Проектная деятельность
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной работе
Полханова Наталья Васильевна,
учитель биологии МБОУ «СОШ №105»,
г. Челябинск
Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Проектная технология ориентирована на обучение конкретного ученика, а не средне статистического учащегося, она требует от учителя личностного подхода в учебно-воспи
тательном процессе. Именно в условиях индивидуализации обучения появляется возможность для реализации творческого потенциала каждого ученика.
Алгоритм проектного обучения:
Этап 1. Предложение тем проекта.
Тема проекта определяется методом «мозгового штурма». В ходе «мозгового штурма» предлагается огромное количество тем. Этот этап длится 10 – 15 минут.
Этап 2. Выбор одной темы проекта.
Выбор темы для проекта длится 15 – 20 минут.
Этап 3. Выбор методов и ресурсов для работы над проектом. Спектр методов для выполнения проекта чрезвычайно широк: эксперимент, интервью, социологический опрос, экскурсия, изучение литературы, поиск информации в сети Интернет. Учителю важно познакомить учащихся с имеющимися возможностями, предоставив право выбора им самим.
Проект может быть представлен в виде стендовых докладов, устных и письменных отчётов, семинара, видеофильма, конкурса, театральной постановки, компьютерной про-граммы. Нет необходимости выбирать только один способ, их можно комбинировать. В любом случае презентация подготавливается учащимися самостоятельно, с минимальной помощью учителя. На весь этап отводится 15 – 20 минут.
Этап 4. Работа над проектом. Занимает основное время. Время определяется учителем, исходя из календарно – темати-ческого планирования предметов, включаемых в проект. Учителя определяют также сроки промежуточного контроля. Основную работу учащиеся могут проводить во время, так и вне уроков. Также на каждом уроке можно отводить по 10 минут на организационные воп-росы и промежуточный контроль. В целом работа над проектом длится около 2 – 3 недель, в зависимости от возраста школьников.
Этап 5. Презентация проекта. Проводить презентацию можно как во время уроков, так и во внеурочное время. Время, отводимое на каждый этап, не закреплено жёстко. Учитель может выбрать и определить оптимальное для данного класса время.
Алгоритм рефлексии (по Т.И. Шамовой):
Я – как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой.
Мы – насколько комфортно мне работалось в малой группе; я помогал товарищам, они помогали мне, что было больше; авторитетен ли я в вопросе...; у меня были затруднения в работе с группой.
Дело – я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учебы практики, просто интересен); в чем затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы.
Рекомендуемая литература:
1. Алексеев А. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] //Исследовательская работа школьников. №1. 2002.
2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология комплексно-ориентированного образования. – Самара, 2006.
3. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. //Образование в современной школе. №12. 2000.
4. Кузнецов B. C. Исследовательско – проектная деятельность как форма учебного сотрудничества [Текст]: методические рекомендации. – М., 1996.
5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011.