Дистанционное изучение. Объединение "Умелые ручки" и "Фантазеры".

Зарипова Лейсан Фаридовна

План работы на май "Умелые ручки"

Дата проведения занятия

Тема по факту

Материал для самостоятельного изучения

Задания для выполнения

07. 05. 2020

Роспись чашки

https://youtu.be/WZBc7Bj5-8M

Закрепить полученные знания

12. 05. 2020

Введение. История возникновения жостовской  росписи

Описание и этапы см. ниже)

Закрепить полученные знания

14. 05. 2020

Выполнение элементов травки, цветов. Последовательность рисования

https://ok.ru/video/7938443898

Самостоятельно выполнить работу

19. 05. 2020

Выполнение элементов травки, цветов. Последовательность рисования

https://ok.ru/video/7938443898

Завершить начатый этап

21. 05. 2020

Цветы в корзине. Замолевок, тележка, бликовка, чертежка, привязка

https://youtu.be/ZWqOaiyKAy4

(Описание и этапы см. ниже)

Самостоятельно выполнить работу

26. 05. 2020

Цветы в корзине. Замолевок, тележка, бликовка, чертежка, привязка

https://youtu.be/ZWqOaiyKAy4

(Описание и этапы см. ниже)

Завершить начатый этап

28. 05. 2020

Итоговое занятие

Композиция любой росписи

 

 

 

План работы на май "Фантазеры"

Дата проведения занятия

Тема по факту

Материал для самостоятельного изучения

Задания для выполнения

06. 05. 2020

"Кошки" из соленого теста

https://youtu.be/qh7f718Gb1k

Завершить начатый этап

08. 05. 2020

"Корзина с фруктами"

https://youtu.be/9tvBLzXnyGI

Завершить начатый этап

13. 05. 2020

Работа с бросовым материалом. Вводное занятие. Техника безопасности. Подготовка материала к работе

 

(Описание и этапы см. ниже)

Закрепить полученные знания

15. 05. 2020

Поделки с использованием пластиковых вилок "Елка"

https://ok.ru/video/1868386470507

Самостоятельно выполнять работу

20. 05. 2020

Поделки с использованием пластиковых вилок "Елка"

https://ok.ru/video/1868386470507

Завершить работу

22. 05. 2020

Поделка с использованием пластиковых ложек "Тюльпаны"

https://youtu.be/A4fnBZAqScA

Завершить начатый этап

27. 05. 2020

Поделка с использованием пластиковых ложек "Тюльпаны"

https://youtu.be/rvvTFeArFds

Завершить работу

29. 05. 2020

Итоговое занятие. Выполнение панно в различных техниках на свободную тему (по выбору обучающегося).

 

Завершить работу

 

 

 

Уважаемые ребята, приглашаю вас в объединение «Умелые ручки». Выполненные задания присылать на мой электронный адрес Leisan.v.85@mail.ru

План работы

Дата проведения занятия

Тема по факту

Материал для самостоятельного изучения

Задания для выполнения

24.03.2020

Вводное занятие. Урало-Сибирская роспись. История возникновения

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovan...

(История возникновения см. ниже)

Закрепить полученные знания

26.03.2020

Элементы ягодки, цветы

https://youtu.be/fw55RpMUKoM

(Описание и элементы см. ниже)

Самостоятельно выполнить элементы

07.04.2020

Элементы ягодки, цветы

https://youtu.be/fw55RpMUKoM

(Описание и элементы см. ниже)

Закрепить полученные знания

09.04.2020

Элементы листья, травки

https://youtu.be/HJjYy7vuEuk

Самостоятельно выполнить элементы

14.04.2020

Элементы листья, травки

https://youtu.be/HJjYy7vuEuk

Закрепить полученные знания

16.04.2020

Мотивы и элементы. Техника двойного мазка. Этапы росписи

https://youtu.be/GV7gbevvf_w

(Описание и этапы см. ниже)

Самостоятельно выполнить работу

21.04.2020

Мотивы и элементы. Техника двойного мазка. Этапы росписи

https://youtu.be/GV7gbevvf_w

(Описание и этапы см. ниже)

Закрепить полученные знания 

23.04.2020

Композиция на черной бумаге в цвете

https://nsportal.ru/kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2020/04/09/uralo-sibirskaya-rospis-kompozitsiya-na-tsvetnoy

https://youtu.be/aGlQmbVADRg

 

Завершить начатый этап

28.04.2020

Композиция на черной бумаге в цвете

https://nsportal.ru/kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2020/04/09/uralo-sibirskaya-rospis-kompozitsiya-na-tsvetnoy

https://youtu.be/aGlQmbVADRg

Завершить работу

30.04.2020

Роспись чашки

Элементы по выбору

Завершить начатый этап

 

 "Фантазеры" план работы

Дата проведения занятия

Тема по факту

Материал для самостоятельного изучения

Задания для выполнения

25.03.2020

Создание несложной картины «Ежик» (из пластилина)

Поэтапное создание см. ниже

Подготовиться к следующему занятию

27.03.2020

Создание несложной картины «Рыбки» (из пластилина)

Работы см. ниже

Начатый этап завершить

08.04.2020

Создание несложной картины «Рыбки» (из пластилина)

Работы см. ниже

Подготовиться к следующему занятие

10.04.2020

Соленое тесто «Замесили тесто мы» Основные приемы и способы лепки

Основные приемы и способы лепки см. ниже

Замесить самостоятельно тесто

15.04.2020

Соленое тесто «Замесили тесто мы» Основные приемы и способы лепки

Основные приемы и способы лепки см. ниже

Закрепить пройденную тему. Подготовиться к следующему занятию

17.04.2020

Рыбки из соленого теста

 

Начатый этап завершить

22.04.2020

Рыбки из соленого теста

 

Подготовиться к следующему занятие

24.04.2020

Кошки из соленого теста

 

Начатый этап завершить

29.04.2020

Кошки из соленого теста

 

Подготовиться к следующему занятие

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вводное занятие. Урало-Сибирская роспись. История возникновения

    В первой половине 17 века за Уралом появились русские поселения, среди поселенцев были и разночинцы. Творчество, искусство были особенно близки этим людям, которые в тот час считались интеллигенцией. Следствием этому стало явление под названием урало-сибирская роспись. 

     Пик миграции русского населения на Урал пришелся на 18-19 столетие. Люди, осваивавшие новые места, были деятельными, активными, ведь только от них зависело, какой будет жизнь в открываемых регионах. Невзирая на многие препятствия (тяжкий труд, проблемы с обустройством), историки считают, что жили здесь люди лучше, чем во многих центральных губерниях.

      Из поселенцев особо выделялись маляры и красильщики, которые как профессионалы всегда ценились и были востребованы. Считается, что красильный промысел развивался и благодаря грамотности населения. А священнослужители, также переселенцы, открывали храмы в регионе, и школы при них. Так создавался благоприятная почва для явления под названием урало-сибирская роспись по дереву.

    Особо прославился промысел росписью домов. Преимущественно занимались этим мужчины, но и женщины могли помогать в непростом творческом деле. Порой над уральской росписью домов трудились целые династии. Красильщики (так называли мастеров) были желанными гостями в каждом поселении, встречали их радостно и тепло. Расписывали дома и снаружи, и внутри. Только около 100 лет назад от росписи внутри дома крестьяне стали отказываться.

     Сочетания цветов

    В традиционном колорите промысла нет того доминирования цвета, который отличает другие народные направления ремесел в России. Использование цвета сдержанное, но очень продуманное, стройное, изящное.

Уральская роспись по дереву – это следующие особенности:

  • один цвет для всей зелени;
  • один цвет для группы цветов;
  • один цвет для ягод;
  • цвета в росписи контрастируют с цветом фона;
  • разживка белая и используется не всегда, а только там, где для росписи берется темный цвет или присутствует цветной фон;
  • для светлого фона разживка может быть темной (или же двояко-окрашенная кисть переворачивается внутрь белым цветом);
  • черный цвет используется для приписок.

   Мотивы, узоры в росписи

uralo-sibirskaya-rospis

    Этот промысел отличает удивительная гармоничность и цельность. Самая популярная композиция – букет. Это вертикально ориентированное изображение на изделии, уравновешенное по цветовой массе от композиционного центра. Зритель видит квадратное поле с росписью, которое сверху и снизу ограничено полосками.

      Интересно, что в каждом селе была своя специализация – в одном мастера расписывали коромысла, в другом – деревянные чаши, в третьем – прялки. Особенно востребованной стала роспись берестяных бураков. Тагильские бураки стали вершиной этого направления. Бураки делились на два типа – шпаклевка или полушпаклевка. Полушпаклевку перед окраской фона шпаклевали медом и столярным клеем. А шпаклевку перед нанесением фона грунтовали и выглаживали.

     Но во второй половине 19 века мастера начинают активно рисовать человека. Это были сюжетные композиции, которые связаны с мечтами о лучшей жизни, о простых радостях. Находилось место и для выражения собственных переживаний через роспись.

Отдельного описания заслуживает домовая уральская роспись. Художник переезжал из волости в волость, расписывая дома крестьян, и вынужден был подчиняться запросам местного населения. Потому в формирования стиля домовой росписи присутствует большая подвижность, гибкость.

uralo-sibirskaya-rospis

uralo-sibirskaya-rospis

uralo-sibirskaya-rospis



Предварительный просмотр:

                                           Элементы ягодки, цветы

На примере несложного мастер-класса попробуем на практике понять, что же такое урало-сибирская роспись – поэтапно нарисуем простую цветочную композицию.

Для работы нам нужны:

  • плоская кисть № 12, № 7;
  • круглая кисть № 3;
  • краски – гуашь;
  • акварельная бумага;
  • вода.

Урок урало-сибирской росписи – цветы пошагово:

  1. Предварительно на листе намечаем, где у нас будут располагаться цветы. Набираем на плоскую кисть охру, а на один из краев – оранжевую краску. Рисуем закругленный лепесток.

uralo-sibirskaya-rospis

  1. Лист бумаги придется поворачивать, чтобы соблюсти размеры и симметрию. У нас получится светлый цветок с оранжевыми краями. Переходы цвета, благодаря технологии двойного мазка будут максимально естественны. Таким образом рисуется внешний круг цветка.

uralo-sibirskaya-rospis

  1. Переходим к внутреннему кругу. Круглой кистью между двумя лепестками точно такими же красками рисуем внутренний круг, он поменьше. Элементы внутреннего круга перекроют недостатки и неровности первого круга. Прямо на глаза цветок будет становиться объемным. По мере необходимости добавляйте краску на кисть.

uralo-sibirskaya-rospis

  1. Настало время сделать сердцевинку цветка. На круглую кисть набираем все те же 2 краски, прорисовываем округлый элемент.

uralo-sibirskaya-rospis

  1. цветок, только размер этого цветка будет чуть больше. Переходим к следующему цветку. Его рисуют плоской кистью № 7. Краски используются тех же цветов. Рисуете так же, как и первый

uralo-sibirskaya-rospis

  1. Берем новые цвета на кисть – красный и коричневый. Все тем же двойным мазком справа от первого цветка рисуем круг (одним безотрывным движением). Делаем второй круг, симметрично. Вот и все, с основой вы разобрались, технику двойного мазка освоили.

     Выполняйте это упражнение как тренажер – сделайте несколько урало-сибирских цветков, попробуйте другие сочетания красок. После этого рисунки можно оживлять другими элементами, листочками, припиской, разживкой. Разживку очень удобно делать пальцами – так поступают и многие мастера. Более тонкая работа заключается в прорисовывании приписок и травок, но это как венец творчества, тот самый изящный финальный штрих.

uralo-sibirskaya-rospis

Все работы сначала выполняйте на бумаге, и только потом переносите их на поверхность: доски, шкатулки, гребешка. Впоследствии милые цветы в технике урало-сибирской росписи могут украшать матрешки и другие традиционные детские игрушки. Не забывайте, что зафиксировать рисунок должен лаковый слой.

Искусство росписи не стоит на месте. Даже когда в мире люди все больше работают над диджитал-картинками, старинный промысел не уходит под слои музейной пыли. Мастера из творческих династий, художники, которые считают своим долго сохранять самобытное творчество, дают народной росписи возможность остаться, продолжиться, найти отклик у современного зрителя.

Ссылка на ягоды в таблице



Предварительный просмотр:

           Мотивы и элементы. Техника двойного мазка. Этапы росписи

    В большинстве флористических композиций урало-сибирской росписи встречается двойной мазок. Если вы научитесь этому несложному техническому приему, работы в стиле урало-сибирской росписи будут походить на каноничные труды. Для выполнения мазка вам понадобятся плоские и круглые кисти. Краски, которые вы используете, должны быть жидкие. Для первого опыта берите яркие сочетания красок: так проще понять нюансы техники.

uralo-sibirskaya-rospis

Двойной мазок:

наберите на кисть два цвета краски (например, красный и оранжевый), на одну сторону – краску светлую, на другую – темную;

всегда пробуйте, «набивайте руку» на акварельной бумаге – мазок проводится непрерывным движением, поворачивая кисть в нужном направлении;

в результате непрерывного движения получится объемный элемент – листок или лепесток;

в центре элемента будет светлее, чем по его краям, но это не послойное рисование, а тот самый знаменитый двойной мазок.

Наглядно увидеть, как выполняется двойной мазок, можно в данном видео.

https://youtu.be/GV7gbevvf_w https://youtu.be/GV7gbevvf_w

Не всегда получается это сразу, пробуйте и еще раз пробуйте. Такие технические моменты встречаются во многих промыслах, потому развиваться в этом направления без отточенного умения делать двойной мазок не получится.



Предварительный просмотр:

Создание несложной картины из пластилина «Ежик»

Перед тем как сделать милого ежика из пластилина приготовьте:

  • мягкий, детский пластилин;
  • ножнички с заостренными краями;
  • нож для работы с пластилином;
  • доска;
  • шпажка.

Ежик из пластилина по первому способу (Шаг 1)

  1. Первое чем займемся, это сделаем мордочку для будущего ежика. Для нее лучше использовать пластилин с очень светлым оттенком и нотками коричневого цвета. Если у вас в наборе такого нет, не расстраивайтесь. Возьмите коричневый оттенок и белый. Соедините эти два кусочка и сминайте пока не исчезнут разводы. Полученную массу нужно скатать в шарик. Придаем шарику форму конуса. Мордочку можно считать почти готовой. Отложите заготовку в сторону.
  2. Приступаем к лепке туловища. Оно должно быть темным. Возьмите нужный цвет, разомните материал и скатайте шар. Аккуратно прижимаем полученный шарик по бокам, чтобы получить овал.

Ежик из пластилина по первому способу (Шаг 2)

  1. Возьмите заготовку мордочки и туловища, соедините их. В области соединения добавьте каплеобразные детали коричневого оттенка (они должны напоминать колючки), чтобы скрыть стык.
  2. Снова возвращаемся к светло-коричневому цвету, нужно сделать ушки. Скатайте маленькие шарики, приплюсните их и соедините внизу. Используя шпажку аккуратно закрепите уши на голове ежика. В пространстве между ушами поместите те же каплеобразные детали, как и в предыдущем пункте.
  3. Настало время формирования колючек на будущем ежике. С этой целью мы будем использовать ножнички. Острием ножниц делаем небольшие надрезы на пластилине. Шпажкой продавливаем середину в созданных иголках. Можно сделать пару дополнительных надрезов на тех иголках, которые мы делали на голове ежа.

Ежик из пластилина по первому способу (Шаг 3)

  1. Осталось оформить мордочку. Для этого стеком делаем углубления в месте глазок. Раскатываем небольшие черные шарики и вставляем в углубления. Таким же способом крепим носик. В заключении оформляем ежику ротик.

Вы узнали, как слепить ежика из пластилина поэтапно. Чтобы ежик смотрелся еще ярче добавьте к нему пару элементов. Это могут быть яблоки, груши или грибы. Их можно присоединить к колючкам. А одно из ушек можно украсить небольшим цветочком.

Второй способ лепки

В отличие от предыдущего варианта, колючки у этого ежика будут не вырезаться, а изготовляться из того же основного материала. А это значит, будет проводиться работа с мелкими деталями, что успешно скажется на мелкой моторике . Что нужно для работы:

  • пластилин (возьмите несколько цветов, один для колючек, другой для мордочки);
  • салфетки;
  • доска;
  • пластиковый ножик.

Как слепить колючего ежика из пластилина поэтапно:

Ежик из пластилина по второму способу (Шаг 1)

  1. Первое, что нужно сделать, это подготовить материал к работе. Пластилин должен быть податливым к лепке, поэтому хорошо его разогреваем в руках и разминаем. Светлый цвет подготовьте для туловища, темный для иголок.
  2. Работу начнем со светлого цвета. Из него нужно сделать длинный конус. Острое окончание нужно выделить так, чтобы любопытный носик ежа был всегда на виду. Как вы поняли, острая часть будет мордочкой, а широкая станет туловищем, вам не нужно делать голову и тельце отдельно.

К носику присоединяем маленький черный шарик. Такой носик определенно любит искать лакомства. Приклеиваем глаза.

Ежик из пластилина по второму способу (Шаг 2)

  1. Продолжаем работу со светлым цветом. Нужно скатать четыре шарика. Аккуратно прижимаем их, чтобы они приобрели удлиненную форму (если есть возможность, воспользуйтесь специальной лопаточкой). На полученных лапках ножиком вырезаем пальчики. Присоединяем лапы к ранее сделанному конусу. Следите за тем, чтобы они смотрелись одинаково.
  2. Пришло время дополнить нашего ежика иголками. Берем темный цвет, отрываем от него маленькие куски, вытягиваем и заостряем их. Присоединяем колючки к туловищу. Иголок делаем много, чтобы покрыть ими ежа полностью. Старайтесь не допускать появления пустот.

Ежик готов. 

Ёжик с подсолнечными семечками

Ежик с подсолнечными семечками (Шаг 1)

Разминаем коричневый пластилин до полной податливости к лепке. Формируем шарик. Оттягиваем материал, чтобы сделать нос. Остальное туловище можно оставить без изменений, ведь ежик часто скатывает в клубок, чтобы защититься от врага. На острое окончание присоедините маленькую коричневую каплю. Добавьте глазки.

Ежик с подсолнечными семечками (Шаг 2)

  1. Теперь можно заняться тем, что так любят маленькие детки – прикреплением семечек. Их нужно аккуратно вставлять широкой частью в туловище. Нажимать сильно не нужно. Начните выкладывать первый ряд у мордочки. Второй ряд нужно располагать между просветами первого, чтобы все пустое пространство было заполнено.



Предварительный просмотр:

Создание несложной картины «Рыбки»

https://www.toyway.ru/upload/iblock/d97/%D0%9F%D0%BA-013%201.jpg

https://centrideia.ru/sites/default/files/styles/large/public/c7ec67a2cbb10232acede99fddb9a9ca_big.jpg?itok=6gXazBB_



Предварительный просмотр:

Соленое тесто. Основные приемы и способы лепки

 Лепить из соленого теста – одно удовольствие. Причем этот процесс будет одинаково интересен как детям, так и взрослым. Из невероятно пластичного, податливого и абсолютно безопасного материала для творчества.

Особенности работы с соленым тестом

Истоки этого вида творчества уходят корнями глубоко в историю нашей культуры. Тот же Колобок – отличный художественный пример изделия из соленого теста.

Работать с тестом под силу каждому. Наверняка у Вас дома найдется горстка муки! Кроме того, тесто гораздо пластичнее гипса и выносливее пластилина.

Как приготовить тесто для лепки

Рецепты приготовления соленого теста

Рецепт 1

  • 1 ст. мелкой соли;
  • 1 ст. муки;
  • 5 ст. л. подсолнечного масла;
  • вода;
  • цветная гуашь или натуральный сок.

Тщательно размешайте в глубокой емкости сухие ингредиенты, влейте туда масло и немного воды. Чтобы тесто приобрело определенный окрас, аккуратно вмешайте в него сок (например, морковный либо свекольный).

Рецепт 2

  • 1,5 ст. муки;
  • 1 ст. соли;
  • 125 мл воды.

Все смешать и замесить тесто, как на варенички. Для лепки тоненьких рельефных фигурок добавьте еще что-то одно на выбор: 1 ст. л. клея ПВА, 1 ст. л. крахмала или смесь клея для обоев и воды.

Процесс приготовления соленого теста

Рецепт 3

  • 2 ст. пшеничной муки;
  • 1 ст. соли;
  • 125 мл воды;
  • 1 ст. л. крема для рук (растительного масла).

Все ингредиенты соединить и хорошенько вымесить до однородности. Можно воспользоваться блендером или миксером, чтобы ускорить процесс. Тесто получается очень мягеньким и податливым.

Рецепт 4

  • 1 ст. муки;
  • 1 ст. соли мелкого помола;
  • 125 мл воды.

Это рецепт соленого теста для лепки крупных изделий. В первую очередь соль соедините с мукой, а затем вливайте понемногу воду, вымешивая до получения эластичной массы.

Рецепт 5

  • 1,5 ст. муки;
  • 1 ст. соли;
  • 4 ст. л. глицерина (продается в аптеке);
  • 2 ст. л. обойного клея + 125-150 мл водички.

Такое тесто хорошо подходит для изготовления тонких работ. Для замешивания рекомендуем воспользоваться миксером – он позволяет значительно облегчить задачу.

Необходимые для творчества инструменты

Кроме того, что нужно научиться делать соленое тесто для лепки, немаловажно еще подготовить необходимый инструментарий и набор приспособлений:

  • маленькая скалка или бутылочка с водой (без нее никуда!);
  • дощечка для лепки;
  • ножичек пластмассовый
  • стержень от шариковой ручки (для создания дырочек и узорчиков);
  • кисточка;
  • емкость с водой;
  • пуговички, бусинки, колечки, кружево и пр. для выполнения оттисков;
  • краски.

Основные методы сушки

Когда изделие готово, его нужно правильно подсушить. Существует несколько методов. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Метод 1 — В духовке (разогретой)

Сушка в приоткрытой духовке при температуре 55-80 °C (поделка кладется в предварительно разогретую духовку). Изделие поместите на застеленный пергаментной бумагой противень или в жаропрочную посудину. Длительность процесса может составлять около часа или дольше в зависимости от размера фигурки.

Метод 2 — Естественные условия

Имеется в виду сушка на открытом воздухе (но не под прямыми солнечными лучами). Этот метод занимает больше времени, чем первый, однако он более эффективен. Изделие лучше всего положить на деревянную или пластмассовую поверхность. Сушка воздухом занимает около 3-4 дней. А вот сушить на батарее мы не рекомендуем – это может привести к тому, что поделка потрескается и раскрошится.

Метод 3 — В духовке (холодной)

Согласно этому методу поделки из соленого теста надо класть в холодную духовку и только потом ее включать, разогревая в итоге до 150 °C. Там же изделия должны и остывать, пока остывает духовка.

Различные способы оформления

Фигурки из неокрашенного теста привлекательны сами по себе. Однако после сушки их можно разукрасить гуашью, акварелью либо акриловыми красками. Они хороши тем, что быстро высыхают, не размазываются и не оставляют следов на руках.

Способы окрашивания:

  1. Акварельные краски кисточкой размешать с водичкой и нанести на изделие, чтобы они не растекались.
  2. Смешать гуашь с клеем ПВА, равномерно покрыть этой смесью поделку.
  3. Можно наделить тесто определенным цветом еще во время замешивания. Разделите его на части – их должно получиться столько, во сколько оттенков необходимо красить. Скатайте из них шарики, в серединке каждого сделайте углубление и капните туда пару капель пищевого красителя, разведенного в воде. После этого разомните тесто, чтобы оно окрасилось равномерно.

Лепка из соленого теста позволяет также задействовать различные элементы для украшения. Это могут быть крупы, макаронины, пуговицы, ракушечки, бисер, всевозможные ниточки и ленты. Простор для фантазии неограничен!

Для чего нужно лакирование

Готовые изделия покрывают лаком для того, чтобы краска не выгорала и не смывалась, а внешний вид работы со временем не портился. Лакирование используется в случае необходимости и исключительно по желанию автора.

Придать блеска изделию можно лаком:

  • жидким – покрывать им изделие нужно в несколько слоев, результат получается румяным и естественным;
  • густым – он лучше защищает поделку от влаги, можно воспользоваться как придающим зеркальный блеск лаком, так и матовым.

Предпочтительнее воспользоваться лаком-аэрозолем. Достаточно однократного нанесения, чтобы краски заиграли ярче, а работа стала защищенной от повреждений.

Хотя, практика показывает, что правильная сушка позволяет даже не прибегать к лакированию – изделие и так будет сохранять первозданный вид многие годы.

Возможные проблемы и их решение

Приведем список проблем, которых могут возникнуть при сушке или оформлении игрушки из соленого теста:

  1. Тесто покрылось пузырями или трещинками после сушки. Это может быть вызвано неправильным выбором муки или невыполнением правил сушки. Мука для лепки подойдет самая простая и недорогая – низкосортная ржаная или пшеничная. А сушить изделие следует без лишней спешки в слегка разогретой духовке с приоткрытой дверцей. А вообще, лучше, если поделка будет сохнуть естественным образом.
  2. Изделие потрескалось после окрашивания. Так может произойти, если Вы начали красить еще недостаточно подсохшую поделку. Досушите ее на свежем воздухе, сгладьте шероховатости наждачной бумагой и окрасьте повторно.
  3. Изделие потрескалось ввиду большой толщины. В таком случае с обратной стороны либо снизу нужно удалить излишек теста. А чтобы крупное изделие подсохло в духовке равномерно, его нужно периодически переворачивать.
  4. Откололся какой-либо элемент. Можно попробовать приклеить его клеем ПВА, но лучше просто загладить неровность и задекорировать каким-либо украшением.
  5. Поделка потускнела после окрашивания. Дополнительное покрытие лаком способно вернуть цвету былую насыщенность и сделать поделку ярче.

Поделки из соленого теста

Согласно некоторым предположениям, первую лепнину из теста начали использовать кулинары для украшения выпечки. Сегодня из такого чудесного материала лепить можно все что угодно: и картины, и сувенирные фигурки, и игрушки.

Действуем поэтапно:

  1. Создание картины, как и любой другой поделки из теста, начинается с приготовления, собственно, теста. Различных вариаций рецептов много, но наиболее популярна такая: 1 ст. соли мелкого помола, 2 ст. муки, 200 мл воды. Замесите эластичное соленое тесто для поделок, упакуйте его в полиэтиленовый пакетик и отправьте в холодильник на пару часов.
  2. Достаньте готовый материал и можете начинать творить, отщипывая по кусочку теста из пакета (оно достаточно быстро покрывается корочкой на воздухе).
  3. Для соединения деталей между собой пользуйтесь не клеем, а водой.
  4. Создавать картину удобнее всего на фольге. Сушить результат нужно обязательно: в духовке или на воздухе.
  5. Когда поделка высохнет, раскрасьте ее гуашью и покройте двумя слоями лака.
  6. В завершение прикрепите картину к канве или любой другой ткани в рамочке.

Полезные советы

  1. Каждый рецепт соленого теста для поделок предполагает использование исключительно пшеничной или ржаной муки (но точно не блинной) и соли мелкого помола (не йодированной, так как тесто получится не однородным, а с крупными вкраплениями).
  2. Воду для замешивания нужно использовать очень холодную. Добавляйте ее порциями, старательно вымешивая тесто. В зависимости от выбранной Вами муки, воды может потребоваться разное количество.
  3. Тесто не должно приставать к рукам или крошиться. Если оно плохо лепится, добавьте чуть-чуть воды, а если липнет – немного муки.
  4. Соленое тесто прекрасно хранится в холодильнике в полиэтиленовом пакетике или в контейнере с плотно закрывающейся крышкой. Используйте его по кусочку по мере необходимости, потому что готовое тесто на воздухе быстро покрывается сухой корочкой, которая портит внешний вид изделий. Срок годности теста – 1 неделя.
  5. Поделки из мелких элементов смотрятся изящнее. Чтобы детали хорошо прилипали друг к другу, смочите места соединения водой посредством кисточки.
  6. Чтобы подкрасить само тесто, добавьте чуть-чуть разведенного в воде пищевого красителя (для пасхальных яиц). Из теста разных цветов можно создавать новые оттенки: для этого просто разомните пальцами разноцветные кусочки.



Предварительный просмотр:

История возникновения жостовской росписи и легендарного жостовского подноса

Черпать силу и вдохновение в народном творчестве – рецепт, который всегда дает результат. Жостовская роспись, история и становление, перипетии, ожидавшие промысел в 20 веке, сегодняшнее развитие являются красивой и изящной страницей русского искусства. О знаменитых братьях Вишняковых, о том, как перетекало народное творчество из века в век, о секретах изготовления жостовских подносов вы узнаете из этой статьи.

История ремесла

Еще в середине 18 века на Урале местные умельцы начали делать металлические подносы. Через много десятков лет направление начало развиваться и в Подмосковье. В 1825 году в селе Жостово открылась мастерская, владельцами которой были братья Вишняковы, откупившиеся на волю крестьяне. Именно их стараниями жостовский промысел стал развиваться, крепнуть и, как выяснится далее, становится одним из главных символов русского народного творчества.

 

Возникновение

Промысел начал развиваться в Троицкой волости (сегодня – Мытищинский район) Подмосковья. В творческом направлении ярко проявили себя деревни Осташково, Хлебниково, Троицкое. Братья Вишняковы открыли заведение в 1825-ом, сначала там изготавливали изделия из папье-маше, но довольно быстро переключились и на металлическую продукцию. Здесь, в мастерской, родилось самобытное искусство декоративной живописи.

Оно базировалось на станковом живописном натюрморте, на традиционной росписи бытовых предметов. Но так народные умельцы по-своему воспринимали и рисование натюрморта, и композицию, и эстетику подачи, они смогли придумать нечто действительно уникальное.

И хоть часто скептики ставят под сомнение эксклюзивность продукции, апеллируя к тому, что металлическими подносами занимались уральцы, а узоры тоже имеют заимствование (лукутинская миниатюра, набивные ивановские ситцы), история промысла жостовских подносов говорит о получении принципиально нового продукта творчества.

Да, жостовские мастера переняли опыт художников из Нижнего Тагила и Петербурга, но они не просто заимствовали стиль и приемы коллег, а создали свой стиль, узнаваемый и совершенный.

Его расцвет пришелся на 70-80-е годы 18 века. Спрос на подносы в городах в это время вырос, и производство в Жостово отделилось от лаковой миниатюры, основой которой было папье-маше.

Жостовская роспись в XX веке

В 1922 году в Новосельцево, которое находится в Мытищинском районе, возникла «Новосельцевская трудовая артель». Она продолжила дело промысла – выпускала лакированные металлические подносы. Через 2 года в Жостово возникли две артели – «Спецкустарь» и «Жостовская трудовая». А еще через год здесь появилась и артель «Лакировщик», и предприятие «Свой труд» в Троицке. В 1928 году все артели слились в одно предприятие, которое трудилось над созданием расписных подносов.

Сказать, что приход советской власти не повлиял на развитие ремесла, будет неправдой. Новые реалии требовали новой же эстетики. Профессиональные художники должны быть совместить народные орнаменты и соцреализм, натурализм. Но жостовские подносы история все же пощадила – мастера отстояли каноничный, традиционный промысел, чем не дали ему пропасть.

Новый виток развития направления пришелся на 60-е годы прошлого века. Интерес к народному творчеству возрос, и образцы промыслов стали попадать на крупные специализированные выставки. У русского самобытного искусства появилось много заграничных поклонников. С 1960 год ведет отчет история Жостовской фабрики декоративной живописи. В 70-е годы (спустя сто лет после того, как сформировался стиль промысла), его ожидал новый расцвет.

Мастера тех лет стали уделять много внимания росписи по потали, металлическим порошкам, а также перламутровой инкрустации. Изменилась и композиция букета. Фабрика получила множество почетных наград, и не собиралась сбавлять обороты. Но наступили 90-е, а с ними и банкротство предприятия. К счастью, фабрику выкупило частное лицо, и не стало перепрофилировать производство. Благодаря этому предприятие существует и сегодня.

Предлагаем вам посетить интересную видео-экскурсию, посвященную развитию жостовской росписи.

Развитие в наши дни

Жостовская фабрика активно работает и развивается в контексте времени: у нее широкий ассортимент продукции, который предполагает не только подносы. В каталоге товаров и посуда, и предметы для декоративного оформления интерьера, и подарочные наборы, а также блокноты, фоторамки, уличные фонарики, свечи… Производит предприятие и корпоративные подарки, очень высокого качества и роскошного вида. Ко всем товарам прилагается сертификат.

Новое слово в работе фабрики – мастер-классы и экскурсии. Их особенности в том, что экскурсант может быть и наблюдателем, и прямым участником творческого процесса. Инициировала фабрика и открытие школы-студии Жостово. Мастер-классы, курсы и занятия позволяют всем желающим постигнуть секреты мастерства предков, научиться уникальному живописному направлению.

Жостовский поднос

Процесс его изготовления долгий и кропотливый, но иначе такого качества не добиться.

Изготовление

Поднос делают штампами и пресс-формами (которых у мастера много, 32 образца). Листы металла мастер кроит на заготовки, занимается вырубкой и вытягиванием изделия на электропрессе. После этого он переходит к закатке краев. У каждого фабричного подноса свой номер, сертификат.

На этом процесс изготовления не заканчивается. Специалисты готовят продукцию под роспись. Подготовка состоит из отжига, обезжиривания, грунтования, нанесения черновой эмали, зачистки. И только после этого начинается самый волшебный этап – роспись.

Роспись

Классический фон подноса – черный, но допускаются различные цветные вариации.



Предварительный просмотр:

Поэтапная роспись подноса:

Замалевка. Эскиз не переносят на поднос карандашом, мастер приступает к работе свободным кистевым мазком, нанося контуры будущих элементов изображения сразу краской.

Тенежка. Далее художник должен сделать полупрозрачные тени лессировочными красками.

 

Прокладка. Так называют плотное корпусное письмо, мастер пользуется яркими насыщенными красками.

Бликовка. Нанесение бликов на изображение оживляет рисунок, придает ему объемность.

Чертежка. Художник занимается детализацией, которая делает изображение законченным.

Завершает работу нанесение орнамента на край подноса.

Затем изделие ждет лакировка. Одного слоя лака будет недостаточно. Каждый новый слой требует просушки. Используется для этого глянцевый или полуглянцевый лак.

Жостовский промысел сегодня – это не предприятие, которое выступает только в роли хранителя традиций. Это современная, развивающаяся фабрика, которая реализуют большую линейку продукции, работает с детьми и взрослыми, проводит обучение и дает возможность красивому народному промыслу жить и продолжаться.