Яркий городец. Роспись шкатулочки
Знакомство с самой «сказочной» росписью – городецкой. Развитие интереса к народным промыслам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_yarkiy_gorodets.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока.
Яркий городец. Роспись шкатулочки.
Цель:
Познакомить с самой «сказочной» росписью – городецкой. Развить интерес к народным промыслам.
Задачи:
- научить отличать городецкую роспись от других промыслов;
- привить навыки росписи основных элементов городецкой росписи;
- сформировать способности видеть и передавать характерные черты данного вида росписи.
Оборудование
Для учащихся: краски гуашь, кисти, баночка с водой, карандаши, альбомы.
Для учителя: наглядное пособие по городецкой росписи, изделия городецких мастеров, деревянные шкатулочки для росписи, гуашевые краски, лист бумаги, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.
План урока
1. Вводная беседа. 10-15 мин.
2. Объяснение последовательности выполнения основных элементов городецкой росписи по наглядному пособию (или процесс росписи показывает учитель). 5-7 мин.
3. Самостоятельная работа. Роспись деревянной шкатулочки. 50-60 мин.
4. Физкультминутка (игровая пауза). 10-15 мин.
5. Подведение итогов. 10-15 мин.
Ход урока.
Зал оформлен с помощью ширм, украшенных панно с различными видами росписи. В интерьер зала добавлены предметы старины. Звучит народная «сказочная» музыка. Выходит персонаж – Василиса.
Василиса: - Здравствуйте, гости мои дорогие,
Ребята веселые и удалые!
Сегодня мы продолжаем знакомство с народными промыслами и
узнаем сегодня о городецкой росписи.
Вдруг появляется Домовой.
Домовой: - Ой, беда, беда, огорчение! Что же теперь делать? (бегает по
комнате, схватившись руками за голову). Сундук со сказками
пропал, где теперь его искать?
Василиса: - В чем дело, Домовой? Ты к нам на праздник попал, и мы тебе с
ребятами поможем в твоей беде, правда, ребята? (дети
отвечают)
Домовой: - Сказок я-то еще насочиняю, а вот сундука такого расписного мне
уже не найти, а без него сказки не будут красивыми и
волшебными.
Василиса: - Не переживай, Домовой, посмотри на наше оформление.
Нравится? Это Городецкая роспись, сегодня мы с ребятами
будем расписывать шкатулочки, и ты к нам присоединяйся.
Домовой: - Ой, замечательный узорчик, совсем как на моем сундучке.
Василиса: - Вот и замечательно. А пока ты можешь поиграть с ребятами,
позагадывай им загадки.
Домовой: - Как скажешь, Василисушка. Ну, так слушайте:
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет. (ухват)
Черный конь прыгнул в огонь. (кочерга)
Мать толста, дочь красна, сын храбр – под небеса ушел. (печь, огонь, дым)
Василиса: - Что-то ты все о печке загадки загадываешь, ты что, других не
знаешь?
Домовой: - Конечно, знаю, но ведь печка это мой дом, и я так по нему
соскучился, да только не могу я вернуться, пока сундучок не
найду.
Василиса: - Ну, хорошо, давайте начнем изучать Городецкую роспись. Это
традиционный художественный промысел, получивший
развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в
окрестностях Городца Нижегородской области. Помимо
традиционных прялочных донец стали изготовлять и
расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель,
даже части дома — ставни, двери, ворота.
Постепенно выработались самобытные приемы городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму – так называемую «теневку». Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно дополняют «украешками» (узорами по краю) заключают в графическую рамочку или обводку. В городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов — розы-купавки, бутоны, травки.
Ребята, посмотрите на образцы. Это роза-купавка, главный цветок в городецкой росписи. Сейчас мы начнем его рисовать. Домовой, присаживайся и ты к ребятам. Возьмите альбомы и нарисуйте в нем кружок, можно с помощью циркуля. Закрашиваем его красной краской.
Ребята выполняют задание.
Василиса: - Замечательно получилось. А теперь темной краской делаем
«теневку», т.е. рисуем лепестки как на образце. Выполняем центр цветка. Смотрите внимательней, у розы центр в середине цветка, а у купавки – смешен к краю. Теперь рисуем листочки. Их рисуют обычно группами по 3, 5 штук (центральный лист крупнее боковых). Если листочков всего два, их делают одинаковыми по размеру. Хорошо. Итак, у нас с вами получился замечательный цветок, теперь мы делаем «разживки» и наш цветок готов. Его мы перенесем на наши шкатулки. Но сначала отдохнем.
Домовой: - Василиса, а давай я с ребятами поиграю в игру «Сколько? Сколько? Сколько?»
Василиса: - Пожалуйста, Домовой, играй.
Домовой: - Итак, я буду задавать вопросы, они будут касаться сказок как народных, так и заграничных, а вы будете мне отвечать. Кто больше всего даст правильных ответов – тот и победит.
- Сколько тюфяков лежало на горошине в сказке Г.Х.Андерсена? (20, «Принцесса на горошине»)
- Сколько разбойников противостояло Али-Бабе? (40, «Али-Баба и 40 разбойников»)
- Сколько богатырей не уберегло царевну в сказке А.С. Пушкина? (7, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
- Сколько было толстяков в сказочной повести Ю.Олеши? (3, «Три толстяка»)
- Сколько раз вызывал старик Золотую рыбку? (3 раза)
- Сколько зверей помещалось в резном домике? (5, «Теремок»)
- Сколько раз летал Гвидон к царю Салтану? (3)
- Сколько монет было у Буратино? (5)
- Сколько лет пробыл в кувшине старик Хотабыч? (3000 лет)
Молодцы, ребята, у нас определился победитель. Им стал (а)…..
А теперь еще несколько вопросов из игры «Дополни имя». Я начинаю имя, а вы продолжаете. Начали:
Крошечка – Хаврошечка.
Кощей Бессмертный.
Братец Иванушка.
Василиса Прекрасная.
Мальчик с пальчик.
Добрыня Никитович.
Илья Муромец.
Алеша Попович.
Сестрица Аленушка.
Иван Царевич.
Финист Ясный сокол.
Змей Горыныч.
Домовой: - Просто замечательные детки, и все-то они знают, прямо какие-то
вумники.
Василиса: - Конечно, умные, они же в школе учатся, и различные науки познают, а у нас они обучаются народным ремеслам, которыми так славится наша Россия. Приступим к работе. Возьмем шкатулочки, вернее их крышечки и нарисуем такой же цветок как на альбомном листе.
Ребята выполняют задание.
Домовой тоже расписывает шкатулку.
Василиса: - Отличная работа! У всех получились замечательные шкатулки в подарок нашим мамам. Но краше всех, конечно, у Домового. Теперь сказки у него будут волшебными.
Домовой: - Это точно, Василиса, теперь я могу вернуться на свою печку. Спасибо вам, ребята, за хорошее настроение и за ваше умение. Всего вам доброго.
Василиса: - До свидания, до новых встреч.