Конкурс "Воспитать человека"
В данном разделе помещены полезные материалы для работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания школьников»
Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, всех ее членов, и в первую очередь детей.
Педагогический потенциал семьи во многом зависит от материальных условий, которые она может создать для ее существования: жилье, питание, одежда, игрушки, досуг и т.д. Важно и то, как семья умеет распорядиться теми благами, которыми она располагает, кто является распорядителем, хозяином семьи. Таким благом в первую очередь является бюджет, заработанные всеми членами семьи деньги.
Убедительным показателем актуальности экономического воспитания школьников является привлечение родителями детей к домашней работе.
В педагогике есть такие проблемы, в реализации которых ведущую роль играет семья. Одной из таких является проблема экономического воспитания ребенка, решение которой позволит осуществить важную задачу формирования начал экономической социализации ребенка, его адаптации к современным жизненным реалиям к моменту поступления в первый класс.
Молодым, а порой и опытным педагогам можно только поучиться у многих родителей секретам домашней экономики, которыми часто лучше владеют родители воспитанников, нежели воспитатели. Можно привести массу примеров того, когда усвоенные полезные навыки и привычки в семье проявляются в повседневной жизни ребенка в детском саду. Такие дети выгодно отличаются от своих сверстников по уровню и качеству практических умений, осознанности их выполнения, желанию помочь няне и воспитателю в повседневных делах. Воспитатели всегда опираются на таких детей в организации бытовой деятельности группы, привлекают их к выполнению трудовых поручений, обязанности дежурных, особенно когда отсутствует помощник воспитателя. Например, когда дежурные раздают материалы к занятию, большинство из них действует шаблонно: всем наливают краску одинаково, хотя иногда за некоторыми столами сидит по одному ребенку, ставят приборы отсутствующим детям. Однако некоторые дежурные учитывают это и предлагают ребенку сесть, с разрешения педагога, к сверстнику (меньше краски раздавать и розеток мыть); предлагают вынести обрезки цветной бумаги на участок и сортировать их на улице, чтобы не сокращать время прогулки. Многих детей отличает высокая культура еды, аккуратного, бережного отношения к вещам, игрушкам и особенно к книгам, материалам, которым они пользуются.
Именно в семье, благодаря искусству ведения домашнего хозяйства родителями, их умение сделать своих детей непосредственными участниками семейного хозяйства (хотя бы непосредственными свидетелями забот и повседневных дел семьи), они уже получают первоначальное экономическое образование и первый опыт экономической социализации. Атмосфера семейной экономики, поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам, к любым ценностям усваиваются детьми особенно прочно.
Когда ребенок видит, как аккуратно мама очищает картофель, меряет чашкой крупу для каши, приговаривая: «Сегодня возьмем меньше, так как завтракать будем вдвоем!», отмеряет сахарный песок, нарезает хлеб («лучше дорежем, чтобы куски не остались!») – все это не проходит мимо внимания ребенка дошкольного возраста. Он, как правило, рядом с мамой, папой, бабушкой, постоянно занятых делом, и видит их озабоченность по поводу предстоящих дел. Он, если не участник, то обязательно свидетель происходящего.
Поскольку экономической науке свойственны сложные категории и понятия, то мы должны это учитывать и соблюдать осторожность, избегать не нужной дошкольнику перегрузки. Не случайно мы выбрали для вхождения в мир экономики понятные, очень важные для социальной адаптации явления. У ребенка уже есть об этих явлениях некоторые первичные житейские представления, которые можно рассматривать как важную ступень к формированию понятий.
Дети должны знать, как называются профессии их родителей, содержание их деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди трудятся. Появилось много новых профессий, которые связаны с работой на компьютере, и дети зачастую говорят: «Моя мама работает компьютерщицей и кофе приносит директору», «бумаги складывает», «ходит по кабинетам» и т.п. Дети должны знать, что люди многих профессий связаны с необходимостью использования компьютера, но они не компьютерщики: профессия может иметь совсем другое название.
Старшим школьникам доступно понятие «династия», когда у многих членов семьи может быть одна и та же профессия – врачи, учителя, инженеры, фермеры, артисты, фотографы. Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя и родителей является воспитание уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии. Детям дошкольного возраста пока рано выбирать свою будущую профессию, поэтому первоначальные представления о труде взрослых помогают детям узнать о том, что все они работают, о некоторых сторонах их профессиональной деятельности, название разных профессий, что нужно им для работы (предметы труда, оборудование), что они делают на работе, т.е. результаты работы и др.
Часто о труде у детей складываются противоречивые представления: возвышенные оценки, которые дает учитель, не совпадают с получаемыми впечатлениями в условиях семьи («Опять на работу! Отдохнуть не успели, а выходные прошли! Скорей бы отпуск!»). Дети рано начинают понимать, что причина посещения школы - работа мамы. Редкие выходные дни – благо. К сожалению, дети не знают, что многие мамы не смогут жить без работы, без своих коллег, без общения с ними. Мы хотим подчеркнуть, что родителям следует чаще рассказывать детям о положительных сторонах своей работы, о коллегах, чем они гордятся, за что получили поощрение или награду, радоваться за своих коллег, не завидовать, не осуждать, а проявлять чувство радости за успехи других и за свои собственные удачи. Не следует скрывать и негативные стороны профессии, например: «У конструктора, архитектора, учителя, редактора, ученого, писателя устают глаза, ему много приходится читать, писать, работать с чертежами; у балерины «трудятся» ноги, ведь ей постоянно надо их тренировать; у милиционера – очень опасная работа» и т.д. У детей пяти-шести лет должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии.
Самым действительным средством трудового воспитания детей является личное участие детей в хозяйственно-бытовых делах семьи. Семилетний ребенок уже способен иметь в семье постоянный обязанности, и первой из них должно быть наведение порядка в своем собственном хозяйстве. Но родители как раз жалуются, что дети делают это с большим трудом. Особенно это трудно, если в семье нет определенных дней генеральной уборки, если нет порядка в других помещениях квартиры, а от ребенка его требуют. В любом случае инициативу должны брать на себя взрослые и всякий раз мотивировать необходимость участия ребенка: «Давай посмотрим, какие игрушки, игры, книги надо отремонтировать, а может приобрести новые, чтобы заменить надоевшие» и т.д. Детям интереснее принимать участие в делах взрослых, чем наводить порядок у себя в игровом уголке или комнате. Но все-таки надо искать разнообразные способы включения ребенка в домашние дела: взрослый начинает уборку, а ребенок подключается к работе или ребенок начинает, а взрослый подключается для ее завершения, если видит, что у того пропало желание трудиться. Совместный труд детей и взрослых – самый действенный способ приучение детей к труду, как в семье, так и детском саду.
Одним из этапов программы по экономическому воспитанию дошкольников является знакомство детей с интереснейшим в жизни людей социально-экономическим явлением – деньги. Можно убедиться, что речь идет не столько о покупательной и накопительной способности денег, сколько о деньгах как культурно-историческом явлении: что такое деньги, какими были первые деньги, что было, когда не было денег, как выглядят российские рубли, что на них нарисовано; иностранные деньги, валюта, знакомство с внешним видом денег разных стран др. дети с интересом знакомятся с данным явлением, и родители могут внести свою лепту по расширению у детей познавательного интереса к этому атрибуту нашей современной жизни. Очень важно донести до сознания детей связь понятий «труд» и «деньги», что деньги зарабатывают.
Полезным для формирования экономического образа мышления, воспитания начал осознанных потребностей является знакомство детей с понятием бюджет. Программа рекомендует рассказать детям: что такое бюджет, из чего он составляется (из денег членов семьи, поэтому называется «семейный»). Дети легко усваивают материал, особенно когда подготовлены наглядные пособия. Можно подготовить карточки с изображением разного вида расходов; можно нарисовать круг с секторами, в каждом из которых нарисован вид расхода, можно сделать аппликацию из цветной бумаги лестницы, пирамиды с разноцветными полосами, на которых нарисованы или написаны виды расходов - от первостепенных до тех, без которых в ближайшее время можно обойтись.
Посещение магазинов с родителями – еще один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного – нельзя и небезопасно, поэтому целесообразно готовить ребенка к предстоящим посещениям магазинов. Например, мама предлагает вместе составить список предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-то покупку ребенку обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях, я посижу и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице» и т.д. Деньги для ребенка – предмет большой притягательной силы, особенно мелкие деньги, монеты.У некоторых детей иногда возникает желание иметь копилку. При этом часто инициаторами являются сами родители. «Заведи копилку, соберешь побольше денег - купишь, что захочешь». Иногда такое решение заканчивается нежелательными последствиями. Ребенок начинает выпрашивать у родителей, бабушки, папы деньги, лишь бы бросить в копилку, не зная, зачем они ему нужны. Поэтому в каждом конкретном случае может быть принято свое решение, заводить копилку или нет. Нужна беседа с ребенком, которая поможет выяснить его мотивы: как он потратит собранные деньги, что он хочет купить, кого порадовать и т.д., но копилка может иметь место в жизни ребенка только тогда, если не будет способствовать воспитанию привычки клянчить и выпрашивать деньги.
Очень важной, завершающей частью работы по экономическому воспитанию является воспитание полезных привычек, облегчающих жизнь человека. Идея данной части программы заключается в следующем. Люди много трудились, сделали нужные вещи, товары. Заработаны деньги, чтобы купить их; с помощью рекламы узнали, где ее можно купить; приобретена нужная вещь, и она стала частью семейного хозяйства, теперь нужно знать, как пользоваться ею, чтоб она долго служила людям.
В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.
Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия школы и семьи. Вместе с тем отметим, что есть такие проблемы, в частности проблема экономического воспитания, когда родители могут многому научить самих педагогов.
Предварительный просмотр:
Комбинированная диагностическая работа для 2 класса по определению финансовой и математической грамотности (ФиМГ).
Вариант 1
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ Работа состоит из четырёх заданий, каждое задание описывает одну ситуацию. В каждом задании два вопроса. Таким образом, всего в работе 8 вопросов, на которые вам необходимо будет дать ответ. На выполнение работы отводится 40 минут. В работе вам встретятся задания с разной формой ответа. При ответе на вопрос с выбором ответа, нужно отметить ответ, который считаете верным, поставив знак «√». При ответе на вопрос с кратким ответом, записывайте ответ в специально отведенном месте после слов «Ответ», «числовое выражение». В работе есть вопросы, к которым нужно не только дать ответ, но и записать решение или объяснение. В этих заданиях написано: «запишите решение», «докажите», «объясните». Желаем успеха! |
Задание 1. Миша собирал машинку из конструктора, но её собрать не удалось, так как в коробке оказалось не 78 деталей, а 76.
Вопрос 1/1. Сколько деталей не хватало в конструкторе?
Числовое выражение: __________________________________________
Вопрос 1/2. Докажите, что 22 детали будет достаточно, чтобы дополнить бракованную партию конструкторов, в которой 10 таких коробок.
Объясните свой ответ.
______________________________________________________________
Задание 2. Света и Наташа делают красивые украшения и выставляют на продажу в Интернете. За неделю они продают 2 браслета по 30 руб. и одну брошь за 50 руб.
Вопрос 2/1. Сколько девочки зарабатывают денег за неделю?
Браслет - 30 руб. Брошь - 50 руб.
Составь числовое выражение:___________________________________
Вопрос 2/2 На сколько больше смогут девочки заработать денег за месяц, если за неделю смогут выполнять комплект из двух брошей и двух браслетов? Запиши ответ в таблицу 1.
Таблица 1.
Цена одного изделия | Комплект 1 | Комплект 2 | |
Браслет | 30 руб. | 2 браслета | 2 браслета |
Брошь | 50 руб. | 1 брошь | 2 броши |
Стоимость комплекта | |||
Сверхприбыль за месяц |
Задание 3. Ярик и Сава ездят на тренировки в спорткомплекс «Атлет» на автобусе. Билет стоит 22 руб. Рассмотри достоинства монет.
Сава
Ярик
Вопрос 3/1. Какую сумму денег насчитал в своих карманах каждый из ребят?
Выбери правильный ответ.
- 50 и 25
- 42 и 25
- 35 и 42
- 50 и 35
Вопрос 3/2. Хватит ли обоим мальчикам денег на обратный проезд?
Объясни свой ответ.
______________________________________________________________
Задание 4. На графике показан доход семьи за один год по месяцам.
Вопрос 4/1. Рассмотри график и ответь на вопросы:
- В каких месяцах доход семьи можно считать стабильным?
- В каком месяце доход семьи был самым высоким? Самым низким?
- В каком месяце доход семьи был выше: в июле или в октябре?
- В каком месяце доход семьи был ниже: в апреле или в ноябре
- __________________________________________________________
- __________________________________________________________
- __________________________________________________________
- __________________________________________________________
Вопрос 4/2. На какие месяцы приходится постепенный рост дохода семьи?
Выбери правильный ответ.
- С апреля по август
- С июля по декабрь
- С февраля по май
- С января по март
Комбинированная диагностическая работа для 2 класса по определению финансовой и математической грамотности (ФиМГ).
Вариант 2.
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ Работа состоит из четырёх заданий, каждое задание описывает одну ситуацию. В каждом задании два вопроса. Таким образом, всего в работе 8 вопросов, на которые вам необходимо будет дать ответ. На выполнение работы отводится 40 минут. В работе вам встретятся задания с разной формой ответа. При ответе на вопрос с выбором ответа нужно отметить ответ, который считается верным, поставив знак «√». При ответе на вопрос с кратким ответом записывайте ответ в специально отведённом месте после слов «Ответ», «числовое выражение». В работе есть вопросы, к которым нужно не только дать ответ, но и записать решение или объяснение. В этих заданиях написано: «запишите решение», «докажите», «объясните». Желаем успеха! |
Задание 1. Карандаш стоит 9 руб., а ластик 5 рублей.
9 руб. 5 руб.
Вопрос 1/1. Составьте числовое выражение, которое показывает, на сколько карандаш стоит дороже ластика?
Числовое выражение: _________________________________________
Вопрос 1/2. Докажите, что за 70 руб. можно купить 5 ластиков и 5 карандашей.
Объясните свой ответ.
_____________________________________________________________
Задание 2.Крот попросил мышь выдать Дюймовочке зёрнышки. Дюймовочке мышь выдала 6 зёрнышек, а кроту сказала, что 9.
Вопрос 2/1. Составьте числовое выражение, которое показывает, сколько зёрнышек мышь присвоила себе?
Числовое выражение: ________________________________________
Вопрос 2/2. Запишите в таблице 1, сколько зёрнышек сэкономит мышь за неделю.
Таблица 1.
За 1 день | За неделю | |
Должна дать | 9 зёрен | |
Дала по факту | 6 зёрен | |
Сэкономила |
Задание 3. Ольга и Светлана пошли в кино. Билет стоит 150 рублей. Оля расплатилась двумя 100- рублёвыми банкнотами, Светлана – одной номиналом в 500 рублей.
Вопрос 3/1. Какую сумму каждая из них получила на сдачу?
Выбери правильный ответ.
- 50 и 250
- 100 и 250
- 50 и 100
- 50 и 350
Вопрос 3/2. Сколько билетов могут купить девочки для своих подруг на полученную сдачу?
Ответ: _______________________________________________________
Объяснение: __________________________________________________
Задание 4.В соответствии с правилами регистрации юридических лиц за год было закрыто 40 кафе в связи с неуплатой налогов.
Вопрос 4/1. Определите по графику, в каком месяц было закрыто больше всего кафе, а в какой- меньше всего?
- _________________________________________________________
- _________________________________________________________
Вопрос 4/2. В какой период уплата налогов была стабильной. Обведи правильный ответ.
1) в апреле и мае?
2) в феврале или в марте?
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики и финансовой грамотности для 3 класса.
3 Класс
УМК: «Школа России»
Предмет: Математика
Тема: Решение задач разного типа
Тип урока: Урок систематизации знаний
Цель: Создать условия для развития умения анализировать и решать математические задачи финансового содержания.
*Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Научатся решать разные типы математических задач финансового содержания, в том числе те, данные которых представлены в виде таблицы; воспроизводить результаты устных вычислений в пределах тысячи; | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем | Принимать и сохранять учебную задачу. Представлять информацию в виде таблицы. Сравнивать и анализировать предлагаемый материал. Извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, схема,) | Работать в группе, распределять роли, договариваться друг с другом. Осуществлять выбор доказательств для аргументации своей точки зрения. | Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека. Понимать значение знаний для человека и принимать его; выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи. |
Ход урока
** Название этапа урока
| Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний. | Повторение порядка действий в сложном выражении. Устные вычисления в пределах 1000 | Групповая работа (устный счет) | Учитель делит класс на 5 групп (способом случайного выбора по цвету стикера) Дает установку на предстоящую работу. | Класс делится на 5 групп. Для каждой групп даётся своё выражение. Задание: вычислить значение выражения; значение выражения будет означать номер группы согласно алфавитному порядку. 1 группа = (ответ 5; буква Д) 2 группа (645-305): 10-18= (ответ 16; буква О) 3 группа 900:3:100+13= (ответ 16; буква О) 4 группа (100-90)8-33-30= (ответ 17; буква П) 5 группа 97+40:4-50= (ответ 23; буква Х) По одному представителю от групп озвучивают полученную букву. Из полученных букв класс составляет слово ПОХОД. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться. Применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека. Коммуникативные: работают в группе, распределяют роли, договариваться друг с другом. Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу. | Наблюдение |
2 | Формулирование темы урока, постановка цели | Фронтальная работа | -Для того чтобы добраться до поляны. Нам нужно решить много задач разного типа. -Какая тема нашего урока? | -Решение задач разного типа. | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Наблюдение | |
3. | Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. | Составление плана работы на урок. | Фронтальная работа | - У нас есть карта (Приложение №1), с помощью нее мы сможем добраться до поляны. -Давайте составим план работы. | Составляют план: 1.Купить продукты для похода. 2. Сделать привал 3. Добраться до поляны. | Регулятивные: Планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций. Извлекают информацию, представленную в форме схемы. | Наблюдение |
4. | Реализация выбранного проекта. | Групповая работа | -Мы отправились в магазин. В группе вам необходимо посчитать, сколько денег потратят ребята, купив все необходимое (Приложение №2) Анализ полученного результата. - Во время похода ребята решили сделать привал, а заодно и купить воды. Они зашли в магазин к Фоме. Ребятам нужно 15 литров воды, в магазине двухлитровая бутылка воды стоит 60 рублей, один литр стоит 33 рубля. Бутылки, какого объема будет выгоднее купить? | В группе вычисляют результат. Анализ полученного результата. Обсуждение и решение задачи в группе. | Познавательные: Представляют информацию в виде таблицы. Сравнивают и анализируют предлагаемый материал. Извлекают информацию, представленную в форме таблицы. | Взаимопроверка | |
5. | Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. | Сравнение с эталоном. Контроль деятельности. | Самостоятельная работа | -Вот мы и добрались до поляны, здесь нас ждут задачки. - Вам необходимо решить их. Первые 10 учеников, которые верно решили задачи, проверяют их у остальных ребят. | Решение задач. Проверка задач. | Познавательные: сравнивают и анализируют предлагаемый материал. Регулятивные: оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности. | Самопроверка, сравнение с образцом |
6. | Этап рефлексии деятельности. | Прием «пяти пальцев»: самое важное на уроке, тема и цель урока, самое интересное на уроке, трудности урока, новые «имена» на уроке. | Подведение итогов. Анализ деятельности. Прием «пяти пальцев»: самое важное на уроке (большой палец), тема и цель урока (указательный палец), самое интересное на уроке (средний палец), трудности урока (безымянный палец), новые «имена» на уроке(мизинец). | Рефлексия с помощью приема «пяти пальцев». | Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения. Коммуникативные: проявляет активность в деятельности, оформляет мысли в устной форме. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи. | Самоанализ |
Приложение №1
Наименование | Цена | Количество |
| 20 200 30 15 5 50 35 40 50 40 | 3 булки 2 килограмма 15 бутылок (1литр) 1 пачка 2 пачки 5 банок 3 пачки 5 банок 3 килограмма 2 килограмма |
Сумма: |
Предварительный просмотр:
Викторина
«Знатоки финансовой грамотности» для учащихся 4 классов.
Задачи мероприятия:
- уточнить представления учащихся о функции обмена денег;
- закрепить практическим путем операцию обмена товара на товар, обмена товара на деньги;
- уточнить название денежных единиц разных стран;
- в результате игровой деятельности формировать у учащихся положительное отношение к занятиям кружка «Афлатун», интереса к предмету;
- используя соревнования, привлечь к работе не только сильных, но и слабых учащихся, а значит повысить качество усвоения материала;
- развивать коммуникативные навыки при работе в группах.
Подготовительная работа:
- Расставили столы для работы в командах.
- На уроке технологии изготовили свои собственные деньги – «ашки» достоинством в 1 рубль (жёлтый круг – 1 ашка) и 5 рублей (красный круг- 5 ашек).
Материалы:
- Кроссворды – 4 листа
- Скороговорки- 4 листа
- Мультфильм «Как старик корову продавал»
- Презентация к уроку.
- Карточки с рисунками парты, микстуры, сахара, муки, билета, бинокля, термометра, тетради.
- Таблички «театр», «аптека», «школа», «торт».
- Деньги, сделанные ребятами – ашки.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Ребята самостоятельно выбирают записку с номером из моей жестяной коробочки (в классе 24 человека). Тем самым, определился состав каждой команды. У нас получилось 4 команды по 6 человек.
Каждая команда должна в течение 5 минут придумать название, девиз и выбрать капитана.
1-я команда - Экономики.
2-я команда - Рублики.
3-я команда - Копейки.
4-я команда – Финансисты.
Кроме этого, необходимо договориться о нумерации игроков. Капитан команды играет под №1, остальные №2, №3 …,№6.
Учитель выдаёт каждой команде стартовый капитал – 10 ашек.
(5 жёлтых -по 1ашки, и 1 красную - 5 ашек)
- Актуализация знаний. Финансовая разминка.
а) Игра «Кто больше знает финансовых терминов?».
Команда на выданном бланке должна за 2 минуты записать безошибочно как можно больше терминов.
По истечению времени команды обмениваются друг с другом бланками. Чужая команда подсчитывает доход команды – соперника, при этом обязательно учитывается соответствие написанных слов с заданной тематикой и грамотностью.
1 правильное слово = 1 ашке.
Учитель проверяет правильность выполнения задания. Если проверяющая команда не ошиблась, она получает дополнительно 1 ашку.
б) Отгадай загадку.
Приглашаются игроки №2 от каждой команды. Каждый правильный ответ приносит команде 1 ашку.
1. Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке -
От одежды до булавки. (Супермаркет)
2. Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа и самовар
Называются … (Товар)
3. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … (Продавцы)
4. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно … (Весы)
Приглашаются игроки №3 от каждой команды. Каждый правильный ответ приносит команде 1 ашку.
5. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт … (Кассир)
6. В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. (Бухгалтер)
7. Люди ходят на базар
Там дешевле весь … (Товар).
8. И врачу, и акробату
Выдают за труд … (Зарплату).
в) Кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
1. Символьное обозначение в англоязычных текстах: $. Буквенный код валюты: USD.
2.Обмен одного товара на другой.
3. … стерлингов. Запишите пропущенное слово.
4. Современная денежная единица Китайской Народной Республики
5. Медная монета сначала достоинством в две копейки, а позднее с 1838 г. в полкопейки.
6. Денежная единица Японии.
Ответы: 1.Доллар
2.Бартер
3.Фунт
4.Юань
5.Грош
6.Иена
Правильный ответ – 1 ашка.
- Как вы думаете, какую роль играют деньги в нашей жизни?
"Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают мысли людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека..."
Древнегреческий философ СОФОКЛ так говорил 2 тыс. лет назад о деньгах.
-А как вы думаете, виноваты ли деньги во всех тех преступлениях, в которых их обвиняет Софокл?
Обсуждаем.
Вывод: В современном мире деньги могут способствовать добру, а могут помогать или даже совершать зло. Все зависит от того, в чьих руках они находятся.
- Конкурс капитанов.
Кто быстрее и правильнее ее скажет, получает победные 5 ашек. остальные по 1 ашке. (У каждого капитана карточка со скороговоркой).
Петр Петрович по имени Перепелович
Пошел погулять, поймал перепелку,
Пошел продавать. Понес по рынку, просил полтинку,
Подали пятак, он продал так!
Судьи в этом туре – члены чужой команды. Подводим итоги тура, объявляем победителя.
- Конкурс «Мульти-пульти».
Приглашаются игроки №4 от каждой команды. Каждый правильный ответ приносит команде 1 ашку.
1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков? (заклинание «Крекс – фекс – пекс»)
2. На чём разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне? (соль)
3. Героине, какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)
4. Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
Бонусный вопрос всем командам.
- Посмотрите мультфильм по стихотворению С. Михалкова и скажите: «Почему старик передумал корову продавать?»
5 ашек получает та команда, которая даст полный, подробный и аргументированный ответ. Сначала смотрим, затем минуту обсуждаем. Если команда готова ответить, поднимите все вместе вверх руки.
- Конкурс "Умей договориться".
Решили два жуира меняться без рэкетира,
А что менять - не в этом суть
Хоть что-нибудь на что-нибудь:
Карамельку Чупа-Чупс
На орешки ММД-с.
Друзья не ищут выгод-
Им пошуметь, попрыгать,
А что менять - не в этом суть. Хоть что-нибудь на что-нибудь.
Так целый день менялись и при своем остались.
- Мы отправляемся на станции «Менялки» и «Покупалки». На этих станциях всё перепуталось. Все вещи, все продукты оказались не в том месте, где нужно.
Каждая команда получает карточки с рисунками и списком необходимых вещей.
1-я команда- «Экономики» должны идти а театр
2-я команда- «Рублики» должны идти в школу
3-я команда- «Копейки» должны приготовить торт, т.к. вечером все будут отмечать праздник.
4 –я команда - «Финансисты» должны сходить в аптеку.
-Вам необходимо собрать все необходимые вещи для своего дела. Для этого нужно осуществлять обмен одной вещи на другую. Старайтесь договориться с соперниками. В крайнем случае, вы можете использовать наши ашки.
- Тогда как будет называться эта операция?
Каждая команда имеет стартовый капитал -10 ашек + те ашки, которые заработали в каждом конкурсе.
Цена каждой вещи в этом туре - 5 ашек.
За победу (команда собрала все необходимые предметы и имеет самую большую сумму ашек) в этом конкурсе команда получает - 10 ашек, а остальным по 1 ашке.
Капитан, победившей в этом конкурсе команды, должен поделиться опытом – как удалось сэкономить ашки и добыть все необходимые предметы?
- Конкурс «Памятка».
- Мы сейчас послушали капитана и членов команды «…», которые рассказали о том, как им удалось сэкономить.
А давайте попробуем составить Памятку, которая поможет ребятам из других классов экономно расходовать карманные деньги.
Сначала вы работаете в командах – обсуждаете и формулируете. А затем составляем общую Памятку.
Памятка.
- Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги свои трудом.
- Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
- Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.
- Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
- Купите игру «Монополия» (или аналог) и регулярно играйте в неё. Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.
- Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости!
Блиц – опрос.
1. Что делает с рублём копейка? ( бережёт).
2. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей).
3. Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар).
4. Месяц школьных базаров - это … ( август).
5. Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок).
6. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные).
7. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы).
8. Главный рекламный агент болота – это …Кто? (лягушка).
9. Продукцию, какого народного промысла часто называют золотой? (Хохлома).
10. «Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки – чистенькая, светленькая, – покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» Назовите автора сказки. (Андерсен).
Правильный ответ – 1 ашка команде.
- Подведение итога викторины. Рефлексия.
- Во время нашей викторины мы повторили некоторые темы, связанные с финансовой грамотностью.
- Что повторили?
- Какие термины вспомнили? (деньги обмен экономия)
- Вот и подошла к концу наша викторина на лучшего знатока финансовой грамотности». Победителем стала команда «…». Молодцы, ребята! Отличная командная игра!
Каждый выскажите свое мнение об игре, продолжив предложение.
Я узнал …
Мне было …
Мне понравилось …
Мне не понравилось …