательные задачи: Закрепить знания детей об архитектуре родного города; Продолжать учить конструировать по чертежам; Учить соблюдать симметрию и пропорции; Учить анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер, расположение деталей; Учить устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Развивающие задачи: Развивать образное мышление, воображения, инициативу, творчество; Развивать коллективное творчество. Воспитательные задачи: Побуждать к поисковой деятельности детей, самостоятельности; Воспитывать трудолюбие. Образовательные области: познание, коммуникация, социализация. Оборудование и материалы: фотографии, коробки разного размера, готовые шаблоны в виде геометрических фигур, счетные палочки, карандаши, альбом для рисования, схемы построек, мелкие игрушки, машинки. Методы и приемы: сюрпризный момент , беседа, объяснение, рассматривание, демонстрация, анализ, игра. Место проведения: детская площадка
Ход образовательной деятельности Предлагаю детям рассмотреть фотографии с изображением города. Проводится беседа о городе. - Какие здания вы видите на фотографии? (жилые дома, магазин, аптека, кинотеатр. Есть высокие, многоэтажные дома, с колоннами, детский сад - двухэтажное здание). - Как расположены здания и сооружения? (между зданиями есть проходы, чтобы могли пройти люди, проехать машины). - Какие должны быть здания в городе, чтобы жителям там комфортно жилось? (магазин, аптека, почта, дома, детский сад). - Кто проектирует и строит дома? (архитектор проектирует дома, а строители их строят) . Какие должны быть архитектурные сооружения? (красивые, прочные, устойчивые ). Давайте и мы сегодня станем строителями и построим наш город. Подойдите к беседке, (в беседке лежат коробки разного размера). - Что это? (коробки) - Посмотрите , они какие - то невеселые. - Чего не хватает на них, для того, чтобы из них можно было построить дома? (окон, дверей). - Давайте подойдем к столу, посмотрите здесь лежат готовые окна, двери, схемы готовых домов. - Выберете , что вам нужно для того, чтобы украсить коробки. Подумайте сколько вам понадобится коробок, какой вы хотите построить дом. А теперь подберите строительный материал начинайте постройку. Физкультминутка
Люблю по городу шагать, Дети шагают на месте Люблю смотреть, люблю читать. Площадь – раз, На каждое название загибают по одному пальцу Почта – два, Три – фонтан-красавец, А четыре – наш Дворец. Пять – по парку я гуляю, Всякий уголок в нем знаю. Шесть – на стадион хожу, Там с ребятами дружу. Семь – конечно наш детсад, Каждый побывать в нем рад! Восемь – детская площадка – Здесь качели и лошадка. Девять – новый магазин, Много ярких в нем витрин.
В ходе строительства оказываю помощь, советую, наблюдаю за деятельностью детей (их взаимодействие в совместном строительстве, как договариваются, распределяют функции). Рассматривание законченных построек. - Построили город? -Нравятся вам постройки? -Сколько зданий у вас построено? Поощряю детей за дружную, слаженную работу. Предлагаю обыграть постройки. Дети берут мелкие игрушки и машинки, разворачивают игру «Город». Десять – из-за поворота Вижу школьные ворота. Очень любим мы наш город, Дети останавливаются и разжимают кулачки Он красив и вечно молод.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: формирование компетентности родителей по вопросу развития у детей конструктивных умений и навыков. Повестка: Строительный материал: радует, развивает, развлекает. Рекомендации по организации конструирования из строительного материала в семье. Практикум для родителей "Строим вместе" - педагоги. Ход мероприятия В последние годы, попадая в игрушечный магазин, вы оказываетесь перед очень трудным выбором: какую игру или игрушку купить, чтобы она не просто радовала и развлекала, но и развивала ребенка?! Вопросы родителям: - Предпочтение, каким играм и игрушкам вы отдаете? - Чем любит играть ваш ребенок? Мы предлагаем остановить свое внимание на деревянном строительном наборе ! Удивились?! Может, многие из вас считают, что это устаревшие игрушки, но мы утверждаем, что этот, на первый взгляд, простой игровой материал таит в себе огромные возможности и дает развитию вашего ребенка то, что не может дать ни одна другая игра. Вопросы родителям: - У кого из вас дома есть строительные наборы? - С удовольствием ли играют в него дети? Как вы думаете, на развитие чего могут влиять игры со строительным материалом? Во-первых, это вид деятельности (в сравнении с рисованием, лепкой и аппликацией), в котором, ребенку гарантирован успех; он дает возможность для творчества; постройка может быть создана, исправлена, дополнена и даже восстановлена очень быстро.
Ребенок творит, действует, пробует, исправляет - это очень важно. Ведь как говорил один из педагогов, ребенок испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других. Давайте вместе посмотрим, на развитие чего может повлиять игра со строительным материалом. " Математика": название геометрических фигур - геометрические представления; образная память; пространственное мышление; умение отличать предметы по размеру, цвету, форме; умение классифицировать по нескольким признакам; умение использовать пространственные предлоги ; ориентироваться в пространстве. "Познавательное развитие": Сооружая какие-либо конструкции, постройки взрослый, сам того не подозревая, рассказывает ребенку об объекте, его назначении, особенностях конструкции. Заинтересовавшись, ребенок самостоятельно начинает искать, подбирать иллюстрации, слушать информацию по телевидению или обращается за помощью к взрослому. "Развитие речи": развивает связную речь (комментирует свои действия); правильно употребляет предлоги; соотносит части речи в роде, числе и падеже; формулирует замысел постройки . Игры со строительным материалом формируют умения предвидеть будущий результат, воспитывает самостоятельность. Освоив строитель, ребенок может часами им заниматься, а взрослому остается только "подкидывать задачи", создавать условия.
Формируется произвольность поведения, умение доводить дело до конца, задумывать замысел; развивается память, мышление, внимание, воображение. Решение: приобрести деревянный строительный набор для организации конструктивной деятельности в домашних условиях. Организовать выставку буклетов, рекомендуемых конструкторов. Убедившись в значении данной игры для развития дошкольника, перейдем к технологии использования ее в семье. Итак, вы купили строитель. Сначала научите ребенка складывать все детали в коробку в соответствии с образцом. Затем, познакомьте ребенка со строителем. Первое знакомство длиться не более 10 минут. Короткая встреча вызовет у ребенка желание еще раз поиграть, чтобы, как ему кажется, наиграться вдоволь. Вторая встреча длиться тоже не более 10-15 минут. Задача последующих встреч - содействовать тому, чтобы ребенок, открыв законы красоты, прочности, устойчивости, замещения и сочетания форм между собой, сумел играть без вашего участия в течение длительного времени, решая творческие задачи конструирования и обыгрывания построек. Вопросы родителям: - Знаете ли вы основные законы архитектуры? - О чем нужно говорить во время строительства? Итак, основные законы архитектуры - это полезность, прочность, красота. Поговорим о каждом из них в отдельности . Полезность . Постройки могут быть разного назначения для человека (жилые дома, дворцы, служебные здания, гаражи, мосты, парки) и для животных (ферма, птичник и т.д.)
Прочность . Конструкция будет прочной, если строить ее, соблюдая следующие правила: все детали надо укладывать ровно, плотно прижимая друг к другу; основание конструкции (фундамент, 1-й этаж, опоры), нужно делать прочным; все вертикально стоящие детали надо укрепить с обеих сторон другими деталями (кубиками, призмами, кирпичиками и др.); пластину (перекрытие, потолок) нужно выбрать чуть большего размера, чем расстояние между деталями, и придавит ее сверху какими-нибудь деталями; второй ряд деталей укладывается, как на ступеньках лесенки - поперек; недостающие детали можно заменить другими формами из другого конструктора. Надо показать способы замещения деталей. Красота. Постройка должна быть гармоничной по формам и цвету. Покажите 4-5 летнему малышу, как можно украсить постройку цветом, строительными деталями, каждый раз варьируйте и объясняйте, почему такая комбинация деталей и цвета вам кажется красивой. Хорошо, если вы и ребенок проговариваете процесс и результат строительства. О замысле. Что решили с тобой построить? Для кого? Зачем ему это надо? О материале . Из чего будем строить? Средство деятельности . Чем будем строить? (руками) О последовательности возведения конструкции. Что сначала положим, что потом? О результате . Доволен ли ты нашей постройкой? Почему? Получилась ли она прочной, удобной, красивой? Вопросы родителям: -Как сохранить интерес к строительству?
После постройки дайте ребенку поиграть в нее еще минут 10 и предложите убрать. Ребенок должен разобрать конструкцию сверху, не уронив ни одной детали. Устраивайте соревнование: кто быстрее и аккуратнее сложит детали в коробку. Наконец, наступит день, когда Вы спросите: "Можешь ли ты сам без моей помощи сложить материал в том же порядке?". Хорошо, если у ребенка есть стол, на котором он может сохранять конструкцию несколько дней и обыгрывать ее. Но, как только она разрушилась, нужно тут же убрать ее. Убирается постройка и тогда, когда вам пришла идея усложнить задачу конструирования. Главное - теперь ребенок может самостоятельно подолгу заниматься строителем. Вопросы родителям: -Как сохранить интерес к строительству ? Предлагайте усложнять задачи: увеличить или уменьшить образец постройки в соответствии с размерами персонажа или условиями его жизни: "Можешь ли построить дом с двумя подъездами, гараж для двух машин, дом с чердаком, мост для пешеходов и машин?"; изменить пространственные условия: "Можешь ли построить так, чтобы окна выходили на эту дорожку?"; выполнить постройки на основе чертежа-схемы, фотографии и по представлению; поощрять творчество, проявление индивидуального стиля конструирования, который проявляется в том, что ребенок решает построить такой дом, который еще не строил . Постепенно ребенок научится ставить перед собой конструктивные задачи, а вам нужно будет знакомить его с архитектурными сооружениями и сохранять интерес к его деятельности. Малыш же будет доказывать, рассуждать, задавать вопросы, и у вас появиться в семье общая тема для обсуждения. Вы научитесь лучше понимать друг друга ! Решение: оформить рекомендации в виде памятки и распространить внутри группы, с целью их выполнения в домашних условиях ( Приложение 1 ).
Практикум для родителей "Строим вместе". На практикуме родители вместе с педагогами строили конструкции и изменяли их в соответствии с условиями. Также было предложено обыграть постройку. Желаем успехов!
П амятка для родителей «Как выбрать конструктор для ребенка?» В первую очередь следует ориентироваться на возраст ребенка: для самых маленьких лучше подбирать конструкторы с деталями среднего размера, которые малышу удобно брать в руки (от 5 до10 см). Чем старше ребенок, тем меньше или, наоборот, больше могут быть детали. Как правило, в магазине есть открытые образцы всех видов конструкторов. Не поленитесь и попробуйте что-нибудь сделать, а потом представьте себе своего малыша: сможет ли он справиться с задачей, будет ли ему интересно. Возможности игры могут быть ограничены как материалом (слишком мелкие, тонкие или крупные детали), так и просто плохим качеством конкретного конструктора. Часто наборы конструкторов комплектуются слишком маленьким количеством деталей, что сильно ограничивает их возможности. Особенно это касается дорогих конструкторов, когда из одного набора просто невозможно создать что-либо, кроме 2-3 конструкций. Такая игрушка может разочаровать ребенка, к тому же теряются его конструктивные развивающие возможности. Покупая конструктор, следует об этом помнить и, например, покупать несколько комплектов или один, но большой. Сейчас появилось много наборов для постройки одного определенного объекта (домика, лошади, вертолета, скелета динозавра и т. д.) Они могут быть из разного материала (мягкого и твердого пластика, металла, дерева). Как правило, собрать самостоятельно такую модель дети могут собрать не раньше старшего дошкольного возраста, 5-6 лет, т. к. делать это приходится по приложенному рисунку или схеме. Поэтому, выбирая такой конструктор, следует подумать, сможет и захочет ли ребенок играть в такую игрушку. Например, построенный домик может оказаться слишком маленьким или непрочным для игры. Хорошо, когда такие единичные наборы для сборки состоят из деталей совместимых с другими наборами, как например, в блочных болтовых или других конструкторах. Тогда, купив в следующий раз еще один набор, вы имеете возможность объединить их детали. Многие же подобные конструкторы вообще довольно сложны, например модели замков и животных. Такие игрушки скорее подходят для младших школьников и ближе к коллекционированию (собирание моделей танков, склеивание корабликов и т. д.) При небольшом количестве деталей следует обратить внимание на цвет, чтобы постройки не получились слишком пестрые. Часто достаточно одного цвета (например, деревянные конструкторы хороши и без окраски). При большом количестве деталей, когда есть возможность строить, не только ориентируясь на форму, но и подбирая по цвету, может быть несколько сочетающихся между собой цветов. Обратите также внимание на наличие или отсутствие упаковки. Хорошая коробка поможет хранить игрушку, а также воспитать в ребенке стремление к порядку и аккуратности.
Уборка конструктора – вопрос деликатный. Конечно, если по полу разбросаны отдельные детали, то их надо убрать в коробку или шкаф. К тому же малыши до 3 лет не придают большого значения собственным постройкам. Однако после 3 лет они становятся более чувствительными по отношению к собственному творчеству. Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у малыша радость, эстетическое удовольствие и уверенность в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте ребенка каждый раз непременно убирать все на место!!! Ваша задача – сделать купленный конструктор интересным и привлекательным для ребенка: поиграйте вместе с ним, придумайте оригинальное здание. С другой стороны, не следует все время показывать и объяснять, как и что надо сделать: дайте возможность малышу самому поэкспериментировать с материалом и что-нибудь придумать. Желаем творческих успехов!
Родительское собрание « Развитие детского творческого конструирования».
Цель: систематизировать знания родителей для развития художественно-творческих способностей детей в конструировании. Ход 1. Выступление воспитателя по теме: «Детское творческое конструирование». Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению. Конструктивная деятельность - это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели их строительного материала и деталей конструкторов; создают поделки из бумаги, картона и бросового материала; конструируют художественные композиции из бумаги, картона и бросового материала. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей. При правильно организованной деятельности дети приобретают: 1 . конструктивно-технические умения : сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.; делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.;
2 . обобщенные умения: целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности . Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений: • речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; • дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.). Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности : • трудолюбие, • самостоятельность, • инициатива, • упорство при достижении цели, • организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе: • умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.); • работать дружно, не мешая друг другу. Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение. Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств . При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д. Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний . Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.
П роблема детского творческого конструирования является актуальной проблемой, и мы её решаем в нашем ДОУ. Этому и посвящена тема нашего собрания. 2. Деловая игра Игра проводится в виде соревнования двух команд. Выбирается жюри. Команды формируются по возрастным группам. Проводит мероприятие старший воспитатель. Задание 1. «Наше имя» Каждая команда называет себя в соответствии с темой собрания. Потом придумывают девиз и название команды. Затем идет представление команд. Например: Команда «Мастерицы»: Наш девиз: Наши руки не знаю скуки. Приветствие: (на мотив песни: «Ах, вернисаж») 1.Сегодня все мы собрались, Игра здесь будет всем на бис, Мы проследим, что знают дети. Как сложно детям объяснить, Что строить это не ломать И нужно приложить старанье. Припев: Мы мастерицы просто класс… Вы нам соперники сейчас!
Бумагу ловко так сгибать И ножницами вырезать, Из шишек делать медвежонка. Но будем вместе мы решать, Как деток наших обучать. 2. Детишкам нашим скоро 5, Но смогут все они назвать: Кирпич, цилиндр, брусок, пластина. Бумагу ловко так сгибать И ножницами вырезать, Из шишек делать медвежонка . Задание 2. Разминка Ваше определение слова «конструирование». (Конструирование — игра со строительным материалом; непосредственная организованная деятельность, на котором сооружаются постройки из деталей конструктора; это строительство, осуществление замыслов.) А вот что нам говорит «Толковый словарь русского языка»: «Конструировать — создавать конструкцию чего-нибудь, а также вообще создавать что-нибудь ». Задание 3. «Счастливый билет» Воспитатель: «У меня есть 4 счастливых билета. Каждая команда выбирает себе по 2 билета и готовится к ответам по этим билетам». Билет № 1. Что можно отнести к плоскостному конструированию?
( Танграм , разрезные картинки, мозаика, пазлы ). Билет № 2. Как развивать творческие способности детей в конструктивной деятельности? (Выбор материалов для конструирования, поощрение при конструировании) Билет № 3. Назовите детали конструирования, входящие в деревянные строительные наборы. (Пластины, кирпичики, полукубы , призмы трехгранные, цилиндры, брусочки, арки.) по собственному замыслу, создание построек в сюжетно-ролевых играх.) Билет №4. Какие воспитательные задачи реализуются в конструктивной деятельности? (Воспитание аккуратности, эстетического вкуса, умение доводить начатую постройку до конца.) Задание 6. «Строим дом» Каждой команде дается набор конструктора, предлагается тема «Построй свой дом», кто быстрее справится. Можно предложить сделать дом из бумаги, пластиковой бутылки. Подведение итога деловой игры.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Маленький архитектор»
«Зоопарк»
«Строительство стоянки»
«Мозаика»
«Конструирование из плоских геометрических фигур»
«Конструирование из счетных палочек»
«Юный техник»
«Палочки Кьюзенера »
«Замок для принцессы»