Профилактика синдрома эмоционального выгорания

Багмет Мария Александровна

Выгорание – это своеобразной уход, если хотите, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс или на разочарование. Этот термин ввел американский психолог К. Фреденбергер в 1974 году при оценке работы специалистов, которые вынуждены взаимодействовать с большим количеством людей.

По словам психолога Буриша, «тот, кто выгорает, когда-то должен был загореться». Эмоциональному выгоранию подвержены люди, очень включенные в свою работу, отдающие ей эмоции, знания, время.

Этот профессиональный «запал» не приводит к негативному состоянию, если собственный вклад соответствует ожидаемому результату, моральному и материальному вознаграждению. В случае несоответствия вложенных усилий и полученных результатов могут возникнуть первые симптомы эмоционального выгорания.

Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья воспитателей имеют модели преодолевающего поведения.

Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией педагогов.

Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.

Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.

В данном разделе буду размещать материалы, которые можно будет использовать самостоятельно для профилактики эмоционального выгорания!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnyy_kaleydoskop.docx15.97 КБ
PDF icon fleshtrening-dlya-pedagogov.pdf1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Флештренинг для педагогов

«Сказочный калейдоскоп»

Наверное, нет человека, который не любил бы сказки. Те из нас, кому не интересны классические варианты сказочных историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы, любовные романы, фэнтэзи. Но что это, если не современные сказки?

Сейчас сядьте поудобнее, можете закрыть глаза, и в нашу сказочную галерею войдет еще одна сказка. Называется она «Озеро».

Включается спокойная музыка, и ведущий начинает читать сказку.

«Однажды, после сильного дождя, умытое озеро замерло в ожидании чуда. Никого из людей не было вокруг. Казалось, время остановилось. Но вдруг... Из полураскрытых цветов, растущих на берегу, вылетели маленькие крылатые существа. Они стряхивали с себя дождевые капельки и перемигивались друг с другом. Конечно, это были лесные эльфы.

От глади воды поднимался пар. И эльфы принялись играть в прятки, то теряя, то находя друг друга в тумане.

Их звонкий смех разбудил русалок, дремавших под шум дождя на дне озера. Они выглянули из воды и зажмурились. Дело в том, что смешинки эльфов превратились в радужные искорки, которых стало так много, что воздух вокруг светился.

Выглянули из норы гномы, чтобы вдохнуть свежести. Их тоже поразили искорки-смешинки. Гномы подумали, что их драгоценные камни начали летать, и обеспокоились этим. Еще бы! Все их сокровища могли разом разлететься! Гномы принялись ловить искорки и складывать в мешки.

Это так развеселило эльфов, что искрящихся смешинок стало еще больше. Вскоре часть их осела на берегу и превратилась в маленький огонек.

Огонек поселился в корнях старого дерева и своим теплом согрел всех.

Так после дождя ожил чудесный мир, и случайно попавший в это место странник мог бы сказать: «Я знаю, что такое волшебство!»

-  Какие  чувства у вас возникли во время прослушивания?

А теперь предлагаю вам в нашем сказочном калейдоскопе следующее упражнение, которое поможет вам определить ваши профессиональные страхи и скорректировать их. Для упражнения вам понадобиться листок и ручка.

Предлагаю вам выбрать карточку сказочного животного, которое вам понравилось.

Далее предлагаю письменно ответить на вопросы:

-Чем именно вас привлекло это животное?

-Запишите сильные стороны характера данного животного.

-Запишите слабые стороны характера данного животного.

А теперь попробуйте представить, что этот персонаж стал хранителем ваших мыслей.

-Подумайте, как он может помочь вам в работе? От каких профессиональных страхов может освободить или уберечь?

Поблагодарите свое животное, ведь оно готово стать хранителем ваших мыслей!

Поделитесь вашими впечатлениями от упражнения:

— Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?
— Будете ли использовать хранителя ваших мыслей?

Спасибо за сотрудничество!


Предварительный просмотр: