Программа саморазвития
Программа профессионального саморазвития воспитателя Чистяковой Ольги Александровны на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samorazvitie_2020.docx | 52.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Золотая рыбка»
Программа
профессионального саморазвития
воспитателя
Чистяковой Ольги Александровны
на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности»
2020 -2021 гг.
г. Богородск,
2020 год
Содержание:
- Пояснительная записка …………………………………………3
- Актуальность проблемы ………………………..…………3
- Проблема ………………………………………..………….4
- Цель и задачи деятельности ……………………..………..5
- Предполагаемый результат ………………………….........6
- Этапы работы ……………………………………………………6
- Информационный…………………………….…….…...…6
- Технологический …………………………………….……7
- Практический …………………….......................................7
- Результативный……………….…………………...……....8
- План мероприятий по реализации поставленных целей и задач………………………………………………………………….8
- Анализ результатов…………………………………………….14
- Список использованной литературы………………………….15
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.»
В. А. Сухомлинский.
«Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
М. Шклярова.
1.Пояснительная записка
- Актуальность проблемы
... Это правда! ну чего же тут скрывать?
Дети любят рисовать, очень любят рисовать!
на бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне...
Э. Успенский.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:
- личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
- коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
- игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
- педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).
Свою работу строю на следующих принципах:
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Поэтому тему своей программы считаю актуальной.
- Проблема
"Ребенок в процессе собственной активности выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящей её цели, ищущий путь и способы ее достижения. Данный тип активности лежит в основе детского творчества в самом широком значении этого слова"
Н.Н. Поддъяков
В современном мире, когда все острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и все большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать как возможность решить интересную задачу, особое значение имеет развитие творческого потенциала личности. Необходимым условием этого является духовное и практическое освоение человеком всего богатства культуры, в том числе художественной. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. Большую роль в этом призваны сыграть художественно – эстетические образовательные программы, главная задача которых - развитие эмоционально – познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. В настоящее время идет активное их внедрение не только в школьную практику, но и в сферу дошкольного воспитания детей.
Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. Если для развития творчества созданы условия в группе, детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, готовы проводить за творческими занятиями много времени.
К сожалению, известно немало случаев, когда дети не испытывают интереса к изобразительной деятельности, их лица скучны во время рисования, глаза не загораются восторгом при рассматривании произведений искусства, созданные ими изображения бедны, неинтересны, невыразительны.
Поэтому ведущей педагогической идеей является разработка и создание таких условий, при которых дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
1.3. Цель и задачи деятельности
Цель саморазвития: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства, компетентности, умений и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных форм.
Задачи саморазвития:
- изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;
- изучить литературу о нетрадиционных формах изобразительной деятельности в работе с дошкольниками;
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования;
- посетить занятия коллег и поучаствовать в обмене опытом;
- разработать перспективный план работы с детьми;
- подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- оформить в группе центр изобразительного творчества по нетрадиционному рисованию;
- разработать план работы с родителями по данной теме, повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе;
- воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы;
- разработать рекомендации по развитию творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
1.4. Предполагаемый результат
- переоценка педагогических ценностей своего профессионального назначения;
- улучшение образовательного процесса;
- при систематической работе над развитием творческих способностей дети научатся сочетать различный материал и технику, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы творчества, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.
2. Этапы работы
Вся деятельность по реализации моего самообразования можно разделить на четыре этапа:
2.1. Информационный
Год | Мероприятие | Дата | Форма отчета |
2020 учебный год | 1.Подбор и приобретение психолого-педагогической и методической литературы по теме | Сентябрь | Составление списка |
2.Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме | Октябрь | Конспекты, выписки, заметки | |
3.Изучение интернет-ресурсов | Ноябрь | ||
4.Анализ задач ООП | Ноябрь |
2.2. Технологический
Год | Мероприятие | Дата | Форма отчета |
2020-2021 учебный год | 1.Разработка системы планирования | Январь | |
2. Разработка методических материалов | Февраль | Сбор материалов в Приложение | |
3. Создание презентаций для работы с детьми | Март | Показ презентаций, фотоотчет | |
4. Пополнение РППС дидактическими играми и материалами: «Весёлые человечки», Нарисуй человечка», «Дорисуй и одень», «Паутинка», «Обведи и укрась», «Нарисуй черепаху», «Смешной портрет». | Всё время самообразования | Фотоотчет | |
5.Анкетирование | Октябрь, май. | Результаты анкетирования | |
6.Тестирование | Октябрь | Результаты тестирования |
- Практический
Год | Мероприятие | Дата | Форма отчета |
2020-2021 учебный год | Апробация и адаптация методик, технологий в практике (с детьми, родителями) | Весь год | Фотоотчёты, выставки, открытый просмотр ООД, совместные мероприятия, наблюдения, консультации. |
- Результативный
Год | Мероприятие | Дата | Форма отчета |
2020-2021 учебный год | 1.Участие в педсоветах | По плану | |
2.Участие в конкурсах | Весь год | Фотоотчёты | |
3.Открытый просмотр ООД | Февраль | Конспект ООД | |
4.Оформление опыта работы | Март | Презентация Аттестация | |
5.Оформление портфолио | Апрель | ||
6.Прохождение процедуры аттестации | Май |
3.План мероприятий по реализации поставленных целей и задач
С детьми:
№ п/п | Время (месяц) | Мероприятие и тема | Цель | Техника |
Сентябрь | Рисование «В подводном царстве» «Если речка голубая…» | Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе, используя технику рисования ладошками. Учить передавать несложный сюжет, изображая морских обитателей. Учить превращать отпечатки ладошек в рыб, медуз, осьминожек, рисовать различные водоросли. Настраивает детей на дальнейшую деятельность. | Рисование ладошкой Физкульт- минутка | |
Сентябрь | Рисование «Сказочное животное» | Создание образов сказочных животных при помощи нетрадиционной техники кляксография. | Кляксография с трубочкой | |
Октябрь | Рисование «Путешествие в царство Лесовичка» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Закреплять использование различных видов рисования: печать ладошкой и скомканной бумагой, рисование штампом, рисование пальчиком; упражнять в изображении по всей поверхности листа. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в пейзаже. | Рисование ладошкой | |
Октябрь | Рисование «Осеннее дерево» «Падают, падают листья…» | Познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой рисованием пальцем. Учить располагать предметы на листе бумаги. Закреплять умение детей подбирать цветовую гамму для изображения золотой осени. Настраивает детей на дальнейшую деятельность. | Рисование пальцем Физкульт- минутка | |
Ноябрь | Рисование «Зимующие птицы» | Учить детей рисовать синиц в нетрадиционной техники рисования – ладошкой. Совершенствовать навыки работы с гуашью, развивать композиционные навыки. Расширение словарного запаса. Воспитывать наблюдательность, заботливое отношение к птицам, любовь к природе. | Рисование ладошкой | |
Ноябрь | Рисование «Лес осенью» «Вместе по лесу идём…» | Совершенствовать умения детей в различных техниках; учить детей передавать образ деревьев в технике кляксография с трубочкой. Закрепить названия деревьев. Показать выразительность этого метода, тренировать дыхание, развивать фантазию. Уменьшает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости. | Кляксография с трубочкой Физкульт- минутка | |
Декабрь | Рисование «Снеговик» «На дворе у нас мороз…» | Развивать умение самостоятельно выбирать технику рисования в соответствии с замыслом и применять ее. Закреплять умение делать сравнительный анализ двух игрушек методом зрительного и тактильного обследования. Воспитывать интерес к работе, аккуратность. Уменьшает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости. Настраивает детей на дальнейшую деятельность. | Печатание подручными материалами Физкульт- минутка | |
Декабрь | Рисование «Мой город» | Формировать у детей творческое мышление, способствовать развитию умения самостоятельно находить ответы в поисковом ключе. Развивать любознательность, пытливость детского ума. Восхищать новизной видения окружающего мира. | Пуантилизм (маркеры, краски, цветные карандаши) | |
Январь | Рисование «Следы животных в зимнем лесу» | Закрепить знания о диких животных леса (лось, лиса, медведь, заяц). Познакомить детей со следами диких животных зимой и научиться их различать. Совершенствовать навыки использования разных изобразительных средств для передачи характерных особенностей внешности животных. Воспитывать аккуратность в работе с красками и другими материалами. | Рисование пальцем | |
Январь | Рисование «Природа зимой» «Есть в лесу три полочки…» | Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту в художественных образах поэзии, изобразительного искусства. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных явлениях окружающей природы. Помочь детям освоить нетрадиционную технику «набрызг». Уменьшает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости. Настраивает детей на дальнейшую деятельность. | «Набрызг» Физкульт- минутка | |
Февраль | Рисование «Зимнее дерево» | Совершенствовать умение детей рисовать дерево. Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе; учить изображать эти изменения в рисунке наиболее выразительно. Закреплять нетрадиционный метод рисования жесткой кисточкой «тычком». | Жесткой кистью «Тычком» | |
Февраль | Рисование «Зимний лес». (коллективная работа) | Совершенствовать использование детьми знакомых ими техник нетрадиционного рисования (рисование мыльными пузырями, набрызг, шерстяная акварель). Формировать навык сочетания разных изобразительных техники для передачи характерных признаков зимы, зимнего леса. Формировать навыки безопасного использования в работе ножниц. Развивать чувство цвета и композиции. Познакомить детей со способом создания объемной аппликации. Воспитывать бережливое отношение и любовь к родной природе. | Рисование мыльными пузырями, набрызг, шерстяная акварель. | |
Март | Рисование «Весна пришла, тепло принесла» «Ветер дует нам в лицо…» | Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Уменьшает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости. Настраивает детей на дальнейшую деятельность. | Монотипия Физкульт- минутка | |
Март | Рисование «Мимоза для мамы» (к празднику 8 марта) | Расширить представления детей о празднике мамы и традиции поздравлять их в этот день. Развивать диалогическую форму речи: формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него. Учить детей рисовать нетрадиционным способом: тычком или пальцем. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый, величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета. | Рисование ватной палочкой | |
Апрель | Рисование «Запускаем ракету в космос» | Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании картин; развивать чувство композиции, мелкую моторику рук, память; воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира. | Рисование пальцем | |
Апрель | Рисование «Подснежник»; «Мы старались, рисовали…» | Вызвать интерес к созданию образа цветов с помощью нетрадиционной техники. Учить детей рисовать способом примакивания. Упражнять в правильном держании кисти Уменьшает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости. | Примакивание кистью Физкульт- минутка | |
Май | Рисование «Путешествие в пустыню» | Продолжать закреплять нетрадиционный метод рисования жесткой кисточкой и пальчиками. Познакомить с особенностями пейзажа пустыни. Закреплять понятия «пейзаж», «линия горизонта»; узнавать и называть основные цвета; умение рисовать пальчиками. Поощрять творческий подход и стремления детей к проявлению творчества в работе. | Жесткой кистью «Тычком», Рисование пальцем. | |
Май | Рисование «Сирень цветёт» | Учить детей передавать в рисунке форму и строение куста сирени, изображать на кусте соцветия, собранные в кисти, передавать их форму и цвет; смешивать краски для получения сиреневого цвета. | Оттиск круглыми печатками. |
С родителями:
№ п/п | Время | Тема | Форма работы |
Октябрь | «Изобразительная деятельность в ДОУ» | Анкетирование | |
Октябрь | «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей» | Консультации | |
Ноябрь | «Использование нетрадиционных приёмов рисования в развитии креативности детей» | Консультации | |
Декабрь | Представление своей работы по программе саморазвития: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности» | Родительское собрание | |
Январь | «Как организовать занятия по изобразительной деятельности дома» | Консультации | |
Январь | «Рисование пальчиками: зачем и как?» | Папка – передвижка | |
Февраль | «Ох, эти пальчики – ладошки» | Выставки детских работ | |
Март | «Любимой мамочке» | Выставки детских работ | |
Март | «Изобразительная деятельность в ДОУ» | Анкетирование | |
Май | «Наши достижения за год» | Выставки детских работ |
Совместная деятельность детей и родителей:
1. Организация выставок совместного творчества детей и родителей: «Как мы рисуем дома» (сентябрь);
2.Экскурсии: в исторический музей (октябрь);
3. Оформление лепбука: «Нетрадиционное рисование» (апрель).
- Анализ результатов
В процессе творчества дети научатся создавать вещи своими руками, познавать загадки, радости и разочарования – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научит детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.
Результатами моей работы в данном направлении станет:
- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
- Список использованной литературы
1.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Просвещение, 1990.
2. Боровик О.В. Роль рисунка при изучении детей // Личностно-ориентированный подход в развивающем и коррекционном образовании. – Биробиджан, 1998. – С.
3. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М., 1967.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. – 1988. - № 6.
7. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996.
8. Забрамная С.Д. Развитие ребенка в ваших руках. – М., 2000.
9. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.
10. Занков Л.В. О начальном обучении. – М., 1963.
11. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995.
12. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.
13. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.
14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения: В 3 т. – М., 1979. – Т. 3.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Учебное пособие – М.: Академия, 2004.
16.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: Каро, 2010.
17.Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: Сфера, 2011.
18.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Просвещение, 1990.
Электронные ресурсы:
- www.niro.nnov.ru
- www.nsportal.ru
- www.lib.tr200.net
- www.chudopredki.ru
- www.maaam.ru
- www.doshvozrast.ru