СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ
Одним из основных условий эфективной коррекции недостатков речевого развития является осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом колрррекционный процесс. Поддержание тесного контакта с семьей ребенка - залог успешности успешности усилий логопеда по внедрению в коррекционный процесс современных здоровьесберегающих технологий и обеспечению условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию. Установление постоянной обратной связи с семьей позволяет учителю-логопеду быть достаточно информированным о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях, сформировать мотивированное отношение родителей к коррекционным занятиям. Правильно организованная работа с семьей помогает существенно повысить педагогическую культуру родителей и сделать их не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
СЛАЙД № 1. ЗАГОЛОВОК.
Уважаемые родители! Всем нам известно о том, что хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития ребенка, познания им окружающей действительности, содержательного общения со сверстниками и взрослыми.
СЛАЙД № 2. Ранний дошкольный возраст является чрезвычайно важным периодом в становлении и развитии речи ребенка. Если к полутора годам жизни ребенка в его активном словаре находится около 20 слов, к двум годам – до 50 слов и появляется первая фраза из двух слов, то к трем годам активный словарь ребенка может включать до 1, 5 тысяч слов.
СЛАЙД № 3. Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет уже осознанно, заинтересованно рассматривает картинки и иллюстрации в книгах, называя увиденные предметы; способен в течение 5-10 минут внимательно слушать рассказы и сказки, выражая свое эмоциональное отношение к услышанному; вместо двусложной фразы ребенок начинает строить развернутые предложения, включающие в себя все части речи. Именно в это время ребенок начинает говорить о себе в первом лице («я хочу», «я играю»), т. е. начинает осознавать себя как личность.
К сожалению, очень многие родители выражают сейчас озабоченность
речевым развитием своего ребенка, жалуются на то, что ребенок мало и неразборчиво говорит, не стремится к речевому общению, ограничиваясь жестами и звукоподражаниями, усеченными словами.
Сегодня мы хотя бы вкратце, в общих чертах поговорим о том, как можно стимулировать речевое развитие ребенка, начиная с самых первых месяцев жизни.
Однажды к знаменитому педагогу А. С. Макаренко пришла молодая будущая мама и спросила: «С какого возраста надо начинать воспитывать ребёнка?» Узнав, что ребенок должен скоро родиться, он ответил, что она опоздала с воспитанием на полгода.
СЛАЙД № 4. Иногда приходится слышать глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.
Однако речь не дается нам в дар от рождения. На самом деле ребенок усваивает речь исключительно по подражанию, и навыки правильной речи формируются на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев.
СЛАЙД № 5. Советы логопеда. Невмешательство в процесс формирования детское речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную и отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная. Поэтому:
* Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
* Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).
* Следует обращать внимание и четко произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.
* Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Слушая, как взрослый, подстраиваясь под речь малыша, заменяет правильные слова более легкими для ребенка звукоподражаниями (бо-бо, би-би-ка и т. д.), малыш приучается к мысли, что именно так говорить можно и нужно, и эту привычку впоследствии очень трудно искоренить.
* Также следует приучать ребенка смотреть во время диалога прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
* Родители поступают неправильно и в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желание ребенка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях, произнесении звуков и слов – а зачем, ведь близкие и так его понимают.
Опытный педагог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи).
СЛАЙД № 6. Советы логопеда. Народный фольклор.
Есть еще одно прекрасное изречение: «В пустых стенах ребёнок не заговорит…» (заметила в своё время Е.И. Тихеева). Поэтому, хотя активное речевое общение с ребенком необходимо, этого недостаточно. В Вашем доме, так же как и в детском саду, у ребенка должны быть развивающие игрушки и богато иллюстрированные детские книги крупного формата.
Советуем Вам использовать в своей речи с ребенком богатства народного фольклора, потешки, песенки, сказки, которые малыши с таким удовольствием слушают перед сном. Не жалейте времени на чтение вызывающих добрые чувства рассказов и сказок, задавайте ребенку вопросы по их содержанию, побуждайте его к фразовой речи. И не забывайте хвалить, пусть даже за маленькие успехи (Как хорошо ты сказал!).
Мы знаем, что развитие ребенка дошкольника проходит в игре, а играть можно везде и всюду. Ваши логопеды дадут Вам полные рекомендации о речевых играх с ребенком каждого конкретного возраста, а сейчас мы предлагаем Вашему вниманию небольшой буклет, в котором представлены речевые игры, в которые Вы можете играть на прогулке, в машине, по дороге в детский сад и домой и даже на кухне.
Поиграйте с ребёнком в эти несложные игры. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.
СЛАЙД № 7. Советы логопеда. Народный фольклор.
Есть еще одно действенное и эффективное средство стимуляции речевого развития ребенка. Это - развитие мелких дифференцированных движений пальцев рук. Современная наука неопровержимо доказала, что движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Знаменитый педагог Сухомлинский образно сказал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А речь и мышление – это двужильный провод.
В Японии, например, гимнастику для пальцев начинают делать уже с 2-3 месячными малышами.
В русском народном фольклоре для малышей существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Это всем известная «Сорока», «Ладушки» и многие другие. Видимо, благотворное влияние движений на речевое развитие ребенка было замечено уже в глубокой древности.
Упражнения для пальцев рук полезны всем малышам, но для детей с задержкой речевого развития развитие движений пальцев подготавливает почву для последующего формирования речи, так как речевая и пальцевая моторика взаимосвязаны очень тесно.
Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам использовать в домашних занятиях с детьми пальчиковые игры, занятия с предметами, простейший массаж.
Найти материал для игр и занятий с предметами несложно /игрушки, обводки и т. д./.
СЛАЙД № 8.
- Прежде всего, это знаменитая деревянная матрешка, которая не только сувенир, но и прекрасное средство развития ручных умений и мышления малыша, традиционная народная дидактическая игрушка.
- Пирамидка – выбирая пирамидку, необходимо отдать предпочтение той, у которой кольца разного диаметра равномерно увеличиваются к основанию.
- «Шнуровки» - деревянные и пластмассовые. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь, украсит игрушками новогоднюю елочку, «пришьет» оторвавшуюся пуговицу и т.д.
- «Бусы» - используется шнурок и бусины с большими отверстиями. Ребенок нанизывает бусины на шнурок в произвольном порядке. В ходе этой игры можно развивать и цветовое восприятие (бусины различного цвета).
- «Разноцветные прищепки» - вырезать из картона простейшие формы (круг, ежика, треугольник для елочки). Предложить ребенку прицепить прищепки к картону, взяв их тремя пальцами.
- СЛАЙД № 9. «Вот какие разные!» - в руку ребенка по очереди вкладывают различные предметы: кусочек меха, кожи, грубого полотна, атласную ленточку, шелковый платок, новую поролоновую губку для мытья посуды и т.д. Ребенок должен обхватить предметы и удерживать его некоторое время, чтобы ощутить их свойства (гладкость, шероховатость, твердость, мягкость и т.д.).
- СЛАЙД № 10. «Золушка» - перекладывание смешанной белой и цветной фасоли, орехов из одной емкости в две разных.
- «Чашки-ложки» - предложите ребенку пересыпать маленькой ложкой сахар из одной чашки в другую.
- «Белкины гостинцы» - взрослый объясняет, что встретил на улице белочку, которая передала для малыша орех или шишку. Затем предлагает положить предмет между ладонями и делать круговые движения, чтобы почувствовать, какой он шершавый. Это своеобразный массаж для ладошек и пальчиков.
- «Силач» - для игры понадобятся простейшие экспандеры или резиновые игрушки, массажные мячики-«ежики». Предложите ребенку сжимать игрушку сначала двумя руками, затем одной.
- «Пальчиковый бассейн» - насыпать в большую миску фасоль, арбузные семечки. Предложить ребенку погрузить кисти рук в фасоль и найти спрятанные сюрпризы (мелкие игрушки, конфеты).
- СЛАЙД № 11. «Волшебный поднос» - на яркий поднос (можно использовать лотки от замороженных продуктов) насыпать тонким слоем манную крупу. Провести пальчиком ребенка по крупе. Предложить нарисовать волны, квадрат, круг, солнышко, лодку, домик, позднее цифры и буквы. Можно не только рисовать, но и выкладывать предметы из фасоли, арбузных косточек.
- «Забавные картинки» - можно распределить на листе картона тонкий слой пластилина. Предложите ребенку выложить на пластилине картинки, используя горошины, бусины, семечки.
- СЛАЙД № 12. «Узоры из счетных палочек» - по сделанному взрослым образцу ребенок выкладывает квадраты, треугольники, елочки, снежинки, домики. Можно использовать спички с отрезанными головками.
Эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют образное мышление, зрительно-пространственное восприятие, воображение, фантазию и логику малыша.
Правило: Играя с мелкими предметами, важно не забывать о правилах безопасности. Взрослый всегда должен быть рядом, чтобы дети не смогли положить мелкие предметы в рот, нос или уши.
***Не забывайте сопровождать все игры речью! Объясняйте ребенку все, что вы делаете. Комментируйте его действия. Хвалите малыша даже за незначительные успехи!
СЛАЙД № 13. Хочется обратить ваше внимание и на то, что уже в раннем возрасте следует начинать учить детей правильно держать ложку и карандаш.
Ведь малыши берут карандаши и ручки так, как им кажется более удобным. Как правило, это не правильный захват пишущего инструмента. Если вовремя не помочь ребенку сформировать умение, неправильная привычка укоренится.
СЛАЙД № 14. Приучать ребенка необходимо с самого раннего возраста. Когда малыш только начинает брать погремушку, ложку. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче в будущем ребенок сможет адаптироваться к школе. Но все же самое оптимальное время примерно в 2-3 года.
Ложку держат так, чтобы большой палец лежал сверху на ее ручке. Подносят ложку ко рту левым широким краем.
СЛАЙД № 15. Насадка на ложку (ложка-обучалка), карандаш или ручку.
Такую насадку можно купить в канцелярских отделах. Они могут быть в виде зверюшек птиц и т.д. С выемками и углублениями для правильной постановки пальцев руки.
СЛАЙД № 16. В заключение хочется сказать, что семья – это самое важное в жизни, и сообща можно решить все проблемы.
Спасибо за внимание!
Когда начинать обучать правильному брать карандаш?
Признаки неправильного захватывания ребенком пишущего инструмента:
- удерживает карандаш в кулаке;
-сильно сдавливает карандаш в руке;
-держит большой палец на карандаше ниже указательного;
-пальцы расположены на карандаше слишком низко или слишком высоко;
-рисуя, вращает листок бумаги, а не карандаш.
-верхняя часть карандаша направлена не к шее, а к плечу.
Если вы заметили у своего малыша один или несколько из этих признаков необходимо помочь ему это исправить.
Методики, с помощью которых можно помочь ребенку научиться правильно держать пишущий инструмент:
Каждая из методик действенна на 100%, выбрать можно любую, наиболее подходящую вашему ребенку.
1. Захват "пинцетом".
Ребенок ставит карандаш грифелем вниз перпендикулярно листу бумаги. Далее необходимо захватить тремя пальцами (большой, указательный и средний) верхнюю часть карандаша. Пальцы скользят вниз до положения, при котором будет удобно писать.
2. С помощью салфетки.
Необходимо взять обычную бумажную салфетку и сложить ее в несколько раз. Ребенку нужно прижать ее к ладони 2мя пальцами (мизинцем и безымянным). Оставшиеся "рабочие" пальцы правильно захватывают карандаш. В процессе письма салфетка должна оставаться в ладони.
Знакомство ребенка с пальчиками руки, их внешним видом и названиями, обучение изолированным движениям пальцев рук можно проводить с использованием пальчиковых игр в сопровождении речи. Богатейшие подборки игр с пальчиками по первой же просьбе предоставят Вам воспитатели и логопеды Ваших детей.
- Потешка «Братцы».
- Потешка «Моя семья».
- Сказка «Мышка-чистюля» (знакомство с пальчиками, пассивный массаж).
Мышка-чистюля
Мышка мылом мыла лапку: (Имитация мытья рук.)
Каждый пальчик по порядку. (Отогнуть из кулачка по очереди все пальцы.)
Вот намылила Большой, (Соответственно.)
Сполоснув затем водой. (Встряхнуть кистями рук.)
Не забыла и Указку, (Потереть указательный палец.)
Смыв с него и пыль, и краску. /Смыла грязь с него и краску/
Средний мылила усердно, - (Соответственно.)
Самый грязный был, наверно!
Безымянный тёрла пастой: (Потереть щепотью указательный палец.)
Кожа сразу стала красной.
А Мизинчик быстро мыла: (Движения выполняются очень быстро.)
Очень он боялся мыла!
(Е.Г.Карельская)
Приемы массажа и самомассажа: растирание, разминание, поглаживание.
Мелкая моторика
- Настроение упало,
Дело валится из рук.
Но не всё еще пропало,
Если есть хороший друг,
С делом справимся вдвоем,
С облегчением вздохнем,
Настроение поднимем,
И от пыли отряхнем!