Инновационная деятельность

Билдушкина Светлана Николаевна

Инновационная, экспериментальная деятельность в современных условиях. Дистанционное обучение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Инновационная/экспериментальная  деятельность в начальной школе»

Автор:

Билдушкина Светлана Николаевна

учитель начальных классов

МОУ Посельская НОШ

Одна из главных задач современной начальной школы – создать необходимые и полноценные условия для личностного развития каждого ребенка. Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать возникающие нестандартные проблемы. На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. А значит, современная школа должна готовить обучающихся к «инновационному поведению».

Так что же такое инновация? Как трактует современный словарь иностранных языков «инновация» – это деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, которая вносит в среду внедрения новые элементы и переводит систему из одного состояния в другое.

Введению инноваций в образовательной организации могут служить такие причины, как:

  • Кризис образовательной системы школы.
  • Внутренняя потребность в новом сотрудников образовательной организации, а также и внешние вызовы, как социальные, так и политические, и экономические.
  • Широкое распространение цифровых технологий и информационного поля в свете развития глобальной сети и СМИ.
  • Ритм современной жизни, который требует от образовательной организации определенной успешности и конкурентоспособности.

Татьяна Ивановна Шамова и Галина Михайловна Тюлю, учёные в области педагогики, считают, что специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем:

  • инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
  • использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;
  • внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.

Чем же отличается традиционная школа от инновационной? Давайте рассмотрим сравнительную характеристику данных школ:

Критерии

Традиционная школа

Инновационная школа

Методы управления

Использование преимущественно административного ресурса

Открыто обсуждаются вопросы и проблемы связанные с образов. деятельностью

Отношение к новациям

Настороженное, критическое

Идёт постоянное внедрение инноваций во все сферы жизнедеятельности ОУ

Отношение к педагогическим кадрам

Формальное – как к подчиненным

Неформальное как к равноправным участникам образовательной деятельности

Ответственность педагогического персонала за проделанную работу

Педагоги пытаются снять её с себя или ограничить ответственность, или возложить её на администрацию ОУ

У педагогов высокая степень ответственности за собственные действия

Успешность педагога

Зависит в первую очередь от объёма знаний, имеющих у педагога

От мобильности педагога, от его умения неординарно подходить к решению и получению нужной информации в данный момент времени

Критерии

Традиционная школа

Инновационная школа

Содержание образования.

Направлено на усвоение определенных правил деятельности, на повторение школьниками уже существующего социального опыта

Развивает у учащихся способности к творческим действиям в нестандартных ситуациях

Таким образом: школа, которая сознательно уходит от традиции, внедряя новые, не свойственные обычным школам педагогические приёмы, требования и находки называется инновационной.

К инновационным школам относятся:

  • авангардные, опорные школы, школы-лаборатории, т.е. школы с устойчивой и системной инновационной деятельностью;
  • экспериментальные, опытно-экспериментальные, пилотные школы, т.е. школы, которые апробируют новые учебники, пособия и проекты либо ведущие опытную или экспериментальную деятельность в одном или нескольких направлениях;
  • поисковые школы с выраженным инновационным потенциалом, т.е. данные школы стремятся к обновлению и ищут пути «обретения собственного лица».

Внедрять различные новшества в процесс инновационного развития образовательной организации помогают следующие средства:

  • Применение инновационных технологий, таких как проблемное обучение, технология развития «критического мышления», информационно-коммуникационная технология, проектные и исследовательские методы в обучении, интерактивные методы и другие.
  • Внедрение новых видов урока: урок презентация своих проектов, урок решения проектной задачи, мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, а также внедрение новых творческих заданий и методов оценки, дистанционное обучение, урок в виртуальном классе.
  • Применение в образовательной деятельности мультимедийных продуктов: электронных пособий, презентаций, видеофильмов, виртуальных экскурсий, специальных обучающих программ.
  • Использование новых источников информации: электронной библиотеки, интерактивных медиаресурсов, образовательных порталов и других интернет-ресурсов.

В настоящее время инновационная деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Именно, она, является основой для создания конкурентоспособности учреждения на рынке образовательных услуг, способствует личностному росту воспитанников и определяет направления профессионального роста педагога.



Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством

Технологии.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

  • среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
  • методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В XXI веке перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа  начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения , которая предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению.

Преимущества ДО

Дистанционное обучение позволяет:

  • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  • сократить время на обучение (сбор, время в пути);
  • участник самостоятельно может планировать время, место и продолжительность занятий;
  • проводить обучение большого количества человек;
  • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.
  • создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
  • дальнодействие — обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания

Применение

Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего , и даже среднего  образования . Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме онлайн и в режиме офлайн.

Гибкость — студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;

Формы .

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас , в связи со сложившейся обстановкой активно используется для продолжения получения образования.  И школьники и студенты, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии).

Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения на различных интернет -  платформах. Например,  сейчас мы проводим  дистанционное обучение. . Дети, находясь дома за компьютером, слышат, видят, разговаривают, работают с учителем. Учитель задаёт им  вопросы, они отвечают. При этом и учитель видит отвечающего ученика, и его одноклассники. При этом у детей создаётся почти полное впечатление, что они находятся в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах они могут также общаться со своими одноклассниками.

Недостатки: не хватает живого общения между собой, сложность в проверке домашнего задания.