Земля моя Нижегородская
Предварительный просмотр:
Администрация города Дзержинска Нижегородской области
Управление образования Администрации города Дзержинска
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
ПРИНЯТА педагогическим советом от 25.06.2014 протокол № 9 | УТВЕРЖДЕНА приказом директора от 25.06.2017 № 353-п |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Земля моя Нижегородская»
Разработчик программы учитель истории О.Ю. Громова |
2017
Пояснительная записка.
По своей направленности дополнительная образовательная программа является туристко - краеведческой, помогающей становлению и обогащению культуры детей, а так же учебно-познавательной, поддерживающей и дополняющей учебные программы.
Программа актуальна и значима, так как помогает детям познакомиться с историей родного края, совершать познавательные туристические поездки по его достопримечательностям. В данное время возрос интерес к краеведению. Программа модифицирована и составлена на основании программы Департамента образования Нижегородской области Государственное образовательное учреждение дополнительного и профессионального образования. НИРО. В.К.Крючков, Г.Б. Гречихин «Нижегородский край».
Возраст обучающихся 12-14 лет. Срок реализации 2 года.
При изучении материала используются различные формы проведения занятий, такие как лекции, семинары, защита творческих проектов, экскурсии.
Программа обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, в котором живёшь. Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Цель программы популяризация краеведческих знаний, формирование у учащихся целостного представления о регионе, сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций, эффективное функционирование системы патриотического воспитания по отношению к родному краю и городу.
Задачи программы: ·
1.Нучить учащихся овладению основами знаний по краеведению.
2. Развивать творческие способности, эмоциональную сферу, воображения, фантазию и речь ребенка.
3. Воспитывать гражданское сознание и патриотизм на основе изучения краеведения.
Ожидаемые результаты:
- сформировать готовность учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
- знать историю Нижегородской области;
- знать историю Дзержинского района;
- знать выдающихся людей родного края;
- уметь вести диалог со старожилами, людьми, несущими информацию о
нашем крае;
- уметь пользоваться краеведческой литературой, архивными
источниками, научной литературой.
Данные занятия, посещение исторических мест, занятия учебно-исследовательской работой должны привести к лучшим познаниям истории родного края и умениям ориентироваться в исторически значимых местах. Умение обучающихся самостоятельно работать с историческими документами для выяснения и нахождения исторической информации относящийся к теме. Свободно ориентироваться в знаниях исторических фактов Нижегородского края.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема занятий | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1. | Первые сведения из истории края | 2 | 2 | - |
2. | Нижегородский край в период возникновения и развития феодализма. | 32 | 26 | 6 |
3. | Разложение феодализма и развитие капиталистических отношений в России. | 3 | 3 | - |
4. | Культура в Н.Новгороде 19 века. | 8 | 6 | 2 |
5. | Нижегородский край в начале 20 века. | 6 | 5 | 1 |
6. | Горьковская область. Культура в 30-40х годах 20 века. | 2 | 2 | - |
7. | Окрестности города Дзержинская. | 3 | 1 | 2 |
8. | Горьковская область в годы Великой отечественной войны. | 4 | 3 | 1 |
9. | Архитектура и культура города Дзержинская. | 8 | 6 | 2 |
Итого: | 68 | 54 | 14 |
Календарно - тематическое планирование на 1 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Введение: ознакомление с целями и задачами кружка. | 1 | |
2. | Археологическое прошлое Нижегородского края. | 1 | |
3. | Городец на Волге | 1 | |
4. | Роль Александра Невского в жизни Городца | 1 | |
5. | Основание Нижнего Новгорода. | 1 | |
6. | Строительство Нижегородского кремля. | 1 | |
7. | Нижегородский край в борьбе с монголо-татарскими завоевателями. | 1 | |
8. | Нижегородский край в борьбе с монголо-татарскими завоевателями. | 1 | |
9. | Культура нашего края в XII – XIV вв. | 1 | |
10. | Поездка в Нижний Новгород. | 1 | |
11. | Легенды и мифы возникновения Дудина монастыря. | 1 | |
12. | Нижегородский край в эпоху Ивана Грозного. | 1 | |
13. | Смута и Нижегородский край. | 1 | |
14. | Посещение Нижегородского кремля. | 1 | |
15. | Личность Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. | 1 | |
16. | Великое дело Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. | 1 | |
17. | Историческая викторина «Славные дела Нижегородские». | 1 | |
18. | Культура Нижегородского края XVII века. | 1 | |
19. | Быт нижегородцев XVII века. | 1 | |
20. | Промышленная Балахна. | 1 | |
21. | Арзамас в XVII веке. | 1 | |
22. | История Макарьевской ярмарки. | 1 | |
23. | Викторина «Мой край, мое отечество». | 1 | |
24. | Раскол в Русской православной церкви. | 1 | |
25. | Петерим и Нижегородское старообрядничество. | 1 | |
26. | Нижегородский край в XVIII веке. | 1 | |
27. | Древний Семенов- родина хохломы | 1 | |
28. | Город Лукоянов. | 1 | |
29. | Города XVIII века. | 1 | |
30. | Поездка в музей хохломы. Город Семенов. | 1 | |
31. | Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева и Нижегородская губерния. | 1 | |
32. | Историческая викторина «Города края в 18 веке» | 1 | |
33. | Нижегородская наука в эпоху просвещенного абсолютизма. | 1 | |
34. | Быт и нравы XVIII века. | 1 |
Календарно - тематическое планирование на 2 год обучения
«Земля моя Нижегородская»
2 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата проведения |
1812 год в истории Нижегородского края. | 1 | ||
Декабристы – нижегородцы. | 1 | ||
Экономическое развитие края в XIX веке. | 1 | ||
Культура края в первой половине XIX века. | 1 | ||
А.С.Пушкин и Болдинская осень. | 1 | ||
Поездка в Болдино. | 1 | ||
А.С.Пушкин в Лукоянове. | 1 | ||
Вклад Нижегородцев в науку и культуру. | 1 | ||
Викторина: Знаменитые Нижегородцы. | 1 | ||
Нижегородский край в начале ХХ века. | 1 | ||
Первая губернская газета. | 1 | ||
125 лет телефону в Нижнем Новгороде. | 1 | ||
А.М.Горький на родине. | 1 | ||
Поездка в музей «Домик Каширина» | 1 | ||
Черноречье и Растяпино. | 1 | ||
Город на Оке. | 1 | ||
Наш край в годы революции 1917 года. | 1 | ||
Культура края в 30-40хх годах ХХ века. | 1 | ||
Посещение краеведческого музея г. Дзержинска. | 1 | ||
Желнино. История поселения. | 1 | ||
Поездка в Желнино. | 1 | ||
Строительство и истоки Автозавода. | 1 | ||
Город Горький и ВОВ. | 1 | ||
Герои – горьковчане. | 1 | ||
Герои – фронтовики Дзержинцы. | 1 | ||
Викторина «Уроки ВОВ» | 1 | ||
Большая химия Дзержинска. | 1 | ||
Улицы, проспекты, площади Дзержинска. | 1 | ||
Культуры города Дзержинска. | 1 | ||
Дзержинский Драматический театр. | 1 | ||
Посещение театра Драмы. | 1 | ||
Викторина «Знаменитые земляки». | 1 | ||
Я и мой город. | 1 | ||
Итоговое повторение |
Содержание изучаемого курса
- Первые сведения из истории края.
Археологическое прошлое Нижегородского края. История стоянок древних людей и поселение родовых общин на территории нашего края. Расселение племен по всей территории.
- Нижегородский край в период возникновения и развития феодализма.
История Нижегородского края с 11 по 18 века. Политические, культурные и религиозные аспекты.
- Разложение феодализма и развитие капиталистических отношений в России.
Основные исторические события 19 века, экономическое развитие края и его значение для жителей Н. Новгорода и губернии.
- Культура в Н.Новгороде 19 века.
Вклад нижегородцев в науку и культуру России. Жизнь А.С.Пушкина в Болдино.
- Нижегородский край в начале 20 века.
Октябрьская революция 1917 года. Ее значение для края. М.А.Горький, его жизнь в Н.Новгороде, детство, юношество.
- Горьковская область. Культура в 30-40х годах 20 века.
Расширение г. Горького, строительство Автозавода, истоки создания, развития и историческое значение для страны.
7.Окрестности города Дзержинска.
История поселения п. Жолнино., Бабушкино, Пушкино.
8.Горьковская область в годы Великой отечественной войны.
Вклад в победу жителей области. Уроки. Итоги. Герои фронтовики Дзержинцы и Горьковчане.
9.Архитектура и культура города Дзержинска.
Строительство города. Создание заводов и их значение для страны. Посещение драматического театра.
Список литературы:
- Р.Н.Горнева «Дзержинск». - Горький. – Волго-Вятское книжное изд-во, 1985г.
- Ежегодник «Нижегородские исследования по краеведению и археологии». – Нижний Новгород. Нижегородский гуманитарный цикл, 1999г.
- Ежегодник «Записки краеведов» - Горький. Волго-вятское книжное изд-во, 1981г.
- С.В.Филатов «Люди. События. Факты». Н.Новгород, 2000г.
- Л.Н.Чемоданов. «История Горьковской области». Горький. Волго-вятское книжное изд-во, 1975г.
Методическая литература и обеспечение.
- Программа по краеведению, автор Г.Б. Гречухин.
- Карточки по разделам программы.
- Исторические карты Нижегородского края.