Анализ работы
Предварительный просмотр:
Творческий отчет
о профессиональной деятельности
Чистяковой Татьяны Павловны
за 2018 – 2019 учебный год
Тема по самообразованию: «Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста по средствам игровой деятельности»
Задачи на учебный год:
- Изучение нормативно-правовой документации и методической литературы.
- Раскрыть значение формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
- Провести теоретический анализ проблемы формирования фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи.
- Рассмотреть методики по изучению развития фонематических процессов дошкольников с нарушением речи.
- Развивать фонематические процессы через использование игр и игровых упражнений.
- Изучение теоретической, психолого-педагогической и методической литературы
Наименование статьи, книги | Тезисы по статье, книги |
ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» | Ст. 2 Воспитание-деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. |
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. | П.2.6. Речевое развитие включает владение речью как средством общения культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества. |
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13) | П.1.1. Настоящие санитарные правила направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей (развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности. |
Окунева С.Е. статья «Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников» | Известно, что одним из главных этапов становления у ребенка грамотной речи является правильное произношение речевых звуков. В раннем возрасте ребенок произносит слова искаженно, неточно, сложно происходит формирование фонематического восприятия. Такие речевые расстройства в большинстве случаев негативно влияют и на развитие умственных способностей, а впоследствии снижают его успеваемость в школе, приводят к школьной дезадаптации. |
Коротовских Т.В., Пяшкур Ю.С. статья «Формирование внимания как одно из условий преодоления нарушений фонематических процессов у детей дошкольного возраста» | Так, у детей с общим недоразвитием речи в той или иной степени нарушена память, недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. |
Касьянова А. В., Васильева Н. Н., Головина Е. Б. «Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста». | Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее. |
Дьякова Н.И. «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников» | В книге дан сравнительный анализ данных о состоянии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием речи и с ОНР. Предложены диагностические пробы для исследования фонематического восприятия, фонемного анализа, звукового синтеза. Представлены методические разработки преодоления недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР. В основе приведенных логопедических занятий лежат комплексно-игровой метод, сказочные сюжеты. |
Казакова Ю.В. «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» | Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы. |
- Использование в практике современных педагогических технологий
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ |
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом. Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий: |
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи: - идти в ногу со временем, - стать для ребенка проводником в мир новых технологий, - наставником в выборе компьютерных программ, - сформировать основы информационной культуры его личности, - повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. |
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ |
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. |
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ |
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества. |
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ |
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. |
ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ |
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. |
- Повышение собственной профессиональной компетентности
№ п/п | Формы | Уровень | Период | Содержание (тема) | Результат |
1 | Педагогические советы | ||||
2 | Открытые занятия | Дошкольный | 15.05.2019 | Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в словах и слогах. | Конспект занятия |
3 | Участие в методической работе ДОО | ||||
4 | Участие в работе КМО, РМО, ГМО | ||||
5 | Участие в конференциях, семинарах, круглые столы и т.д. | ||||
6 | Выступление на конференции, семинары, круглые столы и т.д.) | Территориальный | 04.03.2019 -17.04.2019 | Территориальный научно-практический семинар «Карусель педагогических идей» (План-модель совместной познавательной деятельности с детьми третьего года жизни «Что подарим маме?») | Сертификат о представлении педагогического опыта |
7 | Участие в профессиональных конкурсах: «Педагогическая копилка - 2019» | Всероссийский | 08.04.2019 - 05.05.2019 | План-модель совместной познавательной деятельности с детьми третьего года жизни «Что подарим маме?» | Диплом 1 степени |
8 | Публикации | Дошкольный | 29.04.2019 | Статья о проведенной викторине о правилах дорожного движения «Красный, желтый, зеленый» | |
9 | Наличие авторских разработок | ||||
10 | Участие в экспертной (модераторской) деятельности | ||||
11 | Участие в аттестации педагогических работников | Дошкольный | Митькина Н.А. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми с ОНР» | Слушатель | |
12 | Повышение квалификации | Дошкольный | 06.11.2019 | Программа повышения квалификации «Реализация ФГОС дошкольного образования в дошкольной образовательной организации» | Удостоверение о повышении квалификации |
4. Результаты мониторинга по теме самообразования.
Мной была подобрана и изучена диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста Каримовой Н.В.
По итогам диагностики педагог:
− определяет исходное состояние и перспективы развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений.
− отслеживает динамику развития фонематических процессов у детей для осуществления коррекции имеющихся отклонений;
− оценивает эффективность коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений.
Данную диагностику планирую провести в новом учебном году.
5. Методические находки, идеи которыми можете поделиться с коллегами.
Создание персонального сайта без навыков веб-дизайна и программирования с помощью сервиса Google Sites.
6. Задачи на 2019-2020 учебный год:
- Изучение нормативных документов, теоретической, психолого-педагогической и методической литературы;
- Провести диагностику фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи.
- Представить педагогический опыт по внедрению игровых технологий в практике работы по формированию фонематических процессов.
- Организовать выставку игровых пособий, дидактических игр по развитию фонематических процессов.
дата подпись