Внеклассная работа
Предварительный просмотр:
Ролевая игра по биологии для 8 класса на тему: «Жить здорово!»
Цели: 1.Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по курсу «Биология. Человек и его здоровье». На основе полученных знаний вовремя распознавать какие-либо нарушения функций своего организма.
2.Развитие устной речи, умение чётко и объективно формулировать симптомы описываемых заболеваний.
3. Осознание роли здоровья для жизни и деятельности человека и в развитии общества в целом.
4. Формирование профессиональной ориентации учащихся.
Тип: целевое применение усвоенных знаний.
Оборудование: бейджики для «врачей»; плакаты о профилактике различных заболеваний; медицинские халаты, градусники, тонометры.
Предварительная подготовка: из класса выбирают «врачей» следующих специальностей: окулист, травматолог, гастроэнтеролог, отоларинголог. Ребята изготавливают бейджи с указанием своей специальности и фамилии, имени, отчества. Остальные учащиеся будут «пациентами».
Ход игры.
За столами сидят «учащиеся-врачи» в медицинских халатах с бейджиками. Перед началом ведущий раздаёт «учащимся-пациентам» карточки с симптомами различных заболеваний.
Вступительное слово ведущего: Добрый день уважаемые друзья! Всем известно, что здоровье это бесценный дар. Ещё в XIX веке немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствие». Что же такое здоровье? Здоровье - это непросто отсутствие болезни, это состояние физического, психического и социального благополучия. Но иногда случается, что мы его теряем. Причины - разные: это может быть и несчастный случай и собственная халатность и незнание элементарных правил гигиены. Мы с вами в течение учебного года изучали строение организма человека, функции его органов. Сегодня попробуем применить знания на практике. К нам прибыли высококвалифицированные специалисты-доктора (представляет каждого доктора, называет фамилию, имя, отчество). Они внимательно выслушают нас, помогут вылечить наши заболевания. А вы как можно подробнее и конкретнее опишите историю вашего недомогания. Занимайте очередь к своим докторам.
Подготовка пациентов: ученики внимательно изучают полученные карточки, самостоятельно определяются с выбором врача-специалиста. В карточке признаки заболевания описаны кратко, пациенты должны дополнить историю своего заболевания, так, как это могло бы произойти в реальной жизни.
Ведущий: Итак, пациенты определились, доктора готовы выслушать больного и дать рекомендации, начинаем приём. Все внимательно слушают, ведь и больной может ошибаться с выбором врача. А если у докторов возникнут разногласия то можно совещаться, т.е. созывать консилиум.
1-ый пациент: Добрый день, мне - на приём к отоларингологу. Вот мои симптомы. Читает: «Температура- 37,5; боли в горле при глотании».
Отоларинголог: Здравствуйте, постараюсь вам помочь. Расскажите больной, давно ли это у вас?
1-ый пациент: Да вот, вчера шли с другом из школы домой, он предложил купить мороженого, я не мог отказаться. Да и деньги, что папа дал на обед, остались. Очень люблю шоколадное. Был мороз, но мы съели мороженное на улице. А сегодня утром заболело горло. И температура есть.
Отоларинголог: Что же, картина ясна, у вас – ангина. Моё назначение: постельный режим, чай с мёдом или малиной. Полоскание горла тёплым отваром ромашки и никакого мороженного на улице в мороз! Обязательно после выздоровления приступить к закаливанию.
Гастроэнтеролог: А я хочу добавить, что в школе необходимо брать горячий обед. А не экономить деньги, чтобы купить мороженное. Иначе у вас будут проблемы не только с горлом, но и с желудком.
2-го пациента (его ведут под руки, на одну ногу не может наступать): Доброе утро! Я – к травматологу. Читает: «Сильная боль в ноге, припухлость сустава».
Травматолог: Проходите, присаживайтесь. Как это произошло, расскажите.
Да, вот, был на тренировке. Я занимаюсь легкой атлетикой. Неудачно приземлился при прыжке и оказался у вас. Нога болит.
Травматолог: Похоже на растяжение связок, но надо сделать рентген-снимок поврежденного участка ноги. Может быть и перелом. Вот вам направление в рентген кабинет, а пока приложить лёд к суставу и наложить тугую фиксирующую повязку.
2-ой пациент: Спасибо, доктор, до свиданья.
3-ий пациент: Здравствуйте! Я пришёл на приём к гастроэнтерологу. Меня беспокоит тошнота, рвота, головокружение, слабость, понос.
Гастроэнтеролог: Расскажите, как давно у вас это началось и что кушали перед тем, как почувствовали недомогание?
3-ий пациент: Вчера на завтрак сделал себе бутерброд с колбасой, попил чай. Потом перед обедом почувствовал тошноту, обедать не стал. Началась рвота, после этого мне легче не стало. Весь день почти, ничего не кушал, только пил чай с хлебом. Рвота повторялась, появилась слабость, головокружение.
Гастроэнтеролог: А колбаса была свежая? Где хранили её перед завтраком?
3-ий пациент: Да ничего подозрительного не было, обычная колбаса. Только дома отключили электричество, и продукты хранились при комнатной температуре, в том числе и колбаса.
Гастроэнтеролог: Вот и причина вашего пищевого отравления! Такие скоропортящиеся продукты как колбаса, копчёная рыба, консервы должны храниться только в холодильнике. На вид не всегда можно определить качество продукта. Вам необходимо сделать промывание желудка и кишечника слабым раствором марганцовки. Затем выпить крепкий чай и какое-то время полежать. А если не будет улучшения и яды от испорченной колбасы попали в кровь, необходимо продолжить лечение в больнице. Пищевые отравления очень опасны для здоровья и жизни человека!
4-ый пациент: Здравствуйте, я на приём к окулисту.
Окулист: Здравствуйте, расскажите о вашей проблеме.
4-ый пациент: Я стала замечать, что плохо вижу записи на доске. Сижу на предпоследней парте, всё хорошо видела. Теперь, надо прищуриваться, чтобы прочитать.
Окулист: Да, похоже, у вас развивается близорукость. И как давно начались проблемы со зрением. Наверное, за компьютером много проводите время?
4-ый пациент: Около полугода назад появились жалобы на зрение. Ну, да, за компьютером люблю посидеть, поиграть.
Окулист: Надо сразу обращаться к врачу, при первых признаках нарушения зрения. Ведь близорукость прогрессирует. При работе с компьютером соблюдайте режим. Глаза должны отдыхать. При чтении и письме свет должен падать слева. Читать лёжа и в движущемся транспорте вредно. Кроме того необходимо принимать витамины для глаз. Вот вам рецепт для приобретения очков.
4-ый пациент: Спасибо, до свиданья!
5-ый пациент: Здравствуйте, я – на приём к отоларингологу. Мои жалобы: заложенность носа, головная боль в области лба, гнойные выделения из ноздрей.
Отоларинголог: Вы правильно обратились ко мне. С чего у вас это началось?
5-ый пациент: У меня долго был насморк, но я не обращал внимания. Потом стала болеть голова, из носа появились выделения.
Отоларинголог: Похоже на гайморит. Заболевание тяжёлое, требует серьёзного лечения. Необходимо сделать рентген-снимок, для точности диагноза. В запущенном виде болезнь требует хирургического вмешательства. Ринит надо вовремя лечить, не надеться, что само пройдёт! Сделайте снимок, а потом пройдёте ко мне на приём.
5-ый пациент: Спасибо, доктор.
Ведущий: Ну, вот, похоже, все пациенты получили квалифицированную врачебную консультацию. В заключение доктора дадут нам общие советы по профилактике и лечению болезней.
Окулист: Я занимаюсь глазными заболеваниями. Зрение – бесценное богатство, данное человеку! Часто зрение ухудшается в школьном возрасте. При не соблюдении правил чтения и письма дети приобретают близорукость. Берегите глаза!
Травматолог: Ушибы, переломы, растяжения, вывихи – вот с чем приходится мне иметь дело. Люди, ведущие активный образ жизни, могут подвергаться таким неприятностям. При малейших травмах необходимо обращаться к врачу, не надеяться, что боль скоро пройдёт. Кроме того каждый должен иметь навыки оказания первой помощи. Будьте осторожны при занятиях спортом!
Отоларинголог: Ко мне обращаются люди с заболеваниями уха, горла, носа. Через органы слуха люди воспринимают различную информацию, могут общаться, ориентироваться в пространстве. Слух очень важен для школьников, чтобы слышать учителя. Уши надо содержать в чистоте, избегать громких звуков, в холодное время года носить головные уборы. Дышать только через нос, не пить слишком холодных напитков. И самое главное вовремя лечиться. Наше здоровье во многом зависит от нас!
Гастроэнтеролог: Я занимаюсь лечением органов пищеварительного тракта. Часто к таким заболеваниям приводит неправильное питание или потребление в пищу некачественных продуктов. Пища должна быть свежей. Питаться необходимо по режиму. Строго ограничить, а лучше совсем избегать употребления «фаст фуд». Ну и, конечно же, соблюдать правила личной гигиены. Выбирайте здоровое питание!
Ведущий: Спасибо за советы и рекомендации! Теперь наши пациенты смогут распознать свои недуги, если таковые случаться в реальной жизни. Но лучше болезнь предупредить, чем лечить.
Заботиться о своём здоровье – наш гражданский долг!