Работа с одаренными

Авдиенко Нина Сергеевна

 

 

Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,

на которой будут расти и процветать таланты

Генрих Нейгауз

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.

Наше время – это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение часто сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних  и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Современные тенденции социального развития общества ставят перед образованием новые задачи. В числе основных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечается выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности, создание среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления его потенциала. И это не случайно, поскольку ни компьютеризация, ни совершенное знание нескольких языков, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления будут являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить.

На современном этапе отправной точкой отсчёта, от которой берут начало прикладные исследования и педагогическая практика в нашей стране, является «Рабочая концепция одарённости» под редакцией Д.Б.Богоявленской и В.Д. Шадрикова.

По определению авторов концепции: «Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей.

Одарённость, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека. Одарённый ребёнок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка. Педагогу необходимо учитывать, что для одарённых детей характерна потребность в знаниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_odarennye_2018_na_sayt.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 «Улыбка» г.Светлоград

Утверждено:

 приказом № ___ от _______ 20__г заведующий МКДОУ ДС № 40 «Улыбка» г.Светлоград

Л.В. Сергеева _____________

Принято на заседании педагогического совета МКДОУ ДС № 40 «Улыбка» г.Светлоград

пр. № ___ от_______ 20___ г.

Рабочая программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 40 «Улыбка» г.Светлоград

 «Сопровождение талантливых и одаренных детей в ДОУ»

Ступень обучения – дошкольное образование

Возраст обучающихся – 5-7 лет

Разработано:

Авдиенко Нина Сергеевна

 педагог – психолог МКДОУ

ДС №40 «Улыбка» г.Светлоград

г.Светлоград 2018 г.

Содержание:

1

Целевой раздел.

3

1.1

Пояснительная записка.

3

1.2

Актуальность программы.

4

1.3

Цель, задачи.

4

1.4

Контингент воспитанников.

4

2

Содержательный раздел.

4

2.1

Нормативно – правовая база программы.

4

2.2

Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок». Признаки одаренности.

5

2.3

Виды одаренности.

6

2.4

Принципы педагогической деятельности в работе с талантливыми и  одаренными детьми.

8

2.5

Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте.

8

2.5.1

Возрастные особенности одарённости.

9

2.5.2

Типичные черты одаренности детей.

11

3

Организационный раздел.

11

3.1

Методы диагностики в ходе реализации программы.

11

3.2

Планируемые результаты.

11

3.3

Основные направления реализации программы.

12

3.3.1

Работа с одаренными и талантливыми детьми.

12

3.3.2

Работа с педагогами.

12

3.3.3

Работа с родителями.

13

3.4

Основные этапы реализации программы.

13

3.4.1

Этапы психолого – педагогического сопровождения развития одаренного ребенка.

13

3.5

Условия успешной работы с одаренными воспитанниками.

16

3.6

План мероприятий в ДОУ проводимых в рамках реализации программы по работе с одаренными детьми.

16

4

Приложения.

18

4.1

Приложение №1 Диагностические материалы:

  • Экспресс-анкета «Одаренный ребенок»
  • Методики диагностики универсальных способностей для детей (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
  • Методика В.С.Юркевич. Дерево желаний
  • Фигурные тесты П. Торренса
  • Методика и диагностика выявления психомоторной одаренности детей.
  • Диагностика музыкальных способностей детей. Н.А Ветлугина, О.П. Радынова
  • Тест «Не прозевайте вундеркинда»
  • Тест-анкета «Как развита фантазия вашего ребенка» (для родителей и педагогов)

18

18

18

21

22

27

35

39

40

4.2

Приложение №2 Карта сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с признаками одаренности.

41

4.3

Приложение №3 Индивидуальный план работы с талантливыми и одаренными детьми на 2018 – 2019 учебный год.

Индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения талантливого ребенка и ребенка с признаками одаренности.

43

44

5

Список используемой литературы

47

  1. Целевой раздел.
  1. Пояснительная записка.

Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,

на которой будут расти и процветать таланты

Генрих Нейгауз

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.

Наше время – это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение часто сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних  и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Современные тенденции социального развития общества ставят перед образованием новые задачи. В числе основных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечается выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности, создание среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления его потенциала. И это не случайно, поскольку ни компьютеризация, ни совершенное знание нескольких языков, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления будут являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить.

На современном этапе отправной точкой отсчёта, от которой берут начало прикладные исследования и педагогическая практика в нашей стране, является «Рабочая концепция одарённости» под редакцией Д.Б.Богоявленской и В.Д. Шадрикова.

По определению авторов концепции: «Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей.

Одарённость, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека. Одарённый ребёнок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка. Педагогу необходимо учитывать, что для одарённых детей характерна потребность в знаниях.

  1. Актуальность.

Актуальность программы заключается в том, у одаренных детей высоко развита потребность во внимании взрослых. Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к познанию. Уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать свое поведение, но в силу свойственного возрасту эгоцентризма они нуждаются в помощи более зрелых людей. Одаренным детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, с педагогами, членами своей семьи; они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Эти черты проявляются у одаренных детей в силу их особого интеллектуального развития. Однако педагоги, в общем, не готовы к общению с одаренными детьми, поэтому часто одергивают и унижают их, дают им заниженную оценку и тем самым губят детскую непосредственность, любознательность, желание находиться в постоянном поиске нового в процессе обмена информацией с педагогом.

  1. Цель, задачи.

Цель: создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи:

  • выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОУ;
  • проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными и детьми в ДОУ;
  • интеграция основного и дополнительного образования;
  • разработать план мероприятий для развития творческой и психомоторной (спортивной) одаренности детей;
  • повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.
  1. Контингент воспитанников.

Возрастная категория детей – от 5 до 7 лет, имеющий яркие, очевидные достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

  1. Содержательный раздел
  1. Нормативно – правовая база программы.
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
  • Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ;
  • Основные положения «Декларации прав ребенка», принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ № 1756 – р от 29 декабря 2001 г.;
  • Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002г.
  1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок».

Признаки одаренности.

В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одаренность – это синдром типичных психофизиологических и социально-психологических отклонений от среднестатистической линии развития человека, превышение её по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта. При этом, чем более выражена одаренность, тем больше психологических проблем самоактуализации и социальной адаптации она вызывает.

Одаренность – наличие задатков развития способностей, которые в исследованиях Б.М. Теплова (1998) определяются так:

  • во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  • во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
  • в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у данного индивидуума.

Это позволяет охарактеризовать одаренность как целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей.

Одаренным детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, с педагогами, членами своей семьи; они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Эти черты проявляются у одаренных детей в силу их особого интеллектуального развития. Однако педагоги, в общем, не готовы к общению с одаренными детьми, поэтому часто одергивают и унижают их, дают им заниженную оценку и тем самым губят детскую непосредственность, любознательность, желание находиться в постоянном поиске нового в процессе обмена информацией с педагогом.

Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

У одаренных детей, как правило, отмечена высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера.

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

  1. Виды одаренности.

Дети, прежде всего, значительно различаются по уровню одаренности. Особая, исключительная одаренность – это одаренность, для выявления которой, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одаренность видна, что называется, невооруженным глазом. Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе психологического риска.

У них отмечаются серьезные проблемы общения, часто повышенная эмоциональная возбудимость, гиперактивность, в некоторых случаях проявляется синдром аутизма. Гораздо меньше проблем с одаренными детьми, условно называемыми «высокая норма». Это тоже одаренные дети, но их одаренность носит более нормальный, обычный характер.

Это дети, которым повезло с самого начала: нормальные роды, хорошая семья, много внимания и любви родите лей. Такой ребенок, как правило, не ходил в детский сад или же пошел туда довольно поздно и ненадолго. Есть одаренные дети, у которых при высоком умственном развитии не отмечается резкого возрастного опережения.

Их одаренность видна только психологам или внимательным педагогам, много и серьезно работающим с ребенком. И наконец, существует своего рода «антивундеркиндный» вид возрастного развития одаренности, когда одаренность не только не сопровождается забеганием вперед в развитии, но в некоторых отношениях обнаруживает и замедленное развитие.

В любом случае важно отметить: с одной стороны, вундеркинд, подававший столько надежд в детстве, не всегда вырастает в выдающегося человека, а с другой – не всегда исключительная одаренность проявляется в блестящих интеллектуальных успехах или в явном опережении в развитии

Выделяется два вида одаренности:

  1. Общая – обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности;
  2. Специальная – качественное своеобразие сочетаний способностей, создающая возможность успеха в определенной деятельности.

Авторы отмечают и то, что существует несколько видов специальной одаренности: интеллектуальная, академическая, художественная, организаторская, психомоторная, иначе спортивная.

Интеллектуальная одаренность. Таких детей называют «светлыми головами» и «надеждой образовательного учреждения». Можно выделить два основных подвида интеллектуальной одаренности:

  • проявляются общие умственные способности и нет какой-либо специализации;
  • незаурядные способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знания. Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребенком, и ребенок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд трудновоспитуемых.

Академическая одаренность. Дети этого вида одаренности, прежде всего, блестяще учатся. Именно эти дети демонстрируют такой факт: про пасти между одаренными и обычными детьми нет, а одаренность может быть в той или иной мере результатом полного и яркого развития достаточно обычных от природы возможностей. Указанные выше группы одаренных детей даже по внешнему виду резко отличаются друг от друга: особо одаренные дети часто меньше ростом и физически слабее своих сверстников, а дети из группы "высокой нормы" здоровее и выше своих сверстников.

Художественная одаренность. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: в музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Может проявляться у дошкольников с разной степенью широты: есть дети с различными художественными способностями (ребёнок поет, танцует и превосходно рисует). Дети с этим видом одаренности не особенно хорошо учатся. Для этого много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый мир, в котором не всегда есть место групповым занятиям.

Организаторская, или лидерская, одаренность. Она характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими; предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. Во многих случаях у людей с этим видом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора.

Известны разные варианты лидерской одаренности: эмоциональные лидеры (своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят); лидеры действия (умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой). К сожалению, незаурядные лидерские возможности детей с выраженными способностями реализуются в деятельности, не связанной с групповыми занятиями. Некоторые из них не имеют достаточной учебной мотивации и откровенно ничего не делают в детском саду, а невозможность завоевать статус лидера в детском саду ведет их на улицу. На них часто жалуются родители более старших детей: властные по натуре, они подавляют их инициативу. Такие дети часто рассматриваются педагогами только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны соответствующее негативное отношение. Это еще больше усугубляет проблемы и самих детей, и педагогов.

Психомоторная, или спортивная, одаренность. Следует отметить: бытующее мнение о пониженных умственных способностях спортсменов не соответствует действительности. Исследования показали, что у выдающихся спортсменов интеллектуальные возможности значительно выше среднего. Это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Дети со спортивной одаренностью далеко не всегда хорошо учатся. Это связано прежде всего с недостатком времени и соответствующего желания. Если у детей, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.

  1. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и талантливыми детьми:
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);
  • принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного процесса;
  •  принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;
  • принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);
  • принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
  1. Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте.

Существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними, накопленный в мировой психологии и педагогике, оставляет открытыми ряд вопросов, которые требуют поиска ответов на них.

Прежде всего, это вопросы о ранней детской одаренности, которая выявляется у детей дошкольного возраста (в нашей стране — это возраст до 6-7 лет). Часто за одаренность дошкольника принимаются некоторые его конкретные знания и умения: умение рано читать и писать, быстро считать, различать архитектурные стили и музыкальные жанры. Эти умения впечатляют взрослых, но нередко оказываются результатом обыкновенной тренировки детей родителями. В решении же новых задач, требующих самостоятельности, нестандартности решения такие дети могут проявлять полную беспомощность.

Структура одаренности у детей дошкольного возраста, может быть охарактеризована путем анализа специфики и уровня развития трех основных компонентов: познавательной активности, умственных способностей и специфически дошкольных видов деятельности (игра, продуктивные виды деятельности), в которых ребенок может реализовать свои возможности как субъект. В русле данного подхода одаренный дошкольник — это не тот ребенок, который быстрее переходит к обучению по школьным программам, а тот, который в наиболее полной степени проживает свой возраст.

Естественно, что существует особая логика в становлении способностей ребенка. В основу анализа динамики развития способностей может быть положена характеристика тех средств, которыми овладевает ребенок. Хорошо известно, что сам Л.С.Выготский в качестве основного средства выделял знак, и прежде всего, понятие. Однако, в более поздних исследованиях (А.В.Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н.Поддьяков и др.), было показано, что для ребенка дошкольного возраста характерным является использование образных средств: сенсорных эталонов, наглядных моделей, схем, планов, которые на образном уровне позволяют ребенку анализировать действительность, выделять в ней наиболее существенные для решения задачи связи и отношения. Действия с подобными средствами позволяют ребенку справляться со своими непосредственными побуждениями, произвольно организовывать свое поведение.

Еще в исследованиях А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, Д.Б.Эльконина и других было показано, что при переходе от преддошкольного возраста к дошкольному (от 3 до 4 лет) при решении ребенком самых разных задач происходит переход от направленности на предмет к направленности на себя, на поиск нового способа взаимодействия с реальностью. Естественно, что ребенок-дошкольник не осознает все составляющие выполняемого им действия, не осознает применяемого им способа во всей полноте. Но уже появляется осознание самого факта применения нового способа, направленность на произвольное и осознанное его построение и использование.

  1. Возрастные особенности одарённости.

Одарённость ребенка проявляется очень рано. Самый интенсивный период его развития 2 – 5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.

В дошкольном возрасте одаренность проходит несколько этапов:

  • первый этап (2 –3 года) на данном этапе ребенок получает первые сенсорные впечатления;
  • второй этап (3 – 4 года) происходит погружение в деятельность, проявляются начальные признаки природного материала, ребёнок очень активен, ему необходимо предоставить широкий спектр в различных видах деятельности;
  • третий этап (4 - 5 лет) этап творческого поиска ребенка, возможно, объединять детей имеющих способности в группы для дополнительных занятий;
  • четвертый этап (5 – 6 лет) ребёнок стремится к достижению положительного результата;
  • пятый этап (6 – 7 лет) само проявление одаренности.

Следующий период проявления одарённости (11 – 14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носит исследовательский характер.

Итоговый период проявления одарённости(15 - 20 лет).

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):

  1. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии.
  2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
  3. Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.
  4. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.
  5. Многие исследователи, изучающие проблемы, изучающие проблемы одарённых детей (Т.А.Репина, Т.В.Сенько), отмечают, что в сфере общения со сверстниками у таких детей возникают определённого рода проблемы. Они объясняют это диспропорцией в умственном и социальном развитии одарённых детей.
  6. Высокий уровень самосознания одарённых детей сопровождается ранним пониманием своего отличия от других. Это может восприниматься негативно, приводить к самоизоляции или чувству отверженности, в результате страдает уверенность в себе и тормозится эмоциональное и личностное развитие. С другой стороны, восприятие ребёнком и окружающими одарённости как заслуги может формировать у него высокомерие и чувство превосходства над другими, что также ведёт к личностным и межличностным нарушениям.
  7. Необычная глубина интенсивность эмоций одарённых детей, их незащищённость и чувствительность к несоответствию между идеями и реальностью требуют уделять особое внимание обсуждению этических вопросов, сопоставлению и осмыслению своего и чужого эмоционального опыта.
  1. Типичные черты одаренных детей:
  • на занятиях все легко и быстро схватывают;
  • знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
  • быстро запоминают услышанное или прочитанное;
  • решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
  • задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
  • оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
  • очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

  1. Организационный раздел.
  1. Методы диагностики в ходе реализации программы:
  • наблюдения;
  • беседы;
  • педагогическая диагностика;
  • изучение продуктов детского творчества;
  • ведение индивидуальных карт развития.
  1. Планируемые результаты:
  • создание банка данных «Одаренные и талантливые дети»;
  • высокая динамика развития продуктивного творческого мышления талантливых и одаренных детей;
  • повышение уровня индивидуальных достижений воспитанников в различных направлениях деятельности (творческой, спортивной);
  • высокая динамика процентов участников и призеров конкурсов различного уровня;
  • организация системы дополнительного образования;
  • обогащение предметно – развивающей среды;
  • повышение профессионального уровня педагогов по выявлению признаков одаренности у детей;
  • повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.
  1. Основные направления реализации программы.

  1. Работа с одаренными и талантливыми детьми.
  1. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках образовательного процесса:
  • групповые занятия;
  • работа по индивидуальным планам.
  1. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми во внеурочное время:
  • индивидуальные занятия;
  • проектная деятельность;
  • организация выставок;
  • организация праздников и развлечений;
  • создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;
  • организация конкурсов, соревнований;
  • организация кружков, секций.
  1. Работа с педагогами.

Работа с педагогами проводиться по следующим направлениям:

  • педагогические советы;
  • выступления из опыта работы;
  • презентации;
  • семинары – практикумы;
  • консультации, рекомендации.

  1. Работа с родителями.

Работа с родителями проводиться по следующим направлениям:

  • анкетирование;
  • родительское собрание;
  • памятки – рекомендации, папки – передвижки, консультации, рекомендации;
  • совместные детско – родительские проекты;
  • презентации;
  • совместные праздники, соревнования, конкурсы;
  • помощь в создании развивающей среды.
  1. Основные этапы реализации программы.
  1. Этапы психолого – педагогического сопровождения развития одаренного ребенка.

Первый этап – предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей и других людей, имеющих контакт с ребенком. Знакомя родителей с возрастными особенностями детей, педагоги вместе с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития.

Выявление одаренного ребенка на первом этапе возможно при использовании методов наблюдения и метода экспертных оценок. Воспитатели средней группы в конце учебного года заполняют анкету (Экспресс-анкета «Одаренный ребенок»), где оценивают степень проявления у детей группы признаков одарённости: выполнение заданий на наиболее высоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, любознательность, широта кругозора.

Второй этап – представляет собой прохождение трех модулей:

1й модуль - Работа с детьми.

Уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение психолого-педагогического обследования. На этом этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от специалистов ДОУ, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. В ДОУ организуется и проходит психолого-педагогический консилиум, на который приглашают всех педагогов работающих с детьми. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, определяют организацию сопровождения и условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи для каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы и рекомендации по сопровождению одаренного ребенка.

При диагностике одарённости исходим из представления большинства исследователей (Дж. Рензулли) о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативности, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.

Этапы сопровождения развития психомоторной одаренности ребенка.

1-й этап сопровождающей работы – диагностический – предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих контакт с ребенком. На этом этапе воспитатели знакомят родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития, построения развивающей работы.

2-ий этап - создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей работы с ребенком в кружке, консультативной и другой работы с родителями, воспитателями. Мало просто выявить таланты, надо сохранить каждого, помочь выстроить путь дальнейшего развития выявление талантливых детей осуществляется в процессе реализации системы конкурсов для детей разного возраста.

Для определения уровня развития способностей у детей возможно использование следующих методик:

№п/п

Название методики

Ответственный

Методики диагностики универсальных способностей для детей

Психолог

Методика В.С.Юркевич. Дерево желаний

Воспитатели, психолог

Фигурные тесты П. Торренса

Психолог

Оценка психомоторной одаренности

Инструктор по физической культуре

Диагностика музыкальных способностей детей. Н.А Ветлугина, О.П. Радынова

Музыкальный руководитель

Тест «Не прозевайте вундеркинда»

Воспитатели, родители

Тест «Как развита фантазия вашего ребенка» (для родителей и педагогов)

Воспитатели, родители

На основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии одарённости у детей.

2й модуль - Работа с педагогами.

Основные задачи данного модуля:

  • повышение педагогического мастерства и личностного роста педагогов;
  • самоорганизация и развитие;
  • мониторинг профессионально-личностного роста.

Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М. Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми:

  • теоретические знания по вопросу одарённости;
  • наличие практического опыта;
  • позитивная Я - концепция;
  • целеустремлённость и настойчивость;
  • зрелость (чёткое знание своих целей и задач);
  • эмоциональная стабильность;
  • креативность.

3й модуль - Работа с родителями.

Основные задачи данного модуля:

  • Исследование родительской компетенции.
  • Формирование психолого-педагогической грамотности родителей.
  • Изучение и развитие родителями личности своего ребенка.

Основная цель работы с родителями – помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка

Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости, а его отсутствие ведёт за собой «обнищание мысли» (А.М.Матюшкин, Ю.С. Багимов и другие). Однако даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одарённого ребёнка. Поэтому специалистам, работающим с такими детьми, нужно уделять особое внимание семье.

Рекомендуемый практический материал по содержанию работы с родителями:

  • Тест «Как развита фантазия Вашего ребенка?»;
  • Консультации, памятки, советы;
  • Определение склонностей ребенка (для родителей и педагогов).

Третий этап – создание условий для развития одаренного ребенка, через организацию развивающей работы с одаренным ребенком в условиях ДОУ, в учреждении дополнительного образования; консультативной и другой работы с родителями. На данном этапе в ДОУ активно используют возможности учреждений дополнительного образования. Руководитель дошкольного учреждения заключает договор о сотрудничестве ДОУ и учреждения дополнительного образования. На этом этапе проводятся мероприятия, объединяющие детей, педагогов ДОУ, учреждения дополнительного образования, родителей. Данный опыт создает ситуацию сотрудничества, взаимной ответственности за развитие одаренного ребенка, укрепляет позицию интеграции дошкольного и дополнительного образования.

Четвертый этап – анализ промежуточных результатов сопровождения одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят мониторинг успешности развития одаренного ребенка и корректировку его индивидуальной программы или рекомендаций. Для того чтобы отследить динамику развития одарённости каждого ребёнка используется методика оценки общей одарённости А.И. Савенкова. В ней путём экспертных оценок выявляется уровень сформированности у детей 9-ти характеристик одарённости в начале и конце учебного года. Эксперты: воспитатели группы, педагоги дополнительного образования по ИЗО, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

Педагоги дошкольного и дополнительного образования организуют в ДОУ разнообразные формы презентаций результатов развития одаренного ребенка.

Эффективность сопровождения одаренного ребенка возможна, если система сопровождения тщательно выстроена, строго индивидуализирована.

  1. Условия успешной работы с одаренными воспитанниками.

Работу с одаренными детьми необходимо начать с планирования. В планировании педагог должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными воспитанниками. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:

  1. Расширение и совершенствование деятельности психологической службе в ДОУ.
  2. Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы педагогов ДОУ.
  3. Осознание важности работы с каждым одаренным ребенком.
  4. Создание и постоянное совершенствование методической системы ДОУ работы с одаренными воспитанниками.
  5. Признание руководством и коллективом ДОУ того, что реализация системы работы с одаренными воспитанниками является одним из приоритетных направлений в работе ДОУ.

Включение в работу с одаренными воспитанниками в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами: педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.

  1. План мероприятий в ДОУ проводимых в рамках реализации программы по работе с одаренными детьми

(рекомендуемый перечень).

№ п/п

Мероприятия

Ответственный

Совершенствование нормативно-правовой базы организации работы с одаренными детьми

Заведующий, заместитель заведующего по ВР

Формирование координационного органа по работе с одаренными детьми (рабочая группа)

Заведующий

Составление и утверждение плана работы с одаренными детьми

Заведующий, воспитатели групп, логопед, педагог-психолог

Приобретение специальной методической и детской познавательной литературы

Заведующий, воспитатели групп, логопед, педагог-психолог

Формирование системы дополнительной работы с одаренными воспитанниками:

  • организация работы кружков различных направлений;
  • организация системы исследовательской работы дошкольников.

Воспитатели групп

Создание перспективных планов, программ и методических материалов для организации воспитательно-образовательного процесса в системе повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми

Воспитатели групп, логопед, педагог-психолог

Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, обучение специалистов-психологов и педагогов новым образовательным технологиям и методикам обучения, использованию диагностического инструментария в работе с одаренными детьми, включая дистанционные

Заведующий, заместитель заведующего по ВР

Материальная поддержка одаренных детей, учреждение ежегодных премий (призов) одаренным детям

Заведующий, заместитель заведующего по ВР

Разработка нормативно-правовой базы по материальной поддержке педагогов, работающих с одаренными детьми (премии и другие виды морального и материального поощрения)

Заведующий, заместитель заведующего по ВР

Организация мониторинга состояния работы с одаренными детьми

Заместитель заведующего по ВР, воспитатели групп, логопед, педагог-психолог

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по направлению одаренные дети. Обеспечение распространения информации, издания методических, авторских педагогических разработок, альманахов, периодических изданий, творческих работ одаренных детей

Заведующий, заместитель заведующего по ВР, воспитатели групп, логопед, педагог-психолог

Подготовка и создание страницы «Одаренные дети» на официальном сайте ДОУ

Заместитель заведующего по ВР

Ведение электронного банка данных «Одаренные дети»

Педагог – психолог

  1. Список литературы.
  1. Проблемы личностных особенностей одаренных детей младшего школьного возраста (по материалам психолого-педагогических исследований) https://studbooks.net/1614723/psihologiya/problemy_lichnostnyh_osobennostey_odarennyh_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta_po_materialam_psihologo-pedagogicheskih_issledovaniy
  2. http://pdetsad.spb.ru/
  3. Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2010 № 2.
  4. Галянт, И. О проблемах художественно-творческой одаренности дошкольников / И. Галянт // Дошкольное воспитание. 2009 №7.
  5. Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности / И. Галянт // Дошкольное воспитание. 2010 № 6.
  6. Гердт, Н. Интеграция искусства: путь становления художественной культуры и творческой одаренности детей / Н. Гердт // Дошкольное воспитание. 2009 № 7.
  7. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух. М, 1991.
  8. Выготский, Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 1972. № 2.
  9. Евтушенко, И. Детская одаренность и родители / И. Евтушенко // Дошкольное воспитание. 2009. № 7.
  10. Емельянова, И. Роль исследовательской деятельности в развитии одаренных детей / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. 2010 №7.
  11. Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. 2009 № 7.
  12. Крынцылова, И. Развиваем способности ребенка / И. Крынцылова // Дошкольное воспитание. 2007 № 5.
  13. Кулемзина, А. Кризисы детской одаренности / А. Кулемзина// Школьный психолог: изд. дом Первое сентября. 2002 №41.
  14. Леднева, С. Признаки одаренности / С. Леднева // Школьный психолог: изд. дом Первое сентября. 2001 №23.
  15. Леви, В.Л. Нестандартный ребенок / В.Л. Леви. М, 1989.
  16. Матюшкин, A.M. Концепция детской одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. № 6.
  17. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  18. Одаренный ребенок / под. ред. О.М. Дьяченко. - М.: Междунар. образоват и психол. колледж, 1997.
  19. Пасечник Л. Одаренные дети в детском саду и семье: статья вторая / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. 2009. № 4.
  20. Пасечник, Л. Одаренный ребенок – особая ценность для общества / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. 2009. № 2.
  21. Путляева, Л. О задатках и способностях / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. 2006. N 4.
  22. Савенков, А.И. Одарённые дети: особенности психического развития. / А.И. Савенков. - М: Просвещение, 2006.
  23. Теплов, Б.М. Способность и одарённость / Б.М. Теплов . — М: Просвещение, 1985.
  24. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей / В. С. Юркевич. - М: Просвещение, 1996.