Главные вкладки
Консультации для родителей
Раздел предполагает консультирование родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.52 КБ |
![]() | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КГН В 1МЛ ГР АнтиповаМДОАУ "Детский сад № 98 г.Орска"
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы
Выполнила : воспитатель 1 квалификационной категории Антипова И.А.
2024-2025уч.г
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение!
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого раннего возраста, детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой; учат тому, что, чем и как едят; знакомят с разновидностями посуды (чайная, столовая); учат сервировать стол, привлекают внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей, обращают внимание на красоту правильно сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач :
•Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
•Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
•Формировать навыки поведения за столом : пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
•Формировать начальные представления о ценности здоровья, о том, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
•Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
•Привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
• Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Для успешного решения этих задач рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей : прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр («Накормим куклу Катю», «Искупаем куклу Катю», «Научим мишку умываться», «Научим Зайку правильно держать ложку»); систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания, однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.
Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических навыков ведется по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.
Прежде всего, для формирования культурно-гигиенических навыков у детей необходимо :
1) Обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки;
2) Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста;
3) В дошкольном возрасте дети должны усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования туалетом, по возвращении с прогулки и всегда, когда они грязные;
4) К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. Для малышей до 3 лет утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот надо тёплой водой и после еды;
5) Закреплять умения пользоваться расчёской, носовым платком. Нужно приучать детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;
6) Совершенствовать навыки аккуратной еды : пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой, не разговаривать во время еды.
К числу основных условий успешного формирования у детей культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, непосредственно образовательная деятельность и игры).
Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем — картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочение их происходит в играх, труде, непосредственно образовательной деятельности, в быту.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
Предварительный просмотр:
На этой недели в группе реализуется тема:
"Наши добрые дела"
Цель: формирование у детей представления о добрых и плохих поступках; развитие у детей мотивации на совершение добрых поступков.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей о добрых поступках;
- формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников ,поступки сказочных героев, классифицировать их на «положительные» и «отрицательные».
Развивающие:
- развивать любознательность, гуманность;
Воспитательные:
-воспитывать у детей дружелюбные отношения к взрослым, друг к другу.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
Рекомендации родителям.
- Прочитать стихотворение «Хитрая мама» (С. Погореловский), выяснить, почему автор назвал маму хитрой;
- Сочинить вместе с ребенком небольшой рассказ о доброте, добрых поступках;
- Ситуативные разговоры: «Как мы можем помочь бабушке»;
- Понаблюдать за поведением ребенка в общественных местах, объяснить, что хорошо, а что плохо;
- Изготовление с ребенком подарков - сюрпризов для близких из бросового материала;
- Выучить дома с детьми стихотворение
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты.
7.Выучите пословицы:
- Про доброе дело говори смело;
- Доброе слово лечит, а злое калечит;
- Не одежда красит человека, а его добрые дела;
- Добрые слова дороже богатства;
8.Игры, которые учат доброте
• Копилка добрых дел
Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.
• Выбрасываем злость
Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.
• Ласковые имена
Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т. д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.
• Комплименты
Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.
• Пирамида любви
Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.
7 СОВЕТСКИХ МУЛЬТФИЛЬМОВ, КОТОРЫЕ ВОСПИТЫВАЮТ В ДЕТЯХ ДОБРОТУ.Эти мультфильмы способствуют тому, что ребёнок будет расти полноценной, высоконравственной личностью, уметь понимать и уважать чувства других.
1. Мешок яблок
Учит щедрости, умению делиться с другими. Мультик закладывает в
сознание важную мысль: если ты щедрый, то у тебя будет много хороших друзей.
2. Крошка енот
Учит вечной истине: улыбнись встречным людям, они в ответ улыбнутся тебе! Мультик учит доброте и приветливости, а также показывает, что проблемы кулаками решать нельзя.
3. По дороге с облаками
Учит детей быть дружными и уметь дружить. Не сидеть дома за компьютером, а заниматься вместе с друзьями полезными и весёлыми играми.
4. Неуловимый Фунтик
Учит доброте и показывает, что зло всегда будет наказано. Главной изюминка этого мультфильма — песня про доброту, которую легко выучить и петь вместе со своим малышом.
5. Мама для мамонтёнка
Нежный и милый мультик, учит трепетному и уважительному отношению к родителям. Несёт в детские умы важную мысль, что родители — это главное сокровище, которое нужно ценить.
6.Большой Ух
Учит тому, что нужно заступаться за маленьких и слабых, помогать им. Мультфильм показывает, что решить любую проблему можно не силой, а добротой.
7.Поросёнок Чуня
Учит тому, что не важно твое происхождение, то кем ты являешься, определяют твои поступки.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Поговорим о доброте».
Мы много говорим о доброте, о том, как нужно вест и себя с окружающими. Но сможем ли мы доступно объяснить ребёнку «Что же значит «творить» добро»? Я думаю сможем, но прежде немного познакомимся с этим важным понятием.
Что такое доброта? Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. В книге выделено семь основных «ступеней» доброты.
- Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
- Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
- Отзывчивость – готовность помогать другим людям.
- Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
- Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.
- Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.
- Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.
Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.
Сочувствию и сопереживанию человек учится всю жизнь. Маленький человек, еще не научившийся всему этому, часто не отдает себе отчет в том, что он делает больно другому. Особенно плохо, когда близкие взрослые не объясняют это, а поощряют в детях жестокость.
Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.
Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.
Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.
Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме свою игрушку. «Ах, какая чудесная пирамидка! – должна сказать ему она. – Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту игрушку! Спасибо тебе, мой добрый малыш!» Мама же вместо этих слов торопливо, не замечая первого великодушия и доброты своего ребенка, говорит совсем иное: «Играй сам. Это же твоя пирамидка!»
Сущность доброты – способность сопереживать. Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если карапуз замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, малыш захочет повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны.
Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться.
Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет. Не стоит думать, что дети в возрасте до 3х лет мало что понимают и ничего не запоминают. Как раз в этот период все их существо готово учиться и познавать мир, усваивать его законы и правила. Все, что он видит и слышит в первые годы жизни, откладывается на подкорке головного мозга. Так что впоследствии он может и не вспомнить, что именно в 1 год и 1 месяц мама ему сказала: «Нужно заботиться о братьях наших меньших», но будет это знать, как бы интуитивно, как само собой разумеющееся.
Начните прививать своим детям сочувствие к людям, умение сопереживать, радоваться чужому счастью, любовь и уважение к природе, растениям, животным. Для этого придется начать с себя, ведь родители – это самый главный образец для подражания.
Говорите о сложном просто
Для духовного воспитания детей очень важно читать малышу поучительные сказки со счастливым концом, в которых добро всегда побеждает зло. Лучше, если в детской книжке со сказками будут красочные рисунки, по которым можно объяснить самым маленьким деткам своими словами, что происходит.
Детям постарше (от 2-3 лет) можно разрешать смотреть добрые поучительные мультфильмы или детские телепередачи, где главные герои учатся творить добро. Дети намного ярче воспринимают зрительные образы.
Как поощрять или наказывать ребенка
Также очень важно поощрять ребенка за правильные поступки, давая ему понять, что люди на добрые дела всегда отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в беде.
Если же ваш ребенок совершил какую-то пакость (ударил дворовую кошку, вырвал с корнем ни в чем неповинный цветок), поговорите с ним, как со взрослым, объясните, что за такие поступки всегда наказывают. Но если вы видите, что малыш раскаивается, помогите ему загладить свою вину (погладьте и накормите обиженную кошку, посадите вырванный цветок на место).
Наказывая, подумай!? Зачем?!
Семь правил о наказании:
- Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому. Наказание должно быть полезным.
- Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, не наказывайте.
- Наказание ни за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы или награды.
- Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим
- Наказан – прощен (о старых грехах ни слова)
- Наказывайте, но не унижайте.
- Наказание должно быть понятно. Ребенок должен точно знать почему его наказали.
Самое главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш будет расти вслед за вами!
Как воспитать ребенка на личном примере?
- Ребенок должен видеть ежедневно доброе отношение родителей к людям.
- Не кричите на детей и членов семьи, прощайте и жалейте домашних.
- Оправдывайте людей и их поступки. Учитесь замечать не зло, а обстоятельства. Например: не «Какой ужасный ребенок – насыпал в глаза тебе песок», а «Он не хотел, не обижайся».
Так же родителям следует учить ребенка принципу «давать всегда приятнее, чем брать». Это очень сложно, т. к. дети сосредоточены на себе, своих желаниях. И слова «возьми, это тебе» звучат намного приятнее, чем слово «отдай». Так на пример, прежде чем купить новую игрушку, договоритесь о том, что две старых он отдаст малышу-соседу, но при этом пусть сам выберет игрушки, которые подарит. Необходимо вложить в ребенка любовь к добрым делам. Учить его давать везде и всегда.
Необходимо общаться с ребенком:
- Рассказывайте ему придуманные вами сказки о добрых людях.
- Вместе посмотрите добрые мультфильмы.
- Чаще читайте поучительные народные сказки с последующим их обсуждением.
- Учите ухаживать за животными, читайте книги о них, смотрите фильмы с их участием.
- Учите малыша делиться, расскажите жадничать – плохо.
- Поговорите с ребенком о разнообразии людей вокруг нас. Расскажите, как непросто живется детям-инвалидам и детям-сиротам.
- Не учите давать сдачу. Это учит агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами.
- Научите ребенка помогать в домашних делах. Так привычка заботится о родных закрепится навсегда.
- Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.
Советы родителям в воспитании детей
- Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
- Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.
- Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг.
- Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.
- Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности.
- Родитель (воспитатель)должен быть твердым, но добрым.
Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делится с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать.








