Программно-методический материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования
Районный Дом детского творчества
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Идеальская средняя общеобразовательная школа
Рекомендована Экспертной комиссией МБОУ ДО РДДТ протокол №_______ «___» ______________ 2021 года | Утверждена приказом по МБОУ ДО РДДТ «____» __________ 2021 года ________________________ Директор МБОУ ДО РДДТ Мосоева М. Л. |
Дополнительная общеразвивающая программа по
краеведческой направленности
«С чего начинается Родина»
Уровень базовый
Адресат программы: от 7-17 лет
Срок реализации: 1год
Педагог дополнительного образования
Миронова Светлана Сандыковна
МБОУ Идеальская СОШ
Идеал - 2021 год
Содержание
Учебно-тематический план по программе «С чего начинается Родина» 10
Методическое обеспечение программы 37
Список литературы для педагога 42
Пояснительная записка
Общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа по краеведению «С чего начинается Родин » разработана на основании типовой программы и в соответствии с «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования»
(Письмо Минобрнауки России № 26-02-484/16 от 18.06.2003 г.), методическим пособием «Программы в образовательном учреждении дополнительного образования детей: современные требования к содержанию и структуре» (Кафедры педтехнологий и управления инновационными процессами Министерства образования Иркутской области ОГАОУ ДПО Иркутский институт повышения квалификации работников образования, 2013 год).
Краеведение в системе образования России является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Специальные методики систематических краеведческих наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитания в них патриотизма и нравственности, любви к малой родине получили широкое распространение в России с начала XX века. В истории отечественной педагогики это один из ярких примеров длительного и устойчивого сохранения и развития принципов и методов организации и осуществления образовательной деятельности.
Обоснование. Данная программа является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему у формирования гражданских понятий и навыков. Школьное краеведение является одним из важнейших средств, связывающим обучение и воспитание с жизнью. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной края – живая, деятельная частица мира, а не зная прошлого, невозможно строить будущее.
Актуальность. В настоящее время в России происходит глобальные положительные изменения в различных сферах и направлениях жизни общества и государства. Возрождается промышленный потенциал, экономика, культурная и духовная жизнь страны. Оживают и находят широкий отклик в народном сознании идеи патриотизма, гордости за свою страну, ее прошлое и настоящее. С другой стороны, в стране действуют силы, стремящиеся извратить и подменить идеи истинного патриотизма, расколоть общество на основе социальных, религиозных, этнокультурных признаков. В данных условиях, особенно остро встает вопрос об организации и систематической поддержке работы, направленной на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к Родине, на формирование у наших детей: а) бережного отношения к истории своей страны; б) стремления подражать старшему поколению в беззаветном служении своему Отечеству; в) чувства личной ответственности за судьбу своей страны. И начинать следует с воспитания интереса к истории своей малой Родине.
Данная программа может быть использована в других образовательных системах, на уроках истории, во внеурочной деятельности образовательных учреждений, в дополнительном образовании , в кружках по патриотическому воспитанию.
Новизна данной программы и ее отличительные особенности:
1) в тесной связи находится развитие практических навыков с познавательной и воспитательной деятельностью детей;
2) занятия с детьми строятся в соответствии с хронологией исторических событий происходивших на территории малой родины;
3) в программе много времени уделено практической исследовательской деятельности.
Цели программы: создание условий для развития интереса к изучению истории родного края, воспитание творческой личности
Образовательная:
- Совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения;
Воспитательная:
- Воспитание у детей патриотизма, нравственности, бережного отношения к историческому, природному и культурному наследию родного края;
Развивающая:
- Развитие у учащихся интереса к краеведческой поисково-исследовательской деятельности;
Задачи программы:
- изучение истории родного села, школы, района, области;
- знакомство и изучение истории своей семьи, рода;
- сохранение исторической памяти, уважения к ней, к трудам и делам земляков
- изучение культурного наследия родного народа, топонимика края
- выявление «белых пятен» в истории села.
Основными идеями на которых базируется данная программа являются:
- Общая культура личности, патриотизм и гражданственность;
- Формирование национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодёжи;
- Социокультурная идентификация;
- Сохранение межпоколенной преемственности.
В основе приняты известные принципы педагогики сотрудничества:
- переход от педагогики требований к педагогике отношений:
- гуманно-личностный подход к обучающемуся;
- единство воспитания и обучения;
- сотрудничество и самостоятельность.
Данная программа «С чего начинается Родина» изучает историю сел муниципального образования «Куйта»: Идеал, Аршан, Малолучинск, Заречное, Куйта, чем и обусловлен принцип отбора содержания программы. В программе много времени уделяется изучению истории рода, семьи, а также сбору материала о жизни и деятельности выдающихся земляков. Собранный материал должен стать основой для выпуска сборника «Дорогие мои земляки». В этом своеобразие программы. Необходимо чтобы дети с раннего возраста интересовались своим родом, семьей, гордились своими знаменитыми и выдающимися родственниками и земляками. Интересуясь историей своего рода, семьи, дети будут узнавать историю своей малой родины, а в целом России. В программе отведено место изучению истории забытых поселений, истории района, округа, области. Данные темы предлагаются старшим школьникам.
Возраст учащихся 7-17 лет, количество 45 человек, что составляет три группы по 15 человек. Программа рассчитана на младший школьный возраст 7-10 лет, средний 11-13 и старший 14-17. Младшие школьники это возраст когда ребенок готов впитывать новое, когда в нем зарождается и развивается интерес к окружающему миру, когда он верит взрослым. Именно с этого возраста через историю семьи, рода, школы, села необходимо привить ему интерес к истории малой Родины, воспитывать любовь к ней, а отсюда любовь к большой Родине – России.
У подростков же значительно расширяются виды и формы изучения родного края. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно - образовательном труде, общественной, культурно- массовой работе, в физкультурно - спортивной деятельности, в организаторской, в хозяйственном труде школы, в творческом труде.
Но подростка привлекает уже не только сам процесс игры, борьба за первенство, а возможность поднять свой престиж в глазах сверстников.
Сроки реализации – 1 год.
Количество часов для младшей группы 240 часов, по 6 часов в неделю.
Количество часов для средней группы 160 часов по 4 часа в неделю.
Количество часов для старшей группы 80 часов, по 2 часа в неделю.
Всего по программе 480 часов.
Условия реализации программы:
Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий, компьютер.
Возможно использование интернет - технологий и мультимедийного оборудования при проведения занятий. Транспорт для экскурсий. Аудиотехника и телевизионное оборудование.
Режим занятий по программе.
Занятия проводятся 3 раза в неделю для младшей группы: 2+2 +2, для средней -2+2, для старшей группы: 2 часа, во второй половине дня. Данный режим удобен т.к. дети заняты в ОУ с 1 смены.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Личностные результаты: умение работать в паре, группе, формирование уважительного отношения к чужому мнению, развитие доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания. Соблюдение этики в общественных местах. Эмоционально-ценностное отношение к окружающей природе, необходимости ее сохранения и рационального использования.
Познавательные УУД: формирование знаний по истории края, через знакомство с историей семьи, рода, школы, села, района.
Регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность, умение достойно представить свою работу, оценивать достигнутые результаты.
Коммуникативные УУД: умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и педагогом на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом.
Метапредметные результаты: Метапредметные результаты программы «С чего начинается Родина» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
I уровень: знать символы своей страны, области, района; знать историю семьи, своих родственников; знать знаменитых и выдающихся людей села.
II уровень: уметь выполнять основные задания педагога; уметь подготовить и защитить свою работу (сообщение, реферат); уметь работать самостоятельно, в паре, в группе.
III уровень: уметь работать с различными видами источников; уметь вести беседу, диалог; уметь анализировать, объяснять, систематизировать.
Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов;
овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Это предполагает:
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, материальной и духовной культуре родного края;
- освоение знаний о музейной экспозиции, музейной работе, умение проводить экскурсии;
- повышение уровня коммуникабельности и социализация личности;
- развития гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование лично-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;
- использование полученных знаний в дальнейшей учебе как предпрофессиональное образование, а также путем участия в конкурсах, викторинах, турнирах, краеведческих чтениях, научно-практических конференциях, круглых столах и т.д.
К концу обучения учащиеся будут иметь следующие знания, умения и навыки:
Старшая и средняя группы:
- самостоятельно мыслить и уметь отстаивать свое мнение;
- владеть культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми;
- иметь потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков;
Будут уметь:
- соотносить даты событий истории родного края с основными периодами отечественной истории;
- рассказывать о важнейших событиях истории края и их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
-понимать причины и значения событий и явлений повседневной жизни;
- высказывать собственные суждения о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об исторически-культурном наследии края;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях
младшая группа
- знать состав семьи, близких родственников, род занятий, уметь представить простейшие схемы родословных;
- знать знаменитых земляков, род их занятий, заслуги;
- иметь представление о культуре (русской, бурятской), народных традициях, костюме, кухне, праздниках;
- знать ветеранов войны, тыла, труда, иметь представление об их заслугах;
- знать первичные сведения о топонимике села, района;
- знать основные исторические даты из истории школы, села, района.
-уметь формулировать мысли, анализировать, выражать это в рефератах, сообщениях, докладах.
- уметь достойно представлять свою работу в аудитории.
Методы и формы работы с детьми:
В работе объединения используются различные формы и методы работы, в зависимости от возраста и интересов обучающихся: лекции, встречи, экскурсии очные и заочные, участие в конференциях, викторинах, олимпиадах разного уровня, групповые и индивидуальные занятия, игры, конкурсы рисунков, фотоконкурсы, конкурс знатоков, тематические учебные часы, исследовательские работы и их защита, работа с краеведческим материалом, подготовка сообщений рефератов, работа в библиотеке. Выбор форм определен с учетом возрастных особенностей обучающихся.
1. Для учащихся 5-6 классов – беседы с игровыми элементами, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, игра-путешествие, мини-лекции, соревнования, походы выходного дня, экскурсии в краеведческий музей;
2. Для учащихся 7-8 классов – беседы, тематические занятия, конкурсы, викторины, выставки, встречами с ветеранами ВОВ и труда, с интересными людьми, театрализованные обрядовые действа, походы по родному краю, участие в работе районных научных конференциий, организации экскурсий, защита творческих работ.
Учащиеся 9-10 классов по данной краеведческой программе могут быть участниками и помощниками в организации внеклассной и внешкольной краеведческой работы. Они могут проводить викторины, конкурсы, литературные и исторические вчера, экскурсии с учащимися начальных классов
Формы диагностики и подведения итогов реализации программы
- Анкетирование - для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей деятельности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее.
- Наблюдение – в турпоходах, при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, туристские навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее).
- Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке походов по родному краю и работе клуба, о предпрофессиональной подготовке обучающихся и так далее).
- Методы самооценки – личные книги собирателей, тестирование.
- Тестирование, зачет, мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.
- Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия: встречи с ветеранами войны и труда, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).
- Конкурсы, выставки, очные и заочные викторины.
- Организация и проведение экскурсий.
Способы проверки результативности программы. В процессе реализации программы используются различные виды контроля:
- входной – в начале обучения (анкетирование, беседа, тест)
- текущий – на каждом занятии (оценка и качество работы в баллах 2-5)
- промежуточный – по изучению каждого раздела программы.
- итоговый – в конце учебного года, определяет уровень усвоения программы, навыки полученные детьми (викторина, выставки, в баллах 2-5)
Основные формы подведения итогов:
- Тестирование
- Анкетирование
- Выставки
- Открытые занятия
- Игры, конкурсы, викторины
- Участие в НПК, презентации. Промежуточный контроль оценивается в форме «зачтено», «не зачтено
Учебно-тематический план по программе «С чего начинается Родина»
1 год обучения
№ пп | Название темы | всего | лекц. | практика | ||||||
Введение. 2 ч | ||||||||||
1. | Азбука краеведения | 2 | 2 | - | ||||||
Я горжусь своим родом.38 ч. | ||||||||||
1. | Родословная как история своего рода. Как сделать чтобы родословная заговорила | 2 | 2 | - | ||||||
2. | Методика и формы поиска материалов по истории своего рода. Его систематизация и анализ | 2 | 2 | - | ||||||
3. | Моя семья, мой род, родословная, история семьи | 2 | 2- | - | ||||||
4. | Биографии членов семьи | 2 | - | 2 | ||||||
5. | Составление совместно с родителями родословных | 2 | - | 2 | ||||||
6. | Основатели рода. Проектная деятельность: начало составления сборника «Дорогие мои земляки». | 8 | - | 8 | ||||||
7. | Памятные события в истории семьи. Составление рассказов | 2 | - | |||||||
8. | «Мои родители»-сочинение. | 2 | - | 2 | ||||||
9. | «Моя семья», «Мой дом», «Дела моей семьи» выставка рисунков | 2 | - | 2 | ||||||
10. | Составление альбома «Моя родословная» | 2 | - | 2 | ||||||
11. | Мой род гордится …. Рассказ о знаменитом и выдающемся родственнике. Пополнение сборника. | 2 | - | 2 | ||||||
12. | Мои родственники защитники Отечества .Проектная деятельность: пополнение сборника «Дорогие мои земляки». | 10 | - | 10 | ||||||
Герои прошлых лет. 10 ч. | ||||||||||
1. | Кто проживает в нашем крае, селе. Древнейшее население края села. | 2 | 2 | - | ||||||
2. | Народные традиции ,обычаи, обряды, игры, музыка, танцы, праздники нашего края. | 4 | 4 | - | ||||||
3. | Легенды и сказания. Инсценирование легенд и сказаний. | 4 | - | 4 | ||||||
Они стояли у истоков. 10 ч. | ||||||||||
1. | Вхождение края в состав Российского государства. Первые административные деятели .их биографии, деятельность, вклад в освоение и развитие края. | 2 | 2 | - | ||||||
2. | История нашего села. Первые пионеры ,комсомольцы, коммунисты, первые коммуны, колхозы. | 2 | 2 | - | ||||||
3. | Изучение литературы по теме, сбор и анализ собранного материала, оформление.Пополнение сборника «Дорогие мои земляки». | 6 | - | 6 | ||||||
Служба на благо Отечества. 10 ч. | ||||||||||
1. | Представители государственной власти. Их биографии, деятельность, вклад в развитие края. | 4 | 4 | - | ||||||
2. | Знаменитые и выдающиеся люди нашего села. Ими гордится село. | 6 | 6 | - | ||||||
Родина мать умей за нее постоять. В тылу как в тылу. 60 ч. | ||||||||||
1. | Участие земляков в защите Родины. Участники ВОв и горячих точек | 30 | 4 | 26 | ||||||
2. | Герои Советского Союза, округа. Полные кавалеры Орденов Славы. | 2 | 2 | - | ||||||
3. | Полководцы Великой Отечественной войны | 2 | 2 | - | ||||||
4. | Воины – женщины из нашего села. | 2 | 2 | - | ||||||
5. | Проектная деятельность: составление альбома «Дорогие мои земляки» | 10 | - | 10 | ||||||
6. | Село в годы ВОв. Условие труда и быта. Труженики тыла. Их судьбы | 4 | 2 | 2 | ||||||
7. | «Бессмертный полк» нашего села. | 2 | - | 2 | ||||||
8. | .Проект «Если бы мой прадед был жив» | 8 | - | 8 | ||||||
Это славное слово – труд. Люди искусства. 20 ч. | ||||||||||
1. | История совхоза «Идеал». | 2 | 2 | - | ||||||
2. | Трудовые династии. | 2 | 2 | - | ||||||
3. | Ветераны труда. | 2 | 2 | - | ||||||
4. | Сбор материала о трудовых достижениях односельчан.. | 2 | - | 2 | ||||||
5. | Почетные жители села, района. | 2 | 2 | - | ||||||
6. | А. В. Вампилов.Что мы о нем знаем? | 2 | 2 | - | ||||||
7. | Наши земляки деятели науки и культуры. | 2 | 2 | - | ||||||
8. | Сбор материала по теме ,оформление его. | 6 | - | 6 | ||||||
Добрая профессия – учитель. 40 ч. | ||||||||||
1. | История Куйтинской школы. | 2 | 2 | |||||||
2. | Директора школы. | 2 | 2 | |||||||
3. | Выпускники Куйтинской школы. | 2 | 2 | |||||||
4. | Учителя-ветераны. | 2 | 2 | |||||||
5. | Учительские династии. | 2 | 2 | |||||||
6. | Сочинение «Мой первый учитель» | 2 | - | 2 | ||||||
7. | Техперсонал школы в разные годы. | 2 | 2 | |||||||
8. | Сочинение «Мой любимый учитель»2 | 2 | - | 2 | ||||||
9. | Проектная деятельность: сбор материала по теме: «Ими гордится школа». | 10 | - | 10 | ||||||
10. | Проектная деятельность: сбор материала по теме «Ими гордится школа». Оформление собранного материала. | 14 | - | 14 | ||||||
Люди в белых халатах. 10 ч. | ||||||||||
1. | « О них помнят люди.». О медицинских работниках села,МО. Сбор материала,оформление,пополнение сборника «Дорогие мои земляки». | 10 | 10 | - | ||||||
Природа моего края. 40 ч. | ||||||||||
1. | Флора и фауна моего края. | 18 | 4 | 14 | ||||||
2. | Человек и природа. Охрана природы. Как она осуществляется в нашем крае? Проектная деятельность | 22 | 6 | 16- | ||||||
Всего | 240 | 86 | 154 |
2 год обучения
3 год обучения
№ пп | Название темы | всего | лекционные | практические | |
Введение. 2 ч | |||||
1 | Азбука краеведения | 2 | 2 | - | |
Раздел 1. Родословие.20 ч. | |||||
1 | Моя родословная (изменения, дополнения) | 2 | - | 2 | |
2 | Герб моего рода. Творческая работа. | 2 | - | 2 | |
3 | «История моей семьи – страница в истории Отечества» - исследовательские работы. | 2 | - | 2 | |
4 | «Имя и родословная» - о родословной Вампилова А.В. - беседа | ||||
5 | Генеалогия для начинающих – беседа | 2 | 2 | - | |
6 | Генеалогия. Руководство к действию. | - | |||
7 | Участие в конкурсах «Моя родословная» | 2 | - | 2 | |
8 | «Милая мама моя» - праздничная программа ко Дню Матери | 2 | - | 2 | |
9 | Семейный архив – творческая работа | 2 | - | 2 | |
10 | «Листая семейный альбом» - сочинения детей (ко Дню памяти жертв репрессий). Посещение памятника. | 2 | - | 2 | |
11 | «Горжусь своей (им)…» творческие работы. | - | |||
12 | Выставка рисунков «Родительский дом-начало начал» | - | |||
13 | Фотовыставка «Надежный причал» | - | |||
14 | Проектная деятельность. | 4 | - | 4 | |
Раздел 2. Мои земляки. 20 ч. | |||||
1 | Хозяйственный календарь аларских бурят. Сравнить с сегодняшним днем. Исследовательские работы. | 2 | 2 | - | |
2 | Мои земляки (именитые люди села) – исследовательские работы. | 4 | 2 | 2 | |
3 | Фотоконкурс «Школьные годы чудесные» по разделам «Портрет», «Жанровая фотография», «Натюрморт» | 2 | - | 2 | |
4 | Сочинения: «Мой любимый учитель», «Учительница первая моя», «Мои односельчане», «Дети моего села» | - | |||
5 | Чем живешь мое село? «Не повторяется такое никогда» - фотовыставка. | 2 | - | 2 | |
6 | «Спорт, спорт, спорт» - развитие спорта в районе, селе. Спортивные достижения земляков. Оформление фотовыставки. | 2 | 2 | - | |
7 | «Хочу рассказать о …»интересные факты, люди. Сотрудничество с газетой «Аларь» | В теч. | года | ||
8 | Народные обычаи, обряды, традиции моих земляков – исследовательские работы. | 2 | 2 | - | |
9 | Проектная деятельность. | 6 | - | 6 | |
Раздел 3.История села.30 ч. | |||||
1 | Село в 1950-1980- е годы – исследование. | 2 | - | 2 | |
2 | Село в 1990-е годы – исследование | 2 | - | 2 | |
3 | «Точка на карте – моя малая родина» – изучение карт района, округа, области. Составление плана своего села. | 2 | - | 2 | |
- | |||||
4 | Природа моей малой родины. Лекарственные растения «Аптека с нашего двора». | 4 | 2 | 2 | |
. | |||||
5 | История детского сада – начало летописи. | 2 | - | 2 | |
6 | Сбор исторических документов, фотографий, писем, почетных грамот-пополнение фонда объединения «Память». Работа с фондом. | 2 | - | 2 | |
8 | Проектно-исследовательская деятельность по темам: «Вспоминая героическое прошлое», «Лицо войны», «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны», «Загадки знакомых названий» | 4 | - | 4 | |
Раздел 4. Культурное наследие 10 ч. | |||||
- | |||||
1 | Хранители народной культуры в моем селе. Судьбы. | 2 | - | 2 | |
2 | Народные умельцы. | 2 | 2 | - | |
- | |||||
3 | «Сказки народов Сибири» - чтение, иллюстрирование, инсценирование | 4 | - | 4 | |
4 | Народный орнамент. О чем он рассказывает – рисование, выставка | 2 | - | 2 | |
5 | Проектно-исследовательская деятельность. | 8 | - | 8 | |
. | - | ||||
6 | Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Поощрение лучших краеведов, планы на следующий год. | 2 | 2 | - | |
Всего | 80 | 18 | 62 |
Календарно-учебный график
на первый год обучения.
№ пп | Разделы и темы | Количество часов | Дата | Формы , методы | Оборудование и инструменты | Вид контроля | |||||||
всего | теория | практика | |||||||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||
1 | Введение. 2 ч. | Лекция, практика (индивидуальная, групповая, коллективная работа) Словесный, иллюстративный метод | |||||||||||
1.1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - | сентябрь | Тетрадь ручка | Входной тест | ||||||
2 | Я горжусь своим родом. 38 ч. | ||||||||||||
2.1 | Как сделать чтобы родословная заговорила. Родословная как история рода | 2 | 2 | - | Исследов. тетр. | выставка родословной | |||||||
2.2 | Методика и формы поиска материалов по истории своего рода. Его систематизация и анализ. | 2 | 2 | - | сентябрь | тетради |
| ||||||
2.3 | Моя семья, мой род, родословная, история семьи. | 2 | - | 2 | сентябрь | Исслед. тетр. |
| ||||||
2.4 | Биографии членов семьи | 2 | - | 2 | сентябрь | альбом | |||||||
2.5 | Составление родословных. | 2 | - | 2 | сентябрь | выставка | |||||||
2.6 | Основатели рода. | 2 | - | 2 | сентябрь | составление альбома | |||||||
2.7 | Памятные события в истории семьи. | 2 | - | 2 | сентябрь | . | Альбом | ||||||
2.8 | «Мои родители»-сочинение. | 2 | - | 2 | Сентябрь | альбом
| |||||||
2.9 | Дополнение, написание родословных. | 2 | - | 2 | октябрь |
| |||||||
2.10. | Проект» Мой род в истории России | 10 | - | 10 | октябрь | Начало составления энциклопедии «Дорогие мои земляки» | |||||||
2.11 | Мой род гордится | 4 | - | 4 | октябрь | альбом | |||||||
3 | Герои прошлых лет 10 ч. | исследование групповой Лекция, практика (индивидуальная, групповая, коллективная работа) иллюстративный метод |
| ||||||||||
2.1 | Кто проживает в нашем крае, селе? Древнейшее население края, села. | 2 | 2 | - | октябрь | Исслед.тетрадь, ручка, флеш-карты, материалы ихз фонда кружка,книги. | |||||||
2.2 | Народные традиции, обычаи ,обряды, игры, музыка, танцы, праздники нашего края. | 4 | 4 | октябрь | Исследовательская работа. | ||||||||
2.3 | Легенды и сказания. Инсценирование легенд и сказаний. | 4 | 4 | Октябрь-ноябрь | Выступление перед аудиторией. | ||||||||
4. | Они стояли у истоков.10 ч. | - | . | ||||||||||
4.1 | Вхождение края в состав Российского государства. Первые административные деятели;их биографии, деятельность, вклад в освоение края и развитие края. | 2 | 2 | - | Ноябрь | Книги по истории края | опрос | ||||||
4.2 | История твоего села. Первые пионеры, первые комсомольцы, коммунисты, первые коммуны, колхозы. | 6 | 6 | - | Ноябрь | Материалы из фонда объединения | Исследовательская работа | ||||||
4.3 | Работа над проектом «История названия одной улицы»- к 100-летию коммуны «Идеал». | 6 | - | 6 | ноябрь | Бумага, компьютер | презентация | ||||||
5 | Служба на благо Отечества.10 10 ч. | ||||||||||||
4.1 | Представители государственной власти.Их биографии, деятельность, вклад в развитие края. | 4 | 4 | - | Ноябрь-декабрь | Фотодокументы | опрос | ||||||
4.2 | Знаменитые и выдающиеся люди села .Проект «Ими гордится село». | 6 | - | 6 | декабрь | презентация | |||||||
6. | Родина-мать, умей за нее постоять. В тылу как на фронте.60 ч. | - |
| ||||||||||
5.1 | Участие земляков в защите Родины . Участие земляков в «горячих» точках. | 26 | 4 | 22 | декабрь | Лекция, практика (индивидуальная, групповая, коллективная работа) иллюстративный метод | |||||||
5.2 | Герои Советского Союза из округа, района.Полные кавалеры Орденов Славы. | 2 | 2 | - | январь | Карандаш, исслед.тетрадь, ручка | реферат | ||||||
5.3 | Полководцы Великой Отечественной войны. | 2 | 2 | - | январь | Книги, альбомы | сообщение | ||||||
5.4 | Воины-женщины из нашего села. | 2 | 2 | январь | Исслед.тетрадь, ручка, карандаш, флеш-карта, материалы фонда кружка,фотоаппарат. | сообщение | |||||||
5.5 | Работа над проектами. . | 14 | - | 14 | Январь-февраль | презентация | |||||||
5.6 | Село в годы войны. Условия труда и быта Труженики тыла, их судьбы. | 4 | 2 | 2 | февраль | Исследовательская работа | |||||||
5.7 | Бессмертный полк нашего села. | 2 | - | 2 | февраль | Классный час | |||||||
5.8 | Участие в мероприятиях, посвященных 75- летию Победы. | 8 | - | 8 | Февраль-март | альбом | |||||||
7. | Это славное слово-труд. Люди искусства и культуры.20 ч. | ||||||||||||
6.1 | История совхоза «Идеал». | 2 | -2 | - | март | реферат | |||||||
6.2 | Трудовые династии | 2 | 2 | - | Планшет | ||||||||
6.3 | Ветераны труда | 2 | -2 | - | Фонд кружка | планшет | |||||||
6.4 | Орден в доме | 2 | - | 2 | март | Полевой блокнот | исследование | ||||||
6.5 | Почетные жители села, района. | 2 | 2 | - | март | планшет | |||||||
6.6 | А В. Вампилов.Что мы о нем знаем? | 2 | 2 | - | март | Исследов. тетрадь, ручка | викторина | ||||||
6.7 | Наши земляки деятели культуры и искусства. | 4 | 4 | - | апрель | Экскурсия в музей | |||||||
6.8 | Сбор материала по теме, оформление его. | 4 | - | 4 | апрель | фотовыставка | |||||||
8. | Добрая профессия – учитель. 40 ч. | - | |||||||||||
7.1 | История Идеальской школы | 2 | 2 | - | апрель | Лекция | Опрос | ||||||
7.2 | Директора школы | 2 | 2 | апрель | лекция | опрос | |||||||
7.3 | Выпускники школы | 2 | 2 | - | апрель | лекция | |||||||
7.4 | Учителя - ветераны | 2 | 2 | - | май | Лекция | альбом | ||||||
7.5 | Учительские династии | 2 | 2 | - | май | Лекция | |||||||
7. | Мой первый учитель | 2 | - | 2 | май | сочинение | |||||||
7.7 | Техперсонал школы в разные годы. | 2 | 2 | - | май | лекция | |||||||
7.8 | Сбор материала по теме, оформление его. | 12 | - | 12 | май | Планшет, выставка. | |||||||
7.9 | Проектная деятельность. | 14 | - | 14 | май | Лекция | фотовыставка | ||||||
9. | Люди в белых халатах. О них помнят люди. 10 ч.. |
|
| ||||||||||
9.1 | Медицинские работники села, МО. Их работа, судьбы. | 10 | 10 | - | май | Лекция | Фотоаппарат | составление планшета | |||||
10. | Природа моего края.40 ч. |
|
| ||||||||||
10.1 | Флора и фауна моего края | 10 | 4 | 6 | май | » | |||||||
10.2. | Человек и природа. Охрана природы. Как она осуществляется в нашем крае? | 2 | 2 | - | июнь | Игра Лекция | Бумага, кисти, краски | Выставка рисунков. | |||||
10.3 | Работа над проектами на тему «Сохраним планету». Участие в природоохранных акциях и мероприятиях | 10 |
| 10 | май | Фотоаппарат, бумага,кисти, краски, | фотовыставка | ||||||
10.4 | Экскурсия в лес. | 4 | - | 4 | фотовыставка | ||||||||
Всего | 240 | 80 | 160 |
Календарно-учебный график на второй год обучения.
№ пп | Разделы и темы | Количество часов | Дата | Формы , методы | Оборудование и инструменты | Вид контроля | ||||||||
всего | теория | практика | ||||||||||||
1 | Введение. 2 ч. | Лекция, практика (индивидуальная, групповая, коллективная работа) Словесный, иллюстративный метод | ||||||||||||
1.1 | Вводное занятие. Азбука краеведения. | 2 | 2 | - | сентябрь | Тетрадь ручка | анкета | |||||||
2 | Раздел 1. Я горжусь своим родом. 38 ч. | |||||||||||||
1.1 | Кто мы? Откуда мы? Моя родословная. История рода -сбор сведений. | 2 | - | 2 | сентябрь | Исследовательские тетради. | выставка родословной | |||||||
1.2 | Что я знаю о своих предках? | 2 | - | 2 | сентябрь | тетради |
| |||||||
1.3 | Профессии моих родственников – сочинение. | 2 | - | 2 | сентябрь | Исследовательские тетради |
| |||||||
1.4 | Описание семейных реликвий | 2 | - | 2 | сентябрь | реферат | ||||||||
1.5 | Хобби моих родственников. | 2 | - | 2 | сентябрь | Тетради, ручки | ||||||||
1.6 | Старая фотография-история возникновения. | 2 | - | 2 | сентябрь | Фотоаппарат | составление альбома | |||||||
1.7 | Орден в нашем доме (материнские награды). | 2 | - | 2 | сентябрь | Исследовательские. тетради. | составление альбома | |||||||
1.8 | Знаменитые родословные (сбор материала). | 2 | - | 2 | октябрь | викторина
| ||||||||
1.9 | Традиции почитания старших и родителей. | 2 | 2 | - | октябрь | Литература по теме | ||||||||
1.10 | Традиции почитания предков. | 2 | 2 | - | ||||||||||
1.11 | Составление, дополнение1родословных | 2 | - | 2 | октябрь | Бумага, ручка, краски | ||||||||
1.12 | Запись расск1зов бабушек и дедушек о своей жизни. | 2 | - | 2 | октябрь | Лекция, практика (индивидуальная, групповая, коллективная работа) иллюстративный метод | Фотоальбом, диски | Исследовательская работа 5-6 кл. | ||||||
1.13 | Выставки «Хобби моих родственников», «Профессии моих родителей». | 2 | - | 2 | Исследовательские тетради ручка, флеш-карты, материалы из фонда кружка, фотоаппарат диктофон. | |||||||||
1.14 | Поисково-исследовательская деятельность. Составление тематических планшетов. | 6 | - | 6 | Исследовательские работы 7-8 кл. | |||||||||
1.15 | Проектно- исследовательская деятельность. | 6 | - | 6 | Презентации, доклады 9-11классы. | |||||||||
3. | Раздел 2. Герои прошлых лет. 40 ч. | . | ||||||||||||
2.1 | Они стояли у истоков. М.П. Хабаев. | 2 | 2 | - | ||||||||||
2.2 | Выпускники нашей школы. Сбор материала в альбом. | 2 | - | 2 | альбом | |||||||||
2.3 | Ими гордится село. Сбор сведений о знаменитых и выдающихся земляках. | 2 | - | 2 | Бумага, компьютер | Выставка. | ||||||||
2.4 | Трудовые достижения земляков. | 2 | - | 2 | альбом | |||||||||
2.5 | «Безмолвные свидетели минувших дней». | 2 | 2 | Фотодокумефотоаппаратты | фотовыставка | |||||||||
2.6 | Иркутские космонавты. | 2 | 2 | - | рефераты | |||||||||
2.7 | «На улицах моего села» фотозарисовки. | 2 | - | 2 | выставка | |||||||||
2.8 | Интервьюирование жителей. | 2 | - | 2 | практика (индивидуальная, групповая, коллективная работа) иллюстративный метод | |||||||||
2.9 | Переписка с земляками, выехавшими за пределы малой родины. | в | теч. | года | Карандаш, исслед.тетрадь, ручка | |||||||||
2.10 | Сотрудничество с районной газетой «Аларь». | в | теч. | года | ||||||||||
2.11 | «Спорт, спорт, спорт» о спортивных достижениях земляков. | 4 | - | 4 | Исслед.тетрадь, ручка, карандаш, флеш-карта, материалы фонда кружка | исследования | ||||||||
2.12 | Проектная деятельность. | 10 | 2 | 8 | Презентации, доклады | |||||||||
4. | Раздел 3. История поселений 60 ч. | |||||||||||||
3.1 | Памятники и объекты природы нашей местности. Практическая деятельность по их сохранению. Редкие и исчезающие виды растений и животных. | 6 | 2 | 4 | Сообщения по предложенной тематике, исследовательские работы, рефераты | |||||||||
3.2 | Село Заречное в 20-ые, 30-ые (довоенные) годы. | 8 | 2 | 6 | Исследовательские работы. | |||||||||
3.3 | Деревня Хигинск в довоенные годы. | 8 | -2 | 6 | Исследовательские работы. | |||||||||
3.4 | Участие в НПК, конкурсах. | 8 | - | 8 | ||||||||||
3.5 | Села МО «Куйта» в годы войны и в послевоенные годы. | 8 | - | 8 | Альбомы, презентации | |||||||||
3.6 | Работа с фондом объединения «Память». Оформление собранного материала в планшеты, презентации. | 4 | - | 4 | Документы, материалы школьного музея | Презентации, сообщения. | ||||||||
3.7 | Поселения МО «Куйта» в годы войны и в послевоенные годы. | 8 | - | 8 | презентации, доклады | |||||||||
3.8 | Проектно-исследовательская деятельность. | 10 | 2 | 8 | презентации, доклады | |||||||||
5. | Раздел 4. Культурное наследие 20 ч. | Исследов. тетрадь, ручка ,фотоаппарат | викторина | |||||||||||
4.1 | Материальная и духовная культура бурят. | 2 | 2 | - | ||||||||||
4.2 | Культура народов Сибири. | 2 | - | 2 | фотовыставка | |||||||||
4.3 | Природоохранительные традиции бурят и русских – исследование. | 2 | 2 | - | доклады, презентации | |||||||||
4.4 | «Лесная тропинка меня привела»(об экологической тропе Идеальской СОШ)- исследование. | 2 | 2 | - | участие | |||||||||
4.5 | «Этого не должно быть»-фотографии проблемного характера. | 2 | - | 2 | Практика | участие | ||||||||
4.6 | « Лесное эхо»-экологические праздники, викторины, акции. | 2 | - | 2 | составление альбома | |||||||||
4.7 | Участие в народных праздниках. Описание, фотографирование. | 2 | - | 2 | Фотоаппаратблокнот, ручка | выставка | ||||||||
4.8 | Исследовательско-проектная деятельность. | 6 | 2 | 4 | Доклады, презентации | |||||||||
Всего | 160 | 30 | 130 |
Календарно-учебный график на третий год обучения
№ пп | Разделы и темы | Количество часов | Дата | Формы , методы | Оборудование и инструменты | Вид контроля | |||||||||||||||||
всего | теория | практика | |||||||||||||||||||||
1 | Введение. 2 ч. | Лекция, практика (индивидуальная, групповая, коллективная работа) Словесный, иллюстративный метод | |||||||||||||||||||||
1.1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - | сентябрь | Тетрадь ручка | анкета | ||||||||||||||||
2 | Раздел 1. Родословие. 20 ч. | ||||||||||||||||||||||
1.1 | Моя родословная (изменения, дополнения). | 2 | - | 2 | сентябрь | Исследов. тетр. | выставка родословной | ||||||||||||||||
1.2 | Герб моего рода. | 2 | - | 2 | сентябрь | тетради |
| ||||||||||||||||
1.3 | «История моей семьи – страница в истории Отечества» | 2 | - | 2 | сентябрь | Исслед. тетр. | Доклады, презентации | ||||||||||||||||
1.4 | «Имя и родословная» - о родословной Вампилова А. | 2 | 2 | - | сентябрь | реферат | |||||||||||||||||
1.5 | Генеалогия для начинающих. | 2 | 2 | - | Сентябрь | Исследов. тетр. | |||||||||||||||||
1.6 | Генеалогия. Руководство к действию. | 2 | 2 | - | сентябрь | ||||||||||||||||||
1.7 | Участие в конкурсах «Моя родословная» | 2 | - | 2 | Сентябрь-октябрь | Исследов. тетр. | Участие | ||||||||||||||||
1.8 | «Милая мама моя» | 2 | - - | 2 | участие
| ||||||||||||||||||
1.9 | Семейный архив – творческая работа | 2 | 2 | выставка | |||||||||||||||||||
1.10 | 30 октября- День памяти жертв политических репрессий. | 2 | - | 2 | газета | ||||||||||||||||||
презентации | |||||||||||||||||||||||
Лекция, практика (индивидуальная, групповая, коллективная работа) иллюстративный метод | Фотоальбом, диски | ||||||||||||||||||||||
Фотоаппарат ручки, тетради материалы из фонда объединения компьютер | фотовыставка. | ||||||||||||||||||||||
проекты | |||||||||||||||||||||||
2. | Раздел 2. Мои земляки 20 ч. | . | |||||||||||||||||||||
2.1 | Хозяйственный календарь аларских бурят(в сравнении с сегодняшним днем). | 2 | 2 | - | Исследовательская работа 9-10 кл. | ||||||||||||||||||
2.2 | Мои земляки именитые люди села – исследовательские работы. | 2 | - | 2 | НПК участие | ||||||||||||||||||
2.3 | Фотоконкурс»Школьные годы чудесные» по разделам: «Портрет», «Жанровая фотография», «Натюрморт». | 2 | - | 2 | Выставка | ||||||||||||||||||
2.4 | Сочинения: «Мой любимый учитель», Учительница первая моя», «Мои односельчане», «Дети моего села». | 2 | - | 2 | Бумага, компьютер | ||||||||||||||||||
2.5 | Проектно- исследовательская деятельность. | 6 | - | 6 | фотовыставка | ||||||||||||||||||
2.6 | «Спорт, спорт, спорт» - развитие спорта на селе и в районе. | 2 | 2 | - | Фотоаппарат | Презентация ,доклад | |||||||||||||||||
2.7 | «Хочу рассказать о ...» интересные факты, люди – сотрудничество с газетой «Аларь». | в | течение | всего периода |
В газету | ||||||||||||||||||
2.8 | Народные обычаи, обряды, традиции моих земляков – исследовательские работы. | 2 | - | 2 | Лекция, практика (индивидуальная, групповая, коллективная работа) иллюстративный метод | НПК разного уровня | |||||||||||||||||
По теме | проекты | ||||||||||||||||||||||
3. | Раздел 3. История поселений МО «Куйта». 28 ч. | ||||||||||||||||||||||
3.1 | Мое село в 1950-1980 годы – исследование. | 2 | - | 2 | Исследовательская тетрадь, ручка, карандаш, флеш-карта, материалы фонда кружка | сбор материалов | |||||||||||||||||
3.2 | Мое село в 1990-1920 годы – исследование. | 2 | - | 2 | Исследовательская работа реферат | ||||||||||||||||||
3.3 | «Точка на карте – моя малая родина изучение карт района, округа, области. Составление плана своего села. | 2 | - | 2 | |||||||||||||||||||
3.4 | Клуб им. В. Моисеенко (история создания и современное состояние) – исследование. | 2 | - | 2 | Сообщение по предложенной тематике | ||||||||||||||||||
3.5 | Природа моей малой родины. Лекарственные растения- «Аптека с нашего двора». Редкие и исчезающие виды животных. Красные книги округа и области. | 2 | - | 2 | НПК разного уровня, информация в СМИ, участие в конкурсах. | ||||||||||||||||||
3.6 | Работа с фондом объединения. Оформление собранного материала, классификация, анализ. | 2 | - | 2 | Альбомы, планшеты, сборники. | ||||||||||||||||||
3.7 | История детского сада – начало летописи. | 2 | - | 2 | реферат | ||||||||||||||||||
3.8 | Сбор исторических документов, фотографий, писем, почетных грамот, воспоминаний очевидцев и т. д. к 100- летнему юбилею района. | 2 | - | 2 | Альбомы, планшеты, стенгазеты, доклады презентации | ||||||||||||||||||
3.9 | Проектно-исследовательская деятельность по темам «Вспоминая героическое прошлое», « Лицо войны», «История моей семьи в истории района», «Загадки знакомых названий» к юбилею района. | 4 | - | 4 | Документы, материалы школьного музея | Викторины, тесты, доклады, презентации, информация в СМИ. | |||||||||||||||||
3.10 | Участие в мероприятиях, посвященных юбилею района. | 2 | - | 2 | Участие | ||||||||||||||||||
3.11 | Участие в акциях и других мероприятиях, посвященных Дню Победы и Дням красного календаря. | 2 | - | 2 | участие | ||||||||||||||||||
4. | Раздел 4. Культурное наследие 10 ч. | ||||||||||||||||||||||
4.1 | Люди искусства. Писатели ,поэты, художники, композиторы родного края. | 2 | 2 | - | Литература по теме, материалы из фонда | Доклады, презентации | |||||||||||||||||
4.2 | Сказки народов Сибири. Чтение, иллюстрирование, инсценирование. | 2 | - | 2 | Практика | выступление | |||||||||||||||||
4.3 | Участие в конкурсах рисования, поделок, в народных праздниках, описание их, фотографирование. | В теч. года | фотоотчеты | ||||||||||||||||||||
4.4 | Проектно – исследовательская деятельность | 4 | - | 4 | проект | ||||||||||||||||||
4.5 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - | |||||||||||||||||||
Всего | 80 | 22 | 58 |
Содержание программы
1 год обучения
Введение. «Азбука краеведения».
Краеведческие должности: юный историк-краевед, краевед-летописец, краевед-фотограф, метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, краевед-географ, краевед-эколог и т.д. Введение дневника краеведческих наблюдений.
Правила поведения и культуры общения в культурно-зрелищных и просветительных учреждениях. Умение слушать экскурсовода и правильно осматривать экспонаты.
Правила общения с ветеранами. Подготовка вопросов. Ведение беседы.
Правила поведения в природе и наблюдений во время экскурсии в лес или к реке. Дневник краеведческих наблюдений.
Практические занятия.
Ведение дневника наблюдений, впечатлений (совместно с педагогом или родителями). Экскурсия в краеведческий музей (школьный). Рассказ занимающихся о наиболее ярких впечатлениях от посещения музея, выставки. Охрана и оказание помощи животным и птицам (выявление и огораживание муравейников, вывешивание кормушек и пр.)
Раздел 1. Родословие.
Задачи:
- Знакомство с понятиями «род», «родословная», «родословное древо», «генеалогия»;
- Воспитание любви к своей семье, развитие интереса к истории семьи, рода.
Темы: Моя семья. Мой род. Родословная. Как составить родословную. Семейные праздники. Традиции моей семьи. Ближайшие родственники. География родни.
Практические занятия: Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Рисование на темы: «Моя семья», «Мой дом», «Моя комната». Составление совместно с родителями своей родословной. Выставка «Семейный альбом».
Раздел 2. Земляки.
Задачи:
- Знакомство с национальностями проживающими в крае;
- Знакомство со знаменитыми и выдающимися земляками;
- Воспитание гордости за малую родину;
- Формирование интереса к людям, к окружающему миру.
Темы: Кто проживает в нашем крае? Народные обычаи, обряды, игры, музыка, танцы характерные для нашего края. Фольклор (русский и бурятский).
Практические занятия: Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен, стихов и т.д. Встречи с известными и выдающимися земляками, с ветеранами войны, тыла, труда. Рисование на темы: «Мой земляк», экскурсии в музей.
Раздел 3. История села.
Задачи:
- Знакомство и изучение истории и природы родного края с древних времен до сегодняшнего дня;
- Воспитание гордости за свою малую родину;
- Развитие интереса к краеведению.
Темы: История села. История школы. Топонимика. Растения и животные нашей местности. Учителя и выпускники школы. Выдающиеся люди, ветераны войны, тыла, труда.
Практические занятия: Встречи с интересными людьми, прослушивание их рассказов о школьных годах. Сбор материала по истории села. Оформление альбомов, планшетов и т.д. Экскурсии в музей школы, в лес. Сбор лекарственных растений. Участие в мероприятиях по тематике изучения истории села. Участие в конкурсах, викторинах по истории села. Изготовление кормушек.
Раздел 4. Культурное наследие.
Задачи:
- Изучение культурного наследия своего народа;
- Воспитание любви к родной культуре;
- Привитие интереса к культурному достоянию края;
- Развитие творческих навыков, вкуса, воображения.
Темы: Достопримечательности села, района. Земляки – деятели культуры и науки. Фольклор моего села. Хранители фольклора. Народные праздники бурят и русских. Костюм русский и бурятский. Кухня русская, бурятская. Музыка моего народа.
Практические занятия: Чтение легенд, разучивание народных песен, стихов. Рисование на темы «Мой край», «Народный костюм», «Народный орнамент» и т.д. Участие в конкурсах рисунков, поделок. Участие в народных праздниках в селе, в районе. Экскурсии в краеведческий музей района.
2 год обучения
Введение. «Азбука краеведения».
Раздел 1. Родословие.
Задачи:
- Обучение умению составлять родословные, изучение родословных;
- Воспитание любви к семье, уважения к своему роду, почитания старших;
- Развитие интереса к генеалогии, к окружающему миру
Темы: Кто мы. Откуда мы. Моя родословная. Знаменитые родословные. Что я знаю о своих предках. Семейные реликвии. Старая фотография. Орден в моем доме (материнские награды). Профессии моих родителей. Хобби моих родных. Традиции почитания предков. Традиции почитания старших и родителей.
Практические занятия: Составление родословных совместно с родителями. Запись рассказов бабушек и дедушек о своей жизни (годы репрессий). Совместное фотографирование. Выставка «Профессии моих родителей», «Старая фотография» - к юбилею района.
Раздел 2. Земляки.
Задачи:
- Изучение жизни и деятельности земляков, интересных людей, сохраняющих природу, памятники истории, культуры;
- Формирование чувства сопричастности к жизни и делам земляков, неравнодушия;
- Развитие познавательного интереса к окружающему миру.
Темы: Чье имя носит школа? О М.П. Хабаеве. Выпускники нашей школы. Ими гордится село. Трудовые достижения моих односельчан. Безмолвные свидетели дней минувших. Земляки-космонавты. Улицы моего села, их жители.
Практические занятия: Сбор материала об улицах села, их жителях (по домам). Фотографирование жителей, событий происходящих вокруг (дом, село, школа, район). Сотрудничество с газетой «Аларь». Запись рассказов старожилов и сегодняшних жителей села, об их жизни. Составление альбомов, папок, планшетов. Переписка с земляками.
Раздел 3. История села.
Задачи:
- Изучение истории и природы родного края с древних времен до сегодняшних дней;
- Воспитание любви к малой родине, к ее природе, нравственности и патриотизма;
- Формирование экологической культуры;
- Развитие познавательного интереса к окружающему миру, речи, мышления.
Темы: Памятники и объекты природы нашего края. Редкие и исчезающие растения и животные родного края. «Островки памяти» - История исчезнувших населенных пунктов. Село в 1930- е годы. Село в годы ВОВ и в годы восстановления народного хозяйства.
Практические занятия: «Лесная тропинка», «Лесное эхо», «Этого могло не быть» - природоохранная деятельность школы, экскурсии в лес. Изготовление кормушек, скворечников. Сбор информации, материалов по истории села, оформление их в виде папок, альбомов, планшетов, экспозиций в музее школы. Участие в краеведческих конференциях в школе, районе. Встречи с ветеранами войны, тыла, труда. Участие в конкурсах, викторинах, праздниках по темам раздела.
Поиск:
Задачи: - Установление имен и судеб участников войны и погибших воинов-односельчан., связь с родственниками, исследовательская работа в архиве, помощь редколлегии Книги Памяти. Сбор материала о ветеранах войны и тыла, работа в школьном музее.
Раздел 4. Культурное наследие.
Задачи:
- Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края;
- Воспитание любви к родной культуре;
- Формирование интереса к культуре других народов проживающих в родном крае;
- Развитие творческих способностей учащихся.
Темы: Материальная и духовная культура бурят. Природоохранительные традиции русских и бурят. Бурятские и русские народные традиции, обычаи, обряды, праздники.
Практические занятия: Сбор фольклора: Народные благопожелания, песни, легенды, мифы, предания, праздники. Участие в праздниках «Сагаалган», «Масленица» и т.д.. Встречи с носителями народной культуры. Оформление выставок «Народный костюм», «Мудрое слово старины глубокой», «История народных праздников», альбомов. Участие в конкурсах рисунков, поделок.
К концу 2 года обучения дети должны знать и уметь:
- Знать и уметь представить свою семью, своих родственников, степень родства, их род занятий, заслуги;
- Знать национальный состав своего края;
- Знать знаменитых земляков, их заслуги;
- Знать историю возникновения села, его топонимику, историю образования школы, учителей-ветеранов, их заслуги, выпускников – гордость школы;
- Знать достопримечательности села, района, хранителей народной культуры, национальные праздники, их историю;
- Уметь представить элемент народной культуры (русской, бурятской).
3 год обучения.
Введение. Азбука краеведения.
Раздел 1. Родословие.
Задачи:
- Изучение родословных, семейных традиций и обрядов;
- Закрепление умения составлять родословные таблицы;
- Воспитание любви и уважение к своему роду, чувств достоинства;
- Развитие интереса к генеалогии, к архивам семьи, к окружающему миру.
Темы: Моя родословная (изменения, дополнения), «История моей семьи – страница в истории Отечества», «генеалогия для начинающих», «Генеалогия. Руководство к действию», «Имя и родословная» - о Вампилове А.В. Герб моего рода – творческая работа.
Практические занятия: Конкурсы «Моя родословная», «Семейный архив» - творческие работы, сочинения «Листая семейный альбом», «Горжусь своей (им)…». Выставка рисунков «Родительский дом – начало начал», фотовыставка «Надежный причал». Праздники ко Дню матери и Дню Семьи».
Раздел 2. Земляки.
Задачи:
- Изучение жизни и деятельности земляков, расширение знаний о своем крае, о географии проживания земляков, о жизни в других краях;
- Воспитание гражданской позиции, чувства сопричастности к делам земляков, ответственности;
- Развитие познавательного интереса к окружающему миру.
Тема: Хозяйственный календарь аларских бурят. Народные традиции, обычаи, обряды земляков. Интересные и знаменитые люди – выходцы из Куйты, района. «Хочу рассказать о…» сотрудничество с газетой «Аларь». «Спорт, спорт, спорт» - развитие спорта в округе, районе, селе. Народные игры, спортивные достижения земляков.
Практические занятия: выставка рисунков «Школьные годы чудесные». Выставка сочинений «Учительница первая моя», «Мой любимый учитель», фотовыставки «Чем живешь мое село», «Мои односельчане», «Дети нашего села», «Не повторяется такое никогда». Исследовательские работы, участие в НПК, конкурсах, олимпиадах и т.д., фотографирование спортивных соревнований с участием земляков. Разучивание народных игр.
Раздел 3. История села.
Задачи:
- Изучение истории села с древних времен до сегодняшних дней, составление летописи наших дней;
- Воспитание любви, гордости за малую родину, чувства гражданине, патриотизма, нравственности;
- Развитие познавательного, исследовательского интереса к окружающему миру, речи, мышления.
Темы: «Точка на карте – моя малая родина» (карты района, округа, области). Клуб им. В.Моисеенко (история и сегодняшние дни). Село в 1950-1980-е годы. Село в 1990- е годы. История и работа школьного музея. «Островки памяти» - История исчезнувших населенных пунктов.
Практические занятия: Фотокинофиксация и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, собрание малотиражных изданий и иных публикаций, относящихся к природе и истории края, формирование банков краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фонда школьного музея. Сбор исторических документов, фотографий, писем, почетных грамот. Исследовательские работы «Вспоминая героическое прошлое», «Лицо войны», «История моей семьи в истории ВОВ», «Загадки знакомых названий».
Поиск:
Задачи: Установление имен и судеб участники войны и погибших воинов-односельчан, связь с родственниками, исследовательская работа в архиве. Сбор материала о ветеранах войны, тыла, труда. Участие в краеведческих конференциях в школе, районе. Уроки мужества. Вахта памяти.
Раздел 4. Культурное наследие.
Задачи:
- Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края;
- Фиксация событий культурной жизни села, района;
- Воспитание национального самосознания, достоинства, толерантности, интереса к культурному достоянию народов проживающих в родном крае;
- Развитие творческих способностей, чувства прекрасного, желания самому сотворить красоту.
Тема: «Народный орнамент», Символ женщины – хозяйки мира в народном изобразительно-прикладном искусстве. «Сказки народов Сибири» - чтение, иллюстрирование, инсценирование. «Девять наук настоящего мужчины» - система воспитания мальчиков, «Семь талантов женщины» - система воспитания девочек. Традиция почитания родной земли. Традиции признания ценности человека, его жизни и здоровья.
Практические занятия: Выставки рисунков орнаментов. Инсценирование сказок. Участие в конкурсах рисунков, поделок на уровне школы, района и т.д. Фотографирование народных праздников. Встречи с артистами ансамбля «Степные напевы» (если будут гастроли), экскурсия в музей.
К концу 3 года обучения дети должны знать и уметь:
- Знать свою родословную, уметь представить ее знать знаменитых и выдающихся земляков, их вклад в науку, культуру, их место в истории села.
- Знать культуру, традиции родного народа, уметь представить их, иметь представление о культуре и традициях других народов проживающих в регионе, уметь фиксировать события культуры;
- Знать природу своего края, уметь представить ее, уметь рассказать о мерах по охране природы, знать людей, занимающихся природоохранной деятельностью;
- Знать основные исторические даты из истории школы, села, района.
- Знать об исследовательских методиках, уметь использовать их в работе;
- Уметь достойно представить и защитить свою исследовательскую или творческую работу.
Методическое обеспечение программы
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание. Основные формы проведения занятий – беседы, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, соревнования, походы выходного дня, экскурсии в краеведческий музей, викторины, выставки, встречи с ветеранами ВОВ, уроки мужества, театрализованные обрядовые действия, туристические походы, работа с источниками интернет-сайтов, составление текстов экскурсий на основе научного краеведческого материала. В качестве дидактического материала используются:
- раздаточный материал;
- наглядные пособия;
- краеведческая литература для чтения;
- сведения из интернета
- книги, брошюры, газетные материалы;
- картографические пособия по родному краю;
- фотографии;
- видеоматериалы с документальными фильмами о ВОВ, об экскурсиях и музейных праздниках;
- компьютерные презентации по темам;
- аудиозаписи с народными и патриотическими песням
Материально-техническое обеспечение программы.
Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты. Возможно использование мультимедийного оборудования при проведения занятий. Транспорт для экскурсий (автобус). Аудиотехника и телевизионное оборудование.
Наглядный материал
- Видеокассеты, аудиокассеты, фотографии, рисунки.
- Издания по русской и бурятской кухне, костюму (открытки, книги, репродукции).
- Краеведческий материал их фонда школьного музея (папки, альбомы, стенды, предметы старины и т.д.)
- Репродукции бурятских и русских художников (подбирается в соответствии с темой занятия)
Оценочные материалы
Приложение 1
Анкета для индивидуального знакомства с учеником.
Цель: данный опросник предназначен для диагностирования и последующей работы с учащимися. Правдивые, искренние ответы воспитанников помогут составить определенное представление о самосознании каждого, дать общую характеристику личности и частные оценки его структурам.
Ход проведения:
1. Учащимся предлагается заполнить анкету.
2. Индивидуальная работа учащихся по заполнению анкеты.
3. Подведение итогов.
Анкета
1. Ф.И.О.
2. Какие дополнительные занятия ты посещаешь (муз. школа, кружки, секции и т.п.)?
3. Твои увлечения в свободное время?
4. Какие книги любишь?
5. Какую книгу ты прочел последней?
6.Закончи предложения:
- Школа для меня - это...
- Класс, в котором я учусь, - это...
- Учителя для меня - это люди, которые...
- Мои одноклассники - это...
- Уроки для меня - это...
- Предметы, которые мне нравятся, это...
- Предметы, которые мне не нравятся, это...
- Я радуюсь, когда...
- Я огорчаюсь, когда...
- Я плачу, когда...
- Я злюсь, когда...
- Мне нравится, когда...
- Мне не нравится, когда...
- Я верю, когда...
- Если у меня хорошие новости, то я...
- Если у меня, плохие новости, то я....
7. Чтобы бы ты хотел предложить для нашего кружка, какие дела и интересные мероприятия?
8. Чем ты можешь помочь для плодотворной работы нашего объединения?
9. Какую помощь ты можешь оказать преподавателю и классу?
- Староста
- Помощь в кабинете
- Стать фоторепортером
- Вести летопись различных дел объединения
- Не рисовать на партах
- Делать газету, различные проектные задания
- Рисовать поздравления
- Писать стихи
- Готовить конкурсы и викторины
- Другие предложения…
- Мои таланты: Я умею…
Приложение 2
Входной контроль
Цель: предоставленные вопросы по истории родного края помогут определить степень подготовленности учеников к освоению данной программы.
Ход проведения:
1. В ходе занятия учащимся предлагается заполнить анкету.
2. Индивидуальная работа учащихся по заполнению анкеты.
3. Подведение итогов.
ФИО_________________________________________________________ Класс _________________
Назовите животных обитающих на территории Аларского района
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите лекарственные растения Аларского района
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите, известных вам, выдающихся земляков Аларского района, села
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите, известных вам, людей занимающихся изучением Аларского района, села
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите, известные вам, (храмы, соборы, церкви) Аларского района
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите, известные вам, музеи Аларского района
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите, известные, вам достопримечательности Иркутска и иркутской области
____________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Промежуточный контроль
Примерные темы исследовательских работ рефератов и сообщений по итогам изучения разделов.
- История моей семьи (моя родословная).
- Семейные династии.
- История нашей школы.
- История моей улицы.
- Старинные обряды и праздники моего села.
- Репрессии 1937 года.
- Они служили в Чечне.
- Дети войны.
- Он защищал Сталинград.
- На Курской огненной дуге.
- Достижения молодых.
- Памятник воинам – односельчанам.
- Моя семья в Великой Отечественной войне.
- Профессии родителей.
- Водоемы и их роль в жизни села.
- Знаменитые люди села и их судьба
- Война глазами старшеклассников.
- Листая старые альбомы. (История одной фотографии)
- Выставка семейных реликвий.
Список литературы для педагога
- А.И. Персин. Лаборатория краеведа. Краеведческая работа в школьных музеях.
- Зимин Ж.А. Аларь: история и современность. КН.1. Аларь-родная колыбель.-Улан-Удэ: Издательско- полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2004.-203 с.
- Зимин Ж.А. Аларь: история и современность. Кн. 2. Аларь-бурный 20-ый век. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2004. – 187 с.
- Патриотическое воспитание. Материалы регионального конкурса программ и методических разработок по патриотическому воспитанию граждан (2015). – Иркутск, 2015. – 256с.
- Программа туристско-краеведческого движения «Отечество» - рекомендации ОЦДДО
- Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Основная школа/ (С.В. Третьякова, А.В.Иванов, с.Н.Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова). – М.: Просвещение, 2013.- 96 с.
- Сборник методических материалов (программ) по патриотическому воспитанию лауреатов областного конкурса «России верные сыны». – выпуск II, Иркутск 2011.
- Теория и практика организации краеведческой работы в образовательных организациях Иркутской области: материалы региональной научно-методической конференции 6-7 февраля 2014г. – Иркутск, 2014. -115с.
- Теория и практика организации краеведческой работы в образовательных организациях Иркутской области: материалы региональной научно-методической конференции 12-14 февраля 2015г.- Иркутск, 2015 – 84 с.
- Умнова М.С. Мастер-класс учителя начальной школы. Выпуск 4. Дополнительные образовательные программы для внеурочной деятельности. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2013. – 336 с.
Для детей
- Аларь: история и современность кН 1,2 – Улан-Удэ, ВСГАКИ, 2014г.
- Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят
- Буряты. – w.: Наука, 2004
- Ж.Зимин. Аларские хонгодоры. Иркутск, 1996г.
- Журнал «Сибирячок»
- История Иркутской области. Иркутск, 1983г.
- История Усть-Ордынского округа. Учебное пособие. - Улан-Удэ, 2003г.
- Наумов И.В. История Сибири.- Иркутск, 2003.
- Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся М., 2007.
- Тармаханова Е.Е., Дамешек Л.М., Т.Е. Санжиева.
- Чудеса света: полная энциклопедия / Н.Н. Петрова. – Москва: ЭКСМО 2013. – 256 с.
Для родителей.
- Брянский В.П. Здравствуй, Байкал! Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989.- 288 с.
- Великая Отечественная война. 1941-1945. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 512 с.: ил.
- Галшиев. Эрдэни-Хайбзун. Бэлигэй толи = Зерцало мудрости / Эрдэни-Хайбзун Галшиев; (перевод на рус. Дугар-Нимаев Цэрэн-Анчик Нимаевич).- Улан-Удэ: Нова-Принт, 2012.- 228 с.:
- Гурулев С.А. Топонимика Усть-Ордынского округа. – Иркутск: Изд-во Ииститута географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2011, 251с.
- История земли Иркутской, учебное пособие для старших классов. –Иркутск, 2002.
- История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.-М.: «Прогресс», 1995. – 544 с.
- Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. – М.: 2007
- Чудеса России / авт-сост. В.Н.Сингаевский. – М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2009. – 223 с.
- Чудеса света: полная энциклопедия / Н.Н. Петрова. – Москва: ЭКСМО, 2013. – 256 с.
- Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 18 – 19 вв.-ОЛМА-ПРЕСС Образование, - 2003. – 736 с. ил.