Дистанционное обучение
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Административные правоотношени
Цель урока: создать условия для формирования знаний у учащихся об административном праве
Задачи:
Образовательная:
- Актуализировать и расширить имеющиеся знания о праве, отраслях российского права, источниках права
- Дать учащимся обществоведческие термины и определения: «административное право»; «административное правонарушение»; «административное наказание»; Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Развивающая:
- Развивать критическое мышление
- Развивать общеучебные умения и навыки (работать с текстом, выделять главное, анализировать, делать выводы, самостоятельная работа, сотрудничество и работа в группе)
- Продолжить выработку умений выступать публично, выражать свои мысли ясно, уверенно.
Воспитательная:
- Воспитывать у учащихся правое сознание, правовую и социальную культуру, нравственные качества личности
Оборудование: учебник Обществознание. 8 класс. Соболева О.Б., Чайка В.Н., рабочий лист к уроку.
План урока:
1. Понятие административного правоотношения. Структура административных правоотношений.
2. Источник административного права.
3. Административное правонарушение.
4. Административное наказание. Виды административных наказаний.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Фронтальный опрос по домашнему заданию:
1) определение Семейное право.
2) условия заключения и расторжения брака.
3) права и обязанности супругов.
4) права и обязанности родителей
III. Изучение нового материала.
Вы хорошо знаете, что у каждой из ветвей государственной власти есть своя, строго определенная Конституцией РФ доля участия в управлении государством.
- Сколько ветвей власти в РФ? (3) Какие?
- Чем занимается законодательная власть?(управлением государством путем законодательной деятельности)
- Чем занимается судебная ветвь власти? (осуществление правосудия)
Наконец, существует особая ветвь государственной власти, которая называется исполнительной. Она осуществляет прямое, непосредственное государственное управление во всех основных сферах жизни общества.
Деятельность исполнительной власти строится на основе юридических норм, совокупность которых составляет особую отрасль в системе российского права – административное право. Итак, тема сегодняшнего урока – административные правоотношения. (запись в рабочем листе).
1. Понятие административного правоотношения. Структура административных правоотношений.
Давайте начнем знакомство с новой для нас отраслью права. Настолько ли она вам незнакома? Ведь с нормами данного права вы сталкиваетесь в повседневной жизни.
Итак, давайте попытаемся сформулировать цели, которые вы должны достигнуть в ходе урока:
Ученики формулируют цели урока
1)
2)
3)
Отлично, давайте же начнем разбор темы. Перед вами находятся рабочие листы, в которых вы сегодня делаете записи и выполняете задания. Обращаем свое внимание на первое задание.
Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительной власти, в связи с деятельностью ее органов, призванных осуществлять функции государства.
Ребята, попытайтесь сформулировать определение административных правоотношений. (ответы учеников).
Все верно, записываем в рабочий лист: Административные правоотношения — это общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления и урегулированы нормами административного права.
Как вы считаете, чем нормы административного права будут отличаться от норм других отраслей права? (предположения учеников). Обратите внимание, нормы административного права носят властный, строго обязательный характер. Отметьте эту особенность в вашем рабочем листе.
Нормы административного права охватывают все основные сферы жизни общества – экономическую, политическую, социальную, культурную, т.к. во всех этих сферах осуществляется управленческая деятельность.
Как и любые правовые отношения, административные отношения имеют свою структуру. Что входит в структуру любых правоотношений? (ответы учеников). Молодцы, элементы названы верно, записываем их в рабочий лист в задание №2.
А теперь давайте разберемся, что будет являться объектом административного правоотношения. Объект – это то, по поводу чего возникают правоотношения (запись в рабочий лист).
Что же такое субъект правоотношений?(ответы учеников). Правильно, это участники правоотношений. Вернитесь к нашему определению и скажите мне, кто будет являться участником таких правоотношений. (ответы учеников, запись в рабочий лист).
И, наконец, содержание правоотношений. Им будет являться поведение субъектов и их юридические права и обязанности (запись в рабочий лист)
Объект Субъект Содержание
Давайте разберем структуру правоотношений на практике. Обращаемся к заданию №3 вашего рабочего листа. В предложенных ситуациях определите структуру правоотношений.
1. Военнослужащий С., возвращаясь со службы домой на личном автомобиле, превысил установленную скорость на 25 км/ч и не остановился на запрещающем движение сигнале светофора. Инспекторы ГИБДД преследовали С. и принудили его остановиться.
2. Инспекция ФНС установила в результате проверки магазина факт реализации продукции, не соответствовавшей требованиям ГОСТа.
3. Предприниматель отказывается представить документы по требованию налоговой инспекции.
Отлично! Переходим к следующему этапу урока.
2. Источник административного права.
Источником административного права является Кодекс об административных правонарушениях или сокращенно КоАП. (запись в рабочий лист).
3. Административное правонарушение.
В задачах, которые мы с вами рассматривали, показаны нарушения административного права. Давайте же разберемся с понятием административного правонарушения. В пункте 5 вашего рабочего листа есть статья из КоАП, которая характеризует административное правонарушение. Прочтите статью и на ее основе выделить признаки административного правонарушения, записать их в рабочий лист. (самостоятельно выписывают, по окончании выполнения задания называют).
Признаки административного правонарушения:
противоправность виновность наказуемость
Иначе административные правонарушения называют проступками. Чем проступок отличается от преступления? (меньшей степенью опасности).
Административное правонарушение посягает на различные области общественных отношений. За совершение такого правонарушения следует наказание.
4. Административное наказание. Виды административных наказаний.
Обратите свое внимание на пункт №6 вашего рабочего листа. Прочтите статьи КоАП об административных наказаниях. Теперь мы должны проделать с вами следующую работу. Сейчас вы начнете выполнять задание №7. Для этого вы заранее были поделены на группы. Номер вашей группы указан в вашем рабочем листе. Ваша задача с помощью текста статей заполнить таблицу. Приступаем к работе, в оставшееся время обсуждаем. На работу у вас 10 минут.
Группа №1.
Административные правонарушения в области дорожного движения:
С помощью текста статей заполнить таблицу
в какой области
общественной жизни
происходит
объект правонарушения
субъект правонарушения
последствия для общества
наказание
Статья 11.17. Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте
1. Посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде -
влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей.
2. Выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна морского или внутреннего водного транспорта -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
3. Курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения либо на судне морского или внутреннего водного транспорта -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
4. Нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей с конфискацией пленки.
5. Невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне, судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений командира (капитана) судна -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
Статья 11.18. Безбилетный проезд
1. Безбилетный проезд:
1) в пригородном поезде - влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей;
2) в поезде местного и дальнего сообщения - влечет наложение административного штрафа в размере двухсот рублей;
2. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей
Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения
1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда. 2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением водителя механического транспортного средства), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда. 3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, - влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.
Группа №2.
Административные правонарушения в области охраны окружающей среды:
в какой области
общественной жизни
происходит
объект правонарушения
субъект правонарушения
последствия для общества
наказание
Статья 7.11. Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения (лицензии)
Пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами без разрешения (лицензии), если разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), а равно самовольная переуступка права пользования объектами животного мира или права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса.
Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Группа №3.
Административные правонарушения, которые посягают на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие и общественную нравственность:
в какой области
общественной жизни
происходит
объект правонарушения
субъект правонарушения
последствия для общества
наказание
Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 6.5. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 6.7. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей
Группа № 4.
Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и безопасность:
в какой области
общественной жизни
происходит
объект правонарушения
субъект правонарушения
последствия для общества
наказание
Статья 20.1. Мелкое хулиганство
1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -влекут наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
1. Нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования -влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
2. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования -влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на участников - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
3. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, -влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Обсуждение полученных результатов.
IV. Подведение итогов урока. Закрепление.
Подведем итог проделанной работы. Можно ли сказать, что административные правонарушения являются опасными для общества? Почему?
Закрепление:
1. какую сферу общественных отношений регулирует административное право?
2. какова структура административного права?
3. источник административного права?
4. Признаки административного правонарушения?
5. Виды административных наказаний?
V. Рефлексия.
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
- Что было интересно?
- Что показалось сложным?
Домашнее задание: § 27, учить определения.