Родительское собрание "РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ"
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.
Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_razvitie_pamyati.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Собрание «Развитие памяти
у детей дошкольного возраста»
Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка.
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.
Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
Выделяют три типа памяти:
- наглядно-образную память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т. д.;
- словесно-логическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы термины;
- эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Кроме того, существует еще разделение памяти на два вида в зависимости от длительности хранения информации:
- кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго;
- - долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы.
Скорость заучивания у людей также разная. Есть быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемый материал. Второй группе людей для запоминания такого же объема информации потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше.
Память разделяют еще на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежке), а другая часть - к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято.
Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память.
Кроме этого, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить:
- память на слова (словесная или вербальная память);
- память на образы (образная);
- память на движения (двигательная);
- память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная),
- память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т. д.
Однако бесконечное деление памяти на виды может запутать и наскучить. Цель же данной работы заключается в другом: помочь разобраться в нюансах и особенностях запоминания и забывания, научиться развивать свою память и память своих детей. Для этого, по крайней мере, необходимо уяснить строение памяти, ее структуру.
Основу памяти составляет генетически обусловленная способность, запечатлевать информацию, другими словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани («мнема»). В дальнейшем основу памяти будем называть природной памятью. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет), и в дальнейшем может и не развиваться. (В ряде случаев, при наличии нервных болезней, при переутомлении ребенка и т.п., эта способность ослабевает.)
Однако природа мудра и экономна. Каждый человек, какими бы слабыми способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации.
Эти приемы - своего рода надстройка над природной памятью - культурная память. Совершенно очевидно, что чем сильнее природная память и более развита культурная, тем больше, прочнее, точнее, быстрее и надежнее запоминает человек. Каким образом особенности природной и культурной памяти человека проявляются в его жизни?
Если человек просто заучивает, многократно повторяя материал, зазубривает его или быстро запечатлевает, как бы фотографирует, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным, т. е. без средств. Это не что иное, как работа природной памяти. В тех случаях, когда человек старается запомнить, ищет для этого какие-то способы или приемы, осмысливает материал и т. д., речь идет о принципиально ином, качественно более высоком запоминании – логическом (опосредованном, т.е. с помощью средств). Другими словами, в этом случае речь идет о культурной памяти. Как бы ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной, ибо только благодаря приемам запоминания человек становится способным управлять процессом запоминания и, следовательно, управлять собой.
Вспомним еще раз о выделенных выше видах памяти (образной, вербальной и т. д.) Каждый из перечисленных видов памяти может быть ведущим, основным, главным, в наибольшей степени влияющим на результат, или вспомогательным, дополнительным,
Игры, задания, упражнения способствующие
развитию памяти у детей дошкольного возраста
Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.
Для развития слуховой памяти и речи детей 2-4-летнего возраста можно рекомендовать для заучивания песенки, потешки, стихотворения и др..
Стихотворения, как правило, выбираются сюжетного характера. Например:
Как у нашего кота Как у котика усы,
Шубка очень хороша. Удивительной красы.
Зубки белые,
Глазки смелые.
Взрослый обязательно должен задавать вопросы ребенку, например: Какая у кота шубка? Какие усы? Что еще есть у кота? Эти вопросы позволят более полно воспринять образ кота, что облегчит процесс запоминания.
Зачитывая каждую строчку стихотворения, попросите ребенка повторять по две строчки. Только после этого - весь стишок.
С детьми в возрасте 2-4 лет следует читать и пересказывать как можно больше русских народных сказок: «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь» и др. Читать сказку нужно неоднократно. При первом прослушивании впечатления ребенка бывают неточны. Обычно дети следят лишь за сюжетом, поэтому многое упускают. При повторных прослушиваниях сказок впечатления углубляются, ребенок лучше запоминает. Приведенная нами сказка проста по сюжету. Для лучшего запоминания можно задать ребенку ряд вопросов:
- Что посадил дед?
- Смог ли дед один вытащить репку?
- Почему не смог?
- Кто пришел на помощь?
- В какое время года происходят события сказки? Когда дед посадил репку? Когда он решил ее вытащить?
- Чему учит эта сказка? Нужно ли помогать друг другу?
Читая и разучивая с ребенком стихотворения русских писателей о природе, необходимо знакомить ребенка с временами года. Ребенок должен хорошо усвоить, что зиму всегда сменяет весна, весну - лето, лето - осень, а осень - зима.
Для пересказа можно использовать рассказы Е. Чарушина.
Для детей 5-6 лет можно порекомендовать для заучивания английскую песенку:
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой...
Более сложными, с острым захватывающим сюжетом, являются сказки «Гуси-лебеди» и «Кот, петух и лиса».
Эти сказки рассказывают, как трудна борьба между добром и злом, но что победа добра неизбежна, мужество, стойкость, преданность всегда побеждают. Об этом можно поговорить с ребенком, задавая ему ряд вопросов. Вопросы, с одной стороны, облегчат понимание, следовательно, и запоминание, а с другой стороны, развивают и смысловую, логическую память ребенка.
Воспроизведение рассказа
Методика воспроизведения рассказа может помочь в диагностике смысловой памяти, а также для развития смысловой памяти ребенка дошкольного возраста.
Для детей дошкольного возраста можно предложить следующие варианты рассказов для запоминания:
- а) Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.
- б) Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
- в) Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.
Детям дошкольного возраста рассказ зачитывается. Затем ребенка просят воспроизвести прослушанный текст как можно ближе к тексту.
При воспроизведении рассказа обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы. Например, к первому рассказу:
- Что подарила мама детям?
- Как играли дети?
- Почему они перестали играть?
- Кого позвали дети и зачем?
Игра «Расставь точки»
Развитие зрительной памяти и внимания.
Ход игры: в течение 2-3 секунд показывайте ребенку картинку, на которой в квадрате нарисованы точки. Затем закройте этот квадрат листом бумаги. Задание: ребенку надо расставить точки в пустом квадрате.
Игра «Бусы»
Развитие зрительной памяти, восприятия, внимания.
Задание: предложите ребенку внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать на листе бумаги такие же бусы.
Игра «Прогулка в картинках»
Эта игра развивает зрительную и слуховую память и внимание ребенка дошкольного возраста.
Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно. По возвращении домой попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил. На каждой прогулке ребенок может с вашей помощью узнавать что-то новое. Можно эту игру проводить довольно регулярно.
Игра «Рисуем по памяти узоры»
Развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, но и внимание, а также мелкая моторика рук.
Игра «Цепочка слов»
Для развития слуховой памяти детей возраста 4-5-6 лет можно рекомендовать занятия с группой ребят. Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.
Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.
Игра «Запомни и нарисуй»
Игра для развития зрительной памяти. Для организации работы с ребенком вам потребуются карточки с геометрическими фигурами. Время демонстрации одной карточки -10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.
Игра «Где спрятана игрушка?»
Развивает зрительную память и внимание ребенка. Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.
В один из ящичков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку (шарик, солдатика, ластик, кружок от пирамидки и др.). Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку.
Игру можно несколько усложнить:
- а) убрать ящички на более длительное время;
- б) спрятать 2, потом и 3 игрушки;
- в) заменить игрушки.
Игра «Запомни картинки»
Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету.
Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.
Для проведения игры можно порекомендовать карточки с следующими предметами: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.
Игра «Какой игрушки не хватает?»
Рекомендуется для развития зрительной памяти детей.
Поставить перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»
Игру можно усложнить:
- а) увеличить количество игрушек;
- б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Игрушки для организации игры можно следующие: зайчик, попугай, медведь, крокодил, собачка.
Игра может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки. Играть можно 2-3 раза в неделю.
Игра «Разрезная картинка»
Цветная открытка с изображением законченного предмета разрезается на несколько частей (5-8).
Задание 1. Собери из этих частей картинку так, чтобы она выглядела целой.
Задание 2. Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее.
Если при выполнении задания вы обнаружили хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно обсудить с ребенком. Для этого можно использовать следующие вопросы:
- Что изображено на картинке?
- Какой формы твой рисунок?
- Какого цвета твой рисунок?
При этом необходимо обсудить наличие или отсутствие деталей, штрихов и т. д. в рисунке ребенка.
«Игра в слова»
Вариант 1:
Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить. Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори!
Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие части или группы ты бы разделил эти слова? (Ребенок может называть много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но вы должны подвести ребенка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели...»)
Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.
Вариант 2:
Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива.
Вариант 3:
Трамвай, нос, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет. Задания те же:
- воспроизведи все слова;
- раздели на группы по одному общему признаку;
- запомни и воспроизведи.
Примечание: Проанализируем игру в слова. Если ребенок запомнил и правильно воспроизвел 6-7 слов без деления на группы, то это говорит о хорошей памяти вашего ребенка. В тех случаях, если ребенок быстро и правильно разделил слова на группы и впоследствии запомнил и воспроизвел больше слов, чем вначале, это свидетельствует о развитии у вашего ребенка памяти опосредованной (культурной).
Список использованной литературы:
- 1. Радугина А.А. «Психология и педагогика» Издательство «Центр», М., 1999 г.
- 2. Савина О.О., Смирнова О.М. «Развитие внимания и памяти» (сборник упражнений), М., 2014 г.
- 3. Синицына С. «Умные занятия» (серия «Через игру к совершенству») «Лист», М., 1998 г.
4. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. М., 2011 г.