Выступление на педагогическом совете.
"Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Учитель начальных классов
Дудникова Л. В
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_sovremennyomu_uroku_v_spetsialnoy.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат»
Выступление на педагогическом совете.
Тема:
"Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Учитель начальных классов
Дудникова Л. В.
2019 год
В соответствии с ведомственными приказами Минобрнауки от 19 декабря 2014 г. № 1598 и 1599 стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) вступили в силу с 01 сентября 2016 года. Обучающиеся, зачисленные до 01 сентября 2016 г., продолжат обучение по адаптированным образовательным программам до завершения обучения.
ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации, адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью образовательными организациями.
ФГОС – это совокупность трех систем требований:
- требования к результатам освоения основных образовательных программ;
- требования к организации образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ.
Главная цель ФГОС раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.
Основа стандарта:
- Деятельностный подход
- Дифференцированный подход
Деятельностный подход - служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося.
Дифференцированный подход
Это обязательная организация специальных условий обучения, особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития).
Содержание ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции»:
«Академический» компонент» - накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, обучающийся впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития. «Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с умственной отсталостью.
Компонент «жизненной компетенции» - овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающемуся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися компонентом жизненной компетенции.
Стандарт направлен на обеспечение:
- равных возможностей получения качественного общего образования обучающимися с умственной отсталостью;
- государственных гарантий качества образования обучающихся с умственной отсталостью;
- нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью,
- формирование основ их гражданской идентичности;
- учёт возрастных, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью, а также их особых образовательных потребностей;
- вариативность основных образовательных программ, дифференцированно учитывающих специфические образовательные потребности разных групп обучающихся с умственной отсталостью.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Развитие личности обучающегося в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование базовых учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. БУД (базовые учебные действия) ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с интеллектуальными нарушениями. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося. Согласно теории Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Именно собственное действие ребёнка может стать основой формирования его способностей. Значит, образовательная задача состоит в создании мотивационных условий для деятельности ребёнка.
Исходя из требований времени, меняется подход и к современному уроку. Сравним традиционный и современный урок по ФГОС.
Главное отличие современного урока от традиционного состоит в:
- уровне активности обучающихся;
- роли учителя на уроке;
- целях урока;
- методах, применяемых учителем;
- способах оценивания;
- структуре урока.
Самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока, высокая степень речевой активности. Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.
Отличие традиционного урока от урока по ФГОС
Традиционный урок | Современный урок |
Триединая цель: - образовательная - развивающая -воспитательная | Введение БУД: -формирование предметных результатов -формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных БУД) -формирование личностных результатов |
По способу передачи знаний | |
объяснительно – иллюстративный и репродуктивные методы | деятельностные методы: проблемный, частично-поисковый и исследовательский |
По характеру взаимоотношений | |
субъектно-объектный | субъектно-субъектный, партнерство, равноправие |
Типы уроков
Типы традиционных уроков (по основной дидактической цели) | Типы уроков по ФГОС (по основной деятельностной цели) |
Урок ознакомления с новым материалом. Урок закрепления изученного. Урок повторения. Урок – контрольная работа. Комбинированный урок. | Урок открытия новых знаний. Урок комплексного применения знаний и умений. Урок актуализации знаний и умений. Урок проверки и коррекции знаний и умений. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок контроля знаний и умений. Комбинированный урок. |
Происходит замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Авторы образовательного стандарта считают, что использование технологических карт помогает максимально детально проработать все стадии занятия, что облегчает проверку и оценивание знаний обучающихся в конце занятия. Технологическая карта – графический вариант традиционного плана - конспекта.
Важнейшая задача современной системы образования – не дать сумму определенных ЗУН, а «Научить учиться», то есть сформировать базовые учебные действия.
Требования к современному уроку
Требование к уроку | Традиционный урок | Современный урок |
Объявление темы урока | Учитель сообщает обучающимся | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться | Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность обучающихся | Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию | Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание обучающихся | Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует |
Итог урока | Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Остановлюсь подробнее на каждом этапе урока
Требования ФГОС к современному уроку
- Целеполагание.
Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные цели. Обучающиеся сами сформулируют тему урока, цели урока, составляют план работы по достижению этих целей. В задачу учителя входит создание проблемной ситуации, организация погружения в эту проблему. Обучающиеся должны знать, чему они научатся на уроке, какие знания они освоят в процессе урока, какие БУД будут развивать.
- Мотивация.
Мотивация предполагает, что обучающийся с интересом будет работать на уроке, ему захочется узнать как можно больше. В формировании мотивации обучающегося решающая роль принадлежит учителю: он должен вызвать интерес и к процессу учебной деятельности, к конечному результату и к практическому применению полученных знаний.
- Практическая значимость знаний и способов деятельности.
Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности
- Отбор содержания.
Отбирая содержание, учитель должен руководствоваться планируемыми результатами урока, определенными программой, т.е. не только знания могут контролироваться, но подвергаются контролю и БУД. Остальная информация может носить вспомогательный характер.
Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, если:
- она актуальна для обучающегося, т.е. согласуется с его потребностями и интересами;
- согласуется с известной для обучающегося информацией, сочетается с текущей ситуацией, т.е. соблюдается принцип «от простого к сложному»;
- затрагивает чувства конкретного обучающегося;
- на уроке используются различные средства обучения, различные приемы организации учебной деятельности;
- знания, полученные на уроке, обучающийся должен уметь применить в новой для него ситуации;
- транслируется другому человеку в процессе вербального общения (передача какой – либо информации при помощи речи), что актуально при работе в парах, группах.
- Построение каждого этапа урока по схеме:
постановка учебного задания - деятельность обучающихся по его выполнению - подведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения - рефлексия.
6.Использование разнообразных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя - создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий. Учебные задания должны отвечать следующим целям:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям
7.Подведение итога каждого этапа урока ,наличие обратной связи на каждом этапе урока, т.е. результат каждого этапа урока должен контролироваться учителем с целью коррекции процесса учения каждого обучающегося.
- Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися (самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации, в том числе с ресурсами сети Интернет)
- Организация парной или групповой работы, благодаря чему развиваются коммуникативные компетенции обучающихся. Обучающийся быстрее усваивает те знания, которые проговаривает вслух (психологический механизм)
- Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
- Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
- Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.
- Минимизация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно соответствовать образовательной программе, содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию в учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Учителю предлагается разработать три набора заданий:
- задания, подводящие обучающегося к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала обучающимся;
- задания, способствующие закреплению материала обучающимся
14.Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения.
- требования учителя по отношению к обучающемуся должны быть разумными, проверенными, доступными;
- обучающиеся должны быть уверены, что требования диктуются необходимостью;
- учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение обучающимися каждого требования;
- учитель должен следить, чтобы обучающиеся не переутомлялись ни физически, ни умственно;
- не должно быть однообразия в учебной работе;
- должно быть чередование слушания с практическими работами;
- все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к обучающимся.
Главное требование к современному уроку «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
В соответствии с новыми стандартами, нужно, усилить мотивацию обучающегося к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.
Каким должен быть современный урок:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с обучающимися и умеет направлять обучающихся на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;
- вывод делают сами обучающиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время сбережение и здоровье сбережение;
- в центре внимания урока - обучающиеся;
- учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, их настроение;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса, чтобы преодолеть трудности, надо изменить представление о самом уроке.
Таким образом, ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Реализация стандарта требует изменения у учителя представлений о уроке, учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого требования ФГОС к организации учебно - воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Хотелось бы закончить выступление следующими словами:
- Учить детей сегодня трудно,
- И раньше было нелегко,
- Читать, считать, писать учили:
- «Дает корова молоко».
- Век ХХ1 – век открытий,
- Век инноваций, новизны,
- Но от учителя зависит,
- Какими дети быть должны.