1. Продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
1.1. Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития обучающихся, с которым работает педагог-психолог.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1.3. Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганда культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, занятия по психологической разгрузке).
Аналитическая справка
о деятельности педагога-психолога в области здоровьесбережения и по Мониторингу психологического здоровья несовершеннолетних
на состояние 2015-2016, 2016-2017 уч.г.г. и первое полугодие 2019-2020 уч.г.
Приоритетным направлением в работе педагога-психолога является –здоровьесберегающее направление. Работа в этом направлении способствует сохранению и укреплению физического, эмоционального, интеллектуального и личностного здоровья детей, снижает риск переутомления и нервно-психического напряжения.
Большое значение для развития личности имеет психологическое здоровье, как состояние полного душевного, в том числе физического и социального благополучия. Поэтому педагог-психолог школы считает одним из важных аспектов в своей работе - раннее выявление первичных симптомов проявления психологического неблагополучия в рамках мониторинга психологического здоровья.
В рамках Республиканского календаря педагогов-психологов ОО Республики Тыва и годового плана педагога-психолога в МБОУ СОШ №2 г.Турана ежегодно проводится Мониторинг Психологического здоровья несовершеннолетних в 2 этапа (октябрь, март).
Ежегодно обследуется среди 5-11 классов более 300 детей.
Ниже представлен наиболее часто используемый диагностический инструментарий. Помимо перечисленных методик в практике иногда возникает необходимость использовать дополнительные методики, не отраженные в данном списке.
Основные диагностические методики:
- Тест Спилбергера- Ханина
- Опросник ПДО,
- Тест Филлипса.
- Тест самооценки психических состояний Айзенка
С 2019 -2020 учебного года ведется диагностика еще по двум методикам:
1. Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М. И.Рожков, М. А. Ковальчук)
2. Единая методика социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ) разработана в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета (протокол от 11 декабря 2017 г. № 35).
Статистические данные по выявлению детей особого внимания по результатам мониторинга за отчетный период.
Таблица 1. Результаты выявленных учащихся «группы риска»
на двух этапах Мониторинга
Период | Общее количество учащихся, прошедших психологическое тестирование на 1 –м этапе | Учащихся «группы риска» 1 этапа | Общее количество учащихся, прошедших психологическое тестирование на 2 –м этапе | Учащиеся «группы риска» 2 этапа | Количество детей, снятых с учета по результатам тестирования и ИПС |
2015-2016уч.г | 293 | 28 | 258 | 12 | 9 |
2016-2017 уч.г | 297 | 39 | 223 | 15 | 13 |
первое полугодие 2019-2020уч.г. | 311 | 37 | |||
901 | 104 | 481 | 27 | 25 |
За 2019- 2020 учебный год второй этап мониторинга не завершился в связи с обстановкой в стране по коронавирусу.
Поэтому, мы можем проанализировать показатели мониторинга за 2015-2017 учебные года. На первом этапе диагностировались все учащиеся с 5-11 класс, а на втором этапе, те классы, где выявлены учащиеся «группы риска». На первом этапе выявлено 67 человек с тревожными показателями по разным методикам. Педагогом-психологом был составлен план сопровождения и график консультирования детей. После проведенных коррекционных мероприятий количество детей особого внимания сократилось на 40 человек, их стало всего 27. С этими учащимися педагог-психолог проводил уже индивидуальное психологическое сопровождение по выявленным критериям и к концу учебного года 25 человек были сняты с учета педагога-психолога.
Таким, образом, после проведения коррекционных здоровьесберегающих мероприятий мы наблюдаем снижение количества учащихся «группы риска».
Мною активно используются различные методы пропаганды культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, приведенные ниже.
Таблица 2. Мероприятия «Месячника психологической безопасности»
с 2015 по 2020уч.г.г.
Мероприятия | Категория участников | Результат |
Классный час | Учащиеся 5-11кл | Улучшается психологический климат в каждом классном коллективе, формируется групповая сплоченность, стабилизируется эмоциональное состояние детей, снижается эмоциональное и телесное напряжение, развивается навыки социально-психологической адаптации среди сверстников и к учителям, обеспечивается взаимодействие семьи и школы на принципах партнерских отношений. |
Уроки психологии в каждом классе по расписанию школы полного дня | Учащиеся 5-11 классов | |
Психологические тренинги | Учащиеся 5-11 классов, педагоги, родители | |
Семинары для педагогов | Педагоги | |
Родительские собрания | Родители | |
Акции | Учащиеся 5-11классов, учителя и родители | |
Визитирование семей | Семьи неблагополучные, «группы риска», опекаемые | |
Ящик доверия | Все участники образовательного процесса | |
Индивидуальное и групповое консультирование | Все участники образовательного процесса | |
Диагностика на выявление детей «группы риска» |
В школе имеется кабинет психолога для индивидуальной работы, где учащиеся имеют возможность для индивидуальной психологической разгрузки. В групповой же форме психологическая разгрузка осуществляется на уроках психологии по расписанию школы полного дня и на тренингах по плану психолога или запросу классного руководителя. В течении месячника психологического здоровья для учащихся организуются различные акции, где каждый может показать свою индивидуальность, и акции, где нужна сплоченность классного коллектива. Уже традиционно в это время ребята с удовольствием участвуют в психологических квестах, где нужно проявить себя в танц-терапии, арт-терапии, музыкотерапии, спорт-терапии и релаксации (фотоотчет представлен на сайте).
Вывод: Таким образом, мониторинг психологического здоровья в МБОУ СОШ №2 г.Турана систематически проводится 2 раза в год и в результате деятельности педагога-психолога в области здоровьесбережения наблюдается снижение количества учащихся «группы риска».
Предварительный просмотр:
Приложение1.
ПЛАН
проведения «Месячника психологического здоровья обучающихся»
в МБОУ СОШ №2г.Турана с 1 марта по 10 апреля 2016 года
Цель: обеспечение реализации прав ребенка на создание необходимых условий для жизни, гармоничного развития как личности и гражданина, для укрепления и сохранения психологического здоровья обучающихся в образовательной среде
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
-обеспечение психологической безопасности в образовательной среде для всех участников (учащихся, педагогов, родителей);
-обеспечение превентивных психолого-педагогических мер, направленных на профилактику отклоняющегося поведения (делинквентное, аддиктивное, суицидальное) среди детей и подростков;
- формирование у детей и подростков коммуникативных навыков, позитивного отношения к себе и к окружающим, навыков саморегуляции психоэмоционального состояния, умения разрешать конфликты и адекватно вести себя в стрессовых ситуациях;
-повышение психологической компетентности педагогов, профилактика эмоционального выгорания педагогов;
повышение воспитательской компетентности и ответственности родителей, обеспечение взаимодействия семьи и школы на принципах партнерских отношений и современных форм организации.
№ | Название | Содержание | Цель | Ответственные |
1 | Дорога жизни | Каждому классу выдаётся «часть дороги» и её нужно красиво и оригинально оформить. Например, цветом, надписями, рисунками и т.д. При работе над заданием обсудить вопросы: что бы вы хотели повстречать на своём жизненном пути? Какая будет ваша жизнь? Что нужно для счастливой жизни? | -сплочение коллектива -развитие креативного воображения - позитивное планирование будущего (самоопределение) | Классные руководители, Педагог-психолог |
2 | День смайликов | Конкурс на лучшее оформление классного коллектива изображениями смайликов | - настрой на позитив | Классные руководители |
3 | Самая классная дверь класса | Оформить в любом стиле и тематике дверь своего кабинета (высказывания, картинки, фото и т.д.) | -групповое сплочение -развитие эстетического вкуса - выявление актуальных интересов учащихся | Классные руководители |
4 | Книга радости | Каждому классу выдаётся страница(А3), которую нужно красиво оформить радостными историями из жизни учащихся (абсолютно каждый ученик принимает участие). | - обращение к позитивному прошлому учащихся | Классные руководители, Педагог-психолог |
5 | Забор психологической разгрузки | В фойе забор из бумаги, на котором все желающие могут нарисовать или написать то, что им хочется. | -психологическая разгрузка | Педагог-психолог |
6 | Коллаж «Жизнь прекрасна!» | Каждый класс из вырезок из журналов, картинок иллюстрирует прекрасную жизнью | - позитивное восприятие мира - профилактика С | Классные руководители |
7 | Мы строим дом | Каждому классу выдаётся по 2 кирпича, на которых после совместных обсуждений учащиеся пишут ценности семейной жизни. Обсуждаются вопросы: что должно быть в хорошем доме, где живёт счастливая семья? Что главное для семьи? | - профилактика проблем в детско-родительских отношениях | Классные руководители, Педагог-психолог |
8 | Игра «Следопыты» | Каждому отряду выдаются вопросы, на которые нужно точно и быстро ответить. | - групповое сплочение - исследование всех сторон школьной жизни | РВО, Педагог-психолог |
9 | Флешмоб «Мы танцуем и поём -очень весело живём» | Все отряды поют одну песню и танцуют один танец. Желательно привлечение педагогов. | - сплочение всех участников образовательного процесса | РВО, Педагог-психолог |
10 | Диагностика | По плану | -выявление детей особого внимания | Педагог-психолог |
11 | Тренинг для педагогов «Арт-терапия» | Тренинг с использование песен, т.е. музыкотерапия | -профилактика профессионального выгорания | Педагог-психолог |
12 | Тренинги | По запросу | Педагог-психолог | |
13 | Родительские собрания | По запросу | Педагог-психолог | |
14 | Занятия | По расписанию ФГОС и ШПД | Педагог-психолог | |
15 | Выступление на педсовете | Школьная служба примирения, психологические профилактические мероприятия, экспериментальная площадка. | - информирование педагогического коллектива | Педагог-психолог |
16 | Индивидуальное консультирование | По запросу | Педагог-психолог | |
17 | Визитирование детей особого внимания | По плану | -оказание психологической помощи детям и родителям | Педагог-психолог |
План составила педагог-психолог МБОУ СОШ №2 г.Турана: Доронина Ю.П.
План месячника психологического здоровья с 6 ноября по 7 декабря 2017 года
(5-11 классы)
Неделя | Мероприятие | Ответственные | Срок проведения | Подведение итогов на мероприятии «Тропинка к своему Я» | |
1 неделя | Забор мечты | В фойе оформить «забор», на котором учащиеся будут писать свои мечты | РВО | 6.11-13.11 | Отряд РВО зачитывает самые частые и оригинальные мечты |
Конкурс «Лучшее фото класса» | Сделать оригинальное фото класса. Необходимое условие - 100% участие всего класса с классным руководителем | Классные руководители | 6.11-13.11 | Фото сдать в электронном виде Дорониной Ю.П. для подведения итогов конкурса и награждения. | |
Тренинги и диагностика по плану | Доронина Ю.П. | ||||
2 неделя | «Самые-самые…» | В фойе оформить листы бумаги, на которых учащиеся будут писать кто в школе самый -активный -ответственный -добрый -энергичный -жизнерадостный -отзывчивый -спортивный -внимательный -известный - главный
| РВО | 14.11-21.11 | Отряд РВО выявляет «Самых-самых» по каждой номинации |
«Гирлянда добрых дел» | Каждый класс готовит гирлянду, на звене которой учащийся пишет доброе дело из своей жизни | Классные руководители | 14.11-21.11 | Награждается лучшая гирлянда | |
Тренинги и диагностика по запросу | Доронина Ю.П. | ||||
3 неделя | «Оставь свой след» или «Дай пять» | На большом формате рисуется огромная ладонь и те, кто желает оставить свой след и выделиться обводит свою ладонь, украшая и подписывая ее. | РВО | 22.11-29.11 | Награждается самая выделяющаяся ладонь |
Дорога жизни | Нужно оформить импровизированную дорогу (размер ватмана по горизонтали), на которой дети после обсуждения с классным руководителем обозначат необходимые «компоненты» для счастливой жизни. | Классные руководители | 22.11-29.11 | Награждается самая интересная и красивая дорога | |
Тренинги и диагностика по плану и запросу | Доронина Ю.П. | ||||
4 неделя | «Волшебная шкатулка» | Подготовить красивую шкатулку с предсказаниями (должно быть много предсказаний) и на переменах раздать их всем учащимся | РВО | 2.12-7.12 | На мероприятии попросить учащихся поднять руку по каждому предсказанию и выделить тем самым, самое частое предсказание |
Участие в мероприятии «Тропинка к своему Я» | Учащимся предлагается посетить - кабинет релаксации (на матах под музыку) - танцтерапия (упражнения с шарами под музыку) - арттерапия (лепка, песок) | Классные руководители | 2.12-7.12 | Время нахождения в каждом кабинете 15 минут, после чего награждение по итогам месячника психологического здоровья. |
Педагог-психолог: Доронина Ю.П.
План месячника психологического здоровья с 23 февраля по 23 марта 2020 года (5-11 классы)
Неделя | Мероприятие | Ответственные | Срок проведения | Примечание | |
1неделя | Составление плана «Месячника психологического здоровья» | Доронина Ю.П. | 26-29.02 | ||
2 неделя | Подготовка и проведение мероприятий к Международному женскому дню 8 марта | Кл. руководители | 3-7.03 | ||
3 неделя | «Оставь свой след» или «Дай пять» | Оформление стенда «ПСИХОЛОГиЯ» в фойе. На большом формате -огромная ладонь. Все, кто желает оставить свой след и выделиться, обводят свою ладонь, украшая и подписывая ее. | Доронина Ю.П. | 13-17. 03 | Награждается самая выделяющаяся ладонь |
Тренинги по расписанию ШПД и диагностика по плану | Доронина Ю.П. Кл. руководители | ||||
Конкурс «Бабочка» | Каждый ученик класса в любой технике исполнения предоставляет на конкурс бабочку- символ своей души. Желательно, чтобы бабочки были собраны в композицию (будет оцениваться оригинальность выполнения как бабочек, так и композиции в целом). | Классные руководители, Доронина Ю.П. | 10-17.03 | Награждается самая оригинальная композиция из бабочек | |
Тренинги по расписанию ШПД и диагностика по запросу | Доронина Ю.П. | ||||
4 неделя | «Улыбайся!!!» | В фойе оформлена закрытая фотозона, где каждый учащийся может сфотографироваться | Доронина Ю.П. | 16-23.03 | Награждаются самые позитивные фото. |
Тренинги и диагностика по плану и запросу | Доронина Ю.П. |
Педагог-психолог: Доронина Ю.П.
Предварительный просмотр:
1.4. Профилактика девиантного поведения учащихся(правонарушений, употребления ПАВ, парасуицидов)
Справка
по профилактике девиантного поведения учащихся
(правонарушений, употребления ПАВ, суицидов)
В МБОУ СОШ №2 г.Турана разработана система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение девиантного и суицидального поведения несовершеннолетних.
План мероприятий, реализуемый в МБОУ СОШ №2 г.Турана по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
N п/п | Мероприятия | Исполнители | Срок исполнения |
1. | Выявление семьи и детей | Социальный педагог, психолог, инспектор ПДН | В течение года (запросы не реже одного раза в месяц) |
2. | Выявление детей, занимающихся | Социальный педагог, психолог, инспектор ПДН | В течение года (запросы не реже одного раза в месяц) |
3 | Выявление учащихся, длительное | Социальный педагог, классные руководители | По факту пропуска занятий |
4. | Проведение заседаний Совета по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с обучающимися, состоящими на учете в ПДН) | Социальный педагог , педагог – психолог школы, зам. директора по ВР | По отдельному плану |
5. | Провести выездные заседания, семинары с приглашением специалистов учреждений и служб системы профилактики на заседаниях КДНиЗП по вопросам: система работы с подростками, склонными к правонарушениям; организация занятости и летнего отдыха подростков "группы риска" и др. | Социальный педагог , педагог – психолог школы, заместитель директора по ВР, инспектор ПДН | По отдельному плану (не реже 2 раз в год) |
6. | Проведение семинаров с классными руководителями по проблемам безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. | Заместитель директора по ВР, Социальный педагог, инспектор ПДН | По отдельному плану (не реже 2 раз в год) |
7. | Активизация работы по пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних (разработка тематику лекций, бесед по пропаганде правовых знаний, проведение месячников, иные мероприятия по пропаганде правовых знаний и т.д.) | Заместитель директора по ВР, Социальный педагог, инспектор ПДН, классные руководители | В течение года (ежемесячно) |
План мероприятий МБОУ СОШ №2 г.Турана, направленный на профилактику употребления ПАВ
№ | Мероприятия | Ответственные | Сроки выполнения |
1 | Выявление учащихся, злоупотребляющих ПАВ | Классные руководители, социальный педагог | сентябрь |
2 | Организация занятости детей находящихся в трудной жизненной ситуации и детей из семей социально опасном положении досуговой деятельностью | Классные руководители | Сентябрь |
3 | Тестирование «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ…» 5- 9 класс | социальный педагог, педагог - психолог | октябрь |
4 | Тренинг «Скажи « нет!» ПАВ!».5-9 класс | социальный педагог, педагог - психолог | октябрь |
5 | Мероприятия по профилактике ПАВ в рамках акции "Мы за ЗОЖ" | администрация, классные руководители, субъекты профилактики | ноябрь |
6 | Классный час, посвященный Международному дню отказа от курения: «Безвредного табака не бывает» 7-9 класс Классный час на «Вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики». 6-7 класс | Фельдшер, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог | Ноябрь |
7 | День борьбы со СПИДом: « Умей сказать нет!» 8-9 класс | педагог- психолог, социальный педагог | 1 декабрь |
8 | Тренинговое занятие «Умей противостоять зависимостям» 7-9 класс | педагог- психолог | декабрь |
9 | Месячник правовых знаний | классные руководители, социальный педагог | январь-февраль |
10 | Проведение тренингов «Наркотики или ЗОЖ» | мед работник, педагог-психолог, классные руководители | март |
11 | Всемирный день здоровья. Веселые старты в рамках акции « Спорт против наркотиков» | Классные руководители учителя ФК | 7 апреля |
12 | «Я умею выбирать» -тренинг безопасного поведения с привлечением волонтеров. 5- 6 класс | классные руководители, педагог- психолог | апрель |
13 | Цикл классных часов по профилактике употребления ПАВ (к Всемирному дню без табака) 5-9 класс | классные руководители, педагог-психолог | май |
План коррекционно- развивающей работы педагога-психолога с детьми девиантного поведения
Содержание работы | Сроки исполнения | |
1. | Изучение личности подростка: собрать общие данные о подростке (ф.и.о., возраст, состав семьи, состояние здоровья, возможности к обучаемости и т.д.); поставить психолого-педагогический диагноз | сентябрь |
2. | Изучить положение подростка классе, в социуме; | октябрь |
Диагностическая работа с подростками: исследование характерологических и личностных особенностей | октябрь | |
3. | Изучить процесс реализации социальных потребностей подростка: | ноябрь |
4. | Вскрыть на базе полученных результатов причины трудновоспитуемости подростка и составление психолого-педагогической характеристики подростка | декабрь |
5. | Коррекционная работа: психологические игры; коррекция школьной тревожности; коррекция самооценки ученика и учителя; игры и тренинги на снятие агрессивности; игры и тренинги повышения уверенности в себе; тренинг общения; тренинг волевых качеств личности; развивать умения и навыки к самовоспитанию | январь-апрель |
6. | Разработка рекомендаций для классных руководителей, учителей-предметников, родителей по работе с педагогически запущенными подростками и детьми девиантного поведения | в течение года |
7. | Подготовка аналитической информации по организации индивидуальной работы с подростком на педагогический совет, совещание при директоре, МО классных руководителей | в течение года |
Индивидуальный план коррекционно-развивающей и профилактической работы педагога-психолога МБОУ СОШ №2 г. Турана с учеником, склонным к суициду
№ | Наименование мероприятия | Дата |
1 | В поисках хорошего настроения | |
2 | Учимся снимать усталость | |
3 | Толерантность | |
4 | Как преодолевать тревогу | |
5 | Способы решения конфликтов с родителями | |
6 | Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом | |
7 | Грани моего Я | |
8 | Я + он + они = мы | |
9 | Способы саморегуляции эмоционального состояния | |
10 | «Как сказать Нет!» | |
11 | Не сломай свою судьбу! Подросток и наркомания. | |
12 | «В чём смысл жизни?» | |
13 | «Успех в жизни» | |
14 | «Поверь в себя» |
Педагогом –психологом 5-11 классов реализуется программа по профилактике употребления ПАВ «Полезные навыки»
Целью «Полезных навыков» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе, способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
2. Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
3. Научить детей эффективно общаться.
4. Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения детей к табаку, алкоголю и наркотикам.
Тематическое планирование
Тема занятия | Количество часов | |
5 класс | ||
1 | Что такое психоактивное вещество | 2 |
2 | Соблюдай безопасность | 2 |
3 | Кто и почему употребляет психоактивные вещества | 2 |
4 | Давление, влияние, ситуации | 2 |
5 | Ингалянты | 2 |
6 | Мое здоровье | 2 |
6класс | ||
1 | Тревожность | 1 |
2 | Как преодолеть тревожность | 1 |
3 | Как начать разговор | 1 |
4 | Как поддерживать и завершать разговор | 1 |
5 | Манипулирование | 1 |
6 | Манипулирование и давление | 1 |
7 | Наркотики | 1 |
8 | Наркотики | 1 |
7 класс | ||
1 | Я и мои поступки | 1 |
2 | Самооценка и самовоспитание | 1 |
3 | Как преодолевать стеснительность | 1 |
4 | Ответственность | 2 |
5 | Что такое марихуана | 1 |
6 | Правда и ложь о марихуане | 1 |
7 | Вперед к здоровью | 1 |
8 класс | ||
1 | Мои ценности | 1 |
2 | Красота и здоровье | 1 |
3 | Возраст, доверие, независимость | 1 |
4 | Мое настроение и общение с людьми | 1 |
5 | Тренинг навыков невербального общения | 1 |
6 | Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения | 1 |
7 | Развлечения в компании | 1 |
8 | Осторожно! ПАВ! | 1 |
9 класс | 1 | |
1 | Моя внешность | 1 |
2 | Чувства. Которые мы переживаем | 1 |
3 | Как преодолеть конфликт | 1 |
4 | Насилие | 1 |
5 | Близкие отношения и риск | 1 |
6 | Как заражаются ВИЧ | 1 |
7 | Рискованное поведение и ПАВ | 1 |
8 | Безопасное поведение и ПАВ | 1 |
В ходе реализации программы «Полезные навыки» обучающиеся будут знать:
- влияние социальных стереотипов на употребление ПАВ;
- признаки ИПП, меры профилактики;
- проблемы дискриминации и насилия в современном обществе;
- связь между употреблением ПАВ и преступностью;
- осознавать собственные потребности;
- положительные и отрицательные стороны собственного выбора.
Для профилактики девиантного поведения применяются следующие
коррекционно-развивающие программы:
№ | Название программы | Основное направление |
1 | Программа «Полезные навыки» | Профилактика ПАВ |
2 | Коррекционно-развивающая программа «Я познаю себя и мир, в котором я живу», авт: Жаркова Г.В. | Оптимизация общения у школьников |
3 | Рабочая программа индивидуального психологического сопровождения детей состоящих на различных учетах ПДН,ВШУ,КДН. | Психопрофилактика учащихся |
4 | Программа «Приемная семья», составитель: Г.В. Анфёрова | Сопровождение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
5 | Программа по профилактике суицида (рекомендованная ЦСПП «Сайзырал») | Помощь детям с трудностями обучения и общения |
Количество детей, состоявших на учетах ВШУ, ПДН, КДН среди 5-11 классов
Виды девиаций | 2015-2016 | 2016-2017 | 2019-2020 | Выпущено (снято с учета) | |||
в начале | в конце | в начале | в конце | в начале | в конце первого полугодия | За отчетный период | |
Суициды | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | - |
ПДН | 3 | 0 | 2 | 1 | 4 | 1 | 7 |
КДН | 1 | 1 | 2 | 2 | - | - | 2 |
ВШУ | 5 | 1 | 10 | 2 | 9 | 5 | 16 |
9 | 2 | 14 | 5 | 13 | 6 | 25 |
По количеству выпущенных (снятых с учета) 25 детей, мы наблюдаем положительную динамику показателей психических сфер у детей данной категории.
Во исполнение приказа Министерства образования и науки РТ от 25 марта 2019 года за №415-р и во исполнение распоряжения Правительства Республики Тыва от 17.04.2017 года №172-р «Об утверждении Межведомственного плана по профилактике детских суицидов на территории Республики Тыва на 2017-2019 годы» за отчетный период в МБОУ СОШ №2 г. Турана организована и проведена следующая деятельность:
- Разработан и утвержден план мероприятий по профилактике правонарушений, употребления ПАВ, парасуицидов среди учащихся в МБОУ СОШ №2 г.Турана;
- Организованы рейды по неблагополучным, социально-опасным семьям;
- Работа с детьми, склонными к правонарушениям:
индивидуальные беседы, индивидуальные коррекционные занятия с данными учащимися, подворные обходы их квартир, вовлечение во внеклассную и общественную деятельность в каникулярное время, закрепление наставников за данными учениками;
- Систематически проводятся рейдовые мероприятия педагогами школы: согласно утвержденному графику, целью которых являлось профилактика правонарушений и безнадзорности и беспризорности учащихся, повышение активности родителей в воспитании собственных детей;
- Организована консультативная, просветительская работа среди родителей в целях ликвидации правовой безграмотности, обеспечения уважения человеческого достоинства детей (общешкольные родительские собрания «Роль родителей в воспитании подростка» в форме круглого стола, где родителям оказывалась посильная помощь в решении их проблем, давались ответы на интересующие вопросы всеми специалистами школы «подростковый возраст» «Воспитание ненасилием в семье», «Права и обязанности родителей»);
- С целью информирования участников образовательного процесса о правилах поведения в кризисных ситуациях оформлены стенды «Телефон доверия» и Школьная служба примирения, а также в рамках празднования Международного Дня детского телефона доверия была проведена акция «Телефону доверия – ДА!» (на классных часах и мероприятиях ребятам были озвучены номера местного и регионального Телефона доверия и вручены карточки-визитки с номерами, проведен флешмоб. Охват учащихся-100%)
- Открыт консультационный пункт. С начала работы КП при МБОУ СОШ №2 г. Турана педагогом-психологом оказана психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь 24 детям и 15 родителям.
- С целью профилактики суицидального поведения учащихся педагогом-психологом систематически проводятся семинары для педагогов школы: «Эффективное общение педагога с родителями» «Алгоритм действий специалистов школы по проведению профилактической работы, направленной на предупреждение суицидальных попыток», «Алгоритм действий специалистов школы по проведению профилактической работы, направленной на предупреждение жестокого обращения в отношении несовершеннолетних» с целью доведения до каждого педагога-предметника и классного руководителя алгоритма межведомственного обмена информацией и принятия конструктивных мер в случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком в семье или суицидальных намерений.
- Организована системная и достаточно эффективная деятельность Школьной службы примирения, в результате которой обучили учащихся 8-11 классов и членов ШСП методам урегулирования конфликтов и восстановительным технологиям. Проведено 3 примирительных программы с использованием восстановительных технологий с участниками школьных конфликто. Результаты получены: примирение сторон.
- Проведена профилактическая работа, направленная на развитие здорового образа жизни и профилактику правонарушений.
- Обеспечен 100% охват детей и подростков, состоящих на учетах организованными формами как урочной, так и внеурочной деятельности;
- С целью формирования понятия ценности жизни, её цели и смысла, а также овладения индивидуальными приемами психологической защиты в сложных ситуациях разработаны и систематически проводятся уроки психологии по расписанию школы полного дня.
- Оказывается постоянная консультативная психологическая помощь семьям и учащимся, относящимся к «группе риска», организовано индивидуальное сопровождение;
- Проведен родительский всеобуч по темам «Подготовка к экзаменам», «Как поддержать своего ребенка во время экзаменов?». Кроме этого учителям при подготовке выпускников к ОГЭ и ЕГЭ было рекомендовано обеспечить учет индивидуальных психологических особенностей учащихся при работе с экзаменационным материалом (розданы памятки всем педагогам и осуществлено выступление на оперативном совещании педагогов «Как преодолеть стресс на ЕГЭ?»). Педагогом-психологом была организована индивидуальная коррекционная работа по повышению самооценки и уверенности в себе для учащихся с заниженной самооценкой. Классному руководителю и педагогам, работающим в 9, 11 классах, было рекомендовано обеспечить создание ситуации успеха и эмоциональной поддержки учащимся, испытывающим высокий уровень личностной тревожности, поощряя их к выполнению сложных заданий. Для выпускников были организованы групповые тренинговые занятия «Путь к успеху», которые были направлены на отработку стратегии и тактики поведения в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах. Для родителей педагог-психолог подготовила памятки.
- Проведены индивидуальные беседы с учащимися группы «риска» и их родителями, с целью изменения актуальной сферы развития, дезадаптации в социальной и педагогической сфере, создания благоприятного психологического климата между родителями и детьми.
Вывод: по результатам положительнаой динамики показателей психических сфер у детей данной категории можно считать, что проведенная за истекший период работа по реализации комплексного плана по профилактике, предупреждению и предотвращению суицидальных попыток, правонарушений и употреблению ПАВ среди несовершеннолетних в МБОУ СОШ №2 г. Турана была достаточно эффективной и позволила решить все необходимые задачи профилактической деятельности.
Педагог-психолог: Доронина Ю.П.
Предварительный просмотр:
1.5. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях:
опекаемые, жертвы насилия, дети, находящиеся в социально-опасном положении, беженцы (наличие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации)
Справка
о работе с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях
В МБОУ СОШ №2 г.Турана эффективно реализуются коррекционно- реабилитационно-профилактические программы по работе с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях.
Целью данной работы служит содействие всестороннему развитию детей, профилактика асоциального поведения, коррекции страхов, тревожности, аффективного поведения, агрессивных проявлений. Главной задачей служит формирование у детей адекватных способов и средств общения со взрослыми и сверстниками, обучение здоровому жизненному стилю.
В течение отчетного периода осуществлялась работа по сопровождению 35 обучающихся, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Прием детей в группу проводится по запросу классных руководителей и по результатам социально-психологического изучения ребенка и его окружения.
Количество детей, находящимися в трудных жизненных ситуаций среди 5-11 классов
2015-2016 | 2016-2017 | Первое полугодие 2019-2020 | |
Опекаемые дети | 2 | 1 | - |
Дети, находящиеся в СОП | 13 | 11 | 8 |
Жертвы насилия | - | - | - |
Беженцы | - | - | - |
Период | Количество обучающихся | ||
На начало | На конец | Выпущено | |
2015-2016 уч.г. | 15 | 8 | 7 (46,7%) |
2016-2017 уч.г. | 12 | 4 | 8 (66,7%) |
1 пол. 2019-2020 уч.г. | 8 | 4 | 4 (50%) |
Из данной таблицы мы видим, что количество детей, находящихся в ТЖС с каждым годом становится все меньше.
Коррекционная деятельность в этом направлении с сопровождаемыми детьми проводится по индивидуальной программе. Организуется комплексная психодиагностическая деятельность на изучение личностных особенностей детей. Используемые тесты и методики: Шмишека, Айзенка, шкала Бека, «Незаконченные предложения», «Дом. Дерево.Человек», «Моя семья», «Несуществующее животное», «Карта интересов», ДДО, «Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности», «Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности», «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», шкала ситуационной тревожности, тест М. Люшера.
По полученным данным специалист составляет индивидуальный план сопровождения. Индивидуальные занятия осуществляются согласно индивидуальным программам.
№ | Виды | Название программы | Цель и задачи программы | Результат программы |
1 | Опекаемые дети | Программа «Приемная семья», составитель: Г.В. Анфёрова | Цель – выяснить причины возникших проблем, определить допустимые нагрузки, необходимые изменения режима или формы обучения; Задачи: -комплексное обследование учащихся с целью выявления проблем в развитии -выявление резервных возможностей учащихся, выработка форм и методов по оптимизации учебно-воспитательной работы -предупреждение интеллектуальных и эмоциональных перегрузок учащихся | -успешная социализация приёмных и опекаемых детей в окружающем социуме – в новой семье, в классе, в школе, в селе; -развитие активной жизненной позиции детей; -развитие педагогических компетенций у приёмных родителей и опекунов. |
2. | Дети, находящиеся в социально опасном положении | Программа «Я познаю себя и мир, в котором я живу», авт: Жаркова Г.В. | Цель программы - создание условий для оптимизации общения в сфере «взрослый- ребенок» и «ребенок-ребенок». Основная задача: Развить у детей мотивацию, произвольность, интеллектуальную и речевую сферу до уровня психологической готовности к соответствующему школьному обучению, и отношению среди людей. | Пробудить внутренние духовные силы ребенка, познать себя и мир, в котором живёт ребёнок; открыть для него радость общения, вызвать стремление к добрым поступкам. |
В итоге психологической коррекционно-развивающей деятельности по образовательным программам нужно отметить положительный результат в развитии индивидуального сопровождения детей и подростков, а также родителей и педагогов.
В этом направлении осуществляется следующее:
- ведется просветительская деятельность в виде индивидуальных, групповых, тематических и личных бесед и консультаций.
- посещаются семьи из данной категории, с целью выявления причин нахождения в трудном положении, наблюдения влияния антивоспитательного воздействия на несовершеннолетних детей.
-собеседование и консультирование семей по вопросам воспитания детей и пагубного влияния на них неадекватного поведения взрослых.
-диагностическое обследование семей с целью выявления семейной атмосферы и межличностного взаимодействия.
- просветительская работа в форме психологического часа для родителей.
- систематическое наблюдение и консультативная работа с данными семьями, собеседование с классными руководителями учащихся из социально-опасных семей и наставниками учащихся, состоящих на разных формах учета.
Вывод: в итоге психологической работы с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, отмечается положительный результат в личностном развитии, улучшаются семейные взаимоотношения, появляются ценностные перспективы, формируется устойчивая адекватная самооценка. Работа педагога-психолога в этом направлении ведется системно.
Педагог-психолог: Доронина Ю.П.
Предварительный просмотр:
1.6. Система работы по профилактике правонарушений.
Справка
о системе работы по профилактике правонарушений
Целью работы МБОУ СОШ №2г.Турана по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних является - снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных обучающимися образовательного учреждения, реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования. Задачи:
- Выявление обучающихся, находящихся в социально - опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
- Оказание социально-психологической и педагогической помощи обучающимся, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
- Выявление семей, находящихся в социально - опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
- Обеспечение внеурочной и летней занятости учащихся и привлечение обучающихся к участию в социально-значимой деятельности.
- Осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся, воспитание здорового образа жизни.
Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формированию законопослушного поведения и здорового образа жизни школы проводится в соответствии с планом профилактической работы, который ежегодно обсуждается на заседании Совета по профилактике и утверждается приказом директора школы.
1.Работа с учащимися | 1.1 Организационно-просветительская и консультационная деятельность направлена на формирование законопослушного поведения и пропаганду здорового образа жизни |
1.2 Индивидуальная профилактическая и реабилитационная работа с учащимися "группы риска" и состоящими на ВШУ, ПДН требующими психолого-педагогического сопровождения | |
2. Работа с родителями | 2.1 Просветительская деятельность и повышение педагогической грамотности родителей |
2.2 Работа с семьями в СОП | |
3. Работа с педагогическим коллективом | 3.1 Работа по организации и проведению мероприятий |
3.2 Работа по совершенствованию организационно-методической деятельности педагогов |
.
План мероприятий, реализуемый в МБОУ СОШ №2 г.Турана по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
N п/п | Мероприятия | Исполнители | Срок исполнения |
1. | Выявление семьи и детей | Социальный педагог, психолог, инспектор ПДН | В течение года (запросы не реже одного раза в месяц) |
2. | Выявление детей, занимающихся | Социальный педагог, психолог, инспектор ПДН | В течение года (запросы не реже одного раза в месяц) |
3 | Выявление учащихся, длительное | Социальный педагог, классные руководители | По факту пропуска занятий |
4. | Проведение заседаний Совета по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с обучающимися, состоящими на учете в ПДН) | Социальный педагог , педагог – психолог школы, зам. директора по ВР | По отдельному плану |
5. | Провести выездные заседания, семинары с приглашением специалистов учреждений и служб системы профилактики на заседаниях КДНиЗП по вопросам: система работы с подростками, склонными к правонарушениям; организация занятости и летнего отдыха подростков "группы риска" и др. | Социальный педагог , педагог – психолог школы, заместитель директора по ВР, инспектор ПДН | По отдельному плану (не реже 2 раз в год) |
6. | Проведение семинаров с классными руководителями по проблемам безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. | Заместитель директора по ВР, Социальный педагог, инспектор ПДН | По отдельному плану (не реже 2 раз в год) |
7. | Активизация работы по пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних (разработка тематику лекций, бесед по пропаганде правовых знаний, проведение месячников, иные мероприятия по пропаганде правовых знаний и т.д.) | Заместитель директора по ВР, Социальный педагог, инспектор ПДН, классные руководители | В течение года (ежемесячно) |
Количество детей, состоявших на учетах ВШУ, ПДН, КДН среди 5-11 классов
Виды девиаций | 2015-2016 | 2016-2017 | 2019-2020 | Выпущено (снято с учета) | |||
в начале | в конце | в начале | в конце | в начале | в конце первого полугодия | За отчетный период | |
ПДН | 3 | 0 | 2 | 1 | 4 | 1 | 7 |
КДН | 1 | 1 | 2 | 2 | - | - | 2 |
ВШУ | 5 | 1 | 10 | 2 | 9 | 5 | 16 |
9 | 2 | 14 | 5 | 13 | 6 | 25 |
По количеству выпущенных (снятых с учета) 25 детей, мы наблюдаем, что система профилактических мероприятий по профилактике преступлений и правонарушений ведется системно и имеет положительную динамику.
В системе профилактики правонарушений в МБОУ СОШ №2 г.Турана за прошедший период проведено следующее:
- проведены целевые профилактические операции, направленные на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и улучшение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении: «Семья», «Каникулы», «Всеобуч», «Здоровье».
- в целях предупреждения противоправных действий со стороны подростков и в отношении них в летний период проведена межведомственная оперативно–профилактическая работа.
- проведены рейдовые мероприятия в выходные и праздничные дни для обеспечения контроля за семьями и несовершеннолетними, состоящими на профилактических учетах.
- проведен анализ занятости каждого учащегося во внеурочное время. В итоге выявилось, что большинство учеников посещают спортивно-оздоровительные и общекультурные кружки и внеурочные занятия в ОУ.
-изучены жилищно-бытовые условия и межличностные отношения в семьях учеников, состоящих на учетах ПДН, ВШУ, «группы риска» и СОП.
- приняты меры к вовлечению несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, учетах в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органах социальной защиты населения, органах внутренних дел в организованные формы досуга.
- ежегодно проведены собрания опекунов (попечителей) по воспитанию и содержанию детей-сирот и детей.
- проведен для педагогов семинар на тему: «О работе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в проведении комплексной социальной реабилитации несовершеннолетних, состоящих на учете комиссии».
- обеспечены условия внедрения служб примирения в образовательный процесс школы.
- проведены культурно-массовые мероприятия, направленные на повышение значимости семейных ценностей, укрепление статуса отца и матери, детей: мероприятия, посвященные Дню матери, Дню Отцов, Дню защиты детей и Дню Ребенка.
- организованы и проведены благотворительные акции «Помоги собраться в школу!», «Подари детям добро!», в результате были обеспечены школьной формой, канцелярскими товарами и другими школьными принадлежностями нуждающиеся ученики школы.
Мероприятия, направленные на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних:
- выявлены и поставлены на учет дети и семьи, находящиеся в социально опасном положении для предоставления им социальных услуг, проведения профилактической работы, направленной на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних
- ведется ежедневный учет несовершеннолетних, посещающих учебные занятия. В случае отсутствия несовершеннолетних на занятиях до 12 часов учебного дня устанавливаются причины неявки.
- оказана социально-психологическая помощь несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации.
- организована реабилитационная работы с подростками, имеющими проблемное поведение, пропускающими школу: патронажное сопровождение семей, психолого-педагогическая диагностика подростков с целью выявления творческого потенциала и способностей детей, вовлечение несовершеннолетних в спортивные и творческие объединения детей
Мероприятия, направленные на сферу профилактики и борьбы с незаконным оборотом наркотиков и немедицинского их потребления среди несовершеннолетних, а также практики взаимодействия с иными субъектами профилактики незаконного оборота наркотиков:
- организованы и проведены совместно с сотрудниками полиции, прокуратуры и ГБУЗ ЦКБ лекции по ранней профилактике употребления алкоголя, наркотических средств, токсических и психотропных веществ среди несовершеннолетних.
- проведен межведомственный семинар для руководителей образовательных учреждений по вопросу: «Профилактика правонарушений, токсикомании, наркомании детей и подростков» с целью профилактики наркомании и токсикомании, выявления фактов вовлечения несовершеннолетних в употребление наркотических средств и психоактивных веществ, лиц, распространяющих наркотики среди несовершеннолетних, в том числе в образовательных учреждениях, проведение оперативно - профилактической операции «Спайс, Насвай».
Педагогом-психологом проведены акции, направленные на пропаганду здорового образа жизни:
- Всемирный день без табака;
- Международный день борьбы с наркоманией;
- Международный день отказа от курения;
- Международный день борьбы со СПИДом.
- проведены профилактические беседы с несовершеннолетними о вреде табакокурения, употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
- в школе проведены конкурсы рисунков, плакатов, роликов социальной рекламы антинаркотической, антиалкогольной направленности.
- проведены круглые столы, тренинги, лекции, акции, просмотры фильмов для несовершеннолетних, направленных на профилактику наркомании, табакокурения и алкоголизма.
- проведена всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью!», также проведены конкурсы: «Самый здоровый класс».
- проведено анонимное анкетирование учащихся 8-11 классов с целью выяснения отношения молодежи к проблемам наркомании, алкоголизма и табакокурения.
- проведены родительские собрания по теме «Профилактика злоупотребления несовершеннолетними психоактивных веществ наркотических средств, спиртных напитков и табака. Пропаганда здорового образа жизни». «Об ответственности несовершеннолетних за употребление алкогольных напитков, наркотических средств» с привлечением представителей служб системы профилактики.
- проведена профилактическая акция «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»
Мероприятия, направленные на правовое просвещение несовершеннолетних:
- ознакомлены и разъяснены несовершеннолетним нормы Конвенции ООН о правах ребенка и других международных норм и стандартов в сфере защиты прав несовершеннолетних.
- проведены мероприятия, направленные на усиление родительской ответственности по предотвращению детской преступности (лектории на правовые темы, встречи с работниками органов внутренних дел и правоохранительных органов, классные и общешкольные родительские собрания-диспуты).
- ведется работа кружков дополнительного образования по изучению уголовного и административного законодательства, правил дорожного движения и пожарной безопасности, с приглашением специалистов.
Мероприятия, направленные на профилактику социального сиротства, жестокого обращения с детьми, насилия в отношении несовершеннолетних, суицидальных проявлений среди несовершеннолетних:
- проведены мероприятия, посвященные Международному дню Детского телефона доверия, также проведение анонимного анкетирования среди несовершеннолетних с целью выявления фактов жестокого обращения с детьми.
- проведены совместные семинары: «Организация работы классных руководителей по формированию коллектива как профилактика правонарушений среди подростков», «Профилактика эмоционального неблагополучия суицидальных намерений детей и подростков».
- проведены занятия, формирующие в процессе воспитательной работы у учащихся такие понятия как «ценность жизни», «цели и смысл жизни»
- проведены индивидуальные приёмы психологической защиты в сложных ситуациях.
-оказывается постоянная консультативная психологическая помощь семьям и подросткам, относящимся к «группе риска» в целях предупреждения у учащихся нервно-психических расстройств.
- проведено общешкольное родительское собрание «Роль семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, в формировании потребности в здоровом образе жизни у детей и подростков».
- классные руководители ознакомлены с обзором документов: Уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание», ст.110 «Доведение до самоубийства», ст.131-134 о преступлениях сексуального характера), Административный кодекс РФ (ст.164 «О правах и обязанностях родителей»), Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16, 27, 28, 29, 30), нормативные документы о профилактике безнадзорности и правонарушений н/л, о защите их прав и т.п.
- проведены консультации педагогов и родителей по предотвращению суицидов среди учащихся.
- проведена диагностика на выявление уровня тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности Айзенк, беседы для учащихся «группы риска» на тему: «Способы решения конфликтов с родителями», тренинг уверенности «Поверь в себя», диспут «Позитивные и негативные установки в поведении ребенка: как к этому относиться».
Мероприятия, направленные на предупреждение детского травматизма, вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, преступлений в отношении детей и подростков, совершенных родителями (иными законными представителями)
- организована и проведена акция «Внимание, дети!». Руководителем ОБЖ проведены уроки безопасности (распространение светоотражающей продукции).
- организована и проведена акция «Безопасная дорога».
- изготовлены памятки школьнику по безопасному поведению на дороге
-проведены уроки, классные часы, акции, внеклассные мероприятия, направленные на профилактику детского травматизма согласно отдельным планам ОУ.
- проведен месячника «Бережное отношение к детям»
- осуществляется контроль по соблюдению комендантского часа.
Вывод: педагогом – психологом ежегодно систематически проводится профилактическая работа, консультации для учащихся их родителям, профилактические беседы, а также тренинги с целью повышения уровня сознательности за свои поступки и действия.
Предварительный просмотр:
1.7. Система работы педагога с родителями воспитанников.
Справка
о проделанной работе с родителями.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, глава 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18,19, 52 закона РФ «Об образовании». Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Основными направлениями взаимодействия педагога-психолога с родителями является психологическое консультирование и просвещение.
Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о проблемах ребенка, выявленных в процессе наблюдения или в результате психодиагностики. Педагог-психолог оказывает психологическую поддержку родителям в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями семейных событий.
Целью работы педагога-психолога с родителями является: достижение единства и согласованности в воспитательной работе семьи и школы.
Задачи:
1) повысить активность родителей, ответственность за воспитание детей и подготовку их к жизни и труду;
2) проводить практикум для родителей (совместные игры и упражнения с детьми на внеклассных мероприятиях);
3) участие родителей в классных и школьных делах;
4) информировать родителей о состоянии учебной деятельности и психоэмоционального состояния ребенка (индивидуальные беседы, родительские собрания, дневник, электронный дневник, посещение квартиры, беседа по телефону).
Консультативная деятельность с родителями осуществляется на основе плана педагога-психолога (в основном по результатам психодиагностики) и по запросу.
Тематика индивидуальных консультаций разная, но можно выделить распространенные темы:
Таблица 1. Тематика индивидуальных консультаций
№ п/п | Тематика индивидуальных консультаций |
1 | «Психологические особенности адаптационного периода пятиклассников» |
2 | «Учебная мотивация» |
3 | «Профилактика деструктивного поведения у детей и подростков» |
4 | «Профилактика детского насилия, агрессивности» |
5 | «Психологические возрастные особенности» |
6 | «Профилактика экзаменационного стресса» |
7 | «Профконсультации» |
8 | «Детско-родительские отношения» |
9 | «Интимно-личностные отношения» |
10 | «Эмоционально-волевые и поведенческие особенности» |
11 | Консультирование по вопросам ПМПК |
12 | Консультирование по вопросам развития, воспитания детей «группы риска» |
13 | Особенности одаренных детей |
Содержанием просветительской работы с родителями является ознакомление родителей с актуальными проблемами детей в данный момент школьного обучения и психического развития. Основная форма просветительской работы являются родительские собрания и реализация программы «Заботливый родитель» и «материнская нажность»
Таблица 2. Просветительская деятельность родителей
Тема выступлений | Форма работы | Слушатели |
«Трудности адаптации пятиклассников» | Родит. собрание | Родители 5 классов |
«Факторы риска школьников» | Общешкольное родит. собрание | Родители 5-11 кл |
«Бродяжничество и компьютерная зависимость школьников» | Родительское собрание | Родители 5-11 класса |
«Семейные межличностные отношения между опекунами и детьми» | Родительское собрание совместно с соц.педагогом | Родители опекуны |
«Психологическое здоровье детей» | Общешкольное родит собрание | Родители 5-11 классов |
«Что такое толерантность» | Родительское собрание | Родители 8 класса |
«Насилие и жестокое обращение с детьми: причины и последствия» | Общешкольное родит собрание | Родители 5-11 классов |
«Этика общения с детьми ОВЗ» | Методический семинар | Педагоги |
«Как помочь ребенку сдать экзамены?» | Родит. собрание | Родители 9-х и 11 класса |
«Экзамен: игра для родителя» | Тренинг, беседа | Родители 9-х и 11 класса |
«Одаренный ребенок» | Родительское собрание | Родители 5-11 классов |
«Как воспитать гения» | Родительское собрание | Родители 5-11 классов |
«Возрастные особенности подростков» | Общешкольное родит. собрание | Родители 5-11 классов |
«Гармония взаимоотношений в семье залог психического здоровья ребенка» | Родительское собрание | Родители 5-11 классов |
«В вашей семье растет пятиклассник» | Общешкольное родит собрание | Родители 5 класса |
«Круг общения моего ребенка» | Родительское собрание | Родители 8 классов |
«Профилактика компьютерной зависимости школьников» | Родительские собрания | Родители 5-11 классов |
«Профилактика компьютерной зависимости» | Общешкольное родит. собрание | Родители 1-11 классов |
«Профилактика экзаменационной тревожности» | Родит. собрание | Родители 9-х и 11 класса |
Таблица 3. Количество групповых консультаций для родителей
Период | Количество консультаций | ||
Классные РС | Общешкольные РС | Родительские встречи | |
2015-2016 уч.г. | 21 | 3 | 18 |
2016-2017 уч.г. | 24 | 4 | 18 |
Первое полугодие 2019-2020 уч. г. | 18 | 3 | 8 |
Педагог-психолог в каждом классе обязательно проводит групповую консультативно- профилактическую работу на родительских собраниях по запросу классного руководителя и по результатам мониторинга психологического здоровья. А в 5, 9, 11 классах педагог- психолог приглашается каждую четверть, где выступает по вопросам адаптации пятиклассников, подготовки к экзаменам и профилактики экзаменационного стресса.
В МБОУ СОШ №2 города Турана педагогом-психологом системно реализуются программы рекомендуем РЦПМСС «Сайзырал»: «Заботливый родитель», «Материнская нежность».
Ежемесячно педагогом-психологом на единых родительских собраниях 20 числа по программе «Заботливый родитель» проводятся семинары, лектории, беседы, тренинги и родительский всеобуч по ознакомлению с индивидуальными особенностями учащихся, нуждающихся в особом внимании педагога-психолога. После каждого мероприятия с родителями раздаются буклеты «Нет! жестокому обращению с детьми», памятки родителям «Принципы общения с ребенком», «Советы родителям по профилактике подростковых суицидов», «Рекомендации родителям выпускников по подготовке к экзаменам», «Как противостоять стрессу?», «Правила воспитания вашего ребенка», «Как помочь выйти из трудной ситуации», «У счастливых родителей – счастливые дети». Также после выступления педагога-психолога стало традиционной проведение тренингов, направленных на профилактику родительского выгорания, снятия напряжения, укрепление детско-родительских взаимоотношение, создание доверительных взаимоотношений с детьми. В каникулярное время работает гостиная «Материнская нежность»
Таблица 5. Ежемесячно Родительские собрания «Заботливый родитель»
Каникулярное время гостиная «Материнская нежность»
Режим | Формы | Контингент | |
1 | Сентябрь | Собрание | Родители |
2 | Диагностика | Родители, дети | |
3 | Октябрь | Собрание | Родители |
4 | Ноябрь | Собрание | Родители |
5 | Гостиная ( тренинг) | Родители, дети | |
6 | Январь | Собрание | Родители |
7 | Гостиная ( тренинг) | Родители, дети | |
8 | Февраль | Родительское собрание | Родители |
9 | Март | Родительское собрание | Родители |
10 | Апрель | Гостиная (тренинг) | Родители, дети |
11 | Май | Родительское собрание | Родители |
12 | Диагностика | Родители, дети |
Помимо индивидуального консультирования, групповой просветительской деятельности системно ведется работа педагога-психолога с семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Цель работы с родителями СОП : осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.
Задачи:
- проводить коррекционную работу с целью положительного микроклимата в семье;
- организовать просветительскую работу среди родителей;
- защищать права подростка, воспитывающегося в семье в социально-опасном положении;
- оказывать помощь в создании условий для компенсации недостаточного участия в семьи в обеспечении жизнедеятельности ребенка.
Причины постановки семьи на учет, как находящейся в социально-опасном положении в школе:
- систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию и обучению ребенка;
- отрицательное влияние на ребенка.
Асоциальный образ жизни родителей, употребление алкоголя, наркотических средств, нежелание работать и обеспечивать существование ребенка – основная причина социального неблагополучия в семье. В большинстве это неполные семьи, где воспитанием занимается один ребенок. Дети из таких семей не посещают занятия или систематически пропускают уроки, совершают правонарушения.
Основная задача педагога-психолога в работе с такими семьями: попытаться корректировать семейное воспитание, отношения между родителями и детьми, родителей и школой.
За отчетный период системной работы педагога-психолога с родителями воспитанников были проведены следующие мероприятия:
- профилактические беседы с целью выявления причин пропуска занятий по неуважительной причине;
- профилактические беседы с родителями учащихся допускающими нарушения правил поведения в школе;
- постоянно проводится индивидуальная работа с родителями детей, склонных к вредным привычкам;
- ведется банк данных о неблагополучных семьях с установлением причин деформаций в воспитании;
- проводится индивидуальная работа с родителями данной категории;
- систематически проводятся обследования неблагополучных семей совместно с классным руководителем и советом профилактики;
- особое внимание уделяется учащимся, которые воспитываются в неблагополучных семьях;
- ежемесячно проводится работа по программе «Заботливый родитель» и «Материнская Нежность» - профилактические беседы и игры, тренинги;
- большая часть работы с родителями сводилась к индивидуальным консультациям и личным беседам по вопросам воспитания и обучения ребёнка и проблемам межличностных отношений в семье;
- привлечены родители в общешкольные мероприятия: Туристический слет учащихся, акции «Помоги собраться в школу», «Безопасность дорожного движения», акции в декабре месяце «Апельсин», «Подарок под елку» - учащиеся и родители помогали собрать подарки неблагополучным, малообеспеченным семьям;
- большая работа была проведена с родителями: на родительских собраниях с 5 по 11 класс, были затронуты темы по профилактике жестокого обращения с детьми, «Медиабезопасность», «Психологическая подготовка к экзаменам».
Вывод: педагогом –психологом МБОУ СОШ №2 г.Турана выработана и эффективно реализуется четкая система взаимодействия с родителями.
Педагог- психолог: Доронина Ю.П.
Приложение 1
Адаптированная программа «Заботливый родитель» и «Материнская нежность»
Содержание
Недостаточная осознанность, а порой и стихийность воспитательного воздействие родителей, которые чаще всего воспитывают ребенка так же, как воспитывали их, либо пытаются это делать полностью противоположным образом, часто становятся причинами серьезных проблем в детско- родительских отношениях.
В связи этим возникает вопрос: как свести к минимуму затруднения родителей и повысить уровень сотрудничества семьи и школы, создать вокруг детей общее педагогическое «поле»? Программа, которая поможет родителям повысить их воспитательную компетентность посредством участие тематических встречах.
Цель программы: повышение психолого – педагогической компетентности родителей, оказание образовательных услуг взрослым посредством обмена практическим опытом воспитания детей в условиях неформального общения.
Задачи:
- Наладить взаимодействие между педагогами, родителями и детьми.
- Содействовать согласованию ценностных основ воспитания ребенка, то есть определить, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые.
- Помочь родителям научиться содержательному общению со своим ребенком, понимать его интересы и потребности, адекватно оценивать уровень его развития, достижения.
- Вовлечь родителей в жизнь школы на принципах сотрудничества.
Продолжительность реализации: в течение учебного года.
Участники: родители учащихся, объединенные в группы согласно их запросам по образовательным темам. Формирование группы осуществляется на добровольной основе (по возрасту детей), количество участников – от 10 человек до 20 и более при расширенных заседаниях.
Предусматривается 1 заседание в месяц, которое может проходить в разных формах:
- Семинар
- Лекция
- Вечер вопросов и ответов
- Совместный досуг взрослых и детей
- Круглый стол
- Кинопросмотр
- Мини-тренинг и пр.
Режим занятий: продолжительность встречи 1 – 1,5 часа.
Форма общения – свободная. Участники вырабатывают и принимают правила взаимодействия, после каждой встречи проводится короткое обсуждение ее результативности.
Методические средства, используемые на занятиях:
- Групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон.
- Анализ ситуаций стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаниях для получения ответов на обсуждаемые вопросы.
- Информирование – это психологическое вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, если они сталкивается с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия.
- Тренировка эффективных методов педагогического взаимодействия.
- Диагностические процедуры (анкеты, рисунки и пр.) используются как средство получения участниками новой информации о себе и своих детях.
Прогнозируемый результат.
- В процессе встреч родители становятся более чуткими к своим детям, приобретают навыки безоценочного, толерантного отношения к ним, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.
- У родителей повышает мера родительского принятия, уважения к чувствам детей, признание необходимости автономии ребенка укрепление уверенности в собственных воспитательных возможностях.
- Работа в совместных детско- родительских группах, подчинение и взрослых, и детей единым правилам дают возможность ребенку чувствовать свою значимость, а родителям – сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.
- В группе ребенок и родитель видят себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений, поступков и действий других. Тем самым они приобретают важную способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других.
- Ребенок получает у родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.
- В процессе общения родители и дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений.
- Повышается уровень согласованности поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определения зон ответственности родителей и педагогов, выяснения того, кому и как воздействовать на ребенка дома, кому и как – в школе, чтобы добиваться желаемых в нем изменений.
Мониторинг эффективности данной программы осуществляется на всех этапах ее реализации: через анкетирование участников, в ходе индивидуального консультирования детей и родителей, при получении информации от классных руководителей, учителей о психологическом состоянии учащихся, путем открытого обсуждения результатов совместной работы.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
«Заботливый родитель» | ||
1 | Вы и ваши дети | 1 |
2 | Мир в вашем доме: психотерапия повседневной жизни | 1 |
3 | Как на самом деле любить ребенка | 1 |
4 | Роль отцовского воспитания | 1 |
5 | Царственная пара. Духовное воспитание. | 1 |
6 | Мир детей в пространстве мира взрослого | 1 |
«Материнская нежность» | ||
7 | Диагностика семейной микросреды | 1 |
8 | Особенности семейной системы | 1 |
9 | Как здорово, что мы здесь сегодня собрались. | 1 |
10 | Нам чувства разные нужны, чувства разные важны. | 1 |
11 | Конфликт и их решения | 1 |
12 | Победа над страхом делает нас сильнее | 1 |
13 | Чуткость, отзывчивость, сердечность, любовь изгоняют страх | 1 |
14 | Кратчайшее расстояние между людьми | 1 |
15 | Семейные победы | 1 |
16 | «Усиление мер безопасности за жизнью и здоровьем детей». | 1 |
17 | «Организация режима дня ребенка». | 1 |
18 | Заключительное занятие | 1 |
ИТОГ : | 18 |
Приложение 2.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Трудная жизненная ситуация (ТЖС) – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. Также ТЖС можно определить, как временную, объективно или субъективно создавшуюся ситуацию; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; как ситуацию, объективно нарушающую привычную жизнедеятельность. Преодоление ТЖС требует значительных усилий, трудовых затрат и чрезмерного напряжения.
Следовательно, семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, – это семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов ее семьи, превышающую ее обычный адаптивный потенциал и требующую для ее преодоления значительных психологических и материальных ресурсов.
Организация сопровождения семей, находящихся в ТЖС
Комплексная диагностика детско-родительских отношений, направленная на исследование межличностных отношений в системе «родитель – ребенок» (с учетом таких особенностей семейного воспитания, как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности), выявила проблемы в следующих сферах: коммуникативной, поведенческой и эмоциональной. Дети в таких семьях тревожны и испытывают различные страхи, для них характерны низкая самооценка, повышенное чувство вины, стыда, агрессивность, конфликтность, упрямство, плаксивость, замкнутость, робость, они не умеют общаться.
Полученные результаты послужили основанием для разработки серии тренинговых занятий. Общая цель занятий – повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Задачи:
1. Освоение родителями навыков позитивного взаимодействия с ребенком.
2. Оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания.
3. Развитие у родителей навыков саморефлексии и рефлексии своих взаимоотношений с ребенком.
4. Совместный поиск способов решения конфликтных ситуаций внутри семьи.
Серия тренинговых занятий состоит из трех блоков, содержание каждого из которых направлено на решение проблем в эмоционально-волевой, поведенческой или коммуникативной сфере, а также на формирование определенных родительских компетенций.
Блок | Цель | Ключевые компетенции |
Эмоционально- волевой | Формирование способности безусловного принятия своего ребенка | Гармонизация эмоциональных связей в семье, безоценочное отношение к ребенку; анализ родителями стиля своего взаимодействия с ребенком; безусловное принятие детей родителями, стили воспитания, рефлексия взаимоотношений с ребенком, регуляция своего эмоционального состояния |
Поведенческий | Обучение родителей навыкам регуляции поведения ребенка | Навыки саморегуляции поведения и самоконтроля, необходимые для успешной совместной деятельности родителей и детей; навыки сотрудничества, недирективных взаимоотношений с ребенком; анализ конфликтных ситуаций; агрессивный, гиперактивный или замкнутый ребенок, методы поощрения и наказания |
Коммуникативный | Содействие пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания | Доверительные отношения у родителей друг к другу; анализ знаний родителей о типах воспитания и их последствиях; развитие навыков эффективного общения |
Ожидаемые результаты:
- сформированность позиции безусловного принятия ребенка родителем (умение определять у себя проявления негативного, деструктивного стиля взаимодействия с ребенком; давать знаки безусловного принятия, родительской любви к ребенку);
- повышение педагогической компетентности родителей (умение определять зоны ближайшего развития, степень самостоятельности ребенка и проч.);
- овладение техниками активного слушания;
- сформированность навыков аутотренинга, релаксации для работы со своими негативными эмоциями и эмоциями ребенка;
- овладение стилем конструктивного взаимодействия в семейном конфликте.