Средняя группа - весёлые игры, песни, танцы.

Слепова Светлана Александровна

Пальчиковая гимнастика.

  

«КОМПОТ»

Будем мы варить компот,            (Левую ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот:                  указательным пальцем правой

                                                                                      руки «мешают».)

Будем яблоки крошить,                      (Загибают пальчики по одному,

Грушу будем мы рубить.                                      начиная с большого.)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.                    (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

 

 

        «В лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,                                 (Пальчики   обеих  рук  

                                                      «здороваются», начиная с больших.)

В лес идем мы погулять.      (Обе   руки   «идут» пальцами по столу.)

За черникой,                       (Загибают пальчики, начиная с большого.)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

 

                               «ИГРУШКИ»

На большом диване в ряд        (Попеременно   хлопают   в  ладоши   и

Куклы Танины сидят:                                                 стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино,             (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.           (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Тане                 (Попеременно   хлопают   в  ладоши

Мы игрушки сосчитать.                                         и стучат  кулачками.)

 

 

Песенки-чудесенки

 

"Хомячок"

1. Я маму всё просила:
«Купи ты мне щенка».
А мама мне купила
Смешного хомячка.

Припев:
Хомячок, хомячок,
Добродушный толстячок.

2. Он носом всюду тычем
И бегает кругом.
Хомяк, наверно, ищет
Свою нору, свой дом.

3. Я положу подстилку
На кухне в уголок.
Пускай там отдыхает
Мой ласковый зверёк.

"Новый дом"

Новый дом по чертежу
Мы построили Ежу
Дом с высокою трубой
С острой крышей голубой

Получился славный дом
Есть и дверь, и окна в нём
Круглый стол стоит в углу
Мягкий коврик на полу

Ёж улёгся на ковре
Встал с ангиной на заре
Не сгибается спина
Ночью дуло из окна

Дом с высокою трубой
Ёж обходит стороной
Ёж здоровье бережет
В старом валенке живет

                                                                   А теперь потанцуем

"Бабочки и цветочки"

Запев: На солнечной поляночке 
Дул легкий ветерок, 
И маленькие бабочки 
Искали свой цветок. 
1-й отыгрыш: (повторить 2 раза) 
(мелодекламация) Где любимый наш цветок - 
Красный цветик-огонек? 
(спеть) Полетим, скорее, все к нему! 
2-й отыгрыш: (летают вокруг красного цветка) 
далее:  запев повторить                     (или другие слова придумать) 
Где любимый наш цветок - 
Синий яркий лепесток? 
Полетим, скорее, все к нему! 
... 
Где любимый наш цветок - 
Желтый сладенький медок? 
Полетим, скорее, все к нему! 
... 
Где любимый наш цветок - 
Белый длинный лепесток? 
Полетим, скорее, все к нему! 

На заключительный отыгрыш цветы идут хороводом, бабочки летают вокруг 

 

Роль пения и дыхательных упражнений в системе здоровьесбережения  детей.

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей

  •  психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие: 
  •  положительно влияет  на обменные процессы, 
  • способствует восстановлению центральной нервной системы; 
  • улучшает кровообращение,  восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Во время пения звуковые частоты активизируют развитие ребенка, влияя на его головной мозг. Пение помогает избавляться от стрессов. Ученые обнаружили, что в мозге во время пения вырабатываются эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. При помощи пения можно улучшить дикцию и постановку разговорной речи, даже исправить такой дефект, как заикание. Вокал – это уникальное средство самомассажа внутренних органов, который способствует их функционированию и оздоровлению.

При диагнозе “бронхиальная астма” врачи прямиком направляют ребенка петь в хоре.  Пение не только снимает приступ бронхиальной астмы, но и излечивает этот недуг. Пение является отличной профилактикой простудных заболеваний, способствует  снятию стрессов, эмоциональной стабильности, укреплению нервной системы.

Система вокалотерапии  включающая в себя работу мышц и голоса — хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств.

Звук  «А-А-А» — стимулирует работу легких, трахеи, гортани;

Звук  “О-О-О” оздоравливает среднюю часть груди;
Звук «И-И-И» — активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.
Звук «У-У-У» — усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха,
Звук «М-М-М» — с закрытым ртом снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.

Данные звуки надо не просто произносить, их обязательно необходимо пропевать.

Искусство пения – это, прежде всего искусство правильного дыхания, которое является важнейшим фактором нашего здоровья.

Дыхательная гимнастика помогает в коррекционной работе с  заикающимися детьми. Она необходима для часто болеющих детей, но так же и для здоровых детей, чтобы сохранить это самое здоровье.

А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому - и болезнь отступит».

С чего же начать? 

Дыхательную  гимнастику можно начать с игровых упражнений.

Дыхательное упражнение  «Шум моря»
 Слушаем (в записи) звуки моря, а затем - «дышим», как море.  Делаем тихий, мягкий вдох животом и плавно поднимаем  вверх руки. А потом – выдыхаем  на звук «Ш» и опускаем руки.

 Дыхательное упражнение  «Воздушные Шарики»

    Активный вдох, подносим воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы начинаем надувать его. Нужно следить глазами за тем, как  шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Надо дуть осторожно, чтобы шарик не лопнул. А потом, можно показать красивые  шары друг другу.

 Дыхательное упражнение  «Шарик спускается»

Глубокий медленный вдох – через нос, медленный выдох – через рот на звук «ссссс»

Дыхательное упражнение «Одуванчик»

Вдох через нос – лёгкий, бесшумный, выдох – через рот, со звуком восхищения «ах!».

Дыхательное упражнение «Пушистый одуванчик»

Активный долгий вдох -  набираем много воздуха, чтобы сильно дунуть  на одуванчик, который распушился. Можно использовать вату или пушинку (гусиный, утиный пух). Говорим, что создадим в комнате снегопад, удерживая пушинку в воздухе, как можно дольше.

 

Дыхательное упражнение  «Ладошки» 
(по А.Н.Стрельниковой)

Ладушки-ладошки,  звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то -  спокойно выдыхаем.

Пение – уникальная дыхательная гимнастика. Искусство пения - это и есть прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни.

На Руси люди считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее естественное состояние. Если у вас плохое настроение, вы часто болеете, испытываете усталость и напряженность – совет один – пойте! Пойте все, что вы можете и помните, даже если никогда этому не учились. Гораздо полезнее петь не в одиночестве, а всей семьей.

«Музыкальные игры в семье»

Уважаемые мамы и папы!

 Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявлять себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодии при игре на музыкальных инструментах. Детей отталкивает все монотонное и скучное, поэтому для них имеет значение занимательный характер проведения занятия. Поэтому свои занятия я строю на игровых ситуациях, поскольку игра – насущная потребность ребенка, путь к познанию мира, школа жизни. В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной энергии, проявляют в полной мере свои способности.

 Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.

 Я хотела бы предложить Вам небольшую подборку музыкальных игр. Просто включите, и повторяйте движения по тексту песни. Хорошего настроения! Музыкальные игры: "Буги-вуги", "Физкультминутка"

 

 Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

 

 

 

 

 

 

 

Продолжаем развлекаться, пальчиками заниматься

 

И немножечко подышим...

А теперь послушаем музыку и даже можем потанцевать.

Как появилась детская музыка

Внутренний мир ребенка существенно отличается от внутреннего мира взрослого человека. А значит, и музыка, создающаяся для детей, должна не только быть ясной по структуре и несложной в исполнении, но и иметь особый круг образов, близкий и понятный детям. И потому музыка «детских альбомов» самых разных композиторов, как правило, посвящена тому, чем живут дети каждый день своей жизни: играм и забавам, сказкам и страшилкам, реальным людям и вымышленным персонажам. Помимо этого, подобно детской литературе, детская музыка призвана рассказать детям о добре и справедливости, расширять их кругозор, учить их глубоко чувствовать и выражать разные эмоции.

 

 

Роберт Шуман «Смелый наездник»

У выдающегося немецкого композитора Роберта Шумана есть одно необыкновенное сочинение, которое занимает особое место в его творчестве. Это сборник фортепианных миниатюр, носящий название «Альбом для юношества». Цикл, состоящий из сорока трёх небольших пьесок, специально созданных для начинающих музыкантов, с момента своего появления завоевал большую любовь, ведь его образы, ярко нарисованные композитором при помощи музыкальных звуков, населяют волшебную страну детства, такую понятную и близкую подрастающему поколению. В нынешнее время «Альбом для юношества» пользуется большой популярностью, и многие произведения, входящие в этот сборник, являются очень известными. К примеру, пьеса «Смелый наездник». Её сегодня можно услышать в исполнении юных музыкантов практически на всех инструментах, на которых ведётся обучение в музыкальных школах.

История создания пьесы "Смелый наездник"

История возникновения фортепианной миниатюры «Смелый наездник» неразрывно связана с созданием Робертом Шуманом фортепианного цикла «Альбом для юношества», время сочинения которого пришлось на 1848 год. Композитор, очень любивший своих детей, с жизнерадостным настроением ждал день рождения своей старшей доченьки Марии: девочке 1 сентября должно было исполниться семь лет. Готовя сюрпризный подарок, Шуман сочинил для своей любимой малышки небольшую пьеску, которая пришлась по нраву всем членам семьи. Такое радушное одобрение близких подтолкнуло композитора к мысли о создании целого сборника небольших пьес, чтобы они не только с интересом воспринимались детьми, но и помогали с увлечением овладевать искусством исполнения на фортепиано. Не откладывая в долгий ящик, Роберт немедленно сел за осуществление своего замысла и практически через неделю представил на обсуждение семьи целый цикл замечательных миниатюр, в число которых вошёл и «Смелый наездник». Из воспоминаний одной из дочерей Шумана, к названию этого произведения композитор подошёл с чувством юмора, так как основным образом этой пьески являлся маленький мальчик, скачущий верхом на лошадке-качалке. После окончания работы все миниатюры были разделены Шуманом по сложности музыкального материала на две тетради и отданы в издательство. Сборник, изначально названый «Рождественским альбомом для детей», впервые увидел свет в последних числах 1848 года, а своё настоящее наименование - «Альбом для юношества» он получил в 1851 году, когда из печати вышло второе отредактированное издание.

Консультация музыкального руководителя для родителей

«Учим стихи и песни дома»

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам. Желание разучить слова песни или текст роли сказочного героя и запомнить необходимо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Практически все дети до 4-5 лет не умеют читать. Поэтому процесс запоминания, в основном, связан с развитием слуховой памяти. Но чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включать различные виды деятельности музыкального развития – слушание, пение, музицирование, музыкальное творчество, ритмика.

Но не забывайте!

Занимайтесь разучиванием только в естественной обстановке, не заставляйте ребенка, когда он не хочет. Попытайтесь заинтересовать его!

Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, проявлять выраженную восприимчивость к ритму. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи всегда производят впечатление на детей.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Именно заучивание – обогащает словарный фонд, формирующий речь ребенка, развивает память, расширяет кругозор, формирует культурный уровень.

Заучивание стихотворений на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Ребенок младшего дошкольного возраста быстро запоминает короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это – четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый с явно выраженной рифмой. Наличие игровых моментов, небольшой объём этих стихов, дают возможность часто повторять текст и использовать игровые действия в процессе заучивания. Так читая стихотворение Е. Благининой «Флажок», можно поиграть и походить с флажком, при чтении З. Александровой «Грузовик», дети изображают поездку на грузовике с флажками в руках, при чтении А. Барто «Лошадка», дети изображают, как

едут на лошадке.

Также не стоит забывать и материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки, как по содержанию, так и по форме и языку прекрасно отвечают требованиям, которые предъявляются к стихам для маленьких.

В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем. В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты.

Важно! Возраст 4-5 лет является благоприятным периодом для произвольного запоминания. Если до 4 лет педагоги не ставят перед ребенком цели запомнить произведение, то после четырех лет необходимо уже целенаправленно учить ребенка запоминать текст наизусть, прилагая волевые усилия. И, чем больше ребенок будет учить наизусть – тем больший объём памяти сформируется у него для дальнейшего обучения.

В старшем дошкольном возрасте дети запоминают значительно большие по объёму стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами, совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются уже достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи.  Это могут быть: стихи-шутки, дразнилки, небылицы, стихи – перевертыши, литературные загадки, литературные скороговорки, игры в слова и со словами.

Кроме возрастного критерия подбора поэтических произведений, существует метод подбора стихов по психологическому и эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко запоминалось, оно должно соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Активным детям лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, спокойным детям – размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке. Особого внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Таким детям предлагаются небольшие по объему, понятные по содержанию, насыщенные глаголами и существительными стихотворения. Также следует помнить, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария, которое ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно логическую память, а у мальчиков быстрее развивается правое полушарие, которому принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, образной памяти. Таким образом, девочек можно и нужно раньше нацеливать на произвольное запоминание, а мальчики лучше будут запоминать произведения в игре, в интересной деятельности.

Как разучивать наизусть стихотворение:

сначала следует прочитать стихотворение;

выяснить все непонятные слова и выражения;

снова прочитать стихотворение, но уже выразительно;

предложить ребенку через 2 минуты повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему, не раздражаясь;

предложить ребенку ещё раз представить себе описываемые события и прочитать стихотворение ещё раз;

через несколько часов вновь предложить ребенку прочитать стихотворение;

перед сном ещё раз предложить прочитать стихотворение;

утром следующего дня сначала самим прочитать стихотворение выразительно, потом попросить это сделать ребенка.

Можно ли учить ребенка петь в домашних условиях?

Конечно, можно и нужно, но делать это необходимо, зная и учитывая возрастные особенности детей.

Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два-три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие и короткие. Поэтому звук детского голоса высокий, а диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.

Как сделать так, чтобы занятия пением приносили пользу и удовольствие ребенку?

Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Для развития чистоты интонации, прежде всего надо выбирать песни, удобные по диапазону, тесситуре и дыханию. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения, максимально выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией.

Хороший, яркий, выразительный образец исполнения песни – это основа для воспитания у малышей интереса к пению. Особенно желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая такое исполнение, дети быстрее начинают подражать ему.

А что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь? Как сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своего пения?

Вот несколько советов:

Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением.

Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха!

Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.

Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек – счастливый человек! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет

 

Скачать: