ПК 03 Классное руководство
ПК 3.1 Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3. 2 Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3. 4 Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3. 7 Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 3.8. Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Программа педагогической диагностики с результатами проведенного исследования.
Протокол педагогического наблюдения.
При разработке программы педагогической диагностики для проведения исследования возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников указать цель исследования с учетом гендерного подхода, название диагностических методик с указанием авторов. Отразить назначение педагогической диагностики (для учителя, родителей и т.д.).
Диагностика
К. Д. Ушинский
«Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях» Осознав свои достоинства и недостатки, растущий человек сам начнёт сознательно влиять на своё развитие.
Задачи диагностики:
1. Определение особенностей развития во время воспитательного процесса в данном классе.
2. Определить эффективность педагогических средств, форм, методов и организации воспитательного процесса.
3 Прогнозирование возможных результатов путем развития коллектива и личности, динамика развития коллектива.
Программа педагогической диагностики для изучения качеств личности учащихся 3 «Б» класса.
Методы диагностики:
- Модифицированная анкета. В процессе практики была проведена модифицированная анкета с учащимися в 1 «А» класса целью, которой было выявление уровня сформированности познавательной сферы младшего школьника.
Ниже представлены диагностики, которые можно будет провести в будущем.
1. Методика "Составление расписания на неделю" С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна
2. Методика "Неоконченные предложения" М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова
3. Модификация методик Дембо-Рубинштейн:
а) Воображение. Методика "Дорисовывание фигур"
б) Память. Методика "Определение типа памяти"
Модифицированная анкета, пройденная учениками 3 «Б» класса
Ответы на вопросы протоколируются, затем анализируются с точки зрения правильности и полноты. Правильный и полный ответ оценивается в 1 балл; частичное отсутствие этих показателей - в 0,5; неправильный ответ в 0 баллов. Результаты будут классифицироваться следующим образом; 4 балла – высокий уровень, 2 - 3 – средний, 0-1 низкий.
- Знаешь ли ты дни недели? Какой день предшествует среде? Какой за ним следует? (вторник, четверг) 1 балл
- Различаешь ли ты правую и левую стороны? (поднимите правую, левую руку, покажите левый глаз, правое ухо, постучите левой ногой) 1 балл
- Знаешь ли ты времена года? (что идет после весны, перед зимой, после лета, перед весной) 1 балл
- Какие знаешь цвета? (все дети показали цвета радуги в классе) 1 балл
- Где ты живешь? Как называется наша планета? Домашний адрес. (г. Черняховск, планета Земля) 1 балл
- Каких ты знаешь домашних животных, и чем они отличаются от диких? (дети плохо ориентируются в различении диких и домашних животных, были разногласия) 0,5 балл
- Чем отличается день от ночи? 1 балл
Вывод: В результате проведения модифицированной анкеты с учащимися 3 «Б» класса, я могу сделать вывод о том, что у детей высокие показатели сформированности познавательной сферы. На все поставленные вопросы дети отвечали полным ответом, содержательно и правильно.
С точки зрения правильности и полноты проведенная диагностика имеет высокий уровень.
Предварительный просмотр:
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЦЕЛЬ: Создание наилучших условий для формирования духовно развитой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социальных условиях.
ЗАДАЧИ: 1. Продолжить работу по повышению теоретического уровня педколлектива в области воспитания детей
- Обновлять и развивать единую систему школьного и классного ученического самоуправления.
- Формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни, продолжать развивать систему работы по охране здоровья
учащихся.
- Развивать внеурочную. Деятельность учащихся, направленную на формирование нравственной культуры, их гражданской позиции,
расширение кругозора, интеллектуальное развитие.
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Вся внеурочная деятельность учащихся и педагогов школы организована таким образом, что коллективные творческие дела объединены в воспитательные модули. В центре такого модуля яркое общее ключевое дело. Это позволяет создать в школе периоды творческой активности, задать четкий ритм жизни школьного коллектива, избежать стихийности, оказывать действенную помощь классному руководителю.
Воспитательные модули:
Сентябрь «месячник: Внимание дети» Октябрь «Дорогие мои старики» Ноябрь «За здоровый образ жизни» Декабрь «С любовью к России» Февраль « Я патриот»
Март «Быстрее, выше, сильнее»
Апрель «Живи, Земля!»
Май «Помним дни былые»
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА УЧЕБНЫЙ ГОД:
Гражданско-патриотическое:
Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей Здоровьесберегающее воспитание:
Экологическое воспитание:
Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности: Культуротворческое и эстетическое воспитание
Профессионально-трудовое воспитание: Интеллектуальное воспитание
Социакультурное и медиакультурное воспитание Правовое воспитание и культура безопасности
Направления воспитательной работы | Задачи работы по данному направлению |
Гражданско-патриотическое | -формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей, местных традиций и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свой край, и свою страну; -воспитание основ гражданского сознания и преданности Родине; - воспитание правовой культуры и законопослушания на основе изучения нормативных документов о правах и обязанностях гражданина РФ. |
Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей | -воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России; -воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; -воспитание нравственных чувств и этического сознания; формирование у учащихся представления о семье как величайшей ценности в жизни человека; -духовно-нравственное воспитание личности на основе семейной традиционной культуры |
Здоровьесберегающее воспитание |
|
Экологическое воспитание: |
|
Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности: | Формирование позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур народов, их традиций и этнических ценностей воспитания культуры толерантности и межнационального согласия; достижения необходимого уровня правовой культуры граждан как основы толерантного сознания и поведения; формирования мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу; |
Культуротворческое и эстетическое воспитание | формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры; -формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; - формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры; - формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя. |
Профессионально-трудовое воспитание: | осознание целей и задач труда; воспитание мотивов трудовой деятельности; формирование трудовых умений и навыков через практические занятия. |
Интеллектуальное воспитание | Развитие и формирование интеллектуальных способностей. Развитие умений и навыков интеллектуального труда. Развитие интереса к научно-исследовательской деятельности. |
Социакультурное и медиакультурное воспитание |
«миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнѐрство», развитие опыта противостояния таким явлениям, как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм»;
|
Правовое воспитание и культура безопасности | - формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры; |
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодѐжных субкультур. |
СЕНТЯБРЬ
Девиз месяца: « Внимание дети!»
Направление воспитательной работы | Название мероприятия |
Гражданско-патриотическое | Праздник «Первый звонок» Уроки Знаний по теме: « Моя малая родина». |
Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей | «Первые уроки школьной отметки» |
Здоровьесберегающее воспитание | Профилактика заболеваний: сколиоза, острота зрения, ЖКТ. Всероссийский олимпийский урок (беседы, Классные часы) |
Экологическое воспитание | Озеленение школьных кабинетов. Конкурс поделок из природного материала «Осенняя сказка». Всероссийский экологический субботник «Зелѐная Россия» |
Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности: | Занятия с учащимися по воспитанию толерантности «Учимся быть терпимыми». Классные часы, посвященные трагическим событиям в г. Беслане. |
Культуротворческое и эстетическое воспитание | Классные часы, беседы: «Твой школьный стиль одежды», «Встречают по одѐжке». |
Профессионально-трудовое воспитание: | Организация дежурства в классе. Золотые руки. |
Интеллектуальное воспитание | Классный час «Турнир юных риторов» |
Социакультурное и медиакультурное воспитание | Классный час: «Гражданин – человек свободный и ответственный»» |
Правовое воспитание и культура безопасности | Классные часы в классах по ТБ и ПДД Конкурсная программа «Мой класс и я – ПДД знающая семья» Акция «Подросток» |
Самоуправление в школе и в классе | Организация дежурства в классе |
Работа с детьми «группы риска» | Выявление трудновоспитуемых детей, неблагополучных семей, постановка их на внутришкольный контроль (социальный паспорт) Привлечение «трудных детей» к участию в досуговой и спортивной деятельности. Посещение уроков с целью наблюдения за работой учащихся «группы риска» и вновь прибывших (справка) |
ОКТЯБРЬ
Девиз месяца: «Профессия – УЧИТЕЛЬ»
Направление воспитательной работы | Название мероприятия |
Гражданско-патриотическое | Подготовка ко Дню пожилого человека, участие в концерте. |
Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей | День учителя. Праздничный концерт для учителей. |
Здоровьесберегающее воспитание | Классный час по воспитанию правильного питания «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». «Фруктовое ассорти». «Весѐлые старты» |
Экологическое воспитание | Озеленение кабинетов |
Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности. | Культура поведения «Если вы вежливы». «Как воспитать настоящего человека» |
Культуротворческое и эстетическое воспитание | «Это загадочное слово этикет» - классные часы. |
Профессионально-трудовое воспитание. | Беседа « Кем я хочу стать». «В мире прекрасного». |
Интеллектуальное воспитание | Игра «Самый умный» |
Социакультурное и медиакультурное воспитание | Классный час «Милосердие и сострадание» |
Правовое воспитание и культура безопасности | Конкурс рисунков учащихся ― Права ребенка‖ |
Самоуправление в школе и в классе | День самоуправления |
Работа с детьми «группы риска» | Посещение уроков (предупреждение неуспеваемости и пропусков уроков уч-ся 1-й четверти) |
НОЯБРЬ
Девиз месяца: «За здоровый образ жизни»
Направление воспитательной работы | Название мероприятия |
Гражданско-патриотическое | День народного единства. Вхождение Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. |
Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей | Мероприятия, классные часы, посвященные Дню матери . |
Здоровьесберегающее воспитание | Классные часы, мероприятия, соревнования по отдельному плану месячника «За здоровый образ жизни». Просветительная работа с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья (1- 11 классы). «Каникулы, каникулы! Веселая пора» - мероприятия по отдельному плану во время осенних каникул. Кл. час « В гостях у еѐ Величества Королевы электричества» |
Экологическое воспитание | Акция «Кормушка для птиц» |
Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности: | День народного единства.(классные часы, беседы) Международный день толерантности. |
Культуротворческое и эстетическое воспитание | Уроки, беседы, посвященные 250-летию со дня основания Эрмитажа. |
Профессионально-трудовое воспитание: | Класный час «Все профессии важны» |
Интеллектуальное воспитание | Мероприятия в рамках недели ШМО начальных классов. Акция «Пятѐрка для моей мамы» |
Социакультурное и медиакультурное воспитание | Беседы, классные часы «Россия – многонациональное государство» |
Правовое воспитание и культура безопасности | Проведение инструктажей по ТБ во время каникул. |
Самоуправление в школе и в классе | Дежурство в классе |
Работа с детьми «группы риска» | Рейд с участковым «Выполнение режима дня учащимися» (справка); |
ДЕКАБРЬ
Девиз месяца: «С любовью к России!»
Направление воспитательной работы | Название мероприятия |
Гражданско-патриотическое | Неделя «Мне о России надо говорить». (по отдельному плану) Акция «Я – гражданин России». |
Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей | Утренник «Путешествие в новогоднюю сказку». |
Здоровьесберегающее воспитание | Классный час «Органы пищеварения. Вкус. Обоняние.» |
Экологическое воспитание | Вн. Мероприятие « полезные и вредные лекарства». |
Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности: | «Причины и последствия детской агрессии». |
Культуротворческое и эстетическое воспитание | «Фабрика Деда Мороза» |
Профессионально-трудовое воспитание: | |
Интеллектуальное воспитание | Участие во всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «ЧИП». |
Социакультурное и медиакультурное воспитание | «Знание – сила». |
Правовое воспитание и культура безопасности | Инструктажи по правилам поведения вовремя зимних каникул. |
Самоуправление в школе и в классе | Дежурство в классе |
Работа с детьми «группы риска» | Посещение уроков с целью наблюдения за работой на уроке учащихся «группы риска» (справка); Состояние эмоционально-психологических и деловых отношений в классных коллективах 6-9 классы (проверка состояние эмоционально-психологических и деловых отношений в классных коллективах и их влияние на качество учебно-воспитательного процесса) |
ЯНВАРЬ
Направление воспитательной работы | Название мероприятия |
Гражданско-патриотическое | |
Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей | Рождественские праздники. |
Здоровьесберегающее воспитание | Соревнования по волейболу, баскетболу во время зимних каникул. |
Экологическое воспитание | Экскурсии к водоему, к роднику. |
Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности: | Классный час «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» |
Культуротворческое и эстетическое воспитание | Кл.час «Мои любимые поэты». |
Профессионально-трудовое воспитание: | Генеральные уборки в классах. |
Интеллектуальное воспитание | Подготовка к олимпиадам. |
Социакультурное и медиакультурное воспитание | |
Правовое воспитание и культура безопасности | Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации». |
Самоуправление в школе и в классе | Дежурство в классе. |
Работа с детьми «группы риска» | Занятость учащихся «группы риска» в кружках и спортивных секциях (справка); |
ФЕВРАЛЬ
Девиз месяца: « Я патриот»
Направление воспитательной работы | Название мероприятия |
Гражданско-патриотическое | Месячник патриотической и спортивно-массовой работы по отдельному плану. |
Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей | Кл. час «Традиции в моем доме». |
Здоровьесберегающее воспитание | Игры на свежем воздухе. |
Экологическое воспитание | Кл.час «Эти забавные животные». |
Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности: | Кл. час «Как мы относимся к друг другу». |
Культуротворческое и эстетическое воспитание | «Сам себе художник» |
Профессионально-трудовое воспитание: | |
Интеллектуальное воспитание | «Умники и умницы». |
Социакультурное и медиакультурное воспитание | |
Правовое воспитание и культура безопасности | Кл. час « В гостях у еѐ Величества Королевы электричества» |
Самоуправление в школе и в классе | Школьная форма |
Работа с детьми «группы риска» | Индивидуальные беседы участкового. |
МАРТ
Девиз месяца: «Быстрее, выше, сильнее»
Направление воспитательной работы | Название мероприятия |
Гражданско-патриотическое | |
Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей | Праздничный концерт для учителей, посвященный 8 марта. «Мир и счастье для меня – мама!» |
Здоровьесберегающее воспитание | «Веселые старты» |
Экологическое воспитание | Экскурсии |
Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности: | Классные часы по толерантному воспитанию в игровой форме. |
Культуротворческое и эстетическое воспитание | «Жил на свете замечательный поэт» (вн. Мероприятие. С.В. Михалков.) |
Профессионально-трудовое воспитание: | |
Интеллектуальное воспитание | Путешествие в страну сказок |
Социакультурное и медиакультурное воспитание | |
Правовое воспитание и культура безопасности | Интерактивные игры «Как избежать конфликт» |
Самоуправление в школе и в классе | Дежурство в классе |
Работа с детьми «группы риска» | Беседы о здоровом образе жизни; |
АПРЕЛЬ
Девиз месяца: «Живи, Земля!»
Направление воспитательной работы | Название мероприятия |
Гражданско-патриотическое | КТД «Первый человек в космосе» Акция «Милосердие» |
Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей | КТД «День птиц» |
Здоровьесберегающее воспитание | Классные часы, беседы на санитарно-гигиенические темы. |
Экологическое воспитание | Месячник «Живи, Земля!» (по отдельному плану) |
Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности: | Беседы с учащимися по воспитанию толерантности «Учимся быть терпимыми». |
Культуротворческое и эстетическое воспитание | Беседа «Красота человеческого поведения». Конкурс кабинетов «Самый, самый уютный класс» |
Профессионально-трудовое воспитание: | Общешкольный субботник. |
Интеллектуальное воспитание | «Путь к здоровью, силе, бодрости». |
Социакультурное и медиакультурное воспитание | |
Правовое воспитание и культура безопасности | Беседы, классные часы по профилактике ДТП. |
Самоуправление в школе и в классе | |
Работа с детьми «группы риска» | Индивидуальная работа с учащимися, снятие с учѐта. |
МАЙ
Девиз месяца: «Помним дни былые»
Направление воспитательной работы | Название мероприятия |
Гражданско-патриотическое | Тематические классные часы, мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. (по отдельному плану). |
Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей | Праздник «Последний звонок» |
Здоровьесберегающее воспитание | Профилактика заболеваний. Беседы. |
Экологическое воспитание | Благоустройство школьного двора. |
Формирование этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности: | |
Культуротворческое и эстетическое воспитание | Беседа «Красота человеческого поведения». |
Профессионально-трудовое воспитание: | Акция «Миллион деревьев». Уборка пришкольной территории Работа на пришкольном участке по отдельному плану. |
Интеллектуальное воспитание | Вн. Мероприятие «Это не забыть никогда» |
Социакультурное и медиакультурное воспитание | |
Правовое воспитание и культура безопасности | Инструктажи по правилам поведения во время летнего периода. |
Самоуправление в школе и в классе | |
Работа с детьми «группы риска» | Оказание помощи в написании характеристик на учащихся «группы риска» Вовлечение учащихся в работу в трудовой практике |
ЛИСТОК ДОПОЛНЕНИЯ
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Для кого проводится | Ответственный |
Социально-культурный блок развития.
Целевая направленность:
1.Создание определѐнного воспитательного пространства (школа—центр культуры, воспитания и образования) 2.Способствование улучшению нравственно-психологического климата в школе.
3.Установление контакта с жителями села, формирование взаимоуважения детей и взрослых.
Семья.
- Социально-психологическое обслуживание семьи. 1.2.Родительский всеобуч, родительские собрания.
- Совместные праздники и КТД
- Деятельность родительских комитетов классов и школы.
Дом культуры
- Совместная воспитательная работа: конкурсы, творческие выставки, фестивали, турниры, эстафеты и др. 2.2.Методические консультации.
2.3.Работа кружков, творческих объединений.
- Отдел образования. 3.1.Совместная воспитательная работа. 3.2.Методические консультации.
Органы местного самоуправления.
- Совместное проведение мероприятий: День знаний, Вахта памяти, День защиты детей. 4.2.Благотворительные акции, акции по благоустройству села.
4.3.Выявление и профилактика правонарушений; деятельность Попечительского совета.
Библиотека.
- Совместные познавательные мероприятия. 5.2.Оформление стендов к памятным датам и т. д.
Больница
- Медосмотр учащихся.
- Профилактическая работа.
Военкомат.
- Работа с призывниками.
Предварительный просмотр:
Разрешаю: ______________
Допускаю: ______________
Оценка: __________
План-конспект
внеклассного мероприятия (классный час)
проведенного в 3«Б» классе
обучающейся Труновой Валерии Юрьевны
20.01.2020 г.
Консультация методиста: _________
Консультация учителя: ___________
План-конспект классного часа
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 20.01.2020 г.
Время: 15:20-16:05
Место: МАОУ СОШ №6, кабинет №1
Класс: 3«Б»
Целевой компонент внеклассное мероприятие (классный час)
Тема: «Дорожная азбука»
Цель: создание благоприятных условий для повторения основных правил дорожного движения, основных знаков запрета и разрешения.
Задачи:
Образовательные: систематизация знаний по правилам дорожного движения, уточнение знаний о дорожных знаках, проверка знания правил поведения в общественном транспорте.
Развивающие: развитие речи, через ответы на вопросы, объяснение ситуаций на дороге, развитие зрительного восприятия, через наглядные пособия, развитие памяти, мышления.
Воспитательные: воспитание у обучающихся уважения к людям; культуры общения; интереса к занятиям по ПДД; умения работать в коллективе; самостоятельности при переходе через дорогу; уважения к пешеходам, водителям, пассажирам.
Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для глаз, для мелкой моторики пальцев кисти руки.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания; формирование самостоятельной и личной ответственности за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение использовать общие приёмы решения учебных задач; осознавать познавательную задачу, строить логическую цепочку рассуждений.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицами), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно излагать монологическую и диалогическую речь.
Предметные: знать правила дорожного движения, правила поведения пешеходов; соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; уметь применять приобретенные умения, навыки и знания для решения в различных типичных жизненных ситуациях.
Форма проведения: классный час- беседа.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Использованная литература: Автор- составитель Максимова Т.Н., Дробинина Н.Н. «Классные часы» 3 класс; интернет – ресурсы.
Оборудование: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, видеофрагмент мультфильма, дидактический материал: конверт с дорожными знаками, смайлики, песня(Детский театр Божья коровка - Песня из спектакля «Скайзочное ПДД» на музыку «Необитаемый остров из к/ф Красная Шапочка»)
Содержательный компонент внеклассного мероприятия:
Ход мероприятия:
I. Организация начала классного часа.
1) Приветствие
У.: – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Яна Николаевна и Валерия Юрьевна, сегодня классный час проведем у вас мы.
2) Мотивация
У: – Мы предлагаем всем встать. И чтобы передать друг другу хорошее настроение, мы предлагаем вам взяться за руки, тихонько пожать друг другу руки и улыбнуться.
У: – Спасибо ребята, занимайте свои места.
II. Открытие новой темы. Целепологание.
У.: – Посмотрите на доску, что там написано?
Д.: – Чтоб по улицам без страха
Мы с тобой могли ходить,
Нужно Правила движения
Непременно изучить.( Слайд 1)
У.: – Предположите тему нашего сегодняшнего занятия.
Д.: – Правила дорожного движения.( Слайд 2)
III. Открытие новых умений, знаний.
1. Фронтальный опрос.
У.: – Сегодня у нас не простое занятие, мы отправимся в удивительное путешествие, в страну «Дорожной азбуки». Повторим основные правила дорожного движения, узнаем, как же нужно вести себя, находясь в трамвае, в автобусе. ( Слайд 3)
У.: – А для начала мы с вами проверим, кто и с каким настроением сегодня пришел к нам урок. Ребята, у вас на парте у каждого есть по два смайлика, -один грустный, а другой веселый. Ребята, поднимите тот смайлик, на котором нарисовано ваше настроение.
У.: – Молодцы ребята, сейчас мы с вами начнем наше путешествие. К нам в гости пришёл сказочный герой, но он очень расстроен. Ребята, вы знаете кто это? ( Слайд 4)
Д.: – Это Незнайка.
У.: – Правильно, ребята, это Незнайка. Прочитайте, о чем вас просит незнайка.
Д.: – Ребята, вы мне помогите
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай
не угодить!
У.: – Ребята, а кто скажет – о чём нам необходимо помнить при переходе дороги?
Д.: – Нужно посмотреть по сторонам, переходить дорогу только по зебре.
У.: – Молодцы, вы правы.
У.: – А что помогает нам безопасно перейти дорогу?
Д.: – Светофор.
У.: – Правильно! Что написано у нас на доске? (Слайд5)
Д.: – Внимание, глядит в упор
На вас трехглазый светофор-
Зелёный, жёлтый, красный глаз.
Он каждому дает приказ.
С виду грозный и серьёзный,
Очень важный светофор.
У.: – А что же означает каждый сигнал светофора?
Д.: – Красный – стоять, зелёный –движение разрешено, жёлтый – внимание. (Слайд 6)
У.: – Да, ребята, вы правы!
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно…
Свет зеленый говорит:
Пешеходам путь открыт!
Желтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
У.: – Дорогу можно переходить только в строго установленных для этого местах. Ребята, а вы знаете, какие это места?
Д.: – Пешеходный переход.
У.: – А какие еще правила мы должны соблюдать при переходе дороги?
Д.: – Быть особо внимательными. Переходить дорогу спокойным шагом. Не оглядываться на оклик знакомых и друзей.
У.: – Молодцы, как вести себя на дороге вы знаете, а как вести себя на тротуаре?
Д.: – Не бежать, не мешать прохожим, вести себя примерно.
У.: – Сейчас я проверю, умеете ли вы быть примерными пешеходами…
(На слайде 7 – 8 игра «Назовите номера тех пешеходов, которые нарушают правила дорожного движения») (2 слайда)
У.: – Молодцы ребята! Мы с вами бываем не только пешеходами, но и пассажирами. Кто мне расскажет, как надо вести себя в общественном транспорте?
Д.: – Уступать место старшим, не кричать, не бросать мусор. (Слайд 9)
У.: – Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая
Проходи скорей вперед.
Слушание музыкального произведения.
У: – Сейчас мы прослушаем песню. Слушайте внимательно и ответе на вопрос: О чем поется в песне?
У: – Ребята, вам понравилась эта песня?
Д: – Да.
У: – О чем поется в песне?
Д: – В песне поется о правилах дорожного движения.
У: – Как нужно вести себя возле железной дороги?
Д: – Не бегать по рельсам, не заступать за красную линию на перроне.
У: – Какое настроение передает вам эта песня?
Д: – Веселое, задорное.
2. Работа в группах.
У.: – Ребята, а сейчас я посмотрю, какие дорожные знаки вы знаете и для чего они необходимы. Мы поработаем в группах, у вас на столах есть конверты, внутри них лежат карточки с изображением дорожных знаков, вам надо обсудить в группе и подписать их. На эту работу вам дается 5 минут.
У.: – Время вышло, заканчиваем работу, один человек из группы сейчас выйдет к доске и будет показывать то, что у них получилось, а все остальные будут проверять так ли у них, если у вас выполнено правильно вы поднимаете веселый смайлик, если неправильно – поднимаете грустный смайлик.
У.: – Вы все справились, молодцы! Сейчас мы с вами просмотрим видеоролик, смотрите внимательно, после просмотра вы ответите мне на вопрос: «Почему наш герой попал в такую ситуацию?».
Д.: – Потому что он внимательно не смотрел по сторонам, прежде чем перейти дорогу.
У.: – Так какой же совет мы дадим нашему гостю – Незнайке?
Д.: – Учить правила дорожного движения.
У.: – Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? Если вам понравилось поднимите веселый смайлик, а если нет – то, грустный.
У.: – Надеюсь, что после нашего внеклассного мероприятия вы будете соблюдать правила дорожного движения, расскажете о них своим маленьким братьям и сестрам, своим друзьям и родителям. Спасибо за внимание, занятие окончено!
Предварительный просмотр:
Анализ посещенных классных часов.
Анализ внеклассного мероприятия в 4 «А» классе,
проведенного обучающимися: Ульяник Марией, Плисовой Анастасией.
Тема: «Земля - наш общий дом»
Класс: 4 «А»
Форма: беседа с обучающимися.
Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся представления о важности сохранения экологии Земли.
1. Какие воспитательные, образовательные, развивающие задачи ставились на мероприятии?
Задачи:
Образовательные: формировать у детей экологическое мировоззрение; совершенствовать знания о важности экологии на Земле.
Воспитательные: воспитать сознательное и бережное отношение к природе; формировать интерес к изучению Земли, как к дому, в котором мы живём; воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром; воспитывать любовь к природе.
Развивающие: развивать речь, внимание, наблюдательность; развивать экологический взгляд на мир; развивать творческие способности.
2. Как учитывались возможности класса и отдельных обучающихся?
Подготовка и отбор материала осуществлены с учётом интересов детей и их способностей. Наблюдение показало, что у детей 4 «А» класса высокое интеллектуальное развитие, хорошо развито внимание, творческие способности, осознание бережного отношения к природе. Присутствовали фронтальная, групповая формы работы.
Также на классном часу было слушание музыки. Дети внимательно слушали, а затем отвечали на заданные вопросы. Классный час был разработан таким образом, чтобы задействовать в нем каждого ученика.
- Каковы ожидаемые результаты?
Личностные: обучающийся проявляет интерес к новому материалу; проявляют любовь к природе; уважительно относятся к природным ценностям.
Предметные: узнают понятие «экология» и о значении экологии в жизни человека; совершенствуют знания о важности охраны природы; формируют экологический взгляд на окружающий мир.
3. Анализ с точки зрения этапов подготовки внеклассного мероприятия.
– Какой литературой пользовались?
При подготовке к внеклассному мероприятию обучающиеся использовали интернет-источники и библиотечные пособия для разработки внеклассных мероприятий.
– Сколько ребят было охвачено при подготовке к внеклассному мероприятию?
Ребята не помогали при подготовке к внеклассному мероприятию.
– Кто из учителей, родителей, общественности привлекался при подготовке классного часа?
При подготовке классного часа привлекался классный руководитель.
4. Самооценка классным руководителем качества и результатов мероприятия.
Я считаю, что у обучающихся получилось раскрыть тему классного часа и рассказать детям на сколько важна экология на Земле, что нужно беречь ее сохранность. Классному руководителю понравился проведённый, практикантками, классный час.
Анализ внеклассного мероприятия во 2 «Б» классе
проведенного обучающейся: Пилипенко Анастасией
Тема : «Дарите людям доброту!»
Класс : 2 «Б»
Форма: беседа с обучающимися
Цель: создание благоприятных условий для формирования понятий “добро”, “доброта”, “добрые поступки”.
1. Какие воспитательные, образовательные, развивающие задачи ставились на мероприятии?
Задачи:
Образовательные: расширить знания обучающихся о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях; формировать у обучающихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; обогатить духовный мир учащихся.
Воспитательные: воспитывать чувства доброты, вежливости, взаимопонимания.; воспитывать уважение к родителям, товарищам; воспитывать стремление совершать добрые дела
Развивающие: развивать познавательный интерес обучающихся; развивать представления детей о добре и зле, умение прислушиваться к себе и быть самокритичным; развивать у обучающихся способности анализировать свои действия.
2. Как учитывались возможности класса и отдельных обучающихся?
Подготовка и отбор материала осуществлены с учётом интересов детей и их способностей. Наблюдение показало, что у детей 2 «Б» класса хорошо развито внимание, понимание предствавления о добре и зле, проявляется интерес к творчеству. Классный час был разработан таким образом, чтобы задействовать в нем каждого ученика.
На классном часу были представлены дидактические игры: «Вежливо – невежливо», «Доскажите словечко». Также ученики исполнили песню Фунтика. Данная форма проведения занятия помогает раскрыть личностные качества детей, способствует созданию атмосферы взаимопонимания, творчества. Классный час был проведен в соответствии с планом-конспекта, были соблюдены все этапы.
- Каковы ожидаемые результаты?
Личностные: развитие психологической наблюдательности и умения видеть в другом человеке хорошее, принимать разные точки зрения; познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
Метапредметные:
Познавательные: умение перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов.
Регулятивные: планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли; владение монологической формой речи; умение высказывать свое мнение и адекватно воспринимать чужое.
3. Анализ с точки зрения этапов подготовки внеклассного мероприятия.
– Какой литературой пользовались?
При подготовке к внеклассному мероприятию обучающаяся использовала интернет-источники и библиотечные пособия для проведения внеклассного мероприятия.
– Сколько ребят было охвачено при подготовке к внеклассному мероприятию?
Обучающаяся не нуждалась в помощи класса. Но если бы ей понадобилась помощь, то ученики бы помогли.
– Кто из учителей, родителей, общественности привлекался при подготовке классного часа?
Учителя и родители к классному часу привлечены не были.
4. Самооценка классным руководителем качества и результатов мероприятия.
Я считаю, что обучающейся удалось раскрыть тему классного часа и, что необходимо знать о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях. Обучающейся удалось заинтересовать детей; провести творческие задания; провести классный час в соответствии с продолжительностью урока.
Предварительный просмотр:
Приложение 8
План работы с родителями(I четверть)
Срок реализации | Тема мероприятия | Цель | Консультации для родителей (темы) |
ЯНВАРЬ | 1. «Влияние игры на развитие коммуникативных навыков и развитие речи детей»; 2. «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей». | ||
«Методы самообладания для взрослых»; «Как научиться, не злиться на ребёнка» | |||
Участие родителей в мероприятиях | Вовлечение родителей в единое образовательное пространство ДОО, Привлечение родителей: к оказанию помощи к оформлению зимнего участка, проявлению заботы о птицах | Зимний спортивный праздник «Не страшны нам холода»» «Снежные фантазии» — конкурс построек из снега | |
ФЕВРАЛЬ | Родительское собрание № 3 «Игра – основной вид деятельности ребёнка» | Вовлечь родителей в единое образовательное пространство по реализации второй задачи плана работы Учреждения на учебный год. | «Влияние подвижных игр на воздухе на эмоциональный настрой ребёнка». «Развитие познавательной активности детей через игру». |
Анкетирование «Что мы знаем о детских играх?» | Выявление степени актуальности данной проблемы в семье | «Играйте вместе с детьми» | |
Наглядная агитация | Вовлечение родителей в единое образовательное пространство ДОО, информирование родителей. | Фото стенд «Спасибо, милый папочка, что ты достался мне» | |
Участие родителей в мероприятиях | Вовлечение родителей в единое образовательное пространство ДОО, с целью оказания помощи педагогам в организации мероприятий. | Помощь в подготовке и участие в празднике «День защитников отечества». Досуг «Как нам вами не гордиться?» Праздник «Прощай масленица» | |
МАРТ | «Азбука дорожного движения». «Берегите своих детей» | ||
Анкетирование «Выявление интересов, пожеланий родителей». | Выявление степени заинтересованности родителей (законных представителей) данной проблемой | ||
Участие родителей в мероприятиях | Вовлечение родителей в единое образовательное пространство ДОО, с целью создания праздничной атмосферы, эмоционального благополучия воспитанников Создание безопасных условий для пребывания воспитанников в ДОО | «Самая красивая, родная и любимая!» детский концерт Подготовка территории ДОУ к весенне-летнему периоду. | |
Наглядная агитация | Выставка рисунков «Милой мамочки портрет» Папка «Мама – слово дорогое» |
Предварительный просмотр:
Приложение 13
Методический материал для работы с родителями.
(разработки бесед, памятки, консультации)
- Беседа родительского собрания "Проекты в начальной школе"
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(древняя китайская мудрость).
Вряд ли кто-то из нас поспорит с этим: крепче всего запоминается то, что прочувствовал или сделал сам. Метод проектов подразумевает активную включенность ребенка в процесс получения знаний, использование имеющихся знаний, умений и навыков, а также освоения новых, необходимых для решения конкретной проблемы.
Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Если ребёнок участвует в создании проекта, то задача родителей – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.
Проект — это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
Алгоритм разработки проекта таков: проблема — цель — результат.
После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:
-установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы — информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)
-поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)
-наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части.)
-выбрать способы решения задач на каждом этапе.
-определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.
Введение — часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы ее проверки.
Основная часть — описание поэтапного решения задач.
Можно использовать фразы-клише:
Я начал свою работу с того, что...
Потом я приступил к ...
Я завершил работу тем, что...
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами...
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план) ...
План моей работы был нарушен, потому что...
Мне удалось достичь цели проекта, потому что...
Заключение — часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, и что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.
В проектной деятельности ребенок приобретает новые знания, умения и навыки. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную.
Цели проектного обучения:
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта;
- позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного;
- развить у каждого позитивный образ себя и других;
- развить у учащихся умение истинно оценивать себя;
- развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать;
- обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы;
- развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:
- помогает ученикам определить цель деятельности;
- рекомендует источники получения информации;
- раскрывает возможные формы деятельности;
- содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
- создаёт условия для активности школьника;
- является партнёром;
- помогает ученику оценить полученный результат и т. д.
Действия ученика можно охарактеризовать так:
- определяет цель своей деятельности;
- открывает новые знания;
- экспериментирует;
- выбирает пути решения возникающих проблем;
- несёт ответственность за свою деятельность и т. д.
Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений:
качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.
Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?
Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме.
Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
- Беседа родительского собрания " Создание портфолио в начальной школе"
Цель родительского собрания:
1. Заинтересовать родителей в совместной работе над детскими портфолио.
2.Ознакомить родителей учащихся с условиями и режимом работы школы, учебным планом на 3 класс.
Ход собрания
I. Для чего ученику портфолио?
У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, краевых олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов
Цель портфолио: выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.
Нам всем придется привыкнуть к формуле:
аттестат + портфолио = образовательный рейтинг выпускника школы
Философия портфолио.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Философия учебного портфолио предполагает:
- смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
- интеграцию количественной и качественной оценок;
- перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
- основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".
Концепция портфолио:
Портфолио - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ или каких-либо иных форм экзаменов при поступлении в вуз, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре. Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования.
Для чего все это нужно?
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.
Как выглядит портфолио?
Как правило, для создания портфолио требуется папка "на кольцах", которая наполнена файлами с перфорацией. Желательно приобрести разноформатные файлы для хранения документов или работ формата А4, А5. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам.
Портфолио ученика начальной школы
Цели и задачи ведения портфолио в начальных классах.
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Девиз работы с портфолио ученика начальной школы
"Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты)
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
РАЗДЕЛ "МОЯ СЕМЬЯ"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
Помогите своим детям!
И они станут успешными людьми, уверенными в свои силы и успех!!!
- Беседа родительского собрания « Любите ребенка»
Любите ребенка просто так, ни за что, а потому, что он есть, что он ваш ребенок. Все дети нуждаются в любви.
Нет ничего мудрее и сложнее человеческой любви. Это самый нежный и в то же время самый скромный, и самый красивый, и самый незаменимый цветок в букете, имя которому - Нравственность. Любя своих детей, вы учите их любить вас.
Любовь - это трудная работа. Трудная, потому что ежесекундная, невидимая, кропотливая работа души. Мы учим всему, но забываем о самом главном - учить умению любить. С самого рождения, без перерывов на каникулы.
Любви нельзя научить в теории. Ваши дети должны видеть, что вы умеете любить, верно самоотверженно. Не стесняйтесь, показывайте своим детям любимые вами мелочи, которые напоминают о любви близких вам людей, их внимании к вам.
Давайте не забывать почаще говорить друг другу простые добрые слова. Умеем ли мы это делать? Воспитана ли в нас такая незаметная, деликатная доброжелательность?
И если ребята приучены встречать уставшего отца в коридоре, нести ему тапочки, они через много лет не оставят его, постаревшего, больного, в одиночестве.
Когда подрастающий человек начинает самостоятельно постигать мир, ему очень нужна уверенность, что за спиной у него все надежно и спокойно, что охраняет его не просто мамина и папина забота, а огромная, вечная любовь.
Нашему взрослому миру так не хватает порой тепла. Может быть, его сумеют спасти дети, которых мы научим любить.
Любовь и справедливость нужны нашим детям, а значит, умейте уступать, прощать, где это нужно и возможно.
Любить - значит верить в ребенка. Если вы считаете, что ваш ребенок беспомощен, труслив, вы, совершенно не осознавая этого, будете делать все, чтобы сделать ребенка именно таким. Если же вы уверены, что ребенок изначально наделен положительными качествами, то вы неизбежно и без особых усилий будете воздействовать на ребенка в этом направлении.
Ребенок с малолетства должен знать, что любовь к маме, папе, бабушке, другу, подружке - это прежде всего готовность отдавать, готовность жертвовать.
Удивительно как-то устроен мир: беззаветно и безоглядно любят именно тех, в кого вложили больше всего труда и души. Выросшие внуки скучают не по той бабушке, которая дарила дорогие подарки, а по той, которой надо было таскать воду, вскапывать и полоть огород, колоть дрова.
И маму особенно любят те дети, которые с младенчества привыкли заботиться о ней, помогать, которые несли домой из детского сада конфету, выданную на полдник.
Недаром выведена психологическая формула: заботимся о том, кого любим, и любим тех, о ком заботимся.
Родительская любовь дает детям чувство защищенности, жизненной опоры, делает их сильнее и увереннее. Если ребенка любят в детстве, он будет любим и в старшем возрасте, и сам будет способен любить. Боль за ребенка - это тоже выражение заботы и любви к нему.
Проявление заботы о других - высшая форма человеческого существования.
Почти невозможно стать заботливым человеком тому, кто в детстве никогда не испытал заботы и любви.
Учите великодушию и деликатности - не откладывайте это на потом.
Учите детей отдавать и жертвовать, без этой науки ни они, ни вы не будете счастливы.
Настоящая родительская любовь - это любовь разумная, требовательная. Она там, где учат детей самостоятельности, выражают доверие, уважение к ним. Совместный труд родителей и детей сближает их, доставляет радость общения, сплачивает семью. Дети дорожат совместными занятиями спортом, чтением, рыбалкой, посещением театра, парка, цирка, ждут их. Обмен впечатлениями и переживаниями возможен лишь в семье, где есть общие интересы.
Внешние формы проявления любви в разных семьях различны. В одних - бесконечно щедры поцелуи и ласки. В других семьях - теплые и сердечные отношения скрываются за внешней сдержанностью, даже суровостью. И, говоря о любви, надо помнить одно правило - в любви не должно быть притворства, нельзя унижать ее банальностью и пошлостью. Любовь ребенку необходима, но она должна быть умной: не уродующей личность ребенка, а раскрывающей в нем все доброе и светлое. Любовь помогает ребенку относится к себе как к личности.
В. А. Сухомлинский, говоря о любви родителей и детей, выделил ряд моментов, которые желательно учитывать в воспитании детей.
Десять "нельзя" В. А. Сухомлинского
1. Нельзя бездельничать, когда все трудятся.
2. Нельзя смеяться над старостью и старшими людьми.
3. Нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми.
4. Нельзя выражать неудовольствие тем, что у тебя нет той или иной вещи.
5. Нельзя допускать, чтобы мама давала тебе то, что не берет себе.
6. Нельзя делать то, что осуждают старшие.
7. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве.
8. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших.
9. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего.
10. Нельзя сидеть, когда стоит взрослый пожилой человек.
Специальные исследования установили, что "нельзя" обычно сильнее побуждает к действию, чем "надо".
Слепая родительская любовь
"Материнская любовь слепа" - гласит народная пословица. Всепоглощающая любовь заставляет родителей оправдывать недостатки ребенка, его проступки, воспринимая их как случайные, или, что хуже, объяснять их формированием положительных черт характера. И тогда в грубости и упрямстве мальчика они видят признак будущего мужества и настойчивости, а в капризах девочки - будущую женственность.
Корень воспитательной порчи, по меткому выражению русского демократа Н. В. Шелгунова, заключается в чадолюбии. Слепая родительская любовь превращает ребенка в кумира, его ограждают от забот и трудов, потакают прихотям, захваливают и даже учатся за него, создают безоблачную жизнь своему чаду. На самом деле родители готовят своим детям тяжелую судьбу. Ребенок вырастет эгоистом, белоручкой, человеком, не приспособленным к жизни.
Эгоистичные, избалованные дети требуют к себе исключительного внимания, ухода за собой, принимая все услуги как должные. Отношения этих детей со взрослыми двойственны: пока те потакают им, они ласковы, как только появляются запреты, - они становятся грубы и дерзки. С родными внешне вежливы, но невнимательны к их переживаниям. У таких детей, которым все позволено, очень часты конфликты со сверстниками, поскольку у них не развиты навыки самоограничения. Особую неприязнь они вызывают тем, что по всякому пустяку жалуются взрослым. Они преувеличенно чувствительны, громко плачут, обвиняют всех в несправедливости, а в отношении себя они очень снисходительны.
Ребенок ни в коем случае не должен стать явным центром внимания и заботы семьи. Лучшим вариантом будет тот, если в центре внимания окажется мать. Она обо всех заботится - так и должно быть при правильной организации семьи. Отец и старшие дети выражают ей свои добрые чувства, и этим примером учат малыша заботиться о других.
Любовь - это чувство взаимное. Односторонняя любовь порождает эгоизм. Не научите детей любить, будете страдать на старости лет.
Крайности родительской любви
- Любить - значит все разрешать ребенку, предоставлять ему полную свободу.
- Любить - значит все делать за ребенка, материально его обеспечивать.
- Любить - значит неусыпно контролировать каждый его шаг, каждое его действие.
- Любить - значит постоянно выражать свои чувства к ребенку, обнимать, целовать его.
- Любить только за что-то: за успехи, за похвалу окружающих, за какие-либо достоинства.
Как и во всем, в любви нужно чувство меры, крайности могут иметь отрицательные последствия для ребенка.
Памятки
- Памятка родителям от детей.
- Не торопитесь баловать меня, Вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю Вас.
- Не бойтесь быть твердыми со мной. Мне это иногда необходимо. Это помогает мне находить себя.
- Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
- Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорно стремиться к тому, чтобы во всех случаях оставить последнее слово за собой, даже когда точно знаю, что не прав.
- Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить, это может поколебать мою веру в Вас.
- Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто разозлить Вас.
- Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, как Вы поступили со мной.
- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на Вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
- Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдет это в привычку использовать Вас в качестве прислуги.
- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Мне это неприятно. Если Вы сделаете замечание с глазу на глаз, проку будет больше.
- Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. В это время мой слух притупляется, а мое желание действовать с Вами заодно пропадает. Лучше, если Вы попытаетесь это сделать позднее.
- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
- Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
- Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда сам не знаю, почему я поступаю так, а не иначе. Иногда Вы сами можете сказать о себе то же самое.
- Не используйте информацию, которую я Вам доверил, в качестве упрека. Я перестану Вам рассказывать о своих ошибках.
- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
- Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
- Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
- Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне так много внимания.
- Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если Вы не будете на них отвечать, Вы увидите, что я перестану задавать Вам вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне.
- Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если Вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы Вы постоянно мной занимались.
- Никогда даже не намекайте, что Вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с Вами.
- Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у Вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
- Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
- Относитесь ко мне так же, как Вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану Вашим другом. Запомните, что меня больше учит не критика, а примеры для подражания.
- Не стройте из себя идеальных, а будьте такими, какие есть, и старайтесь быть лучше.
- И кроме того, помните, что я Вас люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью…
2. Памятка «Десять заповедей для родителей».
1. Не ждите, что ваш ребёнок будет таким же, как вы. Или как вы хотите. Помогите ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуйте от ребёнка платы за всё, что вы для него сделаете: вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить вас? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещайте на ребёнке свои обиды, ибо в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнёшь.
4. Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен: ему его жизнь тяжела не меньше, чем вам ваша. А может, и больше, потому что у него ещё нет привычки.
5. Не унижайте!
6. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребёнка, мучайтесь, если можете и не делаете. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
7. Не забывайте, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
8. Умейте любить чужого ребёнка. Никогда не делайте чужому ребёнку то, что не хотели бы, чтобы сделали вашему.
9. Любите своего ребёнка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с вами.
10. Дети становятся лучше или хуже не сами по себе, а в зависимости от того, что происходит с нами. Лучше становимся мы – лучше становятся дети. Не надо воспитывать детей – сами становитесь лучше.
3. Рекомендации родителям «Режим дня младшего школьника»
7.00-7.30 подъём: гимнастика, уборка постели;
7.30-8.00 завтрак;
8.00-8.15 дорога в школу (прогулка);
8.30-13.00 учебные занятия;
!3.00-13.30 дорога из школы домой (прогулка);
13.30-14.00 обед;
14.00-16.00 прогулка;
16.00-18.00 приготовление уроков;
18.00-19.00 отдых;
19.00-20.00 ужин и свободные занятия;
20.00-21.00 приготовление ко сну (чистка одежды, обуви, проветривание комнат, вечерний туалет);
21.00-7.00 сон.
Рекомендации родителям и учащимся по выполнению режимных моментов
Исходя, из предложенной нами модели мы разработали рекомендации по организации режима дня для детей и их родителей.
Рекомендации по организации режима дня младшего школьника.
1. Вставай всегда в одно и то же время.
2. Начинай свой день с утренней гимнастики.
3. Утром и вечером тщательно чисти зубы.
5. Проводи достаточное количество времени (два-три) часа на свежем воздухе, занимайся спортом.
6. Соблюдай режим питания.
7. Одевайся по погоде.
8. Выполняй домашнее задание в установленное время.
9. Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйственных делах.
10. Смотри телевизионные передачи не более одного часа в день.
11. После школы отдохни, а затем делай уроки.
12. Уделяй время своему любимому делу.
13. Спи не менее десяти часов в сутки.
14. Ложись спать в одно и то же время.
Сон
1. Следите, чтобы ребёнок спал положенное для его возраста количество часов, ложился и вставал всегда в определённое время;
2. Приучайте ребёнка к выполнению перед сном гигиенических процедур (умываться, чистить зубы, мыть ноги), спать при открытой форточке;
3. Не разрешайте ребёнку перед сном возбуждающих развлечений (просмотр телевизионных передач, шумные игры); не давайте перед сном плотного ужина, кофе или какао, крепкого чая;
4. В помещении, где засыпает ребёнок, создайте спокойную обстановку: устраните яркий свет, прекратите громкие разговоры, выключите телевизор или радиоприёмник и т.д.
Утренняя гимнастика и закаливающие процедуры
1. В режиме дня ребёнка предусматривайте утреннюю гимнастику с последующие обтиранием или обмывания тела водой;
2. Следите, чтобы дети, впервые приступающие к утренней гимнастике, начинали с более легких упражнений, постепенно усложняя их. Постепенность должна соблюдаться при проведении закаливающих процедур;
3. Требуйте от детей, чтобы они ежедневно занимались утренней гимнастикой.
Питание
1. Питание детей должно быть умеренным по количеству, разнообразным по содержанию и достаточным по калорийности;
2. Ужин должен быть легким, небольшим по количеству, и давать его следует за 1 – 1 ½ часа до сна;
3. В школе ребёнок обязательно должен получать горячий завтрак. Если в школе горячие завтраки не предусмотрены, необходимо давать ему из дома небольшой завтрак, состоящий из бутерброда, молока или сырой морковки;
4. Нужно прививать детям привычку: мыть руки перед едой, есть за чистым столом, пользоваться чистой посудой, не употреблять не мытых фруктов и овощей;
5. Дети должны есть аккуратно, не спеша, хорошо пережевывать пищу. Им нельзя разрешать читать во время еды, слишком громко разговаривать и смеяться.
Бытовой труд
1. Поливать цветы в комнате, ухаживать за ними;
2. Накрывать на стол, убирать посуду, мыть её;
3. Держать в порядке своё рабочее место, полочку для книг;
4. Следить за порядком на письменном столе;
5. Складывать в определённое место получаемые семьёй газеты, журналы. Следить за их сохранностью;
6. Кормить домашних животных, следить за порядком, чистотой того места, где они едят, спят;
7. Помогать в уборке комнаты, пылесосить, вытирать пыль;
8. Следить за сохранностью школьной формы: складывать в определённое место;
9. Чистить ботинки;
10. Делать небольшие покупки;
11. Помогать младшим братьям и сестрам содержать игровой уголок в порядке, производить посильный ремонт игрушек;
12. Посильная работа на огороде: прополка, полив, уход за цветами.
Учебный труд
1. В режиме дня детей должны быть предусмотрены строго определённые часы для выполнения домашних заданий, должно быть указано время не только их начала, но и окончания;
2. Помогайте и контролируйте при выполнении домашних заданий, действия должны быть направлены на воспитание у них самостоятельности, самоконтроля и чувства ответственности за порученное им дело;
3. Создавайте надлежащие условия для работы детей дома, в организации рабочего места;
4. Следите, чтобы учебная деятельность учащихся чередовалась трудом умственным и физическим, выполнение домашних заданий после непродолжительного активного отдыха.
Отдых
1. Предусматривайте активный отдых в течение рабочего дня, недели, учебной четверти и учебного года;
2. Следите, чтобы дети отдыхали в перерывах между учебными занятиями в школе и дома через каждые 45 – 50 минут домашних занятий, а также перед сном;
3. Постройте режим дня ребенка, чтобы в течение дня целесообразно чередовались труд умственный и физический, занятия спортом и прогулки на свежем воздухе;
4. Следите, чтобы активный отдых детей после учебных занятий в школе и перед домашними занятиями не превышал 1,5 часов.
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ
родительского собрания учащихся _______ класса
Дата проведения __________
Количество присутствующих ________
Тема: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Повестка:
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
5.____________________________________________________________________________
Слушали:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Постановили:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
« » _________ 20 года Подпись кл. руководителя _________
Присутствующие родители:
1.
2.
3.
Предварительный просмотр:
Приложение 4
План воспитательной работы
Циклограмма работы классного руководителя.
Ежедневно:
- встреча детей;
- проверка внешнего вида учащихся;
- зарядка, физминутки на уроках;
- проверка рабочих тетрадей учащихся;
- работа с опоздавшими, отсутствующими, выявление причин;
- организация питания в школьной столовой;
- дежурство по классу.
Еженедельно:
- проверка дневников учащихся;
- классный час;
- подведение итогов успеваемости;
- проведение 5 минуток по ПДД;
- индивидуальная работа с родителями и детьми;
- ведение классного журнала;
- работа с активом класса.
Ежемесячно:
- проведение бесед по ПДД, ППБ
1 раз в триместр:
- родительское собрание;
- родительский всеобуч;
- заседание родительского комитета;
- подведение итогов успеваемости;
- подведение итогов заболеваемости;
- генеральная уборка кабинета.
Общие задачи воспитания
- Активизировать познавательную деятельность учащихся и развивать интерес к учебе.
- Направлять всю воспитательную работу на усвоение детьми нравственных знаний.
- Постоянно воспитывать нравственное сознание, высокую культуру поведения, формировать привычку соблюдать «Правила для учащихся».
- Повысить воспитанность учащихся.
- Воспитывать чувство доброты и милосердия.
- Прививать любовь к труду, воспитывать самостоятельность в поведении, труде, учении.
- Приобщать детей к художественной самодеятельности и различным видам искусства.
- Популяризировать занятия физкультурой и спортом.
- Развивать инициативность учащихся.
Разделы воспитательной работы
8. Познавательная деятельность.
9. Краеведческо-экологическая деятельность.
10. Трудовая деятельность.
11. Культурно-эстетическая деятельность.
12. Спортивно-оздоровительная деятельность.
13. Свободное общение и досуг.
14. Работа с родителями.
№ п/п | Разделы воспитательной работы | Намеченные мероприятия | Ответственные за проведение | Дата проведения | Анализ проведенных мероприятий |
1. | Познавательная деятельность | Классный час «День семейного очага». Беседа о ПДД. | Кл. рук. Старшеклассники | ||
2 | Трудовая деятельность | Организация дежурства по классу. Рисование, аппликация, вышивка, вырезывание из бумаги адыгейских орнаментов. | Обучающиеся Учитель технологии | ||
3 | Культурно-эстетическая деятельность | Конкурс рисунков на асфальте «Моя семья». Чтение книги Л.П.Стрелковой «Уроки сказки» | Старшеклассники Кл. рук. | ||
4 | Свободное общение и досуг | Классный час. «И летом школу мы не забывали». Перевыборы президента класса | Кл. рук. Актив класса | ||
5 | Работа с родителями | Родительское собрание. | Администрация школы, Кл. рук. | ||
6 | Трудовая деятельность | Изготовление поделок из листьев осенней окраски. Турнир полезных дел (уборка школьного двора). | Кл. рук. | ||
7 | Культурно-эстетическая деятельность | Классный час «Школа этикета». Занятие «Письмо в рисунках «После школы». Участие в празднике «День Учителя». | Кл. рук. Актив класса | ||
8 | Спортивно-оздоровительная деятельность | МА – КЛАС- СО (маленькое классное соревнование) | Учитель физической культуры. | ||
9 | Свободное общение и досуг | День вежливости Классный час «Я познаю себя» | Обучающиеся Кл. рук. | ||
10 | Свободное общение и досуг | Сбор материала для оформления фотоальбома «Я и мой класс». | Обучающиеся | ||
11 | Культурно-эстетическая деятельность | Сценки-минутки на школьном уроке (инсценированное). Музыкальное занятие. Конкурс рисунков «Наш Эрмитаж». | Обучающиеся Кл. рук. Учитель ИЗО. | ||
12 | Учебно- познавательное направление | Неделя детской книги. Акция «5 для мамы» | Кл.рук | ||
13 | Культурно-эстетическая деятельность | Праздник «Масленица широкая» Изготовление открыток учителям- ветеранам. | Организаторы. Кл.рук. | ||
14 | Экологическое направление | Операция «Росток» (Посадка и выращивание побегов комнатных растений) | Кл.рук. | ||
15 | Информационное направление | Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье. ОБЖ «Где на улице опасно?» | Кл.рук. |