Безопасность на улицах и дорогах

Наталья Иосифовна Грибанова

На этой странице моего сайта расположены материалы по правилам дрожного движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx47.09 КБ

Предварительный просмотр:

Программа для обучения учащихся 1-9 классы правилам дорожного движения.

Автор-составитель:

Грибанова Наталья Иосифовна,

 преподаватель-организатор БЖ,

МБОУ «Усть-Сосновская ООШ»

На изучение правил дорожного движения в 1-9 классах в моей программе отводится по 9 часов в год (один классный час в месяц)  Изучение Правил движения в начальных классах (1-4кл.) проводится в форме рассказа, объяснения учителя (в данном случае классного руководителя). Практические занятия осуществляются в виде подвижных игр, так как игра - одно из древнейших культурных, проявлений человеческого разума.

Игра – это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, развивает ум, волю, терпение и быстроту реакции. Психологи утверждают, что учебный процесс наиболее эффективен, если он обличен в игровую форму, живо и доходчиво ориентирован.

При изучении правил дорожного движения игра является одной из самых действенных форм и, безусловно, должна занимать значительное место на занятиях.

Опыт показывает, что при изучении правил дорожного движения усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на традиционных учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, чему он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Все игры, разработанные в данном пособии, используются как в процессе обучения, так и для закрепления и проверки знаний и умений.

Игра – это одна из наиболее привлекательных ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правил поведения в различных сферах жизни. Игра по инициативе ребенка – это форма его самовыражения. Игра по инициативе педагога направлена на усвоение специально подобранных, педагогических целесообразных знаний и умений. В данном случае те, которые обучают детей безопасному поведению на дороге.

Занятия с учащимися средних классов (5-9 кл ) организуются в форме бесед в сочетании с практическими упражнениями на дорожных схемах. После каждого занятия с помощью контрольных вопросов, заданий, конкурсов, викторин, соревнований проводится проверка того, как учащиеся усвоили ПДД. Все занятия по ПДД учитываются в отдельном журнале, где отмечается посещаемость, пройденный материал и фиксируются поурочные оценки знаний учащихся. Этими занятиями у нас в школе работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма не ограничивается. Каждый учитель работает творчески и там, где позволяет учебный материал, увязывают тематику безопасности движения детей на улице с темами уроков других предметов ( например: на уроках технологии - проведение работы по изготовлению светофора, макета перекрестка; на уроках ИЗО – проведение конкурсов на лучший рисунок по безопасности движения, рисование дорожных знаков).

Раздел «Оказание первой  помощи»

При несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а не редко и жизнь человека.

Изучение содержания данного раздела направленно на решение следующих задач:

  • формирование умения определить область повреждения пострадавшего и оказать первую доврачебную помощь;
  • изучение техники реанимации.

Ребята учатся определять виды ран, кровотечений и тренируется оказывать помощь при данных повреждениях, знакомятся с видами переломов и способами иммобилизации конечностей, учатся оказывать помощь при шоке, остановке дыхания и сердечной деятельности. Проверка знаний проводится на итоговом занятии данного раздела в виде игры-соревнования, в которую включены кроссворды, ребусы, карточки-тесты, игра «Я-доктор», игра-шутка «Айболит».

Каждая тема, включенная в программу, содержит теоретическую практическую часть. Механизм оценки полученных знаний проводится через проведение викторин после изучения каждой темы, конкурса игровых программ, тестирования

ЦЕЛЬ этих систематических занятий:

  • обучение детей основам безопасного поведения на дороге и в транспорте;

Реализация этой цели осуществляется через ряд ЗАДАЧ:

-оказать теоретическую и практическую помощь учащимся в приобретении знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте;

-формировать у детей психологическую установку на соблюдение ПДД, т.е. использование знаний, полученных на занятиях, в повседневной жизни;

-развивать фантазию, воображение, внимание, образно-ассоциативное мышление;

-научить оказанию первой помощи при травмах, полученных при ДТП.

Пройдя полный курс обучения по этой программе, учащиеся приобретают знания и навыки поведения на дороге и в общественном транспорте, учатся прогнозировать опасные дорожные ситуации, проводить пропаганду Правил дорожного движения, осваивают способы оказания первой  помощи, учатся фигурному вождению велосипеда.

Данная программа разработана в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации и предусматривает изучение основных терминов и понятий. Каждому термину в ПДД дается конкретное и четкое определение. Учащиеся знакомятся с терминами, относящимися к местам движения, видам и элементам дорог, к средствам передвижения и участникам дорожного движения. Проверка степени усвоения учащимися знаний и умений осуществляется непосредственно после изучения каждой темы посредством наблюдений, выполнением тестовых заданий, проведением викторин и конкурсно-игровых программ, которые могут быть также использованы для повторения пройденного материала.

По окончании каждого года обучения, в рамках учебных часов планируется проведение конкурсов, соревнований, участие в районных слетах юных велосипедистов, которые являются контрольными и служат показателем освоения учащимися программы.(приложение3)

Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, которые обеспечивают накопление более полных и ярких представлений об изучаемых предметах и явлениях, обогащают жизненный опыт учащихся и способствуют формированию осмысленного восприятия.

Тематическое планирование, 1 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во

час

1

Мое село. Моя улица.

1

2

Перекрестки

1

3

Загородные дороги

1

4

Мы идем в школу

1

5

Пешеходные переходы

1

6

Мы пассажиры

1

7

Наши верные друзья

1

8

Дорожные знаки

1

9

Где можно и где нельзя играть

1

Итого

9 час

Тематическое планирование  2 класс

П/п

Тема занятия

Кол-во

час

1

Улица. Дорога. Тротуар. Обочина.

1

2

Пешеходный переход

1

3

Мы по улице идем.

1

4

Как разговаривает улица.

1

5

Дорожные знаки.

1

6

По улицам, дорогам.

1

7

По рельсам, под землей.

1

8

Ловкий пешеход.

1

9

Занятия на размеченном перекрестке.

1

Итого

9 час

Тематическое планирование 3 класс

П/п

Тема занятия

Кол-во

час

1

Мы пешеходы.

1

2

Мы упражняемся в движении.

1

3

На загородной  дороге.

1

4

Труд водителя.

1

5

Перекресток.

1

6

Регулируемый перекресток.

1

7

Нерегулируемый перекресток.

1

8

Сигналы пешеходного, транспортного светофоров.

1

9

Занятия на размеченном перекрестке.

1

Итого

9

Тематическое планирование 4 класс

П/п

Тема занятия

Кол-во

час

1

Для чего нужно знать правила уличного движения.

1

2

Для чего нужно выполнять ПДД.

1

3

Элементы улиц и дорог.

1

4

Проезжая часть.

1

5

Трамвайные пути.

1

6

Тротуар.

1

7

Что должен знать  пешеход.

1

8

Дорожные знаки для пешеходов.

1

9

Занятия на размеченном перекрестке.

1

Итого

9

Тематическое планирование 5 класс

П/п

Тема занятия

Кол-во

час

1

Транспорт.

1

2

Виды транспорта

1

3

Специальный транспорт.

1

4

Как пользоваться транспортом.

1

5

Как обходить стоящий транспорт.

1

6

Что такое рана.

1

7

Виды ран.

1

8

Правила наложения повязки.

1

9

Занятия на размеченном перекрестке.

1

Итого

9

Тематическое планирование 6 класс

П/п

Тема занятия

Кол-во

час

1

Остановочный путь автомобиля.

1

2

Скорость движения автомобиля.

1

3

Дорожно-транспортное происшествие.

1

4

Государственные службы безопасности и спасения.

1

5

Что такое кровотечение.

1

6

Виды кровотечений.

1

7

Как остановить кровотечение.

1

8

Занятия на размеченном перекрестке.

1

9

Проверка знаний по ПДД.

1

Итого

9

Тематическое планирование 7 класс

П/п

Тема занятия

Кол-во

час

1

Велосипед.

1

2

Устройство велосипеда.

1

3

ПДД для велосипедистов.

1

4

Правила движения – закон улиц и дорог.

1

5

Что такое ушибы.

1

6

Какие бывают ушибы.

1

7

Первая помощь при ушибах.

1

8

Занятия на размеченном перекрестке.

1

9

Проверка знаний по ПДД.

1

Итого

9

Тематическое планирование 8 класс

П/п

Тема занятия

Кол-во

час

1

Правила движения – закон улиц и дорог.

1

2

Элементы улиц и дорог.

1

3

Перекрестки и их виды.

1

4

Дорожная разметка.

1

5

Движение пешеходов индивидуально, группами и  в колоннах.

1

6

Что такое вывихи.

1

7

Первая помощь при вывихах.

1

8

Занятия на размеченном перекрестке.

1

9

Проверка знаний по ПДД.

1

Итого

9

Тематическое планирование 9 класс

П/п

Тема занятия

Кол-во

час

1

Формы регулирования движения.

1

2

Правила пользования транспортными средствами.

1

3

Дорожные знаки.

1

4

Сигналы регулировщика.

1

5

Что такое перелом.

1

6

Виды переломов.

1

7

Первая помощь при переломах.

1

8

Занятия на размеченном перекрестке.

1

9

Проверка знаний по ПДД.

1

Итого

9

Краткое содержание тем

1 класс

Мое село. Моя улица.

Наше село. Наши улицы. По проезжей части мчатся автомобили. На тротуарах много пешеходов. Они переходят улицу по пешеходным переходам. На улицах особые правила. Такие правила должен соблюдать и ты.

Перекрестки.

На перекрестках большое движение. Пешеход здесь должен быть особенно внимательным и осторожным.

Загородные дороги.

Справа и слева от проезжей части оставлены места для пешеходов. Это обочины. Пешеходы идут по обочине навстречу транспорту. Они видят машины, которые едут навстречу. Если рядом с дорогой есть пешеходная дорожка, то пешеходы идут только по ней.

Мы идем в школу.

Ты выходишь на улицу. Посмотри сначала налево, потом направо. Дорогу в школу выбирай самую безопасную, по которой надо реже переходить дорогу. Когда идешь по улице, будь осторожен! Не торопись! Иди только по тротуару! Иди по правой стороне  тротуара. Не выходи на проезжую часть дороги. Осторожно проходи мимо стоящего автомобиля. Пассажиры могут резко открыть дверь и ударить тебя.

Пешеходные переходы.

Переходы через дорогу обозначены линиями на проезжей части и знаками. Переходи улицу только по пешеходному переходу. Изучается дорожный знак « Пешеходный переход». На широких дорогах в середине пешеходного перехода устраивают «островки безопасности», где пешеход может спокойно переждать поток машин. На дорогах, где большое движение транспорта, пешеходные переходы делают над дорогой или под землей. Прежде чем переходить улицу, посмотри налево. Если проезжая часть свободна, иди. Теперь посмотри направо. Если проезжая часть свободна, закончи переход. Улицу, где нет пешеходного перехода, надо переходить от одного угла тротуара к другому. Так безопаснее.

Жди транспорт только на посадочной площадке. Входя и выходя из транспорта, не спеши и не толкайся. Выйдя из транспорта, дойди до пешеходного перехода и только там переходи дорогу.

Наши верные друзья.

Когда переходишь улицу, следи за сигналами светофора. На улицах, где большое движение, стоят светофоры для пешеходов. На дороге можно увидеть регулировщика, он показывает когда можно переходить улицу. Регулировщики заботятся о том, чтобы все водители и пешеходы строго выполняли правила дорожного движения.

Дорожные знаки.

При изучении данной темы учитель показывает дорожные знаки и рассказывает о них.

Мы пассажиры

При изучении данной темы изучаются правила пассажиров. Правила поведения при ожидании общественного транспорта и в транспорте.

Где можно и где нельзя играть.

Кататься на коньках, лыжах можно на катках, в парках, на стадионах.

Кататься на велосипедах и самокатах можно только в отведенных для этого местах: дворах, парках, на площадках. Не катайтесь на санках, лыжах, коньках по улицам и дорогам. Выезд на самокатах на улицу или дорогу строго запрещен. Играть надо на спортивных площадках и стадионах. Не играйте в снежки, футбол и другие игры на тротуарах и проезжей части улицы или дороги.  Водителю трудно быстро остановить машину. Игры на мостовой опасны.

2 класс

Улица. Дорога. Тротуар. Обочина.

Город как транспортная система. Из истории развития транспортной системы в городе. Мероприятия по организации дорожного движения. Средства регулирования дорожного движения. Светофорное регулирование. Виды транспортных светофоров. Пешеходные светофоры. Светофоры для велосипедистов. Сигналы регулировщика. Дорожные знаки. Группы дорожных знаков. Дорожная разметка.

Пешеходный переход

Правила перехода пешеходом дороги с двусторонним и односторонним движением. Правила перехода пешеходом проезжей части при отсутствии средств регулирования дорожного движения. Дорожные ловушки

Мы идем по улице.

На этом занятии повторяются понятия «улица», «дорога», «тротуар», «обочина»; правила перехода через дорогу.

Как разговаривает улица

Сигналы светофора и типы светофоров. Методы и системы использования светофоров. Сигналы регулировщика. Движение транспорта и пешеходов на регулируемых перекрестках.

Дорожные знаки.

Значение дорожных знаков. Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы».

По улицам, дорогам.

Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Группы дорожных знаков. Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки в микрорайоне школ

По рельсам, под землей.

На этом занятии изучаются виды транспорта трамвай, метро.

Ловкий пешеход

Где и как могут двигаться пешеходы. Пешеходы на остановках маршрутного транспорта. Движение в жилых зонах пешеходов и транспорта. Предупреждающие сигналы водителей. Преимущества пешеходов перед транспортными средствами. Спецсигналы и опознавательные знаки транспортных средств. Преимущества транспортных средств перед пешеходами.

3 класс

Мы пешеходы.

Правила пешехода на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Опасность перехода перед близко идущим транспортом. Особенности движения участников дорожного движения по мокрой и скользкой дороге.

Мы упражняемся в движении

Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения. Как правильно ходить по тротуару? Правила перехода проезжей части Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (знаки, разметка). Дорога с двусторонним движением, правила перехода. Подземный и наземный пешеходный переходы, их обозначение. Правила перехода дороги на них.

На загородной дороге

Правила дорожного движения пешеходов на загородной дороге. Дорожные ловушки на загородной дороге.

Труд водителя

Условия работы водителя. Качества водителя, влияющие на безопасность автомобиля. Культура поведения пешехода. Взаимоуважение участников дорожного движения – основа безопасности на дороге.

Перекресток

Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных перекрестков на нерегулируемых перекрестках. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Правила перехода проезжей части при отсутствии средств регулирования.

Регулируемые перекрестки

На занятиях по данной теме ребята, выполняя различные задания и упражнения, получают и закрепляют знания о видах и сигналах светофоров.

На размеченной площадке учатся пересекать перекресток, пользуясь жестами регулировщика.

Выполняя задание на макете перекрестка, запоминают очередность проезда ТС, руководствуясь сигналом светофора и жестами регулировщика.

На занятиях используются игры, развивающие внимание, память, быстроту реакции: «Ответь светофору», «Поющий светофор», игра шутка «Да-нет», игра «Перекресток»

Нерегулируемые перекрестки

На занятиях определяются отличительные признаки нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог.

Детям предлагается определить очередность проезда этих перекрестков. При изучении данной темы необходимо объяснить понятия «Главная дорога», «Второстепенная дорога», «Автомагистраль».

Сигналы пешеходного, транспортного светофоров

Сигналы светофора. Порядок работы трехсекционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Основные улицы в микрорайоне школы.

4 класс

Для чего нужно знать правила уличного движения.

Где и как могут двигаться пешеходы. Пешеходы на остановках маршрутного транспорта. Движение в жилых зонах пешеходов и транспорта. Предупреждающие сигналы водителей. Преимущества пешеходов перед транспортными средствами. Спецсигналы и опознавательные знаки транспортных средств. Преимущества транспортных средств перед пешеходами.

Для чего нужно выполнять ПДД.

Безопасность пассажиров при посадке в транспортное средство и высадке из него.Правила перевозки людей и требования безопасности. Правила перевозки детей в транспортных средствах. Требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств, перевозящих пассажиров. Средства безопасности автомобиля.

Элементы улиц и дорог.

Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения. Как правильно ходить по тротуару? Правила перехода проезжей части Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (знаки, разметка). Дорога с двусторонним движением, правила перехода. Подземный и наземный пешеходный переходы, их обозначение. Правила перехода дороги на них.

Проезжая часть .

Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Правила поведения на проезжей части с друзьями, пожилыми людьми.

Трамвайные пути.

Опасность игр вблизи проезжей части и железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы.

Тротуар

“Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном”. Таким образом, где нет или мало пешеходов, тротуар просто не нужен, его место занимает обочина.

Что должен знать пешеход.

Кто, как и когда построил дорогу. Кто и когда придумал колесо. Город, в котором живем. Развитие видов транспорта в городе: гужевой, первые – грузовик, трамвай, троллейбус. Для чего нужно знать и выполнять ПДД? Почему опасно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля.

Дорожные знаки для пешеходов.

Роль и значение дорожных знаков и разметки в организации и управлении дорожным движением. Группы знаков и виды разметок. Движение транспорта и пешеходов на регулируемых и нерегулируемых перекрестках с применением дорожных знаков и разметки.

5 класс

Транспорт

Краткие сведения и технические характеристики транспортных средств. Понятие остановочного и тормозного пути автомобиля. Активная и пассивная безопасность автомобиля. Из истории конструкции автомобиля.

Виды транспорта

Виды наземного общественного транспорта. Метро и опасности при пользовании им (на эскалаторе, платформе, в вагоне).

Железнодорожный транспорт и опасности при пользовании им. Поведение при пожаре в поезде.

Водный транспорт. Средства спасения. Действия при пожаре, эвакуации. Нахождение в море.

Воздушный транспорт. Предварительные меры безопасности. Правила поведения во время аварии, при пожаре в самолете. История развития различных видов транспорта.

Спецтранспорт

Государственная противопожарная служба МЧС России. ГИБДД. Скорая медицинская помощь. Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Как пользоваться транспортом.

Правила пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая. Правила поведения участника дорожного движения на остановке, при посадке, в салоне и при выходе с транспорта. Возможные опасности.

Как обходить стоящий транспорт

Правила пассажира в автобусе, троллейбусе, трамвае (для двух типов трамвайных остановок). Правила перехода пешеходом проезжей части при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

Что такое рана.

Раны — повреждения тканей и органов, сопровождающиеся нарушением целостности кожного покрова (слизистой оболочки), сопутствующими этому болями, кровотечением, расхождением поврежденных краев (зиянием) и нарушением функций поврежденной части тела. Поверхностные раны, при которых наблюдается неполное повреждение кожи или слизистой оболочки, называют ссадинами.

Виды ран.

По механизму нанесения, характеру ранящего предмета и повреждения тканей различают раны резаные, колотые, рубленые, укушенные, рваные, скальпированные, ушибленные, размозженные, огнестрельные.

Правила наложения повязки.

Первая медицинская помощь раненым включает срочную остановку кровотечения с помощью жгута или давящей повязки, наложение первичной асептической повязки на рану. Первичная асептическая повязка оберегает рану от вторичного ее инфицирования, поскольку впитывает и обеспечивает временную задержку попавших в рану инфекционных агентов, токсинов и продуктов распада поврежденной ткани, предупреждает развитие раневой инфекции и шока.

6 класс

Остановочный  путь автомобиля.

Остановочный и тормозной путь автомобиля. Особенности движения пешеходов в различное время суток.

Скорость движения  автомобиля.

Скорость движения и тормозной путь автомобиля.  Особенности движения пешеходов в различное время суток.

Дорожно-транспортное происшествие

Виды ДТП. Факторы, влияющие на численность ДТП (дисциплина участников дорожного движения, время суток, дни недели). Привычки как фактор ДТП. Предвидение Опасности. Навыки безопасного поведения на дороге. Что такое ДТП. Алгоритм вызова экстренных служб «01», «02», «03».

Государственные службы безопасности и спасения.

Государственная противопожарная служба МЧС России. ГИБДД. Скорая медицинская помощь. Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Что такое кровотечение.

Пострадавший с острой кровопотерей бледен, покрыт холодным потом, обычно вял, безучастен к окружающему, говорит тихим голосом, жалуется на головокружение и мелькание "мушек" или потемнение перед глазами при подъеме головы, просит пить, отмечает сухость во рту. Пульс частый, малого наполнения, артериальное давление понижено.

Виды кровотечений

В зависимости от вида поврежденных кровеносных сосудов кровотечение может быть артериальным, венозным, капиллярным,  смешанным

Как остановить кровотечение

Главным неотложным мероприятием, часто спасающим жизнь пострадавшему, является временная остановка наружного кровотечения.
Артериальное кровотечение из сосудов верхних и нижних конечностей, а также из культей конечностей при травматических ампутациях останавливают в два этапа: вначале прижимают артерию выше места повреждения к костному выступу, чтобы прекратить поступление крови к месту повреждения, а затем накладывают стандартный или импровизированный жгут.
Под жгут подкладывают записку с указанием времени наложения жгута. Время наложения жгута обязательно указывают в сопроводительном листе.

7 класс

Велосипед.

Велосипед – транспортное средство. Экипировка велосипедиста. Управление велосипедом: требования к водителю. Правила дорожного движения велосипедиста. Требования к техническому состоянию велосипеда.

Устройство велосипеда.

Устройство велосипеда. Требования к техническому состоянию велосипеда.

ПДД для велосипедистов.

Управление велосипедом: требования к водителю.

Правила движения – закон улиц и дорог.

Понятия «безопасность», «дорожная безопасность». Отношение к дорожному движению его участников и осознание ими своего места в нем: права, обязанности, ответственность. Дорожное движение как составная часть жизнедеятельности общества. Роль и ответственность государства в обеспечении безопасности дорожного  движения. Что такое  «правовое воспитание» и его значение. Значение терминов и понятий при изучении ПДД. Права и обязанности участников дорожного движения. Ответственность участников дорожного движения за нарушение Правил дорожного движения. Значение информации в обеспечении безопасности движения.

Что такое ушибы. Какие бывают ушибы.

Ушибленная рана и размозженная рана возможны при ударах тупыми предметами, характеризуются раздавливанием и разрывом тканей со значительной зоной первичного, а впоследствии и вторичного травматического некроза с обильным микробным загрязнением поврежденных тканей.

Первая помощь при ушибах.

Наложение холода на ушибленное место. Если требуется остановить кровотечение и наложить повязку.

8 класс

Правила движения – закон улиц и дорог.

Самообладание участника дорожного движения в различных дорожных ситуациях. Психологические факторы: адекватность, нагрузка, утомление и др. Понятия «ошибка пешехода», «ошибка водителя». Проявление ошибок и их классификация. Психология ошибок. Оценка и анализ своего поведения в

дорожном движении. Возможности улучшения безопасности дорожного движения. Риск водителя и риск пешехода – причины дорожно – транспортного происшествия.

Элементы улиц и дорог.

Элементы на дороге. Правила поведения участников дорожного движения на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Движение по дороге группой. Правила движения в жилых зонах.

Перекрестки и их виды.

Учитель рисует на доске виды перекрестков, рассказывает о перекрестках, подразделяет их на трехсторонние и четыpехсторонние. Одни улицы и дороги идут параллельно друг другу, не пересекаются, другие - встречаются друг с другом, пересекаются. Место их пересечения называется перекрестком.

Дорожная разметка.

Дорожная разметка. Виды дорожной разметки.

Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки.

Горизонтальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки. Действия водителей в соответствии с требованиями горизонтальной разметки.

Вертикальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки.

Движение пешеходов индивидуально, группами и  в колоннах.

Передвижение групп детей дошкольного возраста и младших школьников допускается только по тротуару и пешеходным переходам, а при их отсутствии в светлое время суток  по обочине по два человека в ряд, придерживаясь правой стороны.

Что такое вывих.

Вывихами называются стойкое смещение суставных частей сочленяющихся костей, сопровождающееся повреждением суставной сумки. Признаками вывиха служат:

  • изменение формы сустава;
  • нехарактерное положение конечности;
  • боль;
  • пружинящая фиксация конечности при попытке придать ей физиологическое положение;
  • нарушение функции сустава.

Наиболее часто встречаются травматические вывихи, обусловленные чрезмерным движением в суставе. Это происходит, например, при сильном ударе в область сустава, падении. Как правило, вывихи сопровождаются разрывом суставной сумки и разъединением сочленяющихся суставных поверхностей. Попытка сопоставить их не приносит успеха и сопровождается сильнейшей болью и пружинящим сопротивлением. Иногда вывихи осложняются переломами - переломовывихи. Вправление травматического вывиха должно быть как можно более ранним.

Помощь при вывихах.

Поскольку любое, даже незначительное движение конечности несет нестерпимую боль, прежде всего, Вы должны зафиксировать конечность в том положении, в котором она оказалась, обеспечив ей покой на этапе госпитализации. Для этого используются транспортные шины, специальные повязки или любые подручные средства. Для иммобилизации верхней конечности можно использовать косынку, узкие концы которой завязывают через шею. При вывихе нижней конечности под нее и с боков подкладывают шины или доски и прибинтовывают к ним конечность. При вывихе пальцев кисти производят иммобилизацию всей кисти к какой либо ровной твердой поверхности. В области суставов между шиной и конечностью прокладывают слой ваты. При вывихе нижней челюсти под нее подводят пращевидную повязку (напоминает повязку, надеваемую на руку дежурным), концы которой перекрестным образом завязывают на затылке. После наложения шины или фиксирующей повязки пациента необходимо госпитализировать для вправления вывиха.

9 класс

Формы регулирования движения.

Типы светофоров. Сигналы светофора и действия участников дорожного движения. Дорожные ловушки на регулируемом перекрестке. Сигналы регулировщика и действия участников дорожного движения.

Правила пользования транспортными средствами.

Ситуации, связанные с пользованием автобусом, троллейбусом, трамваем: переход дороги при движении на остановку и после выхода из общественного транспорта

Дорожные знаки

Значение дорожных знаков. Дорожные знаки «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.

Сигналы регулировщика

Учитель рассказывает о том, что в настоящее время  движение на улице немыслимо без регулирования с помощью светофоров и регулировщиками. Движение регулируют для того, чтобы сделать его безопасным, установить очередность в движении пешеходов и машин на перекрестках. В необходимых случаях регулированием обеспечивается беспрепятственный проезд специальных машин пожарных, милицейских, скорой помощи, аварийных и т. д.

Что такое перелом

Переломами называют повреждение кости с нарушением ее целостности. Признаками перелома служат:

  • деформация конечности в месте перелома;
  • невозможность движения конечности;
  • укорочение конечности;
  • похрустывание костных отломков под кожей;
  • боль при осевом поколачивании (вдоль кости);
  • при переломе костей таза - невозможность оторвать ногу от поверхности, на которой лежит пациент.

Виды переломов

Переломы могут быть закрытыми (без повреждения кожного покрова) и открытыми (с повреждением кожного покрова). Возможны также трещины кости.Если перелом сопровождается повреждением кожного покрова, его нетрудно распознать при наличии костных отломков, выходящих в рану. Сложнее установить закрытые переломы. Основные признаки при ушибах и переломах - боль, припухлость, гематома, невозможность движений - совпадают. Ориентироваться следует на ощущение похрустывания в области перелома и боль при осевой нагрузке. Последний симптом проверяется при легком поколачивании вдоль оси конечности. При этом возникает резкая боль в месте перелома.

Помощь при переломах

При закрытых переломах, точно также как и при вывихах, необходимо обеспечить иммобилизацию конечности и покой. Средства иммобилизации включают шины, вспомогательные приспособления. При переломах костей бедра и плеча шины накладывают, захватывая три сустава (голеностопный, коленный, бедренный и лучезапястный, локтевой и плечевой). В остальных случаях фиксируют два сустава - выше и ниже места перелома. Ни в коем случае не надо пытаться сопоставить отломки костей - этим Вы можете вызвать кровотечение.При открытых переломах перед Вами будут стоять две задачи: остановить кровотечение и произвести иммобилизацию конечности. Если Вы видите, что кровь изливается пульсирующей струей (артериальное кровотечение), выше места кровотечения следует наложить жгут (см. Первая помощь при кровотечении). После остановки кровотечения на область раны наложите асептическую (стерильную) повязку и произведите иммобилизацию. Если кровь изливается равномерной струей, наложите давящую асептическую повязку и произведите иммобилизацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате реализации программно - методического пособия «Организация работы в школе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма» достигается:

- получение теоретических знаний о правилах дорожного движения,

- получение теоретических знаний об опасных ситуациях,

- воспитание ответственного отношения к своей жизни;

- освоение знаний о правилах поведения на дорогах;

- овладение умениями предвидеть,  избегать опасность, оказывать само и взаимопомощь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анастасова Л.Г., Иванова Н.В., Ижевский П.В Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. .[Текст]/ Л.Г. Анастасова, Н.В. Иванова, П.В. Ижевский //  Альбом-задачник – Москва «Вентана-Граф», 1998-64 с.
  2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. [Текст]/ З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова– М.: Просвещение, 1991 – 207 с.
  3. Волков С.  Про Правила дорожного движения. [Текст]/ С. Волков – М.: Омега, 1998 – 64 с.
  4. Громовский Н.Я., Браудо В.Г. Тесты на знание Правил дорожного движения [Текст]/ Н.Я. Громовский, В.Г. Браудо - М.: Издательство «За рулем», 1997 – 48 с.
  5. Жульнев Н.Я. Правила и и безопасность дорожного движения для 1-4 класса. [Текст]/ Н.Я.  Жульнев – М.: «Ливр», 1997г. – 111с.
  6. Зайцев Г.  Уроки Айболита.  Расти здоровым. [Текст]/ Г. Зайцев  – СПб.: Изд-во «Акцидент», 1999 – 40 с.
  7. Краснов А.  Автомобили. [Текст]/ А. Краснов  – М.: «Премьера», 2000 – 160 с.
  8. Кривицкая А.М.  Тайны дорожных знаков. [Текст]/ А.М. Кривицкая – Каменск-Уральский: Калан, 1996 – 56 с.
  9. Лившиц А.В.  «Правила дорожного движения» [Текст]/ А.В. Лившиц// Иллюстрированное пособие. – М.: Юристь, 1998 – 304 с.