Выступление на педагогическом совете.

"Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Учитель начальных классов

Дудникова Л. В

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_sovremennyomu_uroku_v_spetsialnoy.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат»

Выступление на педагогическом совете.

Тема:

"Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 

Учитель начальных классов

Дудникова Л. В.

2019 год

В соответствии с ведомственными приказами Минобрнауки от 19 декабря 2014 г. № 1598 и 1599 стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) вступили в силу с 01 сентября 2016 года. Обучающиеся, зачисленные до 01 сентября 2016 г., продолжат обучение по адаптированным образовательным программам до завершения обучения.

ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации, адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью образовательными организациями.

ФГОС – это совокупность трех систем требований:    

- требования к результатам освоения основных образовательных программ;

- требования к организации образовательного процесса;

- требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Главная цель ФГОС раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.

Основа стандарта:

  1. Деятельностный подход
  2. Дифференцированный подход

Деятельностный подход - служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося.

Дифференцированный подход

Это обязательная организация специальных условий обучения, особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития).

Содержание ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции»:

«Академический» компонент» - накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, обучающийся впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития. «Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с умственной отсталостью.

Компонент «жизненной компетенции» - овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающемуся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися компонентом жизненной компетенции.

Стандарт направлен на обеспечение:

- равных возможностей получения качественного общего образования обучающимися с умственной отсталостью; 

- государственных гарантий качества образования обучающихся с умственной отсталостью;

- нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью,

- формирование основ их гражданской идентичности;

- учёт возрастных, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью, а также их особых образовательных потребностей;

- вариативность основных образовательных программ, дифференцированно учитывающих специфические образовательные потребности разных групп обучающихся с умственной отсталостью.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Развитие личности обучающегося в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование базовых учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. БУД (базовые учебные действия) ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с интеллектуальными нарушениями. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося. Согласно теории Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Именно собственное действие ребёнка может стать основой формирования его способностей. Значит, образовательная задача состоит в создании мотивационных условий для деятельности ребёнка.

 Исходя из требований времени, меняется подход и к современному уроку. Сравним традиционный и современный урок по ФГОС.

Главное отличие современного урока от традиционного состоит в:

- уровне активности обучающихся;

- роли учителя на уроке;

- целях урока;

- методах, применяемых учителем;

- способах оценивания;

- структуре урока.

Самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока, высокая степень речевой активности. Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.

 

Отличие традиционного урока от урока по ФГОС

Традиционный урок

Современный урок

Триединая цель:

- образовательная

- развивающая

-воспитательная

Введение БУД:

-формирование предметных результатов

-формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных БУД)

-формирование личностных результатов

По способу передачи знаний

объяснительно – иллюстративный и репродуктивные методы

деятельностные методы: проблемный, частично-поисковый и исследовательский

По характеру взаимоотношений

субъектно-объектный

субъектно-субъектный, партнерство, равноправие

Типы уроков

Типы традиционных уроков

(по основной дидактической цели)

Типы уроков по ФГОС

(по основной деятельностной цели)

Урок ознакомления с новым материалом.

Урок закрепления изученного.

Урок повторения.

Урок – контрольная работа.

Комбинированный урок.

Урок открытия новых знаний.

Урок комплексного применения знаний и умений.

Урок актуализации знаний и умений.

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок контроля знаний и умений.

Комбинированный урок.

Происходит замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Авторы образовательного стандарта считают, что использование технологических карт помогает максимально детально проработать все стадии занятия, что облегчает проверку и оценивание знаний обучающихся в конце занятия. Технологическая карта – графический вариант традиционного плана - конспекта.

Важнейшая задача современной системы образования – не дать сумму определенных ЗУН, а «Научить учиться», то есть сформировать  базовые учебные действия.

Требования к современному уроку

Требование к уроку

Традиционный урок

Современный урок

Объявление темы урока

Учитель сообщает обучающимся

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность обучающихся

Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание обучающихся

Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

 Остановлюсь подробнее на каждом этапе урока

Требования ФГОС к современному уроку

  1. Целеполагание.

Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные цели.    Обучающиеся сами   сформулируют   тему урока, цели урока, составляют  план работы по достижению  этих целей. В задачу учителя   входит  создание  проблемной ситуации, организация  погружения в эту проблему. Обучающиеся должны знать, чему они научатся на уроке, какие знания они освоят в процессе урока, какие БУД будут развивать.

  1. Мотивация.

Мотивация предполагает, что обучающийся  с интересом   будет работать на уроке, ему захочется узнать как можно больше. В формировании мотивации обучающегося  решающая роль принадлежит учителю: он должен  вызвать интерес и к процессу учебной деятельности, к конечному результату и к практическому применению полученных знаний.

  1. Практическая значимость знаний и способов деятельности.

Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности

  1. Отбор содержания.

Отбирая содержание,  учитель должен  руководствоваться планируемыми результатами урока, определенными программой, т.е.  не только  знания могут контролироваться, но подвергаются контролю и БУД.  Остальная информация может носить вспомогательный характер.

Следует помнить, что максимально эффективно  усваивается информация, если:

- она актуальна для обучающегося, т.е. согласуется с его потребностями и интересами;

- согласуется  с известной для обучающегося информацией, сочетается с текущей ситуацией, т.е. соблюдается принцип «от простого к сложному»;

- затрагивает чувства конкретного обучающегося;

- на уроке используются различные средства обучения, различные приемы организации учебной деятельности;

- знания, полученные на уроке, обучающийся должен уметь применить в новой для него ситуации;

- транслируется другому человеку в процессе вербального общения (передача какой – либо информации при помощи речи), что актуально при работе в парах, группах.

  1. Построение каждого этапа урока по схеме:

постановка учебного задания - деятельность обучающихся по его выполнению - подведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения - рефлексия.

6.Использование разнообразных приемов организации результативной образовательной деятельности  обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя - создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий. Учебные задания должны отвечать следующим целям:

- узнавание нового материала;

- воспроизведение;

- применение знаний в новой ситуации;

- применение знаний в незнакомой ситуации;

- творческий подход к знаниям

7.Подведение итога каждого этапа урока ,наличие обратной связи на каждом этапе урока, т.е. результат каждого этапа урока должен контролироваться учителем с целью коррекции процесса учения каждого обучающегося.

  1. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися (самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации, в  том числе  с ресурсами сети Интернет)
  2. Организация парной или групповой работы, благодаря чему развиваются коммуникативные компетенции обучающихся. Обучающийся быстрее усваивает те знания, которые проговаривает вслух (психологический механизм)
  3. Использование системы  самоконтроля и взаимоконтроля как средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
  4. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
  5. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию  положительной учебной мотивации.
  6. Минимизация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно соответствовать образовательной программе, содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию в учетом возрастных  и индивидуальных особенностей. Учителю предлагается разработать три набора заданий:

- задания, подводящие обучающегося к воспроизведению материала;

- задания, способствующие осмыслению материала обучающимся;

- задания, способствующие закреплению материала обучающимся

14.Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения.

- требования учителя по отношению к обучающемуся должны быть разумными, проверенными, доступными;

- обучающиеся должны быть уверены, что требования диктуются необходимостью;

- учитель контролирует точность,  тщательность и своевременное выполнение обучающимися каждого требования;

- учитель должен следить, чтобы обучающиеся не переутомлялись ни физически, ни умственно;

- не должно быть однообразия в учебной работе;

- должно быть чередование слушания с практическими работами;

- все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к обучающимся.

 Главное требование к современному уроку «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

В соответствии с новыми стандартами, нужно, усилить мотивацию обучающегося к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.

Каким должен быть современный урок:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с обучающимися и умеет направлять обучающихся на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;
  • вывод делают сами обучающиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время сбережение и здоровье сбережение;
  • в центре внимания урока - обучающиеся;
  • учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, их настроение;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса, чтобы преодолеть трудности, надо изменить представление о самом уроке.

Таким образом,  ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Реализация стандарта требует изменения у учителя представлений о уроке, учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого требования ФГОС к организации учебно - воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

 Хотелось бы закончить выступление следующими словами:

  • Учить детей сегодня трудно,
  • И раньше было нелегко,
  • Читать, считать, писать учили:
  • «Дает корова молоко».
  • Век  ХХ1 – век открытий,
  • Век инноваций, новизны,
  • Но от учителя зависит,
  • Какими дети быть должны.