Песочные фантазии
Предварительный просмотр:
«Песочные фантазии»
Цель: Знакомство детей со свойствами песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.
Чтение стихотворений
Нас сегодня ждет песочек
Чистый, свежий, золотой.
Залезай сюда, дружочек:
Хочешь рой, а хочешь строй.
Изучаем песенку « Я пеку, пеку, пеку»
Пальчиковая гимнастика «Колобок»
Игры с песком.
1. Игра «Чувствительные ладошки»
Цель: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Воспитатель: «Ребята предлагаю вам поздороваться с песочком»
(Дети погружают руки в песок)
2. Игра «Здравствуй песок»
Цель: Снижение психофизического напряжения.
По – разному «Поздороваться с песком», т. е. различными способами дотронуться до песка (пальчиками, ладошкой внутренней или тыльной стороной и пр.)
3. Игра «Необычные следы»
Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.
Воспитатель: «А теперь покажем как … .»
- «Идут медвежата» - кулачками надавливаем с силой на песок.
- «Прыгают зайчата» - кончиками пальцев ударяем по поверхности песка.
- «Ползут змейки» - ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой.
4. Игра «Песочный дождик»
Цель: Регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Устроим необычный дождик – песочный. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого или на свою ладонь.
Воспитатель: «Ребята, что мы сейчас с вами делаем? (ответы детей словами или жестами) Мы сыплем песочек.
Какой же красивый дождик у нас получился! »
НОД на тему: «Поиграем с песочком»
Задачи:
- знакомить детей со свойствами песка;
- развивать мелкую моторику рук;
- обогащать словарный запас слов;
- формировать коммуникативные навыки.
Материал: песок в песочнице.
Правила игры с песком:
1. береги песчинки, не выбрасывай их из песочницы;
2. песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей;
3. после игры с песком помой руки.
Воспитатель: Ярко солнышко сияет
И ребяток приглашает,
Поиграть в «Песочный дворик»
И в волшебный наш песочек.
Это очень интересно,
Увлекательно, чудесно!
Игра «Чувствительные ладошки»
Воспитатель: Нас сегодня ждал песочек –
Чистый, свежий, золотой.
Подходи сюда, дружочек,
Хочешь – рой, а хочешь – строй.
Игра: «Здравствуй, песочек»
Воспитатель: А сейчас мы с вами покажем как… .
(«идут медвежата», «прыгают зайчата», «ползут змейки»)
Игра: «Необыкновенные следы»
Воспитатель: Устроим необычный дождик – песочный.
Игра: «Песочный дождик»
Воспитатель: Я предлагаю вам порисовать на песке пальчиком или палочкой: дорожку, травку, солнышко, дождик и пр.
Сегодня мы с вами играли с песочком: здоровались с ним, оставляли следы,
рисовали. Ребята, а вам понравилось играть с песочком? (ответы детей).
Занятие – экспериментирование на тему: Песок сухой и мокрый. Свойства песка. Изготовление пирожков.
Цель: выяснить, из какого песка можно лепить. Насыпать сухой песок в формочки, перевернуть их, посмотреть, что получается. Затем песок намочить и проделать те же самые операции. Из какого песка получились фигурки? Вывод: из мокрого песка можно лепить, а из сухого – нет.- формировать умение лепить пирожки;
Оборудование: совочки, формочки, лейка с водой.
Воспитатель: Ребята, потрогайте песок. Какой он? (ответы – сухой, сыпучий). Сухой песок светлого цвета (проговаривание вместе с детьми) .
Насыпьте песочек себе на ладошку. Из состоит песок? Из песчинок. Они очень мелкие (проговариваем вместе с детьми) .
У вас лежат формочки, насыплем туда песок и сделаем куличики, пирожки. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки (дети выполняют задание). Получились пирожки? (ответы) .
Почему не получились? Песок сухой, он рассыпается и пирожки не получились.
Подвижная игра «Песчинки»
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть. Вокруг себя повернись и в песчинку превратись. Присели все на корточки. Сколько у нас много песка! Но вот подул ветер, поднял песчинки и они полетели в разные стороны. (Дети имитируют полет песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю. (Дети приостанавливают движение. Присаживаются на корточки). Превращаются обратно в ребяток.
Воспитатель: Кто знает, что будет, если полить песок водой? Проверим?
(Воспитатель поливает песок из лейки) .
Потрогайте песок, какой он? (ответы)
Правильно, если налить в песок воду он станет мокрым. Песок сырой, мокрый – он холодный, темного цвета.
Ребята, а мокрый песок так же сыплется как и сухой? (показать детям)
Вывод: мокрый песок не сыпучий.
Из сырого, мокрого песка можно делать куличики, пирожки.
Предлагаю взять формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок.
Вот так постучите совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком на подставку. Постучите по донышку еще раз совочком. Снимите формочку, что получилось? (пирожки, куличики)
Вот такие красивые пирожки мы с вами сделали, слепили, молодцы! Рассматриваем пирожки.
Экспериментирование на тему: «Песок. Свойства песка. Рисуем палочкой на песке».
Задачи: Развивать у детей представление о свойствах песка. Формировать умение рисовать палочкой на песке. Обогащать словарный запас.
Оборудование: песок сухой и мокрый, палочки, лейка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас в песочнице? А как вы думаете, можно ли на песке рисовать? Я предлагаю вам стать настоящими художниками.
Уточнение правил безопасности: не брать песок в рот; не обсыпаться, не бросать в других детей; не тереть глаза грязными руками.
Выполнение эксперимента.
Воспитатель: Ребята возьмите палочку и попробуйте провести по влажному песку. Что получилось? А теперь попробуйте провести палочкой по сухому песку. Что получилось?
Вывод: На влажном песке палочкой рисуется лучше. Сухой песок рассыпается.
Проводится подвижная игра «Песчинки» (см. выше)
Итог занятия: Сегодня мы с вами были художниками. Давайте мы еще раз посмотрим, где мы рисовали палочкой. На влажном песке рисуется лучше. Сухой песок рассыпается.
Песочная «терапия»
Консультация для родителей
☻ Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения:
“Мне нравится погружать руки в этот песок”; “Я чувствую тепло песка”; “Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мне приятно”.
☻ Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы “ходят гулять” по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют “на пианино”.
Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький, средний).
☻ Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, “продавать”, перевозить, лепить из него “угощения” и т.д.
☻ С удовольствием дошкольники играют в “сыщиков” (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.
☻“Песочная терапия” — это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.
☻На песке детей учат рисовать (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.
Таким образом, “песочная терапия” позволяет:
• стабилизировать психоэмоциональное состояние;
• совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
• стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
• развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;
• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
• разнообразить способы сотрудничества.
Не менее эффективна “терапия глиной”.
Археологи находят глиняных зверушек в тысячелетних пластах на всех континентах и объясняют, что древний человек, создавая из глины зверей, рыб и птиц, видел глубокую связь между ними и реальными животными.
Глина была первым материалом для изготовления посуды, из нее строили жилища — глинобитные дома, делали кирпичи, из которых клали стены и печи. Глина несла тепло и уют.
Все то полезное, что дают игры с песком, можно с уверенностью отнести и к играм с глиной, которую не заменит самый дорогой пластилин. Рука, входящая с соприкосновение с песком и глиной, получает знания и опыт — основу мышления.
Глина оказалась и отличным математическим материалом: можно скатать колбаску и разделить на равные части; можно лепить цифры, геометрические фигуры (и при желании изменять их форму).
Конечно, работа с глиной требует особых приспособлений, клеенчатых фартуков для детей, дополнительных хлопот по уборке, но результат от приобретенных умений, от жажды творить и быть “скульптором” окупает все затраты.