Открытое занятие по основам грамоты для подготовительной группы
Конспект НОД по перспективному плану Н.В. Нищевой учителя-логопеда Байыр-оол А.Ю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Звук и буква М" подготовительная группа "Звездочки" | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района
Конспект открытого занятия
по основам грамоты в подготовительной школе
группе «Звёздочки»
на тему: «Ознакомление с буквой М м. Буква М и звук [м]».
Подготовила:
Учитель-логопед
Байыр-оол А.Ю.
с. Сарыг-Сеп-2021 г.
Ход занятия
- Организационный момент. Развитие фонематических представлений.
(Педагог приглашает детей к столикам, организует приветствие. Далее появляется игрушка- мальчик).
- Встань около стульчиков, руки красивые, выпрямите спину, давайте улыбнемся мальчику Стёпе, а также друг другу. Посмотрите на картинки, которые висят на доске перед вами. Назовите их:
1-й ребёнок. Сом.
2-й ребенок. Дом.
3-й ребенок. Гном.
4-й ребенок. Ком.
- Какой звук слышится в конце каждого из этих слов?
(дети отвечают)
- Молодцы. Садитесь. (педагог убирает картинки)
- Игра «Подними шарик». Развитие фонематического восприятия.
- Ещё раз произносим звук [м]. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, не получается. Как вы думаете, звук [м] гласный или согласный?
(ответы детей «согласный»)
- Молодцы! Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда при произнесении звука [м]. Это губы. Поэтому звук [м] - согласный. Каким кружком мы будем его обозначать?
(ответы детей)
- Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему шарику. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [м].
(Педагог произносит ряд звуков, слогов и слов: «А, м, н, и, м, т, м, о, м, у. Ат, ом, ин, ма, му, ны, мо, по. Сом, нос, мак, суп, молоко, мышка, палка, мальчик. Дети поднимают синие шары.)
- Упражнение «Кто скорее?». Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
- А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?». Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто быстрее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех.
- Например: А, м. Что получилось, если слитно произнести?
1-й ребенок. Ам.
- Молодец. Получи фишку. Следующее – У, м.
2-й ребенок. Ум.
- Правильно. Получи фишку.
(Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ом, им, ма, мо, му).
- Чудесно! У кого же накопилось фишек больше всех?
(ответы детей, имя ребенка)
- Молодец, (имя ребенка). Давайте похлопаем ему.
4. Работа по букварю. Знакомство с буквой Мм. Развитие фонематического восприятия, связной речи.
(Педагог раздаёт детям буквари)
- Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.
Мама с Машенькой гуляли
И малину собирали.
- В каких словах этого стихотворения есть звук [м]?
(ответы детей: Мама, Машенькой, малина).
- Верно! А теперь посмотрите на картинку внизу страницы. Помогите Марине выбрать все продукты, названия которых начинаются со звука [м].
(дети отвечают: Мороженое, малина, мандарин, молоко, масло, макароны).
- Правильно. Молодцы! Вы видите, большую букву М на следующей картинке верхнем левом углу. Сложите из счетных палочек, рожками или кукурузой эту букву. Как эти палочки расположены?
(ответы детей: нужно взять 4 палочки, 2 длинных и 2 коротких. Длинные палочки стоят прямо, а короткие сложены между ними уголком вниз).
- Очень хорошо! Все молодцы.
5. Подвижная игра «Когда дождик плачет». Развитие общей моторики, координации речи с движением.
(педагог приглашает детей на ковер и делает с ними упражнения).
Дождик, дождик, кап-кап-кап выполняют упражнения «Пальчики здоро-
По траве, по крыше. ваются», начиная с больших пальцев,
Дождик, дождик, кап-кап-кап, заканчивая мизинцами, а потом в обрат-
Как стучишь ты, слышу. ном направлении и так до окон-
Дождик, дождик, кап-кап-кап, чания текста.
В синей луже мячик.
Дождик, дождик, кап-кап-кап,
Почему ты плачешь?
6. Упражнение «Найди букву». Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита.
(Педагог рассыпает на ковер объёмные магнитные пластмассовые буквы).
- Найдите все буквы М и сложите их ведерко.
(дети выполняют задание).
7. Работа в тетради. Развитие тонкой мелкой моторики, графомоторных навыков.
(Педагог приглашает детей за столики, раздаёт им тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами).
- Откройте тетради, посмотрите на страницах своих. Вы видите большую и маленькие буквы М м. Маленькую нужно обвести по точкам простым карандашом. Потом раскрасьте обе буквы. Каким карандашом вы их раскрасите и почему?
(ответы детей: синим, это согласная буква)
Дети выполняют задание. А педагог контролирует их и оказывает помощь.
- Правильно. Далее посмотрите в тетрадках своих, там имеются картинки. Рядом с картинками расположены слова, а слова начинаются с какого звука?
(ответы детей: со звука [м], потому что в слове мышка слышится М в начале, Морковка, машина тоже самое).
- Вечером раскрасите после полдника эти картинки, а сейчас давайте напишем букву М на воздухе. Посмотрите, как я делаю это.
(Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» новую букву в воздухе. Затем дети «пишут» букву в воздухе вместе с педагогом).
- Теперь я напишу новую букву на доске. Сначала я пишу длинную палочку сверху вниз, потом пишу две коротких палочки, а потом ещё одну длинную сверху вниз.
(Педагог пишет на доске).
- Попробуйте сами написать новую букву в тетрадях.
(Дети пишут в строчку буквы М в тетрадях, педагог оказывает им помощь).
8. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
- Давайте вспомним, с какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы о ней знаете?
(ответы детей)
- Какие слова со звуком [м] вы запомнили или знаете?
(ответы детей)
- Из скольких палочек состоит эта буква?
(ответы детей)
- Молодцы! Вы хорошо занимались сегодня.