Реализация ООП в ДОУ

Куликова Виктория Анатольевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

     

     Картотека игр направленных на

                       развитие ВНИМАНИЯ 

 

                                                 

                                                           

                                                                                     

                                       

             

                Нарушения внимания 

Отвлекаемость - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. 

Рассеянность - неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться а) в неспособности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности. Рассеянностью называют также истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. 

Чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности. 

Инертность - малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей. 
       

Развитие зрительного внимания 

Найди два одинаковых предмета 
Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор. 

Исключение лишнего 
Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти. 

Найди отличия 
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия. 

Выкладывание узора 
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п. 

 Нанизывание бусинок 
Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-), нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.

 Рисование по клеточкам 
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам. 

Лабиринт 
Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом. 

Назови предмет 
Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать. 

Сколько чего? 
ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.

Дорисуй 
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовть их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.п. 

Зачеркни 
Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты. 

Корректор 
Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс. 

Разведчики 
Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них. 


 

Игры на развитие слухового внимания

Что звучало 
Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало. 

Четыре стихии 
Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. 

Послушай и воспроизведи 
Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу. 

Игры на развитие моторно-двигательного внимания

Кто летает? 
Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки. 

Съедобное - несъедобное 
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым. 

Ухо - нос 
Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться. 

Запрещенное движение 
Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений. 

Используемая  литература:

  • Борякова Н.Ю. и др. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 1994. 
  • Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.  
  • Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001. 
  • Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001. 
  • Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1996.

                                                       



Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений,

направленных на коррекцию и формирование

коммуникативной культуры личности ребенка

                                                                                                                             

                                                                             

                                                               

                                                         

             Игра "Угадай, кто и что любит"
Цель: вызывать у детей интерес к увлечениям других детей.
Дети сидят в кругу. В руках взрослого «эстафета». Она переходит из рук в руки, и каждый игрок рассказывает о том, что он любит: «Я люблю рисовать», «Я люблю ходить в гости к своему другу». Затем воспитатель воспроизводит информацию (например: «Кто из ребят любит зимой кататься на лыжах?»), а дети должны отгадать, о ком идет речь.

Игра "Игрушки"
Цель: учить детей занимать различные позы, развивать выразительность движений, воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Дети сидят в кругу. Каждый ребенок задумывает, какой игрушкой хотел бы стать. Участники по очереди выходят в центр круга и занимают определенную позу. Группа просит реанимировать эту игрушку. Ведущий пытается отгадать «игрушку» каждого.

Игра "Отгадай профессию"
Цель: развивать интерес к разным профессиям, желание узнавать о них, развивать выразительность жестикуляции, воспитывать желание общаться.
Дети сидят по кругу на стульчиках. Педагог раздает картинки. Игроки рассматривают картинки незаметно для остальных участников. На картинках изображены представители разных профессий: врач, швея, почтальон, повар, учитель, маляр, столяр, артист, художник и т.д. Ребенок без слов изображает действия, характерные для данной профессии. Остальные игроки отгадывают профессию и рассказывают, что еще делает человек данной профессии.

 

Игра "Я иду, иду, иду"
Цель: развивать способность детей передавать радость и печаль с помощью жестов, мимики, характерных движений, стимулировать творческое воображение, распутывать дружественные отношения между детьми и взрослыми.
Детям предлагается изобразить человека, у которого сегодня веселое настроение, потому что ему приснился хороший сон. Воспитатель, педагог психолог обращает внимание детей на то, как легко идет этот человек, как он улыбается, приветствует других людей, с какой легкостью он выполняет любое поручение. Затем педагог изображает грустного человека: голова и плечи опущены, он смотрит под ноги, идет медленно, а дети должны отгадать эмоциональное состояние изображаемого персонажа и самостоятельно воспроизвести его.

       

Игра "Два друга"
Цель: развивать способность детей к сопереживанию, умение предвидеть реакцию другого человека на свое поведение, воспитывать желание прийти на помощь друг другу.
Педагог предлагает детям послушать историю, которую они должны проанализировать, учитывая возможные переживания действующих лиц. «Дима вышел на улицу и заметил, что его друг Сережа, игравший в песочнице, забыл машинку. Как в такой ситуации может поступить Дима, чтобы помочь Сереже и не заставлять его переживать по поводу потери игрушки»?
Детям предлагается несколько вариантов ответа:
• Дима сам наигрался вволю с машинкой и только потом отнес ее Сереже.
• Дима спрятал машинку в укромном месте, в траве под деревом, чтобы потом отдать другу.
• Дима спрятал ее в карман, решив, что это никто не заметил.

Игра "Извините"
Цель: продолжить формировать у детей устойчивое внимание к чувствам, настроению, эмоциям, поведению другого человека, развивать интерес к сверстникам, воспитывать дружеские отношения между детьми и взрослыми.
Педагог сообщает, что дети уже знают многие «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста и другие. Однако в речи их гораздо больше. Например, есть волшебные слова «простите», «извините», которые помогают сохранить дружбу и хорошие отношения между людьми. Когда один человек говорит другому слово «извините», это означает, что он понимает собеседника и признает, что доставил ему некоторое беспокойство или обидел его. Однако сказать «вежливое» слово – это полдела. Важно и то, как и с какой интонацией оно будет произнесено. 
Затем детям предлагается посмотреть несколько сценок, в которых взрослый исполняет роль провинившегося ребенка, просящего прощения у своего друга.

После просмотра организуется обсуждение каждого этюда.
Предлагаемые ситуации:
• «Пожалуйста, прости меня. Я тебя толкнул нечаянно. Я такой неуклюжий, неловкий. Очень прошу – прости».
• «Что это ты скривился? Подумаешь, ударил его немножко, ничего заживет. Прощения, что ли, у тебя просить? Ну прости, если хочешь». (Педагог-ребенок с надменным выражением лица, руки на поясе, одна нога впереди другой.)

Общий вывод, к которому педагог подводит детей, заключается в следующем: слова «извините», «простите» становятся волшебными, если произносятся искренне, так, чтобы человек, перед которым извиняются, почувствовал, что обидчик понимает свою вину и постарается больше так себя не вести.