Земля моя Нижегородская

Ольга Юрьевна Громова

Земля моя Нижегородская

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemlya_nizhegorodskaya.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Дзержинска Нижегородской области

Управление образования Администрации города Дзержинска

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

ПРИНЯТА

педагогическим советом

от 25.06.2014 протокол № 9

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

от 25.06.2017 № 353-п

Дополнительная общеобразовательная программа

 «Земля моя Нижегородская»

Разработчик программы

учитель истории

О.Ю. Громова

                                                     

2017

Пояснительная записка.

По своей направленности дополнительная образовательная программа является туристко - краеведческой, помогающей становлению и обогащению культуры детей, а так же учебно-познавательной, поддерживающей  и дополняющей  учебные программы.

Программа актуальна и значима, так как помогает детям познакомиться с историей родного края, совершать познавательные туристические поездки по его достопримечательностям. В данное время возрос интерес к краеведению. Программа модифицирована и составлена на основании программы Департамента образования Нижегородской области Государственное образовательное учреждение дополнительного и профессионального образования. НИРО. В.К.Крючков, Г.Б. Гречихин «Нижегородский край».

Возраст обучающихся 12-14 лет. Срок реализации 2 года.

При изучении материала используются различные формы проведения занятий, такие как лекции, семинары, защита творческих проектов, экскурсии.

Программа обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, в котором живёшь.     Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Цель программы популяризация краеведческих знаний, формирование у учащихся целостного представления о регионе, сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций, эффективное функционирование системы патриотического воспитания по отношению к родному краю и городу.

Задачи программы: · 

1.Нучить учащихся овладению основами знаний по краеведению.

2.  Развивать творческие способности, эмоциональную сферу, воображения, фантазию и речь ребенка.

3.  Воспитывать гражданское сознание и патриотизм на основе изучения краеведения.

Ожидаемые результаты:

- сформировать готовность учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;

- знать историю Нижегородской области;

- знать историю Дзержинского  района;

- знать выдающихся людей родного края;

- уметь вести диалог со старожилами, людьми, несущими информацию о

нашем крае;

- уметь пользоваться краеведческой литературой, архивными

источниками, научной литературой.

Данные занятия, посещение исторических мест, занятия учебно-исследовательской работой должны привести к лучшим познаниям истории родного края и умениям ориентироваться в исторически значимых  местах. Умение обучающихся самостоятельно работать с историческими документами для выяснения и нахождения исторической информации относящийся к теме. Свободно ориентироваться в знаниях исторических фактов Нижегородского края.

Учебно-тематический план.

№  

п/п

Тема занятий

Всего часов

В том числе

теория

практика

1.

Первые сведения из истории края

2

2

-

2.

Нижегородский край в период возникновения и развития феодализма.

32

26

6

3.

Разложение феодализма и развитие капиталистических отношений в России.

3

3

-

4.

Культура в Н.Новгороде 19 века.

8

6

2

5.

Нижегородский край в начале 20 века.

6

5

1

6.

Горьковская область. Культура в 30-40х годах 20 века.

2

2

-

7.

Окрестности города Дзержинская.

3

1

2

8.

Горьковская область в годы Великой отечественной войны.

4

3

1

9.

Архитектура и культура города Дзержинская.

8

6

2

Итого:

68

54

14

Календарно - тематическое планирование на 1 год обучения

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Введение: ознакомление с целями и задачами кружка.

1

2.

Археологическое прошлое Нижегородского края.

1

3.

Городец на Волге

1

4.

Роль Александра Невского в жизни Городца

1

5.

Основание Нижнего Новгорода.

1

6.

Строительство Нижегородского кремля.

1

7.

Нижегородский край в борьбе с монголо-татарскими завоевателями.

1

8.

Нижегородский край в борьбе с монголо-татарскими завоевателями.

1

9.

Культура нашего края в XII – XIV вв.

1

10.

Поездка в Нижний Новгород.

1

11.

Легенды и мифы возникновения  Дудина монастыря.

1

12.

Нижегородский край в эпоху Ивана Грозного.

1

13.

Смута и Нижегородский край.

1

14.

Посещение Нижегородского кремля.

1

15.

Личность Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

1

16.

Великое дело Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

1

17.

Историческая викторина «Славные дела Нижегородские».

1

18.

Культура Нижегородского края XVII века.

1

19.

Быт нижегородцев XVII века.

1

20.

Промышленная Балахна.

1

21.

Арзамас в XVII веке.

1

22.

История Макарьевской ярмарки.

1

23.

Викторина «Мой край, мое отечество».

1

24.

Раскол в Русской православной церкви.

1

25.

Петерим и Нижегородское старообрядничество.

1

26.

Нижегородский край в XVIII веке.

1

27.

Древний Семенов- родина хохломы

1

28.

Город Лукоянов.

1

29.

Города XVIII века.

1

30.

Поездка в музей хохломы. Город Семенов.

1

31.

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева и Нижегородская губерния.

1

32.

Историческая викторина  «Города края в 18 веке»

1

33.

Нижегородская наука в эпоху просвещенного абсолютизма.

1

34.

Быт и нравы XVIII века.

1

Календарно - тематическое планирование на 2 год обучения

 «Земля моя Нижегородская»

2 год обучения

п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

1812 год в истории Нижегородского края.

1

Декабристы – нижегородцы.

1

Экономическое развитие края в XIX веке.

1

Культура края в первой половине XIX века.

1

А.С.Пушкин и Болдинская осень.

1

Поездка в Болдино.

1

А.С.Пушкин в Лукоянове.

1

Вклад Нижегородцев в науку и культуру.

1

Викторина: Знаменитые Нижегородцы.

1

Нижегородский край в начале ХХ века.

1

Первая губернская газета.

1

125 лет телефону в Нижнем Новгороде.

1

А.М.Горький на родине.

1

Поездка в музей «Домик Каширина»

1

Черноречье и Растяпино.

1

Город на Оке.

1

Наш край в годы революции 1917 года.

1

Культура края в 30-40хх годах ХХ века.

1

Посещение краеведческого музея г. Дзержинска.

1

Желнино. История поселения.

1

Поездка в Желнино.

1

Строительство и истоки Автозавода.

1

Город Горький и ВОВ.

1

Герои – горьковчане.

1

Герои – фронтовики Дзержинцы.

1

Викторина «Уроки ВОВ»

1

Большая химия Дзержинска.

1

Улицы, проспекты, площади Дзержинска.

1

Культуры города Дзержинска.

1

Дзержинский Драматический театр.

1

Посещение театра Драмы.

1

Викторина «Знаменитые земляки».

1

Я и мой город.

1

Итоговое повторение

Содержание изучаемого курса

  1. Первые сведения из истории края.

Археологическое прошлое Нижегородского края.  История стоянок древних людей и поселение родовых общин на территории нашего края. Расселение племен по всей территории.

  1. Нижегородский край в период возникновения и развития феодализма.

История Нижегородского края с 11 по 18 века. Политические, культурные и религиозные аспекты.

  1. Разложение феодализма и развитие капиталистических отношений в России.

Основные исторические события 19 века, экономическое развитие края и его значение для жителей Н. Новгорода и губернии.

  1. Культура в Н.Новгороде 19 века.

Вклад нижегородцев в науку и культуру России. Жизнь А.С.Пушкина в Болдино.

  1. Нижегородский край в начале 20 века.

Октябрьская революция 1917 года. Ее значение для края. М.А.Горький, его жизнь в Н.Новгороде, детство, юношество.

  1. Горьковская область. Культура в 30-40х годах 20 века.

Расширение г. Горького, строительство Автозавода, истоки создания, развития и историческое значение для страны.

7.Окрестности города Дзержинска.

История поселения п. Жолнино., Бабушкино, Пушкино.

    8.Горьковская область в годы Великой отечественной войны.

Вклад в победу жителей области. Уроки. Итоги. Герои фронтовики Дзержинцы и Горьковчане.

9.Архитектура и культура города Дзержинска.

Строительство города. Создание заводов и их значение для страны. Посещение драматического театра.

     

Список литературы:

  1. Р.Н.Горнева «Дзержинск». - Горький. – Волго-Вятское книжное изд-во, 1985г.
  2. Ежегодник «Нижегородские исследования по краеведению и археологии». – Нижний Новгород. Нижегородский гуманитарный цикл, 1999г.
  3. Ежегодник «Записки краеведов» - Горький. Волго-вятское книжное изд-во, 1981г.
  4. С.В.Филатов «Люди. События. Факты». Н.Новгород, 2000г.
  5. Л.Н.Чемоданов. «История Горьковской области». Горький. Волго-вятское книжное изд-во, 1975г.

Методическая литература и обеспечение.

  1. Программа по краеведению, автор Г.Б. Гречухин.
  2. Карточки по разделам программы.
  3. Исторические карты Нижегородского края.