Авторские опубликованные материалы

Репринцев Сергей Александрович

Обобщение педагогического опыта: доклады, выступления, статьи

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ ВОДИТЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ

        

Репринцев С.А.

Мастер производственного обучения

 по профессии "Водитель"

ОБПОУ "Советский социально - аграрный

техникум имени В.М. Клыкова"

Духовно-нравственное развитие и воспитание подростков являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

 Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» - писал в свое время Я.А. Коменский.

Воспитание нравственных качеств будущего водителя требует первостепенное внимание в процессе обучения студента. Ни одно из свойств личности водителя не оказывает столь непосредственного влияния на безопасность дорожного движения и не характеризует надежность самого водителя, как его нравственность. Нельзя отрицать, что большое количество происшествий на дорогах совершаются из-за недисциплинированности водителей.

 В целом, процесс духовно-нравственного воспитания предполагает становление отношений подростка к своей стране, окружающему обществу, коллективу, людям, к труду, к своим обязанностям, здоровью, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, трудовой деятельности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества  превратились во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Актуально ли это в системе профессионального образования, когда современные работодатели требуют инициативных, предприимчивых работников, способных оперативно решать новые задачи и  принимать решения?

        Тесно  общаясь с представителями работодателей района, могу сказать, что современный рынок труда предъявляет высокие требования к уровню подготовки будущего специалиста, в том числе, и  к водителю автомобиля. Когда,  работодателями востребованы не только кадры, имеющие водительское удостоверение на право управления транспортными средствами соответствующих категории и обладающие профессиональными знаниями и навыками в обслуживании автомобиля; но и которые имеют такие личностные качества, как ответственность и трудолюбие, не безразличность к результатам трудовой деятельности, коммуникабельность, умение работать в коллективе, стремление к саморазвитию.

         Моя задача, как мастера производственного обучения, сформировать не только важнейшие компетенции и определенный уровень профессиональной подготовки будущего водителя, но и личностные качества гражданина нашей страны.

Уже больше двадцати лет, работая мастером производственного обучения по профессии водитель автомобиля, готовлю к профессиональной деятельности молодое поколение студентов техникума. Около пятисот обучающихся прошли у меня школу профессиональной подготовки водителей автомобиля категории "В".

Инструктору по вождению принадлежит ведущее место в подготовке грамотного и дисциплинированного водителя, владеющего всеми необходимыми профессиональными компетенциями и навыками. Именно он передает каждому обучающемуся знания и опыт грамотного обслуживания и безопасного управления автомобилем, воспитывает активную жизненную позицию, формирует личность, прививает моральные и этические качества. Именно инструктор по вождению, в ходе занятий, раскрывает лучшие стороны профессии для того, чтобы студенты смогли ею улечься, только в таком случае возможно достигнуть хорошего результата как в обучении, так и в воспитании.

        На наш взгляд, в ходе реализации программы профессионального обучения вождению транспортных средств, и формировании профессиональных качеств будущих водителей, инструктор производственного обучения по вождению, обязан не в меньшей степени, чем другие преподаватели, или классный руководитель, выполнять воспитательную функцию, создавать условия для развития ценностных ориентаций и убеждений обучающихся, развивать социально - культурный опыт обучающихся, что во многом определит успешность обучения будущего водителя.

        В практике каждого инструктора обучение вождению автомобиля происходит путем систематической индивидуальной работы с каждым обучающимся группы. Важным элементов в таком обучении предполагает учет психологических и личностных особенностей студентов.

        Глубокое знание черт личности, условий жизни, интересов обучающихся, позволяет управлять обучением и развивать обучающихся.

        Изучив индивидуальные особенности подростка, мастер может прогнозировать его успехи и неудачи, принимать меры по предупреждению возможных отклонений в его поведении, трудовой и общественной деятельности. Необходимо учитывать, что личностные качества динамичны, вследствие чего недостаточно однократного наблюдения за обучающимся. Данные, полученные при повторных наблюдениях, требуют сопоставления с полученными ранее.

        На каждом занятии при изучении любой темы следует обращать внимание обучающегося на нравственные аспекты получаемой профессии, призванные обеспечивать безопасность всех участников движения.

Инструктор производственного обучения по вождению может выполнять функцию наставника, когда индивидуальное воспитание реализуется через личные беседы с учащимся как в учебное время, так и в любое время, когда возникает необходимость, например, конфликтная ситуация со сверстниками, проблемы дома и прочие жизненные ситуации.

Индивидуальная беседа является весьма сложной и продуманной работой. Для того, чтобы она возымела действие на учащегося необходимо точно представлять цель беседы, продумать ее содержание и форму. Кроме того,  беседа должна проводиться, если обучающийся испытывает уважение и доверие к мастеру, чтобы он смог «открыться» и правильно принять смысл беседы. Не приемлем нравоучительный тон, подчеркивание некомпетентности подростка, вызывающие непременно негативную реакцию и сведение к минимуму усилий мастера.

Типичной целью проведения индивидуальной беседы является либо получение информации от учащегося, либо воздействие на него путем убеждения и внушения.

        Все формы индивидуальной работы во время занятий необходимо посвящать воспитательной работе, только так у водителя будут формироваться уважительное отношение к установленному порядку дорожного движения, ответственность за безопасность окружающих людей и сохранность материальных ценностей, этики поведения.  

Большой результат для формирования профессиональных компетенций и нравственных установок принесет метод стимулирования поведения и деятельности обучаемого, прежде  всего, одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Одобрение и поощрение используются для закрепления правильных действий или форм поведения во время занятия. Осуждение и наказание являются средством торможения отрицательных побуждений и неправильных форм поведения.

        В ходе многократных тренировок по отработке правильных действий во время движения автомобиля или во время совершения езды по городу, инструктором вырабатывается навык постоянного соблюдения элементарных правил этики по отношению к другим участникам движения. Обучающийся должен понимать, что проявляя за рулем свое раздражение, озлобленность, дурное настроение или, просто лихача, он может создать опасную дорожную ситуацию и, следовательно, стать причиной бед. Так, подросток  формирует в себе чувство личной ответственности за сохранность автомобиля и перевозимых грузов или людей.

        Большое значение, для формирования грамотных и правильных двигательных навыков на дороге , имеет личный пример: грамотная техника и тактика основных маневров на дороге, прогнозирование дорожных ситуаций и поведения других участников движения, умение предвидеть возможные изменения на дороге, принять безопасное решение и реализовать его, так обучаемый лучше поймет, к чему он должен стремиться.

        В процессе обучения, объясняя последовательность тех или иных действий во время движения по улице,  следует предложить обучаемому прокомментировать порядок каждого действия. При этом, предлагается устно смоделировать различные дорожные ситуации, возможные ошибки, действия других участников движения, поведение пешеходов и т.д. Таким образом, будущий водитель не только прорабатывает программу принятия решений и оптимальных действий на дороге, но и формирует в себе нравственные качества будущего водителя. Ему прививается чувство уважения к водителям других автомобилей и всех других транспортных средств, чувство уважения к пешеходам, проявление предусмотрительности по отношению к ним, неукоснительное признание их прав.

         Подобные упражнения помогают осознать, что дорога не терпит резких маневров. Резкое ускорение, торможение или перестроение всегда бывает неожиданным для других участников дорожного движения. Если один водитель обогнал другого, опасно «подрезав», не стоит отвечать ему тем же. «Мщение» на проезжей части никогда к добру не приводило. Состязательность, присущая спорту, недопустима на дороге.

        Совершенствуя навык профессионального управления автомобилем, обучаемый постепенно формирует свое представление о том, что настоящий водитель вежлив и предупредителен - он не станет крутить пальцем у виска и, открыв окно, выкрикивать в адрес зазевавшегося пешехода ругательства.         Опираясь на свой опыт, могу сказать, что в конце обучения студенты сами приходят к выводам, что хорошим и надежным водителем будет считаться человек, который не просто освоил управление автомобилем, но и четко соблюдает требования и правила безопасности движения, всегда уравновешен, доброжелателен к другим участникам движения и умеет обдумывать последствия своих слов и поступков.

                Неуступчивое, грубое поведение участников движения опасно для всех. Наоборот, доброжелательное и предупредительное отношение друг к другу создает благоприятную, спокойную обстановку на дороге. Без уважительного и вежливого отношения друг к другу всех участников движения безопасность на дороге невозможна.

        Таким образом, через профессиональное поведение, дисциплинированность, сознательное и уважительное отношения к установленному порядку дорожного движения, ответственность за жизнь людей, этика поведения на дороге проявляется нравственная культура водителей.

литература

1. Василенко В. А. Подготовка водителя с учетом его индивидуально-психологических характеристик/В. А. Василенко//Актуальные вопросы технических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2013 г.).  — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 83-85.

2. А.А. Мен. Автошкола МААШ. Методическое пособие для преподавателей Правил дорожного движения и инструкторов учебного вождения.- М.:ООО «Торговый дом МААШ», 2010. - 52 с.

3.  http://www.kalitva.ru

4. http://www.shortway.to/nrav.php



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ КАТЕГОРИИ «В» В АВТОШКОЛАХ

Рассмотрены вопросы использования различных методик обучения вождению при подготовке кандидатов в водители в автошколах. Исследован зарубежный опыт, проведена оценка условий обучения кандидатов в водители на улично-дорожной сети с различной интенсивностью движения, рассмотрены индивидуальные подходы к обучению водителей с учетом их психофизиологических особенностей. Проанализированы технические средства обучения и обучающие программные комплексы.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, подготовка водителей, автошкола, обучение, методика, вождение, автодром, интенсивность движения, улично-дорожная сеть, тренажер, программный комплекс.

Одной0из0основных задач0профессиональной подготовки водителей 0транспортных средств является безопасность 0профессиональной деятельности будущих водителей. В России в настоящее время профессиональная подготовка водителей транспортных средств не обеспечивает в полной мере усвоение знаний правил дорожного движения, основ безопасного управления транспортным средством, устройства 0и технического0 обслуживания автомобиля [1]. Также наблюдается низкая 0эффективность обучения вождению.

В ряде европейских стран практикуется 0реализация индивидуальных 0программ обучения вождению. Количество занятий зависит от размеров населенного пункта, в котором осуществляется учебная езда. 0В небольших городах с невысокой интенсивностью движения обучение вождению занимает меньше времени, чем в крупном городе. 0Для того чтобы получить право преподавания в автошколе, европейские инструкторы проходят специализированные педагогические курсы. Кроме того, каждая автошкола обязана ежегодно направлять своих преподавателей на курсы повышения квалификации. В Европе предъявляются довольно жесткие требования к подготовке инструкторов по вождению и к учебным автомобилям. Технические характеристики автомобиля должны обеспечивать безопасность движения обучающегося в любых дорожных условиях. Для 0инструктора обязательно отсутствие штрафов, стаж вождения автомобиля не менее года, базовое профессиональное образование и наличие как минимум трех категорий вождения. К тому же существуют ограничения по возрасту - инструктор должен быть старше 23 лет. Следует отметить, что помимо качественной подготовки инструкторов в Европе практикуется обучение вождению в условиях города, без 0автодрома. Обязательно в программу обучения входит курс теории и практики использования зеркал заднего и бокового обзора, умения держать дистанцию. Кроме того, обучение0 проводится с применением компьютерных программ новейших образцов и современной техники.

В России к 0преподаванию по устройству, техническому 0обслуживанию 0и эксплуатации транспортных средств должны допускаться лица, 0имеющие высшее профессиональное образование по 0автомобильно-тракторной специальности, а также по 0правилам дорожного движения, основам управления0транспортными 0средствами 0и безопасности 0дорожного движения, 0кроме0того, 0имеющие водительское удостоверение0на право0управления транспортными0средствами0соответствующих0категорий.

Мастерами0производственного0обучения0вождению транспортных0средств0назначаются лица, имеющие0образование0не ниже0среднего (полного) 0общего, стаж0управления транспортными0средствами соответствующей0категории не0менее трех0лет, свидетельство0о прохождении0подготовки0по методике0обучения вождению0в соответствии0с примерными учебными0планами и0программами, 0утвержденными0Министерством образования0и науки России, 0а также0медицинскую0справку установленного0образца о0допуске0к управлению транспортными0средствами.

В настоящее время уровень0подготовки0инструктора-водителя не0соответствует0уровню задач, которые перед ним0ставит программа0подготовки водителей ТС. Для0того чтобы0получить право проводить0занятия по вождению, 0достаточно прослушать072-часовой курс. К0тому0же многие инструкторы0фактически не проходят обучение, а часто просто покупают свидетельство о прохождении курса. Также наблюдается отсутствие межпредметных связей. Преподаватели правил дорожного движения и инструкторы зачастую противоречат друг другу. Нет единого процесса обучения, каждый преподает так, как0считает нужным, так, как его0научили0когда-то.

Еще больше0усугубляет0ситуацию отсутствие0учебного процесса0как такового0во многих наших0автошколах. Для0многих0преподавателей, 0к сожалению, приоритетом является зарабатывание денег, а построение учебного процесса и результат обучения0их интересует0в меньшей0степени. Методика0обучения вождению, реализуемая0в настоящее0время в0автошколах, нацелена на0освоение отдельных0упражнений, а не0на обучение0вождению в целом. После занятий на0автодроме учащемуся сложно0адаптироваться к условиям движения на улично-дорожной0сети.

В связи со0сложившейся0ситуацией появилась0необходимость внедрить0в учебный процесс методики, которые0позволят упростить0процесс обучения0вождению0и повысить0его эффективность. 0Одним0из предлагаемых0методов является0групповой (ступенчатый) метод обучения вождению, автором которого0является А. Николаев. Суть0метода заключается0в том, что учебная программа разбивается на последовательные тематические блоки - ступени. Переход от одного блока к другому, с низшей ступени на высшую, предваряется обязательным зачетом по пройденному0материалу. По0данной методике0обучение0вождению0реализовывается на следующих этапах0обучения:

  1. Первая ступень - теория безопасного0управления0автомобилем. 0На0данной0ступени у учащихся0происходит0формирование0знаний, умений и0навыков на начальном0этапе обучения управлению автомобилем до проведения0занятий на автодроме [2].
  2. Вторая ступень - вождение0на автодроме, площадка начального обучения вождению. На данной ступени происходит знакомство учащихся с автомобилем: учащийся0садится в автомобиль, знакомится с ним и0самостоятельно трогается0с места. Этот этап0позволяет развить способность к0самостоятельному прогнозированию0ситуаций и принятию0решения. При этом учащиеся после автотренажерного класса0приходят на0автодром и садятся0в0автомобиль, в котором на пассажирском0сиденье0нет инструктора, - он находится0вне автомобиля, а0учащийся учится принимать0решения самостоятельно0с первых0минут обучения [2].
  1. Третья ступень - вождение0на автодроме, площадка0экзаменационных0упражнений. Площадка0оборудована видеокамерами, 0громкоговорящей связью, наблюдательный пункт на автодроме оборудован радио для связи с учащимися и инструкторами, монитором, видеорегистратором для записи выполнения упражнений в режиме внутреннего экзамена. На данной ступени происходит формирование устойчивых навыков выполнения экзаменационных упражнений, освоение элементов группового взаимодействия при движении автомобилей на сокращенных дистанциях, формирование навыков объезда препятствий, движения параллельным курсом [2].
  2. Четвертая ступень - городское вождение (выездное занятие). Прежде чем учащиеся перейдут к занятиям на городском маршруте, рекомендуется провести занятие в автобусе, который движется по экзаменационному маршруту. На данной ступени происходит подготовка учащихся к практическому применению Правил дорожного движения в реальных условиях городского экзаменационного маршрута. На таком занятии, впервые выехав в город, учащиеся не отвлекаются на органы управления автомобиля. Здесь в чистом виде дается правильный проезд по маршруту с учетом ПДД. Учащиеся также знакомятся с маршрутом, потому что не каждый из них ездил или ходил по этим улицам.
  3. Пятая ступень - городское вождение, индивидуальное обучение.

6.        Шестая ступень - экзамены (внутренний и в ГИБДД).
Применяя этот метод, можно решить проблему создания единого

учебного процесса, нацеленного не только на сдачу экзамена в ГИБДД, но и на формирование у учащихся стойких навыков безопасного управления автомобилем [2].

Альтернативным методом обучения вождению является метод С. Савченко. В его основе лежит принцип систематичности и последовательности обучения, который означает, что учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности, с целью лучшего его усвоения [3]. Отражением систематичности и последовательности обучения являются этапы обучения, в которых предусмотрена определенная последовательность упражнений. Анализ деятельности человека за рулем позволяет наметить три этапа подготовки, которые он должен пройти последовательно по мере совершенствования своего водительского мастерства. Причем каждый предыдущий этап необходим для овладения последующим.

Первый этап. Основная задача этапа - выработать у обучаемого двигательные навыки, которые являются важными в деятельности водителя. Именно двигательные навыки, доведенные до уровня автоматизма действий, позволяют водителю тратить меньше времени на выполнение каждого действия [3]. Многие инструкторы допускают ошибку, приуменьшая значение двигательных навыков человека. Они считают, если ученик обладает быстрой реакцией, он может быстро и точно выполнять действия при выполнении сложного движения. Однако наиболее важным фактором в двигательных навыках является скорость движений, а не время реакции. Таким образом, основное внимание при обучении двигательным навыкам необходимо уделять развитию у обучаемого максимально возможной скорости движений.

Второй этап. Основная задача второго этапа - сформировать сенсорные навыки, т. е. навыки восприятия, в которых главную роль играют органы чувств. Сенсорные навыки играют важную роль при оценке скорости движения автомобиля и отклонений автомобиля от направления движения. Этап включает упражнения, которые позволяют сформировать визуальные представления об ориентирах положения и прогнозирования траектории движения автомобиля на дороге, отработать навыки - глазомерной оценки расстояний и габаритов автомобиля, чувство автомобиля (способность по ощущениям оценивать поведение автомобиля на дороге). В начале этапа необходимо научиться управлять скоростью автомобиля и строить траекторию движения автомобиля. Затем освоить маневрирование в ограниченном пространстве. В конце этапа необходимо освоить технику и тактику основных маневров на дороге.

Третий этап. Основная задача третьего этапа - отработать мыслительные или умственные навыки. Эти навыки являются основой безопасного управления и помогают водителю прогнозировать дорожную ситуацию и предотвращать опасные ситуации на дороге. Этап позволяет освоить эффективные алгоритмы действий в различных ситуациях, прогнозирование поведения участников движения в различных условиях, что помогает избежать критических ситуаций.

Основные элементы этапа:

1. Прогнозирование ситуации. Формирование навыков правильного восприятия, оценки дорожной обстановки, умения предвидеть ее возможные изменения, принимать безопасное решение и реализовывать его.

2. Контраварийная подготовка. Водительское мастерство заключается не только в умении предупредить опасность, но и, если их создал кто-то другой, предотвратить их последствия. Важно знать, как действовать в опасной ситуации.

Результатом обучения с последовательным прохождением трех этапов является свободное управление автомобилем в различных дорожных ситуациях.

Чтобы уменьшить трудности в процессе обучения, рекомендуются следующие методы обучения [3]:

Метод творческого воображения

Речь идет об идеомоторике - это способ мысленного воспроизведения действий или движений в определенной последовательности, что позволяет быстро сформировать двигательные навыки. Этот способ используется в спорте, игре на музыкальных инструментах и др. Основания его лежат в области физиологии и психологии. В ходе такого рода тренировки ученикам предлагается представить мысленно, что они выполняют какое-то движение. Иногда им предлагается описать дополнительные движения, необходимые для выполнения основного движения. Таким образом, у обучаемого формируется основа предстоящих действий.

Метод комментируемого управления автомобилем

Используемый метод сводится к тому, что в процессе обучения инструктор объясняет последовательность действий, а ученик комментирует порядок действий, повторяя несколько раз, и только затем приступает к отработке упражнения.

Таким образом, повторяя порядок действий того или иного упражнения и затем выполняя их, человек закрепляет условные рефлексы, которые образуются при формировании двигательных навыков.

Метод моделирования ситуаций

Даже хорошо выработанные навыки управления автомобилем не всегда могут обеспечить благоприятный исход опасных ситуаций.

Для действий в различных опасных ситуациях необходимо выработать навыки, наличие которых является важным элементом мастерства водителя.

Ввиду невозможности обучения водителей действиям в реальных аварийных дорожных ситуациях возникает необходимость моделирования таких ситуаций. Моделирование ситуации предполагает построение модели ситуации и ее анализ.

Суть этого метода заключается в том, что большое количество ситуаций, аналогичных в каком-то существенном отношении, объединяются в одну или несколько обобщенных ситуаций, для которых и разрабатывается оптимальная программа принятия решений и осуществления практических действий.

С помощью моделирования ситуаций можно заранее приобрести навыки, которые позволят впоследствии оптимальным образом действовать в реальных ситуациях.

Метод контрольных вопросов

Метод позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях учащихся. Суть метода состоит в использовании при обучении списка специально подготовленных вопросов. Эффективность применения метода контрольных вопросов в том, что он формируется на основе опыта специалистов.

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления.

Альтернативой изложенным выше методикам является методика обучения вождению в реальных условиях Д. Будаквенко. В рамках данной методики обучение вождению производится с каждым учащимся индивидуально, с учетом его психологических и психофизиологических особенностей. При поступлении в автошколу каждый0учащийся обязательно проходит тестирование на определение типа темперамента.

Темперамент определяет многие важные моменты жизни человека. В соответствии с типом темперамента следует выбирать профессию, спутника жизни, темперамент влияет даже на то, как человек водит машину. В настоящий момент существует четыре0основных классических видов темперамента. Психологи выделяют множество подвидов, смешанных темпераментов, переходов одного типа в другой. Но традиционно человека можно определить как: меланхолика, сангвиника, флегматика и холерика.

Водители-флегматики плохо управляют автомобилем в0скоростном режиме, испытывая трудности с быстротой реакции, но они редко рискуют и являются самыми аккуратными водителями. Холерики, наоборот, рады рискнуть, не0прочь превысить скорость и обладают отличной реакцией при скоростном режиме. Меланхолики очень остро реагируют на непредвиденные ситуации, им0некомфортно на загруженных автомагистралях, в условиях большого города. Меланхолики также не слишком хорошо водят машину в непогоду: при тумане или снегопаде. Тем не менее меланхолики четко0следуют инструкциям вождения и редко нарушают правила дорожного движения. Водители сангвинического типа темперамента обладают отличной реакцией, любят разнообразие: необычную новую дорогу, хорошо ориентируются в плохих погодных условиях и нестандартных стрессовых ситуациях. Сангвиники неспособны к однообразному рутинному методу вождения и чаще других допускают ошибки и нарушают правила.

Для определения типа темперамента используется0методика Ай-зенка, состоящая из комплекса вопросов, позволяющих оценить эмоциональную устойчивость и степень экстраверсии-интроверсии будущего водителя. После определения типа темперамента инструктор по вождению будет уделять особое внимание усвоению того типа вождения, который для данного водителя будет безопасным.

Занятия по вождению в данном случае должны проводиться0в городе и только потом на автодроме. Уроки на автодроме не0должны представлять0собой процесс освоения только комплекса экзаменационных упражнений. Занятия, проводимые в автошколе, призваны обучить водителя ездить на автомобиле, а не выполнять какой-то определенный маневр. В первую очередь, необходимо избавить будущего водителя от страха и неопределенности. Страх при вождении автомобиля возникает от того, что будущий водитель не понимает, кто из окружающих водителей, как и в какой момент времени себя поведет, не знает, чего ждать от других участников движения. Очень важно помочь будущему водителю преодолеть внутренний барьер страха и неопределенности. Ведь даже когда человек научился0совершать определенные маневры, его вождение нельзя назвать безопасным, пока он не будет чувствовать себя за рулем комфортно. Потом наступает этап, когда водитель получает удовольствие от вождения. Этому можно научиться с помощью многочасовых тренировок.

Городские занятия должны начинаться в районах с удачной конфигурацией (большое количество нерегулируемых перекрестков, наличие двух- и трехполосных дорог, практически полное отсутствие транспорта в дневное время суток).

Также средством повышения безопасности движения на автомобильном транспорте может быть учет индивидуальных психологических особенностей водителей при их обучении. Процесс обучения является одним из сложнейших. Одной из особенностей человеческой памяти является цикличность процесса восприятия и длительного запоминания информации. Время цикла определяется психофизиологическими качествами отдельного человека.

Поддержка допустимого профессионального уровня0подготовки требует0непрерывного повторного обучения водителей. Темп усвоения и потери информации зависит от индивидуальных особенностей водителя, так как связан с0психофизическими параметрами организма.

Отсутствие учета индивидуальных особенностей обучающихся приводит к тому, что для части обучающихся, имеющих способность медленнее терять информацию, процесс обучения неэффективен. Также малоэффективен процесс обучения по стандартной методике для людей, усваивающих информацию медленно.

При психодиагностическом исследовании с целью учета психологических качеств при обучении прогнозируется профессиональная пригодность водителей. 0Проведение обучения с учетом индивидуальных психологических0особенностей обучающихся предполагает: всестороннее психологическое обследование; психологическую подготовку: доведение0до сведения обучающегося его индивидуальных психологических особенностей; осознание обучающимся собственных психологических особенностей; взаимодействие0обучающегося и обучающего в развитии преимуществ и компенсации недостатков психики обучающегося при усвоении знаний, формировании умений и навыков, необходимых для безопасного управления автотранспортным средством.

Поскольку ни одно из этих условий в0настоящее время не выполняется, об учете психологических особенностей человека при обучении вождению можно говорить только в плане возможного. Рассмотрим, например, возможность учета степени пораженности силы нервной системы. Есть основание0ожидать, что водители0с устойчивой нервной системой предрасположены к тому, чтобы допускать развитие дорожно-транспортной ситуации до критической стадии и искать возможности0выхода из нее, в то время как «слабые» имеют тенденцию предотвращать ее возникновение. Понятно, что оба этих умения - не допускать критической ситуации и умело выходить из нее - являются профессионально важными, и водителей с любым типом нервной системы следует обучать как умению не допускать критической ситуации, так и умению0выходить из нее. Однако есть смысл говорить о необходимости в процессе обучения дифференцированного подхода, т.е. в зависимости от устойчивости или слабости нервной системы больше внимания уделять формированию того или иного умения. Поскольку различия в индивидуальном поведении водителей в зависимости от типа нервной системы проявляются в критической ситуации, теоретически возможны две стратегии обучения.

Первая стратегия обучения может быть названа развивающей. Она основана на широко известном принципе специального обучения - развивать у обучаемого то, к чему у него есть способности и склонности. У водителей со слабой нервной системой есть способность и склонность к прогнозированию критических0ситуаций с целью их недопущения, поскольку в критической ситуации «слабый» может0оказаться несостоятельным и неспособным предотвратить происшествие. При обучении водителей со слабой нервной системой основное внимание следует уделять проигрыванию типичных дорожно-транспортных ситуаций с целью сформировать у обучающихся навыки выделения некоторых ключевых признаков перехода одной стадии развития ситуации ДТП в другую.

У водителей с устойчивой нервной системой есть способность и склонность к умелому управлению в критических ситуациях, наступление которых они сознательно или бессознательно допускают, уверенные в том, что в критический момент могут благополучно выйти из них. При обучении водителей с такой нервной системой основное внимание следует уделять формированию навыков оперативного управления в критических ситуациях, т.е. формировать такие компоненты профессионального мастерства, как техника и тактика скоростного вождения, маневрирования (скоростное руление, скоростное торможение и др.).

Вторая стратегия обучения может0быть названа компенсирующей, так как основное внимание при обучении уделяется формированию тех навыков, к0которым у водителя нет склонности или способности. Согласно этой стратегии «слабые» водители0в силу природной предрасположенности к хорошему прогнозированию ситуации на основе едва заметных признаков изменения ее развития сами стихийно формируют навыки прогнозирования0развития ситуации, и обучать их этому необязательно. «Слабых» целесообразнее обучать оперативному управлению автотранспортом в критической ситуации, к0чему они сами0не стремятся. «Сильных» же целесообразнее обучать навыкам прогнозирования развития дорожно-транспортных ситуаций, в то время как навыки0оперативного управления в0критических ситуациях они осваивают самостоятельно.

При обучении по первой схеме, когда акцент при обучении делается на том, к чему водители способны и что могут делать в дальнейшем и без специального обучения, возможен разрыв между тем, что они смогут делать лучше, и тем, что хуже. При обучении по второй схеме разрыв между возможностями водителя нивелируется.

Список литературы

  1. Филатова О. Н. Профессиональная подготовка будущих водителей в автошколе: дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2009. - 165 с.
  2. Николаев А. Н. Подготовка по вождению кандидатов в водители. - М.: Аник, 2018. - 73 с.
  3. Савченко С.В. Авторская методика практического обучения вождению // Автошкола - 2017: материалы XIV Междунар. конф. - М.,

2017. - С. 267-272.