Доброе утро!
Музыка очень нравится детям. Уже в возрасте около 1 года малыши могут связать собственные действия с извлекаемым звуком, им нравится стучать разными предметами топать ножками и хлопать в ладоши. Музыкальные игрушки в раннем возрасте способствуют развитию чувства ритма, овладению собственной моторикой, становлению самосознания.
В качестве первых музыкальных инструментов для малыша в возрасте около года хорошо подходят звучащие шары. Такие деревянные шары с различным наполнителем продаются как по отдельности, так и в наборе. Для маленького ребенка звучание таких шариков должно ярко различаться по тону и громкости звука. Шаров должно быть не много, поначалу не больше 3-х – 4-х. Кстати, такую игрушку не сложно изготовить своими руками.
Чтобы стучать, уже годовалому малышу подойдет небольшой барабан. Его можно приобрести в магазине игрушек, а если вы предпочитаете более глубокое звучание – недорогой маленький барабан можно найти в этническом магазине. Хорошо, если к барабану удастся подобрать подходящие палочки - стучать не только ладошкой, но и разными предметами – веселый эксперимент, к тому же полезный для развития моторики ребенка.
Не меньший интерес представляет для малышей колокольчик или бубенчик. Мелодичный звон очень нравится деткам, тем более если эта игрушка выглядит как веселый Петрушка.
С 2,5 лет к барабану можно присоединить бубен. Эта музыкальная игрушка хороша для развития внимания: два способа извлечения звука, сосредоточенные в одном инструменте, требуют от ребенка навыка быстрого переключения.
Кастаньеты и всевозможные «хлопушки» тренируют моторику кисти. Кроме того забавный детский дизайн этих игрушек в виде различных животных придает образность действиям малыша, а также позволяет использовать их в обычной сюжетной игре.
Порадует ребенка и глиняная свистулька с переливами. Для малышей раннего возраста особенно хороши ярко-раскрашенные народные игрушки, изображающие птичек, барашков, лошадей и пр.
Также должен быть в арсенале ксилофон или металлофон. Эти игрушки открывают широкие возможности для музыкального экспериментирования и сюжетной игры.
Как играть?
Игры с музыкальными игрушками не только доставляют детям большую радость, но и очень полезны. Звучащие игрушки отражают действия ребенка, являясь для него своеобразным зеркалом, это способствует развитию самосознания. Кроме того, играя с такими игрушками, малыш учится слушать и слышать, а еще соотносить собственные действия с их результатом, что способствует развитию моторной координации и общему физическому развитию.
Простое экспериментирование с музыкальными игрушками с малышами от 1,5 лет можно дополнять стишками, акцентирующими внимание малыша на извлекаемых звуках. Что-нибудь вроде "бум-бум, барабан, бум-бум" и "динь-динь, колокольчик, динь-динь." Различение звуков, их повторение является важным элементом развития речи.
Хорошо играть в колокольчик или со звенящими шарами в группе детей от 2-х лет или в кругу семьи. Игры можно организовать на полу, на подушках, или на стульчиках, поставив их в кружок.
С мячом
Все участники (минимум 3 человека) рассаживаются, а ведущий достает мячик с песенкой:
А к нам мячик пришел,
Разноцветный пришел (звонкий-звонкий пришел и др. варианты)
Я мячик покачала и Саше дала,
Саша (имя ребенка) мячик покачал и маме дал,
Мама мячик покачала...
После каждого покачивания ведущий комментирует звук : "вот как громко (тихо, звонко, нежно и пр.) покачался".
С колокольчиком
Игру начинает ведущий, показывая пример остальным участникам. Он выходит на середину круга и шагает, с песенкой раскачивая колокольчик.
У меня в руках колокольчик,
Веселый колокольчик,
Дили-дили-дон,
Дили-дили-дон,
Отдам колокольчик Маше (имя ребенка).
Игра продолжается, пока все не пройдут по кругу с колокольчиком.
Малышам около трех лет будут интересны задания по подбору пары. Можно использовать специальные наборы звучащих шаров или, например, пары бубенчиков разного размера.
В этом возрасте также хорошо использовать музыкальные игрушки для проигрывания сюжетных сценок.
Предложите малышу с помощью звуков, извлекаемых из ксилофона, показать как идет зайка, а потом как его догоняет медведь или волк. Подобным образом можно озвучивать дождик или град, от которого прячутся игрушки или устраивать для кукол концерт и дискотеку.
Добрый день. Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста.Роль классической музыки в развитии детей дошкольного возраста я попыталась раскрыть в статье "Современные дошкольники и классическая музыка"
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/02/24/sovr...