Игротека

Ковызина Ирина Вадимовна

Уважаемые гости!
Рада приветствовать вас здесь.
Надеюсь,что данный раздел будет полезен для вас, и вы найдёте для себя много нового и интересного.
Желаю вам успехов!
 

"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,понятий. Игра - это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности".
                                                                                                                                                                             (В.А.Сухомлинский).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Игры и упражнения для развития межполушарного         взаимодействия у детей дошкольного возраста.


Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. 

За что отвечает правое полушарие:

- обработка невербальной информации, эмоциональность;

- музыкальные и художественные способности;

- ориентация в пространстве;

- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток)

- обработка большого количества информации одновременно, интуиция;

- воображение;

- отвечает за левую половину тела.
За что отвечает левое полушарие:

- логика, память;

- абстрактное, аналитическое мышление;

- обработка вербальной информации;

- анализ информации, делает вывод;

- отвечает за правую половину тела.

Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.    
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

зеркальное написание букв и цифр;

псевдолеворукость;

логопедические отклонения;

неловкость движений;

агрессия;

плохая память;

отсутствие познавательной мотивации;

инфантильность.

Есть один метод, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность.

Нейрогимнастикаэто комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.

Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.
               
             
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны детям и взрослым даже еслис сформированностью межполушарных связей всё в порядке.


Комплекс №1

Упражнение №1. Массаж ушных раковин.

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Упражнение №2. Восьмерки и узоры

Ребенок должен рисовать пальцем в воздухе знак бесконечности и следить взглядом за этими движениями. Далее задача усложняется – нужно нарисовать восьмерки сразу обеими ручками. Кстати восьмерки можно заменить кругами, спиралями или любыми узоры.

Упражнение № 3. Перекрестные шаги

Ребенок подтягивает правое колено к левому локтю. Затем сгибает правую ногу (имитация бега с захлестыванием голени) и касается лодыжки левой рукой. Затем нужно поменять локоть и колено.

Упражнение № 4. Растяжение

Ребенок опирается на спинку стула и делает выпад вперед, при этом согнув в колене правую ногу, тогда как левая - остается прямой. Затем нужно встать. После чего надо поменять ножку и повторить упражнение.

Копмлекс №2

Упражнение «Жаба»

Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.

Упражнение «Кольцо»

По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, и т.д.) Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).

Упражнение «Ухо – нос»

Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо.Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.

Упражнение «Солнце – забор – камень»

Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга.Солнце – рука поднята вверх, пальцы выпрямлены и широко разведены.Забор – пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты вверх.Камень – ладонь сжата в кулак.

Комплекс №3

Упражнение №1 «Глазки»

Профилактика нарушения зрения и активация работы мышц.

Быстро поморгать в течении 1-2 минут

Упражнение №2 «Ротик»

Развитие абстрактно-логического мышления (левого полушария).

Открыть рот, нижней челюстью делать плавные движения – сначала слева-направо, затем справа-налево.

Упражнение №3 «Ушки»

Большим и указательным пальцами пощипывать мочки ушей, медленно продвинаясь вверх до самых кончиков.

            Упражнение №4 «Дожик»

Кисти рук развести над головой. Кончиками пальцев совершать легкие постукивания по всей поверхности головы, имитируя дождик.

Упражнение №5 «Запястье»

Развитие творческого мышления.

Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же выполнять правой рукой.







Предварительный просмотр:


                         
    Картотека для родителей
                   «Логопедические игры с детьми дома»


Не секрет, что дома всем хочется отдыхать и общаться с близкими. Но родителям не следует забывать, что речь детей требует постоянного развития, совершенствования, поэтому дома очень важно закреплять поставленные логопедом звуки, развивать фонематический слух, грамматический строй речи, обогащать словарный запас ребенка. Все это звучит очень серьёзно. Но это только на первый взгляд. На самом деле все вышеперечисленное можно делать в игровой форме, в непринужденной обстановке, играя.

Рекомендуем следующие игры и упражнения для развития речи детей:

- Игра «Поймай звук» - развитие и совершенствование фонематического слуха. Взрослый дает задание: «Я буду тебе называть слова, а ты, если услышишь звук …(назвать любой звук), хлопнешь в ладоши (топнешь, стукнешь по столу, прыгнешь, присядешь и т.д.). Следует помнить, что нельзя смешивать мягкие и твердые звуки. (Например, в слове лиса мягкий звук ЛЬ и его нельзя использовать при «ловле» твердого звука Л в слове).

- Игра «Хлопни – топни» так же на развитие фонематического слуха и похожа на предыдущую игру. Взрослый объясняет правила: «Я буду называть слова, а ты, если услышишь звук Ш, хлопнешь в ладоши, если услышишь звук Ж, топнешь ногой». Подбирать слова необходимо на парные звуки: Ш-Ж, С-З, К-Г, Т-Д, Б-П, В-Ф или на противоположные: Ш-С, Ж-З, Р-Л.

- Игра «Попугайчик» снова на развитие фонематического слуха. Взрослый говорит ребенку, что он будет попугайчиком, а попугаи очень любят повторять за людьми разные слоги. Взрослый называет слоговые ряды, а ребенок повторяет. Необходимо добиваться правильного, точного повтора слогов. Примерные слоговые ряды: ТА-ТО-ТУ, МА-МО-МУ, КО-КУ-КА, БЫ-БА-БО, АТ-ОТ-УТ, ИТЭТ-АТ,…

- Игра «Отгадай словечко» - развитие звуко-слоговой структуры слова. Взрослый показывает на предмет (например, на скамейку) и задает вопрос: «Это смекайка?», ребенок должен ответить только «да» или «нет». «Это скамейна, скумейка, скамейпа, скамейка, и .т.д.»

- Игра «Один - много» - развитие лексико-грамматической стороны речи + автоматизация звука. Взрослый говорит: «Сейчас я буду называть слова, а ты поменяй их так, чтобы стало много. Например, слон – много слонов». Слова подбирать можно так, чтобы в них был закрепляемый звук .

- Игра «Скажи ласково» - это игра так же на развитие лексико – грамматического строя. Взрослый объясняет: «Сейчас мы поиграем в игру, в которой нужно называть все слова ласково. Например: полка – полочка». В этой игре так же можно подбирать слова на закрепляемый звук .

- Игра «Скажи наоборот» - развитие лексико – грамматического строя речи. Взрослый объясняет: «Я буду называть тебе слова, а ты подумай и скажи наоборот. Например, холодный – горячий». Подбирать можно не только словапризнаки (теплый, черный, веселый, большой, толстый т.д.), но и слова-действия (поднимается - опускается, ныряет - выныривает, подходит – отходит, садится – встает и т.д.).

- Игра «Эхо» - игра на автоматизацию звуков. Взрослый выбирает звук, который будет автоматизировать и говорит ребенку: «Мы с тобой попадаем в горы, а там эхо (объясняет, что такое эхо). Я буду громко и четко произносить слова, а ты, как моё эхо, будешь два раза повторять его так же громко и четко». Главное, следить за тем, чтобы ребенок правильно произносил звук, который вы хотите закрепить.

- Игра «Кто больше». Эта игра для детей, у которых хорошо развит словарный запас. Взрослый и ребенок по очереди называют слова на заданный звук (можно взять за основу звук, который автоматизируется). Конечно, взрослый может немного подыграть ребенку и дать почувствовать себя победителем!

- Игра «Сосчитай-ка до 5». Игра на развитие лексико-грамматического строя речи и автоматизацию звука. Взрослый предлагает ребенку слово (можно взять картинку, предмет обихода, любой предмет на улице) и предложить ребенку пофантазировать и сосчитать данный предмет до 5. Обращать внимание необходимо на правильное изменение окончания слова. Например, один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов.
Слова так же можно подбирать на закрепляемый звук и следить за тем, чтобы ребенок правильно произносил заданный звук.
Совет! Прежде, чем предлагать слово ребенку, просчитайте его сами, т.к. в русском языке есть слова, которые сложно правильно изменить.

( По материалам журнала «Логопед»)



Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания

Игра «Лестница»

Задача: тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр.

Описание.

Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длительно протягивать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и постепенно изменяя его до низкого и наоборот - от низкого до высокого.

Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.

Игра «Фокус с предметами»

Задача: тренировать силу и направленность выдоха.

     Оборудование: любая ровная поверхность (пол, стол и т. д.), легкие деревянные или пластмассовые предметы (ручка, карандаш, катушка, бусинка и т. п.)

Описание.

 Взрослый кладет любой легкий предмет на стол, а ребенок делает глубокий вдох носом я сильно, длительно дует на него. Предмет должен откатиться от исходной точки в направлении воздушной струи.

Игра «Кто дольше?»

Задача: развить речевое дыхание, силу голоса.

Описание.

Игра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу.

По сигналу взрослого они одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной ноте тянуть определенный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха, тот считается победителем.

Игра «Загадай желание»

Задача: развить сильный, направленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: песочный набор, маленькие свечки для торта.

Описание.

Взрослый предлагает ребенку подготовиться к своему дню рождения или Новому году и потренироваться задувать свечки. Ребенок сам изготавливает «куличики» («тортики») из песка, в которые затем втыкаются свечки в соответствии с возрастом ребенка.

Далее ребенок делает глубокий вдох и одним сильным длительным выдохом старается задуть все горящие свечки. При этом по желанию ребенка он может про себя загадать желание.

Игра «Вьюга воет»

Задача: развить речевое дыхание, силу голоса, Способность изменять ее в нужный момент.

Оборудование: сюжетная картина «Вьюга», аудиозапись вьюги в начале, в разгаре, в конце.

Описание.

Взрослый показывает детям картинку, объясняя, что такое вьюга (это сильный ветер со снегом), и дает им послушать звук вьюги, когда она начинается, когда она самая сильная и когда она стихает.

Затем дети по сигналу взрослого «Вьюга начинается» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вьюга» - изменяют силу голоса до громкого (но не крика), «Вьюга стихает» - снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» -замолкают.

Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Взятого воздуха им должно хватить до слов «Вьюга прошла».

Игра «Лети, одуванчик!»

Задача: выработать длительную непрерывную воздушную струю, укрепить мышцы губ.

Описание.

 Ребенок срывает одуванчик, делает глубокий вдох носом и старается сдуть все его пушинки одним сильным непрерывным выдохом. Не допускаются прерывистое выдыхание воздуха или дополнительные вдох-выдох.

Игра «Надувайся, шар!»

Задача: развить длительный плавный выдох, автоматизировать звуки [с], [ш].

Описание.

 Дети стоят близко друг к другу в маленьком кругу. Затем повторяют слова за взрослым: «Надувайся, наш шар, надувайся большой, да не лопайся!» и отходят назад, образуя большой круг.

По сигналу взрослого «Шарик лопнул» дети снова сужают круг и тянут звук [с] или [ш] (в зависимости от возможностей детей), изображая выходящий из шара воздух.

Игра «Вертушка»

Задача: развить выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: сначала бумажная, затем пластмассовая вертушка.

Описание.

 Ребенок делает глубокий вдох носом, затем сильный выдох на подвижные части игрушки, чтобы привести их в движение. Сначала ребенку предлагается бумажная вертушка, так как для нее требуется меньше усилий, затем пластмассовая.

Игра «Птички (бабочки)»

Задача: укрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю.

Оборудование: фигурки птичек или бабочек, вырезанные и ярко раскрашенные.

Описание.

 «Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигурку по поверхности стола. Перед началом игры делается один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного, направленного выдоха

Игра «Надуй игрушку»

Задача: развить сильный, длительный, непрерывный выдох.

Оборудование: неплотные воздушные шарики или надувные игрушки небольшого размера.

Описание.

Ребенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой.

Игра «Лети, самолетик!»

Задача: развить длительный, целенаправленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: бумажные самолетики, изготовленные совместно с ребенком.

Описание.

Игра проводится как соревнование, парами. Самолетики ставят на краю стола. Напротив них садятся играющие. По сигналу взрослого они должны на одном выдохе, не делая дополнительного вдоха, как можно дальше продвинуть свой самолетик по столу.

Игра «Лодочки»

Задача: научить детей менять силу и направление выдоха, укрепить мышцы губ.

Оборудование: таз с водой, бумажные или легкие деревянные (пластмассовые) лодочки, небольшой флажок.

Описание.

 Ребенок (или дети) сидит около таза с водой, в котором плавают лодочки. Взрослый предлагает совершить путешествие в другой «город», обозначенный флажком на другом краю таза. Для этого ребенок должен плавно дуть на лодочку, стараясь пригнать ее к другой стороне таза в том месте, где стоит флажок. При необходимости можно изменять направление и силу выдоха, но соблюдать определенное положение речевых органов: губы растянуты, как для звука [ф] - для плавного выдоха, вытянуты трубочкой - для сильного выдоха.

Игра «Погудим!»

Задача: тренировать длительный, целенаправленный выдох.

Оборудование: любые стеклянные пузырьки небольшого размера с диаметром горлышка около 1 см.

Описание.

 Взрослый показывает ребенку, как можно погудеть с помощью стеклянного пузырька. Для этого кончик языка должен касаться горлышка пузырька, а сам пузырек - подбородка.

Далее нужно сделать глубокий вдох носом и затем сильно, длительно выдохнуть на язык в этом положении. Потом ребенок пробует погудеть самостоятельно.

Игра «Буря в стакане»

Задача: развить сильный, целенаправленный выдох.

Оборудование: стакан с водой, соломинка.

Описание.

В стакан с водой опускается соломинка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соломинку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать дополнительного вдоха.

Игра «Кто дальше задует ватку в "ворота"»

Задача: тренировать плавную, непрерывную воздушную струю, при необходимости изменять ее направление.

Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

Описание.

 Игра проводится как соревнование, если у детей хорошо получается предыдущее упражнение. На ровной поверхности строят двое широких «ворот» из кубиков или другого строительного материала и на одинаковом расстоянии кладут небольшой ватный шарик.

Играющие принимают определенное положение: губы в улыбке, широкий язык приподнимается к верхней губе. Далее, как бы произнося звук [ф], ребенок старается задуть ватку в «ворота» как можно дальше. Не допускается нарушение положения речевых органов: раздувание щек, выдох только на губы, произнесение звука [ф] вместо [х].

Игра «Задуй ватку в "ворота"»

Задача: выработать умение целенаправленно менять силу выдоха.

Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

Описание.

 Взрослый вместе с ребенком сооружает широкие «ворота» из кубиков или другого строительного материала и кладет перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попадания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, его можно слегка усложнить, постепенно делая «ворота» узкими.

Игра «Фокус»

Задача: отработать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Описание.

 Губы в улыбке, нижняя губа оттянута вниз, широкий язык плотно прижат к верхней губе. Сделать глубокий вдох носом и в этом положении языка подуть на ватку, лежащую на кончике носа так, чтобы она взлетела вертикально вверх.

Следить, чтобы выдох производился на язык, а не на верхнюю губу.

Если ребенок хорошо справляется с таким заданием, его можно усложнить: понемногу продвигать ватку по спинке носа по направлению ко лбу и таким же образом стараться ее сдуть.

Игра «Приятный запах

Задача: тренировать правильный, глубокий вдох через нос, научить различать знакомые запахи.

Оборудование: ваза, в которой лежат очищенные лимон, апельсин, дольки шоколада, еловая ветка.

Описание.

Рекомендуется для детей 3 лет. Дети подходят к вазочке, нюхают и на выдохе произносят: «Как вкусно!», «Как хорошо пахнет!», «Какой приятный запах!»

Игра    «Отгадай, что за фрукт»

Задача: тренировать глубокий вдох носом, научить различать запахи.

Оборудование: ваза с фруктами, имеющими ярко „сраженный, особенный запах: апельсин, лимон, яблоко, груша.

Описание.

 Рекомендуется для детей от 4 лет. Взрослый делает надрезы на фруктах. Ребенок рассматривает, называет, нюхает их, затем с завязанными глазами старается определить по запаху предложенный ему фрукт.

Игра «Отгадай, что за овощ»

Задача: тренировать глубокий вдох носом, научить различению запахов.

Оборудование: блюдо с овощами, имеющими ярко выраженный, особенный запах: лук, чеснок, огурец, укроп.

Описание.

 Рекомендуется для детей от 4 лет. Ребенок рассматривает, называет овощи, нюхает и запоминает их запахи.

Чтобы получить более насыщенный запах, взрослый делает на овоще надрез, укроп можно растереть в руках.

Затем ребенок с завязанными глазами должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Взрослый следит, чтобы вдох был медленным, плавным, глубоким, не поднимая плеч.

Игра «Разноцветные листочки»

Задача: развить плавный, длительный, направленный выдох.

Оборудование: небольшая палочка, разноцветные сухие листья с разных деревьев.

Описание.

 На уровне рта ребенка на нитках подвешены сухие листья различной формы. Ребенок рассматривает их, называет, определяет цвет, затем медленно набирает воздух через нос (следить, чтобы не поднимались плечи) и дует на листочки через трубочку из губ, не раздувая щек.

Игра «Подуем в трубочку»

Задача: тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Описание.

 Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку.

Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.



Предварительный просмотр:







                 

                 
Пальчиковые игры для детей ДОУ

Цель:

  • Стимулировать действия речевых зон головного мозга;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать чувства ритма;
  • Развивать речь;
  • Развивать память и внимание, воображение.

Задачи:

Для воспитателя:

  • Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей.
  • Создать подборку методической литературы по теме.
  • Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами.

Для детей:

  • Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.



1.
«Весёлый человечек»
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.


2.«Дружные пальчики»

Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний "идут" по другой руке)
Эти - любят поболтать, (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони)
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца)

«Водичка»

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Выполнять ладонью круговые движения перед лицом, как будто умываемся.

Погладить глазки руками от внутреннего края к наружному, как будто моем.

Круговыми движениями погладить щечки.

Улыбнуться.

Показать зубки.


4.«Рыбка»

Рыбка плавает в водице, (Дети изображают сложенными)

Рыбке весело играть. (Вместе ладонями, как плывёт

рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывёт

Рыбка)

Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение

обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут»)

Рыбка быстро уплыла.


5. «Солнышко»

Солнышко в глазки

Светит ребяткам.

Мы поиграем

С солнышком в прятки!

Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.

6.«Кулачок»

Сжали ручку в кулачок,

Положили на бочок:

Чок-чок, кулачок,

Чок-чок, на бочок!

Руки положить на стол: ладони прижать к столу; одновременно сжать два кулачка; разжать пальцы одной руки и прижать к столу ребром ладони.

7. «У Антошки есть игрушки» 
У Антошки есть игрушки: (
Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина. 
Это мяч. Он из резины. 
Разноцветная матрешка 
И с хвостом пушистым кошка.

8. «Катины игрушки»

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши, стучат кулаками)
Куклы Танины сидят: 
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальцы)
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно все пальцы)
Помогаем нашей Тане (Попеременно хлопают в ладоши)
Мы игрушки сосчитать –(стучат кулаками)
Есть у нас игрушки 
Есть у нас игрушки: Хлопки 
Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки)
Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы)
Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный, (Руки сложить в круг перед собой)
Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой)
Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)
Я с игрушками играю.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».

9. «Индюк»
Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая,
Игрушка расписная. (Пальчики обеих рук «идут» по столу).
Есть игрушки у меня. 
Есть игрушки у меня: (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно) 
Паровоз и два коня, (загибают пальчики на обеих руках)
Серебристый самолёт, 
Три ракеты, вездеход, 
Самосвал, подъёмный кран
– Настоящий великан. 
Сколько вместе? Как узнать? (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Помогите сосчитать!

10. «Наша группа»
В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу)
Самый младший — это я. (
Разжимают пальчики поочередно
Это Маша, начиная с мизинца). 
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.


11. «
Дружба»
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) 
Мы закончили считать.


12. «
Как живёшь?» 
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)


13. «Мы идем в осенний лес»(И. Михеева)
Мы идем в осенний лес–(маршируем на месте)
А в лесу полно чудес! –(разводим руки в стороны, «удивляемся»)
Дождь вчера в лесу прошел –(потряхиваем ладонями обеих рук)
Это очень хорошо–(хлопаем в ладоши)
Будем мы грибы искать –(приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону)
И в корзинку собирать, - (сводят руки перед собой в «корзинку»)
Вот сидят маслята, - (загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка)
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички.–(делают манящие движения руками)
«Подосиновик, груздок, - (грозят указательным пальцем правой руки)
Полезайте в кузовок! – (присесть, обнять себя руками)
Ну, а ты, мухомор, - (встаем, разводим руками в стороны).Украшай осенний бор! 

14. «Салат».
Мы морковку чистим- чистим,(Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, (Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)

15. «Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила. (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)
Девочка Иринка кукле говорила: 
«Салфетки должны быть в салфетнице, 
Масло должно быть в маслёнке,
Хлебушек должен быть в хлебнице, 
А соль? Ну, конечно, в солонке! 

16. «Поросята»

Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков. 
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы)
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. «Фонарики». 
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние)
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные) 
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Этот толстый поросёнок - лежебока и лентяй, (Большие)
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем   внутрь)


17.. «Я в деревне отдыхаю»
Я в деревне отдыхаю, (Руки на столе ладошками вниз.Разводить и соединять пальцы правой руки)
Всех зверей домашних знаю:(Разводить и соединять пальцы левой руки)
Кролик, лошадь и коза, (Называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого)
Кот, корова и свинья. (Поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой руки, а затем левой, начиная с большого)
А еще баран с овцой,
Да верный пес –(Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки)
Помощник мой.(Большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака»)