Консультативно - методическая деятельность
Консультации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и воспитателей
«Развитие речи через движение»
Нейропсихология – это научное направление на стыке нейронауки и психологии. Нейропсихология занимается изучением работы структур головного мозга и их связей с психическими процессами и формой поведения. Основная задача нейропсихолога – выявить слабые и сильные стороны работы головного мозга и сделать взаимодействие правого и левого полушария гармоничным.
Как понять, что у ребёнка есть проблемы
- Ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный.
- Испытывает трудности в усвоении школьной программы. Долго выполняет домашние задания, на уроках невнимателен.
- Заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения.
- Есть синдром дефицита внимания.
- Постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память.
- Плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения.
- Быстро переключается с одного действия на другое.
- Присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т.д.).
- Быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт.
- Есть проблемы с речью разной сложности.
- Наблюдается слабая познавательная деятельность.
- Плохо развита мелкая и общая моторика и т.д.
Причина неусидчивости кроется именно в нарушении работы полушарий. Здесь нужно обращаться не к репетитору, а к нейропсихологу. Он проведёт диагностику и расскажет подробно о программе коррекции.
На что направлены нейропсихологические упражнения:
- развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
- развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
- работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
- активизация речи;
- работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.
Чтобы снизить риск возникновения проблем, родителям следует уделять большое внимание физическому развитию детей. Особенно активно это нужно делать в дошкольный период.
Для маленьких детей важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. А малыш познаёт этот мир не через родителей, как кажется, а с помощью движения.
Мы хотим, чтобы дети были послушными, но это ошибочное желание. Если у малыша слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает, а это значит сбой в работе мозга. В идеале, ребёнок должен вести себя немного спокойнее, чем хулиганы из мультика «Осторожно, обезьянки»: мама замучена, зато сколько нейронных связей образовалось в головах её неугомонных малышей. Дело в том, что при выполнении определённых физических действий, и образуются эти связи, соответственно, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут как раз нейропсихологические упражнения. Некоторые из них довольно просты и под силу любому.
Дыхательная гимнастика
- дуть шарик по нитке
- дуть шарик из стаканчика в стаканчик
- дуть на стаканчик через соломинку
- складывать стаканчики при помощи шарика
Артикуляционные упражнения
- удержать игральные кубики на шпателе
- передавать легкое колечко через соломинку во рту
- скушать что-либо без помощи рук.
Игры с мячом
- отбивание мяча от пола и подбрасывание разными способами.
- Отбивание мяча от стены
Игры со стаканчиками
- Строить из них различные башни + игра с листочками
- Перебрасывать из одного стаканчика в другой теннисный мяч
- Сбивать стаканчики мячом, сдувать их, сбивать из рогатки или водного пистолета
Эстафеты
- Полоса препятствий
- Нести мяч в руках сцепленных друг с другом
- Несколько обручей, вставать в обруч и перекладывать чтолибо (например конструктор) на другую сторону, следующий ребенок возвращает предмет на место.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС дои ФОП ДО
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период.
Война, антирусская пропаганда Запада. Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу, заключается не только в экономическом кризисе, а в первую очередь – в разрушении личности. Проблемы снижения уровня жизни населения, его расслоение, обесценивание традиционных моральных норм и ценностей, пропаганда насилия с телевизионных экранов, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно повлияли на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Согласно ФОП, целевыми ориентирами дошкольного воспитания является воспитание человека , любящего свою малую родину и имеющего представление о своей стране – России, испытывающего чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям; различающего основные проявления добра и зла, принимающего и уважающего традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивого, искреннего, способного к сочувствию и заботе, к нравственному поступку; способного не оставаться равнодушным к чужому горю; самостоятельно различающего основные отрицательные и положительные человеческие качества; понимающего ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности.
Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Работа в данном направлении должна начинаться с младшего дошкольного возраста, осуществляться ежесекундно, во всех режимных моментах, начиная от игры и различных бытовых моментов, заканчивая праздниками и развлечениями.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Основа патриотизма – это семья
Семья – это опора в жизни каждого человека. Именно семья играет решающую роль в формировании личности в обществе. Трудно переоценить значение семьи для ребенка. В семье есть теплая и заботливая мама, мудрые советы папы. Семья – наша крепость, в которой можно укрыться от проблем и получить безграничную и самую искреннюю любовь. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Понятие «семья» и семейные ценности имеют большое значение в становлении личности ребенка. Судьба нашей страны напрямую зависит от того, какие качества будут развиты у детей, которые и определяют будущее нашей страны.
Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее, за свою нацию необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться
Этапы патриотического воспитания дошкольников
• предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
• художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
• когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Формы:
• создание развивающей среды по патриотическому воспитанию;
• тематические занятия;
• взаимодействие с родителями;
• взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, в музей, выставочный зал)
Средства патриотического воспитания:
• окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.
Условия:
• комплексный подход;
• знание педагогом истории и культуры своего народа;
• правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
• тематическое построение материалов;
• совместная работа детского сада и семьи.
Патриотическое воспитание детей осуществляется в процессе освоения ими всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО.
1. Социально-коммуникативное развитие: воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу, к окружающим; воспитание уважения, взаимопонимания.
2. Речевое развитие: формирование у детей представлений о роли слова в жизненных ситуациях (с помощью слова можно познакомиться, приласкать, согреть, обидеть); развитие у детей интереса к художественной литературе как к источнику духовно-нравственного опыта людей; побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок и рассказов на духовно-нравственные темы.
3. Познавательное развитие: развитие у детей представлений о Родине, Отечестве и социокультурных ценностях нашего народа; формирование представлений о труде как основе жизни человека на земле.
4. Художественно-эстетическое развитие: воспитание у детей эстетических и нравственных чувств посредством музыкальной и изобразительной деятельности.
5. Физическое развитие: формирование у детей представления о физической силе как о способе защиты в опасных ситуациях и оказании посильной физической помощи окружающим.